Научная статья на тему 'Отношения между поколениями в семье и самоактуализация личности'

Отношения между поколениями в семье и самоактуализация личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
500
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межпоколенные отношения / межпоколенные связи / личностная зрелость / зрелость / личность / семья / поколение / самоактуализация / intergenerational relationships / intergenerational communication / personal maturity / maturity / personality / family / generation / self-actualization.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воюшина Екатерина Александровна

В статье рассматривается вопрос изучения межпоколенных отношений, возможности их влияния на достижение человеком личностной зрелости. Приводятся данные эмпирического исследования, посвященного изучению связи между показателями самоактуализации личности и типом межпоколенных отношений в семье (гармоничные, дисгармоничные, контролирующие, разрыв межпоколенных отношений). Представлено авторское понимание критериев личностной зрелости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONS BETWEEN GENERATIONS IN THE FAMILY AND PERSONAL SELF-ACTUALIZATION

This article considers some questions of research of intergenerational relationships and the possibility of their influence on the achievement of personal maturity. The data of an empirical study devoted to the study of the relationship between indicators of personal self-actualization and the type of intergenerational relationships in the family (harmonious, disharmonious, controlling, breaking the intergenerational relationships) are presented. The author’s view of the criteria of personal maturity is presented.

Текст научной работы на тему «Отношения между поколениями в семье и самоактуализация личности»

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ В СЕМЬЕ И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Воюшина Екатерина Александровна (Северодвинск, Россия), старший преподаватель филиала Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске. E-mail: e.voyushina@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается вопрос изучения межпоколенных отношений, возможности их влияния на достижение человеком личностной зрелости. Приводятся данные эмпирического исследования, посвященного изучению связи между показателями самоактуализации личности и типом межпоколенных отношений в семье (гармоничные, дисгармоничные, контролирующие, разрыв межпоколенных отношений). Представлено авторское понимание критериев личностной зрелости.

Ключевые слова: межпоколенные отношения, межпоколенные связи, личностная зрелость, зрелость, личность, семья, поколение, самоактуализация.

RELATIONS BETWEEN GENERATIONS IN THE FAMILY AND PERSONAL SELF-ACTUALIZATION

Voyushina Ekaterina Aleksandrovna (Severodvinsk, Russia), senior lecturer, branch of the Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov in Severodvinsk. E-mail: e.voyushina@mail.ru

Abstract. This article considers some questions of research of intergenerational relationships and the possibility of their influence on the achievement ofpersonal maturity. The data of an empirical study devoted to the study of the relationship between indicators of personal self-actualization and the type of intergenerational relationships in the family (harmonious, disharmonious, controlling, breaking the intergenerational relationships) are presented. The author's view of the criteria of personal maturity is presented.

Keywords: intergenerational relationships, intergenerational communication, personal maturity, maturity, personality, family, generation, self-actualization.

Для современного общества характерна проблема межпоколенных отношений как на уровне семьи, так и на уровне общества в целом. Исследователи связывают это с теми экономическими, социальными и политическими изменениями, которые происходят в мире. Все они так или иначе влияют на становление мировоззрения человека, образ его жизни, межличностные отношения. Уход от традиций преемственности между поколениями влечет за собой конфликты и дисгармонию во взаимоотношениях между членами семьи, смену ценностных ориентаций молодого поколения.

Вслед за М.И. Постниковой, мы определяем межпоколенные отношения (далее — МПО) как сложный многоуровневый и многокомпонентный системный, опосредованный культурно-историческим развитием общества, процесс, суть которого заключается в осознанной, ценностно-осмысленной и эмоционально окрашенной интра- и интерпсихической активности субъектов — представителей разных поколений — людей разного возраста [2].

Особое значение имеют межпоколенные отношения для развития личности человека, становление его зрелости. Личностная зрелость является тем конструктом, который активно изучается современной психологией. Авторами предлагаются различные формулировки личностной зрелости, однако все их можно объединить в два направления: как наступление возрастного этапа и как наличие определенных достижений. Два этих процесса могут не совпадать по времени, достижение зрелости как возрастного этапа отнюдь не предполагает достижения зрелости личности. Поэтому как никогда актуальной становится проблема изучения критериев зрелости личности.

Опираясь на работы отечественных и зарубежных авторов (Н. Мак-Вильямс, В. Меннингера, Дж. Холлиса, А. Эллиса, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева), а также принимая во внимание идею Л.А. Головей о целесообразности использования интра- и

интерперсональных критериев зрелой личности, позволим представить свое видение этих характеристик [3]. К индивидуально-психологической зрелости мы относим целе-полагание, ответственность, самоотношение, сензитивность, самоуважение, поддержку, жизнестойкость, целостность личности; к социально-психологической зрелости — гуманистические ценности, гармоничные отношения с окружающими.

Основной целью нашего исследования было изучение типологической специфики отношений между поколениями в семье и сопряженность этой типологии с уровневыми характеристиками личностной зрелости человека; в статье мы представим часть полученных нами данных, касающихся самоактуализации личности.

В исследовании участвовали 156 человек в возрасте от 25 до 72 лет (92 женщины и 64 мужчины). В качестве инструментария нами использовались следующие методики: «Самоактуа-лизационный тест» (САТ); «Смысложизненные ориентации» (СЖО); Тест жизнестойкости (в адаптации Д.А. Леонтьева); шкала семейного окружения (в адаптации С.Ю. Куприянова); субъективная оценка межличностных отношений (автор С.В. Духновский).

С помощью факторного анализа была выделена и описана типология межпоколенных отношений в семье — «гармоничные МПО», «дисгармоничные МПО», «контролирующие МПО», «разрыв МПО».

Выявлены и описаны уровни развития личностной зрелости человека (высокий, средний и низкий), проведен сравнительный анализ интраперсональных и интерперсональных характеристик личности у людей с разным типом межпоколенных отношений в семье.

Подробнее представим взаимосвязь типов межпоколенных отношений в семье, выделенных на основе анализа соотношений показателей методики «Шкала семейного окружения» и субшкал методики «Самоактуализационный тест».

Практически все показатели межпоколенных отношений имеют статистически значимые корреляционные связи с большинством показателей самоактуализации.

— «сплоченность» обнаруживает прямые связи (0,01<p<0,05) с показателями «ориентация во времени», «ценностные ориентации, «поддержка», «самоуважение», «самопринятие», «контактность»;

— «экспрессивность» (0,01<p<0,05) — с показателями «спонтанность», «контактность», «креативность», «сензитивность», «взгляд на природу человека», «ориентация во времени»;

— «конфликт» (0,01<p<0,05) обнаруживает обратные связи с показателями «контактность», «взгляд на природу человека», «гибкость поведения», «поддержка»; прямые связи с показателями «ориентация во времени», «самопринятие».

Наибольшее количество и одновременно наиболее сильные связи отмечаются между показателями отношений между членами семьи и показателями «поддержка», «контактность», «гибкость поведения», «взгляд на природу человека». Эти связи можно определить как ядро корреляционной плеяды. Наиболее позитивный и удовлетворяющий потребности человека тип межпоколенных отношений связан с принятием себя как самодостаточной, ценной для общества и семьи личности. С одной стороны, это свидетельствует о значимости отношений внутри семьи на самореализацию, самоактуализацию человека, с другой стороны, восприятие себя таким, какой ты есть, влияет на поддержание контактов с членами семьи, оказание ими поддержки.

Взаимосвязь показателей «ориентация во времени» показывает, что для людей, относящихся к гармоничному типу МПО, характерно понимание экзистенциональной ценности жизни «здесь и сейчас», они стремятся нивелировать недопонимания и конфликты, если таковые происходят. Это подтверждается низким уровнем конфликтности в целом среди респондентов с гармоничным типом МПО.

Респонденты, отнесенные нами к остальным трем типам МПО, как правило, испытывают затруднения в установлении долговременных, доверительных отношений, склонны

опираться на прошлое, прячутся в нем, не задумываются о дальнейшей судьбе своей семьи. Респонденты с более высоким уровнем экспрессивности ожидаемо демонстрируют высокие показатели по шкалам «спонтанность» и «контактность». Большая эмоциональность и открытое выражение своих чувств позволяет легко устанавливать новые контакты, обладать навыками эффективного общения, строить взаимно полезные контакты с окружающими людьми. В основе способности к спонтанному поведению лежит уверенность в себе и доверие к окружающему миру, что закладывается прежде всего в семье.

Рассмотрим также группу показателей, связанную с особенностями управления семейной системой и стремление к самоактуализации:

— «организация» обнаруживает прямые связи (0,01<р<0,05) с показателями «ориентация во времени», «ценностные ориентации», «гибкость поведения»

— «контроль» имеет обратную связь с показателем «спонтанность», прямую связь с показателями «поддержки», «самопринятия», «самоуважения».

Показатели управления семейной системой в меньшей степени связаны с показателями личностной зрелости человека (по сравнению с ранее описанными группами).

Низкий уровень организации и контроля существенно влияет на постановку и достижение жизненных целей, что в свою очередь напрямую связано с самоактуализацией личности человека. Чем ниже показатели организации и контроля, тем больше трудностей будет испытывать человек на пути к самореализации.

Респонденты с высоким уровнем организации в большей мере разделяют ценности самоактуализирующейся личности и более позитивно оценивают природу человека.

Таким образом, мы можем говорить, что связь между типами межпоколенных отношений в семье и показателями самоактуализации личности действительно существует. Наиболее ярко демонстрируют стремление к самоактуализации люди с гармоничным типом межпоколенных отношений.

Литература

1. Манукян В.Р., Трошихина Е.Г. Современные психологические концепции благополучия и зрелости личности: области сходства и различий // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. № 2 (26). С. 77—85.

2. Постникова М.И. Психология отношений между поколениями: теоретико-методологический аспект. — Архангельск, 2010. — 178 с.

3. Психологическая зрелость личности / Под общ. ред. Л.А. Головей. — СПб.: Скифия-принт, СПбГУ, 2014. - 240 с.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Гайнанова Лариса Рифовна (Уфа, Россия), магистрант 2 курса факультета психологии Башкирского государственного педагогического университете им. М. Акмуллы, специалист сектора организационного сопровождения иностранных обучающихся, Башкирский государственный университет. E-mail: arduvanovalarisa@gmail.com

Аннотация. В статье рассматриваются периоды развития эмоционального интеллекта в пубертате и его отражение на разных сферах жизни подростка. В связи с этим ставится проблема о необходимости обращения должного внимания на данную область. Развитие эмоционального интеллекта в столь непростой период позволит более комфортно и безболезненно проходить сложные этапы в обучении, межличностных отношениях и внутренних конфликтах.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, подростковый возраст, пубертат, эмпатия, саморегуляция, эмоции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.