Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЯ КЫРГЫЗОВ С СОСЕДНИМИ НАРОДАМИ В XVIII СТОЛЕТИИ'

ОТНОШЕНИЯ КЫРГЫЗОВ С СОСЕДНИМИ НАРОДАМИ В XVIII СТОЛЕТИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4803
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫРГЫЗЫ / КУЛЬТУРА / КОЧЕВОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОКАНДСКОЕ ХАНСТВО / ФЕРГАНСКАЯ ДОЛИНА / КИТАЙ / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Толобаева Э.А.

В статье рассматриваются торгово-экономические и культурные связи кыргызов с другими народами в XVIII столетии. Для понимания природы этих отношений автором характеризуется уровень развития духовной и материальной культуры кыргызов. Особое внимание уделяется кочевому образу жизни, развитию кочевого скотоводства и их влиянию на отношения с соседними странами и народами Ферганской долины, в том числе с Кокандским ханством. Также в статье анализируются кыргызские связи с Цинским Китаем и Россией, объясняются причины их заинтересованности в развитии отношений с кыргызами. Делается вывод о том, что кыргызская культура претерпела определенные изменения под влиянием культур соседних народов. Однако она не смешивалась с ними, сохраняя свою идентичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONS OF THE KYRGYZ WITH NEIGHBORING PEOPLES IN THE 18TH CENTURY

The paper examines the trade, economic and cultural ties of the Kyrgyz with other peoples in the 18th century. To understand the nature of these relations, the level of development of the spiritual and material culture of the Kyrgyz is characterized. Particular attention is paid to the nomadic lifestyle, the development of nomadic cattle-breeding and their impact on relations with neighboring countries and peoples of the Fergana Valley, including the Khanate of Kokand. The author also analyzes the Kyrgyz ties with China and Russia, explains the reasons for their interest in developing relations with the Kyrgyz. It is concluded that the Kyrgyz culture has undergone certain changes under the influence of the cultures of neighboring peoples. However, it did not mix with them, maintaining its identity.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЯ КЫРГЫЗОВ С СОСЕДНИМИ НАРОДАМИ В XVIII СТОЛЕТИИ»

УДК 947.1(575.2):390"17" Толобаева Элида Анарбековна

старший преподаватель кафедры истории Кыргызстана Кыргызского национального университета им. Жусупа Баласагына (Бишкек)

ОТНОШЕНИЯ КЫРГЫЗОВ С СОСЕДНИМИ НАРОДАМИ В XVIII СТОЛЕТИИ

Tolobaeva Elida Anarbekovna

Senior Lecturer, History of Kyrgyzstan Department, Kyrgyz National University named after Zhusup Balasagyn (Bishkek)

RELATIONS OF THE KYRGYZ WITH NEIGHBORING PEOPLES IN THE 18th CENTURY

Аннотация:

В статье рассматриваются торгово-экономические и культурные связи кыргызов с другими народами в XVIII столетии. Для понимания природы этих отношений автором характеризуется уровень развития духовной и материальной культуры кыргызов. Особое внимание уделяется кочевому образу жизни, развитию кочевого скотоводства и их влиянию на отношения с соседними странами и народами Ферганской долины, в том числе с Коканд-ским ханством. Также в статье анализируются кыргызские связи с Цинским Китаем и Россией, объясняются причины их заинтересованности в развитии отношений с кыргызами. Делается вывод о том, что кыргызская культура претерпела определенные изменения под влиянием культур соседних народов. Однако она не смешивалась с ними, сохраняя свою идентичность.

Ключевые слова:

кыргызы, культура, кочевой образ жизни, торговые отношения, Кокандское ханство, Ферганская долина, Китай, Россия

Summary:

The paper examines the trade, economic and cultural ties of the Kyrgyz with other peoples in the 18th century. To understand the nature of these relations, the level of development of the spiritual and material culture of the Kyrgyz is characterized. Particular attention is paid to the nomadic lifestyle, the development of nomadic cattle-breeding and their impact on relations with neighboring countries and peoples of the Fergana Valley, including the Khanate of Kokand. The author also analyzes the Kyrgyz ties with China and Russia, explains the reasons for their interest in developing relations with the Kyrgyz. It is concluded that the Kyrgyz culture has undergone certain changes under the influence of the cultures of neighboring peoples. However, it did not mix with them, maintaining its identity.

Keywords:

Kyrgyz, culture, nomadic lifestyle, trade relations, Khanate of Kokand, Fergana Valley, China, Russia

На современном этапе развития суверенных государств Центральной Азии возросло значение исторической науки, нацеленной на познание прошлого коренных народов данного региона. Это объясняется, прежде всего, тем, что национальное возрождение и историческая память тесно связаны между собой. Цель настоящей статьи заключается в том, чтобы на основе анализа источников и исследований создать целостную картину торговых, экономических и культурных связей кыргызов с соседними народами в XVIII столетии. Методологической основой послужили теоретические принципы историзма и объективности научного исследования, которые основываются на фактах конкретно-исторического характера и рассматривают общественное развитие как объективно-исторический процесс.

Исследователи отмечают, что кыргызская культура тесно связана с культурами саков, усуней, тюрков и коренных среднеазиатских народов при сохранении племенной идентичности. Это позволяет рассматривать ее как часть кочевой цивилизации. Племенной и патриархальный строй оказали глубокое влияние на духовную и материальную культуру кыргызов. Особо стоит выделить кочевой образ жизни и развитие в этой связи кочевого скотоводства, что было обусловлено, прежде всего, географическими условиями проживания. При этом скотоводство имело традиции, передаваемые из поколения в поколение. Кроме того, на южных кыргызских территориях активно развивалось сельское хозяйство. Ферганские кыргызы, живущие по соседству с узбеками и таджиками, давно занимающимися сельским хозяйством, освоили на высоком уровне культуру земледелия и продавали свой урожай как товар.

Еще одним видом хозяйственной деятельности выступала охота. Кыргызы считались искусными и меткими охотниками (мергенчи). Были развиты различные виды охоты с собаками и ловчими птицами. Среди последних особенно ценились беркуты и соколы, с помощью которых добывали лисиц, волков, косуль и которых натаскивали специально обученные люди - мунушкеры [1, с. 96]. О том, что охота занимала важное место в жизни кыргызов, свидетельствует их устное народное творчество, в частности, эпос «Кожожаш». В то же время кыргызы стремились поддерживать экологический баланс, например, не отстреливали диких животных в период размножения.

Объективный закон общественного разделения труда позволял кыргызам поддерживать торгово-экономические связи с соседними странами и народами. Кыргызы, занимаясь кочевым

скотоводством, нуждались в промышленных товарах и одежде. Эти потребности удовлетворялись торговцами из Ферганы, Кашгара, Кульджы. Кыргызы обменивали промышленные и непродовольственные товары, которые они сами не производили, на домашний скот, кожу, войлок и ценный мех [2, с. 23]. При этом кочевники не ждали купцов, а гнали скот на продажу крестьянам, живущим по соседству [3, с. 62].

Важную роль в развитии отношений кыргызов с другими странами и народами играл Великий шелковый путь, соединявший Азию и Европу и проходивший также и по кыргызским землям. Несмотря на то, что с XVI столетия в связи с открытием морских путей шло снижение важности сухопутного маршрута, кыргызская торговля с соседними народами продолжалась по налаженному руслу.

Кыргызы, как и другие среднеазиатские народы, стремились установить и укрепить отношения с Цинским Китаем. По мнению некоторых исследователей, цинское правительство разработало концепцию, согласно которой развитие торговых отношений с казахами и кыргызами использовалось в политических целях. Кыргызы и казахи предоставляли достаточно еды, чтобы удовлетворить продовольственные потребности цинских военных гарнизонов и жителей Синьцзяна. При этом цинская династия не оккупировала Восточный Туркестан и Среднюю Азию и не имела там военных гарнизонов. Однако для использования пастбищ, освобожденных от калмыков, кыргызы были обязаны ежегодно отдавать цинским властям одну лошадь из 100 лошадей или одну голову рогатого скота и одну овцу из 1 000 овец [4, с. 3]. Каждый год небольшая военная группа, сопровождавшая китайских купцов, отправлялась в Восточный Туркестан и на кыргызские пастбища для сбора этих налогов. Китайские купцы расширяли торговлю на кыргызских землях, обменивая свои товары на домашний скот, кожу, войлок, ценный мех. Торговые отношения между кыргызами и китайцами, а также активная торговля кыргызов на китайском рынке способствовали получению взаимной выгоды.

Те народы, по территориям которых проходили торговые караваны, объединяли усилия, чтобы обеспечить скорость и безопасность их движения. Маршруты создавались и улучшались с учетом интересов местного населения. Так, например, деревянные знаки в Фергане, которые использовались со времен Захир ад-Дина Бабура, были заменены новыми каменными знаками [5, с. 83]. Однако случались разногласия между кыргызскими правителями, каждый из которых стремился проводить караваны через свои поселения. В разрозненной среде было сложно обеспечить стабильность и безопасность, что положительно сказалось бы на развитии трансконтинентальных торговых путей. При отсутствии централизованной власти в кочевых горных районах для обеспечения безопасности торговых караванов возводились пограничные ограды с укреплениями или по крайней мере с солдатами.

Цинская империя, развивая отношения с кыргызами, решала тем самым вопрос снабжения мясом войск синьцзянских гарнизонов. Например, в Уч-Турфане цинские власти купили овцу за 5 лиан для своих солдат [6, с. 50]. Помимо покупки продуктов питания по низкой цене, у цинских властей была еще одна причина для поддержания стабильных отношений с кыргызами: торгуя, они получали информацию о политике других стран и их действиях на западе.

В XVIII столетии вышли на качественно новый уровень отношения кыргызов с Кокандским ханством, расположенным в Ферганской долине - крайне благоприятном для развития сельского хозяйства регионе. Кыргызы постоянно обменивали там свой домашний скот на пшеницу, ячмень, кукурузу. При этом в Ферганской долине с ее рельефом и климатом, идеально подходящими для земледелия, не разводили много скота. Для поездок в Кашгар и Афганистан торговцы предпочитали использовать лошадей, в основном из Коканда, потому что верблюдам было трудно пересекать высокие перевалы и горы. Однако в Туркестане держали двугорбых верблюдов, хорошо переносящих жару и холод. В Хиве же водились огромные одногорбые верблюды нарвской породы. Кокандские торговцы пасли своих верблюдов, чтобы погрузить свои товары и присоединиться к караванам. Те, у кого не было верблюдов, нанимали их у кыргызов. Российские источники утверждают, что «верблюды в караванах, отправляемых в Россию, загружаются от 16 до 18 фунтов груза» [7, с. 220]. На территории Кокандского ханства загружались двугорбые верблюды, нанятые у кочевых племен для перевозки грузов и отправляемые в разные города. За пределами ханства товары перевозили на лошадях в города, до которых можно было добраться в течение недели, и отправляли в Кашгар горными тропами.

Торговые пути продолжались через кыргызские поселения в Кашгар. Караванный путь из Коканда в Кашгар проходил через города Маргилан, Ош и Андижан, а затем через Терекский перевал до границ Восточного Туркестана. Отношения между Средней Азией и Китаем в этой сфере развивались уже давно, велась активная торговля. На торговом пути Терек скоту хватило корма и воды. Расстояние от Коканда до Кашгара составляло 450-500 верст, которые преодолевались за 12-20 дней. Русские товары, принадлежащие хану, проходили через Коканд. Затем купцы направлялись на восток. По этим маршрутам на территорию Кокандского ханства доставлялись товары из Англии и Индии. Так, за рассматриваемый период товарооборот Кокандского

ханства со странами Европы (Россия, Англия) за пять лет увеличился в 20 раз [8, с. 41]. Однако общий объем торговли оставался низким, несмотря на выгодное географическое положение.

На основе архивных материалов ученые доказали, что российский рынок нуждался в животноводческой и сельскохозяйственной продукции, произведенной в Средней Азии. Например, в ведомости, составленной Семипалатинской таможней в 1799 г., основными товарами биржевой торговли были овцы, лошади, крупный рогатый скот, пшеница [9, с. 92]. Кроме того, были проданы кыргызские веревки ручной работы, войлок, шкуры леопарда, рыси, лисы, а также сухофрукты. В то же время большая часть товаров, производимых в России, за исключением металлической посуды, такой как горшки, чайники и кольца, продавалась среднеазиатским купцам.

Из-за высокой стоимости товаров российского производства в кыргызских поселениях вожди местных племен не были полностью удовлетворены тем, что привозили посредники, поэтому они перебрались в Петропавловск и Семипалатинск, начав создавать собственные караваны. Атаке баатыр и Эсенгул баатыр отправили свои торговые караваны в Россию. Главами этих караванов были кыргызы. Например, один из караванов Атаке возглавлял джигит по имени Курбан [10, с. 92-93]. Кыргызские бийи отправили послов в Россию с предложением принять на себя обязательство по обеспечению безопасного проезда купцов и ташкентских караванов в Россию через свои земли [11, с. 122-123].

Интересные факты о торговых отношениях кыргызов с Россией, Афганистаном и Восточным Туркестаном в конце XVIII столетия мы можем обнаружить в трудах Ч.Ч. Валиханова. Например, он сообщает, что у кыргызов широко использовалась белая ткань дабу из Кашгара. Одежду из этой ткани носили и богатые, и бедные [12, с. 36-37].

Как мы уже отмечали, особенности образа жизни и экономического уклада кыргызов в XVIII столетии наложили глубокий отпечаток на материальную и духовную культуру. При этом сущность и закономерности духовной культуры кыргызского народа складывались веками на основе трансформационных процессов и дошли до нас. Поэтому сегодня одним из наиболее спорных является вопрос о том, какой культуре принадлежит культура XVIII в. и можно ли рассматривать эту духовную культуру как этнообразующий фактор.

С этой точки зрения, как отмечал профессор С.А. Аттокуров, в исторической науке преобладает взгляд на кыргызскую культуру как форму цивилизационной жизни [13, с. 129]. Поэтому среди историков до сих пор сохраняется мнение, что кыргызы в XVIII в. добились больших успехов только в области фольклора. Это происходило потому, что кыргызы, жившие на уровне натурального хозяйства, не могли теоретически осмыслить свое мировоззрение. В то же время они внесли вклад в сокровищницу мировой культуры, создав такие эпосы, как «Манас», «Курманбек», «Эр Табылды». Культура кыргызского народа гармонично сочетается с цивилизацией древних кочевников по своему происхождению и развитию, является ее производной частью.

Таким образом, преобладающая экономическая система и патриархально-родоплеменная жизнь кыргызов сформировали ядро их материальной культуры и приспособились к кочевой жизни. Материальная культура претерпела определенные изменения под влиянием культур соседних народов, которые вели оседлый образ жизни на протяжении веков. Однако она не смешивалась с ними, сохраняя свою идентичность. Территориальные и племенные общности росли в гармонии. Эта особенность горных кочевников снижала этнообразующий потенциал материальной культуры. В каждой долине проживало одно или несколько племен, составлявших союз. Такая политическая и региональная общность привела к формированию местной материальной и духовной культуры.

Ссылки:

1. Осмонов О.Дж. История Кыргызстана. Бишкек, 2008. 364 с.

2. Общественно-экономический строй киргизов дореволюционного периода (устные материалы, собранные в 1955 г. в районах Джалал-Абадской области Д. Айтмамбетовым) // НАН КР Инв. № 1695.

3. 9мYрбеков Т.Н. Кыргыз тарыхы: улуу инсандары. Бишкек, 2018. 448 б. (на кыргызском языке).

4. Нуров Г.А. Киргизия во второй половине XVIII века // НАН КР Инв. № 1439.

5. Сапаралиев Д.Б. Этнополитическая история Оша и его окрестностей с XVIII до середины XIX в. Бишкек, 1999. 144 с.

6. Кузнецов В.С. Цинская империя на рубежах Центральной Азии (вторая половина XVIII - первая половина XIX в.). Новосибирск, 1983. 124 с.

7. Обозрение Кокандского ханства в нынешнем его состоянии // Туркестанский сборник. Т. 374. С. 207-248.

8. Кокандское ханство по новейшим известиям // Туркестанский сборник. Т. 23. С. 67-110.

9. Кыргызстандын тарыхы: 3 томдук. Т. 2. XVII-XIX кылымдар. Бишкек, 2016. 616 б. (на кыргызском языке).

10. Там же.

11. Сапаралиев Д.Б. Взаимоотношения кыргызского народа с русскими и соседними народами в XVIII в. Бишкек, 1995. 152 с.

12. Валиханов Ч.Ч. Записки о киргизах // Собрание сочинений: в 5 т. Т. 2. Алма-Ата, 1985. С. 7-89.

13. Аттокуров С. Кыргыздар XVIII кылымда. Бишкек, 2002. 152 б. (на кыргызском языке).

Редактор, переводчик: Арсентьева Ирина Ильинична

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.