ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2008. № 1. С. 76-85.
© С.В. Чернобровкина, А.Т. Сагнаева, 2008 УДК 159.938.362.63
ОТНОШЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ К РАЗЛИЧНЫМ ОБЪЕКТАМ ВИЗУАЛЬНОЙ СРЕДЫ И ГОРОДУ В ЦЕЛОМ (НА ПРИМЕРЕ Г. ОМСКА)*
С.В.Чернобровкина
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского А.Т. Сагнаева
Омский государственный педагогический университет
The author tells that the visual environment of modern cities significally influences a condition of the person and operates as any other ecological factor. The city visual environment on many parameters mismatches to psychophysiological, to visual norms and negatively influences the person. And meanwhile at the skilful organization of visual space of the city environment it is possible to soften action of anthropogenous pollution.
Современная урбанизация внесла существенные изменения в жизнь человека. Это касается не только плохого воздуха, загрязненной воды, повышенной радиации - резко изменилась визуальная среда. Визуальная среда городского пространства существенным образом влияет на состояние человека и действует как любой другой экологический фактор.
Новое научное направление, развивающее аспекты визуального восприятия окружающей среды, было названо «видеоэкологией»
[4]. Изучая визуальную среду современных городов, мы можем существенным образом обогатить эстетическую составляющую и даже смягчить негативные последствия антропогенного загрязнения, создав благоприятную, с точки зрения видеоэкологии, среду обитания.
В нашей работе мы исследовали эмоциональное отношение жителей к различным объектам визуальной среды и городу в целом (на примере г. Омска). Нами были поставлены следующие задачи: 1) определить самые престижные для проживания с точки зрения визуального восприятия горожан административные округа города (АО); 2) установить эмоциональное отношение горожан различ-
*Впервые в журнале «Вестник ОмГУ», серия «Психология» мы публикуем статью, посвященную проблеме междисциплинарного характера, лежащей на стыке психологии и экологии: проблеме восприятия и эмоционального отношения жителей города к его визуальной среде. Данная статья является отражением сотрудничества исследователей различных отраслей науки.
ных возрастных категорий к конкретным группам объектов городской среды; 3) провести сравнительный анализ факторных пространств образов реального и идеального места проживания в восприятии омичей.
В исследовании приняли участие 680 человек, из них школьников - 34,8%, студентов - 23,9%, служащих - 31% и пенсионеров -10,1%. Исследование проводилось с апреля по октябрь 2007 г. В результате исследования престижности административных округов г. Омска с точки зрения визуального восприятия были получены следующие результаты.
Центральный АО был выбран горожанами как самый престижный округ, т.к. его видеоряд наиболее разнообразен в силу того, что он является историческим, политикоадминистративным, экономическим и культурным центром города. В данном округе хотело бы проживать 47,7% горожан (табл. 1), несмотря на то, что в нем сложилась напряженная экологическая ситуация. Весомый вклад в загрязнение района вносит перегруженность автомобильным транспортом главных магистралей.
Т а б л и ц а 1
Соотношение различных групп респондентов, выразивших положительное отношение к административным округам г. Омска (в %)
Административные округа (АО) % горожан, выразивших позитивное отношение Группы респондентов, выразивших позитивное отношение
школьники студенты служащие пенсионеры
Центральный АО 47,7 15,4 11,4 17 3,8
Кировский АО 18,5 4,4 6,9 4,7 2,5
Ленинский АО 13,5 7,6 1,6 3.2 1
Советский АО 11,1 2,3 4 3,8 1
Октябрьский АО 5,1 2,5 0,4 0,7 1,4
Второе и третье место по престижности проживания занимают экологически благополучные районы, в которых отсутствуют крупные промышленные предприятия, это Кировский и Ленинский округ. В Кировском АО предпочитают проживать 18,5% респондентов, это перспективный район, т.к. он имеет большие незастроенные территории, соединен тремя мостами с центральной частью города. Ленинский округ считают престижным 13,5% горожан, это спокойный спальный район с развитой инфраструктурой, в котором отсутствие значимых в городских масштабах объектов предопределило размеренный образ жизни с небольшой концентрацией транспорта и людей.
Наименее предпочтительными оказались районы с напряженной экологической ситуацией - это Советский АО (только 11,1% респондентов хотело бы в нем проживать) и Октябрьский АО (лишь 5,1% горожан считают его престижным). В них сосредоточены предприятия нефтехимического, нефтеперерабатывающего и машиностроительного комплекса, которые активно загрязняют близлежащие территории и весь АО. Промышленные районы визуально обеднены, т.к. представлены в основном жилыми массивами, в которых доминируют пятиэтажные дома, что создает впечатление монотонности и безликости.
Таким образом, оценивая престижность проживания в разных округах города по двум критериям (экологической обстановки и насыщенности разнообразными элементами визуальной среды), мы можем утверждать, что в наименее предпочтительных районах (Октябрьский и Советский АО) складывается неблагоприятная обстановка в экологическом и визуальном отношении. Преимущественно негативное восприятие горожанами этих рай-
онов связано не только с загрязнением территории промышленными выбросами, но и с доминированием в них однотипных жилых массивов, которые создают визуально обедненную среду. Значительная часть жителей города (32%) предпочитают проживать в тех округах, где сложилась относительно благополучная экологическая ситуация (Кировский и Ленинский АО), хотя визуальная среда в них не является удовлетворительной. Самым престижным округом горожане назвали Центральный АО, в котором сложилась напряженная экологическая ситуация из-за перегруженности главных магистралей автотранспортом. Сложная экологическая ситуация данного округа компенсируется разнообразной визуальной средой, здесь сохранились здания разных стилистических эпох, имеется благоустроенная природная составляющая, развитая транспортная инфраструктура; именно поэтому, мы предполагаем, горожане считают Центральный АО самым престижным. Итак, среда, насыщенная разнообразными визуальными характеристиками, может существенным образом смягчить напряженную экологическую ситуацию в районе, и человек будет себя чувствовать в ней комфортно. И наоборот, монотонная визуальная среда промышленных районов города обостряет негативное отношение горожан и потому является наименее предпочтительной. Промежуточную позицию занимают районы с относительно благополучной экологической ситуацией. Отсюда следует, что среда, насыщенная разнообразными визуальными характеристиками, является важным инструментом по улучшению и оптимизации эмоционального восприятия города его жителями. Данный инструмент при умелом использовании может существенным образом обогатить эстети-
ческую составляющую городской среды и нивелировать негативные последствия антропогенного загрязнения.
Далее мы рассмотрели эмоциональное отношение горожан к различным объектам городской среды. Наибольшее количество го-
рожан (27,2%) выразили позитивные эмоции в отношении зрелищных объектов (театры, кинотеатры); среди данной группы испытуемых: школьники - 9,8%, студенты - 6,6%, служащие - 8,7%, пенсионеры - 2,8% (77 чел.) (табл. 2).
Т а б л и ц а 2
Группы объектов, вызывающие позитивные эмоции у горожан (в %)
Группы объектов и наиболее популярные объекты % респондентов, выразивших позитивные эмоции Группы респондентов, выразившие позитивные эмоции
школьники студенты служащие пенсионеры
Зрелищные объекты 27,9 9,8 6,6 8,7 2,8
Природная составляющая городской среды 11,6 3,2 3,5 3,6 1,3
Религиозные сооружения 10,4 2,1 3 3,8 1,5
Предприятия торговли 7,2 2,6 2,2 2 0,4
Спортивные сооружения 5,6 2,8 1,3 1,2 0,3
Объекты транспортной инфраструктуры 4,6 0,6 1,7 1,8 0,5
Образовательные учреждения 4,4 1,1 1,6 1,4 0,3
Главные улицы и площади города 3,8 1,5 0,8 1,2 0,3
Жилые массивы 2,9 1,1 0,4 1,1 0,2
Развлекательные центры 2,6 1,6 0,6 0,4
Малые архитектурные формы 2,5 1 0,7 0,7 0,04
Административные здания 0,5 0,03 0,2 0,2 0,03
Прочие 0,7 0,1 0,03 0,1 0,5
Природная составляющая городской среды вызывает позитивные эмоции у 11,6% респондентов. Природная среда, в которой человек эволюционировал как вид, дает ему неосознанное ощущение комфортности. Человеку приятно находится в ней, т.к. всё здесь создано по принципу комфортной визуальной среды.
Положительным отношением отмечены религиозные сооружения. Эту группу объектов выделяют из общегородского пространства 10,4% горожан, особенно они интересны служащим (3,8%). Категория служащих - это люди, сформировавшиеся в личностном плане, которые ценят свои исторические корни.
Следующей группой объектов, которые вызывают позитивные эмоции, являются предприятия торговли. Их выделяют из обще-
городского пространства 7,2% респондентов. Особенно данная группа объектов интересна школьникам - 2,6% (72 чел.), которые обращают внимание, в силу любознательности, на самые яркие и контрастные здания в городской среде.
Спортивные сооружения вызывают положительные эмоции у 5,6% респондентов, чаще всего их выделяют из общего городского пространства школьники - 2,8% (77 чел.). Объясняется это тем, что они, во-первых, самые активные и мобильные, во-вторых, имеют достаточный резерв времени, который могут посвятить своему физическому развитию и совершенствованию.
Следующей группой, которая вызывает позитивные эмоции у 4,6% респондентов,
стали объекты транспортной инфраструктуры. Объекты данной группы особенно интересны для служащих (1,8% - 51 чел.) и студентов (1,7% - 47 чел.), которые являются самыми мобильными в плане территориального перемещения.
Положительным отношением отмечены образовательные учреждения. Эту группу объектов выделяют из городского пространства 4,4% респондентов, наибольший интерес в отношении этих объектов отметили студенты - 1,6% (44 чел.), которые проводят много времени в учебных заведениях.
Главные улицы и площади города вызывают позитивные эмоции у 3,8% горожан. Самой интересной названа улица Ленина -это центральная улица города, включающая архитектурный ансамбль Любинского проспекта. Любинский проспект является «сердцем города», главным его достоянием, вызывает чувство восхищения у горожан.
Следующей группой объектов, которые вызывают положительные эмоции, являются жилые массивы. Объекты данной группы интересны 2,9% горожан, среди которых выделяются школьники и служащие (по 1,1% - 31 чел.). Внимание к жилым массивам этих возрастных групп объясняется с разных позиций. Так, школьники, которые очень привязаны к своему дому, квартире (1,5% - 40 чел.), жилой массив рассматривают с точки зрения самого родного и безопасного места. А служащие рассматривают данную группу объектов с точки зрения улучшения жилищных условий, поэтому объектом их внимания стали новостройки (1,3% - 35 чел.).
Позитивным отношением отмечены развлекательные центры. Объекты данной группы выделяют из общегородского пространства 2,6% (73 чел.) респондентов, особенно они интересны школьникам - 1,6% (44 чел.). Для современных школьников развлечения выходят за рамки школьной дискотеки, их приводит в восторг атмосфера и интерьер, который царит в ночных клубах.
Малые архитектурные формы вызывают положительные эмоции у 2,5% респондентов. Наиболее интересными в этой группе объектов стали городские фонтаны, которые дос-
тавляют большое эстетическое наслаждение, т.к. здесь человек испытывает чувство радости и умиротворения, которые ведут к релаксации и отдыху.
Заключительной группой объектов, которые вызывают позитивные эмоции, стали административные здания; они интересны для
0,5% (15 чел.) респондентов, поскольку расположены в центральной части города и являются объектами историко-культурного значения.
Итак, нами были представлены группы объектов, которые респонденты выделили из общего городского пространства, т.к. они вызывают позитивные эмоции и являются своеобразными ориентирами, которые создают положительные визуальные акценты в восприятии городской среды.
Далее мы рассмотрели группы объектов, вызвавших негативные эмоции у жителей города. Наибольшее количество респондентов выразили негативные эмоции в отношении жилых массивов, а именно 14,5% респондентов, среди которых выделяются служащие -7,4% (табл. 3).
В городской среде жилые массивы являются самым встречаемым объектом, и негативное отношение к ним объясняется безликостью, невыразительностью и серостью наших домов.
Образовательные учреждения вызывают отрицательные эмоции у 8,2% респондентов, особенно они не нравятся школьникам -4,7%. В этой группе объектов именно общеобразовательные школы вызывают максимальное негативное отношение, т.к. относятся к постройкам советского периода, среди которых доминируют угрюмые, серые здания.
Следующей группой объектов, которые вызывают негативные эмоции, стали зрелищные объекты, их выделяют из общегородского пространства 7,9% респондентов. В данной группе объектов негативным отношением отмечены дворцы культур и театры, которые были построены в советское время. Они стали типовыми и безликими объектами городского пространства, которые вызывают у респондентов чувство грусти.
Т а б л и ц а 3
Группы объектов, вызывающие негативные эмоции у горожан (в %)
Группы объектов % респондентов, выразивших негативные эмоции Группы респондентов, выразивших негативные эмоции
школьники студенты служащие пенсионеры
Жилые массивы 14,5 3 2,5 7,4 1,6
Образовательные учреждения 8,2 4,7 2,8 0,5 0,2
Зрелищные объекты 7,9 3 3,4 1,4 0,1
Промышленные объекты 7,7 1,8 2,4 3 0,5
Объекты здравоохранения 7,5 2,4 1,4 1,8 1,9
Объекты силовых структур 6,4 1,4 1,2 2,9 0,9
Предприятия торговли 4,5 1 1,5 1,7 0,3
Объекты транспортной инфраструктуры 4,3 0,5 2,3 1,2 0,3
Рынки 2,9 0,8 0,9 1 0,07
Административные здания 2,5 0,3 0,5 1,4 0,3
Природная составляющая городской среды 1,8 0,6 0,8 0,4 0,03
Развлекательные центры 1,1 0,2 0,8 0,1 -
Религиозные сооружения 1 0,3 0,5 0,2 0,03
Улицы города 0,6 0,2 0,2 0,2 0,03
Малые архитектурные формы 0,6 0,2 0,4
Спортивные сооружения 0,5 0,4 0,1 0,03 -
Прочие 3 0,8 1,2 1,2 0,5
Негативным отношением отмечены промышленные объекты. Они вызывают отрицательные эмоции у 7,7% горожан. Объекты данной группы активно загрязняют городскую среду не только в промышленном, но и визуальном отношении. Они представляют собой гигантские серые прямоугольные помещения с множеством заводских труб, с рядами однотипных многочисленных окон, ухудшающие визуальную среду города, действуют на человека угнетающе.
Следующей группой, которая вызывает негативные эмоции, стали объекты здравоохранения. Данную группу объектов выделяют из городского пространства 7,5% респондентов, особенно они не нравятся школьникам - 2,4% (64 чел.). Серость и убогость внешнего вида поликлиник и больниц вызывают негативные эмоции даже у молодого поколения (школьников), которые в своем большинстве являются здоровыми.
Объекты силовых структур вызывают отрицательные эмоции у 6,4% горожан. Важ-
ную роль в негативном восприятии объектов этой группы играет деятельность подобных служб. Объекты силовых структур занимают значительные территории, с решетками на окнах, обвиты колючей проволокой, вызывают чувство угнетенности и подавленности.
Негативным отношением отмечены предприятия торговли. Их выделяют из общегородского пространства 4,5% респондентов, особенно они вызывают негативные эмоции у служащих - 1,7% (46 чел.), которые являются финансово независимой группой, а потому делают больше всего покупок. Предприятия торговли представлены многообразными торговыми комплексами, которые построены в разных архитектурных стилях, с общей тенденцией к стилю «хай-тек». Торговые комплексы часто строят для улучшения качества обслуживания покупателей, и на них не возлагаются задачи эстетического обогащения визуальной среды города. Это простые, непритязательные помещения, построенные в короткий срок.
Следующей группой объектов, которая вызывает отрицательные эмоции, являются объекты транспортной инфраструктуры. Объекты данной группы вызывают негативные эмоции у 4,3% респондентов. Так, например, здание автовокзала отмечено негативным отношением. Всеобщая нелюбовь связна не только с серостью, угловатостью здания, но и атмосферой, которая царит в нем. Для автовокзала характерна скученность народа, это своего рода перевалочная база, в которой одни приезжают, а другие уезжают из города. Чувства ожидания, сопровождаемое ощущением «временности», непостоянства создает негативный эмоциональный фон у горожан.
Рынки вызывают негативные эмоции у 2,9% (80 чел.) горожан. Это связано, по нашему мнению, с появлением в городе современных супермаркетов, в которых реализуется удобная сфера обслуживания. Непопулярность рынков связана также с разбросанностью контейнеров, киосков на большой территории.
Негативным отношением отмечены административные здания. Данная группа объектов вызывает отрицательные эмоции у 2,5% (68 чел.) горожан. Безликость, серость и угрюмость, административных зданий усиливается негативным отношением к деятельности данных организаций, которая, как правило, имеет ярко выраженный бюрократический характер.
Следующей группой объектов, которая вызывает негативные эмоции, является природная составляющая городской среды, она неприятна для 1,8% (50 чел.) респондентов. Одних зеленых насаждений мало для того, что бы комфортно отдохнуть, и здесь не маловажную роль играет обустроенность парков, скверов.
Развлекательные центры вызывают негативные эмоции у 1,1% (31 чел.) респондентов. Объекты данной группы больше всего раздражают студентов (0,8% - 22 чел.), т.к. данная группа испытуемых уже насытилась такого рода развлечениями.
Религиозные сооружения вызывают негативные эмоции у 1% (28 чел.) респондентов, среди них выделяются студенты - 0,5% (13 чел.). Молодое поколение, еще не научившееся ценить исторические корни, воспринимает объекты данной группы не вполне адекватно.
Улицы города вызывают негативные эмоции у 0,6% (17 чел.) респондентов. В этой группе объектов названы в основном периферийные улицы города, которые, как правило, находятся в монотонном жилом массиве.
Малые архитектурные формы вызывают негативные эмоции у 0,6% (17 чел.) респондентов. В данную группу объектов вошли памятники: В.В. Ленину, героям, погибшим во время Великой Отечественной войны. По-видимому, такое отношение связано с влиянием на восприятие современных идеологических установок.
Последней группой объектов, которая вызывает негативные эмоции, стали спортивные сооружения. Их выделяют из общегородского пространства 0,5% (13 чел.) респондентов. В строительстве данной группы объектов используются крупные, сложные для восприятия безликие геометрические формы серого цвета, которые действуют на человека угнетающе.
Итак, нами были представлены группы объектов, которые вызывают негативные эмоции у респондентов. Помимо безликости и невыразительности внешнего вида объектов данной группы для большинства горожан они связаны с определенным видом деятельности, которая вызывает отрицательные эмоции.
Таким образом, визуальная среда г. Омска вызывает у горожан противоречивые (позитивные и негативные) и негативные эмоции. В городской среде нет ни одной группы объектов, которая вызывала бы однозначно позитивные эмоции. Тем не менее, в процентном отношении группа объектов, которая вызывает позитивные эмоции, в сумме превалирует (84,7%) над группой объектов, вызвавших негативные эмоции (76,1%), это свидетельствует о тенденции к скорее позитивному визуальному восприятию городской среды.
Следующей задачей нашего исследования является построение факторных пространств образов реального и идеального места проживания в восприятии омичей. Это стало возможным благодаря использованию метода семантического дифференциала (Ч. Осгуда) [2].
По частоте встречаемости в образе реального места проживания наивысшую положительную оценку «+3» получили переменные -«родной» (42%), «любимый» (30%) и «большой» (26%). Первыми стоят эмоционально-наполненные переменные - «родной» и «лю-
бимый», за ними следует переменная «большой», которой оцениваются внешние характеристики облика города. Итак, большинству респондентов город представляется близким, родным местом, которое они любят. В образе идеального места проживания оценку «+3» получили переменные «чистый» (79,2%), «любимый» (71,4%), «жизнерадостный» (67,5%). Высокие проценты оценки образа идеального места проживания свидетельствуют о том, что респонденты четко представляют, как оно должно выглядеть. Переменная «чистый» стоит на первом месте и относится к оценке качества места проживания, затем следуют эмоционально-наполненные переменные - «любимый», «жизнерадостный». Омск, будучи реальным местом проживания, к сожалению, не обладает достаточным уровнем ухоженности, особенно ближе к окраинным районам, и потому в образе идеального места проживания респонденты
наделили максимальным процентом (79,2%) переменную «чистый».
В образе реального места проживания негативную оценку «-3» получили переменные «плохой» (21,5%), «противный» (18,7%),
«темный» (15,8%). В образе идеального места проживания оценку «-3» получили переменные - «плохой» (58,4%), «противный» (58%), темный (56,5%). Представление о том, как должна выглядеть негативная составляющая обоих образов места проживания полностью совпали. В образе реального места проживания негативные переменные оценены средними значениям, а в образе идеального места проживания - преимущественно крайними, полярными значениями.
Для построения факторного пространства образов реального и идеального места проживания мы использовали метод факторного анализа (табл. 4).
Т а б л и ц а 4
Факторное отображение образов «реального» и «идеального» места проживания в восприятии жителей города
Фактор Образ «реального» места проживания Образ «идеального» места проживания
Позиция фактора в иерархии % дисперсии Позиция фактора в иерархии % дисперсии
Противоречивости 1 27,08 2 13,44
Близости 2 14,44 1 30,205
Недовольства 3 5,68 3 6,69
Комфортности 4 5,23 5 4,09
Активности 5 4,41 4 5,61
Как видно из представленных данных, в структуре образа реального места проживания первым по величине процента дисперсии (27,08) является фактор «Противоречивости», который определяется переменными - «острый», «горячий», «гладкий», «влажный»,
«злой» и т.д. (табл. 5).
Термин «противоречивый» интерпретируется как «двойственный, невнятный» [1]. Соединение разнонаправленных переменных в один фактор свидетельствует о том, что горожане, привыкшие к своему месту проживания, не до конца его осознают, т.е. образ реального места проживания определяется как нечто расплывчатое, обтекаемое, сомнительное. Фактор «Близости», является вторым по величине дисперсии (14,44%). Данный фак-
тор представлен переменными «любимый», «родной», «жизнерадостный» и т.д. Термин «близости» связан с высшей степенью позитивного отношения к чему-либо. Человек, где бы он ни жил, привыкает к этому месту, с ним связаны близкие сердцу воспоминания. Третьим по величине дисперсии (5,68) является фактор «Недовольства». Этот фактор определяется переменными «противный», «темный» и трактуется как «отрицательное отношение к чему-нибудь» [3].
Респондентов не удовлетворяет реальное место проживания, они им не довольны, поскольку, с их точки зрения, город Омск недостаточно ухоженный, слабо озелененный, в нем доминируют серые, безликие жилые массивы и промышленные объекты. Фактор
Т а б л и ц а 5
Результаты факторного анализа, отражающие образ «реального» места проживания
Факторы и описательные характеристики Процент дисперсии Факторная нагрузка
Фактор 1 «ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ» 27,08
острый 0,744
горячий 0,700
гладкий 0,675
влажный 0,666
умный 0,665
мягкий 0,638
быстрый 0,615
злой 0,588
слабый 0,488
Фактор 2 «БЛИЗОСТЬ» 14,44
любимый 0,755
свежий 0,675
жизнерадостный 0,659
дорогой 0,653
родной 0,600
чистый 0,536
умный 0,504
Фактор 3 «НЕДОВОЛЬСТВО» 5,68
противоречивый 0,819
темный 0,756
плохой 0,710
хаотичный 0,549
слабый 0,416
Фактор 4 «КОМФОРТНОСТЬ» 5,23
простой 0,705
расслабленный 0,626
легкий 0,584
Фактор5 «АКТИВНОСТЬ» 4,41
большой 0,750
активный 0,704
«Комфортности» является четвертым по величине дисперсии (5,23). Этот фактор представлен следующими переменными - «простой», «расслабленный», «мягкий», - и интерпретируется как «совокупность бытовых удобств: благоустроенность и уют жилищ, общественных учреждений» [1]. Пятым по величине процента дисперсии (4,41) является фактор «Активности». Данный фактор определяется переменными «большой», «активный» и трактуется как «деятельный, предприимчивый» [1]. Респонденты воспринимают город дина-
мичным, большим, разносторонним, интересным, так как он является деловым, культурным, научным центром Сибири.
В структуре образа идеального места проживания первым по величине дисперсии (30,205) является фактор «Близости» (табл. 6).
Каждый человек рисует свое совершенное место, будь то сосновая роща или берег реки, но для всех респондентов это место представляется, прежде всего, любимым, чистым, приносящим чувство радости и внутреннего удовлетворения.
Т а б л и ц а 6
Результаты факторного анализа, отображающие образ «идеального» места проживания
Факторы и описательные характеристики Процент дисперсии Факторная нагрузка
Фактор 1 «БЛИЗОСТЬ» 30,205
любимый 0,797
чистый 0,750
свежий 0,748
родной 0,633
жизнерадостный 0,628
легкий 0,611
умный 0,531
радостный 0,504
Фактор 2 «ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ» 13,44
острый 0,736
гладкий 0,634
злой 0,625
умный 0,603
слабый 0,601
влажный 0,575
горячий 0,517
Фактор3 «НЕДОВОЛЬСТВО» 6,69
темный 0,831
плохой 0,773
хаотичный 0,768
злой 0,523
Фактор 5 «АКТИВНОСТЬ» 5,61
большой 0,792
активный 0,734
быстрый 0,558
горячий 0,452
Фактор 6 «КОМФОРТНОСТЬ» 4,09
расслабленный 0,535
Вторым по величине процента дисперсии (13,44) является фактор «Противоречивости». При оценке образа реального места проживания доминирующим для респондентов стал фактор «Противоречивости»; таким образом, преимущественно двойственное отношение к реальному месту проживания оказывает влияние и на восприятие идеального места проживания. Человеку трудно до конца представить, как должно выглядеть идеальное место проживания, поскольку реально существующий образ города воспринимается противоречиво. Фактор «Недовольства» является
третьим по величине дисперсии (6,69). По нашему мнению, общее преимущественно негативное отношение человека к образу реального места проживания транслируется и на образ идеального места проживания. Четвертым по величине дисперсии (5,61) является фактор «Активности». Видимо, горожанам не хватает динамичности в образе реального города и это влияет на образ идеального места. Последним, пятым по величине дисперсии (4,09) является фактор «Комфортности». Идеальное место должно быть удобным, про-
думанным, красивым, располагать к отдыху, релаксации.
Итак, образ идеального места проживания воспринимается респондентами более позитивно, чем реально существующий. Реальный образ места проживания характеризуется в большей степени противоречивым, двойственным отношением; нам кажется, это обусловлено привыканием респондентов к городской среде. Фактор «Недовольства» занимает в обоих образах третье место по величине дисперсии. Респондентам не хватает динамичности, оживленности в реальном образе города, и это влияет на образ идеального места проживания. Нам кажется, что фактор «Активности» рассматривается респондентами как динамичный, деятельный стиль жизни, и он может ассоциироваться с успешностью. Фактор «Комфортности», на наш взгляд, связан в большей степени с конкретными материальными потребностями человека.
Таким образом, среда, насыщенная разнообразными визуальными характеристиками, является важным инструментом по улучшению и оптимизации эмоционального восприятия города его жителями. Данный инструмент при умелом использовании может существенным образом обогатить эстетическую составляющую городской среды и нивелировать негативные последствия антропогенного загрязнения. Наиболее благоприятным в визуальном отношении стал исторический центр города, где сохранились здания разных стилистических эпох, имеется благоустроенная природная составляющая. Окраинные
районы визуально обеднены в силу доминирования жилых массивов, промышленных объектов, которые создают однообразную среду. Визуальная среда города вызывает у горожан противоречивые и негативные эмоции. В городской среде нет ни одной группы объектов, которая вызывала бы однозначно позитивные эмоции. Тем не менее, в процентном отношении группа объектов, которая вызывает позитивные эмоции, в сумме превалирует (84,7%) над группой объектов, которые вызывают негативные эмоции (76,1%), это свидетельствует о тенденции к скорее позитивному визуальному восприятию городской среды. В результате сравнительного анализа факторных пространств образов реального и идеального места проживания мы можем предполагать, что образ реального места проживания включает в качестве основных два двойственных фактора «Противоречивости» и «Близости». С одной стороны, проживая длительное время в городской среде, человек привыкает к ней и порой не замечает ее. Ас другой стороны, где бы человек ни жил (в центральной части города или на ее окраине), это место для него дорого, поскольку связано позитивными воспоминаниями.
1. Даль В.П. Толковый словарь живого великорусского языка. - Т. 1-4. - М.: Рус. яз., 1989.
2. Серкин В.П. Методы психосематики: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2004.
3. Толковый словарь русского языка. - Т.1-4 / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Астрель; АСТ, 2000.
4. Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаз хорошо, а что - плохо. - М.: Видеоэкология, 2006.