Journal Collection of Scientific Works of KRASEC The Humanities. 2007. № 1.
Образ браконьера в вербальной и визуальной семантике взрослых и
ШКОЛЬНИКОВ В. Н. Бурик
The verbal and visual aspects of notions about poaching in different
SCHOOLCHILDREN AND ADULTS GROUPS
V.N. Bunk
Abstract
The methods, a description of the procedure and results of various groups schoolchildren and adults ecological ideas empirical research are given in the article, by the example of the notions about poaching research description.
The verbal semantic differential “A poacher's portrait” were used as tools for the research. In the process of investigation both the verbal and visual aspects of notions about poaching in different age and professional groups were exploring.
The research was made on the basis of groups of schoolchildren in towns and villages, students, representatives of various professions. In the process of work, a number on peculiarities in the notions about poaching, characteristic of different age and professional groups are revealed.
Несмотря на увеличение внимания к проблемам экологии, в последние годы их острота и актуальность всё более возрастает в области природопользования, охраны природных объектов и окружающей среды.
Наиболее ощутимы экологические нарушения - в зонах интенсивного природопользования, к которым может быть по праву отнесен Дальний Восток. Экологические риски, связанные с техническим производством, напрямую зависят от субъекта, принимающего решения, влияющие на экологическую ситуацию. Субъект противоправной неэкологичной деятельности в современном общественном сознании определяется термином «браконьер».
При изучении представлений индивидуального и группового экологического сознания о природоохранной сфере, в частности, представлений о браконьерстве, возникает необходимость определить и исследовать образ браконьера, как субъекта неэкологичных поступков в индивидуальном и общественном
сознании.
В первую очередь следует дать определение образа, как такового, его роли в построении образа мира и деятельности субъекта. Образ -особая реалия бытия, существующая в психическом субъекта и несущая информацию для субъекта о предметном мире, как целостная структура, определяющая основу отношения субъекта к объекту [8].
Составляющие различных когнитивных и эмоциональных уровней образа браконьера таковы: а) восприятие информации о браконьерстве, как таковом, восприятие и оценка информации об актах браконьерства (когнитивный компонент); б) атрибутирование определённой категории людей, как браконьеров (когнитивный компонент, ассоциативное и образное мышление); в) эмоциональная оценка браконьера как субъекта, или браконьерских действий (аффективный компонент); г) соотношение себя и браконьерских действий (приемлемы - не приемлемы для меня - лич-ностно-поступочный компонент).
В отношении к браконьеру, в построении его образа важна также составляющая «личной сопричастности», а также элемент саморе-флексии. Восприятие браконьера различными категориями населения формируется в зависимости от групповых ценностей представителей этих социальных групп. Если говорить о возрастных группах, то нетрудно заметить, что отношение к браконьерству у детей и подростков, формируемое, с одной стороны, родителями, с другой стороны, школой и СМИ, часто бывает противоречивым. И если на когнитивном уровне оно, в основном, формируется школой, то на уровне оценки фактов браконьерства в своей микросреде, на поступочном уровне, это отношение зачастую некритично перенимается из семейной среды и среды сверстников (например, положительное отношение к охоте в заповеднике, если отец - охотник, референтное лицо). По мере взросления, при соответствующем развитии аналитически-критических
компонентов индивидуального экологического сознания, отношение к браконьерским действиям и браконьеру, как асоциальному субъекту, становится более многогранным и адекватным.
Инструментарий эмпирического исследования
При исследовании экологических представлений различных групп населения в качестве основного метода нами был выбран частный се-мантическай дифференциал, набор шкал которого был ограничен классом (образ браконьера), позволяющий достаточно полно оценить латентные (неявные) представления респондентов о данном стимул-объекте, их содержание и категоризацию.
Классический семантический дифференциал Ч. Осгуда представ-
ляет комбинацию процедур шкалирования и ассоциативного эксперимента [10, 11, 12]. Процедура построения дифференциала начинается с оценки предъявляемых стимулов (вербальных, зрительных, образов, ситуаций, иных объектов) по биполярной шкале, полюсами которой служат антонимы - противоположные качества, например, заданные прилагательные: силь-
ный /слабый, весёлый /грустный, и т.п. Шкала обычно проградуирована от -3 до 3, иногда - от -5 до 5, как непрерывный континуум признаков
[9].
В отличие от универсального дифференциала Осгуда частные семантические дифференциалы работают на более узких и специфичных понятийных классах [2]. В нашем исследовании семантический дифференциал строился в области экологических представлений обыденного сознания, изучались причины, приписываемые нарушителю природоохранного законодательства, а также атрибуция самого образа нарушителя.
Психосемантические методики, подобные разработанным и применяемым в наших исследованиях, как отмечает В.Ф. Петренко, позволяют достаточно четко обрисовать специфику скрытых внутренних представлений о каком-либо объекте или группе объектов [7]. Нас интересовал собственно образ браконьера или, другими словами, браконьер как личность: каким он видится различным группам населения, какими личностными чертами наделяют браконьера школьники, студенты, различные профессионалы, связанные с браконьером лишь косвенно.
В качестве испытуемых привлекались студенты, относящиеся к трём группам профессиональной ориентации, классифицируемым «по объекту деятельности» [3]: человек -
человек (психологи, педагоги); человек - природные объекты (биологи, географы); человек - технические и абиотические объекты (судомеханики); человек - знаковые системы (математики). Всего в качестве экспертов было привлечено 155 студентов.
На первом этапе нами была наработана база семантических дескрипторов - личностных качеств, характеризующих браконьера. В процессе наработки дескрипторов соблюдался принцип учета диапазона пригодности конструктов, т.е. нами подбирались качества, значимые при описании личности браконьера для исследуемых групп. Испытуемым давалось следующее задание: «напишите, пожалуйста, 15 личностных характеристик браконьера (человека, нарушающего правила заповедных территорий). Используйте прилагательные мужского рода или существительные (браконьер какой (?) или браконьер это ...). Инструкция зачитывалась устно и прилагалась письменно на каждом бланке. При необходимости, инструкция повторялась персонально для тех, кому задание казалось не совсем понятным.
Сходные по смыслу дескрипторы были объединены, при выделении дескрипторов мы использовали контент - анализ, т.е. учитывали наиболее часто употребляемые характеристики исследуемых объектов. Наиболее часто встречающиеся в ответах экспертов качества личности и составили черновой вариант частного семантического дифференциала. Набор характеристик был достроен антонимами, наиболее полно совпадающими по семантическому объему. Набор дескрипторов был расположен в случайном порядке по критерию социальной желательности. В результате был получен биполярный частный семантический дифференциал «Портрет бра-
коньера», состоящий из 53-х шкал -качеств личности, пригодных для описания личности браконьера.
Изучение визуальных представлений о браконьере в настоящей работе происходило посредством использования графической проективной методики.
Рисуночные методики являются одними из наиболее распространённых проективных методов в исследовании личностных характеристик и представлений, межличностных и иных отношений. Применение рисуночных методик в исследовании личностных особенностей основано на вынесении субъектом вовне своих переживаний, представлений, стремлений и т.п. Для диагностики личностной сферы важно, что рисунки в первую очередь отражают не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания.
Задания и вопросы, сопровождающие ход методики проективного рисунка, могут быть как «объект-ориентированными», так и «эго-ориентированными». В зависимости от этого в рисунке могут в значительной степени проявляться внешние признаки объекта, либо «внутренние», то есть что означает данный стимул-объект именно для респондента [5]. Инструкция к применяемой нами методике «Нарисуй браконьера» является промежуточной, поскольку задание требует нарисовать «абстрактного браконьера», но делается некоторый акцент -«как вы его себе представляете».
В данном случае мы использовали метод проективного рисунка с целью изучения специфики представлений природоохранной сферы в различных группах (возрастных, профессиональных, различающихся местом проживания и др.).
В применённой нами авторской методике «Нарисуй браконьера», в соответствии с задачами исследова-
ния, мы ограничились анализом общего содержания рисунка, присутствия и расположения определённых деталей (асоциальные символы, оружие, добыча, пейзаж и т.п.), особенностей изображения фигуры браконьера (расположение, поза и др.). Поскольку понятие «браконьер» изначально вызывает ряд ассоциаций, связанных с незаконной деятельностью по отношению к природным объектам, в проективном рисунке зачастую находят отражение атрибуты деятельности браконьера, место действия и т.п.
Процедура и результаты эмпирического исследования.
При постановке исследования вербальной семантики была выдвинута гипотеза о наличии различий в категориальной структуре образа браконьера, обусловленных различиями, связанными с возрастом, профессиональной направленностью и местом проживания респондентов.
Гипотеза предполагала, что различия в вербальной семантике атрибуции образа браконьера должны проявиться по осям: а) школьники -взрослые; б) различная профессиональная направленность, в) городской житель - житель сельской местности.
Целью данной части исследования является исследование категориальной факторной структуры экологического сознания, отражающей образ браконьера, в различных социальных группах с помощью созданного нами вербального психодиагностического инструмента - биполярного личностного семантического дифференциала «Портрет браконьера».
В соответствии с целью данного этапа исследования были сформулированы следующие задачи: а) реконструирование и описание факторной категориальной структуры
представлений о браконьере; б) сравнение (анализ) «нагрузок», приходящихся на выявленные при описании образа браконьера факторы.
В качестве респондентов привлекались группы: а) средние и старшие школьники, отдыхающие в летнем лагере им. Подуруева Завода силовых трансформаторов (69 человек); б) средние и старшие школьники Биробиджанской школы-интерната, в основном жители Биробиджанского района (20 человек); в) студенты Биробиджанского государственного педагогического института (БГПИ), специализация - логопедия (21 человек); г) студенты Биробиджанского государственного педагогического института (БГПИ), специализация - социальная педагогика и психология (26 человек).
Предметом исследования являлась факторная структура категориальной системы значений, отражающая в экологическом сознании исследуемых групп образ браконьера.
Были выдвинуты следующие рабочие гипотезы: а) предполагается, что выявленная категориальная структура имеет отличия от обще-конотативной (классической трёх-факторнй) структуры ЕРА [12]; б) предполагается существование дополнительных факторов, обусловленных спецификой экологического сознания и семантики образа браконьера, спецификой возраста и места проживания респондентов; в) предполагается, что существуют различия в факторной структуре и нагрузке на факторы у различных групп испытуемых.
Ход выполнения опроса.
Опрос испытуемых и работа с методиками осуществлялись фронтально, на бланковых носителях. Опрашиваемым группам давалась следующая инструкция: «Отметь-
те, пожалуйста, соответственно баллам шкалы на бланке, в какой
степени браконьера характеризуют качества, указанные в таблице».
Инструкция зачитывалась устно и прилагалась письменно на каждом бланке, содержащем 53 градуированных шкалы, с градациями 3 2 1 0 1 2 3 , осями которых служили пары определений-антонимов. При необходимости, инструкция повторялась персонально для тех, кому задание казалось не совсем понятным.
Процедура обработки данных
Результаты исследования (цифровые показатели по двум основным методикам) были перенесены с бланков (бумажный носитель) в электронные таблицы и скомпонованы в матрицы данных (в txt -формате). Такая форма хранения информации является оптимальной при применении для статистических вычислений различных статистических компьютерных программ.
Индивидуальные протоколы испытуемых суммировались в общегрупповые цифровые матрицы данных (69 на 53) и (20 на 53) и т.д., где столбцами являются шкалы (переменные), а строками - испытуемые. Значение каждой клетки матрицы интерпретируется как отметка определённого испытуемого по определённой шкале. Данные при сведении в матрицу были переведены из трехбальной (3 2 1 0 1 2 3) в семибальную (1 2 3 4 5 6 7) шкалу, при этом точкой отсчёта мы будем считать «1».
После этого данные матриц подвергались процедуре факторного анализа [4]. Данный метод был выбран в связи с тем, что он является самым мощным средством реконструирования систем значений.
Из всех возможных вариантов факторного анализа нами был выбран «common factor model», как наиболее часто применяемый для решения аналогичных задач, а в ка-
честве способа получения повёрнутой факторной структуры - прямоугольное вращение по методу «veri-max».
При факторизации полученные в результате исследования первичные данные, занесённые в матрицы, обрабатывались раздельно: по каждой группе испытуемых была получена факторная структура представлений о браконьере. В данном случае фактор определял некоторую содержательную сторону представлений испытуемого по отношению к браконьеру, переменной служила единица семантического дифференциала. Согласно нашей гипотезе, содержание факторов исследуемой нами категориальной структуры представлений отражает как конно-тативную, так и денотативную составляющие значений образа-стимула, принадлежащего к специфического классу объектов.
Факторизация данных происходила в несколько этапов, с постепенным увеличением ограничений по параметру eigenvalues. При анализе учитывались факторы, выбирающие более З,З% общей дисперсии, оптимальной мы считали факторную структуру, выбирающую около 70 - 75% дисперсии. Полученные при различных уровнях ограничений факторные структуры анализировались на предмет выделения структур, наиболее полно (в смысловом плане) отражающих суть изучаемого явления. Для удобства интерпретации нами в каждом факторе были проанализированы шкалы с максимальными показателями
(вклад в общую дисперсию - 0,400 и выше). Именно они являются смыслообразующими для данных факторов.
При построении портрета личности браконьера мы пытались найти инвариант - повторяющиеся на всех выборках личностные характеристики. С другой стороны, в рамках
одной группы испытуемых по каждой методике мы также пытались найти устойчивые факторные образования, независимые от степени вводимых в процессе факторизации ограничений по параметру eigenvalues.
Таким образом, анализ результатов, полученных на основе психосемантической методики, сводился к поиску устойчивых факторных структур, позволяющих эксплицировать личностную структуру представлений, возникающих у населения по отношению к браконьеру.
По проведенному факторному анализу биполярного семантического дифференциала «Портрет браконьера» в четырёх группах были воссозданы различные категориальные структуры сознания, определяющие представления испытуемых о браконьере.
Сравнивая данные всех четырёх групп, мы можем подытожить:
Наиболее дифференцированная устойчивая категориальная структура представлений о браконьере наблюдается у студентов -социальных психологов, что объясняется их когнитивной сложностью, работой в сфере «человек - человек», возрастом и социальным статусом,
общей развитостью индивидуального экологического сознания. Наименее дифференцированная и организованная категориальная структура представлений о данном стимул-объекте проявилась у группы учащихся интерната (сельские школьники 11 - 15 лет).
Категориальная структура представлений о браконьере каждой группы опрашиваемых обладала достаточной устойчивостью, не повторяла структуры ЕРА Ч. Осгуда, содержала факторы, обусловленные спецификой принадлежности оцениваемого объекта к определённому узкому классу. Факторные модели обладали достаточной устойчивостью, в основном содержании и структуре повторяясь при различных допущениях факторизации. В семантических моделях у всех четырёх групп испытуемых значимо присутствовали устойчивые факторы, по основному содержанию несущие эмоционально-негативную социальную оценку (табл. 1), что объясняется негативной социальной установкой по отношению к браконьерству и браконьеру как личности.
Таблица 1
Категориальные структуры представлений о браконьере (% вклада в общую дисперсию)
№ Городские школьники Сельские школьники Студенты- логопеды Студенты -социальные психологи
1 «Варвар» (10) «Антиобщественная личность» (35,6) «Варвар» (11,8) «Антиобщественная личность» (15,5)
2 «Антиобщественная личность» (7,6) «Деструктор» (22,6) «Неудачник» (11,7) «Разгильдяй» (11,5)
З «Хапуга» (6,3) «Практик» (21,6) «Негодяй» (9,5) «Нарушитель закона» (9,8)
4 «Спортсмен» (5,5) «Вредитель» (20,3) «Турист» (10,7) «Наглец» (7,4)
5 «Нарушитель закона» (4,8) «Нарушитель закона» (9,3) «Корыстный преступник» (7)
6 «Неудачник» (4,5) «Спортсмен» (8,4) «Педант» (6,5)
7 «Хладнокровный убийца» (3,8) «Добытчик» (6,8) «Несдержанный тип» (6,3)
8 «Баламут» (3,3) «Агрессор» (6,5) «Хапуга» (5,6)
The Humanities. 2007. № 1.
9 «Трус» (5,3)
10 «Спортсмен» (4,7)
Специфические факторы, характеризующие шкалируемый объект (образ браконьера), как принадлежащий к двум классам: «нарушитель закона» и более узкому классу -«нарушитель в природоохранной
сфере», присутствовали в категориальной структуре представлений городских школьников, студентов -логопедов и социальных психологов (табл. 2).
Таблица 2
Факторы семантического пространства «Портрет браконьера», обусловленные принадлежностью шкалируемого объекта к классу
«Нарушитель закона»
Городские школьники Студенты логопеды Студенты социальные психологи
«Нарушитель закона» «Нарушитель закона» «Корыстный преступник»
8 (- 0.480) Чёрствый 40 (- 0.638) Вор 48 (0.507) Изворотливый 50 (0.620) Авантюрист 1 (0.427) Беспринципный 13(-0.426) Безответственный 14 (0.441) Рисковый 16 (0.684) Расчётливый 24(-0.445) Бездушный 25 (0.519) Бессовестный 35 (0.465) Приезжий 37 (0.822) Нарушитель 39 (0.465) Барыга 50 (0.888) Авантюрист 14 (0,496) Рисковый 21 (0,442) Хладнокровный 26 (0,766) Убийца 32 (-0,684) Вредитель 39 (0,762) Барыга 40 (-0,469) Вор 45 (0,482) Безалаберный 52 (-0,530) Аккуратный
На принадлежность стимул-объекта к более узкому классу «Нарушитель в природоохранной сфере» указывает присутствие в
факторах дополнительных специфических характеристик: «Варвар», «Экипированный» и др. (табл. 3).
Таблица 3
Факторы семантического пространства «Портрет браконьера.», обусловленные принадлежностью шкалируемого объекта к классу «Нарушитель в природоохранной сфере»
Городские школьники Студенты логопеды Студенты социальные психологи
«Варвар» «Варвар» «Антиобщественная личность»
24 (-0.850) Бездушный 25 (0.658) Бессовестный 27 (0.489) Ленивый 28 (- 0.583) Уродливый 29 (0.774) Негодяй 30 (- 0.700) Варвар 31 (0.554) Тупой 32 (0.607) Вредитель 36 (0.437) Плохой 8 (-0.793) Чёрствый 10(-0.555) Меркантильный 21 (0.676) Хладнокровный 26 (0.824) Убийца 30(-0.490) Варвар 32(-0.815) Вредитель 34(-0.481) Безработный 40(-0.796) Вор 52 (0.611) Неопрятный 3 (0.689) Эгоистичный 5 (0.867) Злой 6 (-0.602) Агрессивный 7 (0.913) Безжалостный 8 (-0.627) Чёрствый 21 (0.425) Хладнокровный 25 (0.505) Бессовестный 37 (0.522) Нарушитель 38 (0.485) Спортивный 42 (0.448) Экипированный
46 (0.790) Решительный 48 (0.411) Изворотливый
У данных групп испытуемых были отмечены факторы, несущие нейтральную и даже позитивную
Исследование визуальных представлений о браконьере.
Целью данного эмпирического раздела является исследование визуальных представлений о нарушителе природоохранного законодательства (браконьере) у различных групп жителей районов активного природопользования, выявление бытующих по отношению к данному объекту стереотипов обыденного сознания, сопоставление их с представлениями о браконьере, выражающимися в вербальной семантике.
В соответствии с целью данного исследования, были сформулированы следующие задачи:
а) выявить характерные особенности визуальных представлений о браконьере у различных групп населения;
б) сравнить визуальные представления о браконьере с представлениями о данном стимул-объекте в вербальной семантике соответствующих групп населения;
в) найти устойчивые характеристики браконьера, проявляющиеся как в вербальной семантике, так и в визуальных представлениях данных групп населения.
эмоциональную оценку (например, содержание фактора «спортсмен» у городских школьников) (табл. 4).
В качестве опрашиваемых были привлечены группы: а) средние и старшие школьники г. Биробиджан, 9 - 15 лет, 70 человек; б) средние и старшие школьники Биробиджанского района (с. Валдгейм), 11 - 16 лет, 52 человека; б) взрослые, студенты 2 курса факультета русской филологии Биробиджанского пединститута, сельские учителя, педагоги и сотрудники Института комплексного анализа ДВО РАН, работники заповедника «Бастак», сотрудники СМИ г. Биробиджан, 17 - 52 года, 36 человек.
Общее число опрошенных - 161 человек.
Были выдвинуты следующие рабочие гипотезы/
а) предполагается, что у представителей различных групп населения в изображении браконьера присутствуют характерные особенности, обусловленные возрастом, местом проживания, профессиональной направленностью;
б) предполагается существование взаимосвязи между особенностями визуального образа браконьера и вербальными представлениями по отношению к данному образу, связанные с возрастом, местом прожи-
Таблица4
Эмоционально-негативный и эмоционально-позитивный факторы
(городские школьники)
«Хапуга» «Спортсмен»
1 (0.687) Беспринципный 2 (- 0.574) Жадный 3 (0.577) Эгоистичный 5 (0.589) Злой 7 (0.502) Безжалостный 39 (0.506) Барыга 11 (0.620) Хитрый 17 (0.603) Смелый 19 (0.681) Сильный 22 (0.570) Ловкий 38 (0.428) Спортивный
вания, профессиональной направленностью респондентов.
Методом исследования визуальных представлений респондентов о браконьере являлась графическая методика «Нарисуй браконьера».
Определение взаимосвязи вербальных и визуальных представлений респондентов об объектах природоохранной сферы в дальнейшем может позволить разрабатывать методики изучения представлений данной сферы, как целостных образований экологического сознания.
Ход выполнения опроса.
Опрос испытуемых осуществлялся индивидуально. Инструкция по выполнению рисунка зачитывалась устно. Кроме ограничения темой задания («изобразите браконьера, как вы его себе представляете») иных ограничений в ходе выполнения рисунка для испытуемых не вводилось.
Процедура обработки данных.
Выполненные на листах А4 изображения были собраны и интерпретированы с помощью интерпретаторов проективных рисуночных методик «Изображение человека», «Дом. Дерево. Человек.» и др. [1, 5, 6]. Так же применялся метод прямой интерпретации признаков, характеризующих объект в представлениях респондентов, поскольку нас в большей степени интересовали объ-ект-центрированные проекции авторов рисунков, собственно представления о браконьере [5].
При анализе визуальных представлений в различных социальных группах мы пытались найти особенности, обусловленные возрастом, профессиональной направленностью, местом проживания респондентов, а также сравнить особенности визуальных представлений и вербальной семантики образа браконьера.
Значимыми характеристиками рисунков, отражающими представления авторов о браконьере и его
деятельности, были выбраны: присутствие агрессивной символики; присутствие асоциальной символики; изображение конфликта с законом; изображение оружия и других орудий браконьерства; изображение жертвы или добычи; присутствие пейзажа; выраженная активность браконьера; изображение невооруженной фигуры или лица; отсутствие фигуры браконьера на рисунке.
При сравнении изображений браконьера испытуемыми различных групп (средние и старшие школьники, жители города и села, представители различных профессий) выявлены качественные отличия рисунков.
По содержанию значимых характеристик, а также акцентированной выраженности некоторых из них (агрессивная и асоциальная символика, изображение добычи и др.) рисунки были отнесены к пяти категориям.
1. «Антиобщественная. личность». Рисунки, изображающие агрессивного, антисоциального браконьера, конфликт с законом (изображение запретительных знаков, милиции и т.п.). В подобных изображениях наиболее проявлена негативная эмоциональная составляющая отношения к браконьеру. В изображениях присутствует акцент на субъекте деятельности.
2. «Активный пользователь». Рисунки, в основном отражающие деятельность браконьера (иногда отсутствует фигура браконьера, часто присутствует пейзаж). Эмоциональное отношение в подобных рисунках выражено слабо, в изображении обычно выражена активность (поза, выстрел и т.п.). В изображениях присутствует акцент на процессе деятельности.
3. «Добытчик». Рисунки, изображающие вооружённого (экипированного) браконьера и добычу
(жертву). На ряде изображений этой группы проявлено эмоциональное («сочувственное») отношение автора к жертве («грустные» животные в клетках). В изображениях присутствует акцент на продуктах деятельности.
4. «Экипированный.». Рисунки,
изображающие вооруженного пассивного человека (отражены лишь общие представления о деятельности, эмоциональное отношение не
проявлено). В изображениях присутствует акцент на орудиях (средствах) деятельности.
5. «Турист». Рисунки, изображающие абстрактного (неэкипирован-ного) человека, лицо и т.п. Визуальный образ браконьера либо не сформирован, либо не выражен. В изображениях присутствует акцент на субъекте деятельности (табл. 5).
Таблица 5
Частота встречаемости рисунков различных, категорий
Группа Категория 1 «Антиобщественная личность» Категория 2 «Активный пользователь» Категория 3 «Добыт- чик» Категория 4 «Экипиро- ванный» Категория 5 «Турист»
Взрослые 11 10 6 8 1
36 чел. 30,6% 27,8% 16,7% 22,2% 2,8%
Городские 4 2 1 1 1
шк., 9-12 лет, 9 чел. 44,4% 22,2% 11,1% 11,1% 11,1%
Городские 26 12 11 8 4
шк., 13-15 лет 61 чел. 42,6% 19,7% 18% 13,1% 6,6%
Сельские шк., 11 12 6 4 1
13-15 лет 34 чел 32,3% 35,3% 17,6% 11,2% 2,9%
Сельские шк., 8 6 2 2
16-17 лет 18 чел. 44,4% 33,3% 11,1% 11,1%
Для рисунков школьников в целом характерно, что с возрастом (от 9 до 15 лет) растёт образность изображения и значимость эмоциональноаффективного компонента в семантике образа. В подростковом возрасте (особенно характерно для городских школьников) для многих респондентов браконьер в первую очередь - негативная социальная фигура, а в силу подросткового кризиса в изображениях часто наблюдается акцентирование на агрессивной символике. Более полная осведомлённость о деятельности браконьера, более реалистичные
представления о браконьерстве также проявляются по мере «взросления» респондентов (например, схематичное изображение множества природных объектов, находящихся под угрозой).
Из выделенных категорий рисунков у городских школьников преобладают рисунки Категории 1 «Антиобщественная личность», рисунки Категории 2 «Активный пользователь» встречаются в данных группах примерно в два раза реже. У сельских школьников эти категории рисунков представлены в примерно равном количестве, численно явно
преобладая над рисунками иных категорий. В рисунках старших сельских школьников отсутствует Категория 4. «Экипированный», вооруженный человек изображается либо в процессе деятельности, либо с добычей (жертвой) и т.п., что указывает на более полные представления о браконьере и его деятельности у респондентов этой группы. У сельских школьников на рисунках Категории № 3. («Добытчик») браконьер непосредственно держит добычу в руках, что может быть выражением близости авторов к данной проблематике (табл. 6).
Для рисунков взрослых в целом характерна выраженная осведомлённость о деятельности браконьера. Изображая браконьера, респонденты в основном отражают отношение к факту браконьерства, как таковому. В рисунках выражено различное эмоциональное отношение к браконьеру - от негативного до нейтрального, и даже позитивного. В рисунках этой группы наиболее представлены Категории 1 «Антиобщественная личность» и Категории 2 «Активный пользователь» (30,6%; 27,8%). В данной группе изображения Категории 4 («Экипированный», 22,2%) встречаются примерно вдвое чаще, чем в рисунках школьников, минимум изображений Категории 5 («Турист», 2,8%). Представленность различных категорий изображений
более
отражает более полные и дифференцированные представления
взрослых о браконьере и его деятельности. Наряду с этим, присутствие большого процента рисунков Категории 4 может указывать на рост тенденции к безэмоциональ-ной, абстрактной трактовке образа браконьера.
В группе взрослых у представителей различных профессий присутствуют отличия в представленности изображений пяти выделенных категорий (табл. 6). Например, большинство представителей СМИ (7 из 12) в рисунках делает акцент на процессе деятельности (Категория 2), 4 изображения относятся к Категории 1 («Антиобщественная личность»). Для данных респондентов важен факт браконьерства и его антиобщественная значимость. В рисунках сельских педагогов наиболее представлена Категория 3 («Добытчик»), в отличие от городских педагогов и научных сотрудников (наиболее представлены Категории
1, 4). На наш взгляд, у сельских жителей проявляется обыденное, бытовое отношение к браконьерству. На большинстве рисунков сотрудников заповедника «Бастак» изображен человек в форме (5 из 8 изображений различных категорий) - «браконьер-егерь», что отражает профессиональный взгляд на проблему браконьерства.
Таблица б
Частота встречаемости рисунков различных категорий у взрослых
Группа Категория 1 Антиобщественная личность Категория 2 Активный пользователь Категория З Добытчик Категория 4 Экипированный Категория 5 Турист
Сельские педагоги, 8 чел. 2 1 З 2
Городские педагоги, научные сотрудники, 3 1 1 3
8 чел.
Сотрудники СМИ, 12 чел. 4 7 1
Сотрудники заповедника, 8 чел. 2 1 1 3 1
При сравнении содержания рисунков пяти категорий и содержания категориальных структур -факторов вербального семантического дифференциала «Портрет браконьера», выявленных в ходе первой части эмпирического исследования -были выявлены следующие особенности:
1. Поскольку таблица семанти-
ческого дифференциала включала личностные характеристики-
дескрипторы, выявленные вербальные категории (факторы) содержательно соотносятся с категориями выполненных изображений лишь частично. Рисунки отражают представления респондентов не только о личности браконьера, но и о процессе, продукте и орудиях его деятельности.
2. Большинство вербальных ка-
тегорий-факторов (15 факторов) соотносятся с рисунками Категории 1 («Антиобщественная личность»), одной из наиболее представительных в рисунках всех групп респондентов. Содержание факторов вербального семантического дифференциала может быть соотнесено с присутствующими в изображениях значимыми характеристиками (табл. 8). В данных вербальных и визуальных категориях наиболее выражена эмоциональная негативная оценка личности браконьера. Вербальные категории «Спортсмен», «Турист» (отражены активность и сила) и «Добытчик» (оценочный фактор) содержательно соотносятся с рисунками Категории 2 «Активный пользователь» и Категории 3 «Добытчик» (табл. 7).
Таблица 7
Соотношение категорий рисунков, значимых характеристик и факторов вербального семантического дифференциала
«Портрет браконьера»
Категория рисунка Значимые характеристики рисунка Факторы вербального семантического дифференциала
1. Антиобщественная личность Агрессивная символика «Агрессор», «Хапуга», «Хладнокровный убийца», «Антиобщественная личность», «Деструктор», «Негодяй»
Асоциальная символика «Варвар», «Неудачник», «Вредитель», «Разгильдяй», «Несдержанный тип», «Наглец», «Практик»
Конфликт с законом «Нарушитель закона», «Корыстный преступник»
2. Активный пользователь Активность субъекта «Спортсмен», «Турист»
3. Добытчик Изображение добычи «Добытчик»
3. Наибольшее разнообразие фак- дифференциала взрослой группы торов вербального семантического (10 факторов) содержательно соот-
носится с рисунками Категории 1 «Антиобщественная личность». С рисунками Категории 2 «Активный пользователь» соотносятся 2 фактора, с изображениями Категории 3 «Добытчик» - 1 фактор. У городских школьников 13-15 лет 6 факторов сопоставимы с рисунками Катего-
рии 1, 1 фактор - с рисунками Категории 2. В категориальной структуре вербального семантического дифференциала группы сельских школьников все 4 фактора содержательно сопоставимы с рисунками Категории 1 (табл. 8).
Таблица 8
Соотношение категорий рисунков и вербальных категорий в группах взрослых и школьников
Категории рисунков Вербальные категории (факторы)
Взрослые «Антиобщественная личность» «Антиобщественная личность», «Варвар», «Нарушитель закона», «Неудачник», «Несдержанный тип», «Разгильдяй», «Корыстный преступник», «Негодяй», «Агрессор», «Наглец»
«Активный пользователь» «Спортсмен», «Турист»
«Добытчик» «Добытчик»
Городские школьники, 13-15 лет «Антиобщественная личность» «Антиобщественная личность», «Варвар», «Нарушитель закона», «Неудачник», «Хапуга», «Хладнокровный убийца».
«Активный пользователь» «Спортсмен»
«Добытчик» -
Сельские школьники, 13-15 лет «Антиобщественная личность» «Антиобщественная личность», «Деструктор», «Практик», «Вредитель»
«Активный пользователь» -
«Добытчик» -
В результате проведённого опроса и анализа данных нами были выявлены различия в визуальных представлениях о браконьере и его деятельности у взрослых, городских и сельских школьников. При сравнении категорий рисунков и вербальных категорий представлений о браконьере были выявлены некоторые общие критерии категоризации образа браконьера, однако в вербальной семантике образ представлен гораздо шире, семантическая структура образа браконьера более дифференцирована (табл. 8).
Выводы
В ходе исследования с применением семантического дифференциала выявлены специфические для различных групп населения харак-28
теристики представлений о браконьере как личности в системе социальных взаимоотношений.
Полученные категориальные
структуры представлений о браконьере для четырёх групп испытуемых (городские и сельские школьники, студенты логопеды и социальные психологи), обладают достаточной устойчивостью, содержат факторы, обусловленные спецификой групп и принадлежностью оцениваемого объекта к узким семантическим классам: «нарушитель закона» и «нарушитель в природоохранной сфере». В семантических моделях у всех четырёх групп испытуемых значимо присутствовали устойчивые факторы, по основному содержанию несущие эмоциональнонегативную социальную оценку.
Наиболее дифференцированная устойчивая категориальная структура представлений о браконьере наблюдается у студентов -социальных психологов, что объясняется когнитивной сложностью респондентов, работой в сфере «человек - человек», общей развитостью индивидуального экологического сознания. Наименее дифференцированная и организованная категориальная структура представлений о данном стимул-объекте проявилась у группы сельских школьников, что можно объяснить недостаточной развитостью экологических представлений.
В ходе исследования визуальных представлений о браконьере у взрослых, городских и сельских школьников по содержанию значимых характеристик изображений (на основании функционального критерия) были выделены 5 групп -категорий изображений: «Антиоб-
щественная личность», «Активный пользователь», «Добытчик», «Экипированный», «Турист». Кроме представлений о браконьере как субъекте рисунки респондентов отражали представления о процессе, продукте и орудиях его деятельности. Анализ рисунков, изображающих браконьера, выполненных школьниками и взрослыми, жителями города и села, подтвердил присутствие в визуальных представлениях о браконьере некоторых характеристик связанных с возрастом, профессией, м.естом проживания. В рисунках взрослых представления о браконьере выражены шире и точнее, чем в детских рисунках, что говорит о более высоком уровне развития, представлений в данной сфере. Вербальные категории (факторы), выявленные в ходе первой части эмпирического исследования (применение семантического дифференциала «Портрет браконьера»), содержательно
cооmн.оcяmcя c н.екоmоpыlми каmего-pиями выLполн,енныx изобpажений.
Результаты описанного в данной работе исследования могут быть использованы в дальнейшем изучении группового и индивидуального экологического сознания населения, совершенствовании методов его диагностики. Данные результаты могут быть применены в выработке эффективных средств, методов и стратегий экологической пропаганды и природоохранной деятельности в районах активного природопользования.
Библиография
1. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты. Иллюстрированное руководство. М.: Изд-во «Валдос Пресс», 200З.
2. Зеличко, А.И., Степенова, Г.И. Психосемантика и изучение профессионального сознания психологов || Вестник МГУ. - Серия 14.1989. - Ю. - С.20 - ЗЗ.
3. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995. - 224 с.
4. Иберла, К. Факторный анализ. М., 1980. - 247 с.
5. Лебедева, Л., Петровичева, Ю., Тараканова, Н. Краткая энциклопедия необычных признаков в проективном рисовании. Школьный психолог, № 15, 1 - 15 августа, 2005. М.: Просвещение, 2005. - 48 с.
6. Маховер, К. Проективный рисунок человека. М.: Смысл, 200З.
7. Петренко, В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во МГУ, 1988. -207 с.
8. Смирнов, С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд-во МГУ, 1985. - 2З1 с.
9. Современная психология: справочное руководство. - М., ИНФРА-М, Ю, 1999. - 688 с.
10. Osgood, C.E. The nature and measurement of meaning. Psychol.