Научная статья на тему 'Отношение жителей Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа к процессу обьединения'

Отношение жителей Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа к процессу обьединения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
396
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛИЗМ / ОБЪЕДИНЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И УСТЬ-ОРДЫНСКОГО БУРЯТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА / РЕФЕРЕНДУМ / ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ / INTEGRATION OF IRKUTSK REGION AND UST'-ORDYNSK BURYAT AUTONOMOUS DISTRICT / FEDERALISM / REFERENDUM / PUBLIC OPINION POLL

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бадмаева Инна Жаргаловна

В статье представлены результаты социологического исследования «Отношение населения к процессу объединения в Российской Федерации». Изучены опасения и ожидания людей от данной реформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTITUDE OF PEOPLE OF IRKUTSK REGION AND UST'-ORDYNSK BURYAT AUTONOMOUS DISTRICT TO THE UNIFICATION PROCESS

The article presents the results of sociological research «People's attitude to integration of subjects of The Russian Federation». We studied people's anxieties and expectations in Irkutsk and Ust-Orda from integration of the subjects.

Текст научной работы на тему «Отношение жителей Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа к процессу обьединения»

УДК 324

ИЖ Бадмаева

ОТНОШЕНИЕ ЖИТЕЛЕИ ИРКУТСКОИ ОБЛАСТИ И УСТЬ-ОРДЫНСКОГО БУРЯТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА К ПРОЦЕССУ ОБЪЕДИНЕНИЯ

В статье представлены результаты социологического исследования «Отношение населения к процессу объединения в Российской Федерации». Изучены опасения и ожидания людей от данной реформы.

Ключевые слова: федерализм, объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, референдум, опрос общественного мнения.

I.Zh. Badmaeva

THE ATTITUDE OF PEOPLE OF IRKUTSK REGION AND UST’-ORDYNSK BURYAT AUTONOMOUS DISTRICT TO THE UNIFICATION PROCESS

The article presents the results of sociological research «People’s attitude to integration of subjects of The Russian Federation». We studied people’s anxieties and expectations in Irkutsk and Ust-Orda from integration of the subjects.

Key words: federalism, integration of Irkutsk region and Ust’-Ordynsk Buryat Autonomous district, referendum, public opinion poll.

16 апреля 2006 г. прошел референдум по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, в результате чего последний из самостоятельного субъекта Федерации получает конфигурацию территориальной единицы с особым статусом -Усть-Ордынский Бурятский округ (из названия убирается слово «автономный»). В составе новой территориальной единицы сохраняются все 6 муниципальных районов и все 77 муниципальных образований на уровне поселений. Администрацию округа в составе Иркутской области возглавит заместитель губернатора Иркутской области по округу. Это был четвертый по счету референдум в России. 7 декабря 2003 г. - референдум по объединению Пермского края, Пермской области и Коми-Пермяцкого округа; 17 апреля 2005 г. - референдум по объединению Красноярского края, Таймырского (ДолганоНенецкого) и Эвенкийского округов; 23 октября

2005 г. - референдум по объединению Камчатской области и Корякского округа.

И как на предыдущих, так и на последующем референдуме по объединению Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (11 марта 2007 г.) жители проголосовали за объединение. В Приангарье на избирательные участки пришло 68,94% граждан, включенных в списки, 89,76% из них проголосовало за объединение, в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе явка составила 99,45%, за объединение проголосовало 98% избирателей [9].

Высокий уровень явки избирателей и общие положительные результаты прошедшего референдума, казалось бы, ярко демонстрируют отношение жителей регионов к происходящим изменениям. Абсолютное большинство населения

обоих субъектов федерации проголосовало за объединение. Однако это еще не является свидетельством того, что в процессе слияния двух субъектов не осталось неразрешенных проблем.

Мы полагаем, что реформа административнотерриториального устройства государства, а именно укрупнение регионов, принесет весьма внушительные результаты, которые проявятся не сразу, а, скорее, будут растянуты на несколько десятилетий. Какие именно будут эти результаты, зависит от множества факторов, в том числе от того, как будут решены вопросы первоначального устройства объединенного региона сейчас.

На данном этапе от руководства страны и субъектов Федерации требуется досконально проработать принципы дальнейших взаимоотношений друг с другом на уровне регионов и федеральном уровне, выстроить четкую систему отношений, отвечающую ожиданиям обеих сторон, не ущемляющую интересов жителей ни Иркутской области, ни Усть-Ордынского Бурятского округа.

В результате проведения социологического опроса на тему «Отношение жителей Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа к процессу объединения» мы попытались выяснить оценку происходящих изменений жителями двух субъектов к данному процессу и ожидания от объединения. Мы проводили опрос населения на территории Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в период с апреля по июнь

2006 г., сразу после референдума. Всего было опрошено 623 респондента - 363 человека из Иркутской области и 260 чел. Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. В опросе принимали участие 384 женщины и 239 мужчин,

73% составляли русские, 20% - буряты, 7% -другие национальности (татары, эвенки, сойоты, украинцы). По возрастной характеристике группа опрошенных выглядит следующим образом: группа от 18 до 25 лет составляет 13%, от 25 до 35 лет - 26%, от 35 до 40 лет - 23%, от 40 до 50 лет - 29% и от 50 до 60 лет - 9% от общего числа опрошенных.

На наш вопрос: «Знаете ли Вы о проведении территориально-административной реформы

(объединение субъектов Федерации)?» (диа-

грамма 1) лишь 7% опрашиваемых ответили

«Нет, не слышал(а) и вообще политикой не интересуюсь». Остальные ответы распределились между вариантами ответов «Да, конечно», «Да, что-то слышал/читал/видел», «Да, но не придаю этой реформе особого значения». Притом немаловажным нам представляется тот факт, что около 38% респондентов, проживающих в Иркутской области, продемонстрировали свое отношение к проводимой реформе, выбрав вариант ответа «Да, но не придаю этой реформе особого значения».

Диаграмма 1

«Знаетели Вы о проведении территориально-административной реформы (объединение субъектов федерации)?»

■ «Нет, не слышал(а) и вообще политикой не интересуюсь»

■ «Да, конечно»

■ «Да, что-то слышал/читал/видел»

■ «Да, но не придаю этой реформе особого значения»

Проводимая руководством страны реформа административно-территориального устройства России не находит активной поддержки у населения. Обусловлено это, по нашему мнению, тем, что, несмотря на множество вопросов по реформе, возможным последствиям, результатам и средствам, применяемым при организации объединения, у населения нет реальной возможности для обсуждения, дискуссии и влияния на ход событий.

Ответы на вопрос «Как Вы относитесь к проведению административно-территориальной реформы (объединение субъектов Федерации)?» распределились следующим образом:

— вариант ответа «Считаю это необходимым и обоснованным процессом» выбрали 15% опрашиваемых;

— «Это попытка нового передела власти и собственности на местах» - 38%;

— «Реформа поможет более эффективному управлению страной» - 19%;

— вариант ответа «Не придаю особого значения проведению данной реформы» выбрали 26% респондентов;

— 2% опрашиваемых оставили этот вопрос без должного внимания.

Диаграмма 2

Однако следующий вопрос: «Как Вы относитесь к объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа?» вызвал затруднение у респондентов. В анкете было предложено несколько вариантов ответов: «Положительно, объединение пойдет на пользу как области, так и округу»; «В большей мере объединение принесет пользу только округу»; «Негативно. Объясните, пожалуйста, почему?».

Учитывая, что только 34% респондентов от-

Еще 15% респондентов остановились на варианте «В большей мере объединение принесет пользу только округу». Этот вариант ответа выбрали в большей степени жители Иркутской области - 59%, немалая часть опрашиваемых считают (29%), что объединение скажется негативно прежде всего на округе. Необходимо отметить, что данный вариант ответа был выбран представителями так называемой бурятской интеллигенции в возрасте от 40 до 60 лет. Респонденты полагают, что округ после объединения перейдет в своего рода экономическую зависимость, прежде всего, от воли областного руководства, лишившись статуса автономности и права самостоятельно распоряжаться своим окружным бюджетом. Кроме того, по мнению респондентов, будут значительно затруднены вопросы финансирования программ, направленных на сохранение и развитие национальной самобытности бурятского этноса.

Соответственно ответам на предыдущий вопрос распределились и ответы на вопрос «Как Вы считаете, прошел ли законно референдум по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа?» Большая часть опрошенных нами респондентов (56%) полагает, что все было в рамках законности и никаких нарушений в период подготовки и проведения референдума ими замечено не было. Остальные 44% опрошенных распределились следующим образом: 14% из них затруднились

носятся положительно к самой идее проведения административно-территориального деления,

достаточно странным выглядит тот факт, что почти 48% респондентов относятся к процессу объединения области и округа положительно и полагают, что объединение пойдет на пользу как области, так и округу. Немаловажен тот факт, что 76% из них - это жители Усть-Ордынского округа.

Диаграмма 3

ответить на этот вопрос, и 30% считают, что референдум проходил с нарушениями законодательства.

Здесь, безусловно, встает вопрос об осведомленности наших респондентов о правилах проведения референдумов. Однако и международными независимыми наблюдателями было отмечено, что в ходе кампании были допущены нарушения, которые они считают достаточно серьезными [7].

Любопытно отметить, что среди тех, кто считает, что референдум проходил без нарушений, большинство постоянно проживает в Иркутской области. Жители же Усть-Ордынского Бурятского округа (68%) уверены, что референдум проходил с грубыми нарушениями российского законодательства. Подобное распределение ответов респондентов ярко демонстрирует отношение населения к происходящим изменениям.

В целом население Иркутской области не придает особого значения объединению. Иркутяне оценивают объединение с округом как не более чем формальное включение и без того уже фактически входящего в состав области субъекта федерации. В Усть-Ордынском же округе, наоборот, полагают, что это не что иное, как поглощение крупным развивающимся субъектом более мелкого и слабого соседа.

Следующий вопрос анкетирования: «Назовите, пожалуйста, положительные изменения, если они есть, произошедшие в результате объединения Усть-Ордынского Бурятского автономного

«Как Вы относитесь к объединению Иркутской области

и Усть Ордынского Бурятского автономного округа?»

ш « Положительно, объеди нение пойдет на пользу, как области, так и округу»

« Негативно»; 29% «ПолонЩ^льн о, объединени е пойдет на

-«В большей мере ' объединение^Н пользу, как . области, так и А округу»; 4 объединение принесет пол ьзу только округу»

пользу только ■ «Негативно»

округа и Иркутской области». Большинство респондентов затруднилось с ответом, что и понятно. Мы уже говорили о том, что существует некоторое различие между реальной мотивацией, основными предпосылками появления идеи укрупнения регионов и системой публичной аргументации, которая используется политиками и экспертами в ходе продвижения реформы.

Безусловно, существует немало различий между ожидаемыми результатами от объединения и фактическими результатами. Только от 3 до 6% респондентов отметило, что произошли позитивные изменения в банковской системе; системе образования; улучшилось медицинское обслуживание; уменьшилось в целом количество бюрократических процедур. Абсолютное большинство (89%) ответило, что пока затрудняется с ответом.

Подобное распределение ответов вполне объяснимо. Процесс объединения не завершен, еще предстоит провести огромную работу не только по формальному юридическому принципу, но и фактически в экономическом, социокультурном, инфраструктурном плане. Возможно, смеем надеяться, после истечения этого периода и прохождения процедур полного объединения уже другой схожий опрос даст кардинально отличные результаты.

Девятый вопрос нашей анкеты был сформулирован следующим образом: «Существует мнение, что большое количество субъектов Федера-

Варианты ответов на вопрос «Что, по Вашему мнению, с наибольшей вероятностью может послужить фактором ускорения процесса объединения регионов?» мы разместили по убывающей. В ходе опроса респондентам было предложено выбрать из предложенных 7 вариантов ответов не более 3-х.

— Необходимость усиления влияния на регион - 34%

— Силовое воздействие на элиты региона -18%

— Новый президент и новая региональная по-

ции снижает эффективность управления, а в критической ситуации может стать угрозой для безопасности страны в целом. Каково Ваше мнение?».

В период подготовки к исследованию и формирования анкеты мы заметили, что это, пожалуй, один из часто встречающихся и излюбленных вопросов в исследованиях общественного мнения по этой проблеме. И каждый раз ответы были противоречивы. Так произошло и в нашем случае.

При высоких ожиданиях от процесса объединения все же очень многие не уверены в том, что уменьшение количества субъектов Федерации может повлиять на управляемость регионами. Согласны с тем, что нынешнее количество субъектов превышает предел эффективности управления лишь 15% респондентов. Считают, что, возможно, существуют некоторые сложности в управлении подобным «раздробленным» государством, но при этом считают, что опасность несколько преувеличена, чуть больше - 22% респондентов. 44% полагает, что количество субъектов никак не влияет на эффективность управления. И стандартная группа, составившая около 19% общего числа опрошенных, в очередной раз затруднилась с ответом.

Результаты ответов респондентов на вопрос «Как Вы считаете, действительно ли укрупни-тельная повестка дня потеряла свою актуальность?» представлены в диаграмме 4.

Диаграмма 4

литика - 9%

— Заинтересованность бизнеса (как местного, так и транснационального) - 8,5%;

— Возрастание политических амбиций у бизнеса - 8%;

— Демонстрация местными элитами лояльности власти - 8%;

— Личная поддержка президента и администрации - 7%.

— Остальные (около 7%) оставили этот вопрос без внимания.

Диаграмма 5

Респондентами было отмечено, что помимо предложенных вариантов повлиять могут и многие другие факторы, которые трудно предугадать. Были названы «экономические скачки», «падение цен на нефть» и прочее. Но большинство респондентов согласилось с тем, что конечное значение будет иметь политическая воля Кремля.

Реакция респондентов на предыдущий вопрос тоже ярко продемонстрировала оценку происходящих в стране изменений. Существует мнение, что в планах у руководства страны сократить количество субъектов до 28. Это мнение разделяет 26,3% опрошенных. Уверены в том, что в планах у высшего руководства страны в ближайшее время объединить еще как минимум два субъекта Федерации, 39,5% опрошенных. Однако 23,7% опрошенных полагают, что данная тема форсируется политиками и бизнесменами, которым в какой-то мере выгодно объединение.

Наряду с факторами, способными ускорить, по мнению респондентов, процесс объединения регионов, нас интересовали факторы, которые могут замедлить этот процесс или даже приостановить. Вопрос звучал следующим образом: «Что, по Вашему мнению, с наибольшей вероятностью может послужить фактором замедления процесса объединения регионов?», и было предложено несколько вариантов ответов: вероятность этнических конфликтов; инициатива по отмене референдума; невыполнение обещанных накануне референдума инвестиционных проектов и обещаний; общественное мнение; отсутствие времени; отсутствие четких критериев для дальнейшего объединения; противодействие элит; рост национального самосознания.

По мнению наших респондентов, наибольшее влияние на замедление процесса объединения может оказать противодействие элит - 29%. Однако было также отмечено, что при нынешней ситуации и принципах формирования регио-

нальной власти такой сценарий маловероятен. Напротив, возможность проявить свою лояльность решениям федеральной власти не упускается представителями региональных элит.

Снизить доверие к самой инициативе по объединению, по мнению наших респондентов, может невыполнение федеральными и местными властями обещанных накануне референдума инвестиционных проектов и обещаний - 15,6%. По мнению опрашиваемых, «испугать» реализаторов реформы может также риск активизации этнических конфликтов.

В целом результаты проведенного нами опроса весьма противоречивы. При достаточной лояльности, если не сказать при равнодушии к самому факту проводящейся реформы административно-территориального устройства России, опрошенные выражают резко негативные оценки относительно истинных целей данной реформы. Большинство опрошенных нами респондентов (38%) считает, что реформа - это не что иное, как новая попытка передела власти на местах.

Положительно оценивая последствия объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского округа (63%), респонденты выражают недоверие к законности прошедшего референдума (30%). Такие несогласованности в ответах респондентов мы можем расценивать как результат чрезмерных стараний местных властей по обеспечению явки населения и применения агрессивных административных мер. В целом население положительно и/или терпимо относится к самой идее реформы и зачастую даже поддерживает общий курс на приведение всей системы в порядок, однако не приемлет применения незаконных мер и жестких санкций.

Также отметим, что властным структурам пора учиться вступать в диалог с населением, искать компромиссы и стараться учесть законные интересы всех групп населения, проживающих в данной местности. Пытаться найти диалог, а не

выступать лишь в качестве проводника спущенной сверху директивы.

Анализ полученных результатов социологического исследования показал, что население Усть-Ордынского Бурятского округа оценивает объединение с Иркутской областью положительно. Это даст новый толчок развитию округа и области. Необходимо создать «прозрачную» систему управления регионом; убрать административно-территориальные барьеры между двумя регионами, что позволит создать дополнительные условия для развития целого ряда отраслей: туризма, производства, животноводства, сельского хозяйства.

Жители Иркутской области относятся к объединению как закономерному этапу двусторонних отношений области и округа. Несмотря на негативные оценки некоторых перегибов при организации референдума, население как и округа, так и области ждет от этой реформы положительных сдвигов в экономике и социальной сфере. Однако ожидания жителей Усть-Орды омрачает тревога в связи с потерей самостоятельности в принятии решений и возможность утраты финансирования программ, направленных на сохранение национальной самобытности.

Однако и по этому поводу не может быть однозначного мнения. К примеру, научная школа Р.Г. Абдулатипова стоит на позициях признания необходимости дальнейшего развития национальной составляющей в федеративных отношениях [8], в то время как А.Зубов, например, трактует национально-территориальную федерацию как «бомбу, заложенную под здание российской государственности» [4]. Н.М. Добрынин придерживается компромиссной позиции. Он полагает, что в «современных условиях плюралистического демократического государства нет никаких объективных препятствий для развития национальных культур» [3].

Необходимо признать, что основные вызовы этносоциальной стабильности и безопасности, связанные с объединением Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и Иркутской области, находятся за пределами социальнополитического пространства исследуемого региона.

Литература

1. Глазычев В. Ловушка регионального подхода // Логос. - 2005. - №1. - С. 26-31.

2. Грицкевич Т. Реформаторство как управляемый процесс // Свободная мысль - XXI. - 2005. - №12. - С. 3-14

3. Добрынин Н.М. Регион нового типа как модель нового российского федерализма // Российский юридический журнал. - Екатеринбург. - 2002. - № 3 (35). - С. 12-45.

4. Зубов А. Будущее российского федерализма // Знамя.

- 1996. - № 6. - С. 13-20.

5. Лебедева Э. Опыт федерализма в третьем мире и Россия // Мировая экономика и международные отношения.

- 1995. - №2. - С.61-67.

6. Ольшанский Д. Дезинтеграция - новые симптомы старой болезни // Pro et Contra. - 2000. - Т.5. - №1. - С. 1530.

7. Орлова И. Политическая лотерея: Иркутскую область и Усть-Орду объединили со второй попытки // Время новостей. - 2006. - 18 апр. - С. 31-37.

8. Основы национальных и федеративных отношений / под ред. Р.Г. Абдулатипова. - М., 2001. - С.45.

9. По данным сайта Центральной избирательной комиссии РФ // www.cikrf.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Российский юридический журнал. Екатеринбург.

2002. № 3 (35) .

11. Савинов Л.В. О социально-политических рисках и

угрозах, связанных с объединением субъектов Федерации [Электронный ресурс]. - Казань, 2007. - URL:

http://www. kazanfed. ru/papers/

12. Туровский Р.Ф. Бремя пространства как политическая проблема России // Логос. - 2005. - №5. - С. 135-181.

Бадмаева Инна Жаргаловна - аспирант кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета.

Badmaeva Inna Zhargalovna — post-graduate student of department of political sciences and sociology of Buryat State University

E-mail: inna.asia@gmail.com

УДК 352.075 (571.54)

Б С. Будаев

МЕСТО ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ БУРЯТСКИХ АВТОНОМИЙ

(на материалах Республики Бурятия, АБАО, УОБАО)

В статье автор рассматривает особенности развития политических систем АБАО, УОБАО и Республики Бурятия и место в них муниципальных органов власти, что позволило выделить три модели согласования интересов муниципальных и региональных властей. Случай с АБАО стал примером введения неформальных территориальных структур муниципалитетов в институциональное поле. Пример УОБАО заключается в замене неформальных институтов строгой партийнофракционной дисциплиной. Республика Бурятия же характеризовалась совмещением и развитием конвергентных форм согласования интересов.

Ключевые слова: местное самоуправление, политическая система, политический режим, политические партии, неформальные институты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.