Научная статья на тему 'Отношение учителей и учащихся старших классов средних школ к использованию манипуляции в образовательном процессе'

Отношение учителей и учащихся старших классов средних школ к использованию манипуляции в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
878
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / ОТНОШЕНИЕ / МАНИПУЛЯЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / QUESTIONING / ATTITUDE / MANIPULATION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриевский Илья Александрович

В статье представлены результаты анкетирования, проведенного среди учителей и учащихся 9-11-х классов одиннадцати школ города Набережные Челны. Анкетирование было посвящено использованию манипуляции в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Attitude of Secondary School Teachers and Senior Pupils to the Use of Manipulation in Educational Process

The article presents the results of a questionnaire survey, which was conducted among teachers and 9th-11th grade pupils of eleven schools in Naberezhnye Chelny. The questioning was devoted to the use of manipulation in educational process.

Текст научной работы на тему «Отношение учителей и учащихся старших классов средних школ к использованию манипуляции в образовательном процессе»

Отношение учителей и учащихся старших классов средних школ к использованию манипуляции в образовательном процессе*

И. А. Андриевский (Набережночелнинский институт социально-педагогических ТЕХНОЛОГИЙ И ресурсов)**

В статье представлены результаты анкетирования, проведенного среди учителей и учащихся 9-11-х классов одиннадцати школ города Набережные Челны. Анкетирование было посвящено использованию манипуляции в образовательном процессе.

Ключевые слова: анкетирование, отношение, манипуляция, образование.

На сегодняшний день педагогов все более интересует проблема использования манипуляции в образовании. Под манипуляцией мы будем иметь в виду «вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент» (Доценко, 1997: 60). Педагоги по-разному относятся к манипуляции в образовании. А. Гусев, учитель гимназии № 1565 г. Москвы, считает, что манипуляция в педагогике — это «непременная часть школьного общения» (Манипуляция в педагогике — это..., 2006: Электр. ресурс). По мнению С. Полякова, доктора педагогических наук из Ульяновска, манипуляция — «благо, когда цель гуманистическая» (там же). С. Л. Братченко и С. А. Рябченко резко критикуют использование манипуляции в образовании, считая феномен манипуляции «скрытым проявлением утонченного авторитаризма» (Корнетов, 2003: 118). С. Г. Абрамова полагает, что «люди, которые становятся объектами манипуляции, как бы теряют свою волю и свою личность, превращаются в своеобразные «вещи», стано-

вятся легко управляемыми, предсказуемыми и подконтрольными» (там же: 118). Таким образом, манипуляция в образовании является актуальной темой исследования. Ранее мы уже описывали некоторые особенности использования манипуляции в педагогическом процессе (Андриевский, 2009a; 2009b; 2009c; 2010). В данной работе мы изложим результаты проведенного исследования по определению отношения учителей и учащихся старших классов к использованию манипуляции в образовании.

База и методика исследования. Для определения отношения учителей и учащихся старших классов средних школ к использованию манипуляции в образовательном процессе был использован метод анкетирования. Анкетирование проводилось в сентябре — октябре 2010 г. среди учителей и учащихся 9-11-х классов школ № 15, 19, 27, 32, 33, 34, 37, 40, 48, 49, 51 г. Набережные Челны Республики Татарстан. Численность выборки составила 831 человек (392 учителя и 439 учащихся). Респонденты должны были ответить на ряд вопросов, а также сформулировать свои определения понятий «манипуляция в образовательном процессе» и «манипуляция». Для сравнения отношения

* Статья подготовлена по результатам исследования при поддержке администрации Автозаводского района г. Набережные Челны.

** Андриевский Илья Александрович — студент факультета иностранных языков Набережно-челнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов. Тел.: +7 (8552) 32-5814; +7 (8552) 46-49-66. Эл. адрес: [email protected]. Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор А. В. Миронов.

учителей и учащихся старших классов к использованию манипуляции в образовательном процессе в анкете было предусмотрено по 10 вопросов. Первым указан вопрос для учителей, через знак «/» — для учащихся. В случае совпадения вопрос указан один раз.

Вопросы были следующие:

1. Знаете ли Вы, что такое манипуляция с точки зрения психологии?

2. Знаете ли Вы какие-либо примеры использования манипуляции в образовании? / Знаете ли Вы какие-либо примеры использования манипуляции?

3. Считаете ли Вы допустимым использование учителем манипуляции по отношению к учащимся? / Считаете ли Вы допустимым использование манипуляции в обучении по отношению к Вам?

4. Используете ли Вы на уроках или во внеклассной деятельности манипуляцию по отношению к учащимся? / Считаете ли Вы, что учителя используют манипуляцию по отношению к Вам?

5. Знакомы ли Вы с какой-либо литературой, посвященной использованию манипуляции в образовательном процессе? / Знакомы ли Вы с какой-либо литературой, посвященной использованию манипуляции?

6. Считаете ли Вы использование учителем манипуляции по отношению к учащимся неотъемлемой частью современного образовательного процесса? / Считаете ли Вы использование учителем манипуляции по отношению к Вам неотъемлемой частью современного образовательного процесса?

7. Считаете ли Вы, что манипуляция на уроках в школе в большинстве случаев происходит в интересах учащихся? / Считаете ли Вы, что учителя используют манипуляцию на уроках в школе в Ваших интересах?

8. Считаете ли Вы, что использование манипуляции на уроках в школе позволяет снизить количество конфликтов между педагогом и учащимися?

9. Считаете ли Вы, что учитель может пользоваться манипуляцией исключительно в собственных интересах на уроках в школе?

10. Считаете ли Вы, что использование манипуляции в образовательном процессе тормозит развитие школьников как личностей? / Считаете ли Вы, что использование манипуляции в образовательном процессе тормозит Ваше развитие как личности?

Результаты исследования и их обсуждение. Сравнение положительных ответов на 10 вопросов представлено в гистограмме.

100 90

80 70 60 % £10 ¿30 30 20 10 0

■ учителя □ учащиеся

Сравнение положительных ответов на представленные вопросы учителей и учащихся 9-11-х классов общеобразовательных школ г. Набережные Челны

Рассмотрим, что подразумевают учителя и учащиеся под понятиями «манипуляция в образовательном процессе» и «манипуляция». Всего учитлями было дано 208 определений манипуляции в образовательном процессе. Слова «влияние», «воздействие» или их сочетание присутствовали в 72 анкетах: «влияние на ученика во время урока с целью повышения уровня обучаемости и качества обучения учащегося», «процесс воздействия на ученика с целью повышения интереса к учению, а также с целью повышения качества обучения», «форма воздействия на ученика с целью мотивации его к учению». 34 раза респонденты использовали слова «управление/управлять»: «управление учащимися в целях повышения стимула к обучению», «управление учащимися с целью до-

I

1

123456789 10

№ вопроса

стижения поставленных задач и мотивирования учащихся на учебную деятельность», «умение учителя управлять поведением учеников (ученика) для достижения желаемого результата в короткие сроки при удовлетворительном качестве». 26 педагогов, описывая манипуляцию в образовательном процессе, использовали слова «метод/прием»: «метод, который использует учитель, чтобы мотивировать учащихся к обучению», «прием, позволяющий замотивировать учащихся, заинтересовать, направить в нужном, с точки зрения педагога, русле», «приемы артистизма, направленные на повышение интереса к изучаемому предмету, мотивацию у учащихся к учебе».

Оставшиеся 76 определений не имеют более 10 схожих ключевых слов, которые позволили бы объединить их в группы. Итак, по мнению опрошенных учителей, манипуляция в образовательном процессе является влиянием/воздействием с целью мотивации к обучению (34,6%), управлением (16,3%), методом/приемом обучения (12,5%). Данные ключевые слова были выбраны, так как использовались наибольшее количество раз. Один из признаков манипуляции — скрытость воздействия — был отмечен 21 педагогом («направление хода образовательного процесса ученика в нужное преподавателю русло в завуалированной, скрытой форме», «психологическая деятельность педагога, направленная на учащихся в ходе образовательного процесса и позволяющая привлечь внимание учеников к обучению без открытого психологического воздействия», «скрытое воздействие на сознание человека или коллектива с целью достижения определенной цели, в частности достижения цели обучения»). 13 учителей охарактеризовали манипуляцию в образовании как негативное явление («применение методов и способов, недопустимых с точки зрения человеческой морали и закона», «унижение человеческого достоинства. Дети не роботы, не пешки на шахматной доске, переставлять, пользоваться их доверием не следует», «управление субъектом деятель-

ности способами, методами, которые негативно влияют на его развитие»). В целом, большинство определений учителей отражают один или несколько признаков манипуляции. Итак, обобщая написанное выше, можно констатировать, что для опрошенных учителей манипуляции являются одним из средств обучения.

Учащимися старших классов было дано 339 определений манипуляции. Большинство определений (204) содержат слова «управление/управлять»: «управление», «управление людьми», «управление одного человека другим», «управление человеком», «умение управлять людьми». Слова «воздействие/ влияние» использовались учениками 60 раз — «влияние на человека другим лицом», «влияние на человека», «воздействие одного человека на другого». Итак, по мнению опрошенных учащихся, манипуляция является управлением (59,16%) и видом влияния/воздействия (17,4%). На один из признаков манипуляции — скрытость воздействия — указали пять учащихся («действия другого человека и слова, которые скрыто влияют на наши действия с целью достижения определенного результата», «скрытое управление людьми в своих целях», «один из способов управления и подавления воли людей путем воздействия на них через их поведение, а эти воздействия направлены на психические структуры человека, которые осуществляются скрыто»). Итак, обобщая изложенное, можно сказать, что большинство опрошенных учащихся считают манипуляцию средством управления.

Согласно ответам на дополнительные вопросы 61,25% учителей считают, что ученики догадываются об использовании манипуляции в образовательном процессе. 75,25% педагогов согласны с утверждением, что чем младше школьник, тем легче им манипулировать. 58,5% считают, что манипуляция в образовательном процессе позволяет облечь принуждение учащихся к обучению в более мягкие формы. 63,75% полагают, что в ситуации, когда педагог пытается мотивировать учащихся к обучению, использо-

вание манипуляции является наиболее предпочтительным и позволяет не подвергать учащихся открытому психологическому воздействию. 38,64% учащихся используют манипуляцию по отношению к окружающим людям.

Итак, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что учителя и учащиеся старших классов средних школ в достаточной степени знакомы с манипуляцией в образовательном процессе и интересуются данным феноменом. Большинство из респондентов считают манипуляцию одним из средств образования. Однако некоторая часть опрошенных с настороженностью относится к применению манипуляции в педагогическом процессе, указывая на возможность ее корыстного использования и негативное влияние на развитие личности учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андриевский, И. А. (2009а) Феномен манипуляции в процессе обучения в средней школе // Вестн. НГПИ. № 14. С. 111-116.

Андриевский, И. А. (2009Ь) К вопросу о допустимости использования манипуляции в педагогическом процессе // Там же. №15. С. 56-59.

Андриевский, И. А. (2009с) Майевтика как одна из форм конструктивной манипуляции // Там же. № 16. С. 35-37.

Андриевский, И. А. (2010) Виды манипуляции в образовании // Там же. № 18. С. 47-49.

Доценко, Е. Л. (1997) Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М. : Че-Ро ; Изд-во МГУ.

Корнетов, Г. Б. (2003) Педагогика : учеб. пособие. М. : УРАО.

Манипуляция в педагогике — это... (2006) [Электр. ресурс] // Первое сентября : Интер-

нет-газета. №19. URL: http://ps.1september. ru/article.php?ID=200601910 (дата обращения:

23.02.2011).

THE ATTITUDE OF SECONDARY SCHOOL TEACHERS AND SENIOR PUPILS TO THE USE OF MANIPULATION IN EDUCATIONAL PROCESS I. A. Andrievskiy (The Naberezhnye Chelny Institute of Socio-pedagogi-cal Technologies and Resources)

The article presents the results of a questionnaire survey, which was conducted among teachers and 9th-11th grade pupils of eleven schools in Naberezhnye Chelny. The questioning was devoted to the use of manipulation in educational process.

Keywords: questioning, attitude, manipulation, education.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Andrievskii, I. A. (2009a) Fenomen manipuli-atsii v protsesse obucheniia v srednei shkole // Vestn. NGPI. №14. S. 111-116.

Andrievskii, I. A. (2009b) K voprosu o dopus-timosti ispol’zovaniia manipuliatsii v pedagogich-eskom protsesse // Tam zhe. № 15. S. 56-59.

Andrievskii, I. A. (2009c) Maievtika kak odna iz form konstruktivnoi manipuliatsii // Tam zhe. № 16. S. 35-37.

Andrievskii, I. A. (2010) Vidy manipuliatsii v obrazovanii // Tam zhe. № 18. S. 47-49.

Dotsenko, E. L. (1997) Psikhologiia manipu-liatsii: fenomeny, mekhanizmy i zashchita. M. : CheRo ; Izd-vo MGU.

Kornetov, G. B. (2003) Pedagogika : ucheb. posobie. M. : URAO.

Manipuliatsiia v pedagogike — eto... (2006) [Elektr. resurs] // Pervoe sentiabria : Internet-gazeta. № 19. URL: http://ps.1september.ru/arti-cle.php?ID=200601910 (data obrashcheniia:

23.02.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.