Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И ПРАКТИКУЮЩИХ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ К УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЛОСОФИЯ"'

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И ПРАКТИКУЮЩИХ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ К УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЛОСОФИЯ" Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
183
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / СТОМАТОЛОГИЯ / PHILOSOPHY / DENTISTRY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коледаева Анна Константиновна, Жукова Евгения Дмитриевна

Данная статья посвящена анализу отношения студентов стоматологического факультета медицинского университета и практикующих врачей - стоматологов к дисциплине «Философия». В статье рассматриваются вопросы о важности философии в профессиональной деятельности практикующего врача стоматолога. Для получения данных, были опрошены студенты - стоматологи до изучения курса по философии, после изучения и сдачи экзамена по философии, а также врачи - стоматологи, имеющие стаж от 1 года до 25 лет. Нами были получены данные, которые говорят о том, что большинство студентов и врачей считают дисциплину «Философия» не важна для практикующего врача - стоматолога. Мнение, скорее всего, связано с неверной трактовкой философии как науки и недостатком наглядного материала и неумением применять знания по гуманитарным предметам в клинической практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коледаева Анна Константиновна, Жукова Евгения Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTITUDE OF STUDENTS OF THE DENTISTRY DEPARTMENT OF MEDICINE UNIVERSITY AND PRACTICING DENTISTS TO THE ACADEMIC DISCIPLINE "PHILOSOPHY"

This article is devoted to the analysis of the students’ attitude of the Dentistry Department of the medical university and practicing dentists to the discipline "Philosophy." The article discusses the importance of philosophy in the professional activities of a dentist practitioner. To obtain data, dental students were interviewed before studying the philosophy course, after studying and passing the philosophy exam, as well as dentists with a length of service from 1 to 25 years. We obtained data that suggest that most students and doctors consider the Philosophy discipline not important for a practicing dentist. This opinion is most likely due to the incorrect interpretation of philosophy as a science and the lack of visual material and the inability to apply knowledge in humanitarian subjects in clinical practice.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И ПРАКТИКУЮЩИХ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ К УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЛОСОФИЯ"»

Отношение студентов стоматологического факультета медицинского университета и практикующих врачей - стоматологов к учебной дисциплине «Философия»

The attitude of students of the Dentistry Department of Medicine University and practicing

dentists to the academic discipline "Philosophy"

Коледаева Анна Константиновна

Студент,

ФГБОУ ВО Кировский государственный медицинский университет

Минздрава России, Россия, Киров aniuiri@gmail.com

Koledaeva Anna Konstantinovna

Student

Kirov State Medical University. Russia, Kirov aniuiri@gmail. com

Жукова Евгения Дмитриевна

Студент,

ФГБОУ ВО Кировский государственный медицинский университет

Минздрава России, Россия, Киров losixa23@gmail. com

Zhukova Evgeniya Dmitrievna

Student

Kirov State Medical University. Russia, Kirov losixa23@gmail.com

Научный руководитель: Трапезников Михаил Владимирович

Кандидат медицинских наук Кировского Государственного Медицинского Университета

Россия, г. Киров e-mail: mikail99@yandex. ru

Scientific advisor: Trapeznikov M.

Ph. D.

Kirov State Medical University, Kirov, Russia. e-mail: mikail99@yandex. ru

Аннотация.

Данная статья посвящена анализу отношения студентов стоматологического факультета медицинского университета и практикующих врачей - стоматологов к дисциплине «Философия».

В статье рассматриваются вопросы о важности философии в профессиональной деятельности практикующего врача стоматолога. Для получения данных, были опрошены студенты - стоматологи до изучения курса по философии, после изучения и сдачи экзамена по философии, а также врачи - стоматологи, имеющие стаж от 1 года до 25 лет.

Нами были получены данные, которые говорят о том, что большинство студентов и врачей считают дисциплину «Философия» не важна для практикующего врача - стоматолога. Мнение, скорее всего, связано с неверной трактовкой философии как науки и недостатком наглядного материала и неумением применять знания по гуманитарным предметам в клинической практике.

Annotation.

This article is devoted to the analysis of the students' attitude of the Dentistry Department of the medical university and practicing dentists to the discipline "Philosophy."

The article discusses the importance of philosophy in the professional activities of a dentist practitioner. To obtain data, dental students were interviewed before studying the philosophy course, after studying and passing the philosophy exam, as well as dentists with a length of service from 1 to 25 years.

We obtained data that suggest that most students and doctors consider the Philosophy discipline not important for a practicing dentist. This opinion is most likely due to the incorrect interpretation of philosophy as a science and the lack of visual material and the inability to apply knowledge in humanitarian subjects in clinical practice.

Ключевые слова: философия, стоматология, врачи - стоматологи, студенты - стоматологи.

Key words: philosophy, dentistry, doctors - dentists, students - dentists

Введение: В современном мире существует около 55 тысяч различных заболеваний и ни одного человека, не имеющего хотя бы одного из этого множества. С появлением первого человека на земле, появилась первая болезнь, а с ростом численности населения, количество болезней увеличивалось с геометрической прогрессией. В связи с этим появилась медицина. Одним из самых древних медицинских писаний, дошедших до нашего времени, является «Папирус Эберса», датированный 1550 г. до н. э. Это египетское собрание знаний включает более 700 видов средств от разнообразных недугов [1]. Так, с течением времени люди, основываясь на своём опыте и наблюдениях, пополняют этот список, который увеличивается с каждым днём. Медицина, зародившаяся в Древней Египте, считается основой врачебной мудрости, и спустя тысячелетие в Древней Греции она находит связь с зарождающейся философией [1].

Древнегреческого врача Гиппократа называют «отцом медицины» [2]. Основываясь на опыте и профессии своих родителей, он преобразовал медицину из ремесла в науку. Гиппократ и его последователи учили, что распознавание болезней и лечение больных должны быть основаны не на умозрительных представлениях, а на строгом наблюдении и изучении больных, на обобщении и накоплении практического опыта. Отсюда «гиппократики» выдвигали основной принцип: лечить не болезнь, а больного. Все назначения врача, касающиеся лечения, режима больных, должны были быть строго индивидуализированы. «Любовь к нашей науке нераздельна с любовью к человечеству», - сказал Гиппократ в своё время. И с того часа и до сих пор выдающимся памятником гуманизма стала клятва Гиппократа - отправная точка в развитии профессиональной врачебной этики [2].

Гиппократ писал: "Врач-философ равен Богу". Скорее всего, его умозаключение основывалось на тесной связи медицины и философии. Ведь оба понятия целиком и полностью относятся к «человеческому организму». Медицина призвана сохранять тело человека в здоровом состоянии. А здоровье не что иное, как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов. Так, за «духовное благополучие» и отвечает философия - наука, возвышающая сущность человеческого бытия, делающая жизнь людей нравственно осмысленной.

В связи с неотъемлемой связью медицины и философии становится актуальной проблема недостатка философского осмысления жизни и болезни пациента со стороны врача.

Будущих врачей учат лечить болезнь: находить изъян, устранять симптомы, проводить верное лечение. Но не учат, как заранее увидеть у пациента первые признаки зарождающегося заболевания. Заметив первый симптомы болезни или спрогнозировав возможный исход вредных привычек и действия окружающей среды на пациента, врач по сути дела сможет изменить его судьбу, то есть встать в одну линию с Богом. Однако чтобы приобрести такие способности, врач должен обладать не только множеством специальных медицинских знаний, ведь всё тело человека едино, а системы органов неразрывно связны друг с другом, но и быть «посвященным в тайны бытия человеческой природы» [1].

Медицина как по сути своей всегда молодая и динамично развивающаяся наука обладает большим потенциалом для познания человека на основе эксклюзивного экспериментального и клинического материала в области различных видов исследований. В Древней Греции под влиянием главных философских учений —

стихийного материализма и наивной диалектики передовые врачи выдвинули новые решения многих вопросов медицины того времени: о материальных причинах болезней, о связи их с окружающей средой, о болезни как изменяющемся явлении, проходящем в своем течении определенные стадии, о необходимости наблюдения за течением болезни. Эти новые подходы способствовали расширению и углублению медицинских знаний. Много после выдающийся ученый, хирург и философ Н. И. Пирогов написал, что любая болезнь представляет собой единство сущности и явления [1]. Так, лечение пациента невозможно как без знания азов конкретного заболевания, так и без философского понимания человеческого фактора, поддерживающего его развитие. И чем глубже и современнее будут подобные знания, тем большей мудростью будет обладать врач. Ведь как говорил Гиппократ: «Врач — философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной».

В современном обществе в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой огромное значение приобретает сохранение здоровья нации. Всё большее количество специалистов необходимы для диагностики, лечения и профилактики новых заболеваний, смертельных для общества. Население стремиться пройти должное обследование у различного рода специалистов.

Цель: определить необходимость врачу-стоматологу знаний в области философии, а также их применения в клинической практике.

Материалы и методы: опрошены три группы населения в количестве 75 человек (по 25 человек каждая): 1 и 2 группы - студенты стоматологического факультета медицинского вуза до и после изучения курса «Философия» и 3 - практикующие врачи-стоматологи. С помощью проведенного анкетирования узнали мнения людей из медицинской сферы о важности философских учений в деятельности врачей-стоматологов.

Статистический анализ данных включал описание учетных признаков, оценку статистической значимости различия изучаемых выборочных данных, а так же факторный анализ. Оценка нормальности распределения изучаемых количественных данных выполнена с помощью критерия Колмогорова-Смирнова и показала, что распределение изучаемых количественных признаков близко к нормальному (p>0,05), что позволило использовать для описания количественных данных параметры нормального распределения -среднюю арифметическую (M) и среднее квадратическое отклонение (±о). Оценка статистической значимости различия количественных данных выполнена с помощью критерия Стьюдента для независимых выборок. В качестве критического уровня статистической значимости различия (р) выбрано p<0,05. Статистическая обработка выполнена с помощью программных пакетов Microsoft Excel и Statistica 10.0.

Результаты и обсуждение: в результате обработки полученных ответов студентов-стоматологов до изучения философии можно сделать вывод о том, что 50% опрошенных считают философию неважным предметом, а знания философских учений находят ненужными для их профессиональной деятельности. Остальные 20% обучающихся не представляют, что такое философия и как она может пригодиться в будущем. Такое мнение, скорее всего, связано с неопытностью и начальным уровнем медицинского образования. И 30% студентов отмечают важность философии для повышения общей эрудиции, а также понимания пациента в процессе общения. Младшие курсы при наличии ответственности, общей эрудиции, а также при правильном подходе преподавателя должны всё-таки понимать, каким образом дисциплина «Философия» может им помочь в стоматологической деятельности. Любые предметы, преподаваемые в медицинских вузах, надлежащим образом развивают врача. Это же касается и знаний, которые студент получает на парах. Как студент медицинского, так и практикующий врач могут применять умения, навыки, сведения, полученные по изучаемым предметам, в своей практике.

В случае студентов, которые были опрошены после изучения дисциплины «Философия» мнения разделились практически также. Только 25% студентов будут использовать полученные знания в будущем, они

также отметили, что предмет необходим для расширения кругозора и правильной подачи медицинских данных пациентам. Остальные 75% не считают философию полезной для врача-стоматолога. Схожие у двух групп данные говорят, вероятнее всего, об отсутствии опыта врачебной практики и общения с пациентами. Стоит отметить, что студенты, которые замечают полезное значение философии, имеют практический опыт в работе санитарами, медсёстрами или медбратьями, а также ассистентами стоматолога. Они высказали мнение, что к «врачу - философу» любой пациент прислушивается, также студенты заметили, что врач, изучающий философию, быстрее понимает пациента, чувствует его настроение, знает, как на пациента можно воздействовать не только приёмами из психологии.

80% опрошенных врачей-стоматологов, вне зависимости от стажа, считают, что философия во врачебной практике не нужна. Они отметили, что это время могло быть направлено на изучение медицины. 20% врачей (также вне зависимости от стажа) считают, что философия, как гуманитарный предмет развивает врача в качестве грамотного специалиста, так как чтобы подобрать верные слова при туманном прогнозе - нужно знать не только психологию, но и философию. В целом полагают, что философия нужна для развития личности в целом, но в работе стоматолога это в частности помогает редко. Вероятнее всего, врач чаще не понимает, что использует знания по философии в своей практике. Врачи-стоматологи, имея огромный опыт в общении с людьми, а также стремление к познанию нового (без чего медицинская деятельность не обходится), так или иначе, опираются на знания по философии. При работе с пациентом мало быть хорошим специалистом и психологом, нужно быть мудрым человеком, быть философом.

25 20 15 10 5 0

Философия важна Философия не

для является важным

практикующего знанием врача-стоматолога

Студенты до изучения философии

Студенты, изучившие курс Философии

Врачи-стоматологи

Рисунок 1. Процентное соотношение полученных в результате опроса данных

Выводы: Таким образом, подавляющее большинство студентов и врачей считают, что философия не важна для практикующего врача - стоматолога, однако такое мнение, скорее всего, связано с неверной трактовкой философии как науки и недостатком наглядного материала. Так как в университетах учат исключительно её теоретической части, но не показывают, как применять философию на практике (например, на приёме пациента). Опрошенные также считают, что философия необходима в частности для повышения уровня интеллекта человека, а, как известно, мудрость - неотъемлемая часть медицины. Поэтому философский вопрос - «быть или не быть врачу философом» - остаётся открытым. Однако стоит стремиться к пониманию и глубокому осмыслению медицины как науки и осознанию, что болезнь тесно связана с жизнью человека, его судьбой и отношением к миру. И у медицины, как и у всякого явления, есть свой индивидуальный философский подтекст, и долг каждого медицинского работника уметь умело анализировать его. Методы для анализа и предоставляет нам наука Философия. Размышляя о врачебном долге, можно сказать: значимость Философии как науки

чрезвычайно велика для развития мышления, кругозора и логической культуры врачебного сознания. Будущим врачам остаётся лишь дать один совет: тщательно и с осознанием дела подходить к изучению немедицинских предметов, стараться найти полученным знаниям примеры в клинической практике и стараться воспринимать знания по гуманитарным предметом, как материал для расширения собственного врачебного кругозора. Ведь как говорил Анри Фредерик Амьель: «Идеальный врач - это человек, обладающий глубинным знанием жизни и человеческой души, который интуитивно распознает любое страдание и боль любого рода и восстанавливает мир одним своим присутствием».

Список используемой литературы:

1. Хрусталев Ю.М. Философия: учебник для вузов/ М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. - 640 с.

2. historymed.ru/encyclopedia/doctors [интернет]. История медицины [доступ от 01.11.2020]. Доступ по ссылке https://www.historymed.ru/encyclopedia/doctors/7ELEMENT Ю=4823

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.