Научная статья на тему 'Отношение студентов Санктпетербурга к общественной жизни'

Отношение студентов Санктпетербурга к общественной жизни Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
543
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ОТНОШЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / STUDENTS / ATTITUDE / SOCIAL LIFE / SOCIALIZATION / SOCIAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иваненков Сергей Петрович, Кусжанова Ажар Жалелевна

В статье проанализированы результаты исследования отношения студентов к общественной жизни. Выделены факторы, влияющие на процессы социализации и адаптации студенческой молодежи в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Attitude of Students of Saint-Petersburg to Social Life

In this article the research results of the attitude of students to social life are analysed. The factors influencing processes of their socialization and adaptation in a society are allocated.

Текст научной работы на тему «Отношение студентов Санктпетербурга к общественной жизни»

3

С. П. Иваненков А. Ж. Кусжанова

S. P. Ivanenkov A. J. Kusjanova

Отношение студентов Санкт-Петербурга к общественной жизни

The Attitude of Students of Saint-Petersburg to Social Life

Иваненков Сергей Петрович

Государственный институт психологии и социальной работы (Санкт-Петербург) Профессор кафедры теории и технологии социальной работы

Доктор философских наук, профессор [email protected]

Кусжанова Ажар Жалелевна

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Профессор кафедры философии Доктор философских наук, профессор [email protected]

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

студенты, отношение, общественная жизнь, социализация, социальная адаптация KEY WORDS

students, attitude, social life, socialization, social adaptation. РЕФЕРАТ

В статье проанализированы результаты исследования отношения студентов к общественной жизни. Выделены факторы, влияющие на процессы социализации и адаптации студенческой молодежи в обществе.

ABSTRACT

In this article the research results of the attitude of students to social life are analysed. The factors influencing processes of their socialization and adaptation in a society are allocated.

Ivanenkov Sergey Petrovich

State University of Psychology and Social Work (Saint-Petersburg)

Professor of the Chair of Theory and Technology of Social work

Doctor of Science (Philosophy), Professor [email protected]

Kusjanova Ajar Jalelevna

North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg) Professor of the Chair of Philosophy Doctor of Science (Philosophy), Professor [email protected]

Будущая социальная, гражданская, профессиональная направленность личности, ее ценностных ориентаций и последующих действий формируется в процессе социализации. Главными целями этого процесса являются, с одной стороны, обеспечение бесконфликтного вхождения подрастающего поколения в уже сложившееся и обустроенное общество (социальная адаптация), а с другой — освоение им социального пространства, социальных институтов и объектов культуры как условий, средств и ресурсов его жизнедеятельности. От наполнения и эффективности социализации зависят будущие социальная, гражданская и профессио-

нальная позиции молодых людей, которым предстоит в свое время принять на себя ответственность за состояние и развитие страны, общества и культуры. Уже сейчас успех ныне осуществляемых в России преобразований поставлен в зависимость от участия молодежи в решении актуальных сегодня общенациональных задач.

Однако участие молодежи в общественной жизни зависит, во-первых, от объективного наличия институциональных условий и форм, позволяющих молодым людям включаться в социальные процессы; а во-вторых, — от совокупности субъективных факторов, в том числе от вос-

приятия, доверия и удовлетворенности реальным состоянием дел и складывающимися общественными отношениями. Степень же удовлетворенности, в свою очередь, определяет различные стратегии поведения людей — пассивную, созидательную, защитную, протестную и т. п. [3].

Так, отстраненность молодежи от участия в управлении страной, регионом, муниципальным образованием и подавляющим большинством учреждений, слабая социальная защищенность породили у нее уверенность в бесполезности проявления гражданской активности, аполитичность, антипатриотизм, уход в личные проблемы, приватизацию социальных ценностей, массовое желание уехать за границу и протестные настроения, приобретающие подчас агрессивные формы выражения.

Не случайно утвержденная в 2006 г. Правительством РФ Стратегия государственной молодежной политики, рассчитанная до 2016 г., определяет в качестве одного из главных направлений вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России. Системное вовлечение молодежи в общественную жизнь, развитие навыков управления, самостоятельной жизнедеятельности, привитие культуры применения имеющихся в обществе возможностей личностного и общественного развития должны способствовать более полной реализации молодежью своего потенциала, укреплению ее уверенности в своем будущем.

Студенчество уже давно выделяется как особая социальная группа молодежи, поскольку основным ее видом деятельности является получение высшего профессионального образования, и именно с ней связывают как возможный потенциал, так и вектор будущего развития стран и мира в целом. Как показывают социологические исследования, студенчеству присуще большинство характеристик российской молодежи [2]. К примеру, отстраненность от политической и в целом от общественной жизни страны

продолжает оставаться характерной чер- з той значительной части российского сту- сь денчества [1, с. 30]. Вместе с тем у него ^ наблюдается и своя специфика. Так, ма- £ териальное благополучие, обеспечивае- ^ мое родителями, получение высшего об- ° разования и надежда на будущую пре- о стижную и хорошо оплачиваемую работу ^ способствуют тому, что студенческая ш молодежь имеет лучшее социальное самочувствие, менее критично оценивает положение в стране и более оптимистично строит свои жизненные стратегии [1].

Поэтому изучение социального самочувствия, ценностных ориентаций, отношения студенчества к общественной жизни является актуальным для адекватного понимания как современного состояния общества, так и его будущего развития, а также является неотъемлемым условием эффективности управления общественными процессами и деятельности структур, так или иначе связанных с молодежью и ее социализацией. Изучение отношения студентов к общественной жизни является чрезвычайно важным еще и потому, что процессы социальной и профессиональной адаптации неразделимы и протекают совместно.

Исследования по данной тематике в течение многих лет регулярно проводятся ГУ «Центр содействия занятости и профориентации молодежи „Вектор"». В данной статье изложены результаты исследований, проведенных в 2011— 2012 гг. [4; 5].

В основу представленного социологического анализа положены результаты анкетного опроса студентов учебных заведений высшего профессионального образования (академий, институтов, университетов) г. Санкт-Петербурга 2012 г., в котором приняло участие 197 студентов (52 юношей и 145 девушек, что составляет 26,3% и 73,7% соответственно) из 10 вузов г. Санкт-Петербурга, в числе которых: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Российский государственный гид-ро-метеорологический университет, Университет управления и экономики, Санкт-Петербургский государственный

з морской технический университет, Меж-□ь дународный банковский институт, Санкт-0 Петербургский государственный техно-£ логический университет растительных ^ полимеров, Санкт-Петербургский госу-2 дарственный университет технологии и о дизайна, Российский государственный д педагогический университет им. А. И. Гер-ш цена, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, Балтийский институт экологии политики и права.

Изучение отношения студентов высших учебных заведений г. Санкт-Петербурга проводилось на основе информации, полученной в результате обработки ответов респондентов на несколько вопросов. Вопрос, насколько уверенно чувствуют себя студенты вузов в современном мире, позволяет оценить результативность и проблемы социализации и социальной адаптации современной студенческой молодежи в таком российском мегаполисе, как Санкт-Петербург.

Состояние социальных возможностей для включения студенческой молодежи в процессы, происходящие в среде ее жизнедеятельности, и отражение этого состояния в ее сознании, доведенность до ее ощущений, определяющая реалии ее социализации, позволяют оценить вопросы: «Как Вы думаете, можете ли Вы влиять своей личной активностью на то, что происходит в обществе, в Вашем городе, в учебном заведении?» и «Каким образом Вы принимаете участие в общественной жизни учебного заведения?».

Поскольку любые действия людей в обществе институционально обусловлены и организационно оформлены, постольку важную функцию в обществе выполняют молодежные организации, помогая подрастающему поколению в процессе социализации и социальной адаптации. Оценке их роли в жизни исследуемой группы молодежи способствует вопрос: «Какие молодежные организации, объединения,учреждения Вы знаете?»

И, наконец, способ проведения свободного времени, который является индикатором интересов и ценностных ори-

ентаций молодых людей, характеризуется при помощи ответов на вопрос: «Как Вы проводите свое свободное время?».

Обратимся к интегральному вопросу — о том, как студенты высших учебных заведений г. Санкт-Петербурга чувствуют себя в современной жизни.

Как видно из распределения ответов, представленных в табл. 1, большинство студентов вузов чувствуют себя в современной жизни уверенно (44,14%). Вариант ответа «скорее уверенно» выбрали еще 41,38% респондентов.

7,59% студентов учебных заведений высшего профессионального образования чувствуют себя в современной жизни неуверенно, а 6,21% опрошенных выбрали вариант ответа «по-другому». Безусловно, данным группам молодых людей необходима поддержка со стороны семьи и других институтов общества, с тем чтобы эти молодые люди обрели большую уверенность в себе, в своих силах. Такая поддержка даст возможность этим группам молодежи преодолеть трудности социальной адаптации и им будет легче адаптироваться также и в профессиональной сфере.

В целом же можно констатировать, что подавляющее большинство опрошенных молодых людей (85,52%) чувствует себя в современном обществе вполне уверенно. Данный факт дает основания предположить, что большинство петербургских студентов будет иметь достаточно сил для того, чтобы пройти социальную и профессиональную адаптацию.

Уверенность в своих силах впоследствии должна будет обратиться в дела и поступки, из которых складывается и жизнь человека, и ткань общественной жизни. Учеба в вузе должна предоставлять деятельностные социальные лифты и площадки, позволяющие молодому человеку пробовать свои силы, осваивать предлагаемые обществом формы реализации жизненной позиции, т. е. показывающие и обучающие молодежь тому, как намерения людей перерастают в их деятельность.

Распределение ответов на вопрос: «Как вы чувствуете себя в современной жизни?» (можно отметить только один вариант)

Вариант ответа Количество ответов %

Уверенно 64 44,14

Скорее уверенно 60 41,38

Неуверенно 11 7,59

По-другому 9 6,21

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «Как вы думаете, можете ли вы своей личной активностью влиять на то, что происходит в обществе, в вашем городе, в учебном заведении?» (можно отметить только один вариант)

о

ш

ш

О

Вариант ответа Количество ответов %

Да 71 48,97

Нет 25 17,24

Затрудняюсь ответить 45 31,03

Поэтому обратимся к вопросам, которые показывают уровень социальной активности опрошенных молодых людей. Сначала — к мнению респондентов о возможности их влияния на общественную жизнь.

Большая часть ответивших на вопрос респондентов считает (табл. 2), что может влиять на события, происходящие в городе, учебном заведении и обществе своей личной активностью (48,97%).

Группа респондентов с прямо противоположным мнением (отрицательный ответ) составляет 17,24%. Затруднились с ответом 31,03% респондентов. Это — скорее пассивная часть молодежи, которая либо уже имеет отрицательный опыт попыток реализации своих намерений, либо еще не предпринимала таких попыток. Мнение первой группы сигнализирует о том, что имеющаяся совокупность социальных структур, форм и отношений ныне еще не достаточна для вовлечения молодежи в общественную жизнь, вторая — об определенной отвлеченности довольно большой группы молодых людей от социальной деятельности. Причинный ряд этой позиции может включать и неверие в собственные силы, и социальную инфантильность,

и недоверие социальным структурам и т. п., что в общем и целом можно отнести как к недоработкам воспитания и социализации, так и к недостаточности имеющегося социального пространства для включения в него активности молодого человека.

Факт, что количество респондентов, считающих себя способными повлиять своей личной активностью на процессы, происходящие в обществе, родном городе, учебном заведении, и респондентов, которые так не считают, распределились примерно поровну (48,97% и 48,27% соответственно), говорит о некой половинчатости имеющихся сегодня социальных возможностей (объективных и субъективных) для самореализации молодежи. Поэтому социально-позитивное будущее — за совершенствованием как воспитательных средств, так и развития социальной инфраструктуры молодежной деятельности.

Сегодня в России в направлении создания возможностей для вовлечения молодежи в общественную жизнь делается немало — начиная от избрания молодых людей депутатами в высший представительный орган государства, Государственную Думу, и заканчивая их

з участием в школьном или студенческом самоуправлении. Это и отражается во 0 мнении почти половины респондентов £ как уверенность в собственной возмож-^ ности влиять на общественную жизнь. ° В то же время, видимо, либо имеющих-о ся форм недостаточно, либо не хватает д индивидуальных импульсов для форми-ш рования активной и оптимистичной жизненной позиции почти у половины опрошенных студентов.

Стоит отметить, что в последнее время довольно высокую положительную динамику этой позиции придало развитие формального и неформального добровольчества (волонтерства). Учитывая, что это движение сейчас быстро набирает силу и участников в самых разных видах деятельности, можно заключить, что потенциал активности у российской молодежи весьма велик, остается только придать ей ценностно-идеологическое и структурное оформление. Это повысит социальную активность молодежи, придаст ей уверенность в собственных силах, повысит удовлетворение и веру в возможности общества, тем самым усилит и потенциал социализации, и де-ятельностный потенциал российского общества.

Теперь конкретизируем этот вопрос, обратив его к реальной деятельности, т. е. проанализируем ответы респондентов об их участии в общественной жизни своего учебного заведения. Участие студентов в общественной жизни учебного заведения характеризует их как молодых людей с активной жизненной позицией. Вовлеченность в общественную жизнь учебного заведения позволяет молодым людям приобретать навыки общения, организаторской деятельности, планирования, развивать ответственное отношение к делу, что в совокупности позволяет им подготовиться к взрослой жизни. Процесс социальной адаптации у таких молодых людей тоже будет проходить успешнее и целенаправленнее.

Итак, большинство опрошенных (59,32%) участвует в жизни вуза, присутствуя на различных мероприятиях (табл. 3). При этом у значительной части

респондентов такое включение происходит эпизодически (44,83%). Это свидетельствует об отсутствии системной, систематической, организованной общественной работы в вузах и недостаточной системе привлечения студентов к общественной работе.

Самыми популярными общественными мероприятиями, в которых студенты вузов регулярно принимают участие, являются спортивные мероприятия и праздники (по 13,79% ответов).

Третье место занимает участие в работе студенческого совета (11,72%).

Далее следует участие в конкурсах — 9,66% респондентов. В организации и проведении дискотек, экскурсий и походов принимают участие по 8,97% студентов вузов соответственно.

5,52% респондентов ответили, что они участвуют в работе общественных объединений.

Таким образом, наибольшая часть молодых людей, обучающихся в вузах, вовлечена в общественную жизнь учебного заведения, участвуя в досугово-развле-кательных мероприятиях — такие ответы давались чаще всего. Организация досуга и развлечений тоже необходима для заполнения пространства жизнедеятельности молодежи (о чем подробнее — ниже), однако в этом векторе общественной жизни мало отражается специфика именно высшего учебного заведения. Этот момент особо подчеркивается еще одним фактором — участием в научно-практических конференциях, отмеченным лишь однократно и давшим скромную цифру 0,69% от общего числа ответов. Это обязательное направление в деятельности учреждения высшего профессионального образования, как ни странно, пока не обрело должного места в системе образовательных и социализу-ющих средств современного студенчества даже петербургских вузов.

17,24% респондентов дали ответы, свидетельствующие об их работе в общественных объединениях и членстве в студенческих советах. Можно утверждать, что именно данная группа респондентов, занятая более серьезной обще-

Распределение ответов на вопрос: «Каким образом вы принимаете участие в общественной жизни учебного заведения?» (можно отметить несколько вариантов)

Каким образом вы принимаете участие в общественной жизни учебного заведения? Количество ответов %

Являюсь членом студенческого совета 17 11,72

Принимаю участие в организации мероприятий 7 4,83

Участвую в мероприятиях:

Всего из них: 86 59,32

экскурсии, туристические походы 13 8,97

КВН 5 3,45

праздники (Новый год, памятные даты) 20 13,79

конкурсы 14 9,66

дискотеки 13 8,97

спортивные соревнования 20 13,79

научно-практические конференции 1 0,69

Принимаю участие в работе общественных объединений 8 5,52

Принимаю участие в мероприятиях эпизодически 65 44,83

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос: «Какие молодежные организации, объединения, учреждения вы знаете?» (открытый вопрос, можно дать несколько вариантов ответа)

Молодежные организации, объединения, учреждения Количество ответов %

Городской студенческий совет 82 56,55

Профком 15 10,34

Дом молодежи 8 5,52

«Молодежное яблоко» 8 5,52

«Наш выбор» 7 4,83

«Наши» 5 3,45

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 коллегий 3 2,07

«Молодая гвардия» 3 2,07

Клубы 2 1,38

«Союз сварщиков» 2 1,38

«Право молодых» 1 0,69

«Бизнес-молодость» 1 0,69

«Этнос» 1 0,69

ISIC 1 0,69

«Россия молодая» 1 0,69

Green peace 1 0,69

«Атмосфера» 1 0,69

«Селигер» 1 0,69

Секты 1 0,69

«Гвардия молодая» 1 0,69

з ственной деятельностью, имеет возможен ность приобретения опыта, весьма 0 полезного для дальнейшей социальной £ и профессиональной адаптации. ^ Следующий вопрос — о молодежных ° организациях. Присутствуя и принимая о участие в жизни молодежи, такие орга-g низации поддерживают молодых людей ш в период становления личности, выполняя двоякую роль. С одной стороны, они ин-ституализируют общественное представительство и социальную защиту интересов молодежи, а с другой, — предоставляют ей общественную (и даже политическую) площадку для самореализации и обретения социального опыта включения в общественные процессы и отношения.

Данный вопрос был открытым, респондентам не предлагались варианты ответов. Это дало возможность увидеть количество известных в молодежной среде и названных молодежных организаций. Как видно из табл. 4, студенты петербургских вузов отметили 20 организаций, деятельность которых связана с молодежью.

Итак, первое место в этом списке занимает Городской студенческий совет (56,55%). На втором месте — профкомы (10,34%).

Дом молодежи и организация «Молодежное яблоко» разделили третье место, каждый из них был отмечен 5,52% участников опроса. Четвертое место занимает организация «Наш выбор», которую назвали 4,83% респондентов. Замыкает пятерку лидеров организация «Наши» с показателем 3,45% опрошенных.

К группе молодежных организаций, объединений и учреждений, каждую из которых назвали по 2,07% студентов, относятся «Молодая гвардия» и «12 коллегий». К еще менее известным в среде петербургских студентов надо отнести «Клубы» и «Союз сварщиков», с которыми знакомы по 1,38% респондентов. И наименее упоминаемыми молодежными организациями стали «Право молодых», «Селигер», Green peace и некоторые другие, замыкающие таблицу.

В целом можно отметить, что уровень информированности вузовских студентов о молодежных организациях, работающих в городе Санкт-Петербурге, весьма невысок. Часто респонденты в качестве молодежных организаций называли неспециализированные организации, не точно определяя род их деятельности. Следовательно, у большинства опрошенных участников молодежные организации не играют важной роли в жизни, не присутствуют в системе социального пространства, не рассматриваются ни как площадка или ресурс для самореализации, ни как трибуна для отстаивания социально-групповых интересов. Соответственно, они отсутствуют в процессе социализации и социальной адаптации.

Наконец, обратимся к вопросу о том, как студенты вузов проводят свое свободное время. Известно, что досуг, при условии его правильной организации, — неоценимый фактор в функционировании, восприятии и присвоении молодежью ценностей духовной культуры. Он же — мощный криминогенный фактор в условиях, когда социально-культурное пространство пусто, и человеку, особенно молодому, некуда пойти и нечем заняться. Поэтому проблема досуга — это не только и не столько проблема свободного времени, его использования или провождения, сколько проблема освоения, воспроизводства и развития, даже просто заполнения, культурного пространства, формирования позитивной активности молодежной части населения. Это также вопрос о возможностях ее творческой реализации.

Заданный вопрос был открытым, респондентам не предлагались варианты ответов.

Как видно из табл. 5, большинство респондентов отдают свое свободное время друзьям (15,17%). На втором месте в приоритетных способах проведения свободного времени у студентов петербургских вузов находятся занятия спортом (14,48%).

Третье место в распределении ответов на данный вопрос занимает работа (13,10%). На четвертом месте рас-

положился общий ответ — гуляю (13,10%). Такой способ проведения свободного времени, как чтение, оказался на пятом месте (11,72%).

Пятерка приоритетных способов проведения свободного времени позволяет заключить, что большая часть респондентов проводит время с пользой, отдавая его занятиям, развивающим духовные и интеллектуальные способности. В то же время данная часть респондентов не забывает и о развлечениях (выбирая «гуляю»).

Далее — по нисходящей. Театр, музеи, кино отметили 6,90% опрошенных. Еще меньшее количество студентов на вопрос о свободном времени ответили, что отдыхают на природе (5,52%).

Занимаются музыкой и посвящают время походам по 4,14% вузовских студентов соответственно. Тренировки занимают свободное время у 3,45% респондентов. Интернету отдали предпочтение 2,76% опрошенных. И, наконец, такие варианты проведения досуга, как сноубординг, самопознание и тренинги, упомянуты единично.

В целом можно выделить варианты досуга, способствующие социализации, социальной и профессиональной адаптации молодых людей, и отметить степень причастности к ним петербургских студентов: спорт — 14,48%, чтение — 11,72%, работа — 13,10%, культурные мероприятия, выставки — 7,3%, занятия музыкой — 4,14%, театр, музеи, кино — 6,90%, походы — 4,14%, самопознание, тренинги — 0,69%. Как видно из распределения ответов на этот вопрос, значительная часть петербургского студенчества выбирает в качестве приоритетных занятий в свободное время варианты досуга, способствующие успешной социализации и социальной и профессиональной адаптации.

Вместе с тем, учитывая специфику именно вузовского, т. е. наиболее интеллектуального, студенчества вкупе с такой его особенностью, как пребывание в городе Санкт-Петербурге, культурной столице России, с его фантастически развитой инфраструктурой

культуры, эти показатели на уровне з 7-14% вузовской молодежи, приобщен- сь ной к его духовному богатству, прямо ^ скажем, вызывают некоторое разоча- £ рование и большую озабоченность. Вы- ^ ясняется, что сокровища культурной ° столицы и ее наиболее «окультуренная» о молодежь сосуществуют в значительной ^ мере как бы в параллельных мирах, ш а культурная социализация с ее огромным потенциалом в городе Петербурге пока остается, по большому счету, лишь потенциальной возможностью. Следовательно, одно из главных направлений Стратегии государственной молодежной политики, утвержденной Правительством РФ в 2006 г. на перспективу до 2016 г., по вовлечению и информированию молодежи о возможностях самореализации в России и сегодня не потеряло свою актуальность.

Подводя общий итог проведенному исследованию, можно констатировать, что студенческая молодежь Санкт-Петербурга мало включена в общественную жизнь города и страны в целом, а самое главное — не очень-то и стремится принимать в ней активное участие. При этом потенциал активности у российской молодежи весьма велик, о чем свидетельствует быстрый рост популярности добровольчества. Однако несмотря на то, что уже сегодня в России в направлении создания возможностей для вовлечения молодежи в общественную жизнь есть серьезные достижения, тем не менее ей пока не хватает ценностно-идеологического и структурного оформления.

Уровень информированности вузовских студентов о молодежных организациях, работающих в городе Санкт-Петербурге, весьма невысок. Культура использования молодежных организаций в качестве инструментов защиты своих социально-групповых интересов и площадок для самореализации просматривается слабо.

В общественной активности студенчества города заметно преобладание до-суговых и развлекательных форм. Включение студентов в общественную жизнь вузов носит преимущественно эпизоди-

о

ш

ш

О

Распределение ответов на вопрос: «Как вы проводите свое свободное время?» (открытый вопрос, можно дать несколько вариантов ответа)

Как вы проводите свое свободное время? Количество ответов %

С друзьями 22 15,17

Занимаюсь спортом 21 14,48

На работе 19 13,10

Гуляю 19 13,10

Читаю книги 17 11,72

Отдыхаю 13 8,97

Театр/музеи/кино 10 6,90

Отдыхаю на природе 8 5,52

Походы 6 4,14

Музыка 6 4,14

Тренировки 5 3,45

Интернет 4 2,76

Сноубординг 1 0,69

Самопознание 1 0,69

Тренинги 1 0,69

ческий характер. В числе мероприятий, отмеченных наибольшей популярностью и посещаемостью, практически отсутствуют специфически-вузовские, научные события, призванные стимулировать интеллектуальную активность будущих специалистов с высшим образованием, освоение культуры и форм интеллектуальной деятельности, а значит, в целом хромает обеспечение общественно-интеллектуальной социализации вузовской молодежи.

Петербургские студенты, к сожалению, слабо используют огромный духовный потенциал культурной столицы страны.

Указанные факторы способны отрицательно сказаться на социальной адаптации выпускников вузов после студенческой скамьи, на их перспективах личностного и профессионального роста и успешности в жизни. Следовательно, задача вовлечения молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России, поставленная в Стратегии государственной молодежной политики,

сегодня еще не решена и не потеряла свою актуальность.

И тем не менее, уровень и качество социального самочувствия петербургского студенчества внушают оптимизм, одновременно давая в целом положительную оценку имеющейся социализа-ционной среде. Значительная часть будущей интеллектуальной и профессиональной элиты страны, на которую возлагаются надежды и ответственность за ее будущее, чувствует себя в современном обществе вполне уверенно. Это не просто позитивный индикатор социального климата, показывающий наличный уровень объективных условий и возможностей, создаваемых обществом для социализации и социальной адаптации своего подрастающего поколения. Но также данный факт, с одной стороны, указывает направление и степень актуальности дальнейшей работы общественных структур по обеспечению успеха социализации российской молодежи. А с другой, — дает возможность полагать, что большинство петербургских

студентов будет иметь достаточно сил сиональной адаптации и обретения сво- -о

для дальнейшей социальной и профес- его места в обществе. cl

о

Литература

1. Гегель Л. А., Зубков В. И., Николаев Г. Г. Ценностные ориентации российской студенческой ° молодежи: социально-политический и образовательный аспекты (отчет о Всероссийском ^ исследовании). М.: Типография «Парадиз», 2008. ш

2. Лисовский В. Т. Советское студенчество: Социологические очерки. М.: Высшая школа, 1990. о

3. Лисовский В. Т. Социальные изменения в молодежной среде // Credo new. 2002. № 1.

4. Сазонов И. Е., Никифорова Е. Е. Сформированность профессиональных планов выпускников общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга (по материалам социологических исследований) // Credo new. 2012. № 2.

5. Сазонов И. Е., Никифорова Е. Е. Сформированность профессиональных планов выпускников общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга (по материалам социологических исследований) (продолжение) // Credo new. 2012. № 3.

References

1. Gegel L. A., Zubkov V. I., Nikolaev G. G. Valuable orientations of the Russian student's youth: socio-political and educational aspects (report on the Russian research). M.: JSC Printing House Paradiz, 2008.

2. Lisovsky V. T. Soviet students: Sociological sketches. M.: Higher school, 1990.

3. Lisovsky V. T. Social changes in the youth environment // Credo new. 2002. N 1.

4. Sazonov I. E., Nikiforova E. E. Formation of professional plans of graduates of educational institutions of Saint-Petersburg (on materials of sociological researches) // Credo new. 2012. N 2.

5. Sazonov I. E., Nikiforova E. E. Formation of professional plans of graduates of educational institutions of Saint-Petersburg (on materials of sociological researches) // Credo new. 2012. N 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.