ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К СОЦИАЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ И ПРОБЛЕМЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ХАРАКТЕРА В ВУЗЕ
Берчатова Юлия Владимировна
аспирант кафедры «Профессиональное обучение, педагогика и психология» преподаватель Сибирского государственного университета путей сообщения,
РФ, г. Новосибирск E-mail: Yulec [email protected]
STUDENTS' ATTITUDES TOWARD SOCIAL CONTROL AND DEVIATION PROBLEM SYMPTOM SOCIAL AND SOCIOCULTURAL CHARACTER IN
HIGH SCHOOL
Yuliya Berchatova
graduate student " Vocational training, education and psychology", teacher of the Siberian State University of Railway Transport, Russia Novosibirsk
АННОТАЦИЯ
В статье приводится описание проблемы девиантного поведения студенческой молодежи. Приводятся данные анкетирования студентов на предмет отношения их к проблеме девиаций в студенческой среде.
ABSTRACT
The article describes the problems of deviant behavior of students. The data of the survey students for their relationship to the problem of deviations in the student community.
Ключевые слова: социальный контроль; девиации; студенческая молодежь; аддикции.
Keywords: social control; deviance; students; youth; addiction.
Любой социальный институт складывается и поддерживается благодаря действию механизмов социального контроля. Социальный контроль как одно из проявлений общественных отношений занимает важное место в жизни человеческого сообщества. Современная социологическая наука обладает довольно обширным категориальным аппаратом, что даёт ей широкие возможности для фиксации и объяснения многообразных явлений и процессов
общественной жизни. Среди всего множества терминов, которыми оперирует социология, не последнее место занимает такое понятие как «социальный контроль».
Как пишет известный британский социолог Питер Бергер, «социальный контроль является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают самые различные средства, которое любое общество применяет для обуздания своих непокорных членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей собравшихся вместе придется выработать механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки» [2, с. 68].
Социальный контроль выполняет для общества значимую регулятивную функцию, является сложным механизмом поддержания общественного баланса, чему способствует обширный набор инструментов, форм, методов влияния на нежелательные для общества проявления человеческой деятельности и их носителей, которые находят своё выражение, прежде всего, через социальные институты. Среди них особое значение отдаётся социальному институту образования вообще и его подсистеме высшему образованию в частности. Однако многими современными учёными отмечается, что институт образования фактически устранился от реализации значимой контролирующей функции, выполнение которой долгое время считалось само собой разумеющимся фактом, изначально заданным предположением.
Современная концепция развития образования призвана обозначить контуры решения ряда проблем в этой сфере, в частности, должно быть ясное представление, каким должно быть соотношение между бюджетными и внебюджетными финансовыми потоками в системе образования; как, если не устранить, то хотя бы свести к минимуму недостаток бюджетных средств для образовательных учреждений.
Совершенно справедливо многими экспертами в сфере образования утверждается, что в основу концепции образовательной реформы должен быть положен принцип «образование через всю жизнь», пришедший на смену
принципу «образование на всю жизнь» [1, с. 26]. При рассмотрении конкретного воплощения и получаемых результатов реформирования возникает ощущение, что в этом беспрерывном движении теряется главное, в чем состоит его единственно возможный смысл — условия получения качественного специалиста.
Ситуацию, связанную с ограничением возможностей института образования выполнять функцию социального контроля, можно отнести к проблеме монументального масштаб, о которой необходимо думать, объяснять причины, её породившие, и искать пути решения.
Так, например, П. Штомпка отмечает, что «в последнее время всё чаще обращает на себя внимание кризис школы, которая ограничивает свои задачи только передачей ученикам информации и упускает из виду формирование характера, моральных и гражданских принципов» [11, с. 614]. Необходимо привести важное пояснение о том, что не стоит рассматривать вуз как главного виновника роста девиантности учащейся молодежи, поскольку основной причиной такого положения является общий социально-экономический, правовой, морально-нравственный фон, характерный для современного общества.
В последнее время в нашей стране проблема девиации является главной и реальной опасности, которая может нанести существенный вред национальной безопасности Российского государства. Можно утверждать, что среди студенческой молодежи все чаще и интенсивнее проявляются различные формы социальных девиаций. Так же в студенческой среде сегодня в той или иной степени получили распространение различные социокультурные девиации.
Описанная ситуация является общероссийской тенденцией, расширения девиантного поведения, в которое активно рекрутируются новые члены из числа учащейся студенческой молодежи. Девиантность студентов это не отдаленное будущее, а реалии сегодняшнего дня. Есть все основания утверждать, что в условиях информатизации, глобализации мировых
процессов, жесткой реформации российского общества существенно повышается вероятность развития девиантного поведения студентов.
В попытке разобраться с этими вопросами мы разработали анкету, для выявления основных направлений социальных и социокультурных девиаций среди студенческой молодежи, их отношение к тем или иным проявлениям девиантного поведения в учебном заведении и уровень развития социального контроля девиантности в вузе. Респондентами выступили 86 студентов Сибирского государственного университета путей сообщения, очной и заочной формы обучения в возрасте от 17 до 27 лет.
Из результатов опроса видно, что сегодня существует очевидное противоречие между объективной потребностью общества в сохранении и всестороннем развитии личности студента и отсутствием специфических программ противодействия деструктивным проявлениям в среде студенческой молодежи в рамках вузов.
Если говорить о социокультурных проявлениях девиантного поведения наибольшее распространение среди студенческой молодежи вуза имеет использование ненормативной лексики в речи студентов. Об этом свидетельствуют данные анкеты, из которых 47,9 % респондентов говорят, что данное явление «очень часто встречается», а еще 47,0 % ответили, что это «иногда случается».
По данным анкеты, большинство студентов терпимо относятся к данному явлению — 59,6 %. Из 86 студентов — 14,8 % не позволяют себе прибегать к ненормативной лексике, хотя других не осуждают. Всего 11,7 % полагают, что это нормальный стиль общения молодежи, в основном этой позиции придерживаются студенты в возрастной категории от 17 до 20 лет. Резко отрицательно к использованию ненормативной лексики отнеслись только 13 % современных студентов, в основном в возрасте от 23 до 27 лет. Из этого можно сделать вывод, что данная тенденция становится нормой для большинства студенчества.
Так же, среди студенчества, особо значимым фактором оказалось злоупотребление алкоголем. На вопрос об употреблении алкоголя 47 % респондентов ответили, что «иногда употребляют» Из результатов исследования 12,1 % опрошенных, ответили, что злоупотребление спиртными напитками в вузе «очень часто встречается».
В результате исследования были получены сведения о периодичности употребления алкоголя. Было выяснено, что большинство респондентов выпивают не реже одного раза в месяц. Большинство студентов считают, что основным фактором употребления алкоголя среди молодежи является компания. Этот показатель соответствует психолого-возрастным особенностям данной социальной группы. Т. е. влияние компании обусловлено стремлением молодых людей к общению со сверстниками. Почти такое же количество респондентов считают, что причиной злоупотребления алкоголем является незанятость молодежи. От избытка свободного времени и возникает соблазн периодического употребления алкогольных напитков, чаще всего это происходит в увеселительных заведениях, контингент которых на 80 % составляет студенческая молодежь.
Некоторые респонденты ответили, что студенты чаще всего выпивают, чтобы «весело провести время», а также из-за огромного количества праздников. Кроме того, по их мнению, употребление спиртного — это «способ расслабиться и честно узнать что-то друг о друге». Подобные ответы свидетельствуют о довольно легкомысленном отношении современного студенчества к алкоголю.
Что касается отношению к употреблению наркотических и психоактивных веществ среди студенческой молодежи, показатели проб и периодического/постоянного употребления гораздо спокойнее, по сравнению с показателями употребления алкоголя.
Всего 4,6 % респондентов признались, что «периодически употребляют наркотические вещества». Это относится в первую очередь к употреблению марихуаны.
Лишь 11,4 % опрошенных признались в том, что «пробовали легкие наркотические вещества». В целом же, большинство респондентов резко негативно выражают свое отношение к употреблению наркотических и психоактивных веществ (62,3 % испытуемых). Они обуславливают свое негативное отношение тем, что наркотические вещества, по их мнению, намного пагубнее влияют на психоэмоциональное, физическое и интеллектуальное развитие человека. Человек теряет себя как личность, силу воли, многие назвали употребление наркотиков — болезнью.
В вопросе об эффективности социального контроля в вузах 32,5 % респондентов ответили, что «не видят особого проявления», а 20,3 % считают, что социальный контроль над девиантными проявлениями у студентов «отсутствует вовсе». При этом 47,2 % респондентов отмечают, что в вузе формальными организациями (такими как администрация вуза, профком студентов, молодежный совет области) очень часто проводятся различные мероприятия, обращающие внимание на негативные тенденции распространения девиантного поведения среди студенческой молодежи.
На данном этапе можно говорить о серьёзном отставании вузовской системы социального контроля от быстро развивающихся тенденций алкоголизации и наркотизации студенчества. Необходимо научное осмысление проблемы в среде специалистов, а также конкретная практическая деятельность по реализации коррекционных профилактических мероприятий в высших учебных заведениях, которые могли бы снять существующее напряжение и послужить своеобразным началом становлению системы социального контроля и профилактики в вузах РФ.
Большинство студентов, участвующих в опросе предлагают администрации вуза, чаще информировать студентов о пагубных последствиях употребления алкоголя, наркотических и психоактивных веществ, проводить превентивные и профилактические мероприятия, такие как: организация индивидуальных и групповых консультаций со студентами и преподавателями по вопросам девиантного поведения и решению проблем, вызванных им;
практические действия, связанные с проведением для студентов и
преподавателей просветительских семинаров, тренингов, круглых столов,
делать акцент на использование социальной рекламы.
Список литературы:
1. Алимова Н.К. Экономика образования: развитие взглядов. Н.К. Алимова, В.Н. Пугач//Экономика образования. — 2010. — № 1. — 4—29 с.
2. Бергер П.Л., Батыгин Г.С. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. М.: Аспект Пресс, 1996. — 168 с.
3. Берчатова Ю.В. Социальный контроль девиантного поведения студенческой молодежи// Материалы IV международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические технологии в условиях инновационных процессов в медицине и образовании» Турция, Кемер, 2013. — С. 240—243.
4. Берчатова Ю.В. Социальный контроль девиаций у студентов вузов// Материалы IX осенняя конференция молодых ученых в новосибирском Академгородке: «актуальные вопросы экономики и социологии», ИЭОПП СО РАН, г. Новосибирск. 2013. — С. 112—122.
5. Девиантность в обществе потребления: Коллективная монография//Под ред. Я.И. Гилинского и Т.В. Щипуновой. СПб.: 2012. — 318 с.
6. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: Логос. 2005 — 655 с.