УДК 31.316
Пашкова Евгения Евгеньевна
ассистент кафедры социологии Астраханского государственного университета [email protected]
ОТНОШЕНИЕ
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ
АСТРАХАНСКОГО РЕГИОНА)
Pashkova Eugenia Evgenievna
assistant of the chair of sociology, Astrakhan State University [email protected]
ATTITUDE OF STUDENTS YOUTH TO ACTIVITY OF SOCIAL ECOLOGICAL ASSOCIATIONS (ON THE EXAMPLE OF ASTRAKNAN REGION)
Аннотация:
В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного под руководством автора, целью которого является изучение особенностей отношения студенческой молодежи к деятельности общественных экологических объединений, которое изучалось по нескольким показателям, таким как уровень социальной активности, уровень социальной ответственности. В статье дается авторская трактовка понятия «общественные экологические объединения».
Ключевые слова:
общественные экологические объединения, студенческая молодежь, уровень социальной активности, уровень социальной ответственности, социологическое исследование, экологическое сознание.
The summary:
The article represents the results of sociological investigation, conducted under the author’s control. The main goal of the investigation is the study of the particularities of the attitude of students youth to the activity of social ecological associations, which is examined by dint of several indicators such as the level of social responsibility, the level of social activity. The article presents the author’s definition of the term “social ecological associations”.
Keywords:
social ecological associations, students youth, level of social activity, level of social responsibility, sociological investigation, ecological consciousness.
В двадцатом веке заметно обострились экологические проблемы как в России, так и в мире, на что указывают глобальное потепление, утончение озонового слоя в атмосфере и другие глобальные экологические проблемы. В развитии этих процессов, помимо естественных причин, немалую роль играет антропогенный фактор - неразумное вмешательство человека в природу. В связи с этим в настоящее время актуализируются исследования в области экосоциологии, изучающей социальные аспекты взаимодействия человека с природой. Одной из важнейших предметных областей экосоциологии является изучение деятельности общественных экологических объединений (включающих в себя как движения, так и организации), поскольку общественные экологические объединения являются субъектами формирования экологического сознания населения. В условиях становления гражданского общества в России исследование общественных экологических движений и организаций особенно актуально, поскольку они являются одним из основных элементов гражданского общества, которые имеют свою структуру, выполняют определенные социальные функции и являются активными субъектами социальных отношений и взаимодействий.
Одним из основных факторов, влияющих на деятельность общественных экологических объединений, является отношение населения к деятельности общественных экологических объединений. Одной из наиболее доступных и мобильных групп населения является студенческая молодежь, в связи с этим в качестве объекта исследования «Отношение студенческой молодежи к деятельности общественных экологических объединений» (объем выборки 500 человек), проведенного под руководством автора. Основной целью исследования является изучить отношение студенческой молодежи к деятельности общественных экологических движений и организаций.
При исследовании отношения студенческой молодежи к деятельности общественных экологических объединений необходимо рассмотреть два понятия: «общественные экологические объединения» и «отношение к деятельности общественных экологических объединений».
Поскольку общественные экологические объединения являются одним из видов общественных объединений, то для определения понятия «общественные экологические объединения» необходимо дать трактовку термину «общественные объединения».
В социологической литературе существует несколько дефиниций выше указанного понятия. Так, Г.В. Осипов определяет общественные объединения как «инициативные, самодеятельные, самоуправляемые объединения граждан, единая воля которых направлена на совместное решение общих проблем, защиту общих интересов, как правило, не ущемляющих интересов других людей и групп» [1, с. 52]. С.А. Кравченко рассматривает общественные объединения как «сообщество, объединение лиц, имеющее социально значимую цель, организационную структуру, формализованную иерархию лидерства» » [2, с. 44]. Исследователь О.А. Родина при изучении молодежных общественных объединений определяет их как «добровольные, самостоятельные некоммерческие формирования, объединяющих молодых людей на основе общности интересов для реализации определенных социально значимых целей» [3, с. 30]. Если проанализировать все выше приведенные определения общественных объединений, то можно отметить, что дефиниции, представленные О.А. Родиной и Г.В. Осиповым являются более широкими. Исходя из этих определений, к общественным объединениям можно отнести как движения, так и организации. Под определение С.А. Кравченко подходят только жестко структурированные организации. Поэтому в этой работе при определении термина «общественные экологические объединения» мы будем исходить из дефиниций, представленных первыми двумя учеными, а также из анализа социологических подходов к изучению общественных экологических объединений.
Под общественным экологическим объединением понимается тип социальной организации индивидов, объединившихся на добровольной основе для достижения социально значимых целей, связанных с защитой окружающей среды, который представляет собой, структурный элемент современного гражданского общества.
Рассмотрение понятия «отношение к общественным экологическим объединениям» было проведено по нескольким показателям. В качестве первого показателя был рассмотрен уровень обеспокоенности экологическими проблемами. При исследовании данного показателя важно учитывать два аспекта: первый - какое место экологические проблемы и проблемы окружающей среды занимают в иерархии проблем, второй - уровень обеспокоенности экологическими проблемами в целом.
В связи с этим первый вопрос, на который респондентам предлагалось ответить, был посвящен проблемам, которые более всего их волнуют.
Анализ полученных ответов респондентов показал, что доля считающих ухудшение состояния окружающей среды наиболее значимыми в настоящее время составила 37,2 % среди опрошенных и заняла третье место в рейтинге проблем. Хотелось бы отметить, что 64,8 % респондентов среди проблем выделили экономические проблемы, рост цен, низкие зарплаты, безработицу. Скорее всего, это связано с экономическим кризисом, который охватил как Россию, так и все страны мира в целом. В связи с этим экономические проблемы вышли на первое место, поскольку если человек не удовлетворяет свои физиологические потребности (потребность в еде, жилище) то он не будет думать об удовлетворении потребности в чистой среде обитания. Второе место заняли проблемы угрозы террористических актов: их назвали 39,2 % опрошенных. Мы полагаем, что этому способствовало время проведения опроса, которое совпало с серией крупных террористических актов, совершенных на территории России. Вместе с тем, третье место, которое заняло «ухудшение окружающей среды» в перечне восьми острейших проблем, вызывающих тревогу общественности, опередив кризис нравственности и общей культуры (32,2 %), высокий уровень преступности (28,1 %), обострение межнациональных отношений (24,1 %) и коррупцию в органах власти (21,1 %), говорит о том, что, скорее всего, проблема защиты окружающей среды стала для студенческой молодежи актуальна, поскольку в последнее время в средствах массовой информации все чаще освящаются события, связанные со стихийными бедствиями, пожарами и т.д. Все это актуализирует проблему потребности в безопасности, конечно, экологические проблемы влияют на эту потребность в меньшей степени, чем угроза террористических актов, поэтому и уступает этой проблеме.
На вопрос: «Насколько Вы обеспокоены проблемами экологии?» - 25,1 % опрошенных отметили вариант - очень обеспокоен, 58,8 % - скорее обеспокоен, чем не обеспокоен, из чего можно сделать вывод, что студенческая молодежь не только признает экологические проблемы весьма серьезными, но и выражает личную обеспокоенность ими (в общем 83,9 %), 13,1 % респондентов ответили - скорее не обеспокоен, чем обеспокоен и 3 % респондентов отметили -совсем не обеспокоен, что в совокупности составляет всего 16,1 % .
Анализ ответов показывает высокую степень проявления уровня обеспокоенности студенческой молодежи экологическими проблемами, что свидетельствует о высоком уровне проявления эмоциональной компоненты экологического сознания, и позволяет говорить о наличии основы для развития волевой компоненты экологического сознания (то есть участии студентов в экологических акциях). На развитие степени проявления данной компоненты влияет несколько показателей. Первый из них уровень социальной ответственности студенческой молодежи.
Для рассмотрения выше указанного показателя необходимо проанализировать ответы на вопрос «Как Вы полагаете, кто должен нести основную ответственность при решении экологических проблем?» - 15,1 % опрошенных ответили - промышленные предприятия региона, 15,6 % - местные органы государственной власти, 10 % - общественные экологические организации, 46,2 % - каждый житель региона, 13,1 % - федеральные органы власти. Проанализировав выше указанные данные, можно сделать вывод о том, что уровень проявления социальной ответственности студенческой молодежи является достаточно высоким, что говорит о трансформации сознания, поскольку представители этой социальной группы не перекладывают ответственности при решении проблем на других.
На уровень социальной активности, в свою очередь, влияет степень доверия общественным экологическим движениям и организациям, который изучается путем выявления мнения респондентов по поводу того, какие меры по улучшению экологической ситуации являются наиболее эффективными, и могут ли общественные организации и движения оказать влияние на органы государственной власти при принятии мер по решению экологических проблем. Хотелось бы отметить, что при достаточно высокой степени проявления социальной ответственности студенческой молодежи самым эффективным способом решения экологических проблем студенческая молодежь считает усиление государственного контроля в экологической сфере - 67,8 % опрошенных, а только затем указывается рост экологического сознания и активизация общественного мнения - 49,7 % опрошенных, на что соответственно влияет уровень социальной ответственности (мы сами должны решать экологические проблемы, и один из способов - активизация общественного мнения и рост экологического сознания). Затем студент указывают: ужесточение экологического законодательства - 44,7 % опрошенных, поддержка научных разработок в области экологии - 42,2 % опрошенных, общественным экологическим организациям доверяют решение экологических проблем только 29,6 % респондентов, ограничение экспорта сырья в другие страны - 11,6 % опрошенных. Соответственно в качестве основных механизмов решения экологических проблем, по мнению студентов, можно выделить государственные, правовые и социальные.
По результатам второго вопроса анкеты, который необходимо проанализировать для изучения степени доверия к общественным экологическим движениям и организациям: «На Ваш взгляд могут ли общественные организации и движения оказать влияние на органы государственной власти при принятии мер по решению экологических проблем?» - респондентов 25,7 % респондентов считают, что они могут оказывать такое влияние, 39,7 % опрошенных - скорее да, чем нет, 28,6 % респондентов - 28,6 % опрошенных и только 6 % респондентов считают, что общественные экологические движения и организации не могут оказать влияние на органы государственной власти при принятии мер по решению экологических проблем. Изучив полученные данные можно придти к выводу о том, что в целом, студенты считают, что общественные экологические движения и организации могут оказать влияние на органы государственной власти при принятии мер по решению экологических проблем, поскольку в совокупности процент респондентов, отметивших варианты ответа «да, могут» и «скорее да, чем нет», составил 65,4 % опрошенных, а тех, кто отметил: «скорее нет, чем да» и «нет, не могут» - 34,6 % опрошенных.
Анализу еще одного показателя, влияющего на отношение молодежи к деятельности общественных экологических движений и организаций такого, как уровень информированности студентов о деятельности общественных экологических объединений, посвящен целый блок вопросов анкеты. На первый из них: «Знаете ли Вы о существовании общественных экологических организаций и движений в России?» - 38,7 % ответили положительно и 38,7 % респондентов ответили отрицательно, то есть фактически поровну, однако остался достаточно высокий процент тех, кто решил воздержаться. Однако при ответе на открытый вопрос, студенты среди общественных экологических объединений студенты указали лишь Гринпис, WWF, голубой патруль.
Основными источниками получения информации о деятельности общественных экологических движений и организаций являются телевидение - 69,3 %, затем следует Интернет -33,2 % и радио - 33,2 %. Скорее всего, это связано с тем, что выше указанные источники чаще всего используются современной студенческой молодежью, в связи с этим участникам общественных экологических движений и организаций необходимо использовать именно эти источники информации при освещении своей деятельности.
По мнению студентов, деятельность общественных экологических объединений заключается, прежде всего, в проведении акций и митингов по защите окружающей среды - 65,3 %, участии в принятии законов по защите окружающей среды от лица общественности - 49,2 %, распространении информации об экологических проблемах - 22,1 %, отмывании денег под эгидой защиты окружающей среды - 20,6 %; распространении информации о природе - 17,6 % .
Необходимость деятельности общественных экологических движений и организаций признают 58,8 % , считают их деятельность скорее необходимой 32,2 %, 5,5 % считают, что их деятельность скорее не нужна, и только 0,5 % респондентов считают деятельность общественных экологических движений и организаций бесполезной.
Одним из важных показателей, влияющих на отношение студентов к общественным экологическим движениям и организациям, является уровень социальной активности студентов, на вопрос о возможности личного участия в различных экологических акциях 17,6 % респондентов ответили: «да», «скорее нет, чем да» - 42,7 % опрошенных, «скорее нет, чем да» - 25,6 % опрошенных и только 14,1 % опрошенных отказались принять участие в экологических акциях, организованных общественными экологическими организациями и движениями. Анализ полученных ответов позволяет говорить о том, что уровень социальной активности студентов достаточно высок, а значит, представители общественных экологических движений и организаций обладают одним из важнейших видов ресурсов - людьми.
Из различных видов экологической деятельности наиболее популярными оказались: участие в экологических митингах и акциях протеста: их выбрали 39,7 % опрошенных, участие в организации и пропаганде экопросвещения - 28,6 %, безвозмездная работа по улучшению экологической ситуации в регионе - 28,1 %, участие в общественной экологической экспертизе - 24,1 %.
По данным, полученным в ходе исследования, респонденты выбирают наиболее традиционные пути экологической активности. Уровень самой социальной активности достаточно высок, хотя большую часть молодежи все же нужно агитировать на такую деятельность, однако прослеживается динамика в сторону увеличения уровня социальной активности, в связи с этим руководителям общественных экологических объединений необходимо просто более активно привлекать к своей деятельности молодежь.
Среди причин нежелания участвовать в деятельности общественных экологических объединений студенты указали следующие: у меня нет времени на это - 16,6 % и я считаю, что это ни к чему не приведет - 16,1 %.
Среди основных недостатков общественных экологических объединений студенты отмечают их низкую активность - 51,01 %, недостаточное освещение их деятельности - 29,29 %, отсутствие связи с региональными органами власти - 18,18 %.
Анализ результатов проведенного исследования показал, что общественные экологические объединения обладают одним из важнейших видов ресурсов - студенческая молодежь, которую очень легко мобилизовать, поскольку уровень социальной активности, уровень социальной ответственности, уровень обеспокоенности, то есть две компоненты экологического сознания (волевая и эмоциональная) студенческой молодежи находятся на достаточно высоком уровне. Большой пробел существует в уровне информированности студенческой молодежи о деятельности общественных экологических объединений. В связи с этим общественным экологическим объединениям следует чаще освещать свою деятельность, используя при этом такие средства массовой информации, как телевидение и Интернет, а также проводить агитационную работу среди молодежи для того, чтобы они принимали участие в организованных ими мероприятиях. Еще одной рекомендацией, которой следует воспользоваться общественным экологическим движениям и организациям по итогам проведенного исследования - это формирования положительного образа общественной экологической организации.
Ссылки:
1. Родина О.А. Молодежные общественные объединения: структура, функции, мировоззрение.
Екатеринбург, 2004.
2. Миронова Ю.Г. Экологическая ситуация в регионе: социальные факторы и механизмы формирования, Астрахань, 2009.
3. Российская социологическая энциклопедия / под ред. Осипова Г.В. М., 2000.
References (transliterated):
1. Rodina O.A. Molodezhnye obshchestvennye ob"edineniya: struktura, funktsii, mirovozzrenie. Ekaterinburg, 2004.
2. Mironova Y.G. Ekologicheskaya situatsiya v regione: sotsial'nye faktory i mehanizmy formirovaniya, Astr a-han', 2009.
3. Rossiyskaya sotsiologicheskaya entsiklopediya / ed. by Osipov G.V. M., 2000.