Научная статья на тему 'Экологическое сознание населения республики Адыгея: социологический анализ'

Экологическое сознание населения республики Адыгея: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
409
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ПРИРОДА / АНТРОПОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шаповаленко Александр Николаевич

В статье на основе анализа эмпирического материала исследуется проблема экологического сознания населения Республики Адыгея. Рассматривая экологическое сознание как единство мировоззренческого, эмоционального, когнитивного и деятельностного компонентов определяется состояние и факторы его формирования. Автор приходит к выводу, что комплексное воздействие средств массовой информации и института образования на структуры общественного сознания может повысить уровень экологического сознания населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическое сознание населения республики Адыгея: социологический анализ»

УДК 316.334.5 ББК 60.522 Ш 24

А.Н. Шаповаленко

Экологическое сознание населения Республики Адыгея: социологический анализ (Рецензирована)

Аннотация:

В статье на основе анализа эмпирического материала исследуется проблема экологического сознания населения Республики Адыгея. Рассматривая экологическое сознание как единство мировоззренческого, эмоционального, когнитивного и деятельностного компонентов определяется состояние и факторы его формирования. Автор приходит к выводу, что комплексное воздействие средств массовой информации и института образования на структуры общественного сознания может повысить уровень экологического сознания населения.

Ключевые слова:

Экологическое сознание, мировоззрение, окружающая среда, природа, антропоэкологическое взаимодействие, экологическая ответственность, экологическая ситуация.

В настоящее время истоки глобального экологического кризиса большинство ученых находит в системе ценностей индустриальной цивилизации. Следовательно, преодоление этого кризиса с помощью только экономических и технических методов и средств не представляется возможным. Для этого необходима глубокая трансформация системы ценностей современной цивилизации. Вектор этой трансформации -экологизация и гуманизация ценностных ориентаций и установок социума. В этой связи, наиболее актуальной и сложной проблемой нам представляется переориентация общественного сознания, его экологизация, что предполагает формирование соответствующего требованиям времени экологического сознания. Существует очевидное противоречие между потребностью общества в преодолении экологического кризиса и медленным, сложным процессом формирования экологического сознания.

В конце 80-х годов XX в. в нашей стране значительно возросла потребность в социологических исследованиях, посвященных проблеме экологизации общественного сознания и формирования экологического сознания. Одним из первых среди них следует назвать социологическое исследование «Молодежь и окружающая среда», проведенное в 1988-1989 гг. в семи регионах СССР. В дальнейшем данная проблема изучалась в отдельных регионах России. Анализ данных социологического исследования, проведенного в июне-октябре 2008 г. в Республике Адыгея, позволил нам

определить состояние и основные факторы формирования экологического сознания населения.

Данное исследование проводилось методом опроса (анкетирование). Выборка является квотной по социально-демографическим и этническим признакам (пол, возраст, образование, национальность), а также стратифицированной по типам населенных пунктов. Объем выборки составил 250 респондентов.

В основу исследования была положена социологическая модель экологического сознания, разработанная российским ученым Л.М. Яо. По ее мнению, «системный подход предполагает понимание экологического сознания как единства факторов внутренней и внешней среды, что позволяет выделить элементы этого сознания в виде отдельных блоков,

соответствующих иррационально-чувственному, когнитивному и деятельностному уровням сознания» [1; 60]. Кроме трех названных уровней-компонентов экологического сознания целесообразным, на наш взгляд, является выделение в его структуре особого компонента -мировоззренческого.

Мировоззренческий компонент экологического сознания представляет собой фундамент, основу для других его компонентов. Поскольку мировоззрение в широком смысле является совокупностью взглядов

человека на мир, самого себя и свое место в мире, мировоззренческий компонент экологического сознания содержит наиболее общие

представления человека об антропоэкологическом взаимодействии, взаимовлиянии природы и человека, а также определяет стратегию

поведения индивида по отношению к окружающей природной среде.

Таким образом, согласно принятой модели экологического сознания все вопросы анкеты были распределены по четырем основным блокам: мировоззренческий, эмоциональный (иррационально-чувственный), когнитивный и деятельностный.

В начале исследования нами изучалось место природы в жизни респондентов. Вопрос был задан с целью выявления людей, в той или иной степени «погруженных» в природу, и тех, кто отчужден от нее. В целом 92% опрошенных считают, что природа занимает важное место в их жизни. Из них, при этом, 44% считают это место «очень важным», а 48% - «довольно важным». Необходимо отметить, что лишь 8% респондентов заявили о том, что природа занимает в их жизни неважное место, причем для 6% это место «скорее не важное», а для 2% - «совсем не важное».

Как отмечалось выше, основу мировоззренческого компонента экологического сознания составляет представление о характере взаимодействия человека и природы. С одной стороны, человек оказывает все возрастающее воздействие на окружающую природную среду, что приводит к ее трансформации, а в ряде случаев и к деградации. С другой стороны, природа оказывает многообразное влияние на человека. Она является основой жизнедеятельности людей и потенциальным источником их всестороннего развития. Однако негативные изменения в природе,

вызываемые нерегулируемой активностью человека и его безответственным отношением к ней, нарушают естественную направленность влияния природы на человека и ведут к неблагоприятным для него последствиям. Понимание людьми важной роли природы в развитии личности помогает им развивать свои способности, обогащать свой внутренний мир, а также осознать свое место в природном мире.

Для выяснения представления людей о роли природы в развитии личности был задан вопрос: «Как Вы думаете, зависит ли развитие личности от взаимодействия общества и природы?». Подавляющее большинство (89%) опрошенных ответили на этот вопрос утвердительно. Однако 10% респондентов отрицают существование такой зависимости.

Высокий уровень экологического сознания предполагает наличие ответственности за сохранение природной среды как в отдельном регионе и стране, так и на всей земле. Ответственность у человека формируется под воздействием господствующих в обществе норм и требований, с которыми он должен соизмерять свои поступки. Когда эти нормы и требования усваиваются человеком, превращаясь в личные убеждения, они становятся основой мотивации его ответственного поведения. Экологическая ответственность, как один из видов ответственности, «отражает, насколько сознание, деятельность и поведение людей в области взаимоотношений между обществом и природой соответствует комплексу требований, обусловленных социально-экологическим и технологическим уровнем развития общества и состоянием биосферы» [2; 153].

Оценить уровень экологической ответственности граждан России смогли участники исследования, ответив на вопрос: «Как Вы считаете, присуще ли гражданам России чувство ответственности за сохранение природы нашей страны в интересах настоящего и будущих поколений?». По мнению 32% опрошенных такая ответственность в полной мере присуща российским гражданам. 50% респондентов считает, что она присуща россиянам не в полной мере, 14% - что такая ответственность им не присуща.

Экологическая ответственность тесно связана с ответственностью моральной. Характерным признаком высокого уровня экологического сознания является нравственное отношение к природе. При таком отношении на первый план выходит не принудительная сторона ответственности, поддерживаемая природоохранным законодательством, а позитивная ее сторона, выражающаяся в осознанном стремлении поступать в соответствии с моральными и правовыми нормами.

На вопрос анкеты о возможности нравственного отношения к окружающей природе ответы распределились следующим образом. 81% опрошенных ответили «да, так как в отношении человека к природе проявляется и его отношение к другим людям», 9% - «нет, так как нравственные отношения складываются только в процессе общения между людьми». Таким образом, большинство респондентов согласно с тем, что отношение человека к природе характеризует и его отношение к самому себе, к другим людям и к обществу в целом. Подтверждением этого являются

ответы жителей республики на вопрос: «Можно ли, на Ваш взгляд, судить об общем уровне развития, культуры человека по его отношению к природе?». 81% опрошенных ответили «да, можно», 12% - «нет».

Итак, следует отметить, что эмпирические данные свидетельствуют о наличии у большей части населения элементов экологического мировоззрения. Подавляющее большинство респондентов осознает сложный характер антропоэкологического взаимодействия, а также признает природу в качестве важного фактора развития личности.

Эмоциональный, или иррационально-чувственный, компонент экологического сознания содержит в себе представление о состоянии окружающей природной среды, его изменениях, их субъективную оценку, а также мнение об экологической ситуации в будущем. На раскрытие этого компонента был направлен следующий блок вопросов анкеты.

Первым в нем является вопрос о том, оказывает ли влияние состояние окружающей среды на жизнь жителей республики. Подавляющее большинство (85%) опрошенных считают, что состояние окружающей среды оказывает влияние на их жизнь, а 10% ответили, что оно никакого влияния на их жизнь не оказывает. Далее предлагалось указать, в чем конкретно проявляется влияние состояния окружающей среды. Более половины респондентов отметили, что «увеличивается число неизлечимых болезней» (58%), «снижается продолжительность жизни» (54%) и «ухудшается качество жизни» (54%). 29% опрошенных отметили, что состояние окружающей среды негативно влияет на рождаемость. Из числа респондентов, указавших другие варианты ответа (3%), были и те, кто отметил позитивное влияние состояния окружающей среды на здоровье людей.

Важным аспектом эмоционального компонента экологического сознания является уровень обеспокоенности состоянием окружающей среды. На вопрос «Беспокоит ли Вас состояние окружающей среды в нашей республике?» 56% опрошенных ответили «да, очень беспокоит», 36% -«иногда беспокоит», 6% - «практически не беспокоит». Таким образом, следует отметить, что уровень обеспокоенности состоянием окружающей среды в республике достаточно высокий.

Значительный интерес также представляет оценка жителями республики состояния окружающей среды в регионе и стране в целом. Так, 19% респондентов считают состояние окружающей среды в Республике Адыгея хорошим, 50% - удовлетворительным, 21% - неудовлетворительным, 4% - крайне тяжелым. При оценке состояния окружающей среды в стране в целом ответы распределились иначе: 4% - «хорошее», 38% -

«удовлетворительное», 45% - «неудовлетворительное», 10% - «крайне тяжелое».

Анализируя оценку состояния окружающей среды в регионе и во всей стране, необходимо отметить, что мнение жителей республики достаточно адекватно отражает действительность. Как отмечают специалисты, в Республике Адыгея, несмотря на ухудшение состояния атмосферного

воздуха и водоемов, снижение качества почв, экологическая ситуация лучше, чем в ряде регионов России и стране в целом.

В ходе исследования нас также интересовали представления жителей республики о том, как изменится экологическая ситуация в будущем. С этой целью респондентам был предложен вопрос: «Как изменится, по Вашему мнению, состояние окружающей среды в Республике Адыгея в ближайшие десять лет?». Необходимо отметить, что у 28% опрошенных он вызвал затруднение, что может быть обусловлено прогностическим характером вопроса. 35% респондентов считают, что состояние окружающей среды в республике «ухудшится», 23% - «улучшится», а 14% ответили «не изменится». К сожалению, приходится констатировать тот факт, что при сохранении современных негативных тенденций экологическая ситуация в республике будет развиваться по пессимистическому сценарию. При этом следует отметить, что среди опрошенных доля «оптимистов» оказалась выше, чем ожидалось.

В целом, анализируя состояние эмоционального компонента экологического сознания, необходимо признать, что большинство респондентов обеспокоено состоянием окружающей среды в республике. При этом две трети опрошенных оценивают это состояние как «хорошее» и «удовлетворительное». Кроме того, жители республики, в своем большинстве, считают, что в целом по стране экологическая ситуация хуже, чем в Адыгее. Однако по вопросу о дальнейшем развитии экологической ситуации в республике среди опрошенных нет единого мнения.

Когнитивный компонент экологического сознания отражает направленность индивида на получение экологических знаний, его информированность в экологической сфере. Многие исследователи считают экологические знания фундаментом всего экологического сознания. В связи с этим средства массовой информации и институт образования, являющиеся важнейшими каналами распространения экологических знаний, выступают в качестве главных факторов формирования экологического сознания.

В целях изучения когнитивного компонента экологического сознания респондентам был задан вопрос: «Интересует ли Вас информация о состоянии окружающей среды?». 46% опрошенных ответили «да, очень интересует», 48% - «отчасти интересует». Лишь 6% респондентов такой информацией не интересуются. Такой результат хорошо коррелирует с высоким уровнем обеспокоенности состоянием окружающей среды.

Далее участникам исследования был задан вопрос о том, из каких источников чаще всего они получают информацию о состоянии окружающей среды. Ответы распределились следующим образом: 68% - из центральных газет, журналов и телепередач, 42% - из республиканских газет, журналов и телепередач, 30% - из общения с друзьями и коллегами, 18% - из материалов в Интернете, 9% - из официальных документов, 5% - из других источников (сумма процентов превышает 100, так как можно было указать несколько вариантов ответа). Таким образом, центральные и республиканские средства массовой информации, как и ожидалось, являются основным каналом

экологической информации для жителей республики. Однако на вопрос «Достаточное ли внимание, на Ваш взгляд, уделяют средства массовой информации Республики Адыгея экологическим проблемам?» 64% респондентов ответили отрицательно. При этом 18% ответили положительно и столько же затруднились ответить.

Кроме того, для раскрытия когнитивного компонента экологического сознания важно было выяснить, что, по мнению респондентов, в большей степени способствует распространению экологических знаний среди населения (на вопрос можно было давать несколько вариантов ответа). 53% опрошенных в ответе указали специальные телепрограммы, 38% -

специальные предметы в школе, столько же - воспитание экологической культуры в семье, 27% - публикации в газетах и журналах, 18% -деятельность экологических организаций, 7% - специальную литературу. Закономерным результатом является то, что большинство опрошенных указали на ведущую роль средства массовой информации и образования в трансляции экологических знаний. Обращает на себя внимание значительная доля респондентов, отметивших важную роль в данном процессе института семьи. С другой стороны, по мнению подавляющего большинства опрошенных, роль экологических организаций в распространении экологических знаний среди населения является незначительной.

Необходимо отметить, что наряду с признанием важной роли института образования в формировании когнитивного компонента экологического сознания респонденты отмечают то, что в период их учебы экологическим знаниям «уделялось недостаточное внимание». Об этом заявили 55% опрошенных, а 11% считают, что экологическим знаниям «не уделялось никакого внимания». В то же время, 27% респондентов ответили, что таким знаниям «уделялось достаточно большое внимание». В связи с этим следует отметить, что экология как специальный предмет заняла свое место в школьной программе относительно недавно, а содержавшихся в других предметах природоохранных знаний действительно было недостаточно.

Подводя итог рассмотрению когнитивного компонента экологического сознания, необходимо отметить следующее. Информация об экологической ситуации в республике, стране и мире в целом вызывает интерес у значительной части опрошенных. При этом основными каналами такой информации для жителей республики выступают центральные и региональные средства массовой информации. По мнению большей части респондентов, в распространении экологических знаний наиболее важную роль играют средства массовой информации и институт образования, однако их потенциал реализуется не в полной мере.

Деятельностный компонент экологического сознания отражает представление о способах взаимодействия человека и природы, а также осознание индивидом необходимости своей активности в деле охраны окружающей среды, а также практического соблюдения требований экологического императива.

Для того чтобы выявить степень активности участия жителей республики в природоохранной деятельности, в анкете был поставлен вопрос: «Приходилось ли Вам принимать участие в мероприятиях по защите окружающей среды?». 53% опрошенных ответили положительно, 44% -отрицательно. Далее необходимо было выяснить, в каких именно мероприятиях респонденты принимали участие. Оказалось, что 54% опрошенных участвовали в уборке улиц и домов, 46% - в посадке деревьев, 5% - в ликвидации последствий аварий на промышленных предприятиях.

Кроме того, важно было определить, какие мотивы участия в экологической деятельности являются доминирующими. Более половины опрошенных (57%) в качестве главного мотива своего участия в экологической деятельности указали вариант «охрана окружающей природы - долг каждого», 21% привлекает возможность, участвуя в такой деятельности, проводить больше времени на природе, 6% указали вариант «возможность общения с единомышленниками», а 14% - не осознают мотивацию своей активности в этой сфере.

В ходе исследования нас также интересовали причины неучастия респондентов в экологической деятельности. Так, 38% опрошенных указали на недостаток свободного времени для участия в такой деятельности, 21% -на отсутствие организационных условий для включения в нее, 19% сослались на то, что экологической деятельностью, по их мнению, должны заниматься специалисты, а от участия в ней рядовых граждан ничего не изменится. Кроме того, 20% - затруднились ответить на этот вопрос. Значительный

разброс мнений, а также высокий процент затруднившихся с ответом могут свидетельствовать о неотрефлексированности в сознании респондентов данной проблемы.

С целью выяснить установки жителей республики на конкретные меры по улучшению состояния окружающей среды в анкету был включен следующий вопрос: «Что Вы лично готовы предпринять с целью улучшения экологической ситуации?». Ответы на него распределились следующим образом: 59% опрошенных заявили о готовности участвовать в ликвидации ущерба, нанесенного природе, а также в акциях по очистке территории; 34% готовы целенаправленно экономить ресурсы, даже если это приведет к некоторым бытовым неудобствам; 22% согласны участвовать в акциях протеста в защиту природы; 15% готовы время от времени перечислять определенные суммы на охрану природы; 14% - голосовать или агитировать за кандидатов с экологической программой; 8% - платить налог для сохранения окружающей природы.

Исследование показало, что деятельностный компонент экологического сознания населения республики имеет неустойчивый характер. Немногим менее половины опрошенных не имеют опыта участия в природоохранной деятельности. Основным мотивом для двух третей участвующих в экологической деятельности является осознание морального долга и личной ответственности за состояние окружающей среды. В то же время, более трети не принимающих участия в экологической деятельности

ссылаются на недостаток свободного времени, а пятая часть из них основной причиной своего неучастия называет отсутствие организационных условий для этого. Кроме того, пятая часть тех, кто не занят в экодеятельности, считает, что участие в ней рядовых граждан не имеет смысла. Таким образом, даже при наличии у значительной части населения установок на практическую деятельность, они не реализуются в действительности. Это обусловлено распространенным представлением об институциональном характере экологических проблем, а также отсутствием организационных условий для включения граждан в экологическую деятельность.

Подводя итог исследования, необходимо отметить следующие положения. Экологическое сознание населения Республики Адыгея характеризуется остротой восприятия экологических проблем, высоким уровнем обеспокоенности состоянием окружающей среды, пониманием взаимовлияния человека и природы, а также значительной потребностью в получении экологических знаний. При этом взаимодействие мировоззренческого, эмоционального и когнитивного компонентов экологического сознания с деятельностным компонентом имеет противоречивый характер. Так, обеспокоенность сложившейся экологической ситуацией в регионе проживания и стране в целом чаще всего не приводит к активной деятельности по улучшению этой ситуации. Более того, у части населения преобладает мнение об институциональном характере экологических проблем, что приводит к ложному представлению о бессмысленности участия рядовых граждан в их решении. Для преодоления указанного противоречия, на наш взгляд, необходимо более полное раскрытие значительного потенциала, которым обладают основные факторы формирования экологического сознания населения Республики Адыгея -средства массовой информации и институт образования. Представляется очевидным, что только в результате комплексного воздействия всех факторов может быть достигнут высокий уровень экологического сознания населения.

Примечания:

1. Яо Л.М. Опыт создания модели экологического сознания российского общества // Социологические исследования. 2004. № 9. С. 59-63.

2. Ожегов Ю.П., Никонорова Е.В. Экологический импульс: проблемы формирования экологической культуры молодежи. М., 1990. 271 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.