Селитреникова Татьяна Анатольевна,
Второй Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, кафедра гуманитарных и естественно-научных дисциплин, кандидат педагогических наук, доцент
Отношение школьников с патологией органов сенсорной системы к внеурочным занятиям физическими упражнениями
Физическая культура - это предмет, задачами которого являются: формирование положительного отношения учащихся к данному уроку и к внеурочным формам занятий, нацеливание школьников на сохранение и укрепление здоровья средствами физкультуры. К сожалению, во многих специальных (коррекционных) образовательных учреждениях учащимся и их родителям в должном объеме пока не разъясняется то, каким образом систематические занятия физической культурой в учебное и внеучебное время способствуют поддержанию здоровья ребенка с ограниченными возможностями, а также его интеграции в социум.
Исследования кондиционной физической подготовленности учащихся общеобразовательных и коррекционных школ показывают, что большое число школьников не справляется с нормативными требованиями программы (В.А. Вишневский, Д. Радваньска, Г.Н. Сатиров). Вероятно, причина этого заключается в недостаточной эффективности уроков физической культуры, которые, по данным С.В. Хрущева, компенсируют лишь 13,3% необходимой двигательной активности учащихся, вследствие ограниченного времени урока. Поэтому в специальной (коррекционной) школе целесообразно вводить внеурочные занятия: в режиме учебного дня (гимнастика до занятий, физкультминутки), внеклассные (занятия в группах общей физической подготовки и ЛФК) и внешкольные (домашние задания и др.). Их цель - дополнить уроки физкультуры, давая возможность для дополнительной тренировки определенных групп мышц и систем органов ребенка с ограниченными возможностями.
Важно оценивать мотивацию учащихся не только к занятиям на уроке физической культуры, но также и по отношению к внеурочной деятельности. Сами уроки физической культуры способны эффективно управлять мотивационной сферой учащихся, формируя у них интерес и потребность не только в урочных, но и в систематических внеурочных формах занятий физкультурой и спортом, а это, в свою очередь, повышает двигательную активность и стремление школьника к укреплению здоровья.
При оценке наличия определенных видов внеурочных занятий по физической культуре в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 1-У видов мы получили результаты, приведенные в таблице 1.
Таблица 1 Виды внеурочных занятий по физической культуре в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
1—У вида
Вид занятия До эксперимента, % После эксперимента, %
только ЛФК 12,1 5,12
занятия по общей физической подготовке 24,37 24,41
спортивные (подвижные) игры 22,57 31,17
занятия по гимнастике 14,24 16,36
ритмика 18,29 16,89
все перечисленные 8,43 6,05
В начале нашего эксперимента почти половина школьников с патологией органов сенсорной системы (46,94%) могли посещать, кроме уроков по физической культуре, только занятия по общей физической подготовке (24,37%) или спортивные (подвижные) игры (22,57%). Причем, на вопрос: «Какие формы внеурочных занятий по физкультуре проводятся у вас в школе?» 12,1% учащихся ответили: «Только лечебная физкультура». Этот факт указывает на недостаточное внимание со стороны руководства специального (коррекционного) образовательного учреждения развитию внеурочных форм занятий физической культурой.
После проведения эксперимента количество школьников, утверждающих, что у них в школе кроме уроков физкультуры проводятся только занятия по ЛФК, снизился до 5,12%. Однако увеличилось число детей, которые говорили о том, что у них в учебном заведении проводятся занятия по спортивным (подвижным) играм (на 8,6%) и по гимнастике (на 2,12%). Значит, администрация учебных заведений обратила более пристальное внимание на внеурочные формы занятий по физической культуре, тем самым, способствуя более интенсивному развитию двигательной сферы учащихся с особыми образовательными потребностями, а, следовательно, и улучшению состояния их здоровья.
До эксперимента После эксперимента
Рис. 1. Посещение внеурочных занятий детьми в школах-интернатах I-Vвидов
О мотивации школьников с ограниченными возможностями к занятиям внеурочными формами физической культуры можно судить по данным, отображенным на рисунке 1. Так, количество учащихся, всегда посещающих дополнительные занятия по физкультуре, увеличилось с 38,42% в начале эксперимента до 44,27% в конце. А число тех, кто вообще не посещает внеурочные формы занятий, уменьшилось с 9,22% до 4,49% соответственно.
Интересны результаты опроса школьников о том, каким бы видом спорта они хотели бы заниматься дополнительно к урокам физической культуры. Большинство девушек ответили, что шейпингом, юношей - на тренажерах. Также в качестве дополнения к основным занятиям учащиеся хотели бы заниматься плаванием (22,85%) и танцами (29,72%).
Не только педагоги в школе, но и родители дома влияют на мотивацию ребенка к обучению вообще и дополнительным занятиям по физкультуре в частности. Поэтому, наряду с опросом школьников об их отношении к таким формам занятий, мы задавали те же вопросы их родителям. При этом мы получили результаты, немного, а в некоторых случаях и значительно, отличающиеся от таковых у детей.
ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ВНЕУРОЧНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ (I и II ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТА)
1 этап 2 этап
1. Какие внеурочные занятия есть в школе, где обучается ваш ребенок?
- только ЛФК 10,64% 8,72%
- занятия по общей физической подготовке 31,47% 30,05%
- спортивные (подвижные) игры 23,33% 28,87%
- занятия по гимнастике 15,24% 15,34%
- ритмика 17,74% 16,44%
- все перечисленные 1,58% 0,58%
2. Посещает ли ваш ребенок дополнительные занятия?
- всегда с удовольствием 42,4% 46,23%
- только по необходимости 50,61% 53,42%
- нет 6,99% 0,35%
3. Чем бы вы хотели, чтобы занимался ваш ребенок?
- плаванием 38,4% 39,1%
- танцами 36,14% 35,94%
- шейпингом (занятиями на тренажерах) 25,46% 24,96%
Литература
1. Байкина Н.Г. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих / Байкина Н.Г., Сермеев Б.В. - М.: Советский спорт, 1991. 61 с.
2. Безверхняя Г.В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов школьников к занятиям физической культурой и спортом / Безверхняя Г.В. - М.: Логос, 2004. 84с.
3. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: кн. для учителя / Воронкова В.В. - М., 1994. 416 с.
4. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. - М.: ACADEMIA, 1999. 279 с.
5. Григорьева Г.А. Диагностика профессионально-личностного развития педагога: Методические материалы. - Владивосток: Изд-во ПИППКРО, 2005. 80 с.
6. Манукян С.П. О взаимоотношении понятий «стимул» и «мотив». - М.: ОМЕГА-Л, 2004. 93 с.