Научная статья на тему 'Отношение родителей и их детей к новому учебному предмету в школе'

Отношение родителей и их детей к новому учебному предмету в школе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / СВЕТСКИЙ ХАРАКТЕР ОБРАЗОВАНИЯ / ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ / INTELLECTUAL VALUES / SECULAR EDUCATION / ATTITUDE TO RELIGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бойков Владимир Эрихович

В публикации изложены результаты опросов родителей и их детей, учащихся 4-х классов общеобразовательных школ. Опросы осуществлены Социологическим центром РАГС в мае 2010 г. по контракту РАГС при Президенте России с Министерством образования и науки РФ. Оценивается первая реакция непосредственных участников эксперимента по преподаванию в школе «Основы религиозных культур и светской этики» на апробацию новых курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARENTS' AND THEIR KIDS' ATTITUDE TO A NEW SCHOOL SUBJECT

The article deals with the sociological data of the4th form pupils' and their parents' interview. The interviews are made by the Sociological Center, the RAPA in May, 2010 for the contract between the RAPA and the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. The data shows first opinion of the participants of the experiment of a new school subject "the Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics".

Текст научной работы на тему «Отношение родителей и их детей к новому учебному предмету в школе»

ИССЛЕДОВАНИЯ

В.Э. Бойков

ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ИХ ДЕТЕЙ К НОВОМУ УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ В ШКОЛЕ

БОЙКОВ Владимир Эрихович - доктор философских наук, профессор, директор Социологического центра РАГС, главный редактор журнала «Социология власти» (e-mail: boikov@ur.rags.ru)

Аннотация. В публикации изложены результаты опросов родителей и их детей, учащихся 4-х классов общеобразовательных школ. Опросы осуществлены Социологическим центром РАГС в мае 2010 г. по контракту РАГС при Президенте России с Министерством образования и науки РФ. Оценивается первая реакция непосредственных участников эксперимента по преподаванию в школе «Основы религиозных культур и светской этики» на апробацию новых курсов.

Ключевые слова: духовные ценности, светский характер образования, отношение к религии.

Напомним: экспериментальный курс «Основы религиозных культур и светской этики» введен в 19 регионах Российской Федерации (в том числе в Карачаево-Черкессии, Чечне, Калмыкии, Еврейской автономной области) в последней четверти 2009/10 учебного года в четвертых классах общеобразовательной школы. Апробации курса предшествовала широкая общественная дискуссия. В центре внимания ее участников были такие вопросы: действительно ли этот курс носит культурологический характер? Не является ли он средством осуществления религиозной пропаганды в системе государственного образования?

Эксперимент находится еще в начальной стадии практического осуществления - разработаны учебные пособия и инструктивные материалы, проведено обучение преподавателей, родители и дети выбирали наиболее привлекательные для них модули курса, проведены первые занятия в экспериментальных школах.

Отношение родителей и их детей к новому учебному предмету в школе 49

Как известно, любое начало - трудное. Поэтому представляют интерес материалы социологических опросов, характеризующие реакцию родителей и детей, основанную на первом опыте участия в эксперименте.

Пожалуй, главным показателем отношения родителей к нововведению является распределение их ответов на вопрос, какие из предложенных модулей курса они выбрали для своих детей. Предпочтения модулю «Основы светской этики» отдали 38,6% из 2004 опрошенных родителей, модулю «Основы мировых религиозных культур» - 25,4%. Среди остальных четырех модулей курса выбор респондентов распределился следующим образом: «Основы православной культуры» - 25,4%, «Основы исламской культуры» - 4,7%, «Основы буддийской культуры» - 0,9%, «Основы иудейской культуры» - 0,1%. Среди опрошенных родителей 3,9% заявили, что не участвовали в выборе модуля и 1% родителей не ответили на заданный вопрос. Распределение ответов 4725 опрошенных детей на вопрос о том, какой модуль курса они изучают, практически не отличается от приведенных данных опроса родителей.

Стало быть, две трети (64%) участвовавших в эксперименте проявили интерес к обучению в рамках модулей сугубо светского характера, 31,1% -к обучению в рамках модулей, выражающих религиозную составную их ментальности. Относительно чаще религиозная ментальность проявляется в составе жителей сельской местности. В целом же полученные данные свидетельствуют, что одной из доминант выбора была приверженность большинства родителей к светскому характеру образования.

Немаловажно то, что, судя по данным опроса, 91,5% родителей выразили положительно отношение к введению нового курса в учебный процесс школ. Более половины из них руководствовались тем, что он будет способствовать расширению кругозора, духовному и культурному развитию детей.

На первом месте по количеству ответов родителей при выборе ими того или иного модуля учебного курса указаны семейные традиции (38,5%), на втором месте - интерес детей к изучению именно этого модуля (34%). Пожелания руководства школы как причину выбора отметил только каждый десятый опрошенный, влияние представителей религиозных организаций - 4,1%.

Эти и другие данные опроса показывают, что проведение эксперимента начато без административного влияния на родителей и детей. Такой вывод в немалой мере подтверждает, что 85,4% родителей (при 9% затруднившихся ответить) отмечают, что их детям нравится изучать курс «Основы религиозных культур и светской этики». Интерес к урокам по новому курсу проявили также 88,3% опрошенных школьников.

Определенную озабоченность у немалого количества родителей вызывают и возможные риски, связанные с введением курса. В числе наиболее

50 Исследования

существенных опасений по поводу рисков фигурируют дополнительная нагрузка на школьников (отметили 36,9%), принудительное навязывание веры, религии (19%), обособление школьников друг от друга по мировоззрению или национальной принадлежности (10,2%), формирование формального отношения у детей к религии, вере (9,1%). Не случайно почти две трети (59,2%) опрошенных родителей выразили желание, чтобы преподавание нового курса было факультативным для всех желающих, а 33,1% -чтобы оно было обязательным для всех учащихся.

Итак, новый предмет не вызывает отторжения ни у детей, ни у их родителей, участвующих в эксперименте.

© Бойков В.Э., 2010

Результаты выборочного социологического опроса родителей учащихся 4-х классов общеобразовательных школ

Опрошены 2004 родителя в 19 субъектах РФ, в которых апробируется комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»1.

Опрос проведен с 20 по 28 мая 2010 г. Формулировки вопросов и варианты ответов изложены в редакции, предложенной респондентам.

Данные приведены в процентах от общего количества опрошенных.

Как вы относитесь к введению в учебный процесс школ нового курса «Основы религиозных культур и светской этики»?

Положительно 60,2

Скорее положительно 31,3

Безразлично 2,6

Скорее отрицательно 1,7

Отрицательно 1,3

Затруднились ответить 2,9

В чем вы видите положительное значение введения курса? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было вы-

1 Опрос проведен в Карачаево-Черкесской, Удмуртской, Чеченской, Чувашской республиках, Республике Калмыкия, Камчатском, Красноярском, Ставропольском краях, Вологодской, Калининградской, Костромской, Курганской, Новосибирской, Пензенской, Свердловской, Тамбовской, Тверской, Томской областях, Еврейской автономной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.