ИССЛЕДОВАНИЯ
В.Э. Бойков
ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ИХ ДЕТЕЙ К НОВОМУ УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ В ШКОЛЕ
БОЙКОВ Владимир Эрихович - доктор философских наук, профессор, директор Социологического центра РАГС, главный редактор журнала «Социология власти» (e-mail: boikov@ur.rags.ru)
Аннотация. В публикации изложены результаты опросов родителей и их детей, учащихся 4-х классов общеобразовательных школ. Опросы осуществлены Социологическим центром РАГС в мае 2010 г. по контракту РАГС при Президенте России с Министерством образования и науки РФ. Оценивается первая реакция непосредственных участников эксперимента по преподаванию в школе «Основы религиозных культур и светской этики» на апробацию новых курсов.
Ключевые слова: духовные ценности, светский характер образования, отношение к религии.
Напомним: экспериментальный курс «Основы религиозных культур и светской этики» введен в 19 регионах Российской Федерации (в том числе в Карачаево-Черкессии, Чечне, Калмыкии, Еврейской автономной области) в последней четверти 2009/10 учебного года в четвертых классах общеобразовательной школы. Апробации курса предшествовала широкая общественная дискуссия. В центре внимания ее участников были такие вопросы: действительно ли этот курс носит культурологический характер? Не является ли он средством осуществления религиозной пропаганды в системе государственного образования?
Эксперимент находится еще в начальной стадии практического осуществления - разработаны учебные пособия и инструктивные материалы, проведено обучение преподавателей, родители и дети выбирали наиболее привлекательные для них модули курса, проведены первые занятия в экспериментальных школах.
Отношение родителей и их детей к новому учебному предмету в школе 49
Как известно, любое начало - трудное. Поэтому представляют интерес материалы социологических опросов, характеризующие реакцию родителей и детей, основанную на первом опыте участия в эксперименте.
Пожалуй, главным показателем отношения родителей к нововведению является распределение их ответов на вопрос, какие из предложенных модулей курса они выбрали для своих детей. Предпочтения модулю «Основы светской этики» отдали 38,6% из 2004 опрошенных родителей, модулю «Основы мировых религиозных культур» - 25,4%. Среди остальных четырех модулей курса выбор респондентов распределился следующим образом: «Основы православной культуры» - 25,4%, «Основы исламской культуры» - 4,7%, «Основы буддийской культуры» - 0,9%, «Основы иудейской культуры» - 0,1%. Среди опрошенных родителей 3,9% заявили, что не участвовали в выборе модуля и 1% родителей не ответили на заданный вопрос. Распределение ответов 4725 опрошенных детей на вопрос о том, какой модуль курса они изучают, практически не отличается от приведенных данных опроса родителей.
Стало быть, две трети (64%) участвовавших в эксперименте проявили интерес к обучению в рамках модулей сугубо светского характера, 31,1% -к обучению в рамках модулей, выражающих религиозную составную их ментальности. Относительно чаще религиозная ментальность проявляется в составе жителей сельской местности. В целом же полученные данные свидетельствуют, что одной из доминант выбора была приверженность большинства родителей к светскому характеру образования.
Немаловажно то, что, судя по данным опроса, 91,5% родителей выразили положительно отношение к введению нового курса в учебный процесс школ. Более половины из них руководствовались тем, что он будет способствовать расширению кругозора, духовному и культурному развитию детей.
На первом месте по количеству ответов родителей при выборе ими того или иного модуля учебного курса указаны семейные традиции (38,5%), на втором месте - интерес детей к изучению именно этого модуля (34%). Пожелания руководства школы как причину выбора отметил только каждый десятый опрошенный, влияние представителей религиозных организаций - 4,1%.
Эти и другие данные опроса показывают, что проведение эксперимента начато без административного влияния на родителей и детей. Такой вывод в немалой мере подтверждает, что 85,4% родителей (при 9% затруднившихся ответить) отмечают, что их детям нравится изучать курс «Основы религиозных культур и светской этики». Интерес к урокам по новому курсу проявили также 88,3% опрошенных школьников.
Определенную озабоченность у немалого количества родителей вызывают и возможные риски, связанные с введением курса. В числе наиболее
50 Исследования
существенных опасений по поводу рисков фигурируют дополнительная нагрузка на школьников (отметили 36,9%), принудительное навязывание веры, религии (19%), обособление школьников друг от друга по мировоззрению или национальной принадлежности (10,2%), формирование формального отношения у детей к религии, вере (9,1%). Не случайно почти две трети (59,2%) опрошенных родителей выразили желание, чтобы преподавание нового курса было факультативным для всех желающих, а 33,1% -чтобы оно было обязательным для всех учащихся.
Итак, новый предмет не вызывает отторжения ни у детей, ни у их родителей, участвующих в эксперименте.
© Бойков В.Э., 2010
Результаты выборочного социологического опроса родителей учащихся 4-х классов общеобразовательных школ
Опрошены 2004 родителя в 19 субъектах РФ, в которых апробируется комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»1.
Опрос проведен с 20 по 28 мая 2010 г. Формулировки вопросов и варианты ответов изложены в редакции, предложенной респондентам.
Данные приведены в процентах от общего количества опрошенных.
Как вы относитесь к введению в учебный процесс школ нового курса «Основы религиозных культур и светской этики»?
Положительно 60,2
Скорее положительно 31,3
Безразлично 2,6
Скорее отрицательно 1,7
Отрицательно 1,3
Затруднились ответить 2,9
В чем вы видите положительное значение введения курса? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было вы-
1 Опрос проведен в Карачаево-Черкесской, Удмуртской, Чеченской, Чувашской республиках, Республике Калмыкия, Камчатском, Красноярском, Ставропольском краях, Вологодской, Калининградской, Костромской, Курганской, Новосибирской, Пензенской, Свердловской, Тамбовской, Тверской, Томской областях, Еврейской автономной области.