Научная статья на тему 'Новый учебный предмет в школе - это мировоззренческие шоры или расширение кругозора?'

Новый учебный предмет в школе - это мировоззренческие шоры или расширение кругозора? Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
137
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ / ДУХОВНОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА / РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА / СВЕТСКАЯ ЭТИКА / RELIGIOUS SITUATION / INTELLECTUAL LEVEL OF THE SOCIETY / RELIGIOUS CULTURE / SECULAR ETHICS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бойков В. Э.

В публикации изложены результаты экспертного опроса 87-ми представителей религиозных организаций православной, мусульманской, иудейской и буддийской религий (конфессий), осуществленного Социологическим центром РАГС в конце апреля 2010 г. в 18-ти субъектах РФ. Рассмотрена реакция религиозных деятелей на осуществляемый в настоящее время эксперимент по преподаванию в школе учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A NEW SUBJECT IN SCHOOLS IS A BLINDFOLDED WORLD-VIEW OR BROADENING OF PUPILS' OUTLOOK, ISN'T IT?1

The article deals with the sociological data of the experts' interview made by the Sociological Center, the RAPA in the end of April, 2010. The experts were 87 representatives of Orthodox, Muslim, Judaic and Buddhism religious organizations in 19 regions of the Russian Federation. The reaction of the representatives of religious confessions about the experiment of a new school subject "the Fundamentals of Religious Cultures and Secular Ethics" is considered.

Текст научной работы на тему «Новый учебный предмет в школе - это мировоззренческие шоры или расширение кругозора?»

ИССЛЕДОВАНИЯ

В.Э. Бойков

НОВЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В ШКОЛЕ -ЭТО МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ШОРЫ ИЛИ РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА?

БОЙКОВ Владимир Эрихович - доктор философских наук, профессор, директор Социологического центра РАГС, главный редактор журнала «Социология власти» (e-mail: [email protected])

Аннотация. В публикации изложены результаты экспертного опроса 87-ми представителей религиозных организаций православной, мусульманской, иудейской и буддийской религий (конфессий), осуществленного Социологическим центром РАГС в конце апреля 2010 г. в 18-ти субъектах РФ. Рассмотрена реакция религиозных деятелей на осуществляемый в настоящее время эксперимент по преподаванию в школе учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Ключевые слова: религиозная ситуация, духовное состояние общества, религиозная культура, светская этика.

В четвертой четверти 2009/2010 учебного года в школах 19-ти регионов Российской Федерации начата апробация преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В данный курс вошли шесть учебных модулей: основы православной, исламской буддийской и иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики.

Процесс подготовки и реализации этого образовательного эксперимента сопровождается оживленной дискуссией, в которую включились представители заинтересованных государственных структур, педагогической, научной общественности, религиозных организаций, деятели культуры и др.

Уместно обратить внимание на то, что зачастую внимание участников дискуссии акцентируется не столько на мировоззренческом и культуроло-

гическом значении нового предмета, сколько на проблемах взаимоотношений Церкви с государством и обществом. Мощным информационным поводом для обсуждения этих проблем в указанном ракурсе послужило открытое письмо десяти авторитетных академиков Российской академии наук Президенту РФ, опубликованное 22 июля 2007г., т. е. задолго до апробации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В письме, в частности, была выражена обеспокоенность возрастающей клерикализацией российского общества, активным проникновением Церкви в систему государственного образования.

Ряд ученых, православных и других религиозных деятелей выступил с критикой этой точки зрения. Суть их позиции (если оставить в стороне личные выпады в адрес академиков) в том, что цель преподавания школьникам нового учебного курса состоит не в экспансии Церкви, а в повышении уровня духовной культуры и нравственности молодежи.

Мы не обсуждаем здесь, кто прав, а кто нет. Детальное изучение результатов апробации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» позволит рассматривать нововведение не гипотетически, а на основе фактов действительности. Обратим внимание лишь на то, что предупреждению рисков миссионерства, конфликтов между школьниками на религиозной почве, навязывания им религиозных догм и т. п. служит ряд принципов апробации нового учебного курса. В их числе соблюдение конституционных положений светского характера Российского государства, содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению на местах, учет запросов граждан на изучение их детьми основ культуры религий и светской этики. Для контроля соблюдения этих принципов Министерство образования и науки РФ инициировало социологическое исследование в 19-ти экспериментальных регионах, результаты которого будут представлены в журнале «Социология власти». В рамках этого исследования осуществлены опросы школьников и их родителей, учителей и директоров школ, представителей религиозных организаций и органов управления образованием.

В преддверии этого обратимся к данным исследований, характеризующих отношение российских граждан к религии, которое можно рассматривать в качестве общего фона для внедрения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Представляют интерес также результаты экспертного опроса на ту же тему представителей религиозных организаций.

Результаты ряда опросов населения, осуществленных Социологическим центром РАГС по общенациональной репрезентативной выборке, свидетельствуют, что большинство респондентов вполне лояльно относится к «возвращению» религии и в частную и в публичную жизнь. Так, например, в одном из последних опросов россиян, проведенном в сентябре 2009 г., их отношение к православной церкви оценивалось по ряду индика-

Новый учебный предмет в школе - это мировоззренческие шоры или расширение кругозора? 27

торов1. В их числе рейтинг доверия к Церкви как институту гражданского общества, мнения об общественной активности церковных организаций и их руководителей, мнения о публичном участии руководителей Российского государства в религиозных мероприятиях православной церкви.

Как оказалось, в основном доверяют православной церкви 54,9% опрошенных, в основном не доверяют - 20,5% и 24,6% затруднились ответить.

Для сравнения приведем распределение ответов, характеризующих уровень общественного доверия по другому институту гражданского общества - профсоюзам: в основном им доверяют 25%, в основном не доверяют - 44,7%, затруднились ответить - 30,3%. Понятно, что конкретные причины доверия или недоверия различны, что обусловлено различием ролей этих институтов в жизнедеятельности общества. Но в данном случае важно обратить внимание на преобладание позитивного социально-психологического отношения к православной церкви.

Исследование, проведенное по аналогичной методике и выборке в октябре 2009 г., показало преобладание толерантного отношения российского населения ко всем традиционным для России религиям (конфессиям). См. табл. 1.

Две трети опрошенных усматривают положительную роль религиозных организаций в формировании духовных и нравственных ценностей, половина - в сохранении культурно-исторических традиций и укреплении института семьи. Отрицательные оценки религий выражены в следующих взаимосвязанных суждениях - фанатизм отдельных верующих и вражда к инакомыслящим. Как представляется, основанием для таких суждений служат факты экстремизма и ксенофобии.

Таблица 1

Оценки роли традиционных религий (конфессий) в истории России

(в %)

Религия (конфессии) Оценки: Затруднились ответить

положительные не играют никакой роли отрицательные

Православие 79,8 6,4 2,4 11,4

Ислам 31,3 22,9 14,9 30,9

Иудаизм 13,6 33,0 15,3 38,1

Буддизм 15,2 35,0 11,8 38,0

1 Опрошены 2400 респондентов в возрасте 18-ти лет и старше в 24-х регионах Российской Федерации. Выборочная совокупность опрошенных репрезентирует социальную и демографическую структуру населения, соотношение жителей крупных, средних, малых городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов.

Показателем отношения населения к религиозным организациям является также то, что 75,3% опрошенных положительно или скорее положительно относятся к восстановлению и строительству религиозных храмов в районах их жительства. Отрицательное или скорее отрицательное отношение к этому свойственно только 4,1% респондентов.

Участие религиозных организаций в публичной жизни поддерживает 51,3%, а в той или иной мере относятся отрицательно к такому участию -18,2%. Одобряют публичное участие руководителей Российского государства в религиозных мероприятиях 44,6%, относятся к этому безразлично 27,5%, не одобряют такое участие 20,8%, затруднились ответить 7,1%.

При обсуждении идеи преподавания знаний о религиях в школе в значительной мере акцентировалось внимание на защите «права на идентичность», которое может быть попрано недобросовестным внедрением курса «Основы религиозных культур и светской этики». Недобросовестность исключить трудно. Но и априори гиперболизировать эту проблему нецелесообразно.

Как показали результаты опроса населения по общенациональной выборке и опроса учащихся средних специальных и высших учебный заведений (объем выборки - 1050 человек), осуществленных в 2009 г., россияне уверенно определяют свою религиозную идентичность (см. табл. 2).

Таблица 2

Отношение к религии (в %)

Варианты ответов Население Студенчество

Верующий и соблюдаю религиозные обряды 10,8 6,5

Верующий, хотя не соблюдаю религиозные обряды 54,0 49,2

Отношусь к религии безразлично 22,7 29,8

Убежденный атеист 6,2 5,3

Затруднились ответить 6,3 9,2

Налицо относительно небольшая (и стабильная в течение многих лет) доля причисляющих себя к верующим по образу мыслей и действий. В то же время в самоидентификации основной массы россиян ценность религии занимает одно из первых мест в системе социально-культурных ценностей. Причем за последние два десятилетия эта характеристика российской ментальности проявляется все более рельефно и ни в коей мере не конфликтует с другими ценностными ориентациями.

Об этом свидетельствуют и результаты опроса представителей религиозных организаций, которых можно рассматривать в качестве экспертов по обсуждаемой теме.

Результаты экспертного опроса представителей религиозных организаций мировых религий (конфессий), функционирующих в Российской Федерации

Экспертный опрос 87-ми представителей религиозных организаций православной, мусульманской, иудейской и буддийской религий (конфессий) проведен Социологическим центром РАГС в инициативном порядке с 19 по 30 апреля 2010 г. в 18-ти субъектах РФ.

Формулировка вопросов и варианты ответов изложены в редакции, предложенной респондентам. Данные приведены в процентах от общего количества опрошенных.

Как вы оцениваете современную религиозную ситуацию в вашем регионе?

Спокойная 77,0

Относительно спокойная, но имеющая тенденцию к обострению 20,7

Напряженная -

Иначе 1,1

Затруднились ответить 1,2

Существуют ли в вашем регионе противоречия или напряженность в отношениях между религиозными организациями различных религий (конфессий)?

Да 1,1

Скорее да 8,0

Скорее нет 28,7

Нет 60,9

Затруднились ответить 1,3

Как, на ваш взгляд, можно охарактеризовать нынешнее духовно-нравственное состояние нашего общества?

Как значительное возрождение 14,9

Как частичное обновление на пути к возрождению 49,4

Как застой 6,9

Как засилье бескультурья и безнравственности 18,4

Иначе 8,0

Затруднились ответить 2,4

Если вы отрицательно оцениваете духовно-нравственное состояние общества, то, по вашему мнению, способно ли оно возродиться в обозримой перспективе? (Данные приведены в процентах от количества отрицательно оценивающих духовно-нравственное состояние общества.)

Да 18,2

Скорее да 45,5

Скорее нет 31,8

Нет -

Затруднились ответить 4,5

Что вас беспокоит больше всего в нынешнем состоянии духовно-нравственной жизни нашей страны? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)

Уровень преступности и наркомании в молодежной среде 60,9

Духовно-нравственная культура молодежи 58,6

Отношение к духовным ценностям и идеалам 56,3

Уровень общей культуры людей 51,7

Содержание развлекательных телепередач 51,7

Поведение в быту, культура общения между людьми 35,6

Содержание новой литературы, кинофильмов 34,5

Государственная политика в сфере духовно-нравственного развития

российского общества 28,7

Эстетическое воспитание молодежи 26,4

Отношение к разговорному языку 24,1

Уровень доступности культурных ценностей 10,3

Другое 10,3

Затруднились ответить -

Оцените, пожалуйста, по пятибалльной шкале, насколько актуально для нашего общества в нынешних условиях решение следующих задач.

Задачи Баллы

1 2 3 4 5

Повышение уровня нравственности, укрепление морали 2,3 2,3 9,2 9,2 77,0

Обеспечение свободы слова, религиозных и политических

убеждений 8,0 9,2 26,4 19,5 36,9

Формирование уважения к прошлому страны, ее традициям - 5,7 9,2 14,9 70,2

Развитие патриотизма у граждан России 1,1 6,9 5,7 14,9 71,4

Как вы относитесь к введению в учебный процесс школ нового курса «Основы религиозных культур и светской этики»?

Положительно 66,7

Скорее положительно 20,7

Безразлично -

Скорее отрицательно 5,7

Отрицательно 2,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затруднились ответить 4,6

В чем вы видите положительное значение введения курса? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)

Духовное и культурное развитие детей 71,3

Формирование уважительного отношения к традиционным российским

религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным

убеждениям 66,7

Повышение нравственности детей 54,0

Воспитание культуры межнационального общения, уважения

к культурным, религиозным традициям народов России 50,6

Приобретение знаний о различных культурах, вероисповеданиях 43,7

Формирование уважительного отношения к старшим 42,5

Расширение кругозора детей 40,2

Формирование патриотизма и гражданской солидарности 40,2

Приобщение молодежи к вере 34,5

Снижение уровня преступности, наркомании в подростковой среде 31,0

Формирование ценности здорового образа жизни 25,3

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,

жизни 19,5

Другое 5,7

Затруднились ответить 4,6

В чем могут выражаться риски введения курса? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)

Формирование казенного отношения к религии, вере 34,5

Дополнительная нагрузка на школьника 18,4

Принудительное навязывание веры, религии 18,4

Обособление представителей разных национальностей и религий 12,6

Формирование замкнутых групп по этническому и религиозному

признаку 9,2

Снижение уровня терпимого отношения к культурным,

конфессиональным и религиозным различиям 8,0

Другое 20,7

Затруднились ответить 16,1

По вашим личным наблюдениям, создает ли почву для межкон-

фессиональной и религиозной разобщенности изучение основ рели-

гиозных культур?

Да 3,4

Скорее да 5,7

Скорее нет 24,1

Нет 58,6

Затруднились ответить 8,2

Как вы считаете, в какой форме должен преподаваться учебный

курс «Основы религиозных культур и светской этики»?

В качестве обязательного предмета для всех учащихся 52,9

В качестве факультативного предмета для всех желающих 37,9

Данный предмет не должен преподаваться в школах 5,7

Затруднились ответить 3,5

Родителям учащихся предлагалось самостоятельно выбирать один из модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Скажите, пожалуйста, реализуется ли принцип добровольности и свободного выбора предмета курса детьми и их родителями?

В основном да 51,7

В основном нет 20,7

Затруднились ответить 27,6

Что, на ваш взгляд, затрудняет ход апробации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)

Низкая информированность родителей об учебном курсе 50,6

Нехватка педагогов по дисциплинам 42,5

Малые сроки подготовки апробации курса 39,1

Навязывание школьникам отдельных дисциплин представителями

органов власти 24,1

Слабое содействие органов исполнительной власти в функционирова-

нию сферы образования 18,4

Отсутствие учебных пособий по выбранным дисциплинам 13,8

Другое 10,3

Затруднились ответить 8,0

Если вы считаете необходимым в дальнейшем введение в школьную программу учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», с какого класса следует вводить этот курс?

С начальных классов (1-4 классы) 56,3

Со средних классов (5-6 классы) 20,7

Со средних классов (7-9 классы) 8,0

Со старших классов (10-11 классы) 5,7

Затруднились ответить 9,3

Если вы знакомы с указанными учебниками, как вы их оцениваете по следующим критериям?

Учебное пособие по основам религиозной культуры вашей религии (конфессии)

Критерии Положительно Скорее положительно Скорее отрицательно Отрицательно Трудно сказать Не ответили

Доступность для детского восприятия 35,6 24,1 3,4 - 20,7 16,2

Качество изложения основ религиозной культуры 34,5 27,6 2,3 1,1 17,2 17,3

Уровень воспитательного воздействия 35,6 25,3 2,3 - 20,7 16,1

Учебное пособие по основам мировых религиозных культур

Критерии Положительно Скорее положительно Скорее отрицательно Отрицательно Трудно сказать Не ответили

Доступность для детского восприятия 14,9 18,4 4,6 4,6 31,0 26,5

Качество изложения разных религиозных культур 10,3 26,4 2,3 5,7 28,7 26,6

Уровень воспитательного воздействия 14,9 19,5 3,4 3,4 32,2 26,6

Учебное пособие по основам светской этики

Критерии Положительно Скорее положительно Скорее отрицательно Отрицательно Трудно сказать Не ответили

Доступность для детского восприятия 6,9 21,8 6,9 5,7 32,2 26,5

Качество изложения основ нравственного поведения 3,4 18,4 4,6 10,3 36,8 26,5

Уровень воспитательного воздействия 10,3 21,8 5,7 6,9 28,7 26,6

Достаточны ли меры, которые сегодня предпринимают органы государственной власти и муниципального управления по обеспечению учебного процесса по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»?

Да 21,8

Скорее да, чем нет 31,0

Скорее нет, чем да 16,1

Нет 8,0

Затруднились ответить 23,1

Вполне ли учтены интересы всех религий (конфессий) при апроба-

ции курса?

Да 25,3

Скорее да, чем нет 35,6

Скорее нет, чем да 11,5

Нет 10,3

Затруднились ответить 17,3

Принимали ли вы лично участие в подготовке апробации учебного

курса?

Да 46,0

Нет 54,0

Если участвовали, то в чем это выражалось? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в % от количества принимавших участие в подготовке апробации учебного курса.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Консультативная помощь 40,0

Подготовка преподавателей 27,5

Беседы с родителями детей 17,5

Экспертиза учебных пособий Другое

5,0 10,0

Достаточно ли продуктивно взаимодействие органов власти с религиозными организациями в деле апробации учебного курса?

Да Не вполне Нет Затруднились ответить

На федеральном уровне 34,5 21,8 11,5 32,2

На уровне вашего субъекта РФ 42,5 24,1 13,8 19,6

На муниципальном уровне 27,6 31,0 17,2 24,2

Что положительного вы можете отметить в деятельности представителей органов образования в ходе апробации курса? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)

Заинтересованность в сотрудничестве с религиозными организациями 46,0

Учет предложений представителей разных религий (конфессий) 32,2

Внимательное отношение к представителям религиозных организаций 31,0

Содействие межконфессиональному взаимодействию и взаимному

уважению 29,9

Профессионализм 18,4

Другое 4,6

Затруднились ответить 28,7

Имели ли место следующие отрицательные факты в действиях представителей органов образования в ходе апробации курса? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)

Бюрократизм 20,7

Формализм 20,7

Искажение сущности и задач проекта 18,4

Некомпетентность 12,6

Демонстрация неуважительного отношения к представителям

религиозных организаций 6,9

Отказ от сотрудничества с религиозными организациями 6,9

Создание преимуществ отдельным конфессиям 5,7

Создание препятствий в межконфессиональном сотрудничестве 2,3

Другое 4,6

Ничего подобного не имело места 19,5

Затруднились ответить 27,6

36 Новокрещенов А.В.

Ваше духовное и светское образование:

Духовное

Ученая степень 6,9

Высшее 58,6

Среднее 23,0

Начальное 3,5

Не ответили 8,0

Светское

Ученая степень 3,4

Высшее 63,2

Среднее 28,7

Начальное -

Не ответили 4,7

К какой религии (конфессии) вы принадлежите?

Православие 58,6

Ислам 27,6

Иудаизм 6,9

Буддизм 5,7

Другая 1,2

А.В. Новокрещенов

ОТНОШЕНИЕ К ИНСТИТУТАМ ВЛАСТИ И ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ

НОВОКРЕЩЕНОВ Александр Васильевич - доктор социологических наук, профессор кафедры государственного и муниципального управления Сибирской академии государственной службы (e-mail: [email protected])

Аннотация. На основе результатов сравнительного социологического исследования правового сознания населения Новосибирской области, проведенного в два этапа: в 1991г. и в 2009г., исследуется характер отношения населения России к органам власти

Ключевые слова: местные советы, демократия, закон, местное самоуправление, органы власти, население, общественное мнение, милиция, суд, прокуратура

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.