Научная статья на тему 'Результаты выборочного социологического опроса родителей учащихся 4-х классов общеобразовательных школ'

Результаты выборочного социологического опроса родителей учащихся 4-х классов общеобразовательных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
Ключевые слова
MANAGEMENT / SOCIAL SELF-ORGANIZATION / SOCIOLOGICAL MATRIX / GOVERNMENT IDEOLOGY / SOCIAL INTENSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

The article analyses a synergy of management and social self-organization interaction. The article also deals with the methodological problems of structural and non-structural self-organization, with the tendency and matrix of asocial development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты выборочного социологического опроса родителей учащихся 4-х классов общеобразовательных школ»

существенных опасений по поводу рисков фигурируют дополнительная нагрузка на школьников (отметили 36,9%), принудительное навязывание веры, религии (19%), обособление школьников друг от друга по мировоззрению или национальной принадлежности (10,2%), формирование формального отношения у детей к религии, вере (9,1%). Не случайно почти две трети (59,2%) опрошенных родителей выразили желание, чтобы преподавание нового курса было факультативным для всех желающих, а 33,1% -чтобы оно было обязательным для всех учащихся.

Итак, новый предмет не вызывает отторжения ни у детей, ни у их родителей, участвующих в эксперименте.

© Бойков В.э., 2010

Результаты выборочного социологического опроса родителей учащихся 4-х классов общеобразовательных школ

Опрошены 2004 родителя в 19 субъектах РФ, в которых апробируется комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»1.

Опрос проведен с 20 по 28 мая 2010 г. Формулировки вопросов и варианты ответов изложены в редакции, предложенной респондентам.

Данные приведены в процентах от общего количества опрошенных.

Как вы относитесь к введению в учебный процесс школ нового курса «Основы религиозных культур и светской этики»?

Положительно 60,2

Скорее положительно 31,3

Безразлично 2,6

Скорее отрицательно 1,7

Отрицательно 1,3

Затруднились ответить 2,9

В чем вы видите положительное значение введения курса? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было вы-

1 Опрос проведен в Карачаево-черкесской, Удмуртской, чеченской, чувашской республиках, Республике Калмыкия, Камчатском, Красноярском, Ставропольском краях, Вологодской, Калининградской, Костромской, Курганской, Новосибирской, Пензенской, Свердловской, Тамбовской, Тверской, Томской областях, Еврейской автономной области.

брать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)

Расширение кругозора детей 63,0

Духовное и культурное развитие детей 50,7

Формирование уважительного отношения к различным

мировоззрениям и религиям 39,7

Воспитание культуры межнационального общения, уважения

к культурным, религиозным традициям народов России 38,0

Повышение нравственности детей 37,4

Приобретение знаний о различных культурах, вероисповеданиях 29,2

Формирование уважительного отношения к старшим 27,0

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,

жизни 23,7

Формирование ценности здорового образа жизни 22,1

Формирование патриотизма и гражданской солидарности 19,9

Снижение уровня преступности, наркомании в подростковой среде 16,9

Приобщение молодежи к вере 9,4

Другое 0,6

Затруднились ответить 2,1

В чем вы видите риски, связанные с введением курса? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)

Дополнительная нагрузка на школьника 36,9

Принудительное навязывание веры, религии 19,0

Обособление школьников по мировоззрению или национальной

принадлежности 10,2

Формирование формального отношения к религии, вере 9,1

Принудительное навязывание одного из модулей 6,4

Снижение уровня терпимого отношения к культурным,

конфессиональным и религиозным различиям 3,1

Другое 2,6

Затруднились ответить 31,7

Какой модуль курса вы выбрали для своего ребенка?

Основы светской этики 38,6

Основы мировых религиозных культур 25,4

Основы православной культуры 25,4

Основы исламской культуры 4,7

Основы буддийской культуры 0,9

Основы иудейской культуры 0,1

Не участвовал(а) в выборе модуля курса 3,9

Не ответили 1,0

Если вы участвовали в выборе модуля курса, испытывали ли трудности с выбором? (Данные приведены в % от количества участвующих в выборе модуля курса.)

Да 22,6

Нет 76,8

Не ответили 0,6

С чем были связаны трудности выбора? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в % от количества испытывающих трудности выбора модуля курса.)

С недостаточностью информации о содержании модулей курса 47,6

С настороженностью к новому курсу, недоверием к нововведениям 31,6

С различным мировоззрением членов семьи 16,7

С нежеланием участвовать в апробации курса 5,3

Другое 3,7

Затруднились ответить 10,0

Что повлияло на ваш выбор именно этого модуля курса? (Сумма ответов не равна 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов. Данные приведены в порядке убывания количества ответивших.)

Уклад жизни семьи, семейные традиции 38,5

Интерес ребенка к изучению именно этого модуля курса 34,0

Мнение классного руководителя или других педагогов 15,4

Пожелание руководства школы 11,7

Рекомендации родителей школьников 10,1

Разъяснительные беседы представителей религиозных организаций 4,1

Другое 3,1

Затруднились ответить 10,0

Проводились ли в школе следующие мероприятия, связанные с организацией и внедрением учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»?

Варианты ответа Да Нет Не ответили

Заседания школьного совета 26,5 62,9 10,6

Родительские собрания 92,5 5,9 1,6

Знакомство с педагогами нового курса 63,5 30,4 6,1

Ознакомление с содержанием курса 67,5 27,9 4,6

Скажите, пожалуйста, давали ли вы согласие общеобразовательному учреждению на изучение вашим ребенком одного из модулей

комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»?

Да, письменное согласие 77,7

Да, устное согласие 11,4

Решение принимал родительский комитет 1,2

Согласие не требовалось 5,8

Затруднились ответить 3,9

В какой форме вы хотели бы, чтобы преподавался учебный курс

«Основы религиозных культур и светской этики»?

В качестве обязательного для всех учащихся 33,1

В качестве факультативного для всех желающих 59,2

Этот курс не должен преподаваться в школах 1,8

Затруднились ответить 5,9

По вашему мнению, носит ли воспитательный, нравственно-

развивающий характер учебное пособие по выбранному вами моду-

лю курса?

Да 57,4

Скорее да, чем нет 34,1

Скорее нет, чем да 1,2

Нет 1,3

Затруднились ответить 6,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Имеете ли вы представление о содержании учебных пособий по

остальным модулям курса?

Да, всех 14,4

Да, некоторых 43,7

Нет 41,7

Не отметили 0,2

В какой степени «Книга для родителя» оказалась полезной для вас

и вашей семьи?

В большой степени 21,3

В некоторой степени 53,4

Не была полезной 3,8

Затруднились ответить 21,5

хотели бы вы в дальнейшем поменять выбранный модуль учеб-

ного курса для изучения вашим ребенком?

Да 7,0

Скорее да 8,4

Скорее нет 22,5

Нет 43,6

Затруднились ответить 18,5

Имеют ли место разногласия в ваших взаимоотношениях с учите-

лем (образовательным учреждением), связанные с преподаванием

курса?

Да, часто 0,5

Не часто, но бывают 1,7

Были единичные случаи 2,3

Нет 95,3

Не ответили 0,2

Обсуждаете ли вы со своим ребенком темы, изученные на уроках

по выбранному модулю учебного курса?

Да 78,8

Нет 20,6

Не ответили 0,6

Нравится ли вашему ребенку изучаемый модуль курса?

50,0

Скорее да 35,4

Скорее нет 4,0

Нет 1,6

Затруднились ответить 9,0

Какую систему оценивания достижений вашего ребенка по данно-

му курсу вы считаете подходящей?

С выставлением отметок 12,1

Без отметок 82,1

Другую 1,3

Затруднились ответить 4,5

© Бойков В.Э., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.