Научная статья на тему 'Отношение пациентов поликлиник г. Алматы к медицинскому персоналу как элемент солидарной ответственности за здоровье'

Отношение пациентов поликлиник г. Алматы к медицинскому персоналу как элемент солидарной ответственности за здоровье Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
195
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ ПАЦИЕНТА К ВРАЧУ / СОЛИДАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗДОРОВЬЕ / СИСТЕМА "ВРАЧ-ПАЦИЕНТ" / НАУқАСТЫң ДәРіГЕРГЕ қАТЫНАСЫ / ДЕНСАУЛЫқ үШіН ЫНТЫМАқТЫ ЖАУАПКЕРШіЛіК / "ДәРіГЕР-НАУқАС" ЖүЙЕСі / THE ATTITUDE OF THE PATIENT TO THE DOCTOR / JOINT RESPONSIBILITY FOR HEALTH / THE "DOCTOR-PATIENT" SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Асен А., Резник В. Л., Ошибаева А. Е., Абсатарова К. С., Утеулиев Е. С.

Активное участие пациента в формировании солидарной ответственности за здоровье зависит, в том числе от умения медицинских работников вовлечь в качестве партнера население в процесс охраны здоровья. В 9-ти поликлиниках г. Алматы проведен опрос 765 пациентов. Установлено, что около трети пациентов не имеют никакой информации о враче и медсестре; почти 43% пациентов не настроены на обращение к врачу в случае заболевания; 97,4% респондентов положительно оценивает свое общение с врачом;98,4% респондентов положительно оценивает качество помощи врача; 77,1% пациентов считают своего лечащего врача семейным врачом; 52,3±1,83% пошли бы за своим участковым врачом или ВОП при его переходе в другую поликлинику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Асен А., Резник В. Л., Ошибаева А. Е., Абсатарова К. С., Утеулиев Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTITUDE OF PATIENTS FROM POLYCLINICS OF ALMATY TO MEDICAL STAFF AS AN ELEMENT OF SHARED RESPONSIBILITY FOR HEALTH

The active participation of the patient in the formation of a joint responsibility for health depends on the ability of health workers to involve the population as a partner in a health protection process. In 9 polyclinics of Almaty, a survey of 765 patients was conducted. It is established that about a third of patients do not have any information about a doctor and a nurse; almost 43% of patients are not set up to consult a doctor in case of illness; 97.4% of respondents positively assess their communication with the doctor; 98.4% of respondents positively assess the quality of the doctor's care; 77.1% of patients consider their doctor a family doctor; 52.3 ± 1.83% would go for their local doctor or GP at his transition to another clinic.

Текст научной работы на тему «Отношение пациентов поликлиник г. Алматы к медицинскому персоналу как элемент солидарной ответственности за здоровье»

/.egfc'

r(hshiik ЭСмжЯШЖ Ще3-2018

14 Головин Н. А., Окишева Т. Э. Здоровье в социально-поведенческом измерении: некоторые итоги исследования старшеклассников // Вестн. С.-Петерб. ун-та. - 2013. - №3. - С. 128-138

15 McCluskey S., Topping A. E. Increasing response rates to lifestyle surveys: A pragmatic evidence review // Perspectives in public health. -2006. - Vol.131., Issue 2. - P. 89-94.

1А. Асен, 2В.Л. Резник, 2А.Е. Ошибаева, 2К.С. Абсатарова, 1Е.С. Утеулиев

1 «КДСЖМ» %азацстан медицинаyHueepcumemi 2 Эл-Фараби атындагы К,азац улттыцyHueepcumemi

АЛМАТЫ ЕМХАНАЛАРЫНЬЩ ДЭР1ГЕРЛЕР1 МЕН НАУЦАСТАРЫ ЫНТЫМАЦТЫ ЖАУАПКЕРШ1Л1К ЖУЙЕС1НДЕП ЭРТУРЛ1 Ц¥РЫЛЫМДАРДЫЦ ДЕНСАУЛЫК; УШ1Н ЖАУАПКЕРШ1Л1Г1 ТУРАЛЫ

ТYЙiн: Халы;тыц денсаулыгына орта; жауапкершiлiк ;алыптастыру ушш азаматтардыц вздерiнiц, мемлекеттiц, жумыс берушшщ жауапкершiлiгiн арттыру, сондай-а; нормативтж-;у;ык;тык; базаны жетiлдiру ;ажет. Зерттеудiц ма;саты - ынтыма;ты жауапкершiлiк ЖYЙесiне ;атысатын ;урылымдардыц халы; денсаулыгына жауапкершелiгi туралы Алматы ;аласыныц емханаларыныц нау;астары мен дэр^ерлершщ ой-пiкiрiн зерттеу. Дэрiгерлердiц шамамен 90% дэр^ерлер мен нау;астардыц 76,5% денсаулы; Yшiн ец алдымен азаматтыц eзiжауапты деп санайды. Тар сала мамандары мемлекеттiц рвлiне (63,9±4,62% - га) жэне денсаулы; са;тау органдары мен уйымдарына (57,5±5,30%) квбiрек мэн бередь Учаскелiк терапевттер мен жалпы тэжiрибе дэрiгерлерi мемлекеттiц рвлiне (34,4±6,08%), денсаулы; са;тау органдары мен уйымдарыныц релше (32,3±5,94%) аз мэн бередi. Нау;астар арасында 22,7±1,51% мемлекеттiц, ал нау;астардыц 26,4±1,59%денсаулы; са;тау органдары мен уйымдарыныц жауапкершшпн кврсеттi. Респонденттердiц барлы; топтары ;огамдык; денсаулы; са;тау, ;оршаган орта органдарыныц жумыс берушiлердiц рвлiне аз мэн бердь

ТYЙiндi свздер: Халы; денсаулыгына ынтыма;ты жауапкершiлiк, азаматтыц денсаулы; Yшiн жауапкершiлiгi, мемлекеттiц денсаулы; Yшiн жауапкершiлiгi, денсаулы; са;тау органдары мен уйымдарыныц денсаулы; Yшiн жауапкершiлiгi.

1A. Asen, 2V.L. Reznik, 2A.E. Oshibaeva, 2K.S. Absatarova, 1E.S. Uteuliev

1Kazakhstan Medical University "KSPH" 2 Kazakh National University named after Al-Farabi

DOCTORS AND PATIENTS OF ALMATY POLYCLINICS ABOUT RESPONSIBILITY FOR HEALTH OF DIFFERENT STRUCTURES OF THE SYSTEM OF JOINT RESPONSIBILITY

Resume: In the formation of joint responsibility for health of the population, it is necessary to increase the responsibility of the citizens themselves, of the state, of the employer, and also to improve the legal and regulatory framework. The aim of the work is to study the opinion of patients and doctors of polyclinics in Almaty on the responsibility for the health of certain structures involved in the system of joint responsibility. It is established that about 90% of doctors and 76.5% of patients consider the citizen as responsible person primarily for health. Narrow specialists attach greater importance to the role of the state (63.9 ± 4.62%) and health authorities and organizations (57.5 ± 5.30%). District therapists and general practitioners give the role of the state (34.4 ± 6.08%) and health authorities (32.3 ± 5.94%) less importance. Among the patients 22.7 ± 1.51% of respondents indicated responsibility of the state, and 26.4 ± 1.59% of health authorities and organizations. All groups of respondents indicated an insignificant role of public health authorities, environmental authorities and the employer.

Keywords: Joint responsibility for health of the population, the citizen's responsibility for health, state responsibility for health, responsibility of health authorities and organizations for public health.

УДК 601-7561:3

ХА. Асен, 2В.Л. Резник, 2А.Е. Ошибаева, 2К.С. Абсатарова, *Е.С. Утеулиев

1 Казахстанский медицинский университет «ВШОЗ» 2 Казахский национальный университет имени Аль-Фараби

ОТНОШЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ПОЛИКЛИНИК Г. АЛМАТЫ К МЕДИЦИНСКОМУ ПЕРСОНАЛУ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЛИДАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЗДОРОВЬЕ

Активное участие пациента в формировании солидарной ответственности за здоровье зависит, в том числе от умения медицинских работников вовлечь в качестве партнера население в процесс охраны здоровья. В 9-ти поликлиниках г. Алматы проведен опрос 765 пациентов. Установлено, что около трети пациентов не имеют никакой информации о враче и медсестре; почти 43% пациентов не настроены на обращение к врачу в случае заболевания; 97,4% респондентов положительно оценивает свое общение с врачом;98,4% респондентов положительно оценивает качество помощи врача; 77,1% пациентов считают своего лечащего врача семейным врачом; 52,3±1,83% пошли бы за своим участковым врачом или ВОП при его переходе в другую поликлинику.

Ключевые слова: Отношение пациента к врачу, солидарная ответственность за здоровье, система «врач-пациент»

Введение. Важными условиями внедрения принципа солидарной ответственности граждан за свое здоровье являются улучшение образа жизни и медицинской активности населения, которые, как известно, обусловлены множеством факторов, а также поведенческими реакциями организма на эти факторы [1]. Важно, что профессиональные требования к медицинским работникам играют значимую роль в осуществлении такой деятельности.

Стандарты надлежащей практики, разработанные объединениями профессионалов, требуют от клиницистов: а) вовлечения больных в процесс обсуждения лечения и принятия решения; б) проведения разъяснительной работы среди пациентов и оказания помощи пациентам в уходе за собой; в) адаптации стратегий, основанных на имеющихся доказательствах, для повышения грамотности в вопросах здоровья [2-4]. В солидарной ответственности необходимо понимание того, что роль больного не может

ограничиваться простым подчинением медицинским предписаниям. Пациент должен стать активным, ответственным участником терапевтического процесса, должен взять на себя часть функций по снижению риска возникновения и развития заболеваний и осложнений, зависящих от его поведенческих особенностей и личного отношения к болезни. Общая, врача и пациента, ответственность за процесс лечения обеспечивает долговременный контроль заболевания и его более благоприятное течение [5].

Участие пациента в формировании солидарной ответственности за здоровье зависит также от умения медицинских работников вовлечь его в процесс охраны здоровья. В этой связи оценка сложившегося отношения пациентов к медицинским работникам представляется очень интересным для изучения и значимым для последующей организации совместной работы признаком. Цель исследования. Изучить отношение пациентов поликлиник г. Алматы к медицинским работникам в рамках формирования солидарной ответственности за здоровье. Материалы и методы. Дизайн - кросс-секционное исследование. Анкетированием охвачено в каждой из поликлиник по 30 - 50 мужчин и женщин из числа пациентов (всего - 765 человек). В 9-ти поликлиниках проанкетировано 765 пациентов, из которых мужчины составили 312 человек (40,8±1,78) и женщины 453 (59,2±1,78). При сборе материалов и формировании групп респондентов соблюдены принципы случайности выборки, ее качественной и количественной репрезентативности. Исследование проводилось методом анкетирования. Для ввода данных использована программа на базе СУБД MSAccess.

Введенные в базу данных материалы обработаны с применением современных методов вариационной

Jinimtuiz ЭСа^ЖМЩ QV?3-2018 !

статистики и современного программного обеспечения (SPSS и MSExcel, версии 7.0).При статистической обработке получены средние относительные величины (проценты) со значением их стандартной ошибки, что, учитывая объемы исследования и характеристики выборочных совокупностей, позволяет использовать при необходимости t-критерий Стьюдента.Различия между сравниваемыми средними величинами считали достоверными при вероятности ошибки равной или меньшей 0,05 (р < 0,05). Результаты. Формирование солидарной ответственности пациента за свое здоровье начинается, как мы считаем, со знакомства со своим врачом и знания его фамилии, имени и отчества, номера кабинета, номеров телефона и т.д. Установлено, что абсолютное большинство пациентов (85% в пределах стандартной ошибки) знают фамилию, имя и отчество своего участкового врача, номер участка, кабинета врача (таблица 1).

График работы и ФИО медицинской сестры знает существенно меньше пациентов, но число тех, которые знает, превышает 70%. Номера телефонов врача и медсестры знает 67% опрошенных. Обращает внимание, что пациенты сравнительно мало интересуются

квалификационной категорией врача, которую знают лишь 58,4±1,78% проанкетированных, не знают - 19,7±1,44% и 21,8±1,49% затруднились с ответом, т.е. также практически не знают. Не имеют информации о фамилии и имени врача, номере кабинета и участка, т.е. дали ответы «нет» и «затрудняюсь с ответом», от 13,5 до 16% пациентов, а о медсестре - 25%. Еще больше пациентов не знает номера телефонов врача и медсестры (33%).

Только 77,0±1,52% опрошенных пациентов считают профессию врача престижной, 6,3±0,88% такой профессией ее не считают, а 16,7±1,35% - затруднились с ответом.

Таблица 1 - Общая характеристика знаний пациентов о своем участковом враче, враче общей практики

№ п/п Вопрос: Что Вы знаете о своем участковом терапевте, (ВОП)? Всего опрошено Ответ пациента

Да Нет Затрудняюсь с ответом

Абс % Абс X± ix % Абс X ± ix % Абс X ± ix %

1 ФИО врача 765 100,0 662 86,5±1,24 70 9,2±1,04 33 4,3±0,73

2 Номер кабинета 765 100,0 646 84,4±1,31 76 9,9±1,08 43 5,6±0,83

3 Номер участка 765 100,0 655 85,6±1,27 74 9,7±1,07 36 4,7±0,77

4 График работы 765 100,0 587 76,7±1,53 140 18,3±1,40 38 5,0±0,79

5 ФИО (или имя) медсестры 765 100,0 566 74,0±1,59 157 20,5±1,46 42 5,5±0,82

6 Номер телефона врача 765 100,0 514 67,2±1,70 210 27,5±1,61 41 5,4±0,82

7 Номер телефона медсестры 765 100,0 513 67,1±1,70 203 26,5±1,60 49 6,4±0,88

8 Квалифика-ционную категорию врача 765 100,0 447 58,4±1,78 151 19,7±1,44 167 21,9±1,49

В случае заболевания к врачу обращается 56,9±1,79% опрошенных и 10,3±1,10% зачастую не обращаются. Такое обращение к врачу настораживает, что подтверждают данные о том, что 32,8±1,70% проанкетированных затруднились ответить.

Доля больных, состоящих на диспансерном наблюдении, среди опрошенных составляет 42,7±1,79%. Вместе с тем, настораживает, что значительная часть респондентов (11,9±1,17%) не знают являются ли они диспансерными больными, тогда как именно между диспансерным больным и участковым терапевтом или ВОП должны складываться доверительные отношения, являющиеся основой формирования солидарной ответственности за здоровье. Следует особо отметить, что как очень приятное общение с участковым врачом и с участковой медсестрой определили, соответственно, 72,0±1,63% и 78,1±1,50% опрошенных

(рисунок 1). Как относительно приятное - 21,4±1,49% и 15,6±1,32%. При этом значимых различий в ответах мужчин и женщин не выявлено.

Характерны различия в оценке приятности и легкости общения с участковым врачом пациентов с разным социальным статусом. Наибольшее число респондентов, оценивающих общение как очень приятное и легкое, в группах наемных работников (83,3±8,79%), предпринимателей (81,1±5,38%), пенсионеров

(78,6±5,48%), служащих (76,8±2,96%). Между названными группами статистически значимых различий нет. В то же время существенно ниже показатели по преподавателям (52,8±6,86%) и безработным (55,6±11,71%), но в этих группах высокие показатели по оценке относительно приятно, соответственно, 34,0±6,51 и 33,3±11,11%.

ЮеиЫ1к ХажМММ №3-2018

Характеристика пациентами приятности и легкости общения с участковым медицинским персоналом поликлиники

а а

<и а а

и я О

0,5% 0,3%

Очень неприятно

Неприятно ^ °1%» Терпимо ^^ Относительно приятно Очень приятно

5,7% 5,1%

0,0% 10,0% 20,0% 30,0% 40,0% 50,0% 60,0% 70,0% 80,0% 90,0% Число пациентов, давших соответствующий ответ (% к всего) ■ Является ли для Вас приятным и легким общение с участковой медсестрой?

□ Является ли для Вас приятным и легким общение с участковым врачом, с ВОП?

Рисунок 1- Характеристика пациентами приятности и легкости общения с участковым медицинским персоналом поликлиники

В этих же группах более высокие показатели оценивающих приятность и легкость общения с участковых врачом как терпимую, соответственно, 13,2±4,65 и 11,1±7,40%. Следует отметить, что во всех группах в пределах стандартной ошибки практически отсутствуют оценки неприятно и очень неприятно.

В пределах стандартной ошибки очень удовлетворены таким общением 80% опрошенных и еще 15% -относительно удовлетворены. Сказанное относится к удовлетворенности пациентов как общением с участковым врачом и ВОП, так и общением с участковой медсестрой (рисунок 2).

В то же время показатели удовлетворенности пациентов общением с участковым врачом или ВОП варьируют в зависимости от социального статуса опрашиваемых. Для значительной части пациентов с социальным статусом

служащие, предприниматели, наемные работники, студенты, пенсионеры оценка очень удовлетворен укладывается в пределах стандартной ошибки в 80 - 90%. Несколько меньшее число давших такую оценку среди преподавателей и безработных, но в этих группах больше респондентов оценило признак как относительно удовлетворен и терпимо.

Достаточно высоко оценивают респонденты приятность общения и с узкими специалистами, работающими в поликлиниках. Так, в пределах стандартной ошибки 92% опрошенных оценили данные признак как очень приятно и относительно приятно, а еще 6,3% - как терпимо. Имеющиеся данные оценок неприятно и очень неприятно можно не принимать во внимание в связи с их мизерным значением в рамках 95-процентного доверительного интервала.

а а

и я О

Характеристика удовлетворенности пациентов от общения с участковым медицинским персоналом

поликлиники

Не удовлетворен р 015%%° Терпимо

5,5% 5,3%

Относительно удовлетворен

14,9% 14,8%

Очень УД°влетворен

0,0%10,0%!0,0%$0,0%Ю,0%50,0%»0,0%70,0%80,0%)0,0% Число пациентов, давших соответствующий ответ (%

□ Удовлетворены ли Вы общением с участковой медсестрой?

□ Удовлетворены ли Вы общением с участковым врачом, с ВОП?

Рисунок 2 - Характеристика удовлетворенности пациентов от общения с участковым медицинским персоналом поликлиники

72,0%

Практически аналогичные результаты получены при оценке степени удовлетворенности пациентов общением с узкими специалистами (рисунок 3).

Приведенные результаты достаточно высокой оценки пациентами приятности общения и удовлетворенности общением с узкими специалистами свидетельствуют, что при соответствующей организации работы имеются широкие возможности формирования солидарной ответственности за здоровье в системе «врач - пациент». К данному выводу приходим, несмотря на то, что значительная часть пациентов (30,4%), обращающихся к узким специалистам в условиях поликлиники, не знает квалификационной категории врача.

По мнению только 652 пациентов из 765 (85,2±1,28%), участковый врач и ВОП хорошо понимает свою

шш

1НШС ПиуН /ИЧ] (П?3-2018 \ ^ |

ответственность перед пациентом за его здоровье. Еще 6,6±0,90% считают, что врачи не очень хорошо понимают свою ответственность за здоровье больного, а 7,7±0,96% пациентов затруднились ответить, т.е. сомневаются в понимании врачом своей ответственности. Близкие к названным результаты получены и при определении мнения пациентов о наличии у врача чувства ответственности за здоровье больного. Указанные оценки не можем считать высокими и в сознании значительной части пациентов (15%) не сформировалась уверенность в том, что участковый врач и ВОП достаточно хорошо понимают и чувствуют свою ответственность за здоровье больного.

Характеристика удовлетворенности пациентов от общения с врачами - узкими специалистами

■А

Не удовлетворен 1,1%

в Терпимо

2

§

и

и Относительно удовлетворен Очень удовлетворен

и я О

7,4%

20,3%

71,2%

0,0% 10,0% 20,0% 30,0% 40,0% 50,0% 60,0% 70,0% 80,0% Число пациентов, давших соответствующий ответ (% к всего)

Рисунок 3 - Характеристика удовлетворенности пациентов от общения с врачами - узкими специалистами

Практически аналогичные результаты опроса получены и о мнении пациентов о понимании и чувстве ответственности за здоровье больного узкими специалистами. Мнение респондентов о понимании и чувстве ответственности за здоровье больного участковой медицинской сестры практически не отличается от высказанного об участковых врачах и врачах узких специальностей. Что такую ответственность медицинские сестры понимают считает 82,0±1,39% опрошенных, а то, что такую ответственность они чувствуют, считает 81,7±1,40% пациентов.

Одним из основополагающих принципов формирования солидарной ответственности за здоровье является взаимопонимание между пациентом и участковым врачом. По мнению 63,8±1,75% опрошенных, уровень взаимопонимания очень хороший, 26,3±1,60% считает уровень взаимопонимания хорошим и 7,3±0,95% удовлетворительным. Всего взаимопонимание с участковым врачом положительно оценивает 97,4% пациентов, а 2,6% как плохой и очень плохой, т.е. в пределах стандартной ошибки можно, по охвату пациентов, говорить о практически полном взаимопонимании.

В целом пациенты положительно оценивают качество медицинской помощи, оказанной участковым врачом или ВОП и узкими специалистами. В частности, качество помощи участкового врача как отличное отметило 58,5±1,79% опрошенных, как хорошее - 33,5±1,71% и как удовлетворительное - 6,4±0,89%, всего - 98,4%. Статистически не отличаются от описанных и результаты опроса о качестве помощи узких специалистов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обращает внимание, что 86,5±1,24% из числа опрошенных пациентов знает о своём праве выбора поликлиники и что 81,0±1,43% пациентов в той или иной мере пользуются этим правом. С решением самостоятельного выбора врача связано, вероятно, и то, что своего участкового врача считает семейным 77,1±1,52% опрошенных пациентов, а 52,3±1,83% пошли бы за своим участковым врачом или ВОП при его переходе в другую поликлинику. Заключение. Активное участие пациента в процессе охраны здоровья населения обеспечивается множеством факторов, основанных на медицинской грамотности, активном участии в принятии решений относительно своего здоровья, практики здорового образа жизни. Врач, признавая роль участия больных в процессе лечения и необходимость усиления взаимодействия при оказании медико-санитарной помощи, должен больше ориентироваться на потребности пациентов [6]. Нами установлено, что около трети пациентов не имеют никакой информации о враче и медсестре, что свидетельствует об отсутствии постоянной связи и обмена информацией в системе «пациент - врач».

Довольно часто взаимоотношения клинициста и пациента характеризуются пассивностью и зависимостью, неуверенностью в себе, что, в конечном счете, разрушает остатки уверенности больных в своих силах и снижает резистентность организма больного [7]. Этому призвано способствовать и профилактическое консультирование, направленное на информирование больного и на создание у него приверженности соблюдению врачебных назначений. [5, 8-11]. В нашем исследовании, в случае заболевания 10,3±1,10% пациентов к врачу практически не обращаются,

Vestnik KazNMU №3-2018

а 32,8±1,70% проанкетированных затруднились ответить. Последнее обстоятельство свидетельствует об отсутствии соответствующей установки на поведение в случае заболевания.

Пациент должен понимать и принимать ответственность за состояние своего здоровья, действовать не вопреки, а вместе с врачом, выполняя предписанные им рекомендации и назначения [10].

Известно, что эффективное врачебное консультирование, в т.ч. профилактическое, действует в соответствии с общими законами процесса общения [5, 9]. Установлено, что практически все респонденты считают общение с участковым врачом достаточно приятным и легким, а это, несомненно, хорошее основание для формирования солидарной ответственности с обеих сторон (пациент и врач). Приятность и легкость общения с участковым врачом и ВОП, а также с узкими специалистами в значительной мере обусловливает, в свою очередь, и удовлетворенность пациентов мужчин и женщин общением с медицинским персоналом поликлиник. Также как приятность и легкость в общении, удовлетворенность им может служить основанием для формирования солидарной

ответственности за здоровье со стороны и пациента, и врача.

Однако в сознании значительной части пациентов (15%) не сформировалась уверенность в том, что участковый врач и ВОП достаточно хорошо понимают и чувствуют свою ответственность за здоровье больного.

В целом положительно оценивают пациенты и качество медицинской помощи, оказанной участковым врачом или

ВОП и узкими специалистами. Такая оценка в сочетании с соответствующей оценкой взаимопонимания с врачом и доверия врачу могут быть использованы для формирования полноценной системы солидарной ответственности между названными сторонами. Выводы.

1. Оцениваемые признаки неоднозначны по степени выраженности и определяются относительно низкой информированностью пациентов о характеристике врачей на фоне в целом положительного отношения пациентов к врачу, в частности:

- около трети пациентов не имеют практически никакой информации о враче и медсестре;

- около 43% пациентов не имеют установки на обращение к врачу в случае заболевания;

- около 98% респондентов положительно оценивает свое общение с врачом и

качество оказанной врачом помощи;

- 77,1% пациентов считают своего лечащего врача семейным врачом;

- 52,3±1,83% пошли бы за своим участковым врачом или ВОП при его переходе в другую поликлинику.

2. По мнению 85,2±1,28%респондентов, участковый врач и ВОП хорошо понимает свою ответственность перед пациентом за его здоровье.

3. Приведенные результаты свидетельствуют, что при соответствующей организации работы имеются широкие возможности формирования солидарной ответственности за здоровье в системе «врач - пациент».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Онищенко Г. Г. О мерах по снижению масштабов употребления алкоголя как одного из условий формирования здорового образа жизни // Здравоохранение Российской Федерации. - 2010. - №3. - С. 3-9.

2 McCaffery KJ et al. Shared decision-making in Australia. Zeitschriftfürärztliche Fortbildung und Qualitätssicherung // Zusammenarbeitmit der Kaiserin-Friedrich-Stiftungfür das ärztliche Fortbildungswesen. - 2007. - №101. - Р. 205- 211.

3 Légaré F, Stacey D, Forest PG. Shared decision-making in Canada: update, challenges and where next! ZeitschriftfürärztlicheFortbildung und Qualitätssicherung // Zusammenarbeitmit der Kaiserin-Friedrich-Stiftungfür das ärztliche Fortbildungswesen. - 2007. - №101. - Р. 213-221.

4 Moumjid N et al. Shared decision-making in the physician-patient encounter in France: a general overview. ZeitschriftfürärztlicheFortbildung und Qualitätssicherung // Zusammenarbeitmit der Kaiserin-Friedrich-Stiftungfür das ärztliche Fortbildungswesen. - 2007. - №101. - Р. 223-228.

5 Калинина А.М., Поздняков Ю.М., Ощепкова Е.В. и др. Школа здоровья: артериальная гипертония. Руководство для врачей. - М.: «Геотар-Медиа» 2008. - 188 с.

6 Angela Coulter, SuzanneParsons, JanetAskham. Краткийаналитическийобзор. Какова позиция пациентов в отношении принятия решения об их собственном лечении? Европейская обсерватория по системам и политике здравоохранения ВОЗ, 2008 г.

7 Wagner EH. Chronic disease management: what will it take to improve care for chronic illness? // Effective Clinical Practice. - 1998. -№1(1). - Р. 2-4.

8 Змеев С.И. Технология обучения взрослых. - М.: Изд. Центр «Академия», 2002. - 128 с.

9 Rogers C.R. Counseling and psychotherary. Newer concepts in practice. - M.: JeKMO press, 2000. - 464 p.

10 Shekotov V.V., Zinkovskaya T.M., Golubev A.D. et al. Education of patients with arterial hypertension, diabetes mellitus and asthma: theory, technology, results. - Perm: GOU VPO «PGMA MZ RF», 2003. - 229 p.

11 Prochaska J.O., DiClementeC.C. Transtheoretical therapy: Toward a more integrative model of change // Psychotherapy. Theory, Research and Practice. - 1982. - №19. - Р. 276-288.

1А. Асен, 2В.Л. Резник, 2А.Е. Ошибаева, 2К.С. Абсатарова, 1Е.С. Утеулиев

1 «КДСЖМ» %азацстан медицинауниверситетi 2 Эл-Фараби атындагы К,азац улттыцуниверситетi

ДЕНСАУЛЫЦ УШ1Н ЫНТЫМАЦТЫ ЖАУАПКЕРШ1Л1К ЭЛЕМЕНТ РЕТ1НДЕ АЛМАТЫ ЦАЛАСЫ ЕМХАНАЛАРЫНЬЩ НАУЦАСТАРЫНЫЦ МЕДИЦИНА ЦЫЗМЕТКЕРЛЕР1НЕ ЦАТЫНАСЫ

ТYЙiн: Нау;астыц денсаулы; ушш ынтымак;ты жауапкершыжт к;алыптастыруга белсендi ;атысуы, сонымен ;атар медицина ;ызметкерлершщ халы;ты денсаулы; са;тау Yрдiсiне сержтес ретшде елж^ру ;абыетше байланысты. Алматы ;аласыныц 9 емханасында 765 нау;ас сауалнамага ;атысты. Нау;астардыц Yштен бiр белИ дэр^ер мен мешрбике туралыеш;андай а;паратты бшмейтшш, нау;астардыц 43% ауырып ;алган кезде дэр^ерге ЖYгiнбейтiнiц керсетть Нау;астардыц 97,4% езшщ дэрiгермен ;арым-;атынасын, 98,4% дэрiгер кемепнщ сапасын оц деп багалады, нау;астардыц 77,1% ез дэрiгерiн жануялы; дэр^ер деп санайды, 52,3±1,83% езiнiц учаскелж немесе жалпы тэжiрибелiк дэрiгер артынан бас;а емханага баратын едi. ТYЙiндi сездер: Нау;астыц дэрiгерге ;атынасы, денсаулы; Yшiн ынтыма;ты жауапкершiлiк,«дэрiгер-наук;ас» ЖYЙесi

Вестник Ка^НМУ №3-2018

XA. Asen, 2V.L. Reznik, 2A.E. Oshibaeva, 2K.S. Absatarova, XE.S. Uteuliev

1Kazakhstan Medical University "KSPH" 2Kazakh National University named after al-Farabi

THE ATTITUDE OF PATIENTS FROM POLYCLINICS OF ALMATY TO MEDICAL STAFF AS AN ELEMENT OF

SHARED RESPONSIBILITY FOR HEALTH

Resume: The active participation of the patient in the formation of a joint responsibility for health depends on the ability of health workers to involve the population as a partner in a health protection process. In 9 polyclinics of Almaty, a survey of 765 patients was conducted. It is established that about a third of patients do not have any information about a doctor and a nurse; almost 43% of patients are not set up to consult a doctor in case of illness; 97.4% of respondents positively assess their communication with the doctor; 98.4% of respondents positively assess the quality of the doctor's care; 77.1% of patients consider their doctor a family doctor; 52.3 ± 1.83% would go for their local doctor or GP at his transition to another clinic.

Keywords: The attitude of the patient to the doctor, the joint responsibility for health, the "doctor-patient" system.

УДК 616.31-053.9

Н.А. Камиева, Г.К. Каусова

Казахстанский медицинский университет «ВШОЗ», г. Алматы

УПРАВЛЕНИЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬЮ У ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

(ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

Отмечается, что постарение населения Республики Казахстан (РК) меняет область профессиональной деятельности врачей-стоматологов, где повышение качества оказания стоматологической помощи и повышение качества жизни людей пожилого и старческого возраста является одними из приоритетных задач. Явление постарения населения в современных условиях является серьезной медико-социальной проблемой всего мира, в том числе и в Республике Казахстан (РК). По прогнозам экспертов ВОЗ, к 2018 году доля старших возрастных групп составит 20%, а к 2055 году она может возрасти до 40% -55% от всего населения [1]. В РК в настоящее время прогрессирует увеличение абсолютной численности доли лиц пожилого и старческого возраста. Ключевые слова: геронтостоматология, возрастные изменения, височно-нижнечелюстной сустав, основные стоматологические заболевания.

Актуальность. С годами наблюдаются изменения структур и функций всех органов и систем макроорганизма, в том числе и полости рта. С организацией в 1983 г. «Международной ассоциации по геронтологии» (IAG) стало применяться понятие «геронтостоматология», наука о зубоврачевании людей, имеющих значительный возраст, рассматривается в первую очередь как отдельную дисциплину стоматологии, а не специальная часть геронтологии [2]. По мнению ряда научных исследователей, при организации стратегии стоматологического обслуживания населения следует исходить из приоритетов, определяемых демографической ситуацией и ее развитием, эпидемиологически обоснованной потребностью в стоматологической помощи, а также ее эффективностью. При этом следует учитывать отношение пожилых лиц к состоянию своих зубов и полости рта, уход за ними, пониженный интерес к жизни, их отношение к стоматологическому обслуживанию, страх перед оплатой за оказанное лечебное мероприятие [3, 4]. Большинство эпидемиологических обследований, проводимые за рубежом, выявили неудовлетворительное состояние полости рта у лиц старших возрастных групп. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся патологические процессы, затрагивающие зубочелюстную систему.

• Кариес - с этим заболеванием рано или поздно встречается каждый человек. На начальной стадии на эмалевом слое можно рассмотреть светлые или темные пятна. Затем, вследствие деятельности микроорганизмов, происходит разрушение твердых тканей, затрагивая все более глубокие слои зуба.

• Гингивит - это воспаление десны, без нарушения зубодесневого соединения. Проявляется припухлостью, кровоточивостью и болезненностью мягких тканей. Отсутствие лечения приводит к пародонтиту.

• Пародонтит - это воспалительно-дистрофический процесс в пародонте, считается самым распространенным и коварным заболеванием. Заболевание начинается практически бессимптомно, с прогрессированием, человек

испытывает боль, зуд и дискомфорт, что в итоге приводит к потере зубов.

• Пародонтоз - это дистрофический процесс, где происходит поражение околозубных тканей без выраженного воспаления. Симптомами недуга являются образование твердых под- и наддесневых отложений, обнажение шеек зубов, подвижность зубов. Пародонтоз приводит к утрате зубов, снижению высоты прикуса, что влияет на изменения в височно-нижнечелюстном суставе.

Особое внимание следует уделить внедрению, обучению гигиене полости рта и её контролю в раннем детском возрасте и на этапах взросления ребенка. Только оптимизация и интенсификация гигиены полости рта позволит разрешить проблемы кариеса уже во взрослом возрасте, как кариозной болезни и гингивита, как стартовой площадки пародонтита, поскольку зубной налет и зубная бляшка отрицательно влияют и на твердые ткани зуба, и на ткани пародонта. Из этого следует необходимость профилактики стоматологических заболеваний

общепризнанной, поэтому всем пациентам, первично обратившимся в стоматологическую поликлинику, необходимо проводить активную разъяснительную работу по выполнению ими тщательной гигиены полости рта с использованием профилактических средств, рассказывать о ведущей роли микробного фактора в возникновении и развитии воспалительных заболеваний пародонта. Обращать особое внимание на качество ухода за полостью рта, протезами, показывать различные способы и методы ухода за полостью рта, сбалансированное питание, консультация врача стоматолога 1 раз в год. Первое место среди стоматологических изменений выступает утрата зубов с последующими функциональными нарушениями. Данные исследований показали, что от 21,4 % до 64,2% обследованных были с полной потерей зубов [5]. От 33 % до 50 % обследованных сталкивались с проблемами пережевывания пищи, от 15 до 30,8 % испытывали дискомфорт и не были удовлетворены состоянием полости рта [6]. По другим данным, более 62 % пожилых людей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.