Научная статья на тему 'Отношение населения республики Татарстан к утилизации ТБО: социологический анализ'

Отношение населения республики Татарстан к утилизации ТБО: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
635
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР И ПЕРЕРАБОТКА ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ (ТБО) / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Волков Владимир Русланович, Андреева Мария Михайловна, Глебов Александр Николаевич

Рассмотрены отдельные аспекты восприятия населением РТ проблемы утилизации и вторичной переработки ТБО. Выявлено, что население в целом готово к переходу на раздельную систему сбора и утилизации ТБО. Определен социально-демографический и социально-экономический портрет наиболее активных сторонников внедрения селективной системы сбора и утилизации ТБО в РТ. Отмечена необходимость проведения массовой кампании по освещению положительных и отрицательных аспектов внедрения раздельной системы сбора и утилизации ТБО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Волков Владимир Русланович, Андреева Мария Михайловна, Глебов Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Household Waste: Sociological Analysis

The paper deals with certain aspects of the problem of utilization and recycling of household waste by Tatarstan population. The authors reveal that Tatarstan population is generally ready to shift to selective system of collection and utilization of household waste. Socio-demographic and socio-economic portrait of the most active supporters of the selective system in the Republic of Tatarstan has been created. The authors come to the conclusion that it is necessary to start mass campaign aimed at highlighting positive and negative aspects of implementation of selective system of collection and utilization of household waste.

Текст научной работы на тему «Отношение населения республики Татарстан к утилизации ТБО: социологический анализ»

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1

Социология

УДК 316.334.52

Отношение населения Республики Татарстан к утилизации ТБО: социологический анализ

Волков В.Р.

Кандидат философских наук,

доцент кафедры социологии, политологии и менеджмента Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева

Андреева М.М.

Кандидат технических наук, доцент кафедры автоматизированных систем сбора и обработки информации Казанского национального исследовательского технологического университета

Глебов А.Н.

Доктор химических наук, профессор, руководитель Научно-производственного экологического центра ООО «Экоцентр»

Рассмотрены отдельные аспекты восприятия населением РТпроблемы утилизации и вторичной переработки ТБО. Выявлено, что население в целом готово к переходу на раздельную систему сбора и утилизации ТБО. Определен социально-демографический и социально-экономический портрет наиболее активных сторонников внедрения селективной системы сбора и утилизации ТБО в РТ. Отмечена необходимость проведения массовой кампании по освещению положительных и отрицательных аспектов внедрения раздельной системы сбора и утилизации ТБО.

Ключевые слова: раздельный сбор и переработка твердых бытовых отходов (ТБО), социологические исследования.

Значительное увеличение объема твердых бытовых отходов (ТБО) - это проблема, с которой в той или иной степени в настоящее время сталкивается абсолютное большинство стран. Актуальна эта проблема и для Российской Федерации.

По данным Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2011 г.» [1], объем твердых бытовых отходов в России в 2011 г. составил 52,9 млн. тонн. При этом средний показатель об-ISO

разования ТБО на душу населения составляет 0,4 тонны на человека.

Сопоставимые цифры озвучил министр экологии и природных ресурсов РТ А. Сидоров в интервью Интернет-изданию «Бизнес-Онлайн». По приведенным им данным, «в целом по республике ежегодно образуется около 10 млн. тонн отходов, из них - основная масса - промышленные и сельскохозяйственные, на долю ТБО приходится 12 %. Но тенденция такова, что с каждым годом количество

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1

Социология

бытовых отходов, образующихся в г. Казани, увеличивается на 5 тыс. тонн» [2].

На этом фоне в сторону резко отрицательного меняется отношение населения к прежним методам утилизации твердых бытовых отходов - открытым и закрытым свалкам. Это обуславливает актуальность внедрения комплексной системы раздельного сбора и вторичной переработки ТБО. Различные стороны проблемы, связанной с раздельным сбором и переработкой ТБО, нашли свое отражение в научной литературе [3].

Одним из важных аспектов этой проблемы является работа с населением. Сюда относится выявление отношения населения к различным методам утилизации ТБО, определение уровня экологической культуры, а также оценка восприятия населением новой системы утилизации твердых бытовых отходов.

Для решения этих задач в ноябре 2014 г. Центр политических и маркетинговых технологий «Возрождение» по заказу Министерства экологии и природных ресурсов РТ, провел социологическое исследование на тему: «Готовность населения Республики Татарстан к восприятию создаваемой комплексной республиканской системы обращения с отходами потребления, определения уровня экологического просвещения и отношения граждан к деятельности природоохранных органов, реализующих государственную политику в области обращения с отходами производства и потребления».

В исследовании применялась многоступенчатая стратифицированная выборка. В качестве единиц отбора были выбраны городские и сельские населенные пункты Республики Татарстан. Объем выборки составил 500 респондентов в возрасте от 18 лет и старше. Структура выборки отражает половозрастные и образовательные характеристики жителей республики. Определение уровня информированности населения о системе раздельного сбора и переработки ТБО являлась одной из основных задач исследования.

Анализ ответов респондентов показал, что подавляющее большинство опрошенных в той или иной степени осведомлены о существовании системы переработки мусора, для которой необходима первоначальная сортировка мусора. Так, 53 % респондентов в целом ответили, что они знают об этой системе, а еще 38 % - слышали о ней. О существовании такой системы несколько лучше осведомлены молодые и средние возрастные группы (18-25, 26-35 и 3645 лет), люди с высшим образованием, относящиеся к средней и высшим доходным группам.

Почти 90 % респондентов согласны с утверждением, что такая система сортировки и переработки мусора может улучшить экологическую ситуацию в Республике Татарстан. Особых расхождений по этому вопросу среди различных социально-демо-

графических и социально-экономических групп нет. Предварительный анализ полученных данных свидетельствует о достаточно высоком уровне информированности жителей РТ об основных предполагаемых достоинствах и недостатках системы раздельного сбора и утилизации ТБО.

Большинство ответивших знают, что все ТБО вывозятся на специальные полигоны для захоронения (61,2 % респондентов); что большое количество ТБО разлагается несколько тысяч лет, загрязняя и отравляя природу (58,7 % респондентов). Значительное число респондентов (66 %) осведомлено о том, что мусор, рассортированный по видам отходов, подвергается вторичной переработке. В то же время, лишь 36 % респондентов знают о том, что многие страны получают большой доход от производимых из вторсырья продуктов и лишь 25 % респондентов отметили, что им известно о существовании специальных пунктов для приема опасных ТБО.

Эти два последних тезиса свидетельствуют о необходимости усиления информационно-разъяснительной работы среди населения о возможностях, предоставляемых селективной системой сбора и переработки мусора.

Отметим, что наименьшую информированность о нынешней ситуации с утилизацией ТБО, о возможностях новой системы переработки мусора, а, следовательно, и наименьшую заинтересованность в этой проблеме проявляет средняя возрастная категория (36-45 лет), относящаяся к категории наиболее экономически активного населения.

Большую информированность о проблемах, связанных со сбором и утилизацией ТБО и возможностях селективной системы, демонстрируют женщины. Большинство респондентов, сознавая важность проблемы утилизации мусора, считают, что республиканские власти должны организовать комплексную работу по организации раздельного сбора и переработки мусора. С этим утверждением согласно 78 % опрошенных в целом. Среди тех респондентов, которые не разделяют это мнение, большинство, а именно 56 %, мотивируют это тем, что жители республики не готовы к раздельной сортировке ТБО у себя дома. Такого мнения несколько в большей степени придерживаются городские жители (80 % ответивших в городах и 66 % - в сельской местности).

Действительно, отсутствие культуры раздельного сбора бытового мусора у населения республики может сыграть определенную негативную роль при внедрении новой системы сбора и сортировки мусора. Опасения, что из-за коррупции деньги не будут эффективно направлены на решение проблемы с мусором, высказывает 25 % респондентов в целом. И около 19 % считают, что властям не удастся эффективно реализовать эту программу. Возможно, определенную роль в данном случае играет сошедший на нет эксперимент по раздельному сбору мусора,

181

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1

Социология

проводившийся в г. Казани в 2013 г. По информации Intertat.ru, жители г. Казани не обращают внимание на наличие мусорных баков для разных видов мусора, бросая туда смешанный мусор, в том числе и пищевые отходы.

Для успешной реализации программы по селективному сбору и утилизации ТБО необходима также и готовность (как минимум - декларация такой готовности) населения непосредственно участвовать в этой программе.

Данные исследования показывают, что подавляющее большинство опрошенных (76 %) декларируют свою готовность участвовать в этом проект. Так, 43 % респондентов полностью согласны с утверждением, что они готовы изменить свой быт и сортировать бытовой мусор. Еще 33% согласны с этим утверждением частично. Наибольшую активность здесь проявляют респонденты старшей возрастной когорты (55-64 года). Почти 82 % опрошенных этой группы заявили о своей готовности сортировать бытовой мусор у себя дома. Среди разделяющих такую позицию значительно больше женщин. Так, о готовности изменить свой быт и сортировать ТБО заявило около 75 % мужчин и почти 87 % женщин. Анализ ответов респондентов по месту проживания показывает, что большее количество сельских жителей поддерживают это утверждение (72% в сельской местности и 66 % - в городах).

На основании этого можно сделать промежуточный вывод, что среди населения существуют определенные психологические предпосылки для внедрения системы раздельного сбора и переработки мусора на территории республики. Население РТ принципиально готово к принятию этой программы и при эффективной организации со стороны органов власти активно включится в ее реализацию.

Для того, чтобы выяснить - возможно ли как-то повлиять на мнения жителей республики по изучаемой проблеме и сформировать позитивное восприятие внедрения системы селективного сбора и утилизации ТБО, респондентам было предложено оценить влияние ряда факторов на их мнение по изучаемой проблеме. Эти факторы условно можно разделить на организационные, экономические и информационные.

Анализ ответов по организационным факторам, к которым относится заранее предложенная удобная схема сортировки мусора дома и внедрение схемы селективной сортировки мусора по месту работы или учебы респондента свидетельствует о том, что мнения опрошенных разделились примерно поровну.

Так, 36,4% респондентов считает, что удобная схема сортировки мусора не окажет существенного влияния на их решение (абсолютно не повлияет - 13,6 % и скорее не повлияет - 22,8 %). В то же время, 42,8 % опрошенных придерживаются противоположного мнения (сильно повлияет - 16,2 % и

скорее повлияет - 26,6 %). А 21 % респондентов не имеет сформировавшегося мнения по этому вопросу.

Экономические факторы, к которым относятся необходимость выплаты крупных штрафов в случае нарушения новой схемы и возможность получения дополнительных выплат или компенсаций в случае ее реализации, также не оказывают определяющего влияния на мнения респондентов.

Необходимость выплачивать штрафы, как стимулирующий фактор отметили 33,8 % респондентов. В то же время, 30,8 % опрошенных не считают, что это как-то повлияет на их поведение, а еще 25 % респондентов отметили, что не имеют сформировавшегося мнения по этому вопросу.

Скорее всего, респонденты не принимают всерьез возможность введения штрафов и не считают, что штрафы будут введены или эффективно реализованы.

Несколько больший эффект, по мнению респондентов, будут иметь стимулирующие выплаты и компенсации. Если 38,6 % респондентов считают, что этот фактор не повлияет на их решение (9,4 % -абсолютно не повлияет, и 19,2 % - скорее не повлияет), то 49,6 % отметили, что выплата компенсаций послужила бы дополнительным стимулирующим фактором при принятии решения о раздельном сборе ТБО у себя дома.

И, наконец, распределения ответов по отношению к информационному фактору также не позволяют выявить четкие приоритеты среди мнений респондентов. Если 43,4 % ответивших согласны с тем, что наличие достаточного количества информации о необходимости раздельной утилизации мусора в СМИ, общественных местах и т.д. повлияет (сильно повлияет - 17,7 % и скорее повлияет - 25,5 % респондентов) на их поведение при сортировке мусора дома, то 34 % респондентов не согласны с этим высказыванием, а еще 19,5 % не имеют четко выраженного мнения по этому аспекту проблемы.

Таким образом, гипотеза о повышении готовности населения к раздельному сбору ТБО в случае создания инфраструктуры раздельного сбора и вывоза ТБО не получает категорического подтверждения и требует дальнейшей проверки. Вполне возможно, что отсутствие реального опыта участия в системе раздельного сбора и утилизации ТБО не позволяет большей части населения сформулировать свое мнение.

Перед принятием управленческого решения о внедрении новой системы утилизации ТБО необходимо оценить возможную реакцию населения на ее различные последствия. В частности, в исследовании была сделана попытка оценить реакцию населения на возможное повышение коммунальных платежей, связанное с реализацией новой системы.

Вполне предсказуемо, большая часть респондентов, а именно 75 % опрошенных ответили, что они

182

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1

Социология

не согласны на введение дополнительных платежей для организации нового порядка сбора и переработки мусора. Из них подавляющее большинство (73 % респондентов, не согласных на повышение тарифов), обосновывают свою позицию тем, что коммунальные платежи и так слишком высоки. Эти данные в значительной степени подтверждаются и тем, что чуть больше 70 % респондентов не согласны на повышение платежей ни на один рубль.

В то же время, результаты опроса показывают, что почти 30 % респондентов согласны на определенное повышение коммунальных платежей при внедрении селективной системы переработки мусора в республике. Так, среди респондентов, в принципе, согласных на увеличение ежемесячных платежей за организацию раздельного сбора и переработки мусора, 27 % готовы доплачивать до 20 руб. в месяц, 30 % респондентов согласны на доплату от 20 до 50 руб. ежемесячно, еще 27 % готовы выплачивать от 50 до 100 руб. Еще 16 % респондентов заявили о готовности доплачивать больше 100 руб. в месяц при внедрении новой системы селективного сбора и переработки ТБО.

Можно сделать промежуточный вывод, что при условии эффективного внедрения такой системы переработки ТБО и при значительной информационноразъяснительной кампании со стороны республиканских, городских и муниципальных властей население в целом позитивно отнесется к необходимости повышения коммунальных платежей за вывоз ТБО.

Одной из задач исследования являлась задача выявить отношение населения к деятельности природоохранных органов в области переработки бытовых отходов. Были получены следующие результаты. При общей оценке деятельности природоохранных органов по изучаемой проблеме мнения респондентов разделились практически на три равные группы. Если 35,6 % респондентов не согласны с утверждением, что в природоохранных органах работают профессионалы, способные предлагать эффективные решения экологических проблем, то 33,2 % - наоборот, разделяют это утверждение. В то же время, 32 % респондентов не имеют четко выраженного мнения по данному утверждению. Одновременно с этим 38 % респондентов согласны с утверждением, что природоохранные органы заинтересованы в решении проблем, связанных с бытовыми отходами, а еще 35% считают, что программа по переработке мусора будет реализована эффективно.

Можно сделать предположение, что значительная часть респондентов вывоз и переработку мусора относит к компетенции органов жилищно-коммунального хозяйства, а не к сфере компетенций природоохранных органов. Именно этим, на наш взгляд, объясняется большой процент опрошенных, не имеющих определенного мнения по этим вопросам.

О потенциальной готовности населения РТ к переходу на раздельную систему сбора и переработки мусора косвенно может свидетельствовать и их отношение к выявлению и устранению стихийных мусорных свалок. Данные опроса показывают достаточно высокую степень активности населения РТ. Только 30 % респондентов заявили, они ни при каких условиях не будут добровольно заниматься не только устранением, но и выявлением мусорных свалок. В то же время, 44 % ответивших готовы сообщать о возникновении мусорных свалок, а еще 24 % - участвовать на тех или иных условиях в их устранении (6,2 % респондентов самостоятельно и 17,8 % при условии государственной поддержки).

Можно надеяться, что при реализации программы раздельного сбора и утилизации ТБО, власти республики смогут опираться на потенциал значительной части активного населения.

Также в качестве одной из задач исследования выступала необходимость оценить уровень экологического просвещения в РТ и выяснить, какие социальные институты, по мнению респондентов, должны формировать у индивида экологическое сознание.

Больше половины опрошенных (54 %) оценивают уровень экологического просвещения как средний, а еще 38 % - как низкий и очень низкий. Основные источники информации о проблемах экологии для жителей нашей республики - это телевидение (41 % респондентов), печатные СМИ (22 % респондентов) и Интернет (20 % опрошенных, в том числе 2 % - собственный сайт Министерства экологии РТ). Мужчины информацию об экологических проблемах в РТ предпочитают получать непосредственно на сайте Министерства экологии (55,6 % респондентов) и на других информационных сайтах (48 %), а телевидение, радио и печатные СМИ, как источник информации по проблемам экологии называют женщины (57 %, 56 % и 57 % респондентов соответственно).

Вполне ожидаемо, что более молодежные группы для получения информации (в том числе и по проблемам экологии) обращаются к Интернет-ресурсам. Представители молодежной когорты (1825 лет) как источник информации по изучаемой проблеме указали сайт Министерства экологии РТ (33 % респондентов) и Интернет-ресурсы в целом (35 % ответивших представителей молодежной группы). Как основной источник информации о проблемах экологии в республике сайт Министерства экологии РТ назвали респонденты в возрасте 46-55 лет. Среди представителей этой группы 39 % выбирают этот ресурс.

При планировании и проведении информационных и PR-кампаний следует учитывать эту информацию при выборе приоритетных коммуникативных каналов.

183

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1

Социология

Среди задач настоящего исследования, в том числе, была сформулирована задача выяснить, какие социальные институты оказывают определяющее воздействие на воспитание у индивидов экологического сознания. Решение этой задачи позволит выяснить, на какие социальные институты следует обратить особое внимание при реализации экологической политики.

В ходе исследования были получены следующие результаты. Основным социальным институтом, по мнению опрошенных, формирующим у человека экологическое сознание, является семья (42,4 % респондентов) и образовательные институты, в первую очередь - школа (27,4 %). Властные структуры занимают в этой иерархии третье место (17,7 %).

Такие результаты вполне объяснимы. Экологическое сознание формируется у человека в процессе его социализации, через основные институты социализации, в качестве которых, в первую очередь, выступает семья и школа. Властные институты в данной сфере оказывают свое воздействие опосредовано. Таким образом, при реализации основных аспектов экологической политики, в том числе - при решении проблемы внедрения раздельной системы сбора и утилизации ТБО, властным структурам основные усилия следует обратить на работу с такими социальными институтами, как семья, а также дошкольные и школьные образовательные учреждения.

Сравнительный анализ полученной информации позволяет сделать следующие выводы.

1. Основная гипотеза, о том, что население Республики Татарстан в целом готово к переходу на раздельную систему сбора и утилизации ТБО в общем подтвердилась. Это подтверждается как ответами на прямые вопросы, так и в результате анализа косвенной информации и проверки вспомогательных гипотез. В целом, жители РТ имеют представление о существующей системе утилизации ТБО и о тех проблемах, которые с ней связаны. Одновременно с этим, у них существуют и некоторые представления о достоинствах и недостатках селективной системы сбора и утилизации ТБО. В то же время, целостного представления о новой системе утилизации ТБО у населения нет. За последние годы в Российской Федерации в целом и в Республике Татарстан в том числе предпринимаются лишь эпизодические попытки внедрения селективной системы утилизации ТБО. В медийном пространстве, как федерального, так и республиканского уровня практически полностью отсутствует информация о системе раздельного сбора и утилизации ТБО, ее достоинствах и недостатках, возможностях, которые она предоставляет и сложностях, связанных с ее реализацией. Именно этими факторами объясняется отсутствие четких представлений у населения по различным аспектам внедрения и реализации этой программы на территории РТ.

2. Внедрению селективной системы сбора и утилизации мусора на территории Республики Татарстан должна предшествовать активная PR-кампания по продвижению этой системы. Акцент в PR-кампании должен быть сделан на освещении достоинств такой системы сбора мусора на примере стран, где такая система применяется уже долгое время. У населения должно сложиться убеждение, что такая система приходит всерьез и надолго и она полностью вытеснит прежнюю систему утилизации ТБО. Мероприятия PR-кампании должны быть направлены на различные социально-демографические группы - как сторонников селективной системы сбора и переработки ТБО, так и на тех, кто не имеет сформировавшегося мнения, или же высказывает опасения, что такая система не сможет быть успешно внедрена.

3. Не подтвердилась гипотеза о том, в наибольшей степени положительно к раздельному сбору и утилизации мусора относятся жители городов. Сравнительный анализ информации позволяет сделать вывод, что жители сельской местности значительно активнее декларируют свою заинтересованность во внедрении новой системы утилизации ТБО. Специфика образа жизни в сельской местности сама диктует необходимость раздельного сбора ТБО (как минимум - пищевых и непищевых отходов). Второй причиной, оказывающей свое влияние на такое мнение жителей села по изучаемой проблеме, является более тесный и близкий контакт с полигонами по захоронению ТБО, которые в настоящее время располагаются преимущественно в сельской местности.

4. Вполне ожидаемо подтвердилась и гипотеза о том, что большинство населения РТ негативно отнесется к повышению коммунальных платежей, связанных с внедрением новой системы сбора и утилизации ТБО. В то же время, около 30 % респондентов согласны с возможным повышением тарифов. Это может свидетельствовать о том, что при условии эффективной организации и внедрении новой системы население РТ в целом позитивно отнесется к повышению коммунальных платежей, связанных с вывозом ТБО.

5. По результатам исследования можно определить социально-демографический и социально-экономический портрет наиболее активных сторонников внедрения новой системы сбора и переработки мусора.

Активно поддерживают внедрение такой системы жители сельской местности.

В городах - это люди с высшим образованием, преимущественно женщины. По уровню доходов большинство заинтересованных сторонников такой системы среди людей средней и высших доходных групп. Несколько больший интерес к внедрению селективной системы переработки ТБО проявля-

184

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 1

Социология

ют представители молодежи и средней возрастной группы, т.е. представители наиболее экономически активного населения.

Литература:

1. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2011 году». - URL: http://www.mnr.gov.ru/ upload/iblock/a76/gosdoklad2011.pdf (дата обращения: 04.02.2015 г.).

2. Министр экологии РТ: «Главная задача - привлечь бизнес в сферу переработки отходов и простимулировать население к сортировке бытового мусора». - URL: http://www.business-gazeta.ru/ article/58947/14/ (дата обращения: 19.01.2015 г.).

3. Николаева К.В. Актуальность создания системы обращения с отходами в Республике Татарстан в рамках комплексного использования сырья // Вестник КНИГУ. - 2012. - № 23. - С. 171-176.

4. Липатова Т.Н. Организация и совершенствование системы твердых бытовых отходов населением крупного города как направление политики энергоресурсосбережения // Вестник КНИТУ. -2014. - № 8. - С. 201-206.

5. Николаева К.В. Актуальные задачи создания эффективной системы управления ТБО в РФ // Вестник КНИГУ - 2014. - № 7. - С. 191-195.

Household Waste: Sociological Analysis V.R. Volkov

Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev

M.M. Andreeva

Kazan National Research Technological University A.N. Glebov

The research and production ecological center JSC «Ekotsentr»

The paper deals with certain aspects of the problem of utilization and recycling of household waste by Tatarstan population.

The authors reveal that Tatarstan population is generally ready to shift to selective system of collection and utilization of household waste. Socio-demographic and socio-economic portrait of the most active supporters of the selective system in the Republic of Tatarstan has been created. The authors come to the conclusion that it is necessary to start mass campaign aimed at highlighting positive and negative aspects of implementation of selective system of collection and utilization of household waste.

Key words: selective system of collection and utilization of household waste, sociological research.

185

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.