Научная статья на тему 'Оптимизация процессов управления твердыми бытовыми отходами как единая технологическая и экономическая система'

Оптимизация процессов управления твердыми бытовыми отходами как единая технологическая и экономическая система Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1508
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / экологический риск / ресурсосбережение / ТБО / Economic efficiency / environmental risks / Resource conservation / solid waste

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шубов Л. Я., Доронкина И. Г., Борисова О. Н.

Рассмотрены экономические аспекты в системе управления муниципальными отходами. Дан краткий анализ ситуации и роль сервисной деятельности в сфере обращения с ТБО в РФ и странах ЕС. Даны предложения по оптимизации процесса управления ТБО как единой технологической и экономической системы на основе регулирования входящих в систему потоков отходов и повышения эффективности функционирования каждого элемента технологической операции (сбор, удаление, сортировка, переработка, утилизация, захоронение). Показано значение экономического подхода при выборе технологического критерия подготовки ТБО к переработке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Шубов Л. Я., Доронкина И. Г., Борисова О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors examine the economic aspects in the management of municipal wastes-the current situation and the role of services in solid waste field in Russia and the EU. The article recommends ways to optimize the management in this area, viewed as a single technological and economic system using 1) regulatory quality and quantity of the systematic waste flows and 2) enhancing the functioning of each element in the technological procedure (collecting, extraction, sorting, processing, recycling, and disposal). The economic approach is important in the criteria selection for technological processing of the waste.

Текст научной работы на тему «Оптимизация процессов управления твердыми бытовыми отходами как единая технологическая и экономическая система»

МЕТОДОЛОГИЯ СЕРВИСА

УДК 504.064.4

I ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ I ОТХОДАМИ КАК ЕДИНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Л.Я. Шубов, доктор технических наук, профессор, [email protected],

И.Г. Доронкина, преподаватель,

О.Н. Борисова, преподаватель,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The authors examine the economic aspects in the management of municipal wastes—the current situation and the role of services in solid waste field in Russia and the EU. The article recommends ways to optimize the management in this area, viewed as a single technological and economic system using 1) regulatory quality and quantity of the systematic waste flows and 2) enhancing the functioning of each element in the technological procedure (collecting, extraction, sorting, processing, recycling, and disposal). The economic approach is important in the criteria selection for technological processing of the waste.

Keywords: economic efficiency, environmental risks, resource conservation, solid waste.

Рассмотрены экономические аспекты в системе управления муниципальными отходами. Дан краткий анализ ситуации и роль сервисной деятельности в сфере обращения с ТБО в РФ и странах ЕС. Даны предложения по оптимизации процесса управления ТБО как единой технологической и экономической системы на основе регулирования входящих в систему потоков отходов и повышения эффективности функционирования каждого элемента технологической операции (сбор, удаление, сортировка, переработка, утилизация, захоронение). Показано значение экономического подхода при выборе технологического критерия подготовки ТБО к переработке.

Ключевые слова: экономическая эффективность, экологический риск, ресурсосбережение, ТБО.

Под управлением отходами понимается технологический процесс, включающий системно связанные между собой операции сбора, удаления (транспортировки), сортировки, переработки, утилизации и захоронения отходов. При реализации указанного процесса в системе санитарной очистки города как подотрасли ЖКХ актуальны вопросы экономики. Генеральная стратегическая линия решения проблемы муниципальных отходов (ежегодно на душу городского жителя приходится около 300 кг твердых бытовых отходов — ТБО) известна: это снижение количества отходов, направляемых на захоронение за счет их вовлечения в промышленную переработку и утилизацию.

Ведущими европейскими странами в решении проблемы ТБО (взаимосвязанной экологоэкономической и технологической проблемы) являются Дания, Швеция, Бельгия, Нидерланды, Германия и Австрия, где захоронению, по дан-

ным Евростата за 2005 год, подвергаются менее 20% ТБО, а остальное количество вовлекают в переработку, преимущественно с применением бестермических методов (переработка вторсырья, получение компоста и пр.) — 45—60% от общего количества образующихся ТБО. Сжиганию в большинстве ведущих стран подвергают 25— 35% ТБО (в Дании и Швеции — до 50%).

В России (за исключением Москвы) захоронению подвергают 95—98% образующихся ТБО; из Москвы на свалки Подмосковья вывозят 80—85% ТБО (уровень 25-летней давности). В Москве в ближайшие пять-шесть лет запланировано довести число мусоросжигательных заводов (МСЗ) до 9, предполагается, что указанные заводы окажутся способны принять всю массу образующихся в городе ТБО (около 4 млн т/год), и тем самым прекратить вывоз ТБО на захоронение.

Стоимость строительства шести новых МЗС — около 2 млрд дол. (инвестиционные

24 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2009 / № 4

Оптимизация процессов управления твердыми бытовыми отходами...

средства); реальные затраты — много больше. Помимо финансовых издержек, сжигание ТБО характеризуется повышенной экологической опасностью. Поэтому чрезвычайно актуальна реализация мероприятий, снижающих поток отходов не только на захоронение, но и на сжигание (сокращение потребной производительности МСЗ, сокращение количества заводов).

Решение проблемы отходов в жилищнокоммунальном секторе (с учетом современных требований ресурсо- и энергосбережения) рассматривают в мировой практике как приоритетные виды сервисной деятельности. Технологический процесс оказания населению услуг в сфере санитарной очистки города от ТБО по существу является одной из систем его жизнеобеспечения. Не случайно в странах ЕС широко практикуется экономическое стимулирование деятельности в сфере обращения с отходами (льготное кредитование, налоговые льготы, финансовые льготы).

Решение проблемы ТБО относится к той сфере сервиса природоохранной деятельности в системе городского хозяйства, бытового обслуживания населения, туристического бизнеса, в иной сфере хозяйственной деятельности, которая требует больших затрат. Качество среды обитания — это во многом продукт труда, т.е. товар, за который надо платить. В то же время огромный массив потребителей услуг в системе ЖКХ (в первую очередь население) должен быть уверен, что в рамках поставленных задач цивилизованного решения проблемы ТБО (а оно предполагает максимального сокращения потока отходов на захоронение и сжигание) платежи за услуги сведены к минимуму. Иными словами, экономическая политика должна обеспечить реализацию эффективной технической политики в сфере управления ТБО с наименьшими затратами, сводя к минимуму экологический риск практических действий.

Капитальные вложения в решение проблемы ТБО должны быть ориентированы на создание наиболее прогрессивной модели управления отходами. Именно при таком подходе сводится к минимуму оплата населением коммунальных услуг за сбор, вывоз и переработку ТБО (повышение качества услуг при одновременном снижении их стоимости — декларированная цель реформы ЖКХ). Задачи сервиса — предоставить качественные услуги в системе городского хозяйства для рационального решения проблемы ТБО с наименьшими затратами, сведя к минимуму экологический риск практических действий.

В РГУТиС разработана наиболее экономичная модель управления ТБО.

С экономических позиций при решении проблемы ТБО целесообразно выделить два этапа:

1) самоокупаемый (по данным зарубежной практики) этап ресурсосбережения; на этом этапе решаются вопросы масштабного экономически выгодного выделения из ТБО вторсырья и его переработки в товарную продукцию; планируемый выход вторсырья (по расчетам и по данным зарубежной практики) — 40—50%;

2) этап переработки с наименьшими затратами остаточных (после выделения вторсырья) отходов, в результате которой масса захораниваемых отходов не превышает 20% (уровень европейской практики); на этом этапе осуществляется утилизация энергетического потенциала отходов; второй этап не является самоокупаемым (прибыль от реализации полезной продукции, главным образом энергии, не покрывает эксплуатационные расходы МСЗ) и экономические издержки покрываются достаточно высокой платой за прием ТБО (на Московских МСЗ — около 2000 руб./т сжигаемых отходов).

Двухэтапный подход является необходимым условием обеспечения минимизации затрат на решение проблемы ТБО. Для реального повышения экономической эффективности создаваемого производства необходима реализация оптимальных технологических решений на каждом этапе решения проблемы ТБО.

Анализ показывает, что в российской практике не учитывается необходимость регулирования качества техногенного сырья на входе в технологический процесс (на базе формирования соответствующих потоков отходов), что неизбежно приводит к снижению экономической эффективности производства. Стремление использовать для переработки всю массу ТБО, представляющую собой гетерогенную смесь различных по свойствам, крупности и степени опасности компонентов, какой-то один конкретный метод, какую-то монотехнологию (будь то сжигание, ферментация, сортировка и пр.) приводит к неоправданному увеличению затрат, ухудшает экономические показатели и усиливает негативное влияние технологии на окружающую среду.

Сейчас управление ТБО в российских городах сводится к организации их контейнерного сбора и своевременного удаления из мест образования. В городе образуется один поток ТБО (все отходы собирают «в одну кучу»). При этом не делается

25

МЕТОДОЛОГИЯ СЕРВИСА

различия, куда этот поток направлять — на захоронение, в сортировку или на сжигание. Гетерогенный состав ТБО не учитывается.

Если весь поток ТБО подвергается захоронению, происходит потеря вторсырья (упускается прибыль от возможной реализации ценных компонентов), сокращается срок службы объекта захоронения, ухудшается экологическая ситуация, увеличиваются расходы на транспортировку ТБО. Если весь поток ТБО подвергается сжиганию, также происходит потеря вторсырья, искусственно увеличивается производительность завода, увеличивается экологическая опасность, возрастают капитальные затраты.

Одна из особенностей решения проблемы муниципальных отходов заключается в том, что ТБО не имеют цены. Это в принципе привлекательно для бизнеса, если планируется материальная утилизация попавших в ТБО ценных компонентов (макулатура, пластмассы, алюминиевая и жестяная тара, стекло и пр.). В ряде российских городов с целью выделения вторсырья построены установки для ручной сепарации всей образующейся неподготовленной массы ТБО. Однако, как показывает практика, выход вторсырья в таких условиях составляет всего 5—8%, редко 10—15%, что не покрывает (или едва покрывает) эксплуатационные затраты. Убыточность производства для бизнеса неприемлема.

Как следует из рис. 1, на котором показана зависимость годовой прибыли объекта сортировки ТБО от выхода вторсырья (с учетом расходов), доходы от реализации вторсырья начинают превышать расходы на сортировку при выходе полезной продукции более 10% (от исходного).

Таким образом, сортировка всей образующейся массы ТБО экономически неприемлема (малый выход вторсырья) и экологически ущербна (условия труда дискомфортны, вторсырье загрязнено). Отсюда для реализации масштабной программы ресурсосбережения при решении проблемы ТБО необходимо определить организационные условия эффективной технической и экономической политики в сфере управления отходами.

Европейский опыт показывает, что для комплексного использования ТБО необходимо создать развитую индустрию вторсырья на базе организации селективного сбора ценных компонентов ТБО, создать и развивать систему специализированных производств по сортировке, термической и биотермической переработке отходов, по переработке вторсырья. Принципиальное отличие европейской политики от российской заключа-

ется в том, что ТБО управляют по критериям ресурсосбережения и экологической безопасности. В итоге в европейском городе образуются несколько потоков отходов: потоки вторсырья, опасных бытовых компонентов (отработанные батарейки, термометры, ртутные лампы, остатки красителей и т.п.) и остаточных отходов. У каждого потока свой путь, свой метод обработки. Задачи минимизации количества захороненных и сжигаемых отходов начинают решаться на стадии сбора ТБО — за счет выделения ресурсов, пригодных для вторичного использования, за счет выделения специфических опасных компонентов (их выход — около 1% от общего количества ТБО).

В европейской практике программы ресурсосбережения, которые следует рассматривать как первый этап решения проблемы ТБО, осуществляются непосредственно в местах образования отходов и на специальных сортировочных комплексах.

В местах образования ТБО практикуется раздельный покомпонентный сбор вторсырья (отдельно незагрязненная макулатура, упаковочная тара, стекло, пластмассы, металлы).

На сортировочных комплексах продукты селективного сбора подвергаются доводке (преимущественно методами ручной сортировки на ленте тихоходного конвейера, установленного в кабине с условиями труда повышенной комфортности — пылеподавление, кондиционирование воздуха, хорошее освещение, автономное энергообеспечение), а также подготовке к дальнейшей переработке (пакетирование, брикетирование, складирование, централизованный сбыт).

Как ни странно, сложившаяся европейская система селективного сбора вторсырья экономического обоснования не имеет.

Недостатки зарубежной практики: громоздкость транспортной системы доставки вторсырья на сортировочные комплексы (раздельная транспортировка каждого вида вторсырья), неудобство для населения (на кухне нужно иметь 5—6 емкостей для покомпонентного сбора вторсырья), относительная сложность покомпонентного сбора (трудно сориентироваться, в какой из пяти-шести пакетов класть данный компонент). Недостатки зарубежной практики следует учитывать при создании отечественной системы селективного сбора. За основу, очевидно, следует брать не тактику селективного сбора, а сам принцип управления ТБО по критерию ресурсосбережения.

Согласно этому критерию требуется получить такое содержание ценных компонентов в исходном

26 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2009 / № 4

Рис. 1. Зависимость годовой прибыли сортировочного комплекса от выхода полезной продукции (с учетом расходов)

ы —1

Оптимизация процессов управления твердыми бытовыми отходами...

МЕТОДОЛОГИЯ СЕРВИСА

сырье на стадии сбора отходов, чтобы обеспечить максимальный выход полезной продукции на стадии сортировки. Организация масштабной сортировки отходов с выделением вторсырья позволит сделать качественный скачок в поэтапном решении проблемы муниципальных отходов.

В российских условиях достаточно проблематично создать систему селективного покомпонентного сбора отходов потребления у населения. Это объясняется не только неподготовленностью населения (с населением при всех случаях необходимо работать, причем целенаправленно и непрерывно), но и отсутствием соответствующих бытовых условий и технического обеспечения, наличием в жилых домах специфических мусоропроводов, большими трудозатратами, а также очевидными недостатками системы селективного покомпонентного сбора.

В России задача выделения из ТБО ресурсов, пригодных для вторичного использования, должна решаться по-другому.

Анализ и эксперименты показывают, что в российских условиях предпочтителен не покомпонентный, а пофракционный сбор вторсырья у населения и в нежилом секторе. Участие населения сводится к разделению мусора на кухне на два пакета — для вторсырья («чистый мусор») и для остаточных отходов («грязный мусор»). В емкость «для вторсырья» собираются незагрязненные макулатура, стекло, ПЭТФ — бутылки, полиэтиленовая пленка, алюминиевые банки и т.п. Пакет с вторсырьем выносится в контейнер «для вторсырья», остаточные отходы («грязный мусор») выносятся в мусоропровод. При этом вводится дифференцированная плата за рассортированные и остаточные отходы (в идеале население оплачивает вывоз только неутилизируемой части отходов). Принцип «делим на два» значительно упрощает всю систему обращения с отходами, сбор вторсырья у населения и транспортировку отходов.

Для приема, сортировки по видам и подготовки к дальнейшей переработке «коллективно» собранного вторсырья должны быть созданы современные комплексы по сортировке и компактированию ТБО. Без создания указанных комплексов масштабное выделение из ТБО ресурсов, пригодных для вторичного использования, осуществить нельзя. Необходимо также иметь в виду, что переработчики не принимают в россыпном виде макулатуру, пластмассу, металлы и др., требуется их пакетирование и брикетирование. Эти операции также предполагается осуществлять на новых комплексах.

Кроме вторсырья, собранного «коллективно» у населения, на сортировочный комплекс должны направляться отходы нежилого сектора города (жилой и нежилой сектор города обслуживаются разными мусоровозами). Отходы нежилого фонда обогащены ценными компонентами и почти не содержат пищевых и растительных остатков.

Таким образом в городе образуются три потока ТБО: отходы нежилого сектора, вторсырье контейнерного сбора у населения, остаточные отходы жилого сектора. При этом население оплачивает вывоз на захоронение только неутилизируемой фракции ТБО. Отходы нежилого сектора и вторсырье контейнерного сбора у населения сортируются по видам на сортировочном комплексе.

В системе комплекса по сортировке ТБО внешние связи производства осуществляются главным образом с соседними звеньями технологической цепи — сбором и транспортировкой ТБО. Основные параметры внешних связей — показатели состава и количества техногенного сырья и готовой продукции, количество принимаемых мусоровозов, выходные параметры подсистемы (извлечение ценных компонентов, себестоимость переработки 1 т сырья, количество хвостов).

Выбор технологического критерия сепарации во многом определяется экономическими соображениями, т.е. сопоставлением ценности извлекаемого компонента с себестоимостью процесса сортировки.

В качестве обобщенного технологического критерия сепарации ТБО как многокомпонентной смеси можно использовать формулу на основе критерия Фоменко:

Е = е.

I

(1 - и ,.) (1 - у.) (1 - а)

(1)

где е — извлечение г'-го компонента при сортировке; а — содержание г-го компонента в сырье; и. — содержание г-го компонента в хвостах;

Y . — выход г-го компонента при сортировке.

Критерий Фоменко оценивает эффективность сепарации с точки зрения полноты извлечения ценных компонентов в соответствующие продукты, однако он не учитывает относительную ценность извлекаемых компонентов (все компоненты сепарируемой смеси в формуле равноправны независимо от их относительной ценности).

Если в формулу ввести коэффициенты ценности 5., учитывающие стоимость каждого компонента, можно получить обобщенную функцию ценности работы сепарации (по выделению данного компонента):

28 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2009 / № 4

Оптимизация процессов управления твердыми бытовыми отходами...

Е = а.в.

I I

(1 - (1. - ^ (1 - а.

(2)

Практически эту простую формулу можно использовать для оптимизации режима сепарации ТБО. Интегральное выражение эффективности процесса сортировки в стоимостном выражении включает в себя количество полученных продуктов сепарации, извлечение (степень использования сырья), производительность (степень использования оборудования), эксплуатационные затраты.

m

Ц = гр

i = 1

QX а. а.In

i = 1 i i 1

а

(3)

где Р. — масса концентрата i-го компонента;

Q — масса переработанных ТБО;

а. — коэффициент ценности i-го компонента;

а. — содержание i-го ценного компонента в исходном

материале;

m — число извлекаемых компонентов.

Цель оптимизации процесса максимальной прибыли П

Ц = (ГЦ* Y*— 3)Q,

К

получения

(4)

где Цк — цена k-го продукта;

— количество продукта, полученного из 1 т ТБО; З — затраты.

Эту формулу можно записать в виде

Ц

ГЦ* (а* К

v*>

3 Q,

(5)

где — 9* содержание k-го компонента в хвостах; у8 — выход хвостов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Себестоимость продукции в значительной степени зависит не только от эксплуатационных затрат, но во многом от расхода ТБО на 1 т конечного продукта (концентрата), т.е. от извлечения и содержания ценного компонента в исходном.

Направление на сортировку отходов, достаточно обогащенных ценными компонентами, является необходимым условием самоокупаемости комплекса: доходы от реализации вторсырья превышают расходы на сортировку при выходе полезной продукции более 10% (от исходного) (рис. 1). Таким условиям отвечает вовлечение в сортировку коллективно собранного у населения вторсырья и отходов нежилого сектора города, характеризующихся повышенным содержанием незагрязненной макулатуры, металлов, пластмассы и др. При выходе полезной продукции около 50% (от исходного) и производительности установки 70 тыс. т/год (две линии сортировки) срок окупаемости составляет 3—4 года. Подобный комплекс,

работа которого базируется на управлении потоками ТБО, построен в Москве (компания «Спец-коммунтехника»). Комплекс отвечает требованиям евростандарта (к сожалению, смена владельца комплекса привела к тому, что сортировке стали подвергать «грязный мусор» со всеми вытекающими отсюда последствиями).

Комплекс по сортировке и компактированию ТБО (рис. 2) становится центром, объединяющим всю систему управления потоками отходов и вторсырья.

Таким образом, алгоритм управления на первом этапе решения проблемы ТБО предусматривает стабилизацию процесса сбора отходов по качеству техногенного сырья. Задача получения оптимальной характеристики техногенного сырья связана с регулированием транспортировки отходов на основе организации их раздельного по-фракционного сбора в жилом и нежилом секторе города (обслуживание разными мусоровозами).

Оптимальная схема управления ТБО на этапе ресурсосбережения представлена на рис. 3. Необходимое условие ее реализации — создание централизованной системы управления потоками отходов и вторсырья.

При оптимизации системы управления муниципальными отходами на стадии их сбора и удаления в качестве критерия оптимальности целесообразно принять степень утилизации ТБО (количество ресурсов, выделенных для вторичного использования) и затраты на сбор и транспортировку ТБО (экономические критерии).

В начальный период реализации масштабной программы ресурсосбережения выход фракции вторсырья от населения можно планировать на относительно невысоком уровне 20—25%. В перспективе реализация программы обеспечит снижение количества захораниваемых отходов на 40% (до 50% — при вовлечении в сортировку и переработку пищевой фракции). Чем выше качество исходного сырья, тем выше извлечение ценных компонентов и ниже себестоимость продукции.

Разделение потоков отходов требует дополнительных затрат, но включение в систему операций сортировки и уплотнения ТБО делает ее самоокупаемой.

Задача оптимизации технологии на уровне транспортировки ТБО решается путем снижения расходов на удаление ТБО по двум параметрам: минимизации количества вывозимых отходов (с помощью сортировки) и повышении степени их уплотнения перед вывозом (с помощью компактирования в стационарных уплот-

29

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2009 / N° 4

ы

о

Сил ад

, Отделение t г

1яинвддц<8{нн )•___Отделение ■ЮуКПЩиАш________j Прценная площадка ь

1. Приемный пластинчатый конвейер

2.1. Сортировочный конвейер

2.2. Сортировочный конвейер

4.1. Приемный пластинчатый конвейер

4.2. Наклонный пластинчатый конвейер 5. Ленточный конвейер

7. Ленточный конвейер

8. Наклонный ленточный конвейер

9. Реверсивный ленточный конвейер

11. Пластинчатый конвейер

12. Пластинчатый конвейер

13. Пластинчатый конвейер

14. Сортировочная кабина

15. Платформа сортировки

16. Металлопресс

17. Пакетировочный пресс

18. Магнитный сепаратор

20. Пульт управления

21. Компактор

22. Подвижная каретка

23. Загрузочная воронка

Рис. 2. Схема Комплекса по сортировке и компактированию ТБО

МЕТОДОЛОГИЯ СЕРВИСА

Оптимизация процессов управления твердыми бытовыми отходами...

Рис. 3. Оптимальная схема управления ТБО (этап ресурсосбережения)

31

МЕТОДОЛОГИЯ СЕРВИСА

няющих устройствах, установленных на комплексе). Участок компактирования комплекса по существу становится мусороперегрузочной станцией — МПС. Хвосты сортировки и остаточные отходы жилого сектора (за вычетом собранного у населения вторсырья) после компактирования вывозятся на захоронение с помощью мультилифтов (контейнеровозов), что приводит к сокращению количества необходимых для города собирающих мусоровозов (последние работают только в черте города и доставляют ТБО на комплекс: либо на участок сортировки, либо на участок компактирования). Плата за прием ТБО на компактирование будет обходиться дороже, чем за прием отходов на сортировку, что должно стимулировать действия по подготовке ТБО к сортировке (выделение фракций селективного сбора вторсырья, несмешивание потоков жилого и нежилого сектора города).

Вторсырье, выделенное на комплексе, доставляется на переработку потребителям (макулатура — в толерубероидное производство, в производство картона, эковаты и др.; черные и цветные металлы — в переплавку; стекло — в производство строительных материалов, в производство стеклоизделий и пр.; пластмассы — в получение регранулята, в производство изделий типа черепичной крыши и т.д.). В ряде случаев в составе комплексов возможно создание производственных участков по переработке вторсырья, но этот вопрос требует дополнительного изучения (создание подобных участков может искусственно сузить сферу сбыта продукции, ибо может появиться спрос на другие виды продукции).

Литература

Реализация масштабной программы ресурсосбережения — важнейший резерв повышения экономической эффективности системы санитарной очистки в муниципальных образованиях и городах РФ. Целевая задача программы — снижение количества захораниваемых муниципальных отходов на 35—40% (до 50%) при одновременном создании прибыльной индустрии вторсырья и снижении транспортных расходов на удаление ТБО. Социальный аспект программы — повышение качества среды обитания, предоставление новых рабочих мест.

Реализация программы ресурсосбережения — первый этап решения проблемы ТБО. Его отличительная особенность состоит в том, что он является самоокупаемым и бестермическим.

Базовая основа решения проблемы ресурсосбережения — организация активного участия населения, создание системы управления потоками отходов и вторсырья, строительство Комплексов по сортировке и компактированию ТБО.

Внедрение дорогостоящих термических технологий переработки ТБО целесообразно лишь при достижении системой санитарной очистки определенной ступени развития, когда выделение вторичных ресурсов достигнет максимума и строительство новых сортировочных комплексов не приведет к снижению количества захораниваемых отходов. Не случайно ведущие страны ЕС, где развита индустрия вторсырья, характеризуются также развитой индустрией термической переработки ТБО. В мире нет городов, где действовало бы больше двух МСЗ, а в Москве планируют существование 9 заводов.

1. Петруков О.П., Шубов Л.Я., Гаев Ф.Ф. Концепция оптимизации комплексного управления ТБО в Московской области//ТБО (твердые бытовые отходы). 2007. № 9. С. 14—27.

2. Петруков О.П., ШубовЛ.Я., Гаев Ф.Ф. Стратегия и тактика решения проблемы твердых бытовых отходов в Московской области // Научные и технические аспекты охраны окружающей среды, ВИНИТИ. 2008. № 1.

3. Шубов Л.Я. Управление ТБО: экологические вопросы — технологические ответы// ТБО (твердые бытовые отходы). 2007. № 12. С. 44—49.

32 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2009 / № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.