«ОТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ К ИЗЪЯТИЮ В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ ВРАЖДЕБНОЕ...»: ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАМПАНИЯ ПО ИЗЪЯТИЮ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ
В 1922 г.
С. А. Хубулова Б. А. Синанов А. Т. Царикаев
2000-е годы ознаменовали собой настоящий прорыв в изучении истории взаимоотношений советского государства и Русской Православной Церкви (РПЦ) в Северной Осетии. Отечественная историография обогатилась трудами исследователей, которые значительно расширили проблематику государственно-церковных отношений, определили и обосновали их периодизацию, кардинально изменили подход к анализу и методам изложения исследуемого материала [1; 2; 3; 4; 5]. Одним из ярких и сложных эпизодов этих отношений, безусловно, является осуществление декрета ВЦИК от 23 февраля 1922 г. об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим.
Разразившийся в стране голод 1921 г. был использован советским правительством для решительной атаки на Церковь. Несмотря на активное и разностороннее участие духовенства в помощи голодающим (послание патриарха Тихона главам христианских Церквей с призывам помочь голодающему русскому народу летом 1921 г., воззвание патриарха Тихона 19 февраля 1922 г., «благословляющее церковно-приходские советы жертвовать в пользу голодающих драгоценные предметы, не имеющие богослужебного пользования» и собирать пожертвования голодающим), РПЦ была обвинена в отказе употребить свои якобы несметные материальные богатства на борьбу с голодом. В добровольном сотрудничестве с Комитетом помощи
голодающим (Помгол) Церкви было отказано, и 23 февраля 1922 г. вышел декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Документ предписывал «местным советам в месячный срок... изъять из церковных имуществ, переданных в пользование группам верующих всех религий по описям и договорам, все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа».
10 марта 1922 г. в Горской ССР под председательством народного комиссара финансов К. К. Борукаева состоялось первое заседание «Организационного собрания по изъятию церковных ценностей», а через шесть дней, приказом Горского ЦИК была образована комиссия по изъятию ценностей из церковных имуществ [6, 25, 28].
Однако непосредственно самой процедуре изъятия предшествовала мощная пропагандистская кампания, целью которой было, с одной стороны, дискредитировать высших иерархов РПЦ (патриарха Тихона, местных епископов) как контрреволюционеров и «интеллектуальных виновников эксцессов» возможных при изъятии [7, 34], а с другой, представить единодушную поддержку трудящимися проводимого в жизнь декрета [8]. Крайне важным было продемонстрировать позицию «лояльного» духовенства по этому вопросу. И хотя за два дня до официального старта кампании по изъятию ценностей в печати было опубликовано «Воззвание пастырей Владикавказских
128 [шмжиа аштая ш (Щ шз
церквей» [9] с разъяснением и полным одобрением деятельности комиссий, именно на духовенство возлагалась ответственность за возможные случаи ограбления храмов или противодействия изъятию [10, 35].
16 мая в столице Горской республики г. Владикавказе был дан официальный старт кампании по изъятию церковных ценностей. Всего за несколько дней из культовых сооружений города, подавляющее большинство которых принадлежало РПЦ, было изъято: золота, серебра и драгоценных предметов общим весом 11 пудов, 25 фунтов, 32 золотника и 91 доля (190,5 кг) [11, 39] (по другим данным: серебра 11 пуд. 25 фунт. 32 з., 91 доля; золота 42 доли и 15 руб. 40 коп. серебряных монет [10, 154-162об.]).
Секретные сводки Горского политического отдела не сообщают о каких-либо значительных акциях сопротивления изъятию ценностей. Но, тем не менее, отмечалось, что имелись отдельные личности из духовенства и верующих, выступавших против изъятия. «Противниками изъятия ценностей из среды верующих в большинстве случаев выявлялись лица из бывшего буржуазного общества, часть интеллигенции, бывшее дворянство, некоторое офицерство и старухи-кликуши» [10, 154-162об.].
Даже такие незначительные эпизоды сопротивления, выразившиеся в основном в агитации и попытках вмешаться в действия комиссий по изъятию ценностей, стали поводом для арестов священнослужителей РПЦ. Среди обвиняемых в «сокрытии от регистрации церковных ценностей» оказался и председатель религиозной
общины (настоятель?) кафедрального собора протоиерей Феодосий Коробов [12]. От преследования власти его не спасло и то обстоятельство, что он числился первым в списке подписавших «Воззвание пастырей Владикавказских церквей».
Важнейшие задачи массовой акции по изъятию церковных ценностей, на которые указывал В. И. Ленин в секретном письме членам Политбюро ЦК РКП (б) [13, 88-92] были достигнуты. Голод 1921 г. был использован для нанесения мощного экономического удара по Церкви, а последовавшие за кампанией по изъятию ценностей репрессии против духовенства и мирян лишили ее значительной части активного и авторитетного духовенства.
Таким образом, тема государственно-церковных отношений в эпоху интенсивных общественно-политических трансформаций не потеряла своей актуальности и перспективности, а обращение к первоисточникам — свидетельствам участников и современников событий — формирует представления о планировании и осуществлении на практике первых массовых репрессий против духовенства и верующих РПЦ.
Представленные ниже документы и материалы извлечены из фондов Центрального государственного архива Республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСО-А), а также периодической печати 1922 г. Каждый документ сопровождается легендой, в которой указывается название архива, номер фонда, описи, дела и листа, его подлинность или копийность, а также способ воспроизведения текста. Материалы приведены в хронологическом порядке.
шэжяя шими 18 (57) ш@
129
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
№ 1
Постановление
Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета об изъятии церковных ценностей
Ввиду неотложной необходимости спешно мобилизовать все ресурсы страны могущие послужить средством борьбы с голодом в Поволжье и для обсеменения его полей, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, в дополнение к декрету об изъятии музейного имущества, постановил:
1. Предложить местным советам в месячный срок со дня опубликования сего постановления изъять из церковных иму-ществ, переданных в пользование группам верующих всех религий по описям и договорам, все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа и передать в органы Нарком-фина со специальным назначением и фонд Центральной Комиссии Помощи Голодающим.
2. В целях планомерного проведения этого мероприятия, организации точного учета и передачи органам Наркомфина по особому счету для Центральной Комиссии Помощи Голодающим вышеуказанных ценностей, образовать в каждой губернии Комиссию в составе ответственных руководителей Губисполкома, Губполгола и Губ-финотдела, под председательством одного из членов ВЦИК.
3. Пересмотр договора и фактическое изъятие по описям драгоценных вещей производить с обязательным привлечением представителей групп верующих, в пользование коих вышеуказанное имущество было передано.
4. Изъятые имущества поступают в особый фонд на особый счет и обращаются исключительно на нужды помощи голодающим в порядке указанном особой инструк-
цией, выработанной Центральной Комиссией Помощи Голодающим по соглашению с Наркомфином и Комиссией по учету и изъятию и сосредоточению ценностей.
5. О всех ценностях, поступивших из церковных имуществ и их расходования Центральная Комиссия Помощи Голодающим публикует периодически в печати, при чем в местной печати публикация должна содержать подробный перечень ценностей, изъятых от местных храмов, молелен, синагог и т.д., с указанием названий этих храмов.
Подписали: Председатель ВЦИК КАЛИНИН 1
Секретарь ВЦИК ЭНУКИДЗЕ 2 С подлинным верно: делопроизводитель (подпись)
28 февраля 1922 г.
ЦГА РСО-А. ФР 41. Оп. 1. Д. 24. Л. 24.
Заверенная копия. Машинописный текст.
Автограф.
№ 2
Телеграмма Центрального Комитета помощи голодающим о порядке отправки изъятых церковных ценностей
копия с копии Во исполнение постановления ВЦИК от 23 февраля сего года, опубликованного в Известиях № 46/1485 от 26 февраля и инструкции Ц. К. Помгола, порядок изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих, опубликованных в Известиях № 47/1486 от 28 февраля, изъятые ценности незамедлительно направляйте в Москву, Гохран, пользуясь имеющимися на местах аппаратами Губкомиссией по учету и сосредоточению ценностей. Во всех случаях отправки вышеозначенных ценностей при упаковке, ни в коем случае не складывать их вместе с ценностями, изъем-лемыми Губисполкомами в общем порядке. В описи, а также на ящиках делать пометки, так как по мере поступления их в Гохран, эти ценности будут заноситься на особый
13® газваэигаа аштая 1© (щ шз
учет. При каждой отправке телеграфируйте количество отправляемых мест и номер вагона по адресу Ц. К. Помгол Копия Гохран Бозилевичу.
4 марта 1922 года. № 805.
Подписи.
ЦГА РСО-А. ФР 41. Оп. 2. Д. 1. Л. 12.
Копия. Машинописный текст.
№ 3
Протокол № 1
Организационного Собрания по
Изъятию Церковных Ценностей,
находящихся в пользовании групп верующих
10 марта
Состоялось собрание в Наркомпросе 10 марта с/года под председательством Нар-комфина т. БОРУКАЕВА \ в присутствии представителей от Совнаркома — т. ЗАГО-РЕЦКИЙ, Горчека — т. ДЕЙЧ, Помгола — ПУТяТИН, Наркомвнутдела — т. СОЛОВЬЕВ
СЛУШАЛИ:
1. Об инструкции по изъятию церковных ценностей.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. Распубликовать постановление ВЦИК от 28 февраля и инструкцию.
СЛУШАЛИ:
2. О порядке и плане работ по изъятию драгоценностей у местных церквей.
ПОСТАНОВИЛИ:
2. Истребовав немедленно от Комиссии по Отделению Церкви от Государства копии всех описей церковных имуществ и договоров с общинами, приступить к учету и изъятию означенных ценностей, для чего и вызвать к назначенным дням по 5 представителей от групп верующих, включая церковных старост и настоятелей церквей, обязав их представить описи до 1917 г. и инвентарные книги и все имеющиеся у них документы на церковное имущество.
СЛУШАЛИ:
3. Об изъятии драгоценностей на местах.
ПОСТАНОВИЛИ:
3. Предложить всем местным Окри-сполкомам немедленно образовать под-
комиссии из представителей Исполкома Помгола, ЧК или Политбюро и Окрпартко-ма, или Ортбюро и Окрфинотдела под личную ответственность заведующих Окрфи-нотделами и Кассами в 3-х дневный срок, по получении Инструкции приступить к непосредственным работам по изъятию церковного имущества.
На окружные комиссии возлагается обязанность, прежде чем приступить к работам по изъятию ценностей из местных станичных и аульских церквей, привести в известность, в каких именно церквях находятся ценности, подлежащие изъятию, после чего приступить к непосредственному изъятию этих ценностей, приглашая в свой состав представителей местных, станичных, сельских Исполкомов.
Примечание:
1. При определении местонахождения ценностей Комиссии предлагается пользоваться материалами Комиссии по Отделению Церкви от Государства и инвентарными описями имущества церквей 1916-1917 годов.
2. Изъятие ценностей из мечетей произвести после выяснения вопроса через местную Комячейку о возможности безболезненного изъятия таковых;
3. Окружные Подкомиссии пользуются рабочими аппаратами одного из отделов Исполкома по указаниям последнего.
Все изъятые ценности должны быть упакованы в соответствующие хранилища и переданы немедленно в ближайшие кассы Наркомфина с принятием всех мер к их невредимости и полной сохранности.
Все сданные в кассы драгоценности с описями и всей перепиской доставляются последним также незамедлительно под личную ответственность Заведующих Окрфинотделами и Кассами в Кассу Нар-комфина Г. С. С. Р. с принятием всех мер сохранности и невредимости этого имущества в пути.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Борукаев (подпись)
ЧЛЕНЫ Путятин (подпись)
ЦГА РСО-А. ФР. 41. Оп. 1. Д. 24. Л. 25.
Подлинник. Машинописный текст.
Автографы.
№ 4
Приказ № 8
Горского центрального исполнительного комитета об образовании комиссии по изъятию ценностей из церковных имуществ
16 марта 1922 г. гор. Владикавказ На основании постановления ВЦИК от 28 февраля 1922 г. образовать комиссию по изъятию ценностей из церковных имуществ, переданных в пользование группе верующих всех религий, в составе Председателя, представителя ГЦИК т. Борукае-ва, членов представителей от Совнаркома, Внутдела, ЦК Помгола и Горчека. [...]
Комиссии предлагается приступить к изъятию драгоценностей из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий по описям и договорам на точном основании поименованных ниже:
Постановления ВЦИК от 28 февраля 1922 года и инструкции ГОГЦИК о порядке изъятия церковных ценностей. Председатель ГЦИК Секретарь ГЦИК Измайлов (подпись)
ЦГА РСО-А. ФР. 41. Оп. 1. Д. 24. Л. 28.
Заверенная копия. Машинописный текст. Автограф.
№ 5
Предложение Председателя Горского ЦИК в Комиссию по изъятию церковных ценностей о внесении изменений в протокол № 1 заседания организационного собрания по изъятию церковных ценностей
Копия Секретно 17 марта [19] 22 Препровождая при сем протокол № 1 заседания Организационного Собрания по изъятию церковных ценностей. Предлагается исключить 2 примечание 3 пункта, во-первых, ввиду того, что в мечетях никаких ценностей нет и, во-вторых, это недопустимо по политическим соображениям.
Председатель ГЦИК
Секретарь
ЦГА РСО-А. ФР-41. Оп. 2. Д. 1. Л.8.
Копия. Машинописный текст.
№ 6
Разъяснение Наркомата юстиции ГССР повопросу о взаимоотношениях местных
Исполкомов и Церковных Советов 1
В Совнарком ГССР
Вследствие запроса Совнаркома от 20/II за [№] 833 по вопросу о взаимоотношениях местных Исполкомов и Церковных Советов, Наркомат Юстиции дает следующее разъяснение:
Положение церковных и религиозных обществ регулируется декретом об отделении церкви от государства (Собр. Узак. 1918 года № 18, ст. 263) и инструкцией по проведению в жизнь этого декрета (Собр. Узак. 1918 года № 62, ст. 685). В силу указанного декрета (ст. 13) «все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием». Затем по инструкции церковные имущества, предназначенные для совершения религиозных обрядов, передаются в бесплатное пользование группам граждан, причем по силе 10 ст. декрета все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах.
После передачи в пользование гражданам церковного имущества, они могут иметь добровольные сборы, для обслуживания своих нужд и собранные для этой цели средства не могут уже отбираться вне общего порядка реквизиции и конфискации.
Местный исполком имеет право лишь проверять наличность и сохранность имущества, переданного группе верующих. Никакой платы за пользование этим имуществом быть не должно.
Настоящее разъяснение не касается постановления ВЦИК от 1/II [19] 22 г. об изъятии церковных ценностей для помощи голодающим, каковое изъятие производится на основании особой инструк-
132 [шмжиа аштая ш (Щ шз
ции, распубликованной надлежащим порядком.
Врид Наркомюст (подпись)
Зав. Обще-Консульт [ативным] отделом (подпись)
ЦГА РСО-А. ФР. 81. Оп. 1. Д. 52. Л. 35.
Подлинник. Машинописный текст.
Автографы.
№ 7
Из газетной корреспонденции «Церковь и мечеть в борьбе с голодом»
По всей России идет сейчас работа по изъятию имуществ храмов, в особенности золота и серебра, находящегося в церквах.
Постановление ВЦИК об изъятии церковного имущества проходит по всей России гладко. Сами верующие и священники несут ценности церквей на помощь голодающим.
Постановление Гор. ЦИК должно быть проведено у нас самым тщательным образом. Час испытания для шейхов, мул, священников и других священнослужителей в деле любви к бедняку, голодающему и страждущему настал.
Мы уверены, что ни один из них не отвлечется от этой великой задачи. Мечеть и церковь пойдут впереди всех и у нас в Горской республике в деле умаления страданий человечества и будут первыми активными бойцами против бедствий, несущих эти страдания.
Горская правда. 1922. 26 марта.
№ 8
Разъяснение Народного комиссариата финансов ГССР о дальнейших функциях Губернских комиссий по учету церковных ценностей 1
29 марта Совершенно секретно Председателю Горцика
[...] В виду поступления с мест запросов о дальнейших функциях работ Губкомиссий [в] связи с созданием комиссий ЦК Помгол по изъятию ценностей действующих церквей, сообщается для сведения
и руководства, что Губкомиссии по учету ценностей продолжают свои работы в общем порядке и являются фактическими выполнителями технической стороны работы комиссий В. Ц. К. Помгол в отношении изъятия, транспортирования и охраны отправляемых в Центр ценностей.
Зам особоуполномоченного Совнаркома Базилевич
С подлинным верно, Завканц (подпись)
Завцентрприхраскассн Васильев (подпись)
ЦГА РСО-А. ФР. 41. Оп. 2. Д. 1. Л. 19.
Заверенная копия. Машинописный текст. Автографы.
№ 9
Шифротелеграмма ЦК РКП о недопустимости неполного изъятия церковных ценностей
Шифротелеграмма ЦКРКП из Москвы от 30/III — [19] 22-г. № 2017/III
Владикавказ — ГОРСКОМУ ОБКОМУ РКП
Копия Горисполкому.
Во многих местах России в целях мирного изъятия церковных ценностей берут ничтожную часть, оставляя главные ценности. Равным образом во многих местах изъятие приостанавливается вследствие предложения со стороны верующих выкупить церковные ценности. Предлагается производить изъятие ценностей согласно точного смысла декретов ВЦИКа и инструкции. Неполное изъятие ценностей будут рассматриваться как нерадение местных органов. Где произведено неполное изъятие, — немедленно спешно произвести дополнительное изъятие согласно декрету и инструкции. Ходатайство об оставлении части ценностей, не останавливая изъятия, с заключением комиссии направляются в ЦК Помгол.
Секретарь ЦКРКП Молотов 1.
Газеты часто приводят призыв духовенства о помощи голодающим, видя в них лояльное исполнение декретов об изъятии церковных ценностей. Необходимо поддержать то лояльное духовенство, кото-
рое точно и прямо призывает верующих к исполнению декретов ВЦИК «об изъятии ценностей».
Председатель ВЦИК А. КАЛИНИН.
Секретарь ЦКРКП Молотов.
Зашифровал ВАЛАГУРСКАЛ. Расшифровал 2/IV 2 часа утра ЗАРИН.
Получена 1/IV — [19] 22-го г. в 12 час.
С подлинным верно
Техсекретарь (подпись)
ЦГА РСО-А. ФР. 41. Оп. 1. Д. 1. Л. 34.
Заверенная копия. Машинописный текст. Автограф.
№ 10
Шифротелеграмма ЦК РКП о действиях
при изъятии церковных ценностей
Шифротелеграмма ЦКРКП из Москвы от 4/IV- [19] 22 г. №2095/Ш
Секретно
Владикавказ Горскому ОБКОМУ РКП Дешифрованную вручить Губисполкому.
1. В связи с изъятием церковных ценностей участились случаи грабежей и хищения церквей. Предлагается обязывать попов подписывать договоры, что они отвечают за хищения и грабежи в их церквях в первую голову.
Одновременно следует обязательно установить секретное наблюдение и окара-уливание1 богатых церквей для предотвращения грабежей и хищений.
2. По отношению имевших место грабежей и хищений арестовать виновных попов и лиц, подписавших договоры для привлечения их [к] суду за расхищение народного достояния.
3. При изъятии церковных ценностей иногда приходится оставлять в церквях вполне ценные предметы вследствие того, что нет для замены их предметов малоценных. Замену следует производить в самых широких размерах, использовав для этого свободные малоценные предметы из других церквей и монастырей губернии, а также бывших магазинов церковной утвари 2.
Техсекретарь Гороблпарткома (подпись)
ЦГА РСО-А. ФР. 41. Оп. 2. Д. 1. Л. 35.
Подлинник. Машинописный текст.
Автограф.
№ 11
Циркуляр № 66
Верховного трибунала ВЦИК о мерах в случае противодействия изъятию церковных ценностей
25 апреля 1922 года. г. Москва Всем Губревтрибуналам
Верховный Трибунал ВЦИК предлагает под личную ответственность Председателя трибунала:
1. Тщательно следить за скорейшим прохождением дел о преступлениях, связанных с изъятием церковных ценностей, как-то: об активном противодействии, кражах, утайке, фиктивных похищениях, сокрытии описей, документов и проч.
2. При оказании сопротивления мероприятиям, связанным с проведением в жизнь декрета ВЦИК об изъятии ценностей, при агитации со стороны контрреволюционных элементов среди масс с подстрекательством их к сопротивлению, в первую голову привлекать к следствию и суду руководящие церковные круги данной местности, как сознательно допустившие антиправительственную агитацию под религиозным предлогом, хотя бы и не уличенные в активном участии.
3. При разрешении дел о расхищении, не охранении, утайке церковных ценностей, имевших последствием причинение государству имущественного ущерба, применить в виде наказания конфискацию.
4. В приговорах указывать наличие в деле интеллектуальных виновников эксцессов со стороны тех элементов, в лице высшей иерархии церкви (Патриарх Тихон, местные епископы и т.д.), коль скоро в деле возможно обнаружить идейное руководство (воззвание Патриарха Тихона, Митрополита Вениамина) или попустительство.
С подлинным верно
134 [шмжиа аштая ш (57) Ш5
5. Копии приговоров препровождать в VIII Отделение НКВД тов. Красинову.
ЗАМ. ЗАВЕДУЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ
СУДЕБНОГО НАДЗОРА ВЕРХТРИБА ВЦИК/Рогинский/
ЗАМ. ЗАВ ИНСТР.-РЕВИЗ. ЧА-
СТЬЮ/Кочергин/
С подлинным верно: Секретарь (подпись)
ЦГА РСО-А. ФР. 160. Оп. 1. Д. 7. Л. 34.
Заверенная Копия. Машинописный текст. Автограф.
№ 12
Шифротелеграмма ВЦИК об отдельных
случаях освобождения храмов от изъятия церковных ценностей
Шифротелеграмма из Москвы от 3/V — [19] 22-го года № 2482/III
Совершенно секретно
Владикавказ — ГОРСКОМУ ГУБКОМУ Р. К. П.
Дошифрованную вручить Губисполко-му
Наблюдаются случаи, когда по телеграммам и предложениям различных учреждений центральных и местных некоторые храмы под различными предлогами освобождаются от изъятия.
Принять к руководству следующее: исключения по отношению действую -щих храмов всех вероисповеданий допускается только по отдельному в каждом случае специальному разрешению ЦеКа ПОМГОЛ.
В дополнение к № 2300/С от 2 апреля, предлагается проверить, чтобы не утаивались малоценные вещи, дабы ими можно было заменить полноценные, оставлять для богослужения сосуды и принадлежности не более двух комплектов на церковь.
Предвцик Каменев № 2482/III
Зашифровал РАНИС, расшифровал 6/5 — [19] 22-го г. в 1 час дня ЗАРИН.
Получена 6/5 — [19] 22-го г. в 2 часа дня ЦГА РСО-А. ФР. 41. Оп. 2. Д. 1. Л. 94.
Заверенная копия.
Машинописный текст.
№ 13
Газетная корреспонденция «Голос трудящихся. Используйте как агитаторов»
4 мая
Заслушав доклад т. Казанской об изъятии церковных ценностей на помощь голодающим, общее собрание сотрудников и служащих Наркомпроса, констатируют правильность декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей и необходимость данного декрета в целях спасения гибнущего Поволжья, подчеркивает, что ничего такого, что могло бы оскорбить религиозное чувство самих верующих, в факте изъятия нет. Общее собрание предлагает свои услуги в неделе проведения агитации, использовать сотрудников НКП как агитаторов.
Горская правда. 1922. 4 мая. № 99.
№ 14
Газетная корреспонденция «Голос трудящихся. Студенты и профессора требуют скорейшего изъятия»
4 мая
Заслушав доклад т. Севрюка об изъятии церковных ценностей, общее собрание служащих и учащихся профтехнических учебных заведений гор. Владикавказа и подкурсов Наркомпрода констатирует, что декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей для нужд голодающих является, в силу создавшихся условий, вполне своевременным и целесообразным, и что в факте самого изъятия нет абсолютно ничего такого, что могло оскорбить религиозные чувства верующих.
Считая церковные ценности собственностью трудового народа, собрание твердо убедилось в том, что и право распоряжения этими ценностями принадлежит исключительно рабочим и крестьянам в лице их органов власти.
Все попытки со стороны недобросовестных и злостных элементов, имеющих целью сорвать декрет ВЦИК об изъятии ценностей, собрание осуждает и находит необходимым приступить к твер-
дому и неуклонному проведению его в жизнь.
Горская правда. 1922. 4 мая. № 99.
№ 15
Заметка в газете «Горская правда»
9 мая
В воскресенье 7 мая настоятель Вознесенской церкви священник Королев в своем слове призвал прихожан добровольно сдать ценности в пользу голодающих, и тут же снял свой личный наперстный крест.
Горская правда. 1922. 9 мая. № 104.
№ 16
Заметка в газете «Горская правда» — об ограблении собора
10 мая
В ночь с 7-8 мая ограблен Владикавказский собор 4. Похищено много ценностей.
Что это — дерзкий налет громил или повторение тех историй, которые практикуются сейчас по всей России «истинно верующими», скрывающими от изъятия ценности, симулирующие грабеж? Как бы то ни было местные власти должны найти концы этой темной истории. Пусть знают преступники, что карающая рука Советской власти сумеет найти тех, кто отнимает кусок хлеба у голодного.
Горская правда. 1922. 10 мая. № 105.
№ 17
Из газетной корреспонденции «Церковные ценности голодающим.
Воззвание пастырей Владикавказских церквей к пасомым»
14 мая
[...] Знайте, дорогие братья и сестры, что не все вообще драгоценные церковные предметы будут изъяты \ а только лишние. Это разъяснение публично было сделано на общем собрании верующих с представителями Советской власти и повторено перед собранием настоятелей церквей.
Само изъятие церковных ценностей будет произведено особой авторитетной комиссией, в состав которой нами, настоятелями церквей, избран протоиерей Малиновский. Кроме того, в комиссию будут приглашать настоятеля данной церкви, председателя общины и церковного старосту. И вот те предметы, которые комиссия, с указанными представителями найдет необходимыми, без которой обойтись нельзя, они будут оставлены церкви. Изъяты будут только лишние. Поэтому будьте покойны: службы Божии у нас не прекратятся, так как все необходимое для богослужения останется в церкви.
Хотя наши церкви и лишаются некоторых предметов, но зато нам будет большим утешением, что за них будет куплен хлеб для голодающих.
Настоятели Владикавказских церквей: прот. Феодосий Коробов, прот. Михаил Малюшицкий, прот. Харлампий Цомаев 2, свящ. В. Таворбекянц, прот. Дмитрий Беляев, свящ. Григорий Королев, прот. Иосиф Орехов, свящ. Михаил Дзахоев, прот. Корнилий Журавский, свящ. Анатолий Базилевич, прот. Александр Малиновский, прот. Дмитрий Косоков, прот. Аристид Кокулиди.
Горская правда. 1922.14 мая. № 108.
№ 18
Газетная корреспонденция «Работа
комиссии по изъятию церковных ценностей»
25 мая
К изъятию церковных ценностей в г. Владикавказе приступлено 16 мая. За истекший промежуток времени произведено изъятие в следующих церквах: старом соборе 1, новом соборе 2, синагоге, армянской церкви 3, грузинской церкви 4, осетинской церкви 5 и в линейной 6.
Работа по изъятию идет вполне гладко, никаких недоразумений между духовенством, религиозными общинами и комиссией до сих пор не было.
Горская правда. 1922. 25 мая. № 117.
136 [шмжиа аштая ш (Щ шз
№ 19
Информационная сводка №34 от Горского Политотдела от 27 мая 1922 года о ходе изъятия церковных ценностей
Серия «Г» Совершенно секретно Лично через политконтролера [...] Изъятие церковных ценностей проходит более чем спокойно, недоразумений никаких не было, [к] изъятию [в] городе Владикавказе приступлено шестнадцатого мая, [из] двух церквей изъято серебра три пуда, двадцать фунтов золота, пятьдесят семь долей и несколько драгоценных камней. Изъятие продолжается. [...]
29 мая 1922 года.
ЗАМНАЧГОРПО Молчанов
Нач. Информационно-агентурного отд. Михельсон
С подлинным верно:
Пом. нач. по обработке Инф.-агент. отд. Горпо(подпись)
ЦГА РСО-А. ФР-41. Оп. 2. Д. 1.
Л. 129-129 об.
Заверенная копия. Машинописный текст. Автограф.
№ 20
Газетная корреспонденция «Изъятие церковных ценностей в г. Владикавказе.
На окраинах города»
2 июня
Работа по изъятию ценностей на окраинах прошла также гладко, как и в центральных церквах г. Владикавказа. Некоторые инциденты произошли во время изъятия церковных ценностей в Апшеронской церкви 1, где собралась кучка прихожан
№ 21
Сведения
о сданных Центральной Приходно-расходной Кассе Наркомфина ГССР церковных ценностей, изъятых Комиссией в период времени с 16 мая по 2 июня 1922 г. включительно
№ Наименование церкви Пуды Фунты Золотники Доли
1 Кафедральный собор 1 34 53 83
2 Старый собор - 12 72 18
3 Осетинская (Рождества Богородицы) - 31 28 68
4 Армянская церковь - 1 33 78
5 Братская церковь - 31 6 60
6 Греческая церковь 1 - 4 71 58
7 Вознесенская церковь - 16 91 -
8 Покровский женск [ий]. монастырь 1 3 50 -
9 Римско-католический костел - 1 70 30
10 Лютеранская церковь - 4 22 8
11 Грузинская церковь - - 79 84
12 Петропавловская церковь 1 9 41 12
13 Константино-Еленинская церковь - 8 45 50
14 Линейная церковь 2.4 руб. серебряной монеты 12 50 15
15 Иверская церковь (часовня) - 24 76 4
16 Георгиевская церковь (осетинская) - 2 88 72
17 Троицкий мужск [ой]. монастырь - 4 27 5
18 Старообрядческая церковь - - 10 36
19 Еврейская синагога - 6 12 84
20 Церковь ст. Змейской - 13 66 -
Всего изъято 11 п. 25 фунтов 32 з. 91 д.
ЦГА РСО-А. ФР. 47. Оп. 1. Д. 155. Л. 39. Подлинник. Машинописный текст.
и пыталась вмешиваться в действия комиссии, произошел любопытный диспут между членами комиссии и прихожанами. Когда один из членов комиссии сослался на известную цитату из Евангелия, где Христос говорит: «я был голоден, накормили ли вы меня?» прихожане были совершенно обескуражены и им пришлось согласиться с изъятием ценностей, в общем и здесь работа прошла совершенно безболезненно.
В церквах Курской и Осетинской слободок не было никаких инцидентов и прихожане охотно шил на встречу требованиям комиссии.
Горская правда. 1922. 2 июня. № 123.
№ 22
Из протокола № 22
заседания Малого Президиума Горского центрального исполнительного комитета. — Доклад комиссии по изъятию церковных ценностей
3 июня
СЛУШАЛИ:
2. Доклад комиссии по изъятию церковных ценностей (док. тов. Томашевский).
ПОСТАНОВИЛИ:
2. Предложить Центральной Комиссии по изъятию церковных ценностей закончить изъятие к 10-му июня. Разрешить комиссии производить обмен церковных предметов в самых необходимых случаях, при условии представления взамен соответственного количества и качества ценностей с особого разрешения в каждом отдельном случае.
Председатель ГЦИК Зязиков
Секретарь Измайлов ЦГА РСО-А. ФР. 94. Оп. 1. Д. 65. Л. 122. Копия. Машинописный текст.
№ 23
Из информационной сводки-доклада Горского политотдела о ходе изъятия церковных ценностей за время с 1 мая по 31 мая 1922 года 1
22 июня Совершенно Секретно
§ 4. ДУХОВЕНСТВО Город Владикавказ и его округа: За отчетный период во время изъятия церковных ценностей среди русского православного духовенства велась агитация, указывающая на то, что изъятие не попадет по назначению, а попадет в карманы Советских работников. Впоследствии таковая агитация совершенно прекратилась и в большинстве случаев духовенство было настроено к Соввласти лояльно. Последнее отношение к Соввласти объясняется боязнью на основании появившихся в Центральной прессе сведений о репрессиях произведенных в разных местах Р. С. Ф. С.Р., по отношению лиц, сопротивлявшихся при изъятии. Среди духовенства было замечено даже такое явление, когда обсуждался вопрос среди верующих об изъятии ценностей, и когда верующие заявили, что те ценности, которые должны быть изъяты из церквей можно будет заменить равноценными вещами, то на это попами было заявлено: что этого делать нельзя, т.к. такое явление будет против воли власти. Со стороны мусульманского духовенства, мулл — открытая контрреволюционная агитация не ведется, но влияние на население, безусловно, имеют. Дальнейшая работа Комиссии по изъятию церковных ценностей перенесена в округа, там производится изъятие, о колличестве изъятых ценностей пока сведений не поступало, отношение населения к изъятию в большинстве случаев враждебное. [...]
§ 10. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ИЗЪЯТИИ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: К изъятию церковных ценностей по г. Владикавказу фактически было приступлено 16-го мая с/г, которое продолжается до сего времени. Подготовительная компания прошла оживленно, во время производства изъятия церковных ценностей никаких эксцессов не произошло и прошло более чем спокойно. Духовенством было выпущено воззвание к верующим о том, чтобы отдавали ценности беспрепятственно и оказывали содействие Комиссии. Были, конечно, отдельные личности и из духовенства, а
138 [шмжиа аштая 18 (Щ шз
также и из верующих против изъятия, но все прошло спокойно. Противниками изъятия ценностей из среды верующих в большинстве случаев выявлялись лица из бывш [его] буржуазного общества, часть интеллигенции, бывш [ее] дворянство, некоторое офицерство и старухи-кликуши. Беднейшее же население отнеслось к изъятию сочувственно, что было видно из многообильных постановлений общих собраний на фабриках, заводах, различных предприятиях, учреждениях и т.п., всего изъято с 16 мая по 2 июня с/г из 20 церквей серебра 11 пуд. 25 фунт. 32 з., 91 доля; золота 42 доли и 15 руб. 40 коп. серебряных монет. [...]
НАЧГОРПОЛИТОТДЕЛА Молчанов (подпись)
НАЧИНФОГО Мифельсон (подпись)
ЦГА РСО-А. ФР. 41. Оп. 2. Д. 1.
Л. 154-162об.
Подлинник. Машинописный текст.
Автографы.
№ 24
Газетная корреспонденция «Судебная хроника. За сокрытие ценностей»
26 ноября
В скором времени Горревтребунал будет слушать дело священников Кафедрального собора, граж [дан] Андриевского, Коробова — председателя религиозной общины, Лебедева и других в сокрытии от регистрации церковных ценностей.
Горская правда. 1922. 26 ноября. № 271.
Примечания
№ 1. 1. Калинин Михаил Иванович (1875-1946) — советский государственный и партийный деятель. После смерти Я. М. Свердлова в 1919 году был избран председателем ВЦИК. В 1919 году Л. Д. Троцкий назвал его «всероссийским старостой», после 1935 г. его стали называть «всесоюзным старостой». Член ЦК ВКП (б) (1919-1946). Кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП (б) (1919-1926), член Политбюро ЦК (1926-1946). Член Оргбюро ЦК ВКП (б) (1919-1920, 1924-1925), кандидат в члены Оргбюро ЦК РКП (б) (1921-1924).
2. Енукидзе (в документе Энукидзе) Авель Сафронович (1877-1937, расстрелян) — российский революционный, советский государственный и политический деятель. Член ВКП (б), член ВЦИК, секретарь ЦИК СССР (7.1918-12.1922). Был делегатом 6, 8, 9, 11-17-го съездов партии. Член Центральной контрольной комиссии ВКП (б) (1924-1934). Член ЦК ВКП (б) (1934-1935).
№ 3. 1. Борукаев Казбек Каурбекович (1890-1931) — партийный и государственный деятель. Образование получил на историко-филологическом факультете Петербургского университета. После Февральской революции, с мая 1917 г. член Владикавказского окружного гражданского исполнительного комитета. В марте 1918 г. делегат второго съезда народов Терека в Пятигорске. В 1918-1919 гг. заместитель комиссара финансов Терской республики. В 1919 г. вступил в РКП (б). В 1920-1922 гг. уполномоченный НК РКИ по Терской области, нарком РКИ Горской АССР. В 1922-1924 гг. нарком финансов Горской республики, заведующий Северо-Осетинским областным финотделом. В 1924-1927 гг. председатель Северо-Осетинского облисполкома. В январе 1927 — июне 1928 ответственный секретарь Северо-Осетинского обкома ВКП (б).
№ 6. 1. Документ написан на бланке: Горская С. С. Республика. Народный Комиссариат Юстиции. 18 марта 1922 г. № 34. Гор. Владикавказ.
№ 8. 1. Документ написан на бланке: ГССР. Народный Комиссариат финансов. центральная приходо-расходная касса. 29 марта 1922 г. №2305. г. Владикавказ.
№ 9. 1. Молотов Вячеслав Михайлович (Скрябин) (1890-1986) — советский политический и государственный деятель. Председатель Совета народных комиссаров СССР в 1930-1941 годах, народный комиссар, министр иностранных дел СССР в 1939-1949, 1953-1956 годах. Один из высших руководителей ВКП (б) и КПСС с 1921 по
ШЗЖИЯ ШИМИ 18 (57) 2015 1S©
1957 гг. C 16 марта 1921 по 21 декабря 1930 года Молотов являлся секретарем ЦК ВКП (б). Герой Социалистического Труда. Депутат Верховного Совета СССР I-IV созывов. Один из главных организаторов сталинских репрессий.
№ 10. 1. Так в документе. 2. На документе имеется печать: «Российская Коммунистическая Партия (большевиков). Горский Комитет».
№ 16.1. Имеется в виду кафедральный собор Архангела Михаила в г. Владикавказе.
№ 17. 1. Выделено курсивом в тексте. 2. Цомаев Харлампий (Хазрет) Дмитриевич (1875-1937, расстрелян), священнослужитель, переводчик и просветитель. Один из видных представителей осетинской интеллигенции конца XIX — нач. XX вв. В 1925 г. снял сан священника. 10 сентября 1936 УГБ УНКВД по СО АО арестован и 1937 г. приговорен к расстрелу. Реабилитирован. См. подробнее: [14].
№ 18. 1. Спасо-Преображенский кафедральный собор. 2. Михаило-Архангельский кафедральный собор. 3. Храм св. Григория Просветителя Армянской Апостольской Церкви.
4. Храм св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии при Грузинском училище. 5. Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Осетинской горке. 6. Храм св. Александра Невского.
№ 20.1. Храм святых Петра и Павла (известна также как Тенгинская).
№ 21. 1. Храм Успения Пресвятой Богородицы.
№ 23. 1. Документ написан на бланке: РСФСР Государственное Политическое Управление НКВДПолитический отдел по борьбе с контр-револ [юцией], шпионажем и бандитизмом при Совнаркоме ГССР. 22 ИЮНЯ 1922 г. № 1480/с.
1. Горобец А. А. История Русской Православной Церкви в Северной Осетии (1917-1924 гг.): Дисс. ... канд. ист. наук. Владикавказ, 2004.
2. Гиоева И. А. Русская Православная Церковь в истории Северной Осетии (X — нач. XXI в.): Дисс. . канд. ист. наук. Владикавказ, 2005.
3. Хубулова С. А. Весь мир мой храм: поликонфессиональный Владикавказ в XX веке. Владикавказ, 2005.
4. Канукова З. В., Хубулова С. А. Религия в истории и культуре полиэтничного города. Владикавказ в XIX — нач. XXI вв.: Учебное пособие. Владикавказ, 2006.
5. Дзебисов А. Т. Советское государство и Православная Церковь в условиях трансформационных процессов 1920-1930-х гг. (на материалах Северной Осетии): Дисс. . канд. ист. наук. Владикавказ, 2013.
6. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания (далее — ЦГА РСО-А). ФР. 41. Оп. 1. Д. 24.
7. ЦГА РСО-А. ФР. 160. Оп. 1. Д. 7.
8. Горская правда. 1922. 4 мая. № 99.
9. Горская правда. 1922. 14 мая. № 108.
10. ЦГА РСО-А. ФР. 41. Оп. 2. Д. 1.
11. ЦГА РСО-А. ФР. 47. Оп. 1. Д. 155.
12. Горская правда. 1922. 26 ноября. № 271.
13. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941: Документы и фотоматериалы. М., 1996.
14. Дзапарова Е. Б. Харлампий Цомаев и православная культура Осетии. Владикавказ, 2010.
Документы подготовлены к публикации С. А. Хубуловой, Б. А. Синановым, А. Т. Царикаевым
14® [шмжяа аштая 1© (Щ шз