Научная статья на тему 'Отношение молодежи к высшему образованию (по материалам социологического опроса студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана)'

Отношение молодежи к высшему образованию (по материалам социологического опроса студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1082
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарный вестник
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЕЖИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рысина Татьяна Васильевна, Бузмакова Жанна Леонидовна, Мальцева Анастасия Игоревна

Отечественное высшее образование переживает сложный период существенного реформирования. Многие учебные заведения высокого уровня перестали удовлетворять запросы рынка труда и экономики как в структурном отношении, так и с точки зрения качества подготовки специалистов. Ситуация в ведущих известных вузах рассмотрена на примере Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, выпускники которого всегда имели вес в отечественной экономике. Рассматривается вопрос: соответствует ли вуз постоянно меняющимся потребностям экономики, и что помогает его выпускникам уверенно чувствовать себя на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attitude of Young People to Higher Education (Based on Sociological Survey of Baumanstudents)

Domestic higher education endures the difficult period of essential reforming. Thus many educational an institution of high level ceased to satisfy inquiries of a labor market and economy, both in the structural relation, and from the point of view of quality of training of specialists. Situation in leading known Higher Education Institutions it is considered on the example of the Moscow State Technical University of AD Bauman which graduates were always appreciated in domestic economy. Whether there corresponds Higher Education Institution to constantly changing requirements of economy and what helps his graduates to feel surely on a labor market?

Текст научной работы на тему «Отношение молодежи к высшему образованию (по материалам социологического опроса студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана)»

УДК 378; 378.18; 316.454

Отношение молодежи к высшему образованию (по материалам социологического опроса студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана)

© Т.В. Рысина, Ж.Л. Бузмакова, А.И. Мальцева МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Отечественное высшее образование переживает сложный период существенного реформирования. Многие учебные заведения высокого уровня перестали удовлетворять запросы рынка труда и экономики как в структурном отношении, так и с точки зрения качества подготовки специалистов. Ситуация в ведущих известных вузах рассмотрена на примере Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, выпускники которого всегда имели вес в отечественной экономике. Рассматривается вопрос: соответствует ли вуз постоянно меняющимся потребностям экономики, и что помогает его выпускникам уверенно чувствовать себя на рынке труда.

Ключевые слова: высшее образование, научно-исследовательская работа, трудоустройство молодежи, качество образования.

В нашей стране всегда было престижно получать высшее образование, а в последние годы с учетом потребности осуществить переход к экономике нового типа — экономике знаний — число поступающих в высшие учебные заведения заметно выросло.

Среди факторов экономического роста все больший акцент делается на инвестиции в человеческий капитал, включая, прежде всего инвестиции в образование. Этого требует и взятый курс на модернизацию практически всех сфер человеческой деятельности.

При переходе к рыночным отношениям возник вопрос о создании конкурентных рынков труда и прежде всего рынков высококвалифицированной рабочей силы, способной решать самые сложные задачи в сфере новейших, прорывных технологий, которые позволят изменить структуру российской экономики, переориентировать ее на инновационный путь.

Решение этих задач — дело сложное и не слишком быстрое, поэтому ориентир на будущее развитие предполагает последовательное подключение к этому процессу все новых молодых поколений. Каково качество будущих инженеров, с какими проблемами при выборе профессии им приходится сталкиваться, мы попытались разобраться, проведя социологическое исследование среди студентов 1-6 курсов МГТУ им. Н.Э. Баумана. В исследовании приняли участие 142 сту-

дента четырех факультетов («Инженерный бизнес и менеджмент», «Фундаментальные науки», «Машиностроительные технологии», «Радиоэлектроника и лазерная техника»).

Опрос студентов осуществлялся в соответствии со специально разработанной программой (см. приложение) при чтении курса «Экономика» и спецкурса «Регулирование социальных процессов». Опросный лист включал вопросы объективного характера, а также ответы на поставленные вопросы, имеющие отношение к оценке качества образования, трудоустройству молодежи. Особый акцент в анкете был сделан на отношении будущих инженеров и менеджеров к предстоящему трудоустройству.

Общеизвестно, что система преподавания в МГТУ им. Н.Э. Баумана базируется на реализации принципа «образование через науку», признанного во всем мире как «русский метод обучения инженеров». В его основе лежат углубленное изучение фундаментальных наук и профессиональная практическая подготовка, включая зарубежные стажировки. Известны успешные связи университета с ведущими высшими учебными заведениями Германии, Франции, Италии, США, Китая и других стран. Наш университет повысил свой статус, став с октября 2009 г. национальным исследовательским центром.

Выпускники университета востребованы национальной экономикой, к ним проявляют интерес лучшие российские и зарубежные компании. Это и понятно, ведь МГТУ им. Н.Э. Баумана ориентирован на самые передовые направления науки и техники. Однако, даже будучи выпускниками столь известного учебного заведения, многие молодые люди сталкиваются с проблемой трудоустройства и социальной адаптации. Частично разобраться с причинами этих проблем позволяют анализ итогов и обобщение результатов опроса студентов-бауманцев.

Из 142 проанкетированных студентов 104 были студентами 1-4 и 38 — студентами 5-6 курсов. Среди них 80 юношей и 62 девушки. Следует отметить, что в последние годы среди поступающих в «Бау-манку» становится все больше девушек, наибольшее равновесие наблюдается с первых курсов.

Из общего числа опрошенных студентов 58 человек окончили общеобразовательные школы, 84 — специализированные физико-математические школы и лицей при МГТУ им. Н.Э. Баумана. Часть абитуриентов (25 %) занимались перед поступлением в университет на специальных курсах при вузе. Эти сведения говорят о том, что молодые люди делают осознанно свой профессиональный выбор, ориентируясь на различную информацию. Очень важно, что доля тех, кто перед поступлением в вуз окончил физико-математические школы, увеличивается за счет не только московских, но и региональных

абитуриентов. И все равно соотношение московских абитуриентов к «провинциалам» не в пользу регионов, соответственно 70 % против 30 %.

Для нас было важно выяснить, каким образом молодыми людьми был сделан выбор в пользу нашего вуза. Так, анализ опроса показал, что почти половина опрошенных (47,6 %) выбрали местом получения высшего образования МГТУ им. Н. Э. Баумана, ориентируясь на престиж и известность данного учебного заведения. Около 12 % опрошенных студентов выбрали наш университет по совету родителей, друзей или знакомых. Оставшаяся часть поступила по специальным направлениям из регионов.

Анкетный лист содержал вопрос об отношении студентов к научной работе, участии их в практических экспериментах. Как выяснилось, лишь 14 % опрошенных занимаются научными работами, участвуют в опытах, пишут научные статьи, выступают с докладами на конференциях и научных семинарах. Больше всего студентов интересуются наукой на факультете «Фундаментальные науки» (1/3 опрошенных), а вот на факультете «Машиностроительные технологии» таких не оказалось вовсе. Среди всех опрошенных студентов менее 15 % (20 человек) принимали участие в научно-исследовательских разработках, что чрезвычайно мало для университета такого уровня.

Очевидно, что недостаточный интерес к научно-исследовательской работе в стенах вуза можно объяснить несколькими причинами. Нам представляется, что одна из них обосновывается не только интересами студентов, их занятостью учебой в рамках соответствующих стандартных программ, но и слабой мотивацией со стороны преподавателей, которые порой не умеют заинтересовать и «зажечь» студентов своей дисциплиной и соответствующими научными исследованиями.

Кроме того, студенты интересуются экспериментами в лабораториях, на предприятиях, но вуз не может по разным причинам предоставить им соответствующее оборудование, механизмы, испытательные стенды. Очевидно, что в учебном процессе допускается серьезный разрыв между теорией и практикой. На этот факт указывают данные опроса самих студентов. Большинство из них отмечали в качестве серьезного недостатка в процессе обучения перевес теоретических знаний по сравнению с практическими навыками и умениями.

Возможно, именно в связи с этим столь привлекательным для студентов становится совмещение учебы с работой. Из 142 опрошенных студентов немногим меньше половины работают. Работающих юношей в 2 раза больше, чем работающих девушек. Можно предположить, что ответственность и прилежание у студенток выше, чем у

молодых людей. Но, думается, дело не только в этом. Среди молодых людей больше тех, кто уже начал самостоятельную жизнь, вышел из родительского гнезда и стремится скорее начать профессиональную деятельность.

Полученные в ходе опроса данные свидетельствуют о том, что к старшим курсам уже до 80 % студентов совмещают работу с учебой. При этом полную занятость имеют лишь 15 % студентов, а остальные работают неполную рабочую неделю (2, 3 или 4 рабочих дня в неделю).

На младших курсах студенты заняты работой лишь несколько часов в день. Видимо, в первые годы учеба является наиболее приоритетным видом занятий, ведь в первые два года углубленно изучаются наиболее сложные для усвоения дисциплины, требующие больших усилий, напряжения и затрат времени.

Из общего числа работающих студентов лишь 48 % работает по избранной в вузе специальности. Для студентов наиболее важным фактором при выборе работы является удобный график (так ответили половина работающих респондентов), на втором месте — величина заработной платы (24 % работающих из числа опрошенных выбрали этот критерий). На другие критерии — хороший коллектив, близость работы к дому и т. д. — ссылались остальные респонденты.

Для студентов-бауманцев определяющим при поиске работы является фактор интересной, содержательной работы. На это указала треть работающих студентов.

Важнейшей характеристикой удовлетворенности своей жизнью для студентов является уровень их денежных доходов. Из опрошенных студентов большинство (57 %) получали стипендию, среди работающих число получающих стипендию несколько меньше. Как показал опрос, большинство работающих студентов научились совмещать учебу с трудовой деятельностью, для них характерно более рациональное использование времени, что позволяет даже при пропусках занятий не допускать «хвостов» и пересдач.

Чуть больше половины студентов, которые вошли в нашу выборку, живут с родителями, однако треть уже живет отдельно, самостоятельно. Около 20 % студентов живет в общежитиях. Вполне естественно, что потребность в дополнительных заработках и трудоустройстве чаще проявляют те, кто живет самостоятельно и в общежитиях. Молодые люди, живущие с родителями, в меньшей степени стремятся найти работу, поскольку их «тылы» в период учебы прикрывают родители, оказывающие всестороннюю материальную поддержку.

В анкете был вопрос об отношении студентов-бауманцев к возможной эмиграции. Из общего числа опрошенных за границей хотят

работать 28 % (40 человек). Много это или мало? Ответ не может быть однозначным. Вполне естественно, что часть студентов хочет и может выехать для работы за рубеж. Их привлекают условия труда, уровень заработной платы, возможность работать на современном высокотехнологичном оборудовании. Однако большинство опрошенных не хотят покидать Родину, часть из них связывает свои профессиональные интересы с курсом на модернизацию и инновационное развитие, прежде всего на предприятиях оборонного комплекса, который в последние годы получает стабильные государственные заказы.

Часть сформулированных в анкетах вопросов направлена на выяснение отношения студентов к качеству образования, получаемого в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Менее половины опрошенных полагает, что качество образования в основном соответствует требованиям времени. Вместе с тем, значительная часть студентов высказала мнение, что качество образования в «Бауманке» лишь частично можно признать удовлетворительным. Наиболее критичными у студентов были замечания и предложения в части:

• необходимости улучшения материально-технической базы вуза: оснащение лабораторий современным оборудованием с целью проведения большего времени для разносторонних практических занятий; создание центров коллективного пользования современным оборудованием;

• расширения возможности для влияния самих студентов на процесс образования, в частности были высказаны пожелания самостоятельно выбирать часть изучаемых дисциплин;

• увеличения времени проведения практики на предприятиях, в научно-исследовательских организациях;

• повышения профессиональных компетенций части профессорско-преподавательского состава, прежде всего в расширении использования современных технологий в процессе обучения;

• увеличения продолжительности времени на ведение практических занятий, семинаров при сокращении времени на теоритические занятия (чтение лекций). Часть студентов высказалась за предоставление теоретических программ в электронном виде для самостоятельного изучения. Также были высказаны предложения изменить соотношение лекций и семинаров в семестре с 2:1 на 1:2;

• возврата к системе распределения выпускников университета и прежде всего тех, кто обучался за счет бюджетных средств;

• усиления связи учебы с производством начиная с первых курсов. Предлагается практиковать экскурсии на промышленные предприятия и в организации, которые давали бы студентам первые представления о рабочих местах, и т. д.

Таким образом, несмотря на относительно небольшую и не по всем факультетам выборку опрошенных, мы имеем реальную картину качественного состава студентов, оценку их мотивации в процессе обучения и последующего трудоустройства.

Более полные исследования будут проведены при подготовке магистерских диссертаций по темам: «Повышение эффективности образовательной деятельности государственных высших учебных заведений» и «Профессиональное ориентирование молодых специалистов как метод борьбы с безработицей».

ЛИТЕРАТУРА

[1] Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

[2] Беляков С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления. Москва, МАКС Пресс, 2009, 437 с.

[3] Бутенко О. Рынки труда и образовательных услуг вузов: необходимость взаимодействия в эпоху модернизации. Человек и труд, 2011, № 12, с. 20-21.

[4] Государство и образование: опыт стран Запада. Сборник обзоров. С.Л. Зарецкая, ред. Москва, ИНИОН, 1992, 126 с.

[5] Купцов В.И. Образование, наука, мировоззрение и глобальные вызовы XXI века. Санкт-Петербург, Алетейя, 2009, 428 с.

[6] Теличенко В. Для чего нужны национальные исследовательские университеты. Человек и труд, 2012, № 1.

[7] URL: http:/www.gks.ru/

[8] URL: http:/www.bmstu.ru/

Приложение

Анкета

Возраст (полных лет)_

Пол: М_Ж_

Семейное положение:_

Место постоянной регистрации (страна, республика, область, город)_

Место получения общего среднего образования_

Характеристика школы (обычная, специальная, с техническим уклоном и т. п.)_

Поступление и обучение в МГТУ (на платной основе, бесплатной, через олимпиаду

и т. д.)_

Факультет_

Специальность_

Участие в научной работе МГТУ и других центрах (укажите)_

Место проживания: отдельно_с родителями_в общежитии_другое (укажите) _

Получаете ли стипендию? да_нет_

Получаете ли социальную стипендию? да_нет_

Почему для получения высшего образования выбрали МГТУ?_

Устраивает ли Вас качество образования в МГТУ?_

Планируете ли Вы после окончания вуза остаться жить и работать в Москве?_

Работаете ли Вы? да_нет_

Вы работаете по специальности? да_нет_

Почему вы выбрали именно эту работу: устроила з/п_удобный график_

хороший коллектив_другое (укажите)_

Хватает ли Вам времени на подготовку к учебе? да_нет_

Хотели бы Вы уехать работать за границу? да_нет_

Что будет основным критерием при поиске работы: высокая з/п_интерес к

работе_возможность карьерного роста_другое (укажите)_

Ваши предложения по улучшению качества образования и трудоустройства

Статья поступила в редакцию 01.07.2013

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Рысина Т.В., Бузмакова Ж.Л., Мальцева А.И. Отношение молодежи к высшему образованию (по материалам социологического опроса студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана). Гуманитарный вестник, 2013, вып. 9. URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/socio/hidden/106.html

Рысина Татьяна Васильевна (1944). Окончила МИНХ им. Г.В. Плеханова (1966). Канд. экон. наук (1972), доцент кафедры «Экономическая теория» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Автор более 30 научных, учебных и учебно-методических работ общим объемом 20 п.л. Область научных интересов: социальное развитие; государственное управление социальной сферой; дифференциация доходов и потребления. e-mail: risin-43@mail.ru

Бузмакова Жанна Леонидовна (1989). Окончила факультет ИБМ МГТУ им. Н.Э. Баумана (2012). Магистрант кафедры «Экономическая теория». Область научных интересов: вопросы трудоустройства молодежи. e-mail: shanno4ka2006@mail.ru

Мальцева Анастасия Игоревна (1989). Окончила факультет ИБМ МГТУ им. Н.Э. Баумана (2012). Магистрант кафедры «Экономическая теория». Опубликовала одну печатную работу объемом 0,25 п.л. Область научных интересов: повышение качества высшего образования в России. e-mail: jerminall@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.