Научная статья на тему 'Откуда берутся новоиспеченные выпускники с опытом работы'

Откуда берутся новоиспеченные выпускники с опытом работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарный вестник
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ОПЫТ РАБОТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / УСПЕВАЕМОСТЬ / СОВМЕЩЕНИЕ РАБОТЫ И УЧЕБЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокуева Жанна Михайловна, Волкова Ксения Вячеславовна

Проведен анализ результатов опроса студентов различных вузов на предмет их заинтересованности и возможности совмещения учебы с работой. Показано, что такая заинтересованность существует, но имеется проблема с трудоустройством студентов по получаемой специальности. Предложены меры по поддержке профессионального роста студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Where the new graduates with work experience come from

The article gives the analysis of survey results carried out among students from various universities. The article considers students' interests and opportunities to combine study and work. The findings show that such an interest exists. However, there is a problem with students' employment in their specialty. The article proposes the measures to support students' professional growth.

Текст научной работы на тему «Откуда берутся новоиспеченные выпускники с опытом работы»

УДК 331.5

DOI 10.18698/2306-8477-2016-04-3 55

Откуда берутся новоиспеченные выпускники с опытом работы

© Ж.М. Кокуева, К.В. Волкова МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Проведен анализ результатов опроса студентов различных вузов на предмет их заинтересованности и возможности совмещения учебы с работой. Показано, что такая заинтересованность существует, но имеется проблема с трудоустройством студентов по получаемой специальности. Предложены меры по поддержке профессионального роста студентов.

Ключевые слова: студенты, трудоустройство, опыт работы, профессиональный рост, успеваемость, совмещение работы и учебы.

Выпускникам зачастую бывает сложно найти работу сразу после получения диплома. Для решения этой проблемы студентам приходится начинать работать до окончания вуза, чтобы, закончив обучение, иметь за плечами некоторый опыт и быть более привлекательными кандидатами на рынке труда.

Речь идет об опыте работы не только в профилирующей области, но и в любой другой организации, говорящем о том, что потенциальный сотрудник прошел первичную адаптацию [1, 2]: в частности, знает основы работы с оргтехникой, привык к соблюдению рабочего распорядка, понимает основы субординации и т. д. Работодатель также может связаться с руководством потенциального сотрудника с предыдущего места работы и узнать о его профессиональных качествах, дисциплинированности и пр. По этой причине студенты зачастую стараются совмещать учебу с работой [3]. Исследованию данного явления и посвящена предлагаемая статья.

В ходе исследования были опрошены 92 студента различных вузов России и Европы, включая МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГУ им. М.В. Ломоносова, Пермский национальный университет, МФТИ, Tallinn University of Technology (г. Таллин, Эстония), VSFS (г. Прага, Чехия) и др. Охвачена аудитория, состоящая на 5 % из студентов 1-го и 2-го курсов бакалавриата, на 34 % — из 3-го и 4-го курсов бакалавриата, на 28 % — из 4-6-го курсов специалитета, на 32 % — из 1 -го и 2-го курсов магистратуры.

Респондентам были заданы вопросы на тему их текущей занятости, связана ли их работа с получаемым образованием и как она влияет на результаты их учебного процесса.

На рис. 1 представлено распределение ответов на вопрос, работают ли респонденты в настоящее время.

Нет

47%

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Работаете ли вы в настоящее время?»

Среди тех, кто ответил, что не работают, большинство (58 %) указало причиной этого нехватку времени. Порядка 31 % опрошенных пока не могут устроиться на работу и у 11 % отсутствует желание работать.

Итак, почти 90 % опрошенных студентов озабочены своим трудоустройством, при этом 57 % студентов работают не по той специальности, которую получают в университете (рис. 2).

Это может быть обусловлено следующими причинами:

— нет возможности устроиться на работу по специальности из-за отсутствия практического опыта, требуемого на конкретном предприятии;

— студенты уже разочарованы в получаемой специальности.

Для решения данной проблемы можно предложить усилить участие школ и вузов в процессе профессиональной ориентации будущих работников, например, следующим образом:

— организовать в университетах сотрудничество с предприятиями, которые смогут трудоустраивать студентов, не имеющих оконченного высшего образования, на работу с гибким графиком;

— проводить в школах периодические встречи с представителями разных профессий.

Нет

57%

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Ваша работа связана с получаемой специальностью?»

Вторая часть исследования посвящена выявлению проблем студентов, которые работают и учатся одновременно. Совмещение учебы с работой может носить как положительный, так и отрицательный характер [4].

Большинство респондентов не испытывают сильных затруднений, совмещая работу с учебой, и вынуждены отпрашиваться с того или иного места пребывания лишь иногда (рис. 3, 4). Это говорит не только о лояльности работодателя к сотрудникам, совмещающим свою деятельность с учебой в вузе, но и о заинтересованности работодателя в повышении уровня профессиональных компетенций.

Рис. 3. Распределение ответов на во- Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Приходилось ли вам отпраши- прос «Случалось ли, что вы пропускали ваться с работы для решения вопросов занятия из-за срочных дел на работе?» по учебе?»

Что касается общей успеваемости в университете, то, по данным опроса, в целом работа не вредит учебе в вузе, а в 10 % случаев студенты отмечают тот факт, что с началом рабочей деятельности их успеваемость улучшилась (рис. 5).

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос «Как изменилась ваша успеваемость в университете, когда вы начали работать?»

Положительная тенденция наблюдается в оценке студентами пользы работы для освоения учебных материалов, получаемых в университете (рис. 6). Однако 53 % респондентов не хватает свободного времени для отдыха (рис. 7).

Рис. 6. Распределение ответов на во- Рис. 7. Распределение ответов на вопрос «Помогает ли практический прос «Хватает ли вам свободного вре-опыт работы усвоению теоретических мени для отдыха?»

материалов, получаемых в процессе обучения?»

Все перечисленные факторы указывают на то, что совмещение работы с учебой не только возможно, но еще и оказывает благоприятное влияние на успехи студентов.

Отметим, что большая часть респондентов устроилась на работу собственными усилиями, без помощи профилирующей кафедры. Это значит, что преподавателям вузов и руководителям предприятий необходимо поддерживать инициативу учащихся, оказывать помощь в трудоустройстве на время обучения с последующим трудоустройством на постоянной основе. Такая кооперация приведет к появлению уверенных в себе и способных к активной рабочей деятельности молодых людей, даже если они только получили диплом о высшем образовании.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Буганова А.А., Волкова К.В., Кораблева Д.В., Уфельманн В.Д., Хабарова О.Д. Трудоустройство выпускников МГТУ: мифы и реальность. Молодежный научно-технический вестник. МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2015, № 8. URL: http://sntbul.bmstu.ru/doc/793080.html (дата обращения 15.02.2016).

[2] Рысина Т.В., Бузмакова Ж.Л., Мальцева А.И. Отношение молодежи к высшему образованию (по материалам социологического опроса студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана). Гуманитарный вестник, 2013, № 9. URL: http://hmbul.ru/catalog/hum/socio/106.html (дата обращения 15.02.2016).

[3] Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов. Вопросы образования, 2014, № 2.

URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovmeschenie-ucheby-i-raboty-studentami-rossiyskih-vuzov (дата обращения 15.02.2016).

[4] Янбарисова Д.М. Работа во время учебы в вузах Татарстана: влияет ли она на успеваемость? Вопросы образования, 2014, № 1. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/rabota-vo-vremya-ucheby-v-vuzah-tatarstana-vliyaet-li-ona-na-uspevaemost (дата обращения 17.02.2016).

Статья поступила в редакцию 27.04.2016

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Кокуева Ж.М., Волкова К.В. Откуда берутся новоиспеченные студенты с опытом работы. Гуманитарный вестник, 2016, вып. 4. http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2016-04-355

Кокуева Жанна Михайловна окончила МВТУ им. Н.Э. Баумана и Академию народного хозяйства при Правительстве РФ. Канд. техн. наук, доцент кафедры «Менеджмент» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Область научных интересов: менеджмент, управление персоналом, управление проектами. е-mail: kokueva@gmail.com

Волкова Ксения Вячеславовна — студентка кафедры «Менеджмент» МГТУ им. Н.Э. Баумана. е-mail: kv.volkova93@gmail.com

M.M. KoKyeea, K.B. BonKoea

Where the new graduates with work experience come from

© Zh.M. Kokueva, K.V. Volkova Bauman Moscow State Technical University, Moscow, 105005, Russia

The article gives the analysis of survey results carried out among students from various universities. The article considers students' interests and opportunities to combine study and work. The findings show that such an interest exists. However, there is a problem with students' employment in their specialty. The article proposes the measures to support students' professional growth.

Keywords: students, employment, work experience, professional development, academic performance, the combination of work and study.

REFERENCES

[1] Buganova A.A., Volkova K.V., Korableva D.V., Ufelmann V.D., Khabarova O.D. Molodezhny nauchno-tekhnichesky vestnik of BMSTU — Youth Scientific and Technical Bulletin of BMSTU, 2015, no. 8. Available at: http://sntbul.bmstu.ru/doc/793080.html (accessed February 15, 2016).

[2] Rysina T.V., Buzmakova ZH.L., Maltceva A.I. Gumanitarnyi vestnik — Humanities Bulletin, 2013, issue 9. Available at: http://hmbul.ru/catalog/hum/socio/106.html (accessed February 15, 2016).

[3] Roschin S.Yu., Rudakov V.N. Voprosy obrazovaniya — Education Matters, 2014, no. 2. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/sovmeschenie-ucheby-i-raboty-studentami-rossiyskih-vuzov (accessed February 15, 2016).

[4] Yanbarisova D.M. Voprosy obrazovaniya — Education Matters, 2014, no. 1. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/rabota-vo-vremya-ucheby-v-vuzah-tatarstana-vliyaet-li-ona-na-uspevaemost (accessed February 17, 2016).

Kokueva Zh.M., Cand. Sci. (Eng.), Assoc. Professor, Department of Management, Bauman Moscow State Technical University. Research interests are management, human resource management, project management. e-mail: kokueva@gmail.com

Volkova K.V., undergraduate, Department of Management, Bauman Moscow State Technical University. e-mail: kv.volkova93@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.