УДК 32.019.5
Отношение молодежи к политике, выборам и источникам политической информации (по итогам социологического исследования)
Лаптев В.В.
Кандидат социологических наук, доцент
кафедры связей с общественностью и прикладной политологии Казанского (Приволжского) федерального университета
Морозова Г.В.
Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой связей с общественностью и прикладной политологии Казанского
(Приволжского) федерального университета
Мюллер Д.Г.
Кандидат политических наук, доцент
кафедры связей с общественностью и прикладной политологии Казанского (Приволжского) федерального университета
В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в октябре 2018 г. кафедрой связей с общественностью и прикладной политологии Казанского федерального университета с целью выявления уровня политического участия молодежи, а также предпочтений молодежи относительно выбора источников политических новостей в СМИ и причин их выбора. В ходе исследования было опрошено 1318 респондентов в возрасте от 14 до 29 лет. Рассматриваются вопросы отношения молодежи к институту выборов, политике, а также особенности использования молодежью источников политической информации.
Ключевые слова: молодежь, институт выборов, политическое участие, источники политической информации.
В условиях продолжающейся трансформации информационной среды современного общества анализ источников и способов получения политической информации, отношения граждан к институту демократических выборов, а также политике в целом становятся главными проблемами организации эффективного процесса политической коммуникации и в конечном счете развития политической системы в целом. В этих условиях социологический мониторинг отношения россиян к политическим 230
институтам и процессам, изучение предпочтительных способов и каналов получения информации о политической жизни общества призван дать ответы на животрепещущие вопросы о развитии российского общества, наметить пути повышения политической активности граждан, что, в свою очередь, является необходимым условием стабильного существования и развития общества.
Особое место в изучении данного круга проблем должно быть отведено молодежи, играющей важ-
ную роль в долгосрочном развитии социально-политических процессов в стране. Отношение молодежи к политической коммуникации и политике в целом является остроактуальной проблемой для современного общества и государства, поскольку именно от конкретной позиции молодежи зависит будущее социально-политическое развитие общества. Политические взгляды и самосознание молодых людей, в свою очередь, определяют судьбу и будущее государства в целом. Следует отметить при этом, что современная «модель» взаимодействия между молодежью и политической системой общества далека от идеала. Молодежь в целом проявляет довольно низкую политическую активность, что, с одной стороны, достаточно типично для большинства развитых демократических стран Запада, а с другой - представляет существенную угрозу для процесса легитимации существующей политической системы в средне- и долгосрочном периоде [1; 2]. В то же время современная российская молодежь активно интересуется вопросами, связанными с публичной политикой, а текущие социально-экономические условия обуславливают рост интереса к политической повестке со стороны молодежной аудитории [2; 3]. Политические и электоральные предпочтения современной молодежи являются объектом целого ряда научных исследований и соответствующих публикаций [2; 4-6]. Изменения в медиасфере обуславливают постоянный рост значения новых каналов получения политической информации, при этом именно молодежь оказывается той аудиторией, которая в первую очередь обращает внимание на новые формы и каналы передачи общественно-политической информации. При этом российская молодежь проявляет относительно невысокую готовность к участию в выборах, как, впрочем, и к участию в любых других формах политического участия. При этом политический абсентеизм российской молодежи не является свидетельством отсутствия интереса к политике или отсутствия соответствующей позиции. В этой связи исследование особенностей отношения молодежи к политическим институтам и источникам политической информации представляется остроактуальной задачей.
Осенью 2018 г. кафедрой связей с общественностью и прикладной политологии Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета в рамках НИР «Отношение молодежи к политике, выборам и источникам политической информации» было проведено социологическое исследование, целью которого было выявление уровня политического участия молодежи, а также предпочтений молодежи относительно выбора источников политических новостей в СМИ и причин их выбора.
Социологическое исследование было проведено в период с 10 по 24 октября 2018 г. в Казани. В
качестве генеральной совокупности были выбраны молодые люди в возрасте 14-29 лет, проживающие в Казани. По данным портала «Открытый Татарстан», на начало 2018 г. в Казани в данной возрастной группе было зарегистрировано 126393 человека. В ходе опроса была сформирована квотная выборка, репрезентативная в возрастном отношении. Из 126393 человек было выбрано 1318 человек [7]. Доверительная вероятность составила 97 %; доверительный интервал - 3 %. Участниками опроса выступали студенты вузов Казани, обучающиеся по бакалаврским и магистерским образовательным программам, студенты 3-5 курсов средних профессиональных учебных заведений Казани, а также учащиеся 9-11 классов общеобразовательных школ Казани.
Задачами исследования были: изучение степени заинтересованности молодежи в обсуждении вопросов, связанных с политической повесткой дня; изучение отношения молодежи к институту выборов; анализ отношения молодежи к работе избирательных комиссий, а также выявление предпочтительных для молодежи источников получения политической информации.
Методом сбора первичной социологической информации в ходе исследования был выбран массовый анкетный опрос.
Согласно результатам опроса, менее половины респондентов (40,1 %) интересуются политикой. При этом в иерархии предпочитаемых видов информации политическая информация является абсолютным аутсайдером (3,2 %), уступая всем прочим видам (лидер - развлекательная информация, второе место - информация познавательного характера). Обращает на себя внимание тот факт, что при ответе на вопрос «Как часто Вы читаете новости на политические темы?» 33 % опрошенных ответили отрицательно, а 44,3 % респондентов связали свой интерес с крупными политическими событиями. Менее 10 % регулярно участвуют в обсуждении новостей на политические темы, в то время как чуть менее трети (32 %) респондентов делают это эпизодически.
В целом следует отметить, что молодежь равнодушна как к информации политического характера, так и конкретным российским публичным политикам. При ответе на вопрос «Читаете ли Вы блоги/ посты политических деятелей?» половина опрошенных (50,5 %) ответила отрицательно; 39,4 % - просматривает иногда и лишь 7,6 % обсуждает такие темы с друзьями. В целом в иерархии жизненных интересов политика занимает лишь пятое место (13,8 %), уступая семье (81,3 %), работе (65,5 %), образованию (64,3 %), досугу (59,1 %) и опережая лишь религию (5,7 %).
Можно сделать вывод, что интерес к политической информации у респондентов носит ситуаци-
онный характер и связан в основном с крупными общественно-политическими событиями.
47,2 % респондентов, имеющих право голоса, не принимают участия в выборах; лишь 18,5 % ходят на выборы регулярно. Подавляющее большинство из респондентов, не принимающих участия в выборах (42 %), объясняют этот факт отсутствием кандидатур, которые бы отражали их интересы, 26 % - не видят смысла, поскольку полагают, что их голос ничего не решит. 13 % не знают за кого голосовать, а 9 % опрошенных выражают таким образом протест.
36,9 % опрошенных, принимающих (регулярно или эпизодически) участие в выборах, выражают тем самым свою гражданскую позицию, а 26,7 % делают это из интереса. Следует отметить, что среди «причин-аутсайдеров» у молодежи ответы «за компанию» (5,1 %) и «из чувства долга» (3,1 %).
Таким образом, для голосующей молодежи приоритетным мотивом для участия в выборах является возможность свободно заявить о своей собственной политической позиции. При этом очевидным является отсутствие у российских политических сил (партий и публичных политиков) внятной и привлекательной программы работы с данной частью электората.
По отношению к работе избирательных комиссий отношение молодежи носит достаточно противоречивый характер. С одной стороны, большая часть респондентов (33 %) не испытывает «информационного голода» во время проведения выборов и полагает, что предоставляемой информации вполне достаточно. 39,4 % опрошенных имеют представление о деятельности избирательных комиссий, а также полагают, что знают свои избирательные права. Подавляющее большинство (68,7 %) молодых людей знают о том, где находится их избирательный участок. Среди наиболее «востребованной» о деятельности избирательной комиссии опрошенные отметили информацию о кандидатах (28,6 %) и партиях (24,4 %), участвующих в выборах.
С другой стороны, 54,2 % респондентов не интересуются работой избирательных комиссий (менее трети интересуется иногда); половина опрошенных (50,2 %) не интересуется возможностью собственного участия в работе избиркомов. Также 45,3 % опрошенных хотели бы видеть в социальных сетях больше информации о функционировании института выборов. Особо следует выделить тот факт, что 26,6 % респондентов в качестве наиболее актуальной информации о реализации избирательных прав назвали информацию о порядке подачи жалоб на нарушения. 28,8 % (лидер по количеству ответов) опрошенных на вопрос «Что в работе избирательных комиссий с молодежью Вы считаете главным?» дали ответ - «нужны честные выборы». Помимо этого, 29,1 % опрошенных (первое место по числу ответов) отрицательно относятся к различного рода 232
розыгрышам вблизи избирательных участков, расценивая это в качестве подкупа избирателей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что отношение молодежи к работе избирательных комиссий тесно связано с общими представлениями о политике и слабо соотносится с конкретными мероприятиями, проводимыми избирательными комиссиями.
Относительно предпочитаемых молодежью источников получения политической (как, впрочем, и любой иной) информации можно с уверенностью говорить о приоритете онлайн-информирования. Так, 90,4 % респондентов предпочитают искать актуальную информацию в сети Интернет, на втором месте (27,3 %) - телевидение, пресса отмечена в таком качестве лишь в 5,4 % ответов, а радио - в 3,9 %. Среди социальных сетей наибольшей популярностью пользуются Vkontakte, Instagram и Twitter
- 88,4 %, 80,8 % и 20,4 % соответственно. Наиболее популярными мессенджерами для молодежи являются Whatsapp (82,5 %), Telegram (52,2 %), а также мессенджер VKontakte (34,5 %).
72,2 % опрошенных именно Интернет (включая соцсети) называют основным источником получения политической информации. Телевидение и радио в качестве источников политической информации указали только 12,8 % респондентов, печать
- 1 %, еще 5,7 % респондентов указали, что получают политическую информацию от родителей. Работа по построению коммуникации в Интернете, таким образом, является наиболее перспективной с точки зрения привлечения внимания данной демографической группы. Следует, однако, отметить, что более половины от общего числа респондентов (51,5 %) затруднились с ответом на вопрос, «Доверяете ли Вы информации из официальных источников сети Интернет?». Лишь 23,6 % ответили утвердительно, а 24,9 % опрошенных ей не доверяют.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что современная молодежь достаточно негативно относится к любым формам прямой политической рекламы и пропаганды. Главными мотивами молодежи в процессе общения, в том числе и политического, являются свободный обмен информацией и возможность его самостоятельного производства.
Литература:
1. Аржаных Т.Ф., Панкратова Е.В. Электоральное поведение студенческой молодежи в избирательном процессе современной России // SOCIOLOGIE CLOVEKA, Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o. - Prague, 2016. -P. 48-50.
2. Вакуленко А.С. Общественное мнение и выборы: региональная специфика электорального поведения молодежи // Социально-гуманитарный вестник. Краснодарский центр научно-технической информации (ЦНТИ), 2011. - С. 14-16.
3. Жиркова С.К. Политическая активность и электоральное поведение молодежи. // Материалы XXI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной науки», Таганрог, 24 октября 2013 г. - Таганрог: «Перо», 2013. - С. 207-209.
4. Мюллер Д.Г., Фатыхова Д.Р. Проблемы современной российской экономики глазами студенческой молодежи: по результатам социологического исследования // Международный научно-исследовательский журнал (International Research Journal). - 2016. - № 5. - С. 126-128.
5. Ногаева А.О. Мотивация электорального поведения молодежи // Сборник статей Международной научно-практической конференции, г. Пенза, 10 декабря 2015. - Уфа, 2015. - С. 71-75.
6. Сафонова С.Г., Покутняя И.А. Электоральное поведение российской молодежи в современных условиях // Проблемы модернизации современного образования. Материалы международной научно-практической конференции, 24 октября 2014 г. - Донской государственный аграрный университет, 2014. - С. 126-128.
7. Сведения о численности населения Республики Татарстан по возрастным группам (на начало года), человек. - URL: https://open.tatarstan.ru/ reports/categories/10172161/reports/31714
The Attitude of Youth to Politics, Elections and Sources of Political Information:
Results of Sociological Research
V.V. Laptev, G.V. Morozova, D.G. Müller Kazan (Volga Region) Federal University
The article presents the results of a sociological study conducted in October 2018 by the Department of Public Relations and Applied Political Science at Kazan Federal University in order to identify the level of political participation of young people, as well as the preferences of young people regarding the choice of sources of political news in the media and the reasons for their choice. In the course of the study, 1318 respondents aged from 14 to 29 were surveyed. The attitudes of young people to the institution of elections and politics, as well as features of the use ofpolitical information by young people were revealed.
Key words: youth, electoral institution, political participation, sources of political information.