СОЦИОЛОГИЯ РЕГИОНА
129
М. В. ЮСКАЕВА
ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УНИВЕРСИТЕТА1
Ключевые слова: научно-педагогические кадры, благополучие, отношение к здоровью, субъективные оценки
Key words: scientific and pedagogical staff, prosperity, relation to health, subjective evaluations
Интерес к преподавателям высшей школы как объекту социологического изучения связан с тем, что эта социально-профессиональная группа играет важную роль в процессе становления инновационного общества, формирования его профессиональной структуры, новых поколений специалистов и др. Новый этап модернизации высшей школы, связанный с ее реформированием (переход на двухуровневую систему, новые образовательные стандарты, формирование вузов с новым статусом — национальный исследовательский и федеральный университеты), определяет социоструктурные условия профессиональной деятельности преподавателей, развития их человеческого капитала, одним из компонентов которого является здоровье.
Социологические исследования, касающиеся отношения к здоровью преподавателей, являются актуальной задачей социологии здоровья, социологии образования и социологии управления высшей школой. В последнее время наблюдается снижение показателей здоровья не только общества в целом, но и отдельных социально-профессиональных групп. Кроме того, отмечаются распространение негативных особенностей образа жизни у представителей разных поколений и воспроизводство негативных паттернов поведения через институт образования.
Как показывают современные исследования, переход от биомедицинской к социальной парадигме здоровья обус-
ЮСКАЕВА Марина Витальевна, аспирант кафедры социологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета.
ловлен рядом причин социоорганизационного и социокультурного характера. Первая причина — ограниченность ресурсов государства и сворачивание социальных программ с 90-х гг. ХХ в., что привело к доминированию декларационного сценария здоровьеобеспечения населения, когда оно в большей мере должно само отвечать за свое здоровье, а государство лишь помогать. Вторая причина связана с длительным функционированием государственной политики советского периода, идеологическим содержанием которой был лозунг «Прежде думай о Родине, а потом о себе», не позволяющий населению думать о собственном здоровье. Третья причина — усиление инструментальной ценности здоровья, когда его наличие способствует не только качественному выполнению профессиональных функций и ролей, но и позволяет быть адаптивным, мобильным, успешным.
Демократизация общественной жизни и распространение стандартов ведущих экономически развитых стран акцентировали внимание на «состоянии полного физического, психического и социального благополучия»2, признании в качестве объекта здравоохранения не только отдельного человека или населения в целом, но и конкретной социально-профессиональной группы.
Мы сделали попытку изучить здоровье преподавателей Национального исследовательского Мордовского государственного университета. Исследование проведено в 2011 г., его объектом стали преподаватели в возрасте от 25 до 70 лет ^ = 126; мужчин — 47 %, женщин — 53 %).
В ходе исследования важно было определить, какое место занимает ценность здоровья у различных возрастных групп преподавателей. Выяснилось, что значительная часть опрошенных осознает важность здоровья, считает необходимым его сохранять и поддерживать. Осознание здоровья как ценности обусловлено потребностью использовать ресурс здоровья как инструментальную ценность для удовлетворения материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой деятельности.
Выявлена достаточно противоречивая закономерность. Характер профессиональной деятельности преподавателя, необходимость выполнения им роли наставника для нового поколения формируют в его сознании преимущественно внешнюю (имиджевую) составляющую здоровья (85,6 %). В то
же время внутренняя мотивация к здоровому образу жизни возникает лишь при ухудшении его состояния (47,2 %). Незначительная доля респондентов указала, что уделяет большое внимание собственному здоровью, регулярно предпринимает меры по его укреплению (8,8 %, в основном это преподаватели старших возрастных групп). Массово проявлять о нем заботу преподавателям удается далеко не всегда (88,8 %).
Тенденция ухудшения состояния здоровья отмечается у значительной доли опрошенных преподавателей (40,0 %), причем основная часть, указавшая эту позицию, находится в возрасте от 41 года до 60 лет. Такая тенденция, на наш взгляд, обусловлена тем, что преподаватели этой возрастной категории, с одной стороны, достигают социальной и профессиональной зрелости, высокого уровня компетентности и обладают значительным опытом в своей профессиональной области, с другой — нерациональная организация их труда, увеличение объема научно-исследовательской и учебной нагрузки не компенсируются полноценным отдыхом. Поэтому у них чаще наблюдается повышение уровня заболеваемости, ухудшается состояние здоровья, снижается стрессоустойчивость.
Учитывая, что современный подход к здоровью — это не только учет физического состояния, но и психического и социального благополучия, приведем оценки их различных показателей. Преподаватели вуза входят в группу риска психосоматической заболеваемости, что во многом обусловлено значительными интеллектуальными нагрузками, влияющими на психику. Они же являются представителями социально-коммуникативных профессий системы «человек — человек», которые часто находятся под угрозой возникновения и развития синдрома «эмоционального выгорания», который возникает при длительном негативном воздействии социально-профессиональной среды (увеличение нагрузки, невысокий социальный статус, снижение престижа профессии, отсутствие профессиональной перспективы и т. д.).
Многие преподаватели университета испытывают нервное напряжение в процессе работы (82,2 %), при этом значительная часть оценивает это напряжение как высокое (40,0 %). В качестве основных причин, вызывающих ощущение напряжения в профессиональной деятельности, были отмечены большой объем нагрузки (67,0 %), низкий уровень
подготовки студентов (49,0 %), необходимость совмещать и подрабатывать (41,2 %), перманентное реформирование системы высшего образования (39,2 %).
Важным фактором социального благополучия преподавателей высшей школы является социально-экономическое положение, которое в настоящее время характеризуется несоответствием (рассогласованием) таких элементов статуса, как уровень образования и дохода. Так, при высоком образовательном уровне отмечаются невысокие показатели престижа профессии и, соответственно, дохода у этой категории. Поэтому преподаватели вынуждены выполнять нетипичные для них виды деятельности либо прибегать к множественной занятости: значительная их доля активно включена во вторичную занятость в академическом секторе высшей школы (60,0 %) либо в других секторах экономики (20,0 %). Таким образом, наблюдается усиление инструментальной составляющей здоровья, ее значимости для академической и карьерной мобильности, множественной занятости.
Несмотря на предпринятые правительством меры по модернизации института здравоохранения в России, качество медицинских услуг государственной системы здравоохранения продолжает оставаться на невысоком уровне. В связи с этим среди преподавателей получили распространение практики девиантных стратегий при необходимости получения медицинской помощи (обращение на поздних стадиях заболевания, самолечение). Таким образом, неизбежные потери времени в поликлиниках, низкое качество бесплатной медицины (диагностика и лечение), платные медицинские услуги, а также невысокий уровень материального достатка, отсутствие свободного времени у преподавателей вуза обуславливают тенденцию обращения за медицинской помощью только в случае крайней необходимости (52,5 %).
Так, по данным исследования, ненормированный рабочий день (77,1 %), неполноценное питание во время рабочего дня (60,9 %), оформление больничных листов лишь в случае крайней необходимости (52,5 %) воспринимаются преподавателями как норма их профессиональной деятельности. Отказ от отдыха в отпускной период (55,7 %), минимизация свободного времени и переключение на деятельность, не связанную с профессией (63,1 %), выступают, скорее, вынужденными мерами ради достижения карьерного роста,
поддержания своего уровня жизни, которые на самом деле представляют собой форму эксплуатации здоровья.
Здоровье тесно связано с социальными ресурсами, социальным капиталом (образование, социальное окружение, культурные потребности) индивида или группы. С ним связаны как благоприятные физиологические реакции, которые выступают источником информации, мотивации, импульса и побуждают человека заботиться о своем здоровье, так и неблагоприятные, которые провоцируют возникновение стрессов, деструктивных социальных практик.
Трансформационные процессы, происходящие в российском обществе, модернизация высшей школы ведут к появлению феномена социальной дезадаптации у определенной части научно-педагогических кадров. Этот процесс характеризуется перманентной статусной рассогласованностью у преподавателей, не способных к проявлению инициативы, социальной активности и мобильности. Как следствие, появляется угроза утраты ими социальных и профессиональных перспектив, неудовлетворенности профессиональной деятельностью, что сказывается на ухудшении показателей здоровья. Кроме того, происходит снижение социальной ответственности преподавателей за собственное здоровье, воспроизводятся негативные социальные паттерны поведения, являющиеся отрицательным примером для молодежи.
Таким образом, здоровье научно-педагогических кадров высшей школы — актуальный и многоаспектный предмет изучения. Проблема его сохранения, поддержания и укрепления, воздействие на которое оказывает профессиональная и социокультурная среда, должна стать основой эффективной социальной политики современной высшей школы, ее стратегической задачей, поскольку именно от деятельности и личного примера преподавателя в большей степени зависит успешность социализации и профессионализации молодого поколения.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Работа выполнена при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2010—2013 годы. Государственный контракт № 14.740.11.0225.
2 Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения. URL: http://www.who.int/entity/ru (дата обращения: 15.05.2012).
Поступила 04.07.12.