Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ'

ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
168
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ / СТОИЦИЗМ / ЭПИКУРЕИЗМ / РАЦИОНАЛИЗМ / ИРРАЦИОНАЛИЗМ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ»

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2021»

отношение к смерти в европейской философской традиции

Завьялова Е. Д., Федоринова А. А.

Научный руководитель: к.ф.н, доцент Соловьева Г.В. Кафедра гуманитарных дисциплин и биоэтики

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

контактная информация: Завьялова Екатерина Дмитриевна, студентка 2 курса, лечебный факультет. e-mail: zavyalova.ecaterina@yandex.ru

ключевые слова: отношение к смерти, стоицизм, эпикуреизм, рационализм, иррационализм, экзистенциализм.

Актуальность исследования: большинство философов уделяло значительное внимание проблеме смерти. Она является одной из самых актуальных в философии.

цель исследования: анализ представлений философов разного времени о смерти, нахождение связи между идеями и их типологизация.

Материалы и методы: был проведён анализ работ философов Античности, Средних веков, Возрождения, эпохи Просвещения и Нового времени, а также современных философов.

Результаты: феномен смерти всегда был в центре внимания философов. Уже в античности Сократ и Эпикур обладали противоположными воззрениями на смерть. Сократ рассуждал, что смерть относится только к телу, в то время как душа бессмертна, Эпикур же утверждал, что смерть есть ничто, так как человек с ней не встречается. Марк Аврелий призывал принимать смерть как благо, не презирать ее, ведь она есть нечто, чего желает природа. Философы Средневековья трактуют смерть теологически, осознавая её через систему христианских ценностей. Философ эпохи Возрождения Мишель де Монтень писал, что из всех человеческих бед, единственная, от которой нельзя убежать, — это смерть, а страх смерти — единственная помеха счастью. В начале Нового времени Фрэнсис Бэкон говорил, что умереть так же естественно, как и родиться, а чувство страха смерти выполняет важную функцию для сохранения жизни. Томас Гоббс в эпоху Просвещения поддерживал идею Бэкона: сущность человека заключается в его стремлении к самосохранению. Артур Шопенгауэр считал, что если бы не было смерти, то люди не стали бы философствовать. Жан-Поль Сартр говорил, что смерть абсолютна и абсурдна, она же — единственная справедливость, ибо способна уравнять всех людей, независимо от чина и происхождения.

Выводы: конечность жизни человека всегда привлекала внимание мыслителей, но в понимании этого вопроса нет единства. Наше исследование показало, что у философов одного времени и эпохи может быть как разное, так и схожее отношение к смерти, поэтому определять идеи философов как специфичные для конкретного периода некорректно. Сближает и разделяет мнения принадлежность к школе: стоицизм, эпикуреизм, рационализм, иррационализм и экзистенциализм. Литература

1. Иванюшкин А.Я., Лях К.Ф. Тема смерти в истории философии // Вестник МГТУ. 2011. Т. 14, № 2. С.402-409.

2. Хрестоматия по философии. СПб.: СПбГПМУ, 2015.

3. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир. М.: Просвещение, 1991.

FORCIPE

VOL. 4 SUPPLEMENT 2021

ISSN 2658-4174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.