Научная статья на тему 'Отношение к смерти студентов психологического направления'

Отношение к смерти студентов психологического направления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
349
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смерть / отношение к смерти / страх смерти / принятие смерти. / death / attitude towards death / fear of death / acceptance of death

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юхин Алексей Михайлович, Веселкова Елена Александровна

В данной статье рассматривается проблема отношения к смерти студентов психологического направления. Представлены результаты эмпирического исследования страха перед смертью, её принятия или избегания темы смерти на осознанном и неосознанных уровнях. Рассмотрены негативные и позитивные ассоциации студентов по отношению к смерти. Данная статья может быть полезна специалистам, сталкивающимся со смертью, а также психологам и психотерапевтам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Юхин Алексей Михайлович, Веселкова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE TOWARDS THE DEATH OF STUDENTS OF PSYCHOLOGISTS

This article discusses the problem of the psychology study direction students’ attitude towards the Death. The results of an empirical study of the death fear, its adoption or avoidance of the death topic at conscious and unconscious levels are presented. Negative and positive associations of students in relation to the death are considered. Based on the data obtained, conclusions are drawn using mathematical statistics. The article may be useful for specialists who are somehow faced with death, as well as psychologists and psychotherapists

Текст научной работы на тему «Отношение к смерти студентов психологического направления»

УДК 159.96

ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

НАПРАВЛЕНИЯ

Юхин Алексей Михайлович.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», студент, alexey-y-y@mail.ru.

Веселкова Елена Александровна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», доцент veselkovs59@mail.ru.

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема отношения к смерти студентов психологического направления. Представлены результаты эмпирического исследования страха перед смертью, её принятия или избегания темы смерти на осознанном и неосознанных уровнях. Рассмотрены негативные и позитивные ассоциации студентов по отношению к смерти. Данная статья может быть полезна специалистам, сталкивающимся со смертью, а также психологам и психотерапевтам.

Ключевые слова: смерть, отношение к смерти, страх смерти, принятие смерти.

ATTITUDE TOWARDS THE DEATH OF STUDENTS OF

PSYCHOLOGISTS

Yukhin Alexey Mikhailovich.

Russia, Novosibirsk, Siberian Transport University, Student, alexey-y-y@mail.ru.

Veselkova Elena Alexandrovna.

Russia, Novosibirsk, Siberian Transport University, Associate Professor, veselkovs59@mail.ru

Abstract. This article discusses the problem of the psychology study direction students' attitude towards the Death. The results of an empirical study of the death fear, its adoption or avoidance of the death topic at conscious and unconscious levels are presented. Negative and positive associations of students in relation to the death are considered. Based on the data obtained, conclusions are drawn using mathematical statistics. The article may be useful for specialists who are somehow faced with death, as well as psychologists and psychotherapists.

Keywords: death, attitude towards death, fear of death, acceptance of death.

Проблему отношения к смерти в западной литературе рассматривали В. Франкл, Э. Эриксон, И. Ялома, и др. Страх смерти, по их мнению, является результатом неудачи в поиске смысла жизни. Они опираются на существование связи между принятием индивидом своей смертности и уровнем его самоактуализации и эгоинтегрированности [1, с. 13].

Принятие смерти и страх смерти могут сосуществовать вместе и не исключать друг друга. Это выражается, например, в том, что даже если индивид понимает неизбежность своей смерти на когнитивном уровне, он не будет освобожден от беспокойства по этому поводу. И наоборот, непринятие своей смертности, избегание этой темы, может стать причиной отсутствия страхов [3, с. 32]. Так или иначе, человек должен научиться принимать смерть тем или иным образом. Поэтому тема отношения к смерти остается актуальной, а исследования по этой теме должны затрагивать не только когнитивный, рациональный компонент, но и эмоциональный, подсознательный.

Таким образом, цель нашего исследования заключается в выявлении особенностей отношения к смерти студентов-психологов. Исследование проводилось на базе СГУПС и НГПУ. Выборка состоит из 68 студентов в возрасте от 18 до 22 лет, из них 54 женщины и 14 мужчины.

Для самооценки испытуемых была выбрана методика «Отношение к смерти» П.Вонга. Большинство студентов (39.7% от общей выборки) набрали наибольшее количество баллов по шкале «Нейтральное принятие»,они убеждены в том, что смерть является частью нашей жизни, она неизбежна и её не стоит бояться. Эта позиция является оптимальной для работы психолога. Тем не менее, достаточно много студентов (26.5%) имеют страх перед смертью, другие (19%) склонны к избеганию темы смерти. Наличие тревоги по поводу собственной смерти может стать проблемой при самоактуализации личности. Некоторые испытуемые (10%) склонны верить, что смерть является переходом в другую более счастливую жизнь, но большего внимания заслуживают 3 респондента (4.5%), что склонны к «Избавляющему принятию». Эта шкала выражает суицидальные тенденции и ассистирование эвтаназии.

Чтобы исследовать проявление отношения к смерти в неосознаваемой форме, а также ассоциирование смерти не только с отрицательными, но и с положительными образами, мы использовали методику «Метафоры Личной Смерти» Дж. МакЛеннана. Респондентам были предложены негативные и позитивные метафоры и образы, которые они должны были оценить по пятибалльной шкале в соответствии с тем, как они описывают их восприятие собственной смерти.

Несмотря на то, что у большинства респондентов в прошлом тестировании было выявлено принятие смерти, у 67.7% опрошенных преобладают негативные метафоры. Наиболее популярные из негативных образов: «Холодное одинокое путешествие», «Пустое сумрачное пространство» и «Густой туман». Среди остальных 32.3% преобладали следующие позитивные ассоциации: «Заслуженный отдых», «Успокаивающий ветерок».

Далее испытуемым было предложено написать сказку о каком-либо предмете или явлении, которая включала бы в себя описание рождения, жизненного пути и смерти этого предмета. При анализе и интерпретации сказок, мы учитывали когнитивный и эмоциональные компоненты отношения к смерти, негативные или позитивные образы и ассоциации, мысли и чувства. В результате, у 44% студентов наблюдались позитивное отношение к смерти. Персонажи покидают мир «с улыбкой на лице» или «с чувством выполненного долга», часто, в окружении близких, и уверенными, что на смену им придут другие. Кроме того, в некоторых сказках наблюдается тема перерождения и жизни после смерти: «После смерти жестянку переплавили в новую красивую деталь». Также в нескольких работах смерть стала избавлением от мучений: «Страданием молотка пришёл конец, и он с улыбкой ушёл на покой». Около 32% студентов в своих сказках, несмотря на задание, старались избегать темы смерти. Их сказки часто заканчивались клише: «И жили они долго и счастливо». Иногда описание смерти опускалось, оставалось за пределами сказки, или на неё был лишь намёк: «Снежинка и дальше беззаботно играла, тем временем приближалась весна...». Остальные 23% испытуемых изобразили смерть в негативном ключе. Их персонажи часто умирали, страдая, в одиночестве, всеми забытые и покинутые: «Когда стул сломался, его кинули в гараж, где он в темноте и одиночестве сгнил до основания».

Проведя анализ произвольных таблиц сопряженности с использованием критерия хи-квадрат, мы выявили, что при уровне значимости p=0.752, не существует связи между избеганием темы смерти, позитивным или негативным отношением к ней в сказке и выбору студентами позитивных или негативных ассоциаций в методике «Метафоры личной смерти».

Таким образом, тестирования выявили, что в большинстве студенты спокойно принимают смерть. А анализ сказок показал нам, что испытуемые с негативными и позитивными ассоциациями в равной мере стараются найти в смерти положительные моменты. К сожалению, большое количество психологов испытывают страх собственной смерти. И даже принятие смерти, не всегда может исключить страхи и тревогу перед ней. Поэтому эта тема требует дальнейшего углублённого исследования и разработки рекомендаций.

Библиографический список.

1. Баканова А.А. Системное описание страха смерти // Культурно-историческая психология. - 2015. - Т. 11. - № 1. - С. 13-23.

2. Веселкова Е.А. Группа риска в молодёжной студенческой среде. // Наука и социум. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2018. - С. 27-28.

3. Юревич А.В. Психологические аспекты отношения к смерти // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - Т.6. - № 5. - С. 31-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.