Научная статья на тему 'Отношение к психологу подразделения как к субъекту воздействия на показатели надежности сотрудников органов внутренних дел'

Отношение к психологу подразделения как к субъекту воздействия на показатели надежности сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
489
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сотрудники органов внутренних дел / психолог органа внутренних дел / методы психологической работы / проблемы взаимодействия / психологическая по- мощь / the Interior Ministry officers / psychologist of the Interior Ministry office / methods of psychological work / problems of interaction / psychological assistance

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степанов Роман Иванович

В статье отражены результаты исследования эффектив-ности применения методов психологической работы с со-трудниками органов внутренних дел, определенных норма-тивными документами. Выявлены основные проблемы взаи-модействия сотрудников органов внутренних дел и психоло-гов их подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Степанов Роман Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attitude to the department psychologist as to the subject who influences the indices of the Interior Ministry officers’ reliability

The article comprises the results of studying effectiveness of psychological methods used in dealing with the Interior Ministry officers determined by normative documents. The author reveals the main problems of interaction between the Interior Ministry officers and psychologists of their departments.

Текст научной работы на тему «Отношение к психологу подразделения как к субъекту воздействия на показатели надежности сотрудников органов внутренних дел»

морально-психологичЕская проФЕссиональная подготовка и наджность

УДК 159.9

ОТНОШЕНИЕ К ПСИХОЛОГУ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ КАК К СУБЪЕКТУ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Р. И. Степанов

В статье отражены результаты исследования эффективности применения методов психологической работы с сотрудниками органов внутренних дел, определенных нормативными документами. Выявлены основные проблемы взаимодействия сотрудников органов внутренних дел и психологов их подразделений.

Ключевые слова: сотрудники органов внутренних дел, психолог органа внутренних дел, методы психологической работы, проблемы взаимодействия, психологическая помощь.

Психологам подразделений органов внутренних дел отводится важная роль в процессе обеспечения надежности профессиональной деятельности личного состава. Кроме осуществления диагностических процедур, психологи будут участвовать в обсуждении выявленных предпосылок и факторов риска надежности с их носителями, оказывать профессиональную помощь в росте рефлексии, самосознания и ответственной саморегуляции показателей надежности сотрудников '. Для этого, на наш взгляд, необходимо выявить степень готовности сотрудников органов внутренних дел к взаимодействию с психологом как субъектом воздействия на показатели надежности.

В 2014 г. на базе кафедры психологии служебной деятельности и педагогики Уральского юридического института МВД России было проведено эмпирическое исследование, цель которого — анализ эффективности применения методов психологической работы с сотрудниками органов внутренних дел в процессе формирования у них комплекса профессиональных и нравственных качеств, обусловленных сущностью правоохранительной деятельности. Выборку составили 137 сотрудников из различных подразделений органов внутренних дел Свердловской области. Изучение особенностей взаимодействия сотрудников органов внутренних дел и психологов их подразделений позволило выявить ряд проблем.

Первая выявленная проблема — несоответствие между объемами деятельности психолога и мерой их влияния на сотрудников.

Таблица 1. Методы работы психолога: частота применения и степень влияния на сотрудника, %

№ п/п Метод психологической работы Частота применения Степень влияния на сотрудника

1 Интервью 33,1 3,6

2 Консультация 57,9 9,2

3 Психологическое наблюдение 69,2 11,5

4 Психологический анализ деятельности 50,4 8,2

5 Опрос 33,8 3,7

6 Обследование 45,1 6,7

7 Тестирование 72,9 18,1

8 Социометрия 27,1 3,6

9 Эксперимент 33,8 4,2

10 Тренинг 53,4 11,0

Примечание: Частота применения каждого метода указана в средних значениях по выборке опрошенных

Министерством внутренних дел РФ утверждено одиннадцать методов психологической работы (табл. 1) 2. Респонденты отмечают, что психологи используют преимущественно методы тестирования, наблюдения, консультации, тренинга. Причем степень влияния этих методов низкая. Тестирование — наиболее распространенный метод психологической работы, но, по оценкам сотрудников, он оказывает лишь 18,1% влияния на его профессиональную деятельность и самочувствие. Методы, занимающие, по мнению респондентов, более 50% работы психолога — наблюдение, консультация, тренинг, психологический анализ деятельности — влияют на сотрудника в диапазоне от 11,5% до 8,2%.

Таким образом, опрошенные отмечают влияние аналитико-диагностического типа деятельности психолога, т. е. сосредоточенность на изучении и оценке психологических черт сотрудника. Влияние коррекционнопрофилактического типа действий психолога (интервью, консультирование, тренинг) в среднем оценивается на уровне 7%.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

3

Степанов Р. И. Отношение к психологу подразделения как к субъекту воздействия на показатели надежности...

Таблица 2. Роль психолога подразделения в решении психологических проблем сотрудника

№ п/п Показатели Ср. знач. Ст. отклон. Позитивные ответы, % Негативные ответы, %

1 Решил проблему 2,55 2,26 7,91 43,17

2 Научил 2,71 2,36 10,79 41,01

3 Внес ясность 3,08 2,47 18,71 36,69

4 Помог советом 3,25 2,54 22,30 35,25

5 Принес пользу 2,92 2,45 15,11 40,29

Примечание: шкала ответов ср.знач.: 1 — очень редко; 2 — редко; 3 — периодически; 4 — часто; 5 — постоянно

Детализация эффекта психологического воздействия на сотрудника осуществлялась нами с помощью обозначения роли психолога в решении психологических проблем. Показателями влияния психолога стали номинации, описывающие понятные сотруднику следствия, они ранее были получены в ходе пилотажного опроса сотрудников на тему «Чем вам может помочь психолог?», а после применены в данном исследовании.

Анализ средних значений свидетельствует о преобладании мнения «периодически», а оценка меры рассеивания ответов респондентов — об отсутствии сотрудников, оказавшихся крайне неудовлетворенными психологической помощью (табл. 2). Процент позитивных ответов обнаруживает так называемую зону профессионального роста, поскольку доля сотрудников, недовольных помощью психолога в части решения проблемы, передачи знаний, в три с лишним раза превышает число тех, кому содействие было оказано. Причинами этого могут быть как неэффективная работа психолога в силу его слабой профессиональной подготовки, так и неоправданные ожидания сотрудников, предполагающих, что их затруднения будут решены без их личного участия.

Основания для предположений следуют из собеседования с респондентами, проведенного перед анкетированием. Их представления о деятельности психолога проецируются из области медицины, а специалист соответствует образу врача, исцеляющего от психологических недугов. На наш взгляд, это непродуктивно, поскольку такой подход избавляет сотрудника от необходимости нести ответственность за собственные психологические переживания и управление ими, делает его пассивным в части активного осмысления и преодоления жизненных затруднений. Задача психолога — создать продуктивную установку сотрудника не только относительно его роли и места в психологическом консультировании, но и методов психологической помощи. Важность «психологического просвещения» сотрудников связана со сложившейся практикой обращения к психологу и с восприятием образа специалиста.

Нами специально проводилась оценка готовности взаимодействия сотрудников с психологами органов

Таблица 3. Частота психотравмирующих событий, происшедших с сотрудниками за последний год

№ п/п События, происшедшие за последний год %

1 Смерть супруга 2,3

2 Развод 9,9

3 Смерть близкого члена семьи 17,0

4 Дисциплинарный проступок 1,5

5 Серьезная болезнь или травма 4,6

6 Вступление в брак 3,1

7 Длительное проживание супругов отдельно 9,9

8 Увольнение с работы 1,5

9 Выход на пенсию 0,8

10 Резкие социальные потрясения 3,8

11 Одиночество 1,5

12 Отделение одного из членов семьи 3,1

13 Участие в военных действиях 1,5

14 Изменение состояния здоровья 7,6

15 Беременность 3,8

16 Алкоголизм, наркомания одного из членов семьи 0,8

17 Сексуальные трудности 4,6

18 Появление нового члена семьи 3,1

19 Ссоры между родственниками 4,6

20 Изменение финансового положения 14,0

21 Смерть близкого друга 3,8

22 Смена профессии или поступление на работу 7,6

23 Увеличение числа супружеских ссор 11,0

24 Долг, превышающий годовой доход 4,6

25 Соединение супругов после разлуки, превышающей 6 месяцев 1,5

26 Совместное проживание супругов после развода 3,1

27 Супруг начинает или прекращает работать 1,5

28 Поступление или окончание учебного заведения 5,3

29 Переезд в другой город 5,3

30 Изменение значимых привычек 5,3

31 Проблемы с начальником 21,0

32 Постоянные конфликты с соседями 4,6

33 Изменение условий работы 21,0

34 Переезд на новую квартиру 5,3

35 Переход в другое учебное заведение 4,6

36 Долг, не превышающий годового дохода 6,9

37 Изменение привычек, связанных со сном 3,8

внутренних дел: изучались причины обращения, частота и степень психологических затруднений, анализировалась конкуренция профессиональной и непрофессиональной психологической помощи.

Для изучения причин обращения использовался стимульный материал опросника Холмса-Раге, моди-

4

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

Степанов Р. И. Отношение к психологу подразделения как к субъекту воздействия на показатели надежности...

Таблица 4. Виды психологической помощи и нуждающиеся в ней субъекты (адресат), %

Вид помощи Кому нужна психологическая помощь Всего

Никому Лично мне Близким родственникам Друзьям Коллегам

Консультация (информация о проблеме и способах ее решения) 65,5 11,5 0,7 2,2 15,1 95,0

Психологическая диагностика (изучение и оценка) 64,7 11,5 0,7 4,1 13,2 94,2

Психологическая помощь (психологическая коррекция) 67,6 7,2 2,9 3,4 10,1 91,2

Кризисная психологическая помощь (кризисная интервенция) 69,8 7,9 0,7 2,2 7,1 87,7

Средний %, по адресату 66,9 9,5 1,25 2,9 11,3

фицированный нами в целях проведения исследования. Опрошенным предлагалось ознакомиться со списком психотравмирующих событий и указать те, под влиянием которых они находились в течение этого года. Выбирать можно было несколько событий (табл. 3).

Число сотрудников, успешно преодолевших стрессовую ситуацию, составила 61%, практически полностью преодолевших — 29, частично — 6, психологически не пережили проблему 4% респондентов.

Вторая проблема, выявленная в процессе исследования, — субъективное представление об эффективности взаимодействия с психологом. Респонденты выражают неуверенность в квалифицированных действиях специалиста и стараются избегать взаимодействия с ним.

Нами был изучен запрос сотрудников на психологическую помощь (табл. 4). Основные виды профессиональных действий, которые может выполнить психолог, были сформулированы исходя из представлений опрашиваемых: консультация, диагностика, коррекция, кризисное консультирование.

В среднем (в 65% случаев) обращение за помощью к психологу сотрудники отвергли. Причем от кризисной интервенции постаралось уклониться большинство интервьюируемых, по сравнению с консультацией и диагностикой. Другими словами, специализированные виды помощи (психологическое консультирование в кризисной ситуации и психологическая коррекция)

наименее востребованы. Эта тенденция прослеживается и по отношению к конкретным адресатам.

Нами оценивалось содержание запросов сотрудников к психологу. Респонденты ориентируются на выбор наиболее знакомых им видов психологической деятельности, выбирают наиболее публичные и стандартизованные формы взаимодействия — консультацию (обмен информацией), диагностику (анализ свойств личности). В фокусе психологической помощи не оказывается сам сотрудник.

Результаты оценки эффективности психологической помощи и компетентности психолога, по мнению сотрудников, отражены в табл. 5.

Респонденты отмечают, что наименее эффективными будут действия психолога в области коррекционной и кризисной психологической помощи. Уверены в профессиональной компетентности специалиста 3,6 и 4,3% опрошенных. Таким образом, одна из причин избегания психолога сотрудниками — низкая субъективная оценка эффективности его профессиональных действий и компетентности.

Третья проблема — зависимость восприятия психолога сотрудниками органов внутренних дел (от профессиональных и личностных качеств).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ характеристик образа психолога изучался нами при помощи семантического дифференциала Ч. Осгуда. Методика была несколько модифицирована в исследовательских целях. Изменению подверглись

Таблица 5. Оценка эффективности психологической помощи и компетентности психолога, %

Вид помощи Оценка эффективности и уверенности в компетентности

эффективность/ ст.отклон уверенные/ неуверенные

Консультация (информация о проблеме и способах ее решения) 21,2/27,8 5,8/59,1

Психологическая диагностика (изучение и оценка личности) 24,1/32,4 11,5/60,4

Психологическая помощь (психологическая коррекция) 14,2/24,1 3,6/76,3

Кризисная психологическая помощь (кризисная интервенция) 15,0/25,2 4,3/77,5

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

5

Степанов Р. И. Отношение к психологу подразделения как к субъекту воздействия на показатели надежности...

Таблица 6. Характеристики образа психолога подразделения

№ п/п Характеристики Среднее значение Стат. отклонение Позитивные ответы, % Негативные ответы, %

1 Хороший 3,99 2,83 44,60 28,78

2 Компетентный 3,95 2,72 38,13 30,22

3 Правдивый 3,85 2,69 36,69 29,50

4 Умный 3,90 2,71 39,57 28,06

5 Содержательный 3,54 2,65 32,37 32,37

6 Эффективный 3,40 2,50 25,18 33,81

7 Ненавязчивый 3,47 2,64 25,18 33,09

8 Демократичный 3,60 2,64 30,22 31,65

9 Добрый 4,17 2,79 45,32 27,34

10 Авторитетный 3,42 2,57 26,62 33,09

11 Отзывчивый 3,97 2,83 44,60 30,94

Примечание: Указанные в таблице характеристики оценивались по пятибалльной шкале: 5 — максимальная выраженность качества; 3 — средняя; 1 — низкая

характеристики черт личности психолога: замена традиционных индикаторов субъективными предпочтениями респондентов. Результаты опроса представлены в табл. 6.

Проведенный анализ позволяет заключить, что личные качества оцениваются сотрудниками исходя из опыта взаимодействия, т. е. некритично по отношению к профессиональным задачам и функциям психолога. Субъективные оценки сотрудников подразумевают, что психолог воспринимается не в фасилитирующей роли, а в качестве сотрудника кадрового аппарата. Психолог органа внутренних дел в глазах респондентов не является субъектом психологической помощи.

Эта тенденция в оценке изменяется в зависимости от опыта взаимодействия с психологом.

Эффективность деятельности специалиста детализировалась нами в рамках показателя «Успешность преодоления психологических последствий стресса». Он был сопоставлен с содержанием образа психолога с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Статистически значимые связи получены между характеристиками «компетентный» (R = 0,19, p < 0,005), «умный» (R = 0,21, p < 0,005), «эффективный» (R = 0,20, p < 0,005), «демократичный» (R = 0,21, p < 0,005), «авторитетный» (R = 0,19, p < 0,005). Роль психолога в реше-

нии проблемы респонденты обозначили через стратегию «помог советом» (R = 0,22, p < 0,005), когда психологу удалось оказать сотрудникам помощь.

Показатель «количество травмирующих событий в течение года» негативно связан с оценкой профессиональных качеств психолога. Респонденты, оказавшиеся в нескольких сложных жизненных ситуациях, описывают психолога как некомпетентного (R = 0,19, p < 0,005), лживого (R = 0,21, p < 0,005). Сотрудники, решившие свои психологические проблемы с помощью близких родственников, друзей и коллег, отмечают, что психолог не вносит ясность в решение их проблем (R = 0,24, p < 0,001), «ничему не научил» (R = 0,27, p < 0,001), «не дал совета, не помог» (R = 0,28, p < 0,001).

Таким образом, оценка сотрудниками деловых и личных качеств психолога, восприятие эффективности его действий и профессиональной компетентности тесно связаны с результатами его «практической успешности».

В качестве четвертой проблемы определим достаточно широкий и разноплановый запрос к психологу со стороны сотрудников органов внутренних дел. Он выражается в том, что сотрудники проявляют потенциальную заинтересованность в решении не столько профессиональных, сколько личных, межличностных и деловых

Таблица 7. Виды запросов к психологу от сотрудников органов внутренних дел

Виды запросов Примеры запросов

Личные Учеба, должность, планы на будущее, личные переживания, дом, семья, образ жизни, дальнейшие планы, жизненные проблемы, планы коллег, жильё, вредные привычки

Межличностные в коллективе Отношения с коллегами, конфликт с руководством, проблема в отношениях с коллегой, отношения с начальством, новый коллектив, необоснованно высокие требования, отношения в коллективе, проблемы в общении

Межличностные в семье Отношения с ребенком, с родителями; проблемы в воспитании детей, с супругой и детьми, с родственниками

Межличностные за пределами семьи Отношения с друзьями, ссоры с соседями, конфликты с правонарушителями, отношения с другом, общение с гражданами

6

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

Бурцева Е. В. Нормативно-функциональная модель сотрудника ОВД...

проблем (табл. 7). На наш взгляд, данная ситуация свидетельствует о недостаточном осмыслении задач психологической работы сотрудниками, о непонимании возможностей и потенциала психологической помощи.

В результате исследования нами сформулированы следующие выводы и предложения:

1. Эффективность психологической работы зависит не только от уровня подготовки психолога, его профессиональных и личных качеств, но и от степени информированности сотрудников подразделений о реальных возможностях психологической службы для оказания помощи в различных ситуациях. Поэтому сотрудники органов внутренних дел должны знать и взвешенно оценивать цели, задачи и методы психологической работы.

2. Необходимо повышать квалификацию психологов органов внутренних дел по направлениям психологической коррекции и кризисной интервенции. Однако результативность данного вида работы возможна только при инициативе самого психолога.

УДК 378.046.4

НОРМАТИВНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СОТРУДНИКА ОВД С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Е. В. Бурцева

В статье обсуждаются возможности моделирования для отражения результатов профессионального образования в нормативно-функциональной модели специалиста-со-трудника органов внутренних дел, раскрываются ее структура и содержание. В модель введена «компетентность в личностном самоуправлении», расписаны функции, ее составляющие.

Ключевые слова: нормативно-функциональная модель, сотрудники органов внутренних дел, компетентность в личностном самоуправлении, профессиональная компетентность.

Эффективность применения на практике любой концепции закладывается на этапе моделирования. Модель выступает абстрактным выражением концепции, в нашем случае — развития личностного самоуправления сотрудников органов внутренних дел в системе непрерывного профессионального образования. В модели воспроизводятся целостность изучаемого объекта, его структура, функционирование, скрытые связи. Модель обеспечивает целостность объекта на всех этапах исследования.

Моделирование — метод научного исследования, заключающийся в построении и изучении модели исследуемого объекта. Широко применяется в педагогике как для отражения педагогической действительности (простые модели, создающиеся путем сравнения с аналогами), так и для ее преобразования (сложные модели, требующие специального построения на основе всестороннего изучения объекта и выделения признаков). В част-

3. Деятельность психолога органа внутренних дел затруднена из-за недоверия среди сотрудников по отношению к методам и приемам его работы, подозрительности и опасений по поводу разглашения информации личного характера. Психологу, как потенциальному субъекту воздействия на показатели надежности сотрудника, в первую очередь необходимо преодолевать данное обстоятельство. Для этого каждому психологу потребуется лично завоевывать доверие сотрудников.

1 Крук В. М. Актуальные проблемы обеспечения надежности профессиональной деятельности личного состава ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1(56). С. 100-105 ; Караваев А. Ф., Крук В. М., Носс И. Н., Виноградов В. М. Проблемы личностно профессиональной диагностики в профотборе кандидатов на службу в ОВД и оценка надежности сотрудников // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 3(62). С. 106-113.

2 О морально-психологическом обеспечении оперативнослужебной деятельности органов внутренних дел Российской

Федерации : приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80.

ности, производится моделирование образовательного процесса для определения целей, способов, средств их достижения и получения надлежащих результатов; задается модель специалиста с определенными компетенциями как результат образования и т. д.

В педагогическом научном исследовании моделирование помогает воспроизвести целостность изучаемого объекта, его структуру, функционирование, сохранить эту целостность на всех этапах исследования. Моделирование является непременным условием измерения характеристик объекта: они должны быть представлены в модели в виде системы показателей. Моделирование охватывает не только статику, но и динамику объекта. Функция модели состоит в том, чтобы служить основой прогнозирования ', т. е. моделирование дает возможность изучать процесс до его осуществления и предвидеть результат до его реализации.

В педагогических трудах вопросы моделирования освещаются достаточно широко. Педагоги-исследователи часто опираются на определение В. А. Штоффа: «...под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте» 1 2. В качестве опорной служит точка зрения В. В. Краевского, который определяет модель как систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции предмета исследования 3.

Любая деятельность (в том числе педагогическая) — сложное и многомерное явление, включающее как процессуальную сторону, так и результативную, т. е. предполагается синтез динамики и статики.

Развитие личностного самоуправления рассматривается с двух сторон: процессуальной и результативной. Учитывая сложность, многокомпонентность и мно-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.