Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/51PSMN618.pdf
Статья поступила в редакцию 17.11.2018; опубликована 15.01.2019
Ссылка для цитирования этой статьи:
Ким К.В., Николаева Г.И. Отношение к прозвищам как проявлению стигматизации у учащихся // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/51PSMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Kim K.V., Nikolaeva G.I. (2018). Attitude to nicknames as a manifestation of stigmatization among students. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/51PSMN618.pdf (in Russian)
УДК 159.923.2 ГРНТИ 15.41.21
Ким Ксения Васильевна
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», Якутск, Россия
Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=243394
Николаева Гульнара Илларионовна
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», Якутск, Россия
Студент
E-mail: [email protected]
Отношение к прозвищам как проявлению стигматизации у учащихся
Аннотация. В статье рассмотрена проблема прозвищ, возникаемых в среде учащихся. Явление поименования в форме прозвища имеют длинную историю, само явление представляет собой часть детской субкультуры. Прозвища влияют на межличностные отношения людей, позволяя маркировать «отверженных» и «принятых» в свой круг. Данное явление необходимо для общества, как возможность заявить о человеке, рассказать о нем. Следует отметить, что этот рассказ может быть как позитивным, так и негативным. Прозвища рассматриваются как ярлыки, обозначающие те или иные особенности человека. Целью исследования выступило изучение типов прозвищ и отношения к ним Авторами рассмотрена проблема стигматизации, выраженная в том числе через такое культуральное явление как прозвища. В качестве метода исследования было применено интервью, с обработкой по методу частоты встречаемости. Исследование было проведено на примере учащихся образовательных учреждений (n = 50). Получены результаты, отражающие основные типы прозвищ, отношение к ним, принятие или не принятие. В рамках данной работы получены результаты, демонстрирующие связь типа прозвища и эмоционального отношения к нему. Продемонстрировано принятие прозвищ как способа коммуникации сверстников.
Ключевые слова: ярлык; стигматизация; отношение; прозвища; интервью; внешность; имя; фамилия; ситуативное прозвище
Введение
Возникновение прозвищ - явление характерное для любого времени и любой территории. Несмотря на обыденность, данное явление несет в себе показатели той нормы, которая существует в обществе на сегодняшний день, т. е. по своей сути прозвища являются тем самым социальным маркированием с выделением приемлемых и неприемлемых особенностей человека. Наиболее точно данное явление можно объяснить через теорию стигматизации.
Вопрос стигаматизации ставиться учеными давно и все также продолжает их интересовать. Классическое понимание стигмы, предложенное И. Гофманом как некоторого атрибута, который дискредитирует его обладателя в сознании других людей при сравнении нормы [1] все еще остается актуальным. Стигматизация представляет собой процесс социальной дифференциации, социального сравнения, возникающий в случае отклонения индивида от некоторых критериев, предложенных в обществе [2, 3]. И. Гофман выделил три типа стигмы в зависимости от критерия:
1. наличие физического дефекта;
2. отклонение в индивидуальном характере;
3. родовая стигматизация [1].
Более того, если навязываемая общностью стигма индивидом принимается, она становится фактором, влияющим на программирование и самопрограммирование поведения индивида [4]. Таким образом, стигматизация затрагивает процесс формирования идентичности человека, внося определенные характеристики.
Одним из способов социального маркирования является формирование прозвищ. Данный процесс наиболее ярко проявляется в образовательной среде.
Прозвище - это наименование, которое иногда дается человеку помимо настоящей фамилии и имени, указывает на какую-нибудь черту его характера, внешности, деятельности или созвучно с именем или фамилией [4]. Как правило, прозвище может рождаться в семье, в классе, или во дворе, в компании. Само по себе прозвище может носить ситуативный характер (исчезать со временем) и длительный (проявляться в течение всей жизни человека). Прозвища могут выполнять различные функции в ситуации межличностного взаимодействия, так Мухиной В.С, подчеркивается способность прозвищ регулировать эмоциональную сторону общения [5].
Эмпирическое исследование: таким образом, нами была поставлена цель - исследование прозвищ в среде учащихся.
Объект исследования: учащиеся в возрасте от 16-23 лет в количестве 50 человек: из них 25 учеников из общеобразовательных школ и 25 студентов. Участие респондентов являлось полностью добровольным и допускало прерывание исследования с их стороны в любой момент. Участники были предупреждены о сохранении конфиденциальности и давали согласие на использование данных интервью в исследовательской работе и в печати с условием анонимности.
Методы исследования: качественное интервью [4, 5, 6].
В исследовании сбор материала проводился методом качественного интервьюирования. Участие респондентов являлось полностью добровольным. Участники были предупреждены о сохранении конфиденциальности и давали согласие на использование данных интервью в исследовательской работе и в печати с условием анонимности. Интервью проводилось в отдельном кабинете.
В ходе интервью проводилась его первичная интерпретация, когда исследователь переформулировал сказанное испытуемым, уточняя и проверяя правильность своего понимания.
Далее происходило перекодирование текста из звукового в печатный формат. Интервью было превращено в более формальный письменный текст, сохраняющий, по возможности, эмоциональный настрой, стиль речи и оттенки значений высказываний испытуемых [4].
Результаты
По окончании сбора материала в школе, были отсортированы опросные листы, и стало ясно, что несколько из них непригодно для анализа, т. к. либо анкеты были не заполнены должным образом, либо содержат отрицательный ответ на вопрос о наличии прозвища. В результате чего, к дальнейшему рассмотрению были допущены только 12 анкет из 25, а в высшем учебном заведении нами было собрано 25 студентов с прозвищами.
Количество респондентов, обладающих «стигмой», составляет 74 % опрошенных. При этом обладателями являются как студенты, так и школьники. Если учитывать возрастной критерий, то в школе наличие прозвища признало 48 % учеников.
Таблица 1
Наличие прозвища
Вариант ответа Итого
Да 74 %
нет 26 %
Как видно из табл. 1 наличие прозвища признают 74 % учащихся, что говорит о том, что прозвище является способом неофициального, неформального общения. В свою очередь, через прозвища формируются разнообразные взаимоотношения, проявление различных чувств по отношению к человеку.
Чтобы установить источник появления прозвища, необходимо было выяснить причины его появления, т. е. выявить - что становится объектом стигматизации, за что респонденты получают свои прозвища. Ответы на вопрос анкеты «В связи с чем оно у Вас появилось?» распределились следующим образом:
Таблица 2
Причины появления прозвищ
Причина прозвища Процентное соотношение
Образовано от имени 32 %
Образовано от фамилии 11 %
Соответствует характеру (поведению) 5 %
Соответствует внешности 30 %
Отражает увлечение 3 %
Ситуативное 11 %
Затрудняются в ответе 8 %
Как видно из табл. 2, прозвища, образованные по характеризующим признакам, доминируют идентификаторы, образованные от имен испытуемых 32 % и по особенностям их внешнего вида 30 %.
Так, среди опрошенных самую большую подгруппу составляют прозвища, образованные от личных имен носителей.
Отыменные прозвища в основном образовываются путем: усечения основы с нетрадиционными изменениями в ней или с добавлением уменьшительно-ласкательных суффиксов, например: Кун - Куннэй; Зинчик - Зина; Даайыс - Дайаана.
Прозвища по внешнему виду указывают на какую-нибудь одну особенность именуемого, например: характеризующие именуемого по отдельным деталям одежды, обуви, аксессуарам; указывающие на рост и особенности телосложения; указывающие на особенности походки и осанки, так же прозвища, указывающие на внешний вид в целом. Пример: хипстер (стиль одежды), хоббит (маленький рост), колобок (круглое лицо).
Менее многочисленны группы ситуативных прозвищ 11 % и прозвища, образованные от фамилий, 11 %.
К ситуативным прозвищам мы относим прозвища, появившиеся по какой-либо ситуации, произошедшей в личной жизни именуемого или прозвища связанные с учебной деятельностью носителей: Якка (в детстве сестра мальчика не могла выговорить его имя), Джус (на фото на студенческий билет девушка в футболке с надписью «Juice»).
К отфамильным прозвищам, как и в отыменных прозвищах можно отнести: усечение, чаще всего эти прозвища не несут дополнительной смысловой нагрузки, добавление уменьшительно-ласкательных суффиксов или прозвища образованные путем вычленения части фамилии, например: Прохор - Прохоров и т. д. Следует отметить, авторами подчеркивается большая распространенность прозвищ, производных от фамилий, в частности, если фамилия имеет конкретно-образный смысл [5].
Для измерения влияния стигматизации на респондентов, был вопрос: «Как Вы относитесь к тому, что у Вас есть прозвище?». Отношение к наличию ярлыка носителями, мы объединили ответы в три обобщенные группы: «положительно», «нейтрально» и «отрицательно».
Таблица 3
Отношение респондентов к своему прозвищу
Варианты ответов Процентное соотношение
Положительно 27 %
Нейтрально 59 %
Отрицательно 14 %
Как видно из табл. 3 больше половины респондентов 59 % относятся к своим прозвищам «нейтрально». Немного меньше 27 % относятся «положительно». Ответов с «отрицательной» оценкой носимого прозвища составляет 14 %. Как видно, большинство респондентов склоняется к нейтральной реакции на свое прозвище, несколько человек воспринимают ситуацию положительно, с юмором. Негативная реакция присутствует в небольшом количестве. Это может быть связано с тем, что в этом возрасте молодые люди начинают осмыслять этические понятия (допустимость/недопустимость в обществе, влияние/невлияние на других людей, соответствие/несоответствие морали и др.).
Таблица 4
Отношение респондентов к своему прозвищу
Причина прозвища Положительное Нейтральное Отрицательное
Образовано от имени 42 % 58 % -
Образовано от фамилии - 100 % -
Соответствует характеру(поведению) - 100 % -
Причина прозвища Положительное Нейтральное Отрицательное
Соответствует внешности - 55 % 45 %
Отражает увлечение - 100 % -
Ситуативное - 100 % -
Затрудняются в ответе - 100 % -
Из табл. 4 видно, что к своему прозвищу «Положительно» относятся лишь респонденты, у которых оно образовано от имени - 42 %, т. к. они обычно употребляются в ситуациях неформального характера, которые показывают дружественное, позитивное отношение к именуемому. Все остальные группы относятся к своим неофициальным идентификаторам нейтрально, равнодушно, т. к. на них не обижаются, воспринимают практически как должное.
«Отрицательное» отношение к прозвищам встретилось только у респондентов с прозвищами, связанными с особенностью их внешнего вида - 545 %, что не принятии данных особенностей внешности человеком.
Так же, для выяснения влияния стигматизации находилось несколько специальных пунктов, касающихся этического аспекта. Прежде всего, вопрос «Часто ли Вы сами называете других по прозвищам?», - поскольку ответ именно в этом блоке показывает отношение к прозвищу как особому идентификатору.
Таблица 5
Употребление прозвищ в отношении других
Варианты ответов Процентное соотношение
Используют 96 %
Не используют 4 %
Как видно из табл. 5, 96 % респондентов ответили, что употребляют в своей речи прозвища, и только 4 % - не используют. Это может говорить о том, что молодым людям намного проще обращаться друг к другу по прозвищам, не считая это обидным или неправильным.
Далее, чтобы выявить отношение респондентов на употребление прозвищ, был включен вопрос «Считаете ли Вы этичным употребление прозвищ?». Ответы респондентов распределились следующим образом:
Таблица 6
Отношение респондентов на употребление прозвищ
Варианты ответов Процентное соотношение
Этично 57 %
Неэтично 43 %
Как показал анализ фактического материала, около 57 % респондентов в целом считают этичным употребление прозвищ, но в определенных коммуникативных ситуациях, в основном среди своих сверстников. Именно в этой среде прозвища способствуют организации личностных отношений, установлению деловых контактов, а также упрощают этапы знакомства и налаживают дружеские отношения в целом. Однако 43 % респондентов считают неэтичным употребление прозвищ, так как эти именования могут носить деструктивный характер.
Заключение
Собранный и проанализированный фактический материал позволил нам сделать следующие выводы.
1. Положительное отношение к своему прозвищу отмечается, если оно образовано от имени, т. к. они обычно употребляются в ситуациях неформального характера, которые показывают дружественное, позитивное отношение к именуемому.
2. Отрицательное отношение имеют прозвища, возникновение которых связанно особенностью внешнего вида, что может говорить о том, что зачастую в них скрыто негативное содержание.
3. Изучая прозвища в этическом аспекте, мы выяснили что, около половины респондентов в целом считают этичным употребление прозвищ, но в определенных коммуникативных ситуациях, в основном среди своих сверстников [8]. Именно в этой среде прозвища способствуют организации личностных отношений, установлению деловых контактов, а также упрощают этапы знакомства и налаживают дружеские отношения в целом. Другая половина респондентов считают неэтичным употребление прозвищ, так как эти именования могут носить деструктивный характер.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. Часть 1. Стигма и социальная идентичность. Часть 2. Контроль над информацией и социальная идентичность / Пер. М. Добряковой. - 1963. - С. 3.
2. Липай Т.П., Мамедов, А.К. Стигматизация как социальный феномен (методология исследования) // Электронное научное издание «Актуальные инновационные исследования: наука и практика». - 2011. - № 1.
3. Соколова, Л.В. Деперсонализация и стигматизация личности в подростковой среде [Текст]: Дис. канд. психол. наук / Л.В. Соколова. М.: РГБ, 2003. - 90 с.
4. Богомаз С.Л. Исследование особенностей стигматизации в старшем школьном возрасте методом качественного интервью / С.Л. Богомаз, Н.М. Комленок // Вестник ВГУ. - Витебск: УО "ВГУ им. П.М. Машерова". - 2012. - № 3(69). - С. 70-74.
5. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-с изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2006. С. 372.
6. Квале, С. Исследовательское интервью / С. Квале. - М.: Смысл, 2003. - 301 с.
7. Липай Т.П. Стигматизация в практике общеобразовательных школ // Социальные исследования. 2009. № 11. С. 142-144.
8. Страусс, А. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 256 с.
9. Микляева А.В. Прозвища как средство общения подростков // Семья в современном мире / сост. и науч. ред. В.Н. Куницина. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. Стр. 142-149.
Kim Ksenia Vasil'evna
M.K. Ammosov North-Eastern federal university, Yakutsk, Russia
E-mail: [email protected]
Nikolaeva Gulnara Illarionovna
M.K. Ammosov North-Eastern federal university, Yakutsk, Russia
E-mail: [email protected]
Attitude to nicknames as a manifestation of stigmatization among students
Abstract. The article deals with the problem of nicknames arising among students. The phenomenon of naming in the form of a nickname has a long history, the phenomenon itself is part of the children's subculture. Nicknames affect the interpersonal relationships of people, allowing you to label "outcast" and "adopted" in your circle. This phenomenon is necessary for society, as an opportunity to declare a person, to talk about him. It should be noted that this story can be both positive and negative. Nicknames are considered as labels denoting certain features of a person. The aim of the study was to study the types of nicknames and attitudes towards them. The authors considered the problem of stigmatization, expressed also through such a cultural phenomenon as nicknames. As a research method, an interview was used, with processing according to the frequency of occurrence. The study was conducted on the example of students of educational institutions (n = 50). The results obtained reflect the main types of nicknames, attitudes towards them, acceptance or non-acceptance. In the framework of this work, results were obtained that demonstrate the relationship between the type of nickname and emotional relationship to it. Demonstrated acceptance of nicknames as a way of peer communication.
Keywords: label; stigma; attitude; nicknames; interview; appearance; first name; last name; situational nickname