7. Миллер В.Ф., Ковалевский М.М. В горских обществах Кабарды // Вестник Европы. 1884. № 4. С. 549-558.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986.
9. Паллас П. Заметки о путешествиях в южные наместничества Российского государства в 1793 и 1794 годах. М., 1999.
10. Тетбу де Мариньи [Ж.-В.-Э.]. Путешествие в Черкесию / Пер. с англ. Р.О. Корсакова. СПб., 2015.
11. Унежев К.Х. Феномен адыгской культуры. Нальчик, 1988.
К.А. Меликова
Отношение к пожилым людям в средневековой Европе
В статье рассматривается отношение к пожилым людям и их роль в обществе в эпоху Средневековья. Используя исторический и культурологический подход, автор делает вывод, что высокий статус пожилых людей в данный период был обусловлен сохранением античных традиций в системе наследования, слаборазвитой аграрной экономикой с низким уровнем товаро-денежных отношений и использованием ручного труда, а также бесписьменной передачей информации, т.е. отношение к старикам и старости в средние века определяет традиционалистский тип культуры, тип хозяйствования и тип семьи. Пожилые люди в статье представлены как трансляторы культуры, хранители исторической памяти и традиций.
Ключевые слова и фразы: генезис отношения к людям пожилого возраста, историческая типология культур, цивилизационная типология культур, геронтократия, внутрисемейная зависимость, межвозрастные коммуникации, жёнизм.
Генезис отношения к людям пожилого возраста в Западной Европе отражает процесс эволюционного развития, который включает в себя три исторических периода. Каждый из них, согласно исторической и цивилизационной типологии культур (Данилевский, Шпенглер), соответствует определенному типу культуры: архаическому -
о о
0 о
1 с
-ф
■О 2 УЗ
первобытнообщинная эпоха, традиционалистскому - эпоха Средневеко- ¡2 5 о вья и индивидуально-творческому - эпоха индустриального развития. ^ 2 Западноевропейское Средневековье на раннем и среднем этапе развития оз ^ вызывает особый интерес в связи с тем, что, несмотря на традициона- § ^
О
листские черты, оно не способствует развитию геронтократии. При дли- ^ е^ тельном сохранении аграрного типа хозяйствования, вплоть до эпохи ^ готики, слабо развитой грамотности и преобладания больших многодет- о ных семей, в отличие от древних цивилизаций, в средневековой Европе у детей не было такой рабской зависимости от родителей и старших членов семьи.
Тем не менее, пожилые люди в это время обладали высоким статусом и полномочиями, выполняя ведущую роль в обществе. Это было обусловлено тем, что Европой были унаследованы античные традиции наследования имущества, сохранявшиеся вплоть до конца XIII в. Благодаря римскому праву, закон был на стороне глава семейства. Будучи единственным владельцем имущества, он сохранял свой статус и лидерство. Когда же наступал период немощи, то, в обмен на наследственные права, он получал уход и заботу от старшего сына и его семьи, на основании чего можно сделать вывод о том, что в Западной Европе уже тогда определяющим фактором отношения к пожилым людям был экономический. Чем большим имуществом владел человек престарелого возраста, тем с большим почетом к нему относились.
В эпоху Средневековья европейские государства были примитивно-аграрными. Слаборазвитые товаро-денежные отношения и ручной труд в сельском хозяйстве способствовали сильной внутрисемейной зависимости, где всем заправлял старший в доме. Однако, помимо отцов, в средневековых семьях были деды, которые играли особую роль. Они по праву занимали почетное место в семейно-родовой иерархии, хотя не занимались физическим трудом. Какова была их роль в обществе?
Древность и прошлое для средневекового человека составляли главную ценность. Уровень грамотности был крайне низким, потому, благодаря устной форме передаче информации, старики в эпоху феодализма были своего рода служителями времени, храня семейную и историческую память. Таким образом, они осуществляли функцию устных трансляторов как внутрисемейных, родовых, так и государственных ценностей.
Благодаря М.А. Розову, исследовавшему традицию как социальную программу и выдвинувшему принцип «социальной эстафеты», мы можем определить пожилых людей в традиционных культурах как носителей межвозрастных коммуникаций, осуществляющих механизм непосредственной передачи информации от поколения к поколению [1].
о о
0 о
1 с
& а 1 -
Таким образом, осуществляя прямое, непосредственное воспроизведение традиции как формы социального бытия, пожилые люди в Средневековой Европе, по сути, являлись главными культурными трансляторами, сохраняя те же функции, что и в древних цивилизациях. Пока отсутствовала материальная, т.е. письменная фиксация памяти, старики в общинах были «голосом прошлого». Почтение к ним ассоциировалось с почтением к роду, к истории, к государству. Наглядным свидетельством тому являлось то обстоятельство, что на суде человеку преклонных лет достаточно было назвать свой возраст, чтобы его слово было весомым.
Обычаи и традиции, управляющие общественной жизнью, олицетворяли неизменный порядок и позволяли сохранять стабильность, символом которой являлись старики. Кроме того, на их положение в эпоху Средневековья влиял тип семьи с большим количеством взрослых и работоспособных домочадцев, где вполне могли позаботиться о своих немногочисленных пожилых родственниках. К тому же те, кто доживал до преклонного (по меркам Средневековья) возраста, могли не только находиться на иждивении, но и иметь ответственные обязанности: во французской армии, вплоть до 1350 г., командирами были мужчины возраста от шестидесяти до шестидесяти пяти лет, пользовавшиеся всеобщим уважением [3].
С момента, когда в 1460 г. Иоганном Гутенбергом было изобретено книгопечатание, традиционализм начинает трансформироваться, приобретая другие формы, и уже в период нового и новейшего времени он исчезает почти полностью. Появление ранних городов и развитие товарно-денежных отношений немало способствовали ослаблению традиционализма и его видоизменению, хотя на первых порах городская культура в Европе также имела традиционный характер, сохраняя культ древности. Соответственно, в ней продолжал доминировать авторитет старости. Позднее, наряду с ростом образования и резким увеличением числа студентов, происходит ценностный разрыв между поколениями, что связано с отдалением молодых людей от семьи. Обучение молодежи вне семьи - это разрушение традиций как социальной программы, т.е. фактор, заметно снижающий роль пожилых людей в семейных кланах. К тому же их положение усугубляет усилившийся спрос на книги.
Первый всплеск культа молодости, когда меняется отношение к пожилому возрасту, приходится на период второй половины XIV в., наглядным свидетельством чему является художественная литература - большинство главных героев становятся молодыми и красивыми. Мода также начинает служить молодости: костюм, прически, манеры - все это должно было подчеркивать юную свежесть их обладателя. Хотя на многих должностях остаются люди в возрасте, омолаживается
■О 2 УЗ
административный персонал при дворах. Поскольку главные нравствен- ¡2 5 о ные критерии выдвигала церковь, то она же и контролировала соблюде- ^ 2 ние незыблемых устоев, в которых старикам отводилось особое место. 'о з ^ Секуляризация искусства, а впоследствии и образования, привели § ^
о
к отходу церкви от многих мирских дел и к усилению разрыва между ^ ^ поколениями. ^
Усиление культа молодости в западной Европе был тесно связан о со страхом смерти, усиленным постоянными войнами (Столетняя война Англии и Франции и др.), эпидемиями чумы и другими бедствиями [3]. Не случайно, что именно на этот период, XIV-XV вв., приходится расцвет алхимии, одна из важнейших целей которой - найти источник вечной молодости и бессмертия. В период позднего Средневековья человек уже ценится в расцвете сил, а геронтократии как таковой не существует вовсе. Именно в это время тема сыновней или дочерней неблагодарности в церковных проповедях становится злободневной, т.к. нетрудоспособные члены семьи, нуждающиеся в уходе, - это уже обуза. Начиная с куртуазных рыцарских времен, молодые синьоры выходили из отцовского повиновения, иногда даже с оружием в руках. Не случайно король Англии Генрих II приказал изобразить себя в виде орла, которого клюют собственные птенцы. Однако, несмотря на это, большинство исследователей отмечает, что в средневековой Европе межгенерационных конфликтов не было. Свойственный этому типу культуры коллективизм поглощал личностное Эго, не давая человеку возможность выходить за рамки общинных отношений. Главная черта социума того времени -корпоративность, а в ней всегда присутствовала зависимость младшего члена от старших и сохранялась преемственность. Поэтому, пока в Европе существовали профессиональные цеха с определенной иерархией отношений: начальник цеха - мастер - подмастерье, в средневековых городах старшие сохраняли свой авторитет.
С началом развития капиталистических отношений, промышленности и наук, когда образование становится повсеместным, а культура приобретает индивидуально-творческий характер, пожилые люди из почитаемых членов общества постепенно превращаются просто в иждивенцев. Для Нового и Новейшего времени характерно то, что урбанизация, наряду с разрушением общины, способствовала распространению семьи нуклеарного типа и усилению дискриминации по возрастным признакам в связи с ростом нетрудоспособных членов общества. Снижение статуса пожилых людей в индустриальном мире привело к тому, что уже в ХУН-ХУШ вв. строятся дома престарелых [4].
Исторический анализ экономических отношений наглядно демонстрирует, что восприятие старости и социокультурная роль пожилых
| | людей в Европе в эпоху Средневековья определялась, прежде всего,
0 § бесписьменным способом передачи информации и типом хозяйствова-Й о ния. При этом налицо закономерность: трудовой коллективизм и тра-
1 £ диционализм способствуют авторитету старших поколений и соответ-го ^ ствующего отношения к ним. Таким образом, традиция, являясь формой
и одновременно способом существования в Европе доиндустриального Й периода, давала возможность сохранять пожилым людям статус и социокультурную значимость.
Библиографический список
1. Илларионов Г.И. Социально-философский анализ традиционалистского проекта: Дис. ... канд. филос. наук. Красноярск, 2014.
2. Козьякова М.И, История, культура, повседневность. Западная Европа: от античности до 20 века. М., 2002.
3. Фоссье Р. Люди Средневековья. 2010 URL: http://www.e-reading.by/book. php?book=1034043 (дата обращения: 14.02.2016).
4. Чернышкова Е.В. Статусные характеристики пожилых людей: экономический аспект // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 32. С. 175-181. http://otherreferats.allbest.ru/sociology/00294300_0. html 30.08.2015.