УДК 159.923.2(470+571)
Осин Роман Викторович
Osin Roman Viktorovich
кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общая психология» Пензенского государственного университета
ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗУ ЛГБТ-СООБЩЕСТВА У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП В РОССИИ
PhD in Psychology, Associate Professor, Department of General Psychology, Penza State University
ATTITUDE TO THE IMAGE OF LGBT COMMUNITY AMONG REPRESENTATIVES OF VARIOUS SOCIAL AND AGE GROUPS IN RUSSIA
Аннотация:
В статье представлены результаты эмпирического исследования, нацеленного на выявление и анализ отношения представителей различных российских социально-демографических групп к образу ЛГБТ-сообщества. В исследовании приняли участие 84 человека, проживающих на территории Российской Федерации, с различным уровнем образования, в возрасте от 17 до 41 года. Выявлено, что в целом отношение к образу ЛГБТ-со-общества у опрошенных представителей различных социально-демографических групп России не связано с их полом, возрастом, а также агрессивностью, толерантностью и проективным механизмом психологической защиты. Объяснены некоторые тенденции в отношении членов трех выделенных возрастных групп (подростковость и юность, ранняя зрелость, средняя зрелость) к ЛГБТ с учетом выраженного у них механизма психологической защиты. В целом отмечено, что отношение к ЛГБТ-сообществу у различных социально-демографических групп носит скорее позитивно-нейтральный характер.
Ключевые слова:
ЛГБТ, образ ЛГБТ-сообщества, отношение к ЛГБТ, сексуальная идентичность, секс, сексуальная ориентация, стереотип, социально-демографическая группа, механизм психологической защиты.
Summary:
The paper presents the results of an empirical study aimed at defining and analyzing the attitude to the image of LGBT community among representatives of various social and age groups in Russia. The study involved 84 people with different educational background, living in the Russian Federation aged 17-41 years. The study has revealed that in general the attitude to the image of LGBT community among the respondents of different social and age groups in Russia is not related to their gender, age, as well as to aggressiveness, tolerance and the projective psychological defense mechanism. There is given an explanation of some tendencies of the attitude of members of the three identified age groups (adolescence and youth, early maturity, mid-maturity) to LGBT taking into account their dominant psychological defense mechanism. It is noted in the article that the attitude to LGBT community in various social and age groups is rather positive and neutral.
Keywords:
LGBT, image of LGBT community, attitude to LGBT, sexual identity, sex, sexual orientation, stereotype, social and age group, psychological defense mechanism.
В современном мире к числу резонансных тем относятся вопросы об ЛГБТ-сообществе (сообществе «лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров»), как в странах, которые уже сняли многие ограничения прав (например, Германия, Франция, США, Швеция), так и в тех, кто больше придерживается «традиционного» пути развития (например, Китай, Польша, Иран, Афганистан). Россия в спорах, связанных с вопросами ЛГБТ, чаще встает на сторону культурных традиций [1, с. 172]. В стране на протяжении длительного времени при поддержке власти существовали так называемые патриархальная культура и патриархальная система ценностей, характеризующиеся определенной инертностью населения в отношении вопросов реализации прав граждан. Кроме того, в СССР существовало уголовное преследование за гомосексуальные отношения [2].
В настоящее время в России действуют законы против пропаганды гомосексуализма, которые в СМИ называют «гомофобными». Они представляют собой серию законов, принятых изначально на региональном, а затем на федеральном уровне для предотвращения «пропаганды» не-гетеросексуальности и/или гендерной вариативности среди несовершеннолетних [3]. Стоит отметить, что, по мнению европейских ученых, отрицательное отношение к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией является психическим заболеванием. Так, итальянские ученые из Университета Л'Акуилы в ходе проведенного исследования пришли к выводу, что люди, придерживающиеся гомофобных взглядов, склонны к психопатии и неадекватному поведению в стрессовых ситуациях. По мнению исследователей, это говорит о том, что гомофобия является психическим заболеванием. В частности, студенты-гомофобы не очень идут на близкий контакт с другими.
Кроме того, они обладают незрелыми защитными механизмами: сталкиваясь со стрессом, предпочитают уходить от реальности или накапливать в себе агрессию. Таким образом, мнение западной науки полностью поменялось. Если раньше гомосексуальность рассматривалась медиками в качестве психического отклонения, то теперь таковым считается отрицательное отношение к ней [4].
В ходе исследования ненормативной сексуальности в современной России финский ученый Дж.К. Уивер установил, что в стране гетеросексуальная жизнь считается законной и легитимной, а так называемая ненормативная сексуальность, хотя и разрешена, но не защищена, в отношении нее происходит насилие [5].
Значительную роль в сложившейся ситуации играют средства массовой информации. Именно массмедиа занимают центральную позицию в мире, обеспечивая взаимодействие в обществе и выступая в качестве главного связующего звена между внешней средой и человеком. Основной поток сведений извне мы получаем благодаря интернету, телевидению, радио и прессе, которые не только сообщают о том, что происходит вокруг, но и транслируют определенные общественные нормы и модели, которые служат образцом при формировании ценностей и отношений. Массмедийная сфера является одной из главных составляющих при формировании образа. По данным Е.С. Пронкиной, структура дискурса об ЛГБТ в российских медиа включает в себя как стигматизирующие элементы, такие как концепты порока и девиантного поведения, так и виктимизирующие элементы, связанные с переносом дискурса об ЛГБТ в смысловое поле дискурса прав и свобод человека. Противоречивая структура дискурса иллюстрирует неясность статуса ЛГБТ, закрепляемого российскими законами, в рамках которых «нетрадиционная ориентация» не криминализируется, однако подвергается официальной стигматизации. В то же время массмедиа транслируют определенные бинарные оппозиции, в которых намечается противостояние российской и зарубежной системы значений, норм и ценностей [6].
Результаты социологических опросов, которые приводятся в СМИ и тем самым направлены на широкую аудиторию, подтверждают усиливающуюся конфликтность общества по отношению к ЛГБТ-сообществу. В 2015 г. «Левада-центр» проводил опрос по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 800 человек, в ходе которого было установлено, что большая часть опрошенных (65 %) испытывают к людям, относящимся к ЛГБТ-сообществу, отрицательные чувства, такие как страх, отвращение (24 %), раздражение (22 %) и настороженность (19 %). 3 % людей относятся к ЛГБТ-сообществу дружественно, что не выходит за рамки статистической ошибки и не может рассматриваться всерьез [7]. Согласно опросу ФОМа, проведенному в марте 2017 г., 47 % молодых россиян (в возрасте 17-34 лет) негативно относятся к ЛГБТ (45 % - без осуждения). По данным ВЦИОМа от февраля 2018 г., 75 % россиян с осуждением относятся к однополым связям [8]. Последние несколько лет мы можем наблюдать, как в массовом сознании с помощью СМИ формируется стереотип, связанный с понятием «ЛГБТ». Несмотря на то что стереотипы существуют и в отношении «своих», именно образ «чужих» является особенно изуродованным.
Исходя из вышесказанного, возникает необходимость изучить отношение к образу ЛГБТ-сообщества у представителей различных социально-демографических групп в России, а также установить связь этого отношения с индивидуально-личностными и психологическими характеристиками обследуемых.
Гипотеза исследования: существует связь между отношением к образу ЛГБТ-сообщества у представителей различных социально-демографических групп с их определенными индивидуально-личностными и психологическими характеристиками.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты и материалы: расширяют область знаний, посвященных изучению вопросов об ЛГБТ-сообществе; содержат последние статистические данные об уровне принятия ЛГБТ-сообщества среди российского общества; углубляют информацию о стереотипах об ЛГБТ-сообществе, характерных для российского общества; углубляют и расширяют научное знание об индивидуально-личностных и психологических характеристиках личности, связанных с отношением к образу ЛГБТ-сообщества; раскрывают взаимосвязь индивидуально-личностных и психологических характеристик личности с ее отношением к образу ЛГБТ-сообщества, что способствует развитию теории отношений и психологических концепций толерантности человека.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты и материалы могут использоваться учеными и аналитиками, чтобы узнать отношение российского социума к ЛГБТ-сообществу, выявить наиболее острые вопросы, связанные с отношением к ЛГБТ-сообществу, и разработать программы, повышающие уровень толерантности и сексуальной грамотности.
В исследовании затрагивается актуальная в российской и зарубежной психологии проблема отношения к образу представителей ЛГБТ в обществе, а также его связь с индивидуально-личностными и психологическими характеристиками потребителей медиапродукта (образа ЛГБТ-
сообщества), решение которой может стать одним из факторов повышения толерантности к нетрадиционной сексуальной ориентации.
В исследовании приняли участие 84 человека с гетеросексуальной ориентацией, из них 64 женщины и 20 мужчин. Возраст респондентов составил от 17 до 41 года. Используя возрастную периодизацию Эриксона [9], можно разделить испытуемых следующим образом: подростко-вость и юность (12-19 лет, 16 чел.); ранняя зрелость (20-25 лет, 52 чел.); средняя зрелость (2664 лет, 16 чел.).
В ходе исследования нами использовались методики, направленные на изучение наиболее важных, на наш взгляд, характеристик личности. При выборе методики «Тест эмоций» (тест А. Басса - А. Дарки в модификации Г.В. Резапкиной) мы ориентировались на идею А.Н. Леонтьева [10], который рассматривал эмоции как регулирующий механизм в структуре деятельности, связанный с порождением важной единицы сознания - личностного смысла.
Кроме того, нас интересовала шкала толерантности. Поскольку мы рассматриваем толерантность через призму устойчивости к культурным различиям и жизненным ситуациям, в этом ключе валиден экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова). Методика «Индекс жизненного стиля» (опросник Р. Плутчика, Х. Келлермана, Х.Р. Конте) была выбрана для выявления определенного реагирования и совладания с незнакомой или непонятной ситуацией, в том числе касающейся проблематики ЛГБТ. Также была использована авторская анкета «Отношение к ЛГБТ-сообществу и трансляция образа ЛГБТ-сообщества в СМИ» (30 вопросов), направленная на выявление мнения респондентов по исследуемой проблематике. Респондентам было предложено оценить высказывания, выражая свое согласие или несогласие, и выбрать один из 4 ответов (абсолютно согласен, скорее согласен, скорее не согласен, абсолютно не согласен) либо вписать свой краткий. В построении ответов была использована порядковая шкала (униполярная шкала Р. Лайкерта), не содержащая в себе нейтрального ответа.
По результатам анкетирования установлено, что в большинстве случаев респонденты считают, что человека нетрадиционной сексуальной ориентации отличают вербальные и невербальные способы общения, внешний вид, поведение в целом («инфантильность»; «манера поведения, голос»; «такие люди чаще всего сами демонстрируют свою ориентацию через одежду или непристойные взгляды и прикосновения к лицам своего же пола»; «одежда, макияж»). Выявлено, что 52,4 % респондентов не относятся негативно к людям, чья гендерная или сексуальная идентичность отличается от традиционной. 33,3 % респондентов скорее не согласны с тем, что для них было бы катастрофично узнать, что их ребенок - гей/лесбиянка, 31 % абсолютно не согласны с этим. 45,2 % респондентов скорее согласны с тем, что они часто замечают, что, когда в российских СМИ заходит разговор о людях с нетрадиционной сексуальной ориентацией, контекст сменяется на негативный и осуждающий, 33,3 % абсолютно согласны с этим. 69 % респондентов абсолютно не согласны с тем, что не могут себе даже представить, чтобы могли есть за одним столом с человеком, чья гендерная или сексуальная идентичность отличается от традиционной. 57,1 % респондентов абсолютно не согласны с тем, что их мнение о публичном человеке изменится, если окажется, что он на самом деле гомосексуален. 64,3 % респондентов абсолютно не согласны с тем, что они очень сильно расстроятся, если узнают, что их любимый актер/музыкант/художник окажется гомосексуалом. 66,7 % респондентов абсолютно не согласны с тем, что людям, относящим себя к ЛГБТ-сообществу, нет места среди граждан нашей страны.
Данные результаты дают основание полагать что большинство испытуемых не относятся враждебно к ЛГБТ-сообществу, несмотря на то, что в СМИ создается противоречивый образ представителей ЛГБТ. Респонденты допускают таких людей среди своих знакомых, среди людей, занимающих высокие позиции в обществе, и среди медийных лиц. Также респонденты считают, что человек, относящийся к ЛГБТ-сообществу, может отличаться от других людей, так как носит непосредственную атрибутику, отличается достаточно яркой внешностью, манерами, голосом, поведением, мужчина зачастую представляется более ухоженным, а женщина - более неопрятной.
В результате исследования установлено: у мужчин с положительным отношением к ЛГБТ-сообществу выявлены такие механизмы психологической защиты, как «компенсация» (r = 0,832, p < 0,01), т. е. они с помощью позитивной оценки компенсируют свои недостатки, а также «подавление» (r = 0,924, p < 0,01), который связан с пассивностью и умением не замечать проблемы. Мужчины, столкнувшись с ситуацией, которая им не нравится, могут успешно блокировать ее деструктивное влияние на психику. Среди мужчин, нейтрально относящихся к представителям ЛГБТ, можно отметить, что чем более позитивно они относятся к ним, тем более у них выражено чувство вины (r = 0,904, p < 0,01), которое возникает предположительно из-за отрицательного отношения большинства населения к проблематике ЛГБТ. Также мужчинам более положительно удается относиться к ЛГБТ благодаря «регрессии» (r = 0,914, p < 0,01), прибегая к более ранним,
менее зрелым и менее адекватным образцам поведения. У женщин с положительным отношением к ЛГБТ-сообществу выражено чувство вины (r = 0,519, p < 0,01) по вышеуказанной причине.
В результате исследования не выявлена связь между возрастом, отношением к образу ЛГБТ-сообщества и психологическими характеристиками испытуемых. Однако установлено, что у респондентов в возрасте 17-19 лет при положительном отношении более выражен механизм психологической защиты «отрицание» (r = 0,732, p < 0,01). Таким образом, люди с негативным отношением к ЛГБТ стараются не замечать их, отрицая само существование такого феномена. Также установлено, что респондентам в возрасте 17-19 лет при более положительном отношении к представителям ЛГБТ менее свойственно раздражение (r = 0,669, p < 0,01).
У респондентов в возрасте 20-25 лет при положительном отношении более выражен механизм психологической защиты «интеллектуализация» (r = -0,413, p < 0,01). Таким образом, чем более отрицательно испытуемые относятся к представителям ЛГБТ, тем сильнее они стараются абстрагироваться от чувств и эмоций по отношению к ним.
У респондентов в возрасте 26-41 год при положительном отношении более выражен механизм психологической защиты «регрессия» (r = -0,629, p < 0,01). Таким образом, взрослым людям отрицательное отношение к представителям ЛГБТ удается подавлять, прибегая к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения. Предположительно в силу отсутствия современных и прогрессивных взглядов они вынуждены проявлять детские модели поведения.
В заключение отметим, что отношение к образу ЛГБТ-сообщества в контексте медиавоз-действия у представителей различных социально-демографических групп в России не связано с их полом, возрастом и психологическими характеристиками. Также стоит сказать, что отношение респондентов к ЛГБТ-сообществу носит скорее позитивно-нейтральный характер, несмотря на то что в СМИ создается противоречивый образ представителей ЛГБТ.
Ссылки:
1. Орлова Ю.С., Осин Р.В. Образ LGBT-сообщества в массовом сознании [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы исследования массового сознания : материалы V Международной научно-практической конференции / отв. ред. В.В. Константинов. Пенза, 2019. С. 172-175. URL: https://dep_op.pnzgu.ru/files/dep_op.pnzgu.ru/aktualnye_prob-lemy_issledovaniya_massovogo_soznaniya.pdf (дата обращения: 23.11.2019).
2. Орлова Ю.С., Осин Р.В. Указ. соч. С. 172 ; Степанова О.Ю. Противодействие гомосексуализму в российском государстве досоветского и советского периода // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2016. № 1. С. 27-34.
3. Уилкинсон К. «Традиционные ценности» на практике: возникновение и оспаривание законов о «пропаганде гомосексуализма» в России // Социология власти. 2018. № 1. С. 175-204. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2018-1-175-204.
4. Psychoticism, Immature Defense Mechanisms and a Fearful Attachment Style are Associated with a Higher Homophobic Attitude / G. Ciocca, B. Tuziak, E. Limoncin, et al. // The Journal of Sexual Medicine. 2015. Vol. 12, iss. 9. P. 1953-1960. https://doi.org/10.1111/jsm.12975.
5. Weaver J.C.B. "Out of Sight, Out of Mind: Keeping Russia Closeted": A Biopolitical Analysis of Non-Normative Sexualities in Russia. Tampere, 2014. 98 p.
6. Пронкина Е.С. Особенности ЛГБТ-дискурса в российских медиа, инициированного дискуссиями о регулировании сексуальности // Журнал исследований социальной политики. 2016. Т. 14, № 1. С. 71-86.
7. «Невидимое меньшинство»: к проблеме гомофобии в России [Электронный ресурс] // Левада-центр. 2015. 5 мая. URL: https://Www.levada.ru/2015/05/05/nevidimoe-menshinstvo-k-probleme-gomofobii-v-rossii/ (дата обращения: 05.09.2019).
8. Приведено по: Дергачев В. Почти половина россиян выступила за равные права для геев [Электронный ресурс] // РБК. 2019. 23 мая. URL: https://www.rbc.ru/politics/23/05/2019/5ce530039a7947172f79405d (дата обращения: 05.09.2019).
9. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2019. 575 с.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность : учебное пособие. М., 2004. 346 с.
References:
'Hidden Minority': On the Issue of Homophobia in Russia, Levada Center, 2015, May 5, viewed 5 September 2019, <https://www.levada.ru/2015/05/05/nevidimoe-menshinstvo-k-probleme-gomofobii-v-rossi>, (in Russian).
Ciocca, G, Tuziak, B & Limoncin, E 2015, 'Psychoticism, Immature Defense Mechanisms and a Fearful Attachment Style are Associated with a Higher Homophobic Attitude', The Journal of Sexual Medicine, vol. 12, iss. 9, pp. 1953-1960, <https://doi.org/10.1111/jsm.12975>.
Dergachev, V 2019, 'Almost Half of Russians Stood For the Equal Rights of Gay People', RBC, viewed 5 September 2019, <https://www.rbc.ru/politics/23/05/2019/5ce530039a7947172f79405d>, (in Russian).
Leontiev, AN 2004, Activity. Consciousness. Personality: Workbook, Moscow, 346 p., (in Russian).
Orlova, YuS & Osin, RV 2019, 'An Image of LGBT community in Popular Consciousness', Topical Issues of Popular Consciousness Study: materials of the 5th International Research and Practical Conference, in VV Konstantinov (ed.), Penza, pp. 172175, viewed 23 November 2019, <https://dep_op.pnzgu.ru/files/dep_op.pnzgu.ru/aktualnye_problemy_issledovaniya_masso-vogo_soznaniya.pdf>, (in Russian).
Pronkina, ES 2016, 'Aspects of LGBT-related Discourse in the Russian Media Today: The Case of Discussions Provoked by Regulations on Sexuality in Russia', Zhurnalissledovaniy sotsialnoy politiki, vol. 14, no. 1, pp. 71-86, (in Russian).
Shapovalenko, IV 2019, Developmental Psychology and Age Psychology: Coursebook and Practical Workbook for Bachelor's Degree Program, Moscow, 575 p., (in Russian).
Stepanova, OYu 2016, 'Counteraction to Homosexualism in Russian State of the Pre- and Post-Soviet Periods', Topical Issues of Crimes Management, no. 1, pp. 27-34, (in Russian).
Weaver, JCB 2014, Out of Sight, Out of Mind: Keeping Russia Closeted: A Biopolitical Analysis of Non-Normative Sexualities in Russia, Tampere, 98 p.
Wilkinson, C 2018, 'Putting "Traditional Values" Into Practice: The Rise and Contestation of Anti-Homopropaganda Laws in Russia', Sociology of Power, vol. 30, no. 1, pp. 175-204, <https://doi.org/10.22394/2074-0492-2018-1-175-204>, (in Russian).
Редактор: Тальчук Калерия Сергеевна Переводчик: Герасимова Валентина Евгеньевна