Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ К КУЛЬТОВОЙ СРЕДЕ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ'

ОТНОШЕНИЕ К КУЛЬТОВОЙ СРЕДЕ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
90
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идолопоклонство / терафимы / грех / Священное Писание / idolatry / teraphim / sin / Holy Scripture

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Священник Сергий Зарубин

В данной статье рассматриваются различные виды идолопоклонства, упоминаемые в Священном Писании. Прослеживается прямая связь между безверием человека и его склонностью к суевериям и мистицизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE TO THE CULT ENVIRONMENT IN THE HOLY SCRIPTURE

This article examines the various forms of idolatry mentioned in the Scriptures. There is a direct connection between a person's lack of faith and his tendency to superstition and mysticism.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ К КУЛЬТОВОЙ СРЕДЕ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ»

УДК 264(476) ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

DOI: 10.24412/2309-5164-2021-1-24-29

Священник Сергий Зарубин магистрант 3 курса Республика Беларусь, г. Минск, Минская духовная академия E-mail: osergiy69@mail.ru

ОТНОШЕНИЕ К КУЛЬТОВОЙ СРЕДЕ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ

В данной статье рассматриваются различные виды идолопоклонства, упоминаемые в Священном Писании. Прослеживается прямая связь между безверием человека и его склонностью к суевериям и мистицизму.

Ключевые слова: идолопоклонство, терафимы, грех, Священное Писание. Цитирование: Зарубин С., свящ. Отношение к культовой среде в Священном Писании // Ипатьевский вестник. — 2021. — № 1. — С. 24-29.

Когда у человека нет подлинной веры в Бога, то рано или поздно он скатывается в идолопоклонство и начинает придерживаться суеверного мировоззрения. По утверждению В. А. Мартиновича, «наиболее глубокое взаимопроникновение нетрадиционной религиозности и окружающего общества происходит на уровне культовой среды»1. Это взаимопроникновение косвенно прослеживается на примере образов из исторических книг Ветхого Завета. В Библии описано множество случаев отступления иудейского народа от истинного Бога. Так, например, отдельные колена народа скатывались в идолопоклонство, служили языческим божествам Астарте, Астарофу, Ваалу и другим. Можно предположить, что вначале это поклонение осуществлялось на уровне культовой среды, то есть была некоторая общность поклонения, но члены этой общности (отдельные люди или семьи) не были связаны друг с другом. Яркий пример претворения культа отдельной семьи в нетрадиционную религиозность народа можно проследить в книге Судей.

Идолопоклонство Михи — ефремлянина. В книге Судей повествуется о Михе, который «сделал... истукан и литый кумир», «И был у Михи дом Божий. И сделал он ефод и терафим» (Суд. 17: 3, 4, 5). Потом израильтяне из колена Дана украли у него предметы домашней скинии и перекупили священника:

1 Мартинович В.А. Сектантство: возникновение и миграция.— М: Познание, 2018. — С. 146.

Священник Сергий Зарубин

«И поставили у себя сыны Дановы истукан; Ионафан же, сын Гирсона, сына Манассии, сам и сыновья его были священниками в колене Дановом до дня переселения жителей той земли; и имели у себя истукан, сделанный Михою, во все то время, когда дом Божий находился в Силоме» (Суд. 18:30-31). Таким образом, из культа одной семьи возникла секта колена Данова в еврейском народе. Причем важно заметить, что по иудейским религиозным законам священником может являться человек из потомков спутника Моисея и первосвященника Аарона, а здесь священником является человек из колена Ефрема. Это является грубейшим нарушением еврейского религиозного закона.

Терафимы — один из видов идолопоклонства. В Библии не раз упоминаются терафимы — идолы, имевшие человеческую фигуру и почитавшиеся иудеями и язычниками как домашнее божество. У иудеев было принято передавать терафимов из поколения в поколение, они выполняли функции оберега и оракула. Так, в книге Бытие читаем о том, что, убегая с Иаковом, «Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее» (Быт. 31:19). Когда Иаков желает построить жертвенник Богу: «И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши» (Быт. 35:2). В ответ на это приказание домашние его отдают ему «всех богов чужих, бывших в руках у них, и серьги, бывшие в ушах у них» (Быт. 35: 4).

По утверждению П. Флоренского, серьги в древнем мире являлись не просто украшением, а оберегом, чтобы предохранить отверстия ушей от влияния злых духов1. Можно вспомнить место из 44-й главы кн. Бытия, где Иосиф велит положить в мешок своему брату Вениамину серебряную чашу, а затем, уличивши его в (мнимом) воровстве, говорит: «не та ли это (чаша), из которой пьет господин мой? И он гадает на ней...» (Быт. 44:5). Тут Флоренский подчеркивает, что для обозначения гадания чашею поставлен тот же самый глагол, что и для гадания Лавана2.

Следуя по главам Ветхого Завета, мы отмечаем следующий библейский сюжет: царь Саул послал слуг в дом Давида для того, чтобы убить его. Давид уже убежал из дворца. Но его жена, Мелхола, чтобы скрыть бегство Давида и тем самым спасти мужа «взяла статую (терафим) и положила на постель, а в изголовье ее положила козью кожу, и покрыла одеждою» (1Цар. 19:11-16). Т.о., она сказала слугам Саула, что муж болен и отдыхает.

Вспомним, что Самуил говорит царю Саулу: «Непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство» (1Цар. 15:23). Из вышесказанного мы видим, что во время правления царя Саула поклонение терафимам строго осуждается, а если вспомнить Лавана, который так же почитал терафимов, то ему Господь в Своем откровении дал лишь приказание не обижать Иакова, но ничего не сказал о терафимах и га-

1 Флоренский П., свящ. О терафимах. Что такое идолы Лавана, и с какой целью Рахиль похитила их у отца? [Электронный ресурс]. — URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florenskij/o-terafimah-chto-takoe-idoly-lavana-i-s-kakoj-tselyu-rahil-pohitila-ih-u-ottsa/ (дата обращения: 2019-11-12).

2 Там же.

дании. Саулу же его непослушание является виной настолько сильной, что Бог оставляет его.

В Книге пророка Иезекииля читаем: «Царь Вавилонский остановился на распутье, при начале двух дорог, для гадания: трясет стрелы, вопрошает терафимов, рассматривает печень» (Иез. 21:21). Этот текст показывает, что в древности был обычай помещать терафимы в нишах, на перекрестках дорог, хотя возможно царь вавилонский вопрошает не чужих, а своих своих собственных терафимов, которых он возит с собой в путешествие1.

В этой же речи Иезекииля мы видим, каково поведение израильского народа: «представляют пустые видения и ложно гадают тебе» (Иез. 21:29). «Ложные гадания» и «пустые видения» означают различные виды гаданий: катоптромантии (гадание посредством зеркал). Лопухин в своих пояснениях к Ветхому Завету уточняет, что киликомантия — гадание по чаше, состоявшее в наблюдении игры лучей света на поверхности воды, налитой в чашу. При гидромантии в воду бросались драгоценные вещи и по их блеску отгадывали будущее2.

Пытался бороться с терафимами самарийский пророк Осия (Ос. 3:4). Вот что читаем в 4-й книге Царств: благочестивый иудейский царь Иосия уничтожил все капища, а так же: «вызывателей мертвых, и волшебников, и терафимов, и идолов, и все мерзости, которые появлялись в земле Иудейской и в Иерусалиме» (4 Цар. 24).

Однако, несмотря на усилия благочестивых царей и пророков, культ тера-фимов, как предсказателей будущего, сохранялся у еврейского народа вплоть до времени возвращения из Вавилонского плена и формирования ветхозаветного канона.

Колдовство и астрология. В Ветхом Завете есть множество предостережений, касающихся гаданий и колдовства: «Не ворожите и не гадайте. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь. Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» (Лев. 19:26-31).

Чародейство у древних иудеев всегда считалось большим грехом: «И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев» (Мал. 3:5); «И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего» (Иер. 14:14).

Библия отрицательно относится к астрологии и учит не доверять прогнозам астрологов: «Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся» (Иер. 10:2).

1 Флоренский П., свящ. О терафимах. Что такое идолы Лавана, и с какой целью Рахиль похитила их у отца? [Электронный ресурс].— URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florenskij/o-terafimah-chto-takoe-idoly-lavana-i-s-kakoj-tselyu-rahil-pohitila-ih-u-ottsa/ (дата обращения: 2019-11-12).

2 Лопухин А.П. Толкования на Ветхий Завет [Электронный ресурс]. — URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblia/ (дата обращения: 2019-11-22).

Пророк Исаия укоряет Израиль за занятия астрологией: «Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе» (Ис. 47:10-14).

Поклонение звездам и вера в астрологические прогнозы есть «мерзость» в очах Господа «ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18:10-12)

Поклонение природным явлениям и небесным светилам. Библия неоднократно осуждает связанное с этим поклонение Солнцу, Луне и звездам и предупреждает, что Господь будет наказывать поклоняющихся им: «и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом» (Втор. 4:19).

«Смотря на солнце, как оно сияет, и на луну, как она величественно шествует, прельстился ли я в тайне сердца моего? ... Это также было бы преступление, подлежащее суду, потому что я отрекся бы тогда от Бога Всевышнего» (Иов. 31:26-28).

Гадания. Среди правоверного народа Израиля практиковались так же различные виды гаданий: киликомантия, гидромантия и некромантия.

Некромантия — способ гадания, который предполагает общение с душами умерших. Примером может служить история, когда аэндорская волшебница вызывает дух пророка Самуила (1Цар. 28:7-14).

Почитание ангелов. Апостол Павел предостерегает: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов» (Кол. 2:18). «Когда, охваченный благоговением, Иоанн упал к ногам ангела, говорившего к нему, ангел сказал: «смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись» (Отк. 19:10). Ангелы — это существа сотворенные, и, будь они святые или падшие, им нельзя поклоняться и их нельзя почитать1.

Почитание демонов. «Это идолослужение, которое тесно связано с почитанием образов или идолов, за которыми часто таятся бесы. В сатанинском культе демонам поклоняются непосредственно»2. Говоря о бедствии, Иоанн предсказывает: «Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам» (Отк. 9:20).

Особенно часто предостерегает от воздействия культовой среды на христианина апостол Павел. Например, он обращается к любимому своему ученику Тимофею: «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры.» (1Тим. 6:20). Для христиан истинное знание приходит через веру и хранение предания. А не имеющий истинной веры пребывает в самообольщении, выдавая ложное знание за истинное. Человек

1 Татаркин В. В Библии запрещено идолопоклонство [Электронный ресурс]. — URL: https:// apologetica.ru/kniga/7-2.html (Дата обращения: 2019-11-10).

2 Там же.

создает себе культ, который имеет некоторую вероятность распространения на группу людей. И чем выше харизматичность личности, тем выше эта вероятность.

Обращаясь к галатам, апостол Павел констатирует: «...вкравшимся лже-братиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас» (Гал. 2:4). Тем самым апостол говорит о возможности истинной христианской общины отвержения некоторых идей культовой среды, исходящих от некоторых людей. Согласно мнению многих святых отцов, под лже братьями подразумеваются люди, которые пытались навязать христианам соблюдение Моисеева закона. Это равносильно введению фарисейства, которое является скрытым сектантством. Лжебратия часто обличается у апостола Павла (2 Кор. 11:26; 1 Тим. 4:2; 2 Кор. 11:13).

Апостол Петр, обличая лжеучителей, говорит: «Были и лжепророки в народе, как и у нас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2 Пет. 2:1). Апостол таким образом утверждает, что лжеучителя будут «до скончания века» со своими нездоровыми идеями. И к этому христианину всегда нужно быть готовым. Можно сказать, что всегда будут существовать два вида пастырей. Первые будут искренне служить Богу, а другие — своему тщеславию, выдавая свои идеи за нечто исключительное.

Вывод. Отношение к культовой среде в Писании отрицательное. Но, с другой стороны, библейская история и пророчества апостолов говорят нам о том, что культовая среда всегда будет существовать внутри человечества, также как и внутри-церковное сектантство.

ЛИТЕРАТУРА

1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — М.: Российское библейское общ-во, 2004. — 1337 с.

2. Мартинович В. А. Сектанство: возникновение и миграция. — М.: Познание, 2018.— 559 с.

3. Лопухин А.П. Толкования на Ветхий Завет [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblia/ (дата обращения: 2019-11-22).

4. Татаркин В. В Библии запрещено идолопоклонство [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://apologetica.ru/kniga/7-2.html (Дата обращения: 2019-11-10).

5. Флоренский П., свящ. О терафимах. Что такое идолы Лавана, и с какой целью Рахиль похитила их у отца? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florenskij/o-terafimah-chto-takoe-idoly-lavana-i-s-kakoj-tselyu-rahil-pohitila-ih-u-ottsa/ (дата обращения: 2019-11-12).

Priest Sergiy Zarubin 3 year master's student The Republic of Belarus, Minsk, Minsk Theological Academy E-mail: osergiy69@mail.ru

ATTITUDE TO THE CULT ENVIRONMENT IN THE HOLY SCRIPTURE

This article examines the various forms of idolatry mentioned in the Scriptures.

There is a direct connection between a person's lack of faith and his tendency to

superstition and mysticism.

Key words: idolatry, teraphim, sin, Holy Scripture.

Citation: Zarubin S., priest. attitude to the cult environment in the Holy Scripture

// Ipatievsky vestnik.—2021.—№. 1.—P. 24-29.

REFERENCES

1. Bibliya: knigi Svyashchennogo pisaniya Vetkhogo i Novogo Zaveta / po bla-gosloveniyu Svyateyshego Patriarkha Moskovskogo i vseya Rusi Aleksiya II. — M.: Rossiyskoye bibleyskoye obshch-vo, 2004.— 1337 s.

2. Martinovich V.A. Sektanstvo: vozniknoveniye i migratsiya. — M.: Poznaniye, 2018.— 559 s.

3. Lopukhin A. P. Tolkovaniya na Vetkhiy Zavet [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblia/ (data obrash-cheniya: 2019-11-22).

4. Tatarkin V. V Biblii zapreshcheno idolopoklonstvo [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://apologetica.ru/kniga/7-2.html (Data obrash-cheniya: 2019-11-10).

5. Florenskiy P., svyashch. O terafimakh. Chto takoye idoly Lavana, i s kakoy tsel'yu Rakhil' pokhitila ikh u ottsa? [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florenskij/o-terafimah-chto-takoe-idoly-lavana-i-s-kakoj-tselyu-rahil-pohitila-ih-u-ottsa/ (data obrashcheniya: 2019-11-12).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.