Научная статья на тему 'Несостоятельность критики Е. К. Дулумана на Мк 2:24-26'

Несостоятельность критики Е. К. Дулумана на Мк 2:24-26 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
247
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИИСУС ХРИСТОС / JESUS CHRIST / АВИАФАР / ABIATHAR / АХИМЕЛЕХ / AHIMELECH / ДАВИД / DAVID / ПЕРВОСВЯЩЕННИК / HIGH PRIEST / САДОК / ZADOK / РОД ИФАМАРА / DESCENDANTS OF ITHAMAR / РОД ЕЛЕАЗАРА / ELEAZAR / КРИТИКА / CRITICISM / Е. К. ДУЛУМАН / EVGRAF DULUMAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чумаков Антоний Алексеевич

Статья посвящена разбору критики Е. К. Дулумана на Мк 2:24-26. Задачи, поставленные автором при написании статьи, сводятся к изучению имеющейся литературы, содержащей критические воззрения, резюмированию позиции Е. К. Дулумана по затронутому вопросу, составлению объективного критического комментария. Опираясь на материал Священного Писания, автор делает вывод об ошибочности позиции Евграфа Каллиниковича, представляющей собой яркий пример библейской критики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Te Unfounded Criticism of Mk 2:24-26 by Evgraf Duluman

Tis article reviews Evgraf Duluman's criticism of Mk 2:24-26. Te author studies the literature containing critical reviews that summarize Duluman's views on this topic and creates an objective critical commentary. Based on the materials of Sacred Scripture, the author concludes that Evgraf Duluman is mistaken, and that his position atempts to present existing scholarly arguments as a contradiction

Текст научной работы на тему «Несостоятельность критики Е. К. Дулумана на Мк 2:24-26»

Новозаветные исследования

НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КРИТИКИ Е.К. ДУЛУМАНА НА МК2:24-26

Статья посвящена разбору критики Е. К. Дулумана на Мк 2:24-26. Задачи, поставленные автором при написании статьи, сводятся к изучению имеющейся литературы, содержащей критические воззрения, резюмированию позиции Е. К. Дулумана по затронутому вопросу, составлению объективного критического комментария. Опираясь на материал Священного Писания, автор делает вывод об ошибочности позиции Евграфа Каллиниковича, представляющей собой яркий пример библейской критики.

Ключевые слова: Иисус Христос, Авиафар, Ахимелех, Давид, первосвященник, Садок, род Ифамара, род Елеазара, критика, Е. К. Дулуман.

Введение

В своей книге «Библия: за, за, за — и против» Дулуман пишет: «Оправдывая нарушения его учениками (апостолами) установленных Богом ветхозаветных законов, Иисус Христос напоминает фарисеям Давида, который „вошёл в дом божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которые не должно было есть никому, кроме священников, и дал бывшим с ним' (Мк 2:24-26).

Христос ошибается. Упоминаемое Им событие происходило при священнике Ахимелехе (См. 1 Цар 21:1-6), а не при его сыне — священнике Авиафаре (См. 1 Цар 22:20; 23:6-9; 3 Цар 2:27; 4:4).

Примечание: Непонятно также: почему Иисус Христос называет Авиафара первосвященником, если в соответствующих местах Ветхого Завета Ахимелех и его сын Авиафар называются только священниками? Дотошные иудейские богословы обращают внимание еще на одну неточность Иисуса Христа: Давид в доме божьем сам не брал, не ел и не давал самочинно воинам хлебы предложения; их дал Давиду священник Ахимелех, предварительно допросив будущего царя, чтобы убедится в непорочном поведении его лично и его воинов на протяжении всей военной компании (1 Цар 21:26)»1.

Антоний Алексеевич Чумаков — магистр богословия, соискатель аспирантуры по кафедре библеистики Санкт-Петербургской духовной академии, 3 курс ([email protected]).

1 Дулуман Е.К. Библия: за, за, за — и против // Сайт Ateism. URL: http://www.ateism.ru/ duluman/bible.htm (дата обращения: 16.11.2014).

Из вышеизложенного можно выделить три основных критических замечания:

1. Событие, о котором упоминает Господь обвиняющим Его фарисеям, произошло при священнике Ахимелехе, а не при его сыне — священнике Авиафаре;

2. Христос ошибается, называя Авиафара «первосвященником»;

3. Давид сам не брал и не ел и не давал своим воинам хлеба предложения.

В процессе исследования данные замечания будут подвергнуты всестороннему анализу.

Биографические сведения об авторе критической работы «Библия: за, за, за — и против» Е. К. Дулумане

Евграф Каллиникович Дулуман2 — известный советский, а затем — украинский деятель в области «научного» атеизма, родился 6 января (24 декабря) 1928 года в селе Большое Боково Любашевского района Одесской области УССР в семье крестьянина. Его мать была колхозницей и занималась воспитанием двоих детей — Евграфа и его младшего брата. Отец в 1941 году был призван в ряды РККА, получил тяжелое ранение под Днепропетровском и вскоре скончался3. «Учиться я начал в Боковской средней школе и до войны окончил 7-мь классов ударником. Во время войны заниматься в школе я не мог; и только в 1944 году поступил в районную Любашевскую среднюю школу, так как в Боково была только семилетка»4, — пишет Дулуман в автобиографии.

В 1945 году, окончив 9 классов средней школы, Евграф поступает на 1 курс Одесских пастырско-богословских курсов. 6 июля 1946 года Дулуман отправляет запрос в Московский православно-богословский институт: «Прошу сообщить мне: могу ли я поступить в Православно-богословский институт. Я окончил 1-ый курс Одесских П-Б курсов на „5" и получил награду 1-ой степени»5. В поступлении в институт ему было отказано в связи с тем, что в этом же году Пастырско-Богословские

2 Е. К. Дулуман. Автобиография, 15 окт. 1947 г. // Архив МДА. Ф. Московская духовная академия. Л. 5 (Личное дело Е. К. Дулумана).

3 Там же. Л. 5 об. (Личное дело Е. К. Дулумана).

4 Там же. Л. 5 (Личное дело Е. К. Дулумана).

5 Е. К. Дулуман. Запрос проф. Савинскому, 6 июня 1946 г. // Архив МДА. Ф. Московская духовная академия. Л. 1 (Личное дело Е. К. Дулумана).

курсы были реорганизованы в 4-классную духовную семинарию6. Евграф окончил ее с отличием спустя год — в 1947 году7. В этом же году Дулуман был принят без экзаменов на I курс Московской духовной академии8.

В процессе обучения и написания кандидатской диссертации Евграф неоднократно посещал библиотеку имени Ленина в Москве, а также библиотеку Ленинградской духовной академии9. Полный курс МДА он окончил в 1951 году со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию «Главные партии англиканской церкви, их экклезиология и критика последней с православной точки зрения»10. Из характеристики Е. К. Дулумана по окончании Академии: «По общему развитию он является типичным средним студентом, которые обучаются в светских высших учебных заведениях. Ничего предосудительного, порочащего его поведение в течение его академического студенчества не замечалось. Если и были мелкие проступки школярского характера (подчеркивание своего молодчества в хождении по карнизу колокольни, попытка в Пасхальную утреню проникнуть в вестибюль академического храма не через дверь, а через окно), то они были не злостного характера, а, скорее, легкомыслия. Настроение у него определяется желанием так устроиться в жизни, чтобы ничто не мешало его покою и материальной обеспеченности. По молодости лет характер его не оформился, служебные перспективы не определились и не осознались. Практических навыков к пастырскому служению у него нет»11. Е. К. Дулуман был направлен в Саратовскую духовную семинарию, где читал лекции по основному и нравственному богословию, был доцентом и заместителем инспектора.

В 1952 г., заявив в советской печати о своем уходе из Церкви, Дулуман уехал в Одессу, где в 1956 г. окончил Одесский кредитно-экономический институт. 24 марта 1957 года в газете «Комсомольская правда» опубликовал статью «Как я стал атеистом», преисполненную ненависти к воспитавшей и вскормившей его Церкви. В 1959 году окончил философский

6 Е. К. Дулуман. Ответ на запрос, 15 авг. 1946 г. // Архив МДА. Ф. Московская духовная академия. Л. 2 (Личное дело Е. К. Дулумана).

7 Е. К. Дулуман. Запрос ректора ОДС, 10 сент. 1947 г.// Архив МДА. Ф. Московская духовная академия. Л. 3 (Личное дело Е. К. Дулумана).

8 Архив МДА. Ф. Московская духовная академия. Л. 3-4. (Личное дело Е. К. Дулумана).

9 Е. К. Дулуман. Командировочное удостоверение, 30 дек. 1950 г. // Архив МДА. Ф. Московская духовная академия. Л.15 (Личное дело Е. К. Дулумана).

10 Е. К. Дулуман. Расписка, 29 авг. 1951 г. // Архив МДА. Ф. Московская духовная академия. Л.16 (Личное дело Е. К. Дулумана).

11 Е. К. Дулуман. Характеристика, 17 мая 1951 г. // Архив МДА. Ф. Московская духовная академия. Л.17 (Личное дело Е. К. Дулумана).

факультет Киевского университета. С 1964 года работал в Киевском педагогическом институте, в Институте философии АН УССР — старшим научным сотрудником, в Украинской сельскохозяйственной академии. Преподавал историю философии и религиоведение на факультете социологии Киевского политехнического института. С 2008 года — профессор кафедры философии и религиоведения Донецкого государственного университета информатики и искусственного интеллекта. Е. К. Дулуман скончался 24 июня 2013 года вследствие онкологического заболевания12.

Историографический очерк толкований на Мк 2:24-26

Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, комментируя Евангелие от Марка 2:24-26, говорит о том, что либо архиерей носил два имени — Ахимелех и Авиафар, либо евангелист говорит об Авиафаре, бывшем в то время архиереем, а книга Царств повествует об иерее Ахимелехе, и потому их свидетельства не противоречат одно другому. Авиафар был в то время архиереем, а Ахимелех иереем13. В «Толковой Библии» под ред. А. П. Лопухина и преемников приводится следующее толкование данного отрывка: «Евангелист Марк прибавляет к рассказу Матфея, что Господь упомянул имя первосвященника, который дал хлебы предложения Давиду: это был Авиафар (ст. 26). Так как в 1 Цар 22:20 и сл. первосвященник, с которым вступил в дружеское общение Давид, назван не Авиафаром, а Ахимелехом, — Авиафар же был его сыном, то многие толкователи считают эту прибавку в Ев. Марка вставкою, сделанною рукою мало сведущего в Писании читателя Евангелия. Другие же, признавая это выражение подлинным, предполагают, что первосвященник носил оба упомянутых имени, или же, что главную роль во всем происшедшем играл Авиафар, как говорило иудейское предание, которого здесь держится Христос, а в В. Зав. упомянуто имя тогда правившего богослужебными делами первосвященника, ответственного за все поступки священников»14. Современные исследователи, разбирая отрывок Евангелия от Марка 2:24-26, говорят о том, что Ахимелех носил

12 Дулуман Евграф Каленьевич // Сайт «Антимодернизм». URL: http://www.antimodem. ru/duluman (дата обращения: 16.11.2014).

13 Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Марка // Сайт «Азбука веры». URL: http://azbyka.rU/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-marka/2 (дата обращения 04.08.2015).

14 Толкование на Евангелие от Марка. 2:23-28 // Толковая Библия под ред. А. П. Лопухина и преемников. СПб., 1912. Т. 9. С. 27-28.

двойное имя, а также о том, что Авиафар присутствовал во время встречи царя Давида с Ахимелехом,15 либо оба этих человека — Авиафар и Ахи-мелех, назывались этими именами, иногда Ахимелех, сын Авиафара, иногда — Авиафар, сын Ахимелеха, временами наоборот16. Иной вариант объяснения отрывка приводят исследователи Далласской богословской семинарии — по их мнению, возможным объяснением несоответствия имен может служить обычай древних иудеев при упоминании того или иного события, происшедшего в давние времена, указывать на какой-нибудь выдающийся или известный большинству иудеев признак времени, в которое это событие произошло. Авиафар стал первосвященником вскоре после случая, рассказанного Христом, и поскольку он приобрел гораздо большую известность, чем его отец (Ахимелех), то соответствующий период времени характеризуется его первосвященством, а не его отца17. Библейская энциклопедия Брокгауза в статье «Авиафар» говорит о том, что Авиафар является сыном Ахимелеха и происходит из потомков Илия. Несоответствие имен может быть связано с тем, что Авиафар принял сторону Адонии в борьбе за престолонаследие после смерти Давида и его имя было заменено на более достойного кандидата — Ахимелеха, либо он был автором истории Давида, изложенной во 2-й и 3-й книгах Царств18.

Ниже изложена версия, не дающая исчерпывающего ответа на данный вопрос, однако снимающая кажущиеся противоречия.

Личности Авиафара и Ахимелеха

Фарисеям, обвинявшим Иисуса Христа в том, что Его ученики собирали колосья в субботу, Он напомнил историю, случившуюся с пророком Давидом, когда тот, скрываясь от царя Саула, пришел в город Нов (Номву) и зашел в дом Господень, где был священник Ахимелех, сын Ахитува, и попросил у него еды. Ахимелех, не найдя ничего съестного, дал ему хлебов предложения. Вот как говорит об этом Сам Господь:

15 ЗайцевД.В. Ахимелех//Сайт «Православной энциклопедии». URL: http://www. pravenc.ru/text/Ахимелех.html (дата обращения 24.01.2015).

16 Гарольд Э. Викке. Евангелие от Марка // Сайт Blagovestnik. URL: www.blagovestnik.org/ books/00223.htm#4 (дата обращения 24.01.2015).

17 Далласская богословская семинария. Толкование Евангелия от Марка // Сайт otveti.org. URL: http://www.otveti.org/tolkovanie-biblii/evangelie-marka/0/ (дата обращения 24.01.2015).

18 Энциклопедия Брокгауза. Авиафар // Сайт logosenc.org. URL: http://www.logosenc.org/ brokgauz/aviafar-eviafar.html (дата обращения 24.01.2015).

«Неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? Как вошёл в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которые не должно было есть никому, кроме священников, и дал бывшим с ним» (Мк 2:24-26). Далее обратимся к 21-й главе 1 книги Царств. Именно там описана история, о которой вспоминает Господь. «И пришел Давид в Номву к Ахиме-леху священнику, и смутился Ахимелех при встрече с Давидом и сказал ему: почему ты один, и никого нет с тобою? И сказал Давид Ахимелеху священнику: царь поручил мне дело и сказал мне: „пусть никто не знает, за чем я послал тебя и что поручил тебе"; поэтому людей я оставил на известном месте; итак, что есть у тебя под рукою, дай мне, хлебов пять, или что найдется. И отвечал священник Давиду, говоря: нет у меня под рукою простого хлеба, а есть хлеб священный; если только люди [твои] воздержались от женщин! И отвечал Давид священнику и сказал ему: женщин при нас не было ни вчера, ни третьего дня, со времени, как я вышел, и сосуды отроков чисты, а если дорога нечиста, то [хлеб] останется чистым в сосудах. И дал ему священник священного хлеба; ибо не было у него хлеба, кроме хлебов предложения, которые взяты были от лица Господа, чтобы по снятии их положить теплые хлебы» (1 Цар 21:1-6).

Е. К. Дулуман на основании того, что в этом отрывке говорится о священнике Ахимелехе, делает вывод об ошибочности слов Христа, упоминающего некоего первосвященника Авиафара, которого сам Дулу-ман считает сыном Ахимелеха. Первое, на что следует обратить внимание, — это то, что Христос в Своем ответе указывает только имя первосвященника, при котором произошло упоминаемое событие19, а не имя того, кто дал хлебы Давиду. Господь не сказал, что Давид сам брал хлебы, а лишь то, что он ел, и дал бывшим с ним. При углубленном изучении времени царствования царя Саула, царя Давида и его сына Соломона становится совершенно очевидным, что критика Е. К. Дулумана несправедлива.

Итак, у упоминаемого священника Ахимелеха, давшего хлебы будущему царю Давиду, действительно был сын по имени Авиафар20.

19 Во фразе «em AßiaBap äpxiepswq» (Мк 2:26) предлог ет использован с gen. и имеет значение: «при, во время» (Клеон Л. Роджерс-младший, Клеон Л. Роджерс Ш. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета. СПб.: Библия для всех, 2001. С. 154).

20 Чарыков С., свящ. Речь иудейского царя Авии (2Пар 13:4-12) в контексте богословия хрониста // Христианское чтение. 2011. № 1(36). С. 107-108.

В 22-й главе 1 книги Царств излагается продолжение истории с хлебами: «И сказал царь Доику: ступай ты и умертви священников. И пошел Доик Идумеянин, и напал на священников, и умертвил в тот день восемьдесят пять мужей, носивших льняной ефод; и Номву, город священников, поразил мечом; и мужчин и женщин, и юношей и младенцев, и волов и ослов и овец поразил мечом. Спасся один только сын Ахимелеха, сына Ахитува, по имени Авиафар, и убежал к Давиду» (1 Цар 18:20). За то, что священник Ахимелех накормил Давида и его воинов, царь Саул умерщвляет его, других священников, их жен и детей. Спасается бегством к Давиду и остается в живых только лишь сын священника Ахиме-леха — Авиафар. Священное Писание дает здесь ценное указание об их происхождении — Ахимелех является сыном Ахитува. Ахитув, согласно 1 Пар 6:7, является потомком Елеазара, одного из сыновей Аарона. Однако в 1 Цар 14:3 упоминается Ахия, а его отец Ахитув представлен родственником (братом) Иохаведа, сына Фенееса, сына Илия; то есть утверждается его происхождение из другого священнического рода — рода Ифамара (младший сын Аарона), но что это было за родство — неизвестно21. У священника Ахимелеха был родной брат Садок, сын Ахитува, бывший первосвященником при Давиде и Соломоне. Причастность Ахимелеха, сына Ахитува, к роду Елеазара подтверждается родословной Ездры, где одним из предков Ездры назван Садок, сын Ахитува (Езд 7:1-6).

Некоторую неясность в общую картину вносит упоминание во 2Цар8:17 Ахимелеха, теперь уже сына Авиафара, бывшего священником вместе с Садоком, сыном Ахитува, при царе Давиде. Однако 1 Пар 24:3-6 разъясняет личность этого второго Ахимелеха. Данный Ахи-мелех, сын Авиафара, при распределении очередей служения был избран из рода Ифамара, тогда как первый Ахимелех, убитый Саулом, брат священника Садока, принадлежал к роду Елеазара. Итак, в Священном Писании на данный временной отрезок — царствование Давида и Соломона — приходится два священника Ахимелеха: один — сын Ахитува, имеет брата священника Садока и сына Авиафара и происходит из рода

21 В главе 14 1 Цар говорится: «Саул же находился в окраине Гивы, под гранатовым деревом, что в Мигроне. С ним было около шестисот человек народа и Ахия, сын Ахитува, брата [курсив мой. — А.Ч.] Иохаведа, сына Финееса, сына Илия, священник Господа в Силоме, носивший ефод» (1 Цар 14:2-3). Слово ПК («брат») в Священном Писании употребляется для обозначения родственных связей, но без конкретизации степени родства. Например, Иаков называет брата своей матери Лавана своим братом: «И сказал Иаков Рахили, что он родственник (ПК) отцу ее и что он сын Ревеккин. А она побежала и сказала отцу своему» (Быт 29:12).

Елеазара, другой — сын Авиафара и происходит из рода Ифамара. Также имеются два Авиафара. Помимо Авиафара, сына Ахимелеха, сына Ахи-тува, из рода Елеазара, спасшегося от убийства Саулом и убежавшего к Давиду, есть еще один Авиафар, происходивший из рода Ифама-ра. Сыном этого Авиафара был Ахимелех, распределенный Давидом на череду служения от рода Ифамара.

Несостоятельность критики Е. К. Дулумана

Соломон в самом начале своего правления отлучил от первосвященства за предательство Авиафара из рода Ифамара. В конце царствования Давида, когда тот был уже в преклонных летах, Авиафар с некоторыми другими начальствующими лицами вступил в сговор с Адонией, сыном Давида, чтобы поставить его на царство вместо Соломона (3Цар1:1-7). Однако их притязания потерпели неудачу, так как Давид благословил Соломона и его помазали на царство (3Цар 1:3340). Соломон судил заговорщиков и приговорил их к смерти, а Авиафару из рода Ифамара, так как он носил Ковчег Божий и терпел невзгоды с отцом его Давидом, сохранил жизнь, но отстранил его от первосвященства (3 Цар 2:27). Слово Господа об отлучении от священства дома Илия, принадлежащего к роду Ифамара (3 Цар 2:27), сбылось и совершилось в Авиафаре Ифамаровом. Его потомки были навсегда отлучены от священства22.

Ставший царем Соломон вместо Авиафара поставил на первосвященство Садока, сына Ахитува, сына Амарии, принадлежавшего к роду Елеазара (3 Цар 2:35), а также некоего Авиафара (3 Цар 4:4). Этот Авиафар также принадлежал к роду Елеазара, так как род Ифамара более не священнодействовал, согласно пророчеству Господню над домом Илия. По всей видимости, это и был тот самый Авиафар, уцелевший и сбежавший к Давиду после убийства Саулом его отца Ахимелеха, сына Ахитува. И вместе со своим дядей Садоком (тоже сыном Ахитува, родным братом его отца священника Ахимелеха) они стали первосвященниками (3 Цар 4:4), как прямые потомки сына Аарона — Елеазара (1 Пар 6:3-8). Садок был вновь утвержден в первосвященническом достоинстве, так как был первосвященником еще с начала царствования Давида (2 Цар 8:17).

22 Варлаам (Горохов), иером. Историко-археологический контекст времени правления древнеизраильского царя Давида // Христианское чтение. 2011. № 5(40). С. 105.

Итак, утверждение Дулумана о том, что Христос ошибся, упоминая первосвященника Авиафара в той истории, когда Давид получал хлебы в доме Божием из рук Ахимелеха, не имеет под собой никаких оснований. Событие с хлебами произошло именно во время первосвященства Авиафара из рода Ифамара. С большой вероятностью можно утверждать, что первосвященником он стал еще во время царствования Саула, на некоторое время был отстранен при Давиде (2 Цар 8:17), затем восстановлен (2 Цар 15:24) и прекратил свое служение, будучи низверженным за предательство в самом начале царствования Соломона (3 Цар 2:26). Сын этого Авиафара Ахимелех, по всей видимости, был утвержден в первосвященстве в начале царствования Давида и занимал этот пост некоторое время вместе с первосвященником Садоком (2Цар 8:17, 1 Пар 18:16, 24:6), сыном Ахитува, из рода Елеазара. Вероятно, вскоре он был отстранен и передал свои функции отцу — Авиафару, вновь восстановленному в первосвященстве. Ахимелех, сын Ахитува, из рода Елеазара был священником в городе Номва в то время, когда первосвященническую должность занимал Авиафар, потомок Ифамара, давший хлебы Давиду и за это убитый по приказу Саула.

Критическое замечание Е. К. Дулумана на слова Господа в Мк 2:26 о недопустимости наименования Авиафара первосвященником также совершенно несправедливо.

Особое служение, отличное от других священных обязанностей, было установлено по велению Господа еще во времена исхода сынов Израиля из земли Египетской, возложено на Аарона, а впоследствии — на его сыновей. Так, в книге Исход (27:21) упоминаются некие особые действия, которые нужно было совершать Аарону, его сыновьям и их потомкам, названные «уставом вечным». В 28, 29, 39 и 40-й главах этой же книги оговариваются подробности их посвящения, круг обязанностей, прав, уклад жизни, изготовление отличительных одежд. Интересной особенностью священных одежд Аарона была носимая на лбу золотая пластина с выгравированной надписью «Святыня Господня» (Исх 28:36-38), что подчеркивает его исключительность, особое значение, святость, ос-вященность благодатью Господа, а также обильное помазание елеем, возливаемым на голову (Исх 29:7, Лев 8:12). Это же значение усваивается Аарону в 10-м стихе 21-й главы книги Левит, в наименовании «великий священник» (^таП рЭП)23. Особое служение Аарона, как уже упоминалось

23 Biblia Hebraica Stuttgartensia. 5th ed. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1997.

выше, перешло в ведение его сыновей (Исх 29:29). После смерти Аарона великим священником стал его сын Елеазар, посвященный посредством возложения на него священных одежд отца (Числ 20:25-28). Наименование «великий священник» по отношению к тому или иному лицу встречается на страницах Священного Писания Ветхого Завета всего несколько раз (Лев21:10, Нав20:6, 2Пар31:10, Неем3:1). Однако из вышеизложенного совершенно очевидно, что особое служение великого священника имело преемственность и передавалось из поколения в поколение — от отца к достойному, избранному Господом сыну. Святой апостол и евангелист Марк использует для передачи значения возложенного на Авиафара служения греческое слово dpxvepewq24, эквивалентное ^ТОП рЬП на иврите, русскому — «первосвященник» (первый, главенствующий, великий священник). Хотя ни по отношению к двум Авиафарам, ни по отношению к Садоку в Священном Писании Ветхого Завета не используется именование ^ТтаП 1ПЗП а только лишь — «священник», это не дает основания отрицать их особое служение — служение первосвященника. Они выполняли те же функции, что и их предки — Аарон и Елеазар. Так, Садок был помазан на свое служение (1 Пар 29:22) и помазал Соломона на царство (3Цар 1:39). Исполнившееся пророчество Господа об отлучении от священства дома Илия, принадлежащего к роду Ифамара (3 Цар 2:27), также подтверждает первосвященническое служение Авиафара из рода Ифамара.

Заключение

Подводя итоги, следует еще раз подчеркнуть ключевые моменты, которые, быть может, позволят внести ясность в понимание тех событий Священной истории, которые изложены в 22-й главе 1 книги Царств:

Изложены факты, позволяющие считать Ахитува потомком Елеазара, сына Ааронова.

В Священном Писании упоминается Авиафар, сын Ахимелеха, сына Ахитува (1 Цар 22:20-22). Также говорится еще об одном Авиафаре, который был из дома Илия и принадлежал к роду Ифамара (3 Цар 2:27). Авиа-фар из дома Илия был отлучен от священства в самом начале правления Соломона, и в нем совершилось пророчество об Илии, где говорилось, что его дом и дом отца его (Ифамара) будут удалены от священства

24 Novum Testamentum Graeca. K. Aland. (Eds). 27th edn. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft. 1993.

(1 Цар 2:27-36). Соломон ставит на место Авиафара из дома Илия Садока, сына Ахитува, и другого Авиафара, который явно не из дома Илии (3 Цар 2:35), так как дом Илия более не священнодействовал. Авиафар из рода Ифамара был первосвященником еще при Сауле. История с Давидом, когда он взял хлебы у священника Ахимелеха, сына Ахитува и брата первосвященника Садока, произошла именно во время первосвященства Авиафара из дома Илия.

Источники и литература

Источники

1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. М., 2000.

2. Biblia Hebraica Stuttgartensia. 5th ed. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1997.

3. Novum Testamentum Graeca. K. Aland (Ed). 27th ed. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1993.

Литература

1. Архив МДА. Ф. Московская духовная академия. Л. 1-17 (Личное дело Е. К. Дулумана).

2. Варлаам (Горохов), иером. Историко-археологический контекст времени правления древнеизраильского царя Давида // Христианское чтение. 2011. № 5(40). С. 96-110.

3. Клеон Л. Роджерс-младший, Клеон Л. Роджерс III. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета. СПб.: Библия для всех, 2001. 988 с.

4. Толкование на Евангелие от Марка // Толковая Библия под ред. А. П. Лопухина и преемников. Т. 9. СПб., 1912. С. 17-98.

5. Чарыков С., свящ. Речь иудейского царя Авии (2 Пар 13:4-12) в контексте богословия хрониста // Христианское чтение. 2011. № 1(36). С. 98-114.

Электронные ресурсы

1. Гарольд Э. Викке. Евангелие от Марка // Сайт Blagovestnik. URL: www. blagovestnik.org/books/00223.htm#4 (дата обращения 24.01.2015).

2. Даллаская богословская семинария. Толкование Евангелия от Марка // Сайт otveti.org. URL: http//www.otveti.org/tolkovanie-biblii/evangelie-marka/0/ (дата обращения 24.01.2015).

3. Дулуман Е. К. Библия: за, за, за — и против // Сайт Ateism. URL: http://www. ateism.ru/duluman/bible.htm (дата обращения: 16.11.2014).

4. Дулуман Евграф Каленьевич // Сайт «Антимодернизм». URL: http:// antimodern.ru/duluman (дата обращения: 16.11.2014).

5. Зайцев Д. В. Ахимелех // Сайт «Православной энциклопедии». URL: http:// www.pravenc.ru/text/Ахимелех.html (дата обращения 24.01.2015).

6. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Марка // Сайт «Азбука веры». URL: http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evan-gelie-ot-marka/2 (дата обращения 04.08.2015).

7. Энциклопедия Брокгауза. Авиафар // Сайт logosenc.org. URL: http://www. logosenc.org/brokgauz/aviafar-eviafar.html (дата обращения 24.01.2015).

Antony Chumakov. The Unfounded Criticism of Mk2:24-26 by Evgraf Duluman

This article reviews Evgraf Duluman's criticism of Mk 2:24-26. The author studies the literature containing critical reviews that summarize Duluman's views on this topic and creates an objective critical commentary. Based on the materials of Sacred Scripture, the author concludes that Evgraf Duluman is mistaken, and that his position attempts to present existing scholarly arguments as a contradiction.

Keywords: Jesus Christ, Abiathar, Ahimelech, David, High Priest, Zadok, descendants of Ithamar, Eleazar, criticism, Evgraf Duluman.

Antony Alekseyevich Chumakov — Master of Theology, degree candidate at the Department of Biblical Studies of the graduate program of St. Petersburg Theological Academy ([email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.