УДК 159.99(045)
А.В. Комарова, В.Л. Ситников, Т.В. Слотина
ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩЕМУ И ТЕМПОРАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
В период глобальных кризисов особенно актуальным представляется исследование отношения к будущему педагогов, взгляды которых в значительной мере определяют развитие и направленность личности их воспитанников. Цель: исследование отношения к будущему российских педагогов разных возрастов и их темпоральной направленности. Гипотеза исследования: тип отношения к будущему связан с возрастными особенностями и с темпоральной направленностью педагогов. Методологическая основа: подход Д.А. Леонтьева к пониманию смыслов будущего, концепция темпоральности личности С.В. Духновского. Выборка: 466 педагогов-женщин, из них 110 - возраст 2434 года (M=29,5) и 356 - возраст 35-54 года (M=46,5). Результаты применения психосемантической методики И.Л. Соломина «Цветовые метафоры» обрабатывались с помощью процедуры математической статистики: критерий ф - угловое преобразование Фишера. В выводах, основанных на выявленных достоверных различиях, отражено, что в отношении к будущему у педагогов выявлены три типа: смысловой, проектно-целевой и прогностический. Установлены «опорная» и «футуристическая» направленности темпоральности личности. Выявлено преобладание у педагогов ресурсного типа темпоральности над инфантильно-фиксированным и невротично-фиксированным типами. В результате исследования, в дополнение к типологии С.В. Духновского установлен «нефиксированный» на прошлом или настоящем тип темпоральности личности. Выявлены возрастные различия по показателю «отношение к будущему»: в группе педагогов старше 35 лет преобладает смысловое отношение к будущему; у педагогов моложе 34 лет все типы отношения к будущему представлены равномерно. Установлено, что у большинства педагогов преобладает оптимистический взгляд на будущее.
Ключевые слова: будущее, образ будущего, отношение к будущему, временная перспектива, темпоральный тип личности, темпоральная направленность, педагоги.
DOI: 10.35634/2412-9550-2024-34-3-258-267 Введение
Образ будущего во все времена являлся мощным фактором мотивации деятельности не только конкретной личности, но и больших масс людей. Сегодня практически весь мир переживает период глобального политического кризиса, оказывающего влияние на историю человечества, что вызывает острую озабоченность будущим разных стран и народов. Поэтому особенно актуальным представляется исследование отношения к будущему у педагогов, чьи взгляды и отношение к будущему определяют развитие и направленность личности их воспитанников.
Представленность темы «отношения педагогов к будущему» в публикациях психологов в научных журналах, входящих в международную базу цитирования Scopus, за последние два года показал 652 результата. Поиск, проведенный в российской научной электронной библиотеке (РИНЦ), показал, что проблемы «отношение к будущему» и «отношение педагогов к будущему» не исследовались. Однако словосочетание «образ будущего» встречается в 875 источниках. Это доказывает существенный интерес российских и зарубежных ученых к категории «образ будущего».
В настоящее время в научном мире выделяется целый ряд направлений в исследовании будущего. И.В. Желтикова, проделав тщательный анализ, выделяет семь сформировавшихся подходов к исследованию данной темы:
1. Исследование размышлений о будущем, оказывающих влияние на поведение субъекта в настоящем. Один из классиков мировой психологии в исследовании темы будущего - Т. Ломбардо -считает, что осознанное отношение к будущему структурируется из большинства психологических процессов, однако фундаментом является врожденное восприятие времени, которое различно у отдельных людей и групп [23].
2. Исследование жизненной ориентации на будущее.
3. Исследование отношения к глобальному, далекому будущему.
4. Исследование осознания связей настоящего и будущего.
5. Исследование социального ожидания возможности реализации коллективных представлений и планов.
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
6. Исследование рационального планирования, разработка сценариев и активность по их воплощению.
7. Исследование разнообразных форм «проникновения» в будущее, его предвосхищение как на индивидуальном, так и на коллективном уровне [5].
Е. В. Рочняк предпринята глобальная попытка обобщить весь комплекс научных направлений по исследованию будущего в рамках философии, социологии, психологии. По мнению автора, все рассмотренные ею направления не учитывают конкретные образы или планы будущего, отдавая предпочтение изучению причин [12].
Проблема образа будущего является предметом разных теоретических подходов: генетического, феноменологического, психоаналитического, социокультурного и когнитивного. Несмотря на это, до сих пор не представляется возможным построить теорию, которая бы в полной мере отражала все богатство феноменологии образа будущего [26].
Возможно, это обусловлено тем фактом, что сама психология в русле такой проблемы имеет многообразие взглядов на то, как человек относится к будущему, и при этом отмечается многообразие определений, связанных с этим вопросом. Категория «отношение», которая наиболее точно раскрывает когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты образа будущего в научном мире, имеет также многоаспектный, междисциплинарный характер. Особый интерес представляют два направления его анализа: логико-философский (Аристотель, М.М. Троицкий) и психологический (А.Ф. Лазур-ский, В.Н. Мясищев, Е.В. Левченко, С.В. Духновский). В русле второго направления отношение выдвигается как ведущая, фундаментальная категория психологической науки, как методологический принцип, следуя которому все должно изучаться сквозь призму непрерывных отношений с окружающим миром. Таким образом, категория «отношение» является научной благодаря этому направлению.
Как пишет С.В. Духновский, «отношение выступает ресурсной характеристикой личности, от которой зависит не только проявление индивидуальности человека, его самореализация, самоосуществление и достижение желаемых для себя целей, но и эффективность преодоления трудностей, острых переломных моментов, ситуаций неопределенности, возникающих в повседневной жизни» [3, с. 56].
Существует тесная связь этого понятия с большинством психологических феноменов: потребности, установки, интересы, диспозиции, образы, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д. Частично осознаваемая система отношений человека является главным мотиватором его поведения, она транслируется в формах взаимодействия с другими людьми, отражается в речи и экспрессивном поведении личности. Начиная с подросткового возраста, наша система отношений начинает развиваться в связи с прогнозированием.
Поскольку отношение - это некая связь двух объектов, субъектов, явлений и т. п., то словосочетание «отношение к будущему» подразумевает и образ, и перспективу, а также является источником построения жизненных планов.
В научной среде одним из первых понятие «образ будущего» начал использовать Ф. Полак. Он полагал, что это результат столкновения наших фантазий и восприятия реальности [5]. Образ будущего рассматривался в работах таких отечественных ученых, как Н.В. Веселкова [1], Н.В. Гришина [2], А.В. Михальский [9], В.Н. Петрова [11], Н.П. Шилова [17] и др. Так, в работе М.В. Ферапонтовой с коллегами образ будущего рассмотрен как один из показателей личностного развития, который определяется представлением собственной личности, достигаемой за счет интеграции себя во времени и социальных условиях. Развитие образа будущего - интеграция прошлого и настоящего «я» с будущим «я» [16]. А.В. Михальский заявляет о целой научной дисциплине «Психология конструирования будущего». Автор относит к основному механизму конструирования будущего - формирование образа будущего, которое тесно связано с регуляцией поведения, деятельности, направленности личности, жизненного пути [9].
Большинство исследований временной перспективы определяются ориентацией на будущее. О.В. Митина, А. Сырцова описывают четыре направления исследований временной перспективы:
- длительность охватываемого промежутка времени;
- общая временная ориентация;
- содержание мыслей о будущем;
- характер размышлений о будущем: оптимистичные и пессимистичные взгляды, а также степень влияния и контроля над своим будущим [8].
В этой связи возникает вопрос о темпоральности личности. Темпоральность проявляется во временном сценарии человека и включает в себя отношение ко времени, выражающееся в ориентации на прошлое, настоящее или будущее. С.В. Духновский дает такое определение отношения к времени: «Это взаимосвязь субъекта со своим временем, его восприятие и использование в качестве ресурса для решения задач, возникающих в повседневной жизни и трудовой деятельности, а также для проявления своей индивидуальности... Феноменами отношения ко времени выступают: временная свобода, зависимость, инфантилизм» [4, с. 386-387]. С.В. Духновский полагает, что отношение ко времени формируется на протяжении жизни и, что важно в нашем контексте, «определяет повседневную и трудовую активность». Он описывает три типа темпоральности, выделение которых связано с ориентацией на прошлое, настоящее, будущее: «Ресурсный тип» представляет собой сочетание направленности на настоящее и будущее, «Невротично-фиксированный тип» - с фиксацией на прошлом, «Инфантильно-фиксированный тип темпоральности» предполагает направленность исключительно на настоящее [3]. Мы согласны с мнением С.В. Духновского, что изменение отношения человека к своему времени может способствовать улучшению качества жизни, раскрыть новые потенциалы и в профессиональной деятельности.
Д.А. Леонтьев обращается к проблеме отношения ко времени через второе направление, выделенное И.В. Желтиковой. Анализируя труды С. Мадди, Д.А. Леонтьев считает, что ориентация на будущее свойственна «личностной элите», для тех, у кого высокий уровень осмысленности жизни, автономии, оптимизма, самоконтроля, жизнестойкости и т. д. Д.А. Леонтьев пишет о трех способах отношения к будущему. Во-первых, через призму прогноза. Во-вторых - проектирование. Третье, наиболее зрелое отношение к будущему - это отношение как к неизвестности. Именно третье направление предполагает в своей основе не цели, но ценности и смыслы [7]. Однако данный путь представляется для личности не самым эмоционально стабильным. Так, в исследовании Неяскиной Ю.Ю. получено, что для юношей с высоким уровнем толерантности к неопределенности характерно позитивное отношение к будущему. Для группы молодых людей с низким уровнем толерантности к неопределенности свойственно тревожнее отношение к будущему как к чему-то неопределенному, неизвестному. В итоге, тип переживания неопределенности определяет стратегию отношения субъекта к своему будущему [10].
В целом, отношение к будущему - это частично осознаваемая характеристика личности, которая развивается под влиянием прогнозирования и, в свою очередь, оказывает воздействие на конструктивное изменение временной перспективы и направленности. Наличие этого отношения повышает эффективность преодоления трудностей, ситуаций неопределенности, возникающих в профессиональной, в частности педагогической деятельности.
В рамках педагогической психологии, одним из первых понятий, связанных с будущим, можно назвать зону ближайшего развития Л.С. Выготского, которая имеет глубоко практический и прикладной характер, выходящий за пределы узкого понимания смысла, вложенного ученым.
В педагогике вопросами построения радостной перспективы (позитивного отношения к будущему воспитанника и коллектива) - ближней, средней и дальней, занимались многие педагоги, но особенно ярко это проявилось в деятельности С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, И.П. Иванова, И.В. Ионина. Закон перспективы стал одним из важнейших законов развития коллектива.
Что касается работ представителей зарубежной психологии в русле изучаемого нами вопроса, то в них просматривается проблема идентичности педагога и его профессиональных отношений, в том числе и к своему будущему. Подобные тенденции отмечаются в работах S. Antonoplis [18], N. Chen & F. Dervin [19], A-P. Denfeld and others [20], M. Kira and others [21], M. Liu and others [22], E.A.C. Rush-ton and others [24], B. Tuncay-Yuksel and others [25], M.M. Van Rijswijk and others [26].
Современные отечественные исследования отношения к будущему у субъектов образовательного процесса разнообразны. Так, в работах С.В. Духновского изучены особенности временной перспективы и направленности педагогов с разным отношением ко времени [3]. Отношение к будущему у японских студентов изучалось И.А. Трушиной с коллегами. Авторы предполагают, что восприятие событий настоящего как данных свыше и не зависящих от собственной воли связаны с негативным отношением к будущему [14]. В статье Т. Е. Федосеевой рассматривается проблема создания образа своего будущего в старшем подростковом возрасте с разной степенью ответственного отношения к этому процессу [15].
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Отношение к будущему у педагогов представляется особенно важным, т. к. именно педагоги, являясь объектом для подражания, осознанно и неосознанно транслируют будущему поколению и свое отношение, и свою принципиальную позицию. Они реально формируют коллективный компонент отношения к будущему. Учитывая ситуацию острой неопределенности во всем мире, отношение к будущему у педагогов России представляет собой важную социально-психологическую проблему, от понимания которой во многом будет зависеть построение образа будущего современной молодежи.
Методология и методы
Методологической основой нашего исследования является подход Д.А Леонтьева к пониманию смыслов будущего в традициях теории деятельности [7]. Также мы опирались на разрабатываемую С.В. Духновским концепцию темпоральности личности [3; 4]. Отношение к будущему изучалось с помощью психосемантического метода, реализованного в методике И.Л. Соломина «Цветовые метафоры» [13]. Данный метод используется для измерения индивидуальной системы субъективных значений различных объектов для человека. Оценка отношения к будущему осуществлялась на основе субъективного сходства понятий, предлагаемых в ходе опроса педагогов. Достоверные различия оценивались с помощью критерия ф - угловое преобразование Фишера.
С помощью психосемантической методики «Цветовые метафоры» было рассмотрено семантическое поле категории «Мое будущее» российских педагогов. Цель исследования - изучение отношения к будущему и темпоральной направленности российских педагогов разного возраста. Гипотеза: отношение педагогов к будущему связано с их возрастными особенностями и темпоральной направленностью личности.
Задачи следования:
1. Выявить типы отношения к будущему.
2. Сравнить типы отношения к будущему у педагогов старше 35 лет и моложе 34 лет.
3. Выявить группы с разной темпоральной направленностью.
4. Проанализировать эмоциональное отношение к будущему у педагогов.
Выборка: 466 педагогов. Из них 110 человек в возрасте от 24 до 34 лет (М=29,5), 356 человек в возрасте от 35 до 54 лет (М=46,5). Построение семантического поля «Мое будущее» осуществлялось на основе субъективного сходства предлагаемых в методике понятий, отражающих потребности человека; виды деятельности и ситуации; эмоции; группы людей и др. Производилась оценка частоты ассоциированности указанных понятий, выраженная в процентах. Анализ эмпирических данных отношения к будущему осуществлялся по двум параметрам: возрастная группа и темпоральная направленность (степень связанности отношения к будущему с отношением к настоящему и прошлому).
Научная новизна заключается в том, что впервые проведено исследование, позволившее выявить особенности отношения к будущему у педагогов разных возрастных групп, связанное с их темпоральной направленностью.
Теоретической значимостью является: дополнение концепции темпоральности личности эмпирически выявленным «нефиксированным» типом темпоральности, что имеет значение для дальнейшего исследования временных характеристик личности.
Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы для личностного развития педагогов, осознания ими своих профессиональных возможностей и ресурсов по трем блокам повышения квалификации педагогов:
- психолого-диагностический, раскрывающий личностные темпоральные особенности и ресурсы;
- просветительский: мини-лекции и семинары на тему «Временные, темпоральные особенности личности педагога»;
- коррекционно-развивающий: тренинги, семинары, направленные на осознание и развитие собственных временных ориентаций личности педагога.
Результаты
Сравнительный анализ отношения к будущему молодых и зрелых педагогов выявил общие тенденции. Общим в отношении к будущему для разных возрастных групп, прежде всего, является наличие своего дома, детей, семьи, друзей, возможности самореализации, отдыха, профессиональной деятельности (табл. 1). Кроме того, будущее ассоциируется у педагогов (в порядке убывания) с матери-
альным благополучием, увлечениями, интересными занятиями и безопасностью, здоровьем, общением, работой. Еще сорок категорий менее значимо связаны с будущим. Интересно, что по 50 категориям из 60 отсутствуют достоверные возрастные различия.
Таблица 1
Особенности отношения к будущему педагогов
№ п/п Ассоциации с понятием «Моё будущее» Относительная частота Ранги
1 Мой дом 47% 1
2 Мой ребенок 46% 2
3 Какой (каким) я хочу быть 46% 3
4 Моя семья 45% 4
5 Какая (какой) я на самом деле 43% 5
6 Дети 43% 6
7 Моё настоящее 41% 7
8 Отдых 40% 8
9 Моя профессия 39% 9
10 Мои друзья 39% 10
Меньше всего возрастных различий в связях будущего с увлечениями, профессией, успехом, работой, творчеством, радостями, учебой, неприятностями, печалью, угрозой, болезнью, неудачей.
При наличии общих связей с будущим у разных возрастных категорий особый интерес представляют достоверные различия, выявленные по 10 категориям (табл. 2). Чем старше педагоги, тем большее значение для них имеет будущее их детей и воспитанников, дом, безопасность, домашнее хозяйство, что является характерной возрастной особенностью, особенно в условиях социально-политической нестабильности, характерной для современного мира. При этом отмечается некоторый рост раздражения, беспокойства в отношении будущего, причем лишь будущие отношения с начальством достоверно реже волнуют их, чем молодых педагогов, что вполне согласуется ростом значения общения и компетентности.
Таблица 2
Особенности отношения к будущему педагогов разного возраста
Категории Возраст до 35 лет Возраст старше 35 лет Критерий ф*
частота ассоциированности (%) частота ассоциированности (%)
Мой ребенок 37% 55% -3,59
Мой дом 42% 52% -2,08
Дети 34% 49% -3,21
Отдых 34% 45% -2,14
Безопасность 22% 38% -3,67
Домашнее хозяйство 21% 35% -3,21
Общение 24% 33% -1,78
Компетентность 14% 23% -2,23
Мой начальник 25% 17% 2,07
Раздражение 1% 5% -2,54
Условные обозначения: р<0,05; p<0,01.
Значительно больше достоверных различий выявилось между педагогами с разными показателями темпоральности. Если рассматривать полученные результаты отношения к будущему в соответствии с подходом С.В. Духновского к типам темпоральности личности, то у педагогов, кроме ресурсного, «невротично-фиксированного» и «инфантильно-фиксированного» типа, был выявлен особый, четвертый тип темпоральности, при котором будущее не ассоциировано ни с настоящим,
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
ни с прошлым, в русле указанной выше терминологии его можно определить как «нефиксированный» тип темпоральности. Мы считаем возможным выделить и два типа темпоральной направленности: 1 тип - в котором будущее связано с прошлым и/или с настоящим, которые рассматриваются как опора для будущего, поэтому его можно назвать «опорная направленность темпоральности» (далее -«опорная темпоральность»); 2 тип - в котором будущее описывается без опоры на прошлое и настоящее, можно определить как «футуристическая направленность темпоральности», далее - «футуристическая темпоральность».
Таблица 3
Особенности отношения к будущему педагогов с разной темпоральной направленностью
Опорная Футуристическая
Категории ассоциаций с будущим темпоральность, N=232 темпоральность, N=234 Критерий ф*
Мой дом 63% 30% 7,89
Какой (какая) я на самом деле 59% 27% 7,56
Моя семья 61% 29% 7,50
Моя профессия 53% 25% 6,92
Мой ребенок 61% 32% 6,91
Моя работа 44% 18% 6,40
Домашнее хозяйство 43% 20% 6,05
Материальное благополучие 50% 26% 6,00
Каким (какой) я хочу быть 59% 33% 5,86
Мои друзья 50% 27% 5,45
Дети 54% 32% 5,33
Здоровье 42% 21% 5,20
Образование 39% 18% 5,16
Моя жена (мой муж) 44% 23% 5,04
Моя карьера 38% 19% 4,61
Мой начальник 28% 12% 4,47
Мои коллеги 34% 18% 4,43
Отдых 50% 30% 4,41
Общение 40% 22% 4,13
Моё увлечение 45% 29% 3,79
Знания 34% 19% 3,61
Безопасность 42% 27% 3,61
Моя учеба 32% 18% 3,44
Мои обязанности 28% 17% 3,24
Интересное занятие 41% 29% 2,91
Любовь 34% 23% 2,80
Дистанционное обучение 16% 8% 2,78
Школа 27% 18% 2,72
Цифровые технологии 20% 12% 2,69
Печаль 8% 3% 2,68
Обслуживание 17% 10% 2,60
Люди 30% 20% 2,59
Свобода 38% 27% 2,58
Компетентность 27% 18% 2,49
Заработок 27% 18% 2,30
Социальные сети 16% 9% 2,27
Успех 38% 28% 2,24
Финансы 25% 18% 2,11
Компьютер 18% 12% 1,87
Электронные ресурсы 19% 14% 1,80
Условные обозначения: р<0,05; p<0,01.
Анализ отношения к будущему у педагогов с разной темпоральной направленностью показал, что эта направленность не зависит от возраста: в 1 группу «опорного» типа вошло 232 человека, а во второй - «футуристической» - группе оказалось 234 человека.
Выявлен целый ряд достоверных различий по отношению к будущему за исключением понятий, описывающих негативный спектр эмоций (табл. 3).
В первой группе опорной направленности темпоральности наблюдается единообразие семантического поля понятия «Мое будущее». Можно отметить высокую степень ассоциированности практически по всем группам понятий и особенно по таким характеристикам, как мой дом, моя семья, мой ребенок, идеальный Я-образ, реальный образ Я, моя профессия, дети, мои друзья, материальное благополучие, мое увлечение. Будущее в этой группе педагогов в основном позитивно эмоционально окрашено: интересное занятие, радость. Связанность личного будущего с негативными эмоциями незначительна: печаль, неприятности, раздражение, страх
Для группы футуристической направленности темпоральности характерно разнообразие семантического поля, в результате чего будущее для них выступает уникальным и неопределенным «феноменом». При этом чаще будущее связано у них со стремлением к идеалу, с потребностями в отдыхе, творчестве, с семейными ценностями. В этой группе преобладают положительная и нейтральная эмоциональные окраски будущего. С негативными переживаниями будущее ассоциируется редко: страх, раздражение, печаль, неприятности.
Обсуждение результатов
Полученные результаты отношения к будущему у педагогов можно проанализировать с нескольких позиций. У педагогов, следуя концепции Д.А. Леонтьева, выявлены все три типа отношения к будущему. Первый тип отношения - ценностно-смысловой, проявляющийся в доминанте семейных ценностей и профессиональной направленности. Второй тип отношения к будущему - проектно-целевой, выражающийся в стремлении удовлетворить потребности в отдыхе, безопасности, творчестве, свободе, материальные потребности и другие. Третий тип отношения к будущему - прогностический, проявляющийся в актуализации идеального и реального Я-образов.
Приоритет указанных способов отношения к будущему сопряжен с возрастом и типом восприятия связи будущего с прошлым и настоящим (темпоральной направленностью).
В целом для педагогов старше 35 лет характерно большее единообразие семантического поля «Мое будущее», в отличие от группы 24-34 лет, где наблюдается большой разброс по частотам ассоциированных понятий. Предположительно, это говорит об определенной типичности по отношению к будущему у старшей возрастной группы.
В группе педагогов 35 лет и старше преобладает смысловое отношение к будущему, о чем говорит единообразие семантического поля «Мое будущее». Для возрастной группы 24-34 лет характерно проявление всех типов отношения к будущему (по Д.А. Леонтьеву), о чем свидетельствует большой разброс по частотам ассоциированности понятий.
Нетривиальным представляется то, что в отношении будущего оказалось значительно больше достоверных различий в зависимости от темпоральности, чем от принадлежности к возрастной группе. В группе с футуристической направленностью темпоральности преобладает прогностический и проектно-целевой способы построения будущего. Отношение к будущему в этой группе имеет разнообразный характер.
Важно отметить, что понятие «Моё будущее» у подавляющего большинства педагогов, независимо от возраста, тесно связано с категориями, являющимися маркерами позитивного отношения к будущему, которое транслируется воспитанникам, направляя их на позитивное восприятие прошлого, настоящего и будущего.
Выводы и заключение
В результате исследования, в дополнение к типологии С.В. Духновского, был выявлен новый «нефиксированный» тип темпоральности личности, в котором будущее не ассоциируется с прошлым и настоящим. Эмпирическим путем выделено два типа направленности темпоральности: «опорная» и «футуристическая» направленность темпоральности личности.
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Тип отношения к будущему связан с возрастными особенностями и с темпоральной направленностью. В группе педагогов старше 35 лет преобладает смысловое отношение к будущему. Для возрастной группы моложе 34 лет характерны проявления всех трех типов отношения к будущему и большой разброс по частотам ассоциированности понятий.
В группе с опорной направленностью темпоральности семантическое поле «Мое будущее» характеризуется ценностно-смысловым содержанием. Оно носит единообразный характер и отличается прогностическим способом построения будущего.
В группе с футуристической направленностью темпоральности преобладают прогностический и проектно-целевой способы построения будущего. В этой группе разнообразное отношение к будущему.
Преобладание ресурсного типа темпоральности педагогов над инфантильно-фиксированным и невротично-фиксированным типами сценария можно отнести к позитивным личностным характеристикам респондентов. Это характеризует их как самореализующихся, целеустремленных личностей, эффективно преодолевающих трудности и ситуации неопределенности.
В целом, у педагогов преобладает оптимистический взгляд на будущее. Наше исследование показало, что эмоционально-оценочное восприятие будущего связано с темпоральной направленностью и не связано с возрастными особенностями.
Проведенное исследование позволяет говорить об актуальности и практической ценности данного направления в современной науке. Целесообразно исследование отношений к будущему представителей разных профессий и их связей с возрастными и личностными особенностями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Веселкова Н.В. Отношение к будущему: штрихи к портрету темпоральной субъектности // Вестник ЮУрГУ 2(57), 2006. С. 11-15.
2. Гришина Н.В. Самоизменения: ситуационные детерминанты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022 Т. 12. Вып. 2. С. 172-185. DOI: https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.206.
3. Духновский С.В., Прокопьев Д.Л. Временная перспектива и направленность педагогов с разным отношением ко времени // Вестник Югорского государственного университета. 2022. № 4(67). С. 199-205. DOI 10.18822/ byusu202204199-205. - EDN INHDOC.
4. Духновский С.В. Типы темпоральности личности: оценка и перспективы использования // Российский деви-антологический журнал. 2023. № 3(4). С. 384-393. DOI 10.35750/2713-0622-2023-4-384-393. - EDN NOTGRB.
5. Желтикова И.В. Исследования будущего и место в них концепта «образ будущего» // Философская мысль. 2020. № 2. С. 15-32. - DOI 10.25136/2409-8728.2020.2.32302. - EDN QJXQZL.
6. Кирвель Ч.С., Бусько И.В. Будущее как проблема духовного опыта человечества. Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2019, № 2. С. 23-31.
7. Леонтьев Д.А. Смыслы будущего // Социодиггер. 2021. Т. 2, № 9(14). С. 80-84. - EDN ZHUOJW.
8. Митина О.В., Сырцова А. Опросник по временной перспективе Ф. Зимбардо (ZTPI): результаты психометрического анализа русскоязычной версии // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2008. № 4. С. 67-89. - EDN MQOUAH.
9. Михальский А.В. Исторические вехи психологии конструирования будущего // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7, № 6-1. С. 376-378. DOI 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1-376-378. - EDN VKUVQB.
10. Неяскина Ю.Ю., Пронькина В.О. Особенности конструирования будущего при разных уровнях толерантности к неопределенности (на примере юношеского возраста) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 3 (71). С. 143-152. DOI: 10.21603/2078-8975-2017-3-143-152
11. Петрова В.Н. Изучение образа будущего: методологические проблемы и пути их решения // Сибирский психологический журнал. 2009. № 32. С. 6-10. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls: 000397547 (дата обращения: 04.02.2024).
12. Рочняк Е.В. «Futures studies» как комплекс научных направлений по исследованию будущего // Abyss (Вопросы философии, политологии и социальной антропологии). 2023. № 1(23). С. 6-15. - DOI 10.33979/2587-75342023-1-6-15. - EDN JQSPSW.
13. Соломин И.Л. Использование методики цветовых метафор для диагностики структуры эмоциональных отношений школьников // Педагогическая диагностика. 2015. № 2. С. 75.
14. Трушина И.А., Честюнина Ю.В., Забелина Е.В., Телицына А.Ю. Адаптация методики «Шкала аттитюдов ко времени» Ж. Нютенна для диагностики отношения ко времени у японских студентов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2021. № 1. С. 107-116. DOI 10.18384/2310-7235-2021-1-107-116. - EDN NQLJEA.
15. Федосеева Т.Е., Терехина А.Е. Особенности образа своего будущего у современных подростков как показатель ответственного отношения к нему // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 7-1. С. 204-207. -EDN WELOSZ.
16. Ферапонтова М.В., Малышева П.А., Суховершина Ю.В., Абрамишвили Р.Н. Исследование взаимосвязи образа будущего и доверия к учителям у школьников // Педагогика и психология образования. 2023. № 2. С. 126 Р.Н. 137. DOI: 10.31862/2500-297X-2023-2-126-137.
17. Шилова Н.П. Возрастные различия в представлениях о будущем от подростничества до взрослости // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 3. C. 62-74. DOI: https://doi org/10 17759/pse 2023280305.
18. Antonoplis S. Studying personality and social structure // Social and Personality Psychology Compass, 2024, Vol. 18, № 1, e12932. DOI: https://doi.org/10.1111/spc3.12932.
19. Chen N., Dervin F. Defining and preparing for diversity teacherhood—Chinese Minzu ("ethnic") teacher education as an example // Future in Educational Research. 2023. Vol. 1. No 2. P. 163-181. DOI: https://doi.org/10.1002/fer3.11.
20. Denfeld A-P., Canrinus E.T., Dalehefte I.M. Teacher identity in work with students' psychosocial environment: A systematic review of quantitative research // Psychology in the Schools. 2023. Vol. 60. No 12. P. 5041-5061. DOI: https://doi.org/10.1002/pits.23001.
21. Kira M., Balkin D.B. Interactions between work and identities: Thriving, withering, or redefining the self? // Human Resource Management Review. 2014. Vol. 24, No 2. P. 131-143. DOI: https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2013.10.001.
22. Liu M., Ren Y., Nyagoga L.M., Stonier F., Wu Z., Yu L. Future of education in the era of generative artificial intelligence: Consensus among Chinese scholars on applications of ChatGPT in schools // Future in Educational Research. 2023. Vol. 1. No 1. P. 72-101. DOI: https://doi.org/10.1002/fer3.10.
23. Lombardo, Th. Future Consciousness: The Path to Purposeful Evolution An Introduction // World Future Review, Fall, September 2016. No. 8(3). рр.116-140.
24. Rushton E.A.C., Rawlings Smith E., Steadman S., Towers E. Understanding teacher identity in teachers' professional lives: A systematic review of the literature // Review of Education. 2023, Vol. 11, No 2, e3417 DOI: https://doi.org/10.1002/rev3.3417
25. Tuncay-Yüksel B., Yilmaz-Tüzün O., Zeidler D.L. Epistemological beliefs and values as predictors of preservice science teachers' environmental moral reasoning // Journal of Research in Science Teaching = JRST. 2023. Vol. 60. No 9. P. 2111-2144. DOI: https://doi.org/10.1002/tea.21889.
26. Van Rijswijk M.M., Akkerman S.F., Schaap H., Van Tartwijk J. Past perceptions and future expectations: Sensed dis/continuity at the start of teacher education // Teaching and Teacher Education. 2016. Vol. 58. P. 99-108. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.05.002.
Поступила в редакцию 06.07.2024
Комарова Александра Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, доцент Высшей школы лингвистики и педагогики Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого 195251, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 E-mail: [email protected]
Ситников Валерий Леонидович, доктор психологических наук, профессор,
профессор кафедры юридической психологии
Санкт-Петербургский университет МВД России
198206, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1;
Тувинский государственный университет
667000, Россия, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ленина, 36
E-mail: [email protected]
Слотина Татьяна Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Прикладная психология»
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I 190031, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр., 9 E-mail: [email protected]
СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
A.V. Komarova, V.L. Sitnikov, T.V. Slotina
ATTITUDE TO THE FUTURE AMONG PEDAGOGUES AND THEIR TEMPORAL ORIENTATION
DOI: 10.35634/2412-9550-2024-34-3-258-267
In the period of global historical crises, the study of the attitude to the future of teachers, whose views largely determine the development and orientation of the personality of their pupils, is especially relevant. The purpose of the research: to study the attitude to the future among Russian teachers and their temporal orientation of personality. Hypothesis of the study: the type of attitude to the future is associated with age features and temporal orientation of teachers. Methodological basis: D. A. Leontiev's approach to understanding the meanings of the future", and S.V Dukhnovsky's concept of temporality of personality. Sample: 466 female teachers, 110 of them - age 24-34 years (M=29.5) and 356 - age 35-54 years (M=46.5). The results of I.L. Solomin's psychosemantic technique "Color Metaphors" were processed using the procedure of mathematical statistics: criterion 9 - Fisher angular transformation. The conclusions, based on the identified reliable differences, reflect that three types were identified in the teachers' attitude to the future: semantic, project-target and prognostic. The "reference" and "futuristic" orientations of the temporality of personality have been established. The prevalence of the resource type of temporality in teachers over infantile-fixed and neurotic-fixed types was revealed. As a result of the study, in addition to the typology of S.V. Dukhnovsky, the "non-fixed" on the past or present type of personality temporality was established. Age differences in the indicator "attitude to the future" were revealed: in the group of teachers older than 35 years of age the semantic attitude to the future prevails; in teachers younger than 34 years of age all types of attitude to the future are evenly represented. It was found that the majority of teachers have an optimistic view of the future.
Keywords: future, image of the future, attitude to the future, teachers, time perspective, temporal type of personality, temporal orientation.
Received 06.07.2024
Komarova A.V., Candidate of Psychology, Associate Professor, Associate Professor of the Higher School of Linguistics and Pedagogy Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University Politekhnicheskaya st., 29, Saint Petersburg, Russia, 195251 E-mail: [email protected]
Sitnikov V.L., Doctor of Psychology, Professor, Professor of the Department of Legal Psychology
Saint Petersburg University of the MIA of Russia
Letchika Pilyutova st., 1, Saint Petersburg, Russia, 198206;
Professor of the Department of Psychology
Tuvan State University
Lenina st., 36, Kyzyl, Republic of Tuva, Russia, 667000 E-mail: [email protected]
Slotina T.V, Candidate of Psychology, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Applied Psychology Emperor Alexander I Saint Petersburg State Transport University Moskovskiy prosp., 9, Saint Petersburg, Russia, 190031 E-mail: [email protected]