Научная статья на тему 'ТЕМПОРАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА РОЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАДЕТОВ'

ТЕМПОРАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА РОЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАДЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
37
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КАДЕТЫ / ВРЕМЕННА́Я ПЕРСПЕКТИВА / ДИАХРОНИЯ / СИНХРОНИЯ / СИСТЕМА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перевозкин С. Б., Тишкова А. С.

В статье рассматриваются темпоральные характеристики ролевого поведения личности как фактора, оказывающего влияние на процесс адаптации в социуме в контексте системного подхода. Целью проведенного исследования является теоретическое изучение темпоральных характеристик ролевого поведения в процессе социально-психологической адаптации учащихся кадетских образовательных учреждений с позиции системного подхода. При этом проявление системной темпоральности в социально-психологическом контексте находит свое отражение в осмыслении индивидом своего места в системе социальных отношений с другими людьми и адекватном выполнении ролевого репертуара. Личностное восприятие времени играет важнейшую роль в адаптации к различным условиям окружающей действительности. Представлен теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований, направленный на изучение специфики временно́й перспективы кадетов подросткового возраста с учетом уровня их социально-психологической адаптации. С этих позиций отмечается, что ролевой статус респонд ентов взаимосвязан не только с уровнем социально-психологической адаптации, но с временно́й перспективой личности. На основе полученных результатов делается вывод, что специфика темпоральности ролевой структуры кадетов в подростковом возрасте выступает в качестве системной организации и находится в отношениях взаимообусловленности с рядом факторов: уровнем социально-психологической адаптации, представлениями о будущей профессиональной деятельности, особенностями межличностных отношений, наличием целей и планов на будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEMPORAL SPECIFICITY OF THE ROLE STRUCTURE OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF CADETS

The article considers the temporal characteristics of role behavior of individual as a factor that influences the adaptation process in society in the context of a systems approach. The purpose of the study is a theoretical study of the temporal characteristics of role-based behavior in the process of socio-psychological adaptation of students of cadet educational institutions from the perspective of a systematic approach. Moreover, the manifestation of system temporality in a socio-psychological context is reflected in the man's understanding of his place in the system of social relations with other people and the adequate performance of the role repertoire. The perception of time plays a significant role in orienting a person to the outside world and contributes to his adaptation in various conditions. A theoretical analysis of Russian and foreign studies is presented, and it aimed at studying the specifics of the temporal perspective of adolescent cadets taking into account the level of their socio-psychological adaptation. From these points of view, it is noted that the role status of respondents is interconnected not only with the degree of socialpsychological adaptation, but from a temporary point of view of personality. These results suggest that the temporality of the role structure of the cadets in adolescence acts as a system organization and is related to a number of factors, including: the level of socio-psychological adaptation, ideas about future professional activities, features interpersonal relationships, the presence of goals and plans for the future.

Текст научной работы на тему «ТЕМПОРАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА РОЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАДЕТОВ»

УДК 316.6

DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.03

ТЕМПОРАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА РОЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КАДЕТОВ

С. Б. Перевозкин,

НГПУ, Новосибирск, [email protected], А. С. Тишкова,

НГПУ, Новосибирск,

[email protected]

В статье рассматриваются темпоральные характеристики ролевого поведения личности как фактора, оказывающего влияние на процесс адаптации в социуме в контексте системного подхода.

Целью проведенного исследования является теоретическое изучение темпоральных характеристик ролевого поведения в процессе социально-психологической адаптации учащихся кадетских образовательных учреждений с позиции системного подхода. При этом проявление системной темпоральности в социально-психологическом контексте находит свое отражение в осмыслении индивидом своего места в системе социальных отношений с другими людьми и адекватном выполнении ролевого репертуара. Личностное восприятие времени играет важнейшую роль в адаптации к различным условиям окружающей действительности. Представлен теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований, направленный на изучение специфики временной перспективы кадетов подросткового возраста с учетом уровня их социально-психологической адаптации. С этих позиций отмечается, что ролевой статус респондентов взаимосвязан не только с уровнем социально-психологической адаптации, но с временной перспективой личности.

На основе полученных результатов делается вывод, что специфика темпоральности ролевой структуры кадетов в подростковом возрасте выступает в качестве системной организации и находится в отношениях взаимообусловленности с рядом факторов: уровнем социально-психологической адаптации, представлениями о будущей профессиональной деятельности, особенностями межличностных отношений, наличием целей и планов на будущее.

Ключевые слова: темпоральность; социально-психологическая адаптация; ролевое поведение; кадеты; временная перспектива; диахрония; синхрония; система; системный подход.

Для цитаты: Перевозкин С. Б., Тишкова А. С. Темпоральная специфика ролевой структуры социально-психологической адаптации кадетов // Системная психология и социология. 2020. № 2 (34). С. 31-44. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.03

Перевозкин Сергей Борисович, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: [email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6790-4835

Тишкова Альбина Сергеевна, старший преподаватель кафедры практической и специальной психологии факультета психологии Новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск.

E-mail: [email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3854-982X

© Перевозкин С. Б., Тишкова А. С., 2020

UDC 316.6

DOI 10.25688/2223-6872.2020.34.2.03

TEMPORAL SPECIFICITY OF THE ROLE STRUCTURE OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF CADETS

S. B. Perevozkin,

NGPU, Novosibirsk, [email protected], A. S. Tishkova,

NGPU, Novosibirsk,

[email protected]

The article considers the temporal characteristics of role behavior of individual as a factor that influences the adaptation process in society in the context of a systems approach.

The purpose of the study is a theoretical study of the temporal characteristics of role-based behavior in the process of socio-psychological adaptation of students of cadet educational institutions from the perspective of a systematic approach. Moreover, the manifestation of system temporality in a socio-psychological context is reflected in the man's understanding of his place in the system of social relations with other people and the adequate performance of the role repertoire. The perception of time plays a significant role in orienting a person to the outside world and contributes to his adaptation in various conditions. A theoretical analysis of Russian and foreign studies is presented, and it aimed at studying the specifics of the temporal perspective of adolescent cadets taking into account the level of their socio-psychological adaptation. From these points of view, it is noted that the role status of respondents is interconnected not only with the degree of social-psychological adaptation, but from a temporary point of view of personality.

These results suggest that the temporality of the role structure of the cadets in adolescence acts as a system organization and is related to a number of factors, including: the level of socio-psychological adaptation, ideas about future professional activities, features interpersonal relationships, the presence of goals and plans for the future.

Keywords: temporality; social-psychological adaptation; role behavior; cadets; time perspective; diachronic; synchronic; system; systems approach.

For citation: Perevozkin S. B., Tishkova A. S. Temporal specificity of the role structure of social-psychological adaptation of cadets // Systems Psychology and Sociology. 2020. № 2 (34). P. 31-44. DOI: 10.25688/2223-6872.2020.34.2.03

Perevozkin Sergey Borisovich, PhD in Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of General Psychology and History of Psychology of the Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia.

E-mail: [email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6790-4835

Tishkova Albina Sergeevna, senior lecturer at the Department of Practical and Special Psychology of the Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia.

E-mail: [email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3854-982X

Введение

В современной действительности в условиях стремительного изменения социокультурного пространства предъявляются все более высокие требования к адаптационным характеристикам личности. При этом личность как социальный субъект в процессе вхождения в социальные отношения претерпевает определенные индивидуальные трансформации. На процесс адаптации индивида к новым социальным условиям оказывают влияние значительное количество факторов внешнего (новая социальная ситуация, взаимоотношения с другими людьми, условия проживания, специфика семейного воспитания) и внутреннего характера (психофизиологические свойства нервной системы, особенности интеллектуального развития и мотивационной сферы, стиль и характер деятельности). Одним из таких факторов, как установлено, являются темпоральные характеристики ролевого поведения личности, проблема исследования которых переходит в ранг прикладных и актуальных в современной психологии и социологии и требует рассмотрения в рамках системного подхода. Впервые системный подход в отечественной психологии был подробно рассмотрен Б. Ф. Ломовым [14], который представлял его как полисистемность бытия человека и взаимодействие его свойств и качеств. Отметим, что в современных социокультурных условиях существует большое количество специальных общеобразовательных учреждений, включающих в себя и кадетские корпуса, специфика обучения в которых оказывает значительное влияние на изменение в социальном статусе учащегося, а также в системе его взаимоотношений с окружением и предполагает пересмотр установок, представлений и отношений в своих социальных ролях с точки зрения адекватности условиям жизнедеятельности в кадетском корпусе. Ранее установлено, что на успешность социально-психологической адаптации кадетов в некоторой мере оказывают влияние ролевые модели, участвующие в межличностном взаимодействии, восприятии мира человеком и себя в этом мире [24; 44]. Отсутствие

рационального использования освоенного личностью кадета ролевого репертуара и ориентации на темпоральную перспективу может привести к актуализации дезадаптивных характеристик. Таким образом, изучение темпоральных характеристик ролевого поведения кадетов в процессе социально-психологической адаптации в контексте системного подхода имеет свою теоретическую и практическую актуальность. Помимо этого, отмечается недостаточное количество целенаправленных исследований в контексте изучения данной проблематики.

Вышеизложенное позволило сформулировать цель проведенного исследования, состоящую в теоретическом изучении темпоральных характеристик ролевого поведения в процессе социально-психологической адаптации учащихся кадетских образовательных учреждений с позиции системного подхода.

Специфика темпоральной структуры личности в контексте системного подхода

Значительный вклад в развитие системного подхода в отечественной психологии внес Б. Ф. Ломов [14], который полагал, что человек и его психика, включаясь в системы отношений, обнаруживают качества, отсутствующие в других системах. В качестве характеристик существующих систем автор выделяет следующие категории: личность, общественные отношения, общение, деятельность, биологическое и социальное. Следовательно, включаясь в социальную систему, человек становится носителем социального качества данной системы. Социально-психологические явления, в том числе и адаптация, выступают как предпосылки того или иного социального явления и детерминируются социумом [14]. Как было позже отмечено В. А. Барабанщиковым, принцип системности позволяет рассмотреть психические явления с позиции организованного целого со специфическими свойствами, находящимися в его частях и фрагментах [2]. По А. В. Карпову, системный подход представляет собой развивающееся явление со своей внутренней логикой. При этом история его эволюции в настоящее время не завершена и находится на пути

своего развития. Дальнейшим этапом развития системного подхода, по мнению автора, должна стать его трансформация в метасистемный подход организации систем [8]. Следовательно, системный анализ социально-психологической адаптации может рассматриваться и как синтез нескольких систем, и в качестве включения элемента в систему и предполагать темпоральную трансформацию.

Исследователи отмечают, что проблема адаптации должна рассматриваться не только в «статике», но и в ее динамической, темпоральной организации [7]. Проблема темпо-ральности в научной литературе представлена разными терминами: временная перспектива (Л. К. Фрэнк, К. Левин), диахрония (М. В. Григорьева), жизненный путь личности (С. Л. Рубинштейн), временной кругозор (П. Фрейс), временная установка и временная ориентация (Ж. Нюттен). В обобщенном понимании преимущественно в социально-философских исследованиях под темпоральностью (категорией времени) понимается разделение на временные фрагменты. Понятие «временная перспектива» получило широкое распространение после публикации Л. Фрэнка при описании временного жизненного пространства индивида [34]. В психологической интерпретации в качестве временного отражения действительности чаще всего используется определение, сформулированное К. Левиным, под которым автор понимал множественность представлений личности о прошлом и будущем в данный момент времени [37; 39]. Как полагает Ж. Нюттен, временная перспектива рассматривается как последовательное представление событий с интервалами между ними в сознании человека через иерархию личностных целей [17].

В структуре временной перспективы Ф. Зимбардо и И. Бонивелл выделяют когнитивный, эмоциональный и социальный компоненты. При этом формирование временной перспективы, по мнению авторов, зависит от политической и экономической ситуации; социально-экономического статуса личности; от ее культурных ценностей; уровня образования; от прошлого опыта субъекта [28]. В исследовании М. И. Кошеновой и В. И. Во-лоховой, темпоральность рассматривается

как протяженность во времени и характеризуется его событийной насыщенностью. Исследование пространственно-темпоральных особенностей, по мнению авторов, позволяет рассматривать психику в онтогенетическом аспекте согласно принципу развития [11: с. 96]. О. В. Лукьянов под транстемпо-ральностью понимает множественность смыслов прошлого, настоящего и будущего, эксплицирующихся не только в согласовании времен, но и в синхронизации жизненных пространств [15].

Целостность темпорального опыта социального субъекта в своей цикличности составляет его прошлое, настоящее и будущее. В настоящее время в категории темпораль-ности выработан достаточно широкий набор средств обозначения временных свойств, таких как время, эпоха, столетие, время года и т. д. В основе жизненного пространства человека лежит возрастная шкала, в которой выделяется детство, юность зрелость и пожилой возраст. Для обозначения развития человека в различные периоды его жизни Н. В. Шапочкой были предложены следующие лексические формы темпоральности: девочка, мальчик, девушка, юноша, женщина, мужчина, старуха и старик [26: с. 176]. Для измерения ролевой структуры личности Ю. М. Перевозкина с соавторами предлагает 10 основных ролевых моделей, относящихся к мезоуровню: пожилая женщина, пожилой мужчина, мать, отец, девушка, герой, две фигуры в черном мужского и женского пола, девочка, мальчик1, дифференцированных по следующим критериям: активность - пассивность, индивидуалистич-ность - социальность (эгоизм - альтруизм), спонтанность - традиционность [20]. Таким образом, временная перспектива претерпевает изменения в течение всего жизненного пути личности и имеет свою специфику в каждом возрастном периоде.

Для описания психической реальности и детерминант ее развития, М. В. Григорьева предлагает использовать диахронический

1 Патент на изобретение RU 2625284, 12.07. 2017. Способ оценки психосоциального профиля личности: заявка № 2016105668 от 18.02.2016 / Ю. М. Перевозкина, Л. В. Паньшина, О. О. Андроникова, Н. В. Дмитриева.

подход в психологическом исследовании [4: с. 55]. Термин «диахрония» (с греческого переводится как «течение сквозь время») имеет отличительное от временной перспективы понимание и выступает в качестве компонента в структуре темпоральной организации системы. Именно применение системного подхода в изучении сложных образований, согласно Б. Н. Рыжову, имеет свое обоснование на биологическом субстрате и выступает субстратом социальной жизни [22]. Закономерности ролевой социализации в контексте темпорального типа с позиции системного подхода, были представлены в исследовании А. В. Карпова и Ю. М. Перевозкиной [9]. Эти авторы рассматривали социализацию как систему, функционирующую при постоянном взаимообмене информацией между обществом, культурой и личностью на метасистемном уровне.

Таким образом, проявление темпорально-сти в социально-психологическом и системном контексте находит свое отражение в осмыслении индивидом своего места в системе социальных отношений с другими людьми и адекватном выполнении ролевого репертуара.

Темпоральные характеристики ролевой социально-психологической адаптации кадетов

С позиции системного подхода, представителями которого являются Б. Ф. Ломов, В. А. Барабанщиков, А. В. Карпов, Е. С. Романова, Б. Н. Рыжов, процесс адаптации находит свое проявление в разрешении системных (при функционировании адаптации как составляющей метасистемы), внутрисистемных (при рассогласовании компонентов внутри системы) и метасистемных несоответствий и противоречий. При разрешении метасистем-ных и субсистемных противоречий (межкомпонентные соотношения адаптации) несоответствия различны, но взаимосвязаны между собой: изменения в системе оказывают влияние на возникновение противоречий внутри самой системы и в то же время внутренние противоречия обуславливают пристраивание

внешних связей системы, выводя ее на новый виток развития. В русле данного подхода динамика и структура адаптации рассматривается как непрерывный процесс, в ходе которого происходит возникновение новых системных качеств в ее темпоральной организации [2; 8; 14]. Самоорганизация социальных процессов, в частности социально-психологической адаптации, требует нового методологического подхода, в центре которого, полагаем, может стоять, ее темпоральная ролевая характеристика в контексте системного подхода. Так, А. Г. Терещенко предлагает рассматривать процесс социальной адаптации в качестве сложной, динамической и открытой системы. При этом автор отмечает, что состояние адаптационного процесса личности зависит не только от прошлых этапов развития, но и от прогнозов будущего, согласно порядку существующей социальной системы. Адаптационные возможности человека как активно самоорганизующейся системы определяют осознанные и подсознательные личностные установки, а также внутренние атрибуты общества. Таким образом, будущее адаптационного процесса для личности предстает в виде комбинации возможностей и выбора нового пути, предопределяемого социальными ценностями, доминирующими в данное время в обществе [23].

Личностное восприятие времени играет важнейшую роль в адаптации к различным условиям окружающей действительности. В современных зарубежных исследованиях актуальными являются следующие направления в изучении адаптационных процессов личности: в контексте инклюзивного образовательного пространства; новых погодных, климатических и культурных условий; эмоционального состояния; социальной изоляции и дезадаптации; образовательного пространства [43; 31; 35; 46; 42; 45; 30; 38; 36; 32]. Наиболее значимыми являются исследования Т. Беснар, М-Ж. Летарте, в которых авторы отмечают влияние организации учебного процесса, а также поддержки педагога на успешность социальной адаптации учащихся. Данная интерпретация соотносится с некоторыми отечественными подходами к адаптационным характеристикам личности [27]. С точки

зрения А. К. Акименко, исследовать временную структуру личности необходимо для выявления специфических параметров восприятия событий, оказывающих значительное влияние на социализацию. При этом параметры восприятия событий в процессе социализации в некоторой степени детерминируют самоидентификацию и саморазвитие личности [1]. Специфика адаптации личности, как полагает Л. Филипс, должна изучаться во временном контексте с учетом прошлого и настоящего для успешного прогнозирования будущего [41]. В исследовании Е. Е. Бочаровой отмечено, что процесс социализации является фактором интерпретации и проектирования настоящего, будущего в настоящем и построении собственной модели «потребного будущего» [3: с. 57].

М. В. Григорьева и Р. М. Шамионов отмечают важность взаимодействия школьника с образовательной средой, которую необходимо изучать как динамическую систему, в которой постоянно изменяется направленность и сила связей между элементами. Эти авторы отмечают, что рассогласование возможностей школьника с требованиями среды в процессе адаптации рассматривается как нарушение активности субъекта в связи с личностными качествами индивида [5]. В качестве основных социально-психологических параметров адаптационной готовности личности, по мнению Р. М. Шамионова, выступают социальные установки и представления; высокий уровень самооценки; сформировавшаяся у личности субъектная позиция; гибкость в формировании поведенческих стратегий; способность к саморегуляции, а также адекватное восприятие трудностей [25: с. 110].

В диахроническом подходе в качестве системы, представляющей единицу анализа этой системы, М. В. Григорьева предлагает использовать структурно сложную категорию взаимодействия и для примера отмечает следующее: взаимодействие учащихся с образовательной средой, социальные взаимодействия личности в процессе социализации, систему адаптации к образовательному учреждению. В модели, представленной автором, адаптационное взаимодействие личности и системы изначально начинается с дисбаланса

(в качестве примера автор приводит нарушение равновесия между требованиями среды и возможностями личности). Цель системы данного взаимодействия заключается в достижении динамического равновесия личности с требованиями окружающей среды. Следовательно, необходима готовность к перестройке и внутренним изменениям самой личности и/или активном изменении среды [4: с. 57].

При рассмотрении диахронии в качестве структурных изменений в системе с другими признаками, целями и характеристиками, синхрония рассматривается М. В. Григорьевой как функционирование измененной системы. С точки зрения системы адаптационных взаимодействий наличие несоответствия требований среды и возможностей личности может выступать критерием синхронического существования системы. С другой стороны, ситуация объективного рассогласования выступает в качестве диахронического существования в системе «личность - среда». Если в этой системе существует оптимальное согласование, то наблюдается успешная социально-психологическая адаптация, при которой возникают новообразования личности, влияющие на последующий процесс адапта-циии. Диахронический подход заключается в необходимости связывать в исследовании ситуации или явления прошлого, настоящего и будущего [4: с. 57].

Особую актуальность исследование темпоральности представляет в подростковом возрасте, когда происходит процесс самоопределения и выбора дальнейшего жизненного пути. Адекватное восприятие подростком времени и формирование представлений собственного будущего способствуют оптимальному уровню профессионального и личностного самоопределения [12]. В исследованиях специфики временных представлений подростков, проведенных Л. Фер-рари, Л. Нота, С. Сореси, была выявлена взаимозависимость временной перспективы с учебной успеваемостью в школе [33].

Как отмечает Ю. А. Парамонова, наиболее значимым для современных подростков является как насыщенность жизни в настоящее время, так и учет позитивного опыта прошлого для формирования представлений

о будущем. При этом главная роль в формировании жизни, по мнению автора, отводится собственной активности, желаниям и стремлениям [18].

В процессе вхождения личности в социальную среду, как отмечают современные исследователи, значительная роль отводится освоению ролевых и нормативных ожиданий личности. В кадетском образовательном учреждении точкой соприкосновения между индивидом и группой выступает освоение профессионально-личностной роли кадета как будущего военнослужащего, которая характеризуется интеграцией ролевых ожиданий, осознанием собственных потребностей и профессионально значимых качеств будущей профессии [10]. При этом, по мнению Ю. М. Перевозкиной, эффективная интеграция социального пространства личности представлена основными базисными ролевыми моделями [20]. Как полагает Д. В. Иванов, с целью формирования социальной пластичности и восприимчивости к преобразованию человеком себя необходимо преобразовывать и окружающее его пространство для обретения им собственного идеала и образа героя, другими словами, «человека борющегося» [6]. П. Виллемсен, А. Ньюен, К. Каспер утверждают, что социальные роли индивида оказывают значительное влияние на формирование норм, ценностей и мировоззрения в процессе социализации [47]. По мнению В. В. Попова с соавторами, социальные изменения оказывают значительное влияние не только на происходящие события, но и на их интерпретацию личностью [21].

Проблема формирования ролевых позиций кадета особенно актуальна для подросткового возраста, когда старший школьник строит перспективы дальнейшего профессионального обучения. Как отмечает Е. В. Логутова, именно поступление в высшее учебное заведение может привести к возникновению неопределенности между настоящим и будущим. Главными жизненными целями подростков с ориентацией на будущее, по мнению автора, являются высокое материальное положение, достижение благоприятных взаимоотношений с окружающими и стремление сохранить собственную индивидуальность [13]. В исследованиях З. Р. Мелло с соавторами было

выявлено, что подростки с одновременной ориентированностью на настоящее и будущее имеют более высокий уровень самооценки, академических достижений и более низкую склонность с дезадаптации, чем их сверстники [40]. К. Ш. Каллина с соавторами показали, что на формирование личностных особенностей кадетов оказывают влияние социальные, культурные и образовательные условия. Лидерские качества, являющиеся неотъемлемой частью будущей профессии, в первую очередь формирует военизированная среда образовательного учреждения [29]. Осознание своей роли воспитанником кадетского корпуса будет способствовать принятию ответственности за реализацию своих возможностей [19].

В экспериментальном исследовании специфики временной перспективы подростков, проведенном А. К. Акименко, делается упор на особенности протекания процесса социально-психологической адаптации. По результатам полученных данных респонденты были разделены в зависимости от уровня социально-психологической адаптации на четыре группы: выраженная дезадаптированность (25 % испытуемых), средненизкая адаптиро-ванность (20 % испытуемых), средневысокая приспособленность (46 % испытуемых), высокая социально-психологическая адаптиро-ванность (9 %). Остановимся более подробно на специфике временного кругозора в каждой выделенной автором группе. У респондентов первой группы с выраженной дезадаптиро-ванностью в представлениях о настоящем, прошлом и будущем выявлено поверхностное видение своего жизненного пути, а также ограниченность и узость в осмыслении происходящих событий. В социально-ролевом статусе данная группа респондентов отмечала более упрощенные самохарактеристики: человек, ученик, ученица, пацан. Во второй группе респондентов со средненизким уровнем адаптированности наблюдается сниженный уровень ощущения управляемости своей жизнью и контроля за происходящим. Временная перспектива респондентов третьей группы со средневысокой приспособленностью характеризуется гармоничным сочетанием ориентаций на позитивное прошлое, настоящее и будущее, высокой осмысленностью

жизни и позитивным взглядом на происходящие события. У респондентов четвертой группы с высоким уровнем социально-психологической адаптированности наблюдается высокая степень выраженности ориентации на позитивный опыт прошлого, чрезмерная степень ожидания успешного будущего на фоне размытости представлений о настоящем [1]. По мнению А. П. Марина с соавторами, сложности в процессе адаптации учащихся к кадетскому образовательному учреждению могут проявляться в личностной тревожности, конфликтности и разочаровании в будущей профессии. Авторами было проведено исследование особенностей социа-лизированности воспитанников кадетской спортивной школы подросткового возраста. Внутренними критериями социализации при этом выступили самоотношение, особенности временной перспективы и ценностные ориентации кадета. К внешним критериям социализации кадета относят социометрический статус, отношение к школе, взаимоотношения с другими людьми. Особое значение в проведенном авторами исследовании имеют полученные социально-ролевые идентификации кадетов, которые носят преимущественно позитивный характер и обозначаются следующими характеристиками: человек, кадет, личность, гражданин. Что касается особенностей временной перспективы воспитанников кадетского корпуса, то она характеризуется позитивным представлением о прошлом, значительным ожиданием от своего будущего и беззаботным проживанием настоящего. У половины исследуемых респондентов выявлена ориентация на получение удовольствий в настоящем времени и тенденция к принятию рискованных решений. Остальная часть кадетов живет будущими свершениями и всячески стремится к ожидающим впереди целям и вознаграждениям. В дифференциации на прошлое и настоящее в категории «социально-ролевые характеристики» преобладающими выступили позитивные высказывания, такие как: ученик, кадет, суворовец и командир. Помимо этого, временная дифференциация будущего была отмечена некоторыми неопределенными суждениями (к примеру, «не могу представить, что будет

в будущем») [16: с. 132]. Это позволяет сделать важное заключение о том, что ролевая структура у кадетов с временной локализацией на прошлом и настоящем является более насыщенной и включает в себя более широкий ролевой репертуар. В то же время ролевая структура кадетов с ориентацией на будущее, является более редуцированной и неопределенной.

В одном из современных исследований установлена транстемпоральная специфика ролевой структуры кадетов. На начальных этапах обучения в кадетском корпусе ролевая структура воспитанников характеризуется низкой ролевой идентификацией и редуцированным ролевым репертуаром. При этом на структуру ролевых моделей оказывает влияние уровень социально-психологической адаптации личности. Низкая способность к адаптации связана с ролевым рассогласованием, которое проявляется в несоответствии имеющихся экспектаций, предписанных учебной ролью, и отсутствии идентичности роли кадета. Тогда как у кадетов с высоким уровнем социально-психологической адаптации ролевая структура имеет наибольшую структурированность и организованность ролевых позиций с преобладанием ролей, связанных со спецификой кадетского корпуса (роль кадета, героя и мужчины). Более того, на последующих этапах обучения обнаруживается разнообразие ролевого репертуара. В данном контексте ролевая структура подростков отличается транстем-поральностью в процессе адаптации к условиям обучения в кадетском корпусе. На начальных этапах обучения она характеризуется диахроническими отношениями преимущественно у подростков с низким уровнем социально-психологической адаптации. Эти отношения меняются на синхронические на последних курсах обучения, которые наиболее выражены у подростков с высоким и средним уровнями адаптации [23].

Таким образом, проблема изучения темпоральных ролевых проявлений в процессе социально-психологической адаптации в кадетском образовательном учреждении относится к числу сложных и недостаточно разработанных проблем социальной психологии личности. Специфика временной перспективы кадетов в подростковом возрасте, рассматриваемая в контексте системного

подхода, находится в зависимости от ряда факторов, таких как уровень социально-психологической адаптации, специфика ролевого репертуара, представлений о будущей профессиональной деятельности, особенности межличностных отношений, наличие целей и планов на будущее. Принцип системности ролевой структуры кадетов в подростковом возрасте, полагаем, будет заключаться в транстемпоральной специфике, характеризующейся диахроническими и синхроническими вариациями, которые заключаются в рассогласовании собственных возможностей с требованиями образовательной среды при поступлении подростка в кадетский корпус и трансформации до состояния динамического равновесия в процессе обучения. Следовательно, процессы социально-психологической адаптации имеют положительную динамику на разных этапах обучения кадетов и зависят от ряда системообразующих факторов: наличия ролевых моделей в структуре личности кадета, обуславливающих динамическое равновесие с образовательным пространством; трансформации ролевых позиций в процессе обучения — от деструктивных к конструктивным; включенности в среду учреждения и приверженности его традициям; влияния полоролевых особенностей на адаптационные возможности; соответствия имеющихся у кадетов ролевых экспектаций предписанной учебной роли будущего военнослужащего.

отражение в осмыслении индивидом своего места в системе социальных отношений с другими людьми и адекватном выполнении ролевого репертуара. Личностное восприятие времени играет важнейшую роль в адаптации к различным условиям окружающей действительности.

3. Особый интерес темпоральность представляет в подростковом возрасте, когда происходит активный процесс самоопределения и выбора дальнейшего жизненного пути. Проблема формирования ролевых позиций кадета особенно актуальна для подросткового возраста, когда старший школьник строит перспективы дальнейшего профессионального обучения.

4. Одними из факторов, оказывающих влияние на процесс адаптации в социуме, являются темпоральные характеристики ролевого поведения личности, рассматриваемые в контексте системного подхода. Особенности специализированных довузовских образовательных учреждений, к которым относятся кадетские корпуса, оказывают влияние на социальный статус учащегося, на систему его взаимоотношений с окружением и предполагают пересмотр установок, представлений и отношений в своих социальных ролях с точки зрения адекватности условиям жизнедеятельности в кадетском корпусе. Отсутствие рационального использования освоенного личностью кадета ролевого репертуара и ориентации на темпоральную перспективу может привести к актуализации дезадапта-ционных характеристик.

Выводы

1. Категория темпоральности в научной литературе представлена разными терминами: временная перспектива, диахрония, жизненный путь личности, временной кругозор, временная установка и временная ориентация. Целостность темпорального опыта социального субъекта в своей цикличности составляет его прошлое, настоящее и будущее. Временная перспектива претерпевает изменения в течение всего жизненного пути личности и имеет свою специфику в каждом возрастном периоде.

2. Проявление темпоральности в социально-психологическом контексте находит свое

Заключение

Таким образом, феномен темпоральности был впервые исследован с позиции системного подхода в рамках изучения ролевого поведения в процессе социально-психологической адаптации кадетов. Рассмотренные в работе теоретические представления позволяют раскрыть принцип системности ролевой структуры кадетов в подростковом возрасте, который будет заключаться в транстемпоральной специфике. В свою очередь, транстемпо-ральность характеризуется диахроническими и синхроническими вариациями, которые заключаются в рассогласовании собственных

возможностей с требованиями образовательной среды при поступлении подростка в кадетский корпус и трансформации до состояния динамического равновесия в процессе обучения. Изучение темпоральности ролевой структуры в процессе социально-психологической адаптации к кадетскому образовательному учреждению относится к числу сложных и недостаточно разработанных проблем социальной психологии личности. Специфика временной перспективы кадетов в подростковом возрасте находится в зависимости от ряда факторов, таких как уровень социально-психологической адаптации, специфика ролевого репертуара, представлений о будущей профессиональной деятельности, особенности межличностных отношений, наличие целей и планов на будущее.

Проведенный теоретический анализ позволил выдвинуть некоторые существенные предположения в контексте данной проблематики. Так, установлено, что низкая ролевая идентификация и редуцированный ролевой репертуар наблюдаются на начальных этапах обучения в кадетском корпусе преимущественно у кадетов с низким уровнем социаль-

но-психологической адаптации. У дезадаптированных кадетов наблюдается ролевое рассогласование, которое проявляется в несоответствии имеющихся экспектаций, предписанных учебной ролью, и отсутствии идентичности роли кадета. Ролевая структура становится более структурированной и организованной у кадетов с высоким уровнем социально-психологической адаптации. Это проявляется в преобладании ролей, связанных со спецификой кадетского корпуса (роль кадета, героя и мужчины). Следовательно, ролевая структура подростков характеризуется транстемпоральностью в процессе адаптации к условиям обучения в кадетском корпусе.

Помимо этого, было установлено, что в условиях модернизации современного российского образования с достаточно обширным количеством специализированных довузовских образовательных учреждений особого внимания требует исследование данного проблемного поля с целью подготовки будущих офицеров.

Литература

1. Акименко А. К. Представления о прошлом, настоящем и будущем в системе социально-психологической адаптации личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. № 2. С. 131-142.

2. Барабанщиков В. А. Системное исследование психики // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2007. № 1 (5). С. 8-19.

3. Бочарова Е. Е. Временная перспектива личности студента с разным уровнем адаптационной готовности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3. № 1. С. 57-63.

4. Григорьева М. В. Диахронический подход к исследованию процессов социально-психологической адаптации личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13. № 1. С. 54-58.

5. Григорьева М. В., Шамионов Р. М. Временные соотношения субъектных и личностных проявлений в адаптационном процессе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 9 (43). С. 127-130.

6. Иванов Д. В. Истоки формирования российской ментальности (становление образа «человека борющегося») // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2007. № 1 (43). С. 87-95.

7. Карпов А. В., Орёл В. Е., Тернопол В. Я. Психология профессиональной адаптации: монография. Ярославль: Институт «Открытое Общество»; РПО, 2003. 161 с.

8. Карпов А. В. Психология сознания: Метасистемный подход. М.: РАО, 2011. 1088 с.

9. Карпов А. В., Перевозкина Ю. М. Структурно-темпоральная системность ролевой социализации // Системная психология и социология. 2019. № 3 (31). С. 5-17.

10. Кашапов М. М., Перевозкина Ю. М., Перевозкин С. Б. Социальная роль как фактор учебной мотивации кадет // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 4. С. 113-120.

11. Кошенова М. И., Волохова В. И. К вопросу о взаимосвязи темпоральной компетентности и психологических границ личности // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 6. С. 96-100.

12. Кузнецова О. В. Роль временной перспективы в личностном и профессиональном самоопределении подростков // Психологическая наука и образование. 2007. № 3. С. 5-15.

13. Логутова Е. В. Восприятие психологического времени старшеклассниками образовательных учреждений различного типа // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1. № 3. С. 62-68.

14. Ломов Б. Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 31-45.

15. Лукьянов О. В. Принцип транстемпоральности в решении вопроса успешности и актуальности психологической практики // Сибирский психологический журнал. 2007. № 25. С. 59-66.

16. Марин А. П., Румба О. Г., Григорович Л. А. Исследование социализированности воспитанников кадетской спортивной школы военного института физической культуры // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. № 5-6 (157-158). С. 121-134.

17. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004. 608 с.

18. Парамонова Ю. А. Особенности временной перспективы личности подростков // Развитие общественных наук российскими студентами: сборник научных трудов. Краснодар: Ассоциация молодых ученых, 2017. С. 35-38.

19. Перевозкин С. Б., Перевозкина Ю. М. Взаимодетерминация учебной мотивации подростков кадетского корпуса и ролевой идентичности // Перспективы науки и образования. 2019. № 4. С. 225-235.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Перевозкина Ю. М. Системная модель социально-ролевого функционирования личности // Интеллект. Культура. Образование: материалы Международной научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения академика РАО И. С. Ладенко, с элементами научной школы для молодежи. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. С. 19-21.

21. Попов В. В. Темпоральные характеристики исторического процесса в контексте социального моделирования / В. В. Попов и др. // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 7. С. 105-108.

22. Рыжов Б. Н. Системная психология. 2-е изд. М.: Издательские Технологии, 2017. 356 с.

23. Терещенко А. Г. Системно-синергетический подход к проблеме социальной адаптации личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 1 (25). С. 123-125.

24. Тишкова А. С., Перевозкин С. Б. Импазо-ролевые корреляты социальной адаптации кадетов // Социокультурные проблемы современного человека: сб. тр. конф. Новосибирск: НГПУ, 2018. С. 241-249.

25. Шамионов Р. М. Адаптационная готовность личности — субъекта социального взаимодействия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15. № 4. С. 106-112.

26. Шапочка Н. В. Лексические формы выражения категории темпоральности // Вюник Запорiзь-кого нацюнального ушверситету. Фшолопчш науки. 2002. Т. 2. № 2. С. 175-177.

27. Besnard T., Letarte M-J. Effect of male and female early childhood education teacher's educational practices on children's social adaptation // Journal of Research in Childhood Education. 2017. Vol. 31. Iss. 3. P. 453-464. DOI: 10.1080/02568543.2017.1319445

28. Boniwell, I., Zimbardo, P. G. Balancing time perspective in pursuit of optimal functioning // Positive Psychology in Practice. 2012. P. 165-178.

29. Callina K. S. et al. Character in context: Character structure among United States Military academy cadets // Journal of Moral Education. 2019. Vol. 48. Iss. 4. P. 439-464. DOI: 10.1080/03057240.2018.1528442

30. Deasy-Spinetta P., Spinetta J. J., Oxman J. B. The relationship between learning deficits and social adaptation in children with leukemia // Journal of Psychosocial Oncology. 1989. Vol. 6. Iss. 3-4. P. 109-121. DOI: 10.1300/J077v06n03_08

31. Dorozhkin Iu. N., Mazitova L. T. Problems of the social adaptation of foreign college students // Russian Education & Society. 2008. Vol. 50. Iss. 2. P. 23-30. DOI: 10.2753/RES1060-9393500202

32. Eckhardt A. G., Egert F. Differences in childcare quality — a matter of personality traits, socialization goals and pre-service curriculum? // Early Child Development and Care. 2018. Vol. 188. Iss. 12. P. 1726-1737. DOI: 10.1080/03004430.2016.1278372

33. Ferrari L., Nota L., Soresi S. Time perspective and indecision in young and older adolescents // British Journal of Guidance & Counselling. 2010. Vol. 38. Iss. 1. P. 61-82. DOI: 10.1080/03069880903408612

34. Frank L. K. Time perspectives // Journal of Social Philosophy. 1939. Vol. 4. P. 293-312.

35. Garaigordobil M. Assessment of the effects of a cooperative play programme for children aged 10-11 years on social adaptation and on the perception that parents, teachers and peers have of children's prosocial behaviours // Journal for the Study of Education and Development. 2008. Vol. 31. Iss. 3. P. 303-318. DOI: 10.1174/021037008785702974

36. Kvalsund R., Bele I. V. Adaptive situations and social marginalization in early adult life: students with special educational needs // Scandinavian Journal of Disability Research. 2010. Vol. 12. Iss. 1. P. 59-76. DOI: 10.1080/15017410903309078

37. Lewin K. A dynamic theory of personality. New York: McGraw Hill, 1935. P. 286.

38. Little M. E., Blau E. Social adaptation and climate mitigation through agrotourism: a case study of tourism in Mastatal // Costa Rica: Journal of Ecotourism. 2019. DOI: 10.1080/14724049.2019.1652305

39. Mannino G. et al. Subjective perception of time: Research applied on dynamic psychology // World Futures. 2017. Vol. 73. Iss. 4-5. P. 285-302. DOI: 10.1080/02604027.2017.1333850

40. Mello Z. R , Finan L. J., Worrell F. C. Introducing an instrument to assess time orientation and time relation in adolescence // Journal of Adolescence. 2013. Vol. 36. P. 551-563. DOI:10.1016/j.adoles-cence.2013.03.005

41. Philips L. Human adaptation and his failures. New York & London: Academic Press, 1968. 395 p.

42. Punia S., Sangwan S. Emotional intelligence and social adaptation of school children // Journal of Psychology. 2011. Vol. 2. Iss. 2. P. 83-87. DOI: 10.1080/09764224.2011.11885466

43. Rolf B. Fasting adapted education: the Norwegian pathway to inclusive and efficient education // International Journal of Inclusive Education. 2013. № 3 (17). P. 263-276. DOI: 10.1080/13603116.2012.676083

44. Tishkova A. S. Specificity of social-psychological adaptation of pupils to the conditions of training in the cadet corps: theoretical review // SMALTA. 2017. № 5. P. 72-75.

45. Turasli N. K. Analysis of the relationship between the social-emotional adaptation and self perception of 5-6 year old children and the problem solving abilities of their mothers and teachers // The Anthropologist. 2015. Vol. 20. Iss. 1-2. P. 101-110. DOI: 10.1080/09720073.2015.11891729

46. Waddell K. J. The self-concept and social adaptation of hyperactive children in adolescence // Journal of Clinical Child Psychology. 1984. Vol. 13. Iss. 1. P. 50-55. DOI: 10.1080/15374418409533169

47. Willemsen P., Newen A., Kaspar K. A new look at the attribution of moral responsibility: The underestimated relevance of social roles // Philosophical Psychology. 2018. Vol. 31. Iss. 4. P. 595-608. DOI: 10.1080/09515089.2018.1429592

References

1. Akimenko A. K. Predstavleniya o proshlom, nastoyashhem i budushhem v sisteme socialno-psixo-logicheskoj adaptacii lichnosti [Visions of the Past, Present and Future in the system of socio-psychological personal adaptation] // News of Saratov University. New series. Series: Acmeology Education. Developmental psychology. 2014. Vol. 3. №. 2. P. 131-142.

2. Barabanshchikov V. A. Sistemnoe issledovanie psixiki [System research of mentality] // Bulletin of RUDN University, series Psychology and Pedagogy. 2007. Vol. 1. № 5. P. 8-19.

3. Bocharova E. E. Vremennaya perspektiva lichnosti studenta s raznym urovnem adaptacionnoj go-tovnosti [Temporal Perspective in Students with Different Levels of Adaptational Readiness] // News of Saratov University. New series. Series Acmeology Education. Developmental psychology. 2014. Vol. 3. № 1. P. 57-63.

4. Grigoryeva M. V. Diaxronicheskij podxod k issledovaniyu processov sociaFno-psixologicheskoj adaptacii lichnosti [Diachronic approach to the study of the processes of socio-psychological adaptation of personality] // News of Saratov University. New series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2013. Vol. 13. № 1. P. 54-58.

5. Grigoryeva M. V., Shamionov R. M. Vremenny'e sootnosheniya sub^ektny'x i lichnostny'x proyav-lenij v adaptacionnom processe [Temporal correlations of subject and personal displays in adaptation process] // Bulletin of the Volgograd State Pedagogical University. 2009. № 9 (43). P. 127-130.

6. Ivanov D. V. Istoki formirovaniya rossijskoj mentaFnosti (stanovlenie obraza «cheloveka boryu-shhegosya») [The origins of the formation of the Russian mentality (the formation of the image of a struggling man)] // Education and Science. Izvestiya UrO RAO. 2007. № 1 (43). P. 87-95.

7. Karpov A. V., Orel V. Ye., Ternopol V. Ya. Psixologiya professionaTnoj adaptacii: monografiya [Psychology of professional adaptation: monograph]. Yaroslavl: Open Society Institute, Russian Psychological Society, 2003. 161 p.

8. Karpov A.V. Psixologiya soznaniya: Metasistemny'j podxod [Psychology of consciousness: A metasystem approach]. Moscow: RAO, 2011.1088 p.

9. Karpov A. V., Perevozkina Yu. M. Strukturno-temporaFnaya sistemnost' rolevoj socializacii [Structural and temporal consistency of role socialization] // Systems Psychology and Sociology. 2019. № 3 (31). P. 5-17.

10. Kashapov M. M., Perevozkina Yu. M., Perevozkin S. B. SociaTnaya roF kak faktor uchebnoj mo-tivacii kadet [Social role as a factor in the educational motivation of the cadet] // Siberian Pedagogical Journal. 2019. № 4. P. 113-120.

11. Koshenova M. I., Volokhova V. I. K voprosu o vzaimosvyazi temporaFnoj kompetentnosti i psi-xologicheskix granicz lichnosti [To the question of the relationship of temporal competence and psychological boundaries of a person] // Siberian Pedagogical Journal. 2016. № 6. P. 96-100.

12. Kuznetsova O. V. RoF vremennoj perspektivy' v lichnostnom i professionaFnom samoopredelenii podrostkov [The role of the time perspective in the personal and professional self-determination of adolescents] // Psychological Science and Education. 2007. № 3. P. 5-15.

13. Logutova E. V. Vospriyatie psixologicheskogo vremeni starsheklassnikami obrazovatel'ny'x uchrezh-denij razlichnogo tipa [Perception of psychological time by high school students of educational institutions of various types] // News of the Saratov University. New series. Series Acmeology Education. Developmental psychology. 2012. T. 1. № 3. P. 62-68.

14. Lomov B. F. O sistemnom podxode v psixologii [On a systems approach in psychology] // Questions of psychology. 1975. № 2. P. 31-45.

15. Lukyanov O. V. Princip transtemporaFnosti v reshenii voprosa uspeshnosti i aktuaFnosti psixologi-cheskoj praktiki [The principle of transtemporality in solving the issue of success and relevance of psychological practice] // Siberian Journal of Psychology. 2007. № 25. P. 59-66.

16. Marine A. P., Rumba O. G., Grigorovich L. A. Issledovanie socializirovannosti vospitannikov ka-detskoj sportivnoj shkoly' voennogo instituta fizicheskoj kul'tury' [The study of the m of pupils of the cadet sports school of the military institute of physical training] // Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities. 2016. T. 21. № 5-6 (157-158). P. 121-134.

17. Nuttin J. Motivaciya, dejstvie i perspektiva budushhego [Motivation, action and future perspective]. Moscow: Smy'sl, 2004. 608 p.

18. Paramonova Yu. A. Osobennosti vremennoj perspektivy' lichnosti podrostkov [Features of the temporal perspective of the personality of adolescents] // Development of social sciences by Russian students: a collection of scientific papers. 2017. P. 35-38.

19. Perevozkin S. B., Perevozkina Yu. M. Vzaimodeterminaciya uchebnoj motivacii podrostkov kadetskogo korpusa i rolevoj identichnosti [Interdetermination of the educational motivation of adolescents in the cadet corps and role identity] // Prospects for science and education. 2019. № 4. P. 225-235.

20. Perevozkina Yu. M. Sistemnaya model' social'no-rolevogo funkcionirovaniya lichnosti [The system model of the social-role functioning of the individual] // Intelligence. The culture. Education Materials of the International Scientific Conference dedicated to the 85th anniversary of the birth of RAO I. S. Ladenko, with elements of a scientific school for youth. Novosibirsk: Publishing House of NGPU 2018. P. 19-21.

21. Popov V. V. et al. Temporal'ny'e xarakteristiki istoricheskogo processa v kontekste social'nogo mode-lirovaniya [Temporal characteristics of the historical process in the context of social modeling] // International Journal of Experimental Education. 2015. № 7. P. 105-108.

22. Ryzhov B. N. Sistemnaya psipologiya [System psychology. Second edition]. Moscow: Publishing Technologies, 2017. 356 p.

23. Tereshchenko A. G. Sistemno-sinergeticheskij podxod k probleme social'noj adaptacii lichnosti [Sys-tem-synergetic approach to the problem of social adaptation of a person] // Psychopedagogy in law enforcement. 2006. № 1 (25). P. 123-125.

24. Tishkova A. S., Perevozkin S. B. Impazo-rolevy'e korrelyaty' social'noj adaptacii kadetov [Impase-role correlates of social adaptation of cadets] // Sociocultural problems of modern man. 2018. P. 241-249.

25. Shamionov R. M. Adaptacionnaya gotovnost' lichnosti — sub''ekta social'nogo vzaimodejstvi-ya [Adaptation readiness of a personality as a subject of social interaction] // News of Saratov University. New series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2015. Vol. 15. № 4. P. 106-112.

26. Shapochka N. V. Leksicheskie formy' vyrazheniya kategorii temporalnosti [Lexical forms of expression of the category of temporality] // News of the Zaporizhzhya National University. Philology of science. 2002. Vol. 2. № 2. P. 175-177.

27. Besnard T., Letarte M-J. Effect of male and female early childhood education teacher's educational practices on children's social adaptation // Journal of Research in Childhood Education. 2017. Vol. 31. Iss. 3. P. 453-464. DOI: 10.1080/02568543.2017.1319445

28. Boniwell, I., Zimbardo, P. G. Balancing time perspective in pursuit of optimal functioning // Positive Psychology in Practice. 2012. P. 165-178.

29. Callina K. S. et al. Character in context: Character structure among United States Military academy cadets // Journal of Moral Education. 2019. Vol. 48. Iss. 4. P. 439-464. DOI: 10.1080/03057240.2018.1528442

30. Deasy-Spinetta P., Spinetta J. J., Oxman J. B. The relationship between learning deficits and social adaptation in children with leukemia // Journal of Psychosocial Oncology. 1989. Vol. 6. Iss. 3-4. P. 109-121. DOI: 10.1300/J077v06n03_08

31. Dorozhkin Iu. N., Mazitova L. T. Problems of the social adaptation of foreign college students // Russian Education & Society. 2008. Vol. 50. Iss. 2. P. 23-30. DOI: 10.2753/RES1060-9393500202

32. Eckhardt A. G., Egert F. Differences in childcare quality — a matter of personality traits, socialization goals and pre-service curriculum? // Early Child Development and Care. 2018. Vol. 188. Iss. 12. P. 1726-1737. DOI: 10.1080/03004430.2016.1278372

33. Ferrari L., Nota L., Soresi S. Time perspective and indecision in young and older adolescents // British Journal of Guidance & Counselling. 2010. Vol. 38. Iss. 1. P. 61-82. DOI: 10.1080/03069880903408612

34. Frank L. K. Time perspectives // Journal of Social Philosophy. 1939. Vol. 4. P. 293-312.

35. Garaigordobil M. Assessment of the effects of a cooperative play programme for children aged 10-11 years on social adaptation and on the perception that parents, teachers and peers have of children's prosocial behaviours // Journal for the Study of Education and Development. 2008. Vol. 31. Iss. 3. P. 303-318. DOI: 10.1174/021037008785702974

36. Kvalsund R., Bele I. V. Adaptive situations and social marginalization in early adult life: students with special educational needs // Scandinavian Journal of Disability Research. 2010. Vol. 12. Iss. 1. P. 59-76. DOI: 10.1080/15017410903309078

37. Lewin K. A dynamic theory of personality. New York: McGraw Hill, 1935. P. 286.

38. Little M. E., Blau E. Social adaptation and climate mitigation through agrotourism: a case study of tourism in Mastatal // Costa Rica: Journal of Ecotourism. 2019. DOI: 10.1080/14724049.2019.1652305

39. Mannino G. et al. Subjective perception of time: Research applied on dynamic psychology // World Futures. 2017. Vol. 73. Iss. 4-5. P. 285-302. DOI: 10.1080/02604027.2017.1333850

40. Mello Z. R , Finan L. J., Worrell F. C. Introducing an instrument to assess time orientation and time relation in adolescence // Journal of Adolescence. 2013. Vol. 36. P. 551-563. DOI:10.1016/j.adoles-cence.2013.03.005

41. Philips L. Human adaptation and his failures. New York & London: Academic Press, 1968. 395 p.

42. Punia S., Sangwan S. Emotional intelligence and social adaptation of school children // Journal of Psychology. 2011. Vol. 2. Iss. 2. P. 83-87. DOI: 10.1080/09764224.2011.11885466

43. Rolf B. Fasting adapted education: the Norwegian pathway to inclusive and efficient education // International Journal of Inclusive Education. 2013. № 3 (17). P. 263-276. DOI: 10.1080/13603116.2012.676083

44. Tishkova A. S. Specificity of social-psychological adaptation of pupils to the conditions of training in the cadet corps: theoretical review // SMALTA. 2017. № 5. P. 72-75.

45. Turasli N. K. Analysis of the relationship between the social-emotional adaptation and self perception of 5-6 year old children and the problem solving abilities of their mothers and teachers // The Anthropologist. 2015. Vol. 20. Iss. 1-2. P. 101-110. DOI: 10.1080/09720073.2015.11891729

46. Waddell K. J. The self-concept and social adaptation of hyperactive children in adolescence // Journal of Clinical Child Psychology. 1984. Vol. 13. Iss. 1. P. 50-55. DOI: 10.1080/15374418409533169

47. Willemsen P., Newen A., Kaspar K. A new look at the attribution of moral responsibility: The underestimated relevance of social roles // Philosophical Psychology. 2018. Vol. 31. Iss. 4. P. 595-608. DOI: 10.1080/09515089.2018.1429592

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.