Научная статья на тему 'ОТМЕНЯЮЩИЕ И ОТМЕНЕННЫЕ АЯТЫ В КОРАНЕ ('ИЛЬМ АН-НАСИХ ВА-ЛЬ-МАНСУХ)"'

ОТМЕНЯЮЩИЕ И ОТМЕНЕННЫЕ АЯТЫ В КОРАНЕ ('ИЛЬМ АН-НАСИХ ВА-ЛЬ-МАНСУХ)" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1544
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУХАММАД / КОРАН / АЯТЫ / ОТМЕНЯЮЩИЙ / ОТМЕНЕННЫЙ / ХАДИСЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ханмагомедов Я.М.

Статья посвящена одной из сложных тем в исламоведении - науке об отменяющем и отме- ненном аятах в Коране. Автор на основе анализа литературы и источников, преимущественно арабских, рассматривает различные формы замены второстепенного религиозного предписания, подтвержденного священным текстом, другим более поздним предписанием. Анализируются ко- ранические тексты и хадисы на эту тему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТМЕНЯЮЩИЕ И ОТМЕНЕННЫЕ АЯТЫ В КОРАНЕ ('ИЛЬМ АН-НАСИХ ВА-ЛЬ-МАНСУХ)"»

УДК 297.18 Я.М. Ханмагомедов

Отменяющие и отмененные аяты в Коране ('ильм ан-насих ва-ль-мансух)

Дагестанский государственный университет, yar-63@bk.ru

Статья посвящена одной из сложных тем в исламоведении - науке об отменяющем и отмененном аятах в Коране. Автор на основе анализа литературы и источников, преимущественно арабских, рассматривает различные формы замены второстепенного религиозного предписания, подтвержденного священным текстом, другим более поздним предписанием. Анализируются ко-ранические тексты и хадисы на эту тему.

Ключевые слова: Мухаммад, Коран, аяты, отменяющий, отмененный, хадисы.

The article is devoted to one of the difficult themes in Islam - the science dealing with «abolishing and abolished» ayats in Koran. On the basis of analysis of literature and sources, including Arabic ones, the author considers different forms of the replacement of second-rate religious orders, confirmed in the sacred text, in another later order. Texts from Koran and hadises are analyzed.

Keywords: Mohammad, Koran, ayats, abolishing, abolished, hadises.

При изучении темы «Коран и коранистика» по дисциплине «Исламоведение» студенты сталкиваются с реальными трудностями, т. к. литература по отдельным аспектам этой большой темы, к коим относится и наука об отменяющих и отмененных аятах ('ильм ан-насих ва-ль-мансух), только на арабском языке. К тому же, эта литература недоступна для студентов.

Изучение этой темы актуально и в связи с возникновением фундаменталистских направлений в исламе, которые выводят своих идейны доктрины из уже отмененных аятов Корана.

Аяты Корана ниспосылались с учетом реальной обстановки, в которой находились Мухаммад и первые мусульмане. Более того, божественные повеления в ряде случаев ниспосылались постепенно, от легких форм к сложным. Например, первоначально мусульмане молились 2 раза в день, а затем пришло повеление о 5-кратной молитве. Некоторые аяты носили временный характер, ниспосылались по конкретным случаям. Сказанное в Мекке нередко теряло значение в Медине. Часть из них вообще не были заучена или записана и бесследно исчезла, т. к. они не были предназначены Богом для вечности. Другие Откровения высказывались Мухаммадом прилюдно либо в частных беседах. Третья часть Откровений в соответствии с Божьей волей вошла в Коран. Точное количество аятов Корана, их порядок и содержание определялись Богом и передавались Джибрилом пророку Мухаммаду, а тот обучал ниспосланным аятам своих сподвижников, одновременно заставляя секретарей записывать их. Отсюда в Коране появились противоречия. Чтобы объяснить их, Мухаммад объявлял, что некоторые откровения ниспосылались ему лишь на время и потом отменялись последующими откровениями. Возникла потребность знать, какие же из предписаний Корана следует считать «отменяющими» - насих и какие «отмененными» - мансух. Так сложилась отрасль мусульманской теологии - «наука об отменяющем и отмененном» - 'ильм ан-насих ва-ль-мансух - замена второстепенного практического религиозного предписания, подтвержденного священным текстом, другим более поздним предписанием.

Отмена одних аятов и замена их новыми («ан-Насх ва-ль-мансух»), по мнению богословов, зафиксированы в самом Коране и Сунне пророка Мухаммада. Обос-

нование «ан-Насх ва-ль-мансух» они берут прежде всего из аятов второй суры Корана «Аль-Бакара»: «Когда Мы отменяем или заставляем забыть один аят, то приводим тот, который лучше его, или равный ему. Разве ты не знаешь, что Аллах способен на всякую вещь...?» (2: 106-107).

Законность отмены религиозных предписаний подтверждается и другими ко-раническими аятами: «Когда Мы заменяем один аят другим, они говорят: «Воистину, ты - лжец». Аллаху лучше знать то, что Он ниспосылает. Но большая часть их не знает этого.» (16:101-102) или: «Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него - Мать Писания» (13:34). Также: «Когда Наши ясные аяты читают тем, которые не надеются на встречу с Нами, они говорят: «Принеси нам другой Коран или замени его»! Скажи: «Не подобает мне заменять его по своему желанию. Я лишь следую тому, что внушается мне в откровении, и боюсь, что если я ослушаюсь Господа моего, то меня постигнут мучения в Великий день» (10: 15).

Хадисов, подтверждающих истинность отмены коранических аятов и предписаний, очень много. Ограничимся упоминанием лишь некоторых из них.

Анас б. Малик рассказывал, что Пророк проклинал тех, кто убил мусульман у колодца Мауна, в течение тридцати дней. Затем Анас сказал: «По поводу тех, кто был убит у колодца Мауна, был ниспослан Коран: «Сообщите нашему народу, что мы уже встретились с нашим Господом, и Он остался доволен нами, и мы остались довольны Им». Мы читали это откровение, а затем оно было отменено» [2, с. 39].

В длинном хадисе, рассказанном Ибн Аббасом, сообщается, что Умар б. аль-Хаттаб поднялся на кафедру мечети, восславил Аллаха достойными словами и сказал: «Я скажу вам слова, которые мне предписано сказать. Я не знаю, возможно, мой срок уже истекает. Кто поймет и запомнит мои слова, пусть передаст их всем. Воистину, Аллах отправил Мухаммада с истиной и ниспослал ему Писание. Среди того, что ниспослал Аллах, был и аят о побивании камнями. Мы читали, осмысливали и запоминали его. Посланник Аллаха побивал прелюбодеев камнями, и мы побивали их таким же образом после него. Я боюсь, что спустя много времени, среди людей найдется такой, который скажет: «Клянусь Аллахом, мы не видим аята о побивании камнями в Писании Аллаха!» Так они могут впасть в заблуждение, отказавшись от обязательного предписания, ниспосланного Аллахом. В Писании Аллаха истинно говорится о побивании камнями мужчин и женщин, которые вступили в брак, если они совершили прелюбодеяние, которое подтверждается свидетельствами, или беременностью, или признанием». Здесь имеется в виду 15-й аят суры «ан-Ниса», который гласит: «Против тех из ваших женщин, которые совершат мерзкий поступок (прелюбодеяние), призовите в свидетели четырех из вас. Если они засвидетельствуют это, то держите их в домах, пока их не упокоит смерть или пока Аллах не установит для них иной путь». Аллах установил для них иной путь и приказал побивать камнями прелюбодеев, которые уже вступили в брак. А тех, которые еще никогда не вступали в брак, велено сто раз высечь розгами и выслать в другой город на один год [4, с. 177].

Абу Убейд рассказывал, что коранические аяты отменялись при жизни посланника Аллаха. Ему ниспосылались суры, которые впоследствии были отменены, и их не читали и не записывали. Передают также, что Убейй б. Кааб и Аиша рассказывали, что сура «аль-Ахзаб» по своей длине была равна суре «аль-Бакара» [5].

Абу Умама б. Сахль б. Хунейф рассказывал, что один из сподвижников знал наизусть суру, но не смог прочесть ее ночью, когда встал на намаз. Другой тоже встал, чтобы прочесть ее, но не смог этого сделать. И третий тоже встал, но не

смог этого сделать. Наутро они пришли к посланнику Аллаха, собрались у него и рассказали ему о случившемся. Он же сказал им: «Вчера она была отменена» (Этот хадис передал Абу Давуд в книге «ан-Насих», Ибн альМунзир, Ибн аль-Анбари в книге «аль-Масахиф», Абу Зарр аль-Харави в книге «аль-Фадаил» [5].

Таким образом, опираясь на многочисленные свидетельства из Корана и Сунны, подавляющее большинство мусульманских богословов признает истинность отмены аятов и предписаний. Лишь некоторые богословы, не исповедовавшие праведные воззрения, отрицали отмену коранических аятов. Одним из них был Абу Муслим Мухаммад б. Бахр аль-Исфахани, который сказал: «Ничего подобного в Коране нет». Однако считается, что его мнение является слабым и неприемлемым, а его аргументы - совершенно неубедительными.

Некоторые аяты были исключены из Корана или заменены новыми Откровениями, другие, несмотря на отмену, все-таки остались в нем. Процесс насха длился на протяжении всей 23-летней пророческой деятельности Мухаммада. Именно поэтому окончательной записи Корана при жизни Мухаммада не было.

В шариате существует четыре вида отмены религиозных предписаний: отмена одного коранического аята другим; отмена одного хадиса другим; отмена корани-ческого аята хадисом; отмена хадиса кораническим аятом.

Примером отмены одного аята другим является отмена высказывания Всевышнего «Когда смерть приближается к кому-либо из вас и он оставляет после себя добро, то ему предписано оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях. Такова обязанность богобоязненных» (2:180). Этот аят обязывает делать завещание родителям и близким. Впоследствии аят был отменен несколькими аятами из суры «ан-Ниса», в которых говорится о порядке наследования, т. е. определяется доля каждого близкого родственника: «И вам -половина того, что оставили ваши супруги, если у них нет ребенка. А если у них есть ребенок, то вам - четверть того, что они оставили после завещанного, которое они завещают, или долга. А им - четверть того, что оставили вы, если у вас нет ребенка. А если у вас есть ребенок, то им - одна восьмая того, что оставили вы после завещанного, которое вы завещаете, или долга» (4:13-14).

В достоверном хадисе, переданном Ибн Маджой со слов Анаса б. Малика, сообщается, что Пророк сказал: «Воистину, Аллах отдал каждому то, что ему полагается, и нельзя составлять завещание в пользу наследников». С отменой аята из суры «аль-Бакара» согласилось большинство мусульманских богословов, в т. ч. первосвященник мусульманской общины Ибн Аббас. Тем не менее, между ними были разногласия по поводу того, что именно аннулировало кораническое предписание: аяты о наследовании или хадис [7, с. 112-113].

Примером отмены одного хадиса другим является отмена предписания соединять пальцы рук в замок во время поясного поклона. Имам Муслим передал хадис со слов Алкамы б. Кейса и аль-Асвада б. Йазида о том, что они вошли к Абдулла-ху б. Масуду. Они встали на намаз, и он встал между ними. Одного из них он поставил справа от себя, а другого - слева. Когда они совершили поясной поклон и положили руки на колени, он ударил их по рукам, а затем сложил пальцы рук в замок и поместил их между бедрами. Когда же они завершили намаз, он сказал: «Так поступал посланник Аллаха». Аш-Шафии и целый ряд других богословов отмечали, что так намаз совершался в Мекке, а после переселения в Медину предписание соединять пальцы в замок во время поясного поклона и становиться в один ряд с имамом, если молящихся - трое, было отменено.

В хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, сообщается, что Мусаб б. Саад б. Абу Ваккас рассказывал, что он совершал намаз рядом с отцом и во время поясного поклона соединил пальцы рук в замок и поместил их между коленей, а тот ударил его по рукам. Когда же они завершили намаз, отец сказал ему: «Раньше мы поступали так, а затем нам было велено класть их на колени» [5].

Примером отмены коранического аята хадисом является отмена 180-го аята суры «аль-Бакара» хадисом, рассказанным Анасом б. Маликом, о чем мы упомянули ранее. Однако этот вид отмены признается лишь некоторыми учеными, т. к. ислам дан своим последователям в полном и законченном виде и последующих изменений в Коране с точки зрения логики не должно быть. Поэтому имамы аш-Шафии, Ахмад и некоторые другие богословы считали этот вид отмены предписаний невозможным.

Четвертая разновидность отмены шариатских предписаний - отмена хадиса кораническим аятом. Примером этого является перемена киблы - направления при молитве. В первые годы распространения ислама киблой являлся священный город Кудс (Иерусалим). Позже это предписание было отменено. Изменение киблы с Кудса на Мекку произошло через 17 месяцев после хиджры в месяце шаабан второго года хиджры в соответствии с кораническим Откровением: «Мы видим поворачивание твоего лица по небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты будешь доволен. Поверни же свое лицо в сторону Запретной Мечети, и где бы вы ни были, обращайте свои лица в ее сторону» (2:144). Аят был ниспослан в ответ на высказывания мединских иудеев о том, что Пророк и мусульмане не знали, где находится кибла, а они якобы научили их этому, и на мольбу Мухаммада о том, чтобы Аллах указал мусульманам киблу для Ислама.

Абдуллах б. Аббас рассказывал, что посланник Аллаха, совершая намаз в Мекке, поворачивался лицом в сторону Иерусалима так, что Кааба находилась прямо перед ним. Это продолжалось в течение шестнадцати месяцев и после переселения в Медину, а затем ему было велено повернуться лицом в сторону.

В другом хадисе, рассказанном аль-Барой б. Азибом, сообщается, что посланник Аллаха совершал намаз, поворачиваясь лицом в сторону Иерусалима, в течение шестнадцати или семнадцати месяцев, хотя он хотел обращаться лицом к Каабе. Затем Аллах ниспослал Откровение: «Мы видели, как ты обращал свое лицо к небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты останешься доволен. Обрати же свое лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону» (2:144). После этого он повернулся лицом в сторону Каабы, а иудеи стали говорить: «Что заставило их отвернуться от киблы, к которой они поворачивались лицом прежде?» Скажи: «Восток и запад принадлежат Аллаху. Он наставляет, кого пожелает, на прямой путь» (2:142). Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим [3, с. 214] .

Отмена коранических аятов происходила в трех формах. В первом случае предписание теряло силу, тогда как текст аята сохранялся в Писании. Всевышний сказал: «Против тех из ваших женщин, которые совершат мерзкий поступок (прелюбодеяние), призовите в свидетели четырех из вас. Если они засвидетельствуют это, то держите их в домах, пока их не упокоит смерть или пока Аллах не установит для них иной путь» (4:15) . Этот аят сохранился в Коране, но потерял свою юридическую силу и был отменен следующим аятом: «Прелюбодейку и прелюбодея - каждого из них высеките сто раз. Пусть не овладевает вами жалость к ним ради религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. А свидете-

лями их наказания пусть будет группа верующих» (24:2).

Это подтверждается достоверным хадисом, рассказанным Убадой б. ас-Самитом, в котором сообщается, что Пророк сказал: «Берите от меня! Берите от меня! Аллах уже установил для них иной путь! Если прелюбодеяние совершили те, кто еще не состоял в браке, то их следует высечь сто раз и выслать сроком на один год. Если же прелюбодеяние совершили те, кто уже вступил в брак, то их следует высечь сто раз и забросать камнями». Этот хадис передали Ахмад, Муслим и Ибн Маджа [5].

Во втором случае предписание остается в силе, а текст аята выпадает из текста Корана. В книге «Улуму-ль-Куран» со ссылкой на аль-Бухари и Муслим приводится хадис с длинным иснадом, в котором Уаййа б. Кааб говорит: «Когда ниспосылался Коран, был получен аят, в котором говорилось: «Женатому мужчине и замужней женщине, если они совершили прелюбодеяние, безусловное наказание - побивание камнями»» [7, с. 115]. Однако этот аят был отменен и не вошел в Священное Писание.

В длинном хадисе, переданном имамом Маликом, сообщается, что по возвращении из паломничества в Медину Умар б. аль-Хаттаб обратился к людям с проповедью и сказал: «О люди! Для вас установлены необязательные предписания, и вам вменены в обязанность обязательные предписания. Вас оставили на ясном пути, которым вы будете следовать, если вас не введут в заблуждение люди, которые блуждают справа и слева от вас». Сказав это, он ударил одну руку об другую, а затем продолжил: «Остерегайтесь погибели, если вы откажетесь от аята о побивании камнями! Остерегайтесь говорить, что вы не находите в Писании Аллаха двух мер наказания. Воистину, посланник Аллаха, побивал камнями, и мы тоже делали это. Клянусь Тем, в Чьей длани находится моя душа! Если бы люди не стали говорить, что Умар б. аль-Хаттаб приписал аят к Писанию Всевышнего Аллаха, то я записал бы в нем этот аят: «И мужчину, и женщину непременно забросайте камнями». Поистине, мы читали его!» [5].

В третьем случае происходит отмена и аята Корана, и соответствующего ему предписания. Последнее, в крайнем случае, или аннулируется, или заменяется другим. Примером этого является отмена аята о том, что молочное родство устанавливается после десяти кормлений. Имам Муслим передал хадис Аиши: «В ниспосланных коранических откровениях говорилось: «Женщины становятся запретны после десяти известных кормлений». Затем эти аяты были отменены аята-ми о пяти кормлениях, и их продолжали читать вплоть до смерти посланника Аллаха» [8, с. 132].

Уместно добавить, что аяты о пяти кормлениях также были исключены из Корана, однако соответствующее им предписание осталось в силе. А поскольку срок между отменой этих аятов и кончиной Пророка был очень коротким, некоторые из сподвижников узнали об этом только после того, как он скончался.

Литература

1. Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь. - М.: Издательский дом «Ансар», 2007. - 400 с.

2. Ибн Хаджар. Фатх аль-Бари. Т. 6. - Байрут, Дар аль-кутуб аль-илмиййа [б. г.]. - 515 с.

3. Ибн Хаджар. Фатх аль-Бари. Т. 8. - Байрут, Дар аль-кутуб аль-илмиййа [б. г.]. - 504 с.

4. Ибн Хаджар. Фатх аль-Бари. Т. 12. - Байрут, Дар аль-кутуб аль-илмиййа [б. г.]. - 564 с.

5. Кулиев Э. На Пути к Корану - http://www.islam.lact.rU/e/37062. (Дата обращения - 01.02.10)

6. Коран / Пер. с араб. акад. Н.Ю. Крачковского. - М.: СП ИКПА, 1990. -512 с.

7. Мухуддин Мустави, Мустафа аль-Буга. Улуму-ль-Куран. - Сурийа, вази-рат аль-Вукуф, 1998. - 170 с.

8. Нуруддин Итр. Улум аль-Куран аль-Карим. - Димашк, 1996/1416. - 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.