отметили наличие удаленности специалистов по физической культуре и спорту от места проведения основных занятий. Сама процедура дистанционного обучения «сближает» участников образовательного процесса. Она позволяет решать практически любые задачи из профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и спорту.
Респонденты обратили внимание на расширение возможностей для самостоятельного изучения нового материала в ходе дистанционного обучения. Данный фактор также определяет необходимость использования дистанционного обучения в подготовке специалистов по физической культуре и спорту.
Необходимость расширения общего кругозора о содержании профессиональной деятельности у специалистов по физической культуре и спорту также, по мнению респондентов, диктует обязательность применения дистанционного обучения при подготовке данных специалистов. В ходе дистанционного обучения специалистов, можно применять и демонстрировать самые современные методики, используемые в тренировочном процессе и в ходе педагогической деятельности спортивных педагогов.
По мнению респондентов, большое значение имеет функция контроля знаний у специалистов по физической культуре и спорту, которые проходят курс подготовки. Данная функция также определяет необходимость использования дистанционного обучения в подготовке специалистов по физической культуре и спорту.
Высокая степень профессиональной занятости у специалистов по физической культуре и спорту не позволяет им качественно повышать свой профессиональный уровень. Дистанционное обучение позволяет эффективно решать и эти задачи при подготовке специалистов по физической культуре и спорту.
И, наконец, респонденты обратили внимание на неограниченные возможности дистанционного обучения для личного совершенствования данной категории специалистов без отрыва от профессиональной деятельности.
В результате проведенного исследования было установлено, что дистанционное обучение должно рассматриваться как особое образовательное пространство, в котором должна осуществляться профессиональная подготовка специалистов по физической культуре и спорту, с учетом особенностей их деятельности.
ВЫВОД. Проведенное исследование позволило выявить факторы, определяющие необходимость использования дистанционного обучения в подготовке специалистов по физической культуре и спорту. Данные факторы позволили наметить комплекс мероприятий по совершенствованию подготовки данных специалистов.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.09.2019
УДК 796.853.23
ОТЛИЧИЯ В ВЫПОЛНЕНИИ БРОСКОВ ДЗЮДО ПРИ ОТСУТСТВИИ СОПРОТИВЛЕНИЯ И В УСЛОВИЯХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ СХВАТКИ
Алексей Григорьевич Левицкий, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф.
Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Дмитрий Александрович Матвеев, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Владимировна Холодкова, старший преподаватель, Александр Владимирович Шабаев, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет
Аннотация
В статье приведен анализ траекторий центров масс спортсменов в процессе выполнения подсечки изнутри в условиях отсутствия сопротивления и в условиях соревновательной схватки. Для анализа были взяты видеозаписи из сети интернет. Каждая видеозапись была разбита на кадры. На
каждом кадре отмечались центры масс сегментов тела, а затем вычислялся центр масс каждого спортсмена и системы из двух спортсменов. В процессе выполнения броска в условиях отсутствия сопротивления траектория центра масс атакующего спортсмена носит колебательный характер. Подготовка приема как правило отсутствует. Бросок выполняется за счет одной модели. При выполнении броска в условиях соревновательной схватки характер движения центра масс, атакующего вращательный. В основе броска в соревновательной схватке, как правило, лежит комбинация моделей. Перед проведением приема равнодействующей силе атакуемого спортсмена придается оптимальное направление для проведения броска. Следствием этого часто являются колебания центра масс спортсмена или вращение вокруг какой-либо точки. Результаты исследования можно использовать в учебно-тренировочном процессе дзюдоистов.
Ключевые слова: подсечка, дзюдо, Ko-uchi-gari.
DIFFERENCES IN PERFORMANCE OF THROWS OF JUDO IN ABSENCE OF
RESISTANCE AND IN CONDITIONS OF COMPETITIVE WRESTLING
Alexey Grigoryevich Levitsky, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Dmitry Ale-xandrovich Matveev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Vladimi-rovna Holodkova, the senior teacher, Alexander Vladimirovich Shabaev, the senior teacher,
St. Petersburg State University
Annotation
The article provides an analysis of the trajectories of the centers of mass of athletes in the process of performing a cut from the inside in the absence of resistance and in a competitive battle. For analysis, videos were taken from the Internet. Each video was divided into frames. On each frame, the centers of mass of body segments were noted, and then the center of mass of each athlete and the system of two athletes were calculated. During the throw under the absence of resistance, the trajectory of the center of mass of the attacking athlete is oscillatory. During the throw under the absence of resistance, the trajectory of the center of mass of the attacking athlete is oscillatory. Preparation of throw is usually absent. The throw is carried out due to one model. When performing a throw in a competitive duel, the character of the attacker's center of mass movement is rotational. The throw in a competitive fight is usually based on a combination of models. Before the throw, the resultant force of the attacked athlete is given the optimal direction for the reception. The consequence of this is often the fluctuation of the athlete's center of mass or rotation around a point. The results of the study can be used in the educational process of judoka.
Keyword: small inner reaps, judo, Ko-uchi-gari.
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что на несопротивляющемся партнере обучающийся может выполнить прием без явных ошибок. Однако в условиях соревновательной хватки, спортсмену тот же прием провести часто не удается, что может понизить уровень мотивации к занятиям, а в отдельных случаях приводит к их полному прекращению. В связи с этим представляет интерес провести сравнение биомеханических особенностей проведения одного и того же приема в условиях отсутствия сопротивления и в условиях соревновательной схватки.
МЕТОДИКА
В процессе исследования изучались особенности траекторий центров масс спортсменов, участвующих в демонстрации броска подсечкой изнутри и траектории центра масс спортсменов, участвующих в соревновательной схватке. Также исследовались траектории центров масс систем из двух спортсменов. Исследуемые видеозаписи разбивались на кадры, и для каждого кадра вычислялись координаты центров масс спортсменов. С помощью программы PaintBrash обозначался центр масс каждого звена тела (голова, туловище, плечо, предплечье, бедро, голень, стопа). Для расчетов
m n^V n
„ fmnyn ' П=1 M
использовались следующие формулы: F =
n=1 M
где F - координата абсцисс центра тяжести системы из n тел, mn - масса n-го сегмента этой системы, x^ - координата оси абсцисс n-го сегмента этой системы, N - количество сегментов системы, М - общая масса рассматриваемой системы, ^ - координата по оси
ординат центра тяжести системы из n тел, y - координата по оси ординат n-го сегмента
У n
этой системы.
Масса каждого спортсмена была положена равной единице. Поэтому масса каждого сегмента тела была равна процентному соотношению от массы тела [1].
Начало координат располагалось в левом верхнем углу кадра. Необходимые построения были проведены с помощью программы Paint. Вычисления проводились с помощью программы Excel. Аналогичные исследования были проведены для различных вариантов подсечки изнутри, подсечки в колено и т.д.
Ранее авторы, развивая идеи итальянского исследователя по дзюдо А. Сакрипанти, предложили классификацию бросков в спортивной борьбе, в основу которой были положены модели, подробно изученные в курсе механики. В соответствии с ней броски были разделены на четыре группы: группа пары сил, группа рычага, группа блока и комбинированная группа. Эта классификация использовалась для анализа исследуемых бросков [2].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
На рисунке 1 приведен вариант броска подсечкой изнутри в условиях отсутствия сопротивления.
з) и)
Рисунок 1 - Бросок подсечкой изнутри в условиях отсутствия сопротивления (https://www.youtube.com/watch?v=7JMiCocUNb4)
В основе этого варианта броска лежит пара сил. Схематически она показана на рисунке 1 (к).
В связи с плохим качеством изображения на исследуемой видеозаписи мы ограничимся принципиальными отличиями исследованной подсечки изнутри в условиях соревновательной схватки. Этот вариант броска принадлежит к комбинированной группе. Комбинацию составляют две модели: пара сил и рычаг. Схематически они показаны на рисунке 2 (а) и (б)
а) б)
Рисунок 2 - Схематическое изображение моделей, за счет которых подсечка была выполнена в условиях соревновательной схватки: а) пара сил б) рычаг (https://www.youtube.com/watch?v=OXZMxsTmqS4)
На рисунке 3а представлена траектория центра масс Тори в процессе демонстрации подсечки изнутри в условиях отсутствия сопротивления. На рисунке 3б представлена траектория центра масс Тори в процессе выполнения приема в условиях соревновательной схватки.
а) б)
Рисунок 3 - а) Траектория центра масс Тори при выполнении броска подсечкой изнутри в условиях отсутствия сопротивления (вариант 2); б) Траектория центра масс Тори в процессе выполнения второго варианта броска
подсечкой изнутри
На рисунке 3а видно, что центр масс Тори возвращается в исходное положение относительно оси ординат, то есть траектория центра масс Тори носит колебательный характер. В условиях соревновательной схватки траектория центра масс Тори непосредственно во время фазы работы модели (часть траектории, включающей в себя точки Ж, З, И, Й) носит вращательный характер. Кроме того, в условиях соревновательной схватки происходит борьба за захват и подготовка модели к работе (часть траектории включающей точки А, Б, В, Г, Д). В условиях отсутствия сопротивления борьба за захват отсутствует, а фаза подготовки модели к работе весьма условна.
На рисунке 4 приведены траектории центров масс Уке при выполнении двух вариантов подсечки изнутри.
В условиях соревновательной схватки перед броском происходит разбалансировка равнодействующей силы Уке. Суть разбалансировки заключается в предании равнодействующей силы Уке направления удобного для проведения броска. Это может быть раскачивание равнодействующей Уке в различных плоскостях, вращение Уке вокруг различных точек в пространстве, комбинации раскачиваний и вращений. Следствием этого в большом количестве случаев является колебание или вращения центра масс Уке.
На основании сходства траекторий центров масс систем из двух спортсменов в условиях соревновательной схватки с траекториями центров масс Тори или Уке можно сказать, кто в большей степени внес вклад в создание условий для проведения приема. Если траектория центра масс системы схожа с траекторией центра масс Уке, то Уке допустил технико-
тактическую ошибку. Если траектория центра масс системы схожа с траекторией центра масс Тори, то Тори создал условия для проведения приема. В случае если траектория системы не схожа ни с траекториями центров масс ни Тори, ни Уке, то это говорит о том, что Уке оказывал активное сопротивление Тори в процессе его атаки.
0 5 и s >0 6 DO 6. 0 700 7 0 80
__3
А D Г С^ F.
Д /и
Б
й
а) б)
Рисунок 4 - а) Траектория центра масс Уке при выполнении броска подсечкой изнутри в условиях отсутствия сопротивления (вариант 2); б) Траектория центра масс Тори в процессе выполнения второго варианта броска
подсечкой изнутри
Очевидно, что в случае успешной атаки концовка броска будет отражать падение как Уке, так и Тори. На рисунке 5 представлены траектории центров масс системы из двух
спортсменов.
_
0 6 Ю 6 Л 7 7 1 0 800 850
3
ж/
уг
Б в /и
*и
а) б)
Рисунок 5 - а) Траектория центра масс системы из двух спортсменов в процессе выполнения броска в условиях отсутствия сопротивления; б) Траектория центра масс системы из двух спортсменов в процессе выполнения
броска в условиях соревновательной схватки
Сравнивая рисунки 5 (а), 4 (а) и 3 (а) можно увидеть сходство траекторий системы из двух спортсменов с траекторией Уке. Таким образом, можно сделать вывод, что условия для проведения данного броска созданы Уке. Учитывая, что бросок выполнен в условиях отсутствия сопротивления (отработки или демонстрации) говорить о технико-тактической ошибке Уке нельзя. Сравнивая рисунки 5 (б), 4 (б) и 3 (б) можно увидеть, что траектория центра масс системы из двух спортсменов более напоминает траекторию Центра масс Уке, то есть Уке в данной ситуации допустил технико-тактическую ошибку
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сказать, что траектория центра масс атакующего спортсмена в процессе выполнения подсечки изнутри в условиях отсутствия сопротивления носит колебательный характер, а в процессе выполнения броска в условиях соревновательной схватки - вращательный. Таким образом, чтобы смоделировать соревновательную ситуацию, в процессе тренировки, целесообразно применять комплексы упражнений, связанных с перемещением собственного центра масс обучающегося вращением. Это могут быть как общеразвивающие упражнения, так и специальные действия, связанные с подготовкой и проведением приема. На центр масс спортсмена, в конечном счете, оказывает воздействие одна сила, являющаяся суммой всех
сил, действующих на спортсмена, т.е. их равнодействующая. Таким образом, имеет смысл использовать комплексы упражнений, ориентированные на различные перемещения тела спортсмена, относительно собственного центра масс или относительно какого-либо ориентира. Это позволит сформировать способность придавать собственной равнодействующей силе требуемое направление.
На основании анализа траекторий центров масс спортсменов и траектории центра масс системы двух спортсменов в целом можно делать выводы о наличии или отсутствии ошибок в действиях во время схватки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова, Г.П. Биомеханические методики анализа и оценки техники спортивных движений : учебно-методическое пособие / Г.П. Иванова, Н.Б. Кичайкина, А.В. Самсонова ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2007. - 62 с.
2. Биомеханическая классификация приемов спортивной борьбы / А.Г. Левицкий, Д.А. Матвеев, А.А. Поципун, О.В. Ошина, О.В. Холодкова // Теория и практика физической культуры. -2017. - № 10. - С. 66-68.
REFERENCES
1. Ivanova, G.P., Kichaykina, N.B. and Samsonova, A.V. (2007), Biomechanical methods of analysis and evaluation of sports movement techniques: teaching aid, St. Petersburg.
2. Levitsky, A.G., Matveev, D.A., Potsipun, A.A., Oshina, O.V. and Holodkova, O.V. (2017), "Biomechanical classification of actions in competitive wrestling", Theory and Practice of physical culture, No. 10, pp. 66-68.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.09.2019
УДК 796.093
XXX ВСЕМИРНАЯ ЛЕТНЯЯ УНИВЕРСИАДА 2019 ГОДА В НЕАПОЛЕ: ОСОБЕННОСТИ И ИТОГИ УЧАСТИЯ СПОРТСМЕНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ДРУГИХ СТРАН
Любовь Сергеевна Леонтьева, преподаватель, Надежда Сергеевна Леонтьева,
кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, г. Москва; Мария Вадимовна Коренева, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; Галина Юрьевна Фомичева, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный
университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, г. Москва
Аннотация
Исследование посвящено особенностям организации и проведения юбилейной XXX Всемирной летней Универсиады 2019 года в итальянском Неаполе, а также результатам выступления сборной команды Российской Федерации и студенческих команд других стран. В статье рассмотрены основные аспекты организации и проведения, спортивные и инфраструктурные объекты, итоги состязаний и др., изучены и проанализированы результаты выступления команды российских и иностранных студентов. В процессе исследования применялись следующие методы: сбор, анализ и систематизация Интернет-источников, индуктивный и дедуктивный методы. Результаты, которые были получены в ходе анализа, имеют широкое применение для историко-спортивных дисциплин, реализуемых в физкультурно-спортивных учебных заведениях. Теоретические и статистические материалы вошли в лекционный курс по дисциплинам «Международный студенческий спорт», «Международное спортивное олимпийское движение» и др.