education", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3, pp. 191-194.
3. Martirosov, E.G., Nikolaev, D.V. and Rudnev, S.G. (2006), Technologies and methods of human body composition assessment, Nauka, Moscow, IS5BN 02-035624-7
4. Kortava Z.G., Fedyakin А.А., Vasilkovskaya, Yu.A. and Zaplatina, N.Yu. (2018), "The student's physical activity increase during the elective discipline training by physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 155, No. 1 (155), pp. 126-129.
5. Fedyakin, A.A. and Kuvaldina, E.V. (2015), "Construction of official physical education lessons using students fitness level", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 194-196.
Контактная информация: afkfed@mail.ru.
Статья поступила в редакцию 03.09.2018
УДК 796.853.23
БИОМЕХАНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БРОСКА ПОДСЕЧКОЙ В КОЛЕНО (HIZA-
GURUMA)
Алексей Григорьевич Левицкий, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф.
Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Дмитрий
Александрович Матвеев, кандидат педагогических наук, доцент, Геннадий
Александрович Яковлев, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Анатольевич Яшкин, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный
университет
Аннотация
В статье проводится анализ броска подсечкой в колено (Hiza-Guruma). Целью исследования было установить физическую основу приема. Для анализа использовалась классификация бросков, ранее предложенная авторами. В соответствии с этой классификацией броски были разделены на четыре группы: группу пары сил, рычага, блока и комбинированную группу. Для проведения исследования использовались видеозаписи, расположенные в сети Internet на видеохостинге You Tube. Демонстрация приемов на видеозаписях осуществлялась спортсменами высокой квалификации. Установлено, что бросок подсечкой в колено может выполняться за счет рычага или за счет комбинации рычага и блока. Полученные данные могут быть использованы для построения учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ, спортивных клубах с обучающимися старшего возраста, а также в процессе занятий по физической культуре в высших учебных заведениях.
Ключевые слова: дзюдо, самбо, подсечка, Hiza-Guruma.
BIOTECHNICAL ANALYSIS OF THROWS BY UNDERCUTS IN THE KNEE (HIZA-
GURUMA)
Alexey Grigorievich Levitsky, the doctor of pedagogical sciences, professor, Lesgaft National
State University of Physical Education, Sport and Health, Russia, St. Petersburg; Dmitry Ale-xandrovich Matveev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Gennady Alexan-drovich Yakovlev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladimir Anatol-yevich Yashkin, Senior Lecturer, St. Petersburg State University
Annotation
In the article, the analysis is made for throw by the undercut in the knee (Hiza-Guruma). The aim of the study was to establish the physical basis of the throw. For the analysis, the classification of throws, previously proposed by the authors, was used. According to this classification, the shots were divided into four groups: a pair of forces, a lever, a block and a combined group. For the study, video recordings were used, located on the Internet on the video hosting You Tube. As a result of the work carried out, it was established that the throw Hiza-Guruma can be performed by means of a lever or by a combination of a lever and a block. The data obtained can be used to build the training process in the Youth Sports School, teenagers and youth clubs with older students, and also in the process of physical education at higher
educational institutions.
Keywords: judo, sambo, Hiza-Guruma.
ВВЕДЕНИЕ
Подсечка в колено (Hiza-Guruma) входит в программу обучения юных спортсменов. Умение выполнять этот прием необходимо при сдаче экзамена для получения желтого пояса (5 кю по дзюдо). Этот же прием результативно применяется и на крупнейших международных турнирах. В связи с этим представляет интерес выяснить биомеханические особенности этого приема.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью работы было установить физическую основу выполнения подсечки в колено (Hiza-Guruma) и конкретизировать характерные технические ошибки. Ранее авторами были развиты идеи итальянского исследователя дзюдо А. Сакрипанти [2] и была предложена классификация бросков в основе, которой лежат модели, подробно изученные в курсе физики. В соответствии с этой классификацией броски были разделены на 4 группы: пары сил, рычага, блока и комбинированную группу [1]. Действия, выполняющего бросок, влекущие за собой неоправданные затраты энергии, считались техническими ошибками.
Для анализа использовались видеозаписи, размещенные в сети Internet на видеохостинге You Tube [3, 4, 5, 6, 7 и др].
РЕЗУЛЬТАТЫ
На рисунке 1 представлен первый вариант выполнения приема подсечкой в колено (Hiza-Guruma). В основе этого варианта броска лежит рычаг (схематически изображен на рисунке 1г). Техническими ошибками при этом способе выполнения приема являются: неоправданное уменьшение длины рычага, неверное направление приложения усилий к рычагу, отсутствие жесткой конструкции между спортсменами в начальный момент броска (отсутствие плотного захвата).
Рисунок 1 - Бросок передней подсечкой в колено (Ш2а-Оигиша), в основе которого лежит рычаг [3]
На рисунке 2 приведен второй вариант выполнения приема подсечкой в колено (ЬП/а-Сигита)._
г) д)
Рисунок 2 - Передняя подсечка в колено с падением (Ш2а-Оигита) [7]
В основе второго варианта выполнения приема лежит комбинация из рычага и блока, т.е. в соответствии с предложенной классификацией бросок будет относится к комбинированной группе. Схематически комбинация рычагов и блока изображена на рисунке 2б, 2в.
Техническими ошибками в этом варианте выполнения приема можно назвать:
- неоправданное уменьшение длины рычага в начале приема;
- неверное направление приложения усилий к рычагу,
- отсутствие жесткой конструкции между спортсменами в начальный момент броска;
- отсутствие жесткой конструкции между спортсменами во время поворота блока;
- неоправданное уменьшение угла поворота блока (частая ошибка - падение на спину без поворота вообще);
- уменьшение радиуса блока;
- неверное расположение блока.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существует две принципиально разные техники выполнения броска подсечкой в колено (И17а-вигита). В основе одного варианта лежит рычаг. В основе другого варианта - комбинация рычага и блока. Между ними существует множество гибридизаций. Поэтому говорить о какой-либо одной правильной технике нельзя.
На соревнованиях используются оба варианта приема, но на основе просмотренных видеозаписей можно сделать вывод о том, что существенно чаще в соревновательных схватках подсечка в колено делается в падении (более 75% просмотренных схваток).
Бросок в падении позволяет использовать вес собственного тела для проведения приема и незамедлительно перейти к преследованию в положении лежа. Поэтому при подготовке к соревнованиям целесообразно уделять больше времени выполнению подсечки в колено (Hiza-Guruma) за счет рычага и блока.
ЛИТЕРАТУРА
1. Биомеханическая классификация приемов спортивной борьбы / А.Г. Левицкий, Д.А. Матвеев, А.А. Поципун, О.В. Ошина, О.В. Холодкова // Теория и практика физической культуры. -2017. - №10. - С. 66-68.
2. Sacripanti, Attilio A. Biomechanical Reassessment of the Scientific Foundations of Jigoro Kano's Kodokan Judo [Электронный ресурс] // URL:http://www.academia.edu/2401906/A Biomechanical Reassessment of the Scientific Foundations
of Jigoro Kanos Kodokan Judo (дата обращения 1.03.2018).
3. Hiza Gumma [Электронный ресурс] // URL : https://www.youtube.com/watch?v=VDsiBURKj-s : дата обращения 21.08.2018.
4. Judo Lesson 4 - Hiza Guruma [Электронный ресурс] // URL : https://www.youtube.com/watch?v=97WMrPZN9U4 (дата обращения 21.08.2018).
5. Judo - Hiza Gumma [Электронный ресурс] // URL : https://www.youtube.com/watch?v=IYKi76i2lnk (дата обращения 21.08.2018).
6. Hiza Gumma (Instruction) [Электронный ресурс] // URL : https://www.youtube.com/watch?v=Doxd3cqrsn0 (дата обращения 21.08.2018).
7. Hiza Guruma compilation 2 [Электронный ресурс] // URL : https://www.youtube.com/watch?v=_n_BzCxob6I (дата обращения 21.08.2018).
REFERENCES
1. Levitsky, A.G., Matveev D.A., Potsipun, A.A., Oshina, O.V. and Holodkova, O.V. (2017) "Biomechanical classification of actions in competitive wrestling", Theory and Practice of physical culture, No10, pp. 66-68.
2. Sacripanti A.A Biomechanical Reassessment of the Scientific Foundations of Jigoro Kanos Kodokan Judo, available at: http://www.academia.edu/2401906/A_Biomechanical_Reassess-ment_of_the_Scientific_Foundations_of_Jigoro_Kanos_Kodokan_Judo (accessed 1 March 2018).
3. https://www.youtube.com/watch?v=VDsiBURKj-s (accessed 21 August 2018).
4. https://www.youtube.com/watch?v=97WMrPZN9U4 (accessed 21 August 2018).
5. https://www.youtube.com/watch?v=IYKi76i2lnk (accessed 21 August 2018).
6. https://www.youtube.com/watch?v=Doxd3cqrsn0 (accessed 21 August 2018).
7. https://www.youtube.com/watch?v=_n_BzCxob6I (accessed 21 August 2018).
Контактная информация: al.judo@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 27.09.2018
УДК 796.011.3
СУБЪЕКТНОСТЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ИННОВАЦИОННЫМИ МЕТОДАМИ ОБУЧЕНИЯ
Юрий Яковлевич Лобанов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье разрабатывается методика субъектного развития физических качеств, основанная на учете индивидуального типа телосложения студентов. Выявлены различия в уровне физической подготовленности студентов, относящихся к различным группам соматических типов. Сформулированы условия, обеспечивающие реализацию гуманистических начал вузовского образования. Разработаны дифференцированные программы тренировки в группах, различающихся индивидуальными типами телосложения. Представлены результаты влияния методики субъектного развития физических качеств на повышение физической подготовленности и устранение различий