Научная статья на тему 'Отличительные особенности деятельности образовательных учреждений Российской Федерации'

Отличительные особенности деятельности образовательных учреждений Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1395
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ФИНАНСЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ / БЮДЖЕТНАЯ СМЕТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Силина Л.В.

В статье рассматриваются отличительные особенности деятельности образовательных учреждений в Российской Федерации. Проведено исследование основных положений образовательных учреждений, как социального института современного общества. Проведен анализ нормативной правовой базы, регулирующей деятельность образовательных учреждений на территории Российской Федерации. Проанализированы уровни образовательной системы, выявлена роль финансов образовательных учреждений в осуществлении эффективной деятельности образовательных учреждений. Исследованные финансовые ресурсы формируются на основе утвержденной бюджетной сметы, в структуру бюджетной сметы входят предстоящие доходы и расходы образовательного учреждения. Акцентированно внимание на источниках формирования финансовых ресурсов образовательных учреждений, в основе которых находятся средства, поступающие из соответствующих бюджетов Российской Федерации, также особое внимание уделяется деятельности образовательных учреждений, которая приносит дополнительный доход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отличительные особенности деятельности образовательных учреждений Российской Федерации»

Отличительные особенности деятельности образовательных учреждений Российской

Федерации

Distinctive features of activity of educational institutions of the Russian Federation

Силина Л.В.

Студент 3 курса, экономического ф-та, Челябинский государственный университет,

г. Челябинск e-mail: raksov@list.ru

Silina L.

3rd year student, faculty of economic, Chelyabinsk state University, Chelyabinsk e-mail: raksov@list.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются отличительные особенности деятельности образовательных учреждений в Российской Федерации. Проведено исследование основных положений образовательных учреждений, как социального института современного общества. Проведен анализ нормативной правовой базы, регулирующей деятельность образовательных учреждений на территории Российской Федерации. Проанализированы уровни образовательной системы, выявлена роль финансов образовательных учреждений в осуществлении эффективной деятельности образовательных учреждений. Исследованные финансовые ресурсы формируются на основе утвержденной бюджетной сметы, в структуру бюджетной сметы входят предстоящие доходы и расходы образовательного учреждения. Акцентированно внимание на источниках формирования финансовых ресурсов образовательных учреждений, в основе которых находятся средства, поступающие из соответствующих бюджетов Российской Федерации, также особое внимание уделяется деятельности образовательных учреждений, которая приносит дополнительный доход.

Annotation.

The article deals with the distinctive features of educational institutions in the Russian Federation. The study of the main provisions of educational institutions as a social institution of modern society. The analysis of the regulatory framework governing the activities of educational institutions in the Russian Federation. The levels of the educational system are analyzed, the role of finances of educational institutions in the implementation of effective activities of educational institutions is revealed. The studied financial resources are formed on the basis of the approved budget estimate, the structure of the budget estimate includes the upcoming income and expenses of the educational institution. Special attention is paid to the sources of formation of financial resources of educational institutions, which are based on funds coming from the relevant budgets of the Russian Federation, and special attention is paid to the activities of educational institutions, which brings additional income.

Ключевые слова: образование, образовательные учреждения, финансы образовательных учреждений, источники финансирования, бюджетные ассигнования, бюджетная смета.

Key words: education, educational institutions, finances of educational institutions, sources of financing, budget allocations, budget estimates.

В жизни современного общества образование играет важную роль, поскольку развитие общества непосредственно связано с качеством предоставления образовательных услуг. Образование может существовать только при тесном взаимодействии с другими социальными сферами общества. Потребность общества обучить подрастающее поколение, передать существующие научные знания и опыт привела к созданию образовательной системы, которая включает в себя образовательные учреждения дошкольного, начального, среднего, средне -профессионального и высшего уровней. Согласно Конституции Российской Федерации, за каждым человеком закрепляется право получения бесплатного образования независимо от пола, расы, национальности и других отличительных особенностей человека.

В Российской Федерации деятельность образовательных учреждений строго регламентирована действующими федеральными законами, приказами и постановлениями Министерства образования и науки, Министерства Финансов и другими нормативно-правовыми актами органов государственной власти.

Для начала необходимо исследовать определение понятия «образовательные организации», мы обратились к Федеральному закону 273-Ф3 от 29.12.2012 года, где образовательные организации предстают в качестве некоммерческих организаций, которые осуществляют на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана [2]. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что любая образовательная организация, прежде чем предоставлять образовательные услуги обществу, должна получить лицензию на ведение своей деятельности у территориальных органов Российской Федерации.

Образовательная система Российской Федерации подразделяется на уровни общего и профессионального образования. К перечню уровней общего образования можно отнести дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование. Что касается структуры профессионального образования, то она подразделяется на среднее профессиональное образование и высшее образование. В 2007 году Президент Российской Федерации подписал федеральный закон о переходе на двухуровневую систему высшего образования. Обучающиеся в высших учебных заведениях имели степень бакалавра или магистра, также по некоторым специальностям остались специалитеты. Все это привело к дополнительным реформам в образовательной системе, конечно, такое перестроение имеет и преимущества, и недостатки. Основным и главным преимуществом является то, что повышается эффективность использования бюджетных средств, а также студенты (магистры) имеют возможность продолжить обучение в Вузах Европы и трудоустроиться зарубежом. Что касается недостатков, то многие исследователи говорили о разрушении традиционной «советской школы» высшего образования, которая отлично себя зарекомендовала, что со временем бы привело к оттоку кадров из страны заграницу.

В основе своей образовательные учреждения можно классифицировать по организационно-правовой собственности (бюджетные образовательные учреждения, автономные образовательные учреждения и частные образовательные учреждения) и по типу образовательной программы. Бюджетные и автономные образовательные организация являются государственными и не несут коммерческий характер, чего мы не можем сказать о частных образовательных учреждениях. Конечно, в частных образовательных организациях также оказываются образовательные услуги по тем же учебным программам, что и в муниципальных. Однако есть важное отличие, учредитель негосударственного образовательного учреждения признается единственным собственником его имущества. Негосударственные образовательные учреждения действуют в рамках ст.123.23 Гражданского Кодекса Российской Федерации о частных учреждениях. Последние могут финансироваться собственниками их имущества полностью или частично. Они отвечают по обязательствам, переданным им в управление, имуществом. Субсидиарную ответственность в размере недостающих для покрытия кредиторской задолженности сумм несет собственник.

Таким образом, мы делаем вывод, что негосударственное образовательное учреждение - это некоммерческая негосударственная организация, за плату предоставляющая образовательные услуги на договорной основе. Такие учреждения могут функционировать в разных сегментах рынка от дошкольного до профессионально-технического.

Деятельность образовательных учреждений всецело является некоммерческой, однако не стоит забывать, что формирование и использование финансовых ресурсов приводит к возникновению такого понятия как «финансы образовательных учреждений».

Лепешкина А.Е. считает, что финансы образовательных организаций представляют собой денежные средства, мобилизуемые ими из различных источников для осуществления и расширения своей деятельности. [6] В первую очередь отметим, что финансы образовательных организаций ни в коем случае не могут быть выражены в качестве денежных средств, потому что это, прежде всего, экономические отношения в рамках распределения и пользования субсидий, субвенций, дотаций и прочих финансовых ресурсов для осуществления деятельности не противоречащей законодательству. По нашему мнению, если автор говорит об источниках финансирования образовательных организаций, то требуется четкое разграничение между ними, т.е. на источники из бюджетов разных уровней, а также от доходы оказания платных услуг, которые не противоречат уставу образовательной организации.

Федорова И.Ю. представляет финансы образовательных учреждений как собой совокупность денежных отношений, связанных с формированием, поступлением, эффективным использованием денежных потоков в целях выполнения функций и задач учреждений, создания условий для устойчивого и эффективного развития учреждений с целью удовлетворения социальных и экономических потребностей общества. [8] Преимуществом данного определения является то, что оно учитывает интересы самих образовательных организаций, а также их цели и задачи функционирования.

Конищева М.А. говорит, что финансы образовательных организаций - экономические отношение по поводу аккумулирования источников денежных средств на осуществление и расширение своей деятельности. К таким источникам можно отнести средства бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов и поступления от оказания платных услуг. [5]

Таким образом, проанализировав определения понятия «финансы образовательных организаций», мы делаем вывод, что в каждом определении есть свои недостатки и преимущества. Мы предлагаем свое видение понятия «финансы образовательных организаций». Финансы образовательных организация - совокупность экономических отношений, связанных с формированием, поступлением и использованием денежных потоков, которые формируются как за счет бюджетных и внебюджетных средств.

Финансы образовательных учреждений, как и финансы некоммерческих организаций, функционируют на основе ряда принципов, которые выступают в роли инструмента эффективной деятельности образовательных организаций. Данные принципы мы представили в таблице 1.

Таблица 1. Принципы функционирования финансов образовательных учреждений.

Наименование принципа Краткая характеристика

Принцип экономической самостоятельности Предполагает самостоятельное определение источников финансирования и распределение расходов, в соответствии с утвержденной бюджетной сметой

Принцип материальной заинтересованности Если образовательное учреждение осуществляет деятельность, приносящую доход, то повышается интерес к увеличению внебюджетных поступлений, а также к их эффективному использованию.

Принцип материальной ответственности Полную ответственность за совершение финансовых операций несет руководитель образовательного учреждения, а субсидиарную ответственность несет Учредитель. В случае ухудшения финансового состояния образовательного учреждения, понижается качество предоставления образовательных услуг, нарушается кругооборот финансовых ресурсов, что приводит к возникновению проблем, без решения которых работа образовательного учреждения ставится под угрозу

Образовательные учреждения тесно сопряжены с бюджетной системой Российской Федерации. Это проявляется за счет того, что основным источником поступлений образовательного учреждения являются бюджетные ассигнования, которые закладываются в бюджетную смету доходов и расходов образовательного учреждения. Если в Уставе образовательного учреждения предусмотрено предоставление платных услуг, то при их оказании у образовательного учреждения аккумулируются свои финансовые ресурсы. Реализовать образовательное учреждение их может на оплату заработной платы сотрудников и/или на оплату товаров, работ, услуг в соответствии с федеральными законами для бюджетных учреждения 44-ФЗ, а для автономных учреждений 223-ФЗ. За эффективным использованием бюджетных средств органы государственной власти осуществляют строгий контроль, в случае, если выделенная субвенция не была расходованы, то она подлежит скорейшему возврату.

Согласно мнению Степашовой Л.А., основными источниками финансирования некоммерческих организаций выступают собственные средства, заемные средства, средства, поступившие в порядке перераспределения [7].

Рассмотрим данные источники более подробно.

Собственные средства - такие средства, которыми организация располагает в своей основной деятельности. К ним относятся средства от предпринимательской деятельности, излишки, которые выявлены при инвентаризации, уставный капитал, а так же другие поступления, не запрещенные законом. Уставный капитал может быть сформирован при создании государственной корпорации за счет части ее имущества, или потребительские кооперативы за счет паевых взносов [1]

А.П. Балакина утверждает, что заемные средства - это денежные ресурсы, предоставленные в ссуду на определенный срок, а так же подлежащие возврату с уплатой процента. К таким средствам относятся краткосрочные заемные средства, долгосрочные заемные средства, а так же кредиторская задолженность. [3 ]

Денежные средства, которые поступили в порядке перераспределения, подразделяются на целевые средства и средства, поступившие без указания цели использования.

Целевые средства, в свою очередь, подразделяются [1]:

1. Бюджетные ассигнования (гранты, субсидии, контрактные отношения).

2. Целевой капитал.

3. Средства на определенные программы.

4. Средства на осуществление уставной деятельности некоммерческой организации.

Дворецкая А.Е. считает, что источники финансовых ресурсов некоммерческих организаций можно укрупненно разделить на три группы [4]:

1)сметно-бюджетное финансирование, которое присуще для государственных и муниципальных бюджетных и казенных учреждений;

2)ресурсы самофинансирования, которые характерны для частных учреждений, государственных компаний, кооперативов;

3)смешанное финансирование, сочетающее бюджетные источники, доходы от коммерческой деятельности, членские взносы и иные поступления.

Получение финансовых ресурсов из каждого источника опирается на некие регламенты и принципы. Например, получение исключительно бюджетного финансирования предполагает четкое следование смете в соответствии с выделенными и утвержденными бюджетными ассигнованиями, строго целевой характер и жестко контролируемый характер их использования на основе нормативов и норм.

Все доходы и расходы образовательных учреждений преимущественно классифицируются на следующие коды финансового обеспечения: государственное (муниципальное) задание, субсидии на иные цели, приносящая доход деятельность, средства, поступающие во временное распоряжение. Государственное (муниципальное) задание содержит в себе объем и качество предоставляемых образовательных услуг, оно является основной составляющей при планировании бюджетной сметы образовательного учреждения. За его выполнением осуществляется строгий контроль и надзор, который выполняет Главный распорядитель. Объем государственного (муниципального) задания формируется на основе утвержденных нормативов, все показатели закладываются на текущий год плюс два планируемых периода. Что касается субсидий на иные цели, они представляют собой разовые поступления на выполнение текущего ремонта, дооснащения образовательного учреждения и выполнение предписаний, выданных надзорными органами.

На основе проведенных исследований мы сделали следующие выводы, образовательные организации выступают в роли некоммерческих организаций, которые осуществляют на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Образовательная система делится на дошкольное, общее и профессиональное образование. В ходе своей деятельности образовательные учреждения формируют финансы образовательных учреждений, которые отражают совокупность экономических отношений, связанных с формированием, поступлением и использованием денежных потоков, которые формируются как за счет бюджетных средств, так и внебюджетных. Основными источниками являются собственные и заемные средства, средства, поступившие за счет перераспределения. Все доходы и расходы образовательного учреждения формируются на основе государственного (муниципального) задания, на реализацию которого они направлены. Рациональное использование финансовых ресурсов контролируется надзорными органами государства, что в своем роде является инструментом эффективной деятельности образовательного учреждения.

Список используемой литературы:

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017)

2.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 -ФЗ (последняя редакция)

3.Балакина А.П. Финансы: Учебник/ Под ред. д.э.н., проф. А.П. Балакиной и д.э.н., проф. И.И. Бабленковой. - М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2014. - 384с.

4.Дворецкая А. Е. Финансы : учебник для академического бакалавриата / А. Е. Дворецкая. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 503 с.

5.Конищева, М.А. Финансы организаций : учебное пособие / М.А. Конищева, О.И. Курган, Ю.И. Черкасова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Сибирский Федеральный университет. -Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2015. - 383 с.

6.Лепешкина А.Е. Сущность и специфика организации финансов образовательных учреждений // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах сборник научных трудов 5-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2016. С. 126-128

7.Степашова Л.А. Особенности формирования финансов в некоммерческих организациях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 8-1 с. 177-180.

8.Федорова И.Ю. Механизм управления финансами некоммерческих образовательных организаций // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2013. № 35. с. 177-191

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.