Научная статья на тему 'ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
87
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоуправление / муниципалитет / местное самоуправление / государственная власть / правовые основы развития / self-government / municipality / local government / state power / legal framework for development

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — А.Д. Адамбеков

Изменения происходящие в современном обществе социально-политического, экономического, мировоззренческого плана коренным образом меняют условия жизнедеятельности людей. В связи неопределенностью, динамичностью и сложностью общественной жизни, формированием новой модели государственного устройства необходимо совершенствование нормативной и правовой базы. Конституция Кыргызской Республики устанавливает, что граждане осуществляют свою власть не только через органы государственной власти, но и через органы местного самоуправления. В Кыргызстане местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTINCTIVE FEATURES OF LEGAL REGULATION OF LOCAL SELFGOVERNMENT

Changes taking place in modern society, socio-political, economic, worldview plan radically change the conditions of life of people. Due to the uncertainty, dynamism and complexity of social life, the formation of a new model of state structure, it is necessary to improve the regulatory and legal framework. The Constitution of the Kyrgyz Republic establishes that citizens exercise their power not only through government bodies, but also through local government bodies. In Kyrgyzstan, local self-government is one of the foundations of the constitutional order.

Текст научной работы на тему «ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ

А.Д. Адамбеков, аспирант

Национальная академия наук Киргизской Республики (Кыргызская Республика, г. Бишкек)

DOLЮ.24412/2500-Ю00-2021-П-1-Ш-П3

Аннотация. Изменения происходящие в современном обществе социально-политического, экономического, мировоззренческого плана коренным образом меняют условия жизнедеятельности людей. В связи неопределенностью, динамичностью и сложностью общественной жизни, формированием новой модели государственного устройства необходимо совершенствование нормативной и правовой базы. Конституция Кыргызской Республики устанавливает, что граждане осуществляют свою власть не только через органы государственной власти, но и через органы местного самоуправления. В Кыргызстане местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя.

Ключевые слова:самоуправление, муниципалитет, местное самоуправление, государственная власть, правовые основы развития.

Понятие «самоуправление» впервые стало употребляться в связи с местным самоуправлением уже в период Великой французской революции, чтобы отразить факт самостоятельности общины по отношению к государству. Появление термина связано с прусским министром бароном Генрихом фон Штейном (1757-1831), который видел в самоуправлении более чем просто форму участия граждан в управлении делами государства на местном уровне. Основным понятием в местном самоуправлении является понятие муниципалитета. Часто само самоуправление называют муниципальным управлением. Слово «муниципалитет» имеет несколько основных толкований: 1) Орган самоуправления первичного территориального уровня (города, поселка, села и др.), сформированный самим населением территории путем свободных выборов для осуществления управления делами местного значения.

Муниципалитеты, как правило, имеют представительный и исполнительный органы. Представительные органы вырабатывают стратегию развития населенного пункта и иных территорий, принимают для этого соответствующие решения, имеющие законодательную силу на данной тер-

ритории, определяют направления расходования финансовых средств, контролируют деятельность исполнительных органов. 2) Административно-территориальное образование первичного (низшего) территориального уровня, в границах которого осуществляется самоуправление. 3) Здание, в котором располагаются органы самоуправления. Для нас в данном случае интерес представляет первое значение этого слова, так как мы рассматриваем систему организации власти, сформированную на принципах местного самоуправле-ния.[1.С.22-31] Самое главное, что отличает муниципалитет от других структур местной власти, это его управленческая автономия. Муниципалитеты представляют собой самостоятельно функционирующие организмы с хорошо сбалансированной внутренней системой управления, созданной на принципах сдержек и противовесов, при которых единоначалие исполнительной власти уравновешивается контролем со стороны местных сообществ. Этот контроль осуществляется как в форме представительной, так и непосредственной демократии. Муниципалитет самостоятельно способен решать значительную часть вопросов местного значения, обладая для этого всеми необходимыми

полномочиями. Причем за выполнение этих полномочий муниципалитеты ответственны, главным образом, не перед государством, а перед населением.[2.С-88-91] Это отличает их от государственных структур местной власти, подотчетной, в первую очередь, вышестоящим звеньям правительственных органов. Как управленческая структура муниципалитет представляет собой систему органов власти, главную роль среди которых играют выборный орган или круг избираемых лиц. Наиболее распространенным выборным органом самоуправления являются советы. Депутаты совета избираются непосредственно населением и выражают интересы населения. Совет принимает решения, исполнение которых обязательно на данной территории. Эти решения имеют силу местных законов. Часто в структуре представительных органов образуются комитеты и подкомитеты, которые являются органами предварительного рассмотрения вопросов, выносимых на заседания совета, а также ответственны за выполнение решений советов. При системе «сильный совет - слабый мэр» власть комитетов значительна. Иногда в структуре советов образуются «малый совет» или правление, которые более детально работают над решением вопросов местного значения, поскольку, как правило, советы не функционируют на постоянной основе, лишь периодически собираясь на свои заседания [3, с. 41-48].

В некоторых муниципалитетах также создаются исполнительные советы (комитеты, комиссии), члены которых возглавляют службы и отделы города или другой муниципальной единицы. Характер вопросов, рассматриваемых советами, разнообразен. Зачастую он охватывает всю сферу жизнедеятельности населенных пунктов. Муниципальные советы на правах народных избранников формулируют политику развития территории, утверждают программы местного развития, контролируют деятельность исполнительных органов и должностных лиц, заслушивают их отчеты. Они устанавливают (либо вводят) местные налоги и сборы, утверждают

местный бюджет, самостоятельно определяя его структуру, заслушивают отчеты исполнительных органов о выполнении этого бюджета. Важной прерогативой местных советов является учреждение и формирование муниципальных отделов и служб. Во многих странах мира количество этих служб, специфика их деятельности и численный состав устанавливаются самими представительными муниципальными органами. В странах с хорошо развитым децентрализованным управлением распространена практика кадровых назначений руководителей городских служб и отделов самими советами без вмешательства государства. Такой подход дает советам широкие возможности для контролирования деятельности этих подразделений, позволяет оперативно решать вопросы повышения эффективности управления с учетом местных условий.

Одним из конституционных принципов, на которых основывается государственная власть, является принцип «разграничения функций государственной власти и местного самоуправления». Кроме того «местное самоуправление в Кыргызской Республике осуществляется местными сообществами, которые в пределах закона и под свою ответственность управляют делами местного значения. Эти конституционные нормы позволяют утверждать, что государство признает за местными сообществами определенную совокупность полномочий, необходимых для реализации задач и функций местного самоуправления. Полномочия местного самоуправления - это закрепляемые нормами законодательства за местным самоуправлением определенные права и обязанности, необходимые для исполнения соответствующих задач и функций. В соответствии с Конституцией и действующим законодательством Кыргызской Республики местное самоуправление осуществляется местными сообществами, которые через свои формируемые органы управляют делами местного значения. То есть законодательство устанавливает для местного самоуправления собственную компетенцию. В то же время органы местного самоуправ-

ления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями. Исходя из этих, установленных в законодательстве положений следует, что местному самоуправлению присуще определенная классификация полномочий. В частности, собственные полномочия, это полномочия которые исключительно отнесены к компетенции органов местного самоуправления для решения дел местного значения и по которым местное самоуправление подотчетно перед соответствующим населением.

В соответствии со статьей 15 закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении и местной государственной администрации» к основным вопросам местного значения относятся: - организация функционирования и развития системы жизнеобеспечения территории, предо-

турных услуг; - рациональное использование земель местного сообщества; - комплексное социально-экономическое развитие территории местных сообществ; - жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство территорий; - коммунальный транспорт и дороги; - бытовое и торговое обслуживание; - создание на местном уровне соответствующих условий для развития дошкольного, школьного и профессионального образования; - создание на местном уровне соответствующих условий для развития здравоохранения; - сохранение и развитие исторических и культурных традиций населения местного сообщества;

- развитие физической культуры, спорта и туризма; - охрана общественного порядка;

- другие вопросы, передаваемые органам местного самоуправления в соответствии с законодательством.

ставление населению социальных и куль-

Библиографический список

1. Конституция Кыргызской Республики. 2010 г.

2. Закон Кыргызской Республики «О местном самоуправлении и местной государственной администрации» от 12 января 2002 года.

3. Указ Президента Кыргызской Республики «О национальной страте-гии"Децентрализация государственного управления и развитие местного самоуправления в Кыргызской Республике до 2010 года"».

4. Основы и перспективы развития местного самоуправления в Кыргызской Республике // Сб. законодательных и нормативных актов. - Бишкек, 1997.

5. Сборник нормативных правовых актов по местному самоуправлению в Кыргызской Республике. - Бишкек, 2001.

DISTINCTIVE FEATURES OF LEGAL REGULATION OF LOCAL SELF-

GOVERNMENT

A.D. Adambekov, Postgraduate

National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic (Kyrgyz Republic, Bishkek)

Abstract. Changes taking place in modern society, socio-political, economic, worldview plan radically change the conditions of life of people. Due to the uncertainty, dynamism and complexity of social life, the formation of a new model of state structure, it is necessary to improve the regulatory and legal framework. The Constitution of the Kyrgyz Republic establishes that citizens exercise their power not only through government bodies, but also through local government bodies. In Kyrgyzstan, local self-government is one of the foundations of the constitutional order.

Keywords: self-government, municipality, local government, state power, legal framework for development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.