Научная статья на тему 'Отличительные черты парламентских систем стран восточноазиатского региона'

Отличительные черты парламентских систем стран восточноазиатского региона Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2437
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ / КОНСТИТУЦИОННАЯ ИСТОРИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зыонг Т. Х.

Исследование Восточной Азии представляет огромный интерес для современного мира. Кроме цивилизационных и культурных аспектов исследователей интересуют политические формы правления в странах этого региона. Решающим фактором в успешном развитии современных стран Восточной Азии является строительство общества со своими идентичностями. Статья посвящена исследованию ряда проблем, связанных с формированием и функционированием парламентских систем государств региона Восточной Азии. Автором рассмотрены наиболее отличительные черты парламентской системы Восточной Азии по сравнению с парламентской системой в Западной Европе, анализируются факторы, определяющие типы политического режима и формы правления восточно-азиатских стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отличительные черты парламентских систем стран восточноазиатского региона»

УДК [321:342.3](5)

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПАРЛАМЕНТСКИХ СИСТЕМ СТРАН ВОСТОЧНОАЗИАТСКОГО РЕГИОНА

Зыонг Т.Х.

Воронежский государственный университет, аспирант кафедры социологии и политологии, Российская Федерация, г. Воронеж E-mail: haduong2988@yahoo.com

Исследование Восточной Азии представляет огромный интерес для современного мира. Кроме цивилизационных и культурных аспектов исследователей интересуют политические формы правления в странах этого региона. Решающим фактором в успешном развитии современных стран Восточной Азии является строительство общества со своими идентичностями.

Статья посвящена исследованию ряда проблем, связанных с формированием и функционированием парламентских систем государств региона Восточной Азии. Автором рассмотрены наиболее отличительные черты парламентской системы Восточной Азии по сравнению с парламентской системой в Западной Европе, анализируются факторы, определяющие типы политического режима и формы правления восточно-азиатских стран.

Ключевые слова: формы правления, конституционная история, модернизация, парламентаризм, политическая культура, партийная система.

Сегодня изучение культуры, истории, политических режимов, а также политических институтов стран Восточной Азии стало чрезвычайно популярным во всем мире. Геополитическая картина этого региона представляет собой актуальную проблему на международной арене.

В географические рамки региона Восточной Азии традиционно включают 19 стран и территорий: 11 стран Юго-Восточной Азии и 8 стран и территорий (Макао, Гонконг, Тайвань) в Северно-Восточной Азии1. На сегодняшний день страны Восточной Азии имеют огромный потенциал для экономического, финансового и коммерческого развития. Четыре дракона Азии (Сингапур, Гонконг Тайвань и Южная Корея), Япония и Китай, чьи экономики занимают второе и третье места в мире, и ряд развивающихся стран региона (Малайзия, Индонезия, Таиланд и т.д.) создали благоприятные условия для

появления современных крупных городов, огромных финансовых, торговых и культурных центров, таких как Гонконг Шанхай, Токио, Сингапур, Пекин, Сеул2.

Долгое время Восточная Азия была отсталым регионом, где «западные политические ценности»3 (справедливость, равенство, демократия, свобода, права и т.п.) были чуждыми. До прибытия европейцев в XVII-XIX вв. в Восточной Азии не было какой-либо объединяющей силы. Доколониальные социально-политические структуры стран региона Юго-Восточной Азии обычно делят на три типа: бюрократически-феодальный, военно-феодальный и государственно-па-триархальный4. В этих государствах понятие демократии было незнакомым, выборных органов не существовало.

В колониальный период регион практически полностью был включен в состав европейских колониальных империй (за ис-

СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК № 1 (37) 2015 г.

ключением Таиланда и Японии). Бирма, территория современной Малайзии, Сингапура и Брунея вошли в состав британских колониальных владений, Индонезия - голландских, Вьетнам, Лаос и Камбоджа образовали так называемый «французский Индокитай»5. Филиппины находились под владычеством сначала Испании, а затем США. Колонизаторы создали собственные системы управления подчиненными территориями, привнеся в политические системы этих стран новые элементы. Конечно же, во время своего господства западные колониальные империи также приносили колониям науку, права и культуру на определенном уровне.

В начале XX в. на территории Восточной Азии происходила борьба за национальное освобождение, демократию и свободу, но на самом деле это была борьба за формирование своей конституции. Общими целями этих восстаний являлись завоевание независимости, человеческие и гражданские права.

До середины XX в. в большинстве стран Восточной Азии установилась с теми или иными вариациями либерально-парламентарная конституционная структура западного типа с соответствующими ей многопартийной системой, с декларируемыми гражданскими свободами, с более или менее широким избирательным правом.

Таиланд и Япония являются первыми государствами в регионе, которые создали Конституцию и образовали парламентскую систему правления по модели Великобритании. В декабре 1933 г была опубликована первая Конституция Королевства Сиэм (Таиланд)6. Форма правления страны представляет собой парламентскую монархию. Первый двухпалатный парламент состоял из 156 депутатов, из которых 78 человек назначало правительство, а 78 депутатов выбирались. Полномочия монарха были сокращены, огромная власть сосредотачивалась в руках премьер-министра7.

В Японии формой правления является парламентская монархия, введение которой вместо дуалистической было оформлено Конституцией 1947 г По сравнению с Конституцией 1889 г новый Основной закон Японии явился значительным продвижением вперед на пути демократизации политической системы страны. Император страны

осуществляет только такие действия, относящиеся к делам государства, которые предусмотрены Конституцией, и не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти. Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства. Парламент состоит из двух палат: Палаты представителей и Палаты советников. Делегаты обеих палат избираются на основе всеобщего избирательного права. Правительство формируется парламентом и несет ответственность за свою деятельность перед парламентом8.

Кроме Таиланда и Японии, другие страны региона только к началу 50-х гг XX века установили демократический режим, создали конституции и образовали выборные представительные органы - парламенты. С формированием конституций появился парламентаризм в ряде стран Восточно-азиатского региона: во Вьетнаме и Лаосе (1946 г), в Камбодже и Мьянме (1947 г), КНР (1949 г), Южной Корее (1948 г)10 и др. Можно сказать, что история становления и развития парламентаризма почти всех стран региона тесно связана с конституционной историей и историей борьбы за независимость.

После второй мировой войны в регионе Восточной Азии произошло разрушение колониальной системы, на обломках которой возник целый ряд независимых государств. Вторая мировая война и международные события, за ней последовавшие, подорвали прежний социальный и политический порядок во многих восточно-азиатских странах. Соперничество двух сверхдержав - СССР и США - в этом регионе привело к размежеванию его на два соперничающих друг с другом лагеря, один из которых был ориентирован на СССР и Китай, а другой - на США и партнеров по региону, в первую очередь - на Японию. Эти два блока имели равные шансы в борьбе за лидерство в этом регионе, так как один из них включал Китай (до середины 60 гг XX в.), Вьетнам, Северную Корею, Камбоджу (1979-1993 гг), Лаос (с декабря 1975 г), а другой имел в составе этого блока одно из богатейших государств региона - Японию, помимо этого включал также Таиланд, Индонезию, Сингапур, Малайзию, Филиппины, Бруней, Тайвань и Южную Корею11.

Это было основным фактором, оказавшим непосредственное влияние не только на развитие экономик государств региона, но также на их образование, организацию формы правления и политических институтов. Блок стран, который был ориентирован на СССР, строил в своих странах социалистический режим. Страны называются по-разному: народно-демократическая республика (Лаос, Северная Корея), социалистическая республика (СРВ) и народная республика (КНР). Сегодня по форме правления все они представляют собой парламентскую республику.

Можно выделить следующие общие черты парламентских систем этих стран.

Во-первых, одной из характеристик парламентской системы социалистических стран Восточной Азии является объединение законодательной и исполнительной власти.

В отличие от современных капиталистических стран, где государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, в социалистических странах государственная власть не осуществляется самостоятельно, т.е. органы каждой ветви власти зависят друг от друга и подчинены друг другу. В этих государствах не существует системы сдержек и противовесов. В связи с классовым характером в социалистическом государстве власть является народной, создается для народа и подчиняется народу12. Парламент - высший представительный орган народа, который по Конституции имеет право назначать все другие центральные государственные органы.

Законодательный, исполнительный и судебный органы контролируют друг друга и следят за выполнением соответствующих обязательств. Особенно подчеркивается контролирующая функция парламента, т.е. парламент должен следить за всей деятельностью государства, чтобы обеспечить «единство» государственной власти в социалистическом режиме13. Это является принципиальной особенностью формирования парламентской системы социалистических стран региона.

Высшим представительным органом в этих странах является однопалатный пар-

ламент, который называется по-разному: однопалатное Национальное собрание во Вьетнаме, Национальная ассамблея в Лаосе, Всекитайское собрание народных представителей в Китае. Законодательный орган в социалистических республиках имеет большие конституциональные компетенции. Основные из них следующие: принимать Конституцию и вносить в нее изменения; принимать законы и вносить в них изменения; утверждать план социально-экономического развития страны. Президент избирается представительным органом из состава депутатов парламента, он несет ответственность за свою работу и отчитывается о ней перед парламентом. Правительство (или Госсовет) и его глава назначаются законодательным органом. Правительство является исполнительным органом, оно несет ответственность за свою деятельность и отчитывается перед парламентом. Верховный народный Суд и Верховная народная прокуратура стран этого блока в пределах своей компетенции имеют задачей охрану социалистического строя, социалистической законности и прав трудового народа на коллективное хозяйствование, охрану государственного и общественного имущества, охрану жизни, имущества, свободы, чести и человеческого достоинства. Председателя Верховного народного Суда и Главного Прокурора Верховной народной прокуратуры назначает парламент14.

В социалистических республиках Восточной Азии государственная власть едина (теоретически), но в реальности власть различается по структуре и функциям. Разделение и децентрализация власти неизбежны. Децентрализация - сотрудничество - контроль - эти три стороны взаимозависимы и дополняют друг друга в едином механизме.

Во-вторых, в парламентских системах восточно-азиатских стран советского типа существует однопартийная система - Коммунистическая партия (в СРВ), Народно-революционная партия Лаоса, Трудовая партия Кореи (в КНДР). Только в КНР имеется многопартийная система, которая состоит из 9 партий: КПК и так называемых демократических партий. КПК характеризуется в Конституции как «правящая партия», а демократические партии - как партии, участвую-

щие в политической жизни, т.е. существует многопартийное сотрудничество под руководством КПК15.

Юридически парламентаризм действует только при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство. Но все социалистические республики по политическому

режиму - партократические государства, что означает фактическую принадлежность власти центральным и местным структурам правящей партии. В партократических государствах советского типа могут существовать некоммунистические партии, которые, однако, не играют сколько-нибудь важной роли в политической жизни страны и не являются политической оппозицией16.

Таблица 1 - Итоги последних парламентских выборов в социалистических странах Восточной Азии17

Страна Парламентский созыв Правящая партия Другие парламентские фракции

Социалистическая Республика Вьетнам XIII (2011-2016) КПВ: 91,6% Независимые: 8,4%

Корейская Народно- Демократическая республика XII (2009-2014) ТПК: 87,48% СДПК: 7,44% Чхондоисты: 3,08% Независимые: 2,0%

Китайская Народная Республика XII (2013-2018) КПК: 72,21% Единый фронт (другие партии): 27,79%

Лаосская Народно- Демократическая Республика XIV (2011-2016) НРПЛ: 96,21% Независимые: 3,79%

В целом можно сказать, что преимуществами описанной формы правления в странах первого блока являются достаточная политическая стабильность, обеспечение национальной безопасности, отсутствие острых конфликтов между партиями. Но, с другой стороны, в этих странах существуют серьезные проблемы: бюрократия, высокий уровень коррупции, низкие доходы населения и экономическая отсталость (особенно в КНДР). Хотя китайская экономика самая большая в мире, доход на душу населения еще остается очень низким, а быстрое экономическое развитие требует проведения последовательных природоохранных мер.

Другой блок стран, который был ориентирован на США, экономически быстро развивается. Большинство из них являются развитыми (Япония, Южная Корея, Сингапур, Бруней) или развивающимися государствами (Тайвань, Малайзия, Таиланд, Филиппины). Они построили форму государственного правления по модели конституционной монархии современной Великобритании (перечисленные Япония и Таиланд) и президентскую систему по модели США (Индонезия, Филиппины, Южная Корея, Тайвань).

Президентская система стран Восточной Азии характеризуется рядом общих особенностей: государственная власть строится на принципе разделения на три ветви, которые независимы друг от друга; населением страны избирается не только высший законодательный орган, но и глава государства - президент, который одновременно является и главой исполнительной власти; президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента; правительство отчитывается перед президентом, а не перед парламентом; полномочия главы государства более широкие, чем в парламентарной республике. Во всех президентских республиках региона Восточной Азии существует многопартийная система. Представительным органом является двухпалатный парламент. Политические партии в этих странах активно действуют.

Однако, если рассматривать проблему с точки зрения политической стабильности, ситуация в Гонконге, Тайвани и особенно в Таиланде в последнее время вызывает беспокойство. В этих странах проходят демонстрации интеллигенции, студентов и части

трудящихся против политики правительства и парламента.

Но в целом большинству стран второго блока удалось выстроить эффективный государственный механизм и развивать экономику. Можно назвать следующие характерные черты: устойчивое развитие экономики, низкий уровень инфляции и высокий уровень сбережений населения, благоприятные условия инвестирования, качественное образование и здравоохранение, высокий уровень жизни.

Политическая культура современных государств Восточной Азии являет собой причудливое переплетение черт и элементов, институтов, стереотипов мышления, норм и обычаев, традиционных для восточно-азиатских народов, с заимствованиями из теории и практики западного общества. Такое переплетение восточных и западных элементов проявляется во всех компонентах политических систем Востока - структуре высших органов власти и механизме их функционирования, деятельности политических партий и общественных организаций, политическом мышлении и поведении лидеров и масс.

Восточная Азия уже давно была известна как район конфуцианской цивилизации. Даже на сегодняшний день ценности конфуцианской традиции по-прежнему влияют на политическую жизнь некоторых стран региона, поэтому тенденция поддерживать относительно долговременную стабильность и прочную гармонию в обществе в соответствии с традициями конфуцианства является отличительной чертой функционирования парламентских систем части стран Восточной Азии (Китая, Вьетнама, Южной Кореи, Японии).

В этих государствах политические партии, депутаты и председатели должны соблюдать традиционные нравственные нормы, которые позволяют избежать жесткой конкуренции, критики начальников и прямого конфликта. Так что даже в странах с многопартийной системой парламентарный конфликт не бывает острым. И тем более в этих странах не существует двух оппозиционных партий, равных по силе, а обычно одна партия, более сильная, играет главную роль. Остальные партии, в том числе и маленькие оппозиционные партии, могут довольно успешно сотрудничать при решении общих национальных проблем.

Япония является ведущей страной в Восточной Азии, которая была ориентирована на плюрализм18. Другие страны региона остановились на разных уровнях плюрализма, но в целом не достигли стандарта демократического плюрализма. В традиционных конфуцианских странах трудно себе представить, чтобы народ вмешивался в государственные дела, потому что идея самоопределения означает нарушение принципа коллективного решения, который обычно является характерной особенностью политики Восточной Азии по сравнению с Западной.

Развитие политического плюрализма по модели Японии в Восточной Азии - это неизбежная тенденция, потому что политическая система, в которой не уважается мнение оппозиции, отсутствуют политические нравственные основы, не может способствовать стабильному развитию страны. Поэтому появление парламентаризма и многопартийной системы в Японии, а недавно в Южной Корее и Тайване представляет собой результат внутреннего движения и движущую силу для мощного развития стран в эпоху глобализации.

Однако при парламентаризме в странах Восточной Азии, в том числе и в плюралистических странах, всегда существует одна основная политическая сила или партия, которая находится постоянно у власти, несмотря на борьбу оппозиционных фракций.

Японский парламент избрирается по мажоритарной системе, но дисбаланс между городскими и сельскими районами создал преимущества для Либерально-демократической партии (ЛДП), и эта партия находилась у власти непрерывно с 1945 до 1993 г. Причина этого в том, что японцы хотят иметь социальную и политическую гармонию в соответствии с конфуцианской традицией и должны поддерживать долгосрочную стабильность привычной политической системы. В этой стране происходящие в парламенте конфликты, выглядящие как споры между небольшими группами, вызывают протесты за пределами парламента со стороны групп студентов, профсоюзных активистов.

В Китае - стране Восточной Азии, где зародилось конфуцианство, парламентская система имеет неповторимый характер. В этой стране номинально существует многопартийная система, потому что кроме Коммунистической партии Китая (КПК) есть восемь других

партий. В парламенте КНР присутствуют представители всех политических партий, религиозных организаций и этнических меньшинств. Все партии и социальные группы признают руководство КПК и активно сотрудничают с правящей партией20. В Китае нет конфликтов между правительством и другими сторонами. Парламент решает какие-либо спорные вопросы путем дискуссии. Партия осуществляет руководство в рамках единого фронта путем диалога с шестью некоммунистическими партиями, которые также представлены в законодательных и исполнительных органах власти, поэтому появилась концепция о китайском режиме многопартийного сотрудничества.

Конфуцианские традиции находят отражение и в других странах Восточной Азии. Южная Корея и Тайвань перешли от традиционного конфуцианского общества к плюрализму, создали парламентаризм и многопартийную систему, установили свободные выборы президента. Оба государства переходили к плюрализму от военной диктатуры и однопартий-ности не резко, а через переходный период, при котором ключевые лидеры страны активно собирали мнения оппозиционной фракции, создавали механизм для многопартийности и свободных выборов.

Однако в таких обществах народ активно участвует в различной корпоративной деятельности: квартальных общинах, ремесленных цехах, землячествах, религиозных объединениях и т.п. Активность в этой сфере способствовала единению, упрочению соци-

альных связей, развивала чувство приверженности корпоративным интересам, коллективистское сознание, негативное отношение к индивидуализму. Характерными были представления о коллективной ответственности за отступления от норм морали и религии отдельных членов общества.

Легко видеть, что консенсус на Востоке воспринимался не как общее согласие на определенные правила игры и главное направление общественно-политического развития, а как отсутствие оппозиции, критики, внутриполитического противоборства, освещающегося в печати и других средствах массовой информации.

Заимствование отдельных элементов западных политических систем, норм и традиций началось на Востоке под влиянием развития там капиталистического уклада. Переход к техническому прогрессу влечет за собой незаметное на первый взгляд приспособление к новым условиям старых привычек, взглядов, верований. За ним следуют процесс социальной и политической модернизации, становление качественно новых, соответствующих меняющимся условиям общественно-политических форм, моделей, институтов и представлений. Но одновременно восточные общества сохранили приверженность основным традициям восточных политических культур, таким как социальная и политическая гармония, консенсус, приверженность религиозной морали в социально-политической сфере.

1 Фам К. Ч. Ведущая Восточная Азия. (Pham Quoc Tru, Dau tàu Dong À). http://nghiencuubiendong.vn/ component/tag81. (04.06.2010)

2 Джо Стадвелл. Опыт стран Восточной Азии. Успехи и неудачи самого динамичного региона мира.

- Grove, 2013. - 288 с.

3 Joe Studwell - How Asia Works: Success and Failure in the World's Most Dynamic Region. - Grove, 2013.

- P. 288.

4 Ричард Робинсон. Политика азиатских ценностей. -Тихоокеанский Review, - 1996. Vol. 9, № 3. С. 397.

5 Richard Robison. "The politics of Asian values'", The Pacific Review, - 1996. Vol. 9, No. 3. - URL: http:// nghiencuuquocte.net/2014/07/27/gia-tri-chau-a (дата обращения: 27.07.2014)

6 Воскресенский А. Д. Восток и политика: Политические системы, политические культуры, политические процессы. - М., 2011. - C. 65.

7 Васильев Л. С. История Востока: в 2 т. Т. II. - М., 2013. - С. 157.

8 Фан Д. Т., Чыонг Т. Х. Краткая конституционная история государств Юго-Восточной Азии. - Хошимин, 2014. - 628 с.

9 Сосковец Л. И. Социально-политическая система КНР: Учебное пособие / Л.И. Сосковец. - Томск, 2008. - 177 с.

10 Лэ В. К. История Королевства Таиланд. - Хошимин, 1995. - С. 195-281.

11 Конституция Японии: принята Парламентом 3 ноября 1946 г - (Конституции государств мира). -URL: http://worldconstitutions. ru/archives/37 (дата обращения 10.10.2014)

12 Конституции государств Юго-Восточной Азии и Тихого океана // Пер. под ред. З. И. Луковниковой и др. Ввод. ст. к конституциям Л. А. Филатова и др. - М.: Изд-во иностранной лит., 1960. - 738 с.

13 Дербишайр Дж.Д. Политические системы стран мира: в 2 т. Том 1: Пер. с англ. / Дж.Д. Дербишайр, Ян Дербишайр. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. - 512 с.

14 Верхоломов С. А. Восточноазиатский регионализм: предпосылки формирования. - URL: school23kms.ru/files/School_teacher /Verholomov/3.doc

15 Данг В. Х. Структура государственной власти. - URL: http://www.moj.gov.vn/tcdcpl/tintuc ItemID=425 (дата обращения: 14.05.2014)

16 Конституция СРВ. - Ханой, 1992. - 57 с.

17 Конституция Лаосской Народно-Демократической Республики: принята Национальным собранием 1991 г. - (Конституции государств (стран) мира. - URL: http://worldconstitutions.ru/ archives/268.

18 Сбор Конституций в некоторых странах мира // Пер. под ред. Чан Н. Т. и др. - Ханой: Изд-во СТАТИСТИКИ, 2009. - С. 189-240.

19 Лыонг В. К. Многомерный мир. Указ. соч.

20 Лыонг В. К. Многомерный мир: теория и опыт региональных исследований. - Ханой, 2007. - C. 57.

21 Молодяков В. Э. История Японии. XX век / В. Э. Молодяков, Э. В. Молодякова, С. Б. Маркарьян. -Москва: ИВ РАН, 2007. - 528 с.

22 Воскресенский А. Д. Политические системы и модели демократии на Востоке. - М., 2007. - 190 с.

23 Депутатов Национального собрания Вьетнама 13-го созыва. (Dai bieu Quoc hoi Viet Nam khoa XIII (2011 - 2016). - URL: http://dbqh.na.gov.vn/thong-tin-bau-cu/XIII.aspx

24 Всекитайское собрание народных представителей. - URL: https://ru.wikipedia.org/wk/Всекитай-ское_собрание_народных_представителей (дата обращения: 10.10.2014)

25 Верховное народное собрание КНДР. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Верховное_народное_ собрание_КНДР (дата обращения: 10.10.2014)

26 Национальная Ассамблея Лаоса. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/парламент_Лаоса

Duong T.H. - Postgraduate Student of the Department of Sociology and Political Science, Voronezh State University, Russian Federation, Voronezh, e-mail: haduong2988@yahoo.com

features of the parliamentary system of the east asian region

Studying of East Asia is of great interest to the modern world. Except for the civilized and cultural aspects researchers are interested in the political forms of government in the countries of this region. The decisive factor in the successful development of modern East Asian countries is building a society with their identities.

The article reveals the features of formation and functioning of parliamentary systems of the East Asian region.

The attempt to review the most striking features of the parliamentary system of East Asia compared with the parliamentary system in Western Europe is made; the factors that determine the type of political regime and form of government of East Asian countries are analyzed.

Keywords: forms of government, constitutional history, modernization, political culture, party system.

References

1. Fam K. Ch. Vedushhaja Vostochnaja Azija [Leading East Asia] [e-resource] http://nghiencu-ubiendong.vn/component/tag81. (04.06.2010)

2. Joe Studwell - How Asia Works: Success and Failure in the World's Most Dynamic Region. -Grove, 2013, 288 s.

3. Voskresenskij A. D. Vostok i politika: Politicheskie sistemy, politicheskie kul'tury, politicheskie processy [East and Politics: Political systems, political culture, political processes], M., 2011, 685 p. (In Russ.)

4. Vasil'ev L. S. Istorija Vostoka: v 2t. T. II [History of the East: in 2 V. T. II], M., 2013, 788 p. (In Russ.)

5. Fan Dang Than', ChyongThiHoa. Kratkaja konstitucionnaja istorija gosudarstv Jugo-Vostoch-noj Azii. Sintez [A brief constitutional history of Southeast Asia. Synthesis], Hoshimin, 2014, 628 p.

6. Lje V. K. Istorija Korolevstva Tailand [History of the Kingdom of Thailand], Hoshimin, 1995, 330 p.

7. Konstitucija Japonii: prinjata Parlamentom 3 nojabrja 1946 g. [The Japanese Constitution: adopted by Parliament November 3, 1946], Konstitucii gosudarstv mira, Rezhim dostupa: http:// worldconstitutions. ru/archives/37

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Konstitucii gosudarstv jugo-vostochnoj Azii i tihogo okeana [Constitution of South-East Asia and the Pacific], Per. pod red. Z. I. Lukovnikovoj i dr. Vvod. st. k konstitucijam L. A. Filatova i dr. , M. : Izd-vo inostrannoj lit., 1960, 738 p.

9. Derbishajr Dzh.D. Politicheskie sistemy stran mira [The political system of the world: v 2 T. Tom 1], Per. s angl. / Dzh.D. Derbishajr, Jan Derbishajr, M.: RIPOL KLASSIK, 2004, 512 p.

10. Verholomov S. A. Vostochnoaziatskij regionalizm: predposylki formirovanija [East Asian Regionalism: sources for the formation], Rezhim dostupa:

school23kms.ru/files/School_teacher/Verholomov/3.doc (In Russ.)

11. Dang V. H. Struktura gosudarstvennoj vlasti [The structure of state power], [e-resource] http://www.moj.gov.vn/tcdcpl/tintuc ItemID=425 (14.05.2014)

12. Konstitucija SRV [The Constitution of Vietnam], Hanoj, 1992, 57 p.

13. Konstitucija Laosskoj Narodno-Demokraticheskoj Respubliki: prinjata Nacional'nym sobra-niem 1991 g. - (Konstitucii gosudarstv (stran) mira [The Constitution of the Lao People's Democratic Republic: adopted by the National Assembly 1991 - (Constitution states (countries) of the world], (http://worldconstitutions.ru/ archives/268).

14. Sbor Konstitucij v nekotoryh stranah mira [Collection of the Constitutions in some countries], Per. pod. red. Chan N. T. i dr., Hanoj,: Izd-vo STATISTIKI, 2009, p.p. 189-240.

15. Lyong Van Kje. Mnogomernyj mir: teorija i opyt regional'nyh issledovanij [Multidimensional world: theory and experience of regional research], Hanoj, 2007, 547 p.

16. Voskresenskij A. D. Politicheskie sistemy i modeli demokratii na Vostoke [Political systems and models of democracy in the East], M., 2007, 190 p. (In Russ.)

17. Molodjakov V. Je. Istorija Japonii. XX vek [The history of Japan. XX Century], Moskva: IV RAN, 2007, 528 p. (In Russ.)

18. Soskovec L. I. Social'no-politicheskaja sistema KNR: uchebnoe posobie [Socio-political system of China], Tomsk, 2008, 177 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.