Научная статья на тему 'Отличие традиций духовно-нравственного воспитания военнослужащих от ритуалов'

Отличие традиций духовно-нравственного воспитания военнослужащих от ритуалов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
319
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ / РИТУАЛЫ / ВОСПИТАНИЕ / НАЧАЛЬНИК / ВОИНЫ / НАГРАДЫ / ЗНАМЯ / TRADITIONS / RITUALS / EDUCATION / CHIEF / SOLDIERS / AWARDS / BANNER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пашков Владимир Иванович

В статье говорится о традициях и ритуалах, об их влиянии на военнослужащих. Рассматриваются такие традиции, как верность военной присяге, вручение части боевого знамени, а также раскрывается смысл проведения ритуалов принятия военной присяги и вручения части боевого знамени. Подчеркивается важность влияния традиций и ритуалов на сознание военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The difference between traditions of spiritual and moral education of military and rituals

The article talks about traditions and rituals, their impact on the military. Noted such traditions as loyalty to the military oath, the presentation of the military banner, as well as the meaning of the rituals of taking the military oath and the presentation of the military banner. Stressed the importance of traditions and rituals on the minds of soldiers.

Текст научной работы на тему «Отличие традиций духовно-нравственного воспитания военнослужащих от ритуалов»

УДК 37.017 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10059 © В.И. Пашков, 2020

Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования

ОТЛИЧИЕ ТРАДИЦИЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ОТ РИТУАЛОВ

Владимир Иванович Пашков,

кандидат педагогических наук Московский гуманитарный университет (111395, Москва, ул. Юности, д. 5)

E-mail: v_pashkov@mail.ru Научный консультант: В.А. Ситаров, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы АНО ВПО «Московский гуманитарный университет»

Аннотация. В статье говорится о традициях и ритуалах, об их влиянии на военнослужащих. Рассматриваются такие традиции, как верность военной присяге, вручение части боевого знамени, а также раскрывается смысл проведения ритуалов принятия военной присяги и вручения части боевого знамени. Подчеркивается важность влияния традиций и ритуалов на сознание военнослужащих.

Ключевые слова: традиции, ритуалы, воспитание, начальник, воины, награды, знамя.

THE DIFFERENCE BETWEEN TRADITIONS

OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF MILITARY AND RITUALS

Vladimir I. Pashkov,

Candidate of Pedagogical Sciences Moscow University for the Humanities (111395, Moscow, ul. Yunosti, d. 5)

Аbstract. The article talks about traditions and rituals, their impact on the military. Noted such traditions as loyalty to the military oath, the presentation of the military banner, as well as the meaning of the rituals of taking the military oath and the presentation of the military banner. Stressed the importance of traditions and rituals on the minds of soldiers.

Keywords: traditions, rituals, education, chief, soldiers, awards, banner.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Пашков В.И. Отличие традиций духовно-нравственного воспитания военнослужащих от ритуалов. Вестник экономической безопасности. 2020;(1):315-8.

Защита Отечества относится к главной задаче государства. Долг Вооруженных Сил — надежно защищать свое Отечество, быть в постоянной боевой готовности и при необходимости дать немедленный отпор любому противнику. В связи с этим главные цели современного военнослужащего — любовь и преданность Родине, готовность в любую минуту с достоинством и честью встать на ее защиту с оружием в руках.

Наряду с различными видами воспитания и формами идеологической работы роль в становлении зрелой современной личности играет духовно-нравственное воспитание, смысл которого заключается в следовании традициям и выполнении ритуалов, в создании благоприятной среды, использовании принципов и методов воспитания, способствующих

раскрытию лучших человеческих качеств, таких как честность, доброта, верность и т.д.

В работе рассматриваются вопросы использования традиций и ритуалов в духовно-нравственном воспитании. Под традицией духовно-нравственного воспитания понимается особое духовное содержание явления или какого-либо действия. Традиции заключают в себе не только передачу правил, законов, установок, но и несут в себе дух прошлых поколений, которые участвовали в зарождении, формировании и развитии традиций.

Традиции включают в себя сферы воинских отношений — учебно-боевой деятельности, повседневной жизни и духовно-нравственного развития.

Сфера учебно-боевой деятельности охватывает теоретические и практические занятия, мероприятия, связанные с учебными занятиями и боевыми условиями. Здесь имеют преимущество традиции боевого характера, такие как защита Отечества, верность военной присяге, вручение и защита боевого знамени, участие в учебно-полевых занятиях с применением оружия, выполнение боевой задачи и т.д. Традиции повседневной жизни затрагивают поведение военнослужащего на службе и в быту. К духовным традициям относятся: традиции общения с Богом [2, с. 29], любовь к ближним [4, с. 8], участие в богослужении [5, с. 19], строительство религиозных сооружений [1, с. 199] и т.д.

Известно множество воинских традиций, которые играют важную роль в воспитании молодого поколения. К таким традициям относятся: верность военной присяге, вручение оружия военнослужащим, вручение боевого знамени части и защита его в бою, верность воинскому долгу и воинской чести, проведение строевых смотров, участие в парадах, награждение орденами и медалями, несение боевого дежурства и т.д. При этом необходимо отметить, что к воинским ритуалам также относят: вручение оружия военнослужащим, принятие военной присяги, проведение строевых смотров, участие в парадах, награждение орденами и медалями и т.д.

Следовательно, необходимо показать сходство и различие традиций и ритуалов. Традиции включают такое понятие как «ритуал». Под ритуалом понимаются исторически сложившиеся, устойчивые действия, реализующиеся на различных мероприятиях общественного характера. Ритуал относится к видам традиций. Ритуал — это церемониальные, регламентированные действия людей, т.е. ритуал — это исполнение традиций на практике.

В.Д. Серых в систему ритуалов включает гражданские, бытовые, религиозные и воинские ритуалы. Воинские ритуалы — это совершение торжественных и траурных церемоний военнослужащими [3, с. 4].

Ритуалы способствуют воспитанию у военнослужащих чувства патриотизма и добросовестного исполнения воинского долга.

Для защиты русской земли была необходима ее надежная охрана. Роль защитников в Древней Руси

выполняли князья со своими дружинами. Но постоянная борьба на границах требовала создания большого войска. В 1550 г. царь Иван IV издал указ о создании корпуса стрельцов. Ежегодно перед военными походами проводился смотр стрелецкого войска и дворянского ополчения. Это говорит о соблюдении воинами традиции смотра войск перед походами. Сам ритуал смотра стрелецких полков был довольно прост. Полки стрельцов строились во главе со своими воеводами. Царю или доверенному его боярину стрелецкий начальник отдавал рапорт, а музыканты «начинали по набатам бить в сурны и трубы играть».

Традиция создания регулярной армии появилась при Петре I. Вся система воинского обучения и воспитания стала очень эффективной. В петровских воинских уставах отмечалось, что победу приносят «добрые порядки, храбрые сердца, справное оружие», обращалось внимание на выработку таких качеств, как мужество, смелость, решительность.

Большое место в духовно-нравственном воспитании отводилось ритуалу принятия военной присяги. В торжественной обстановке, при развернутом знамени солдаты клялись защищать государство и служить государю верно и послушно.

Ритуал принятия военной присяги происходит в присутствии воинов и гостей. Командир подразделения вызывает молодого солдата из строя. Тот выходит из строя строевым шагом и, остановившись в двух шагах от командира, докладывает о прибытии для принятия военной присяги. Повернувшись кругом, он перед строем, в присутствии ветеранов, родителей и родственников читает вслух текст военной присяги, затем расписывается в специальном списке. После того, как все молодые солдаты приняли военную присягу, командиры подразделений докладывают командиру части, что молодые солдаты военную присягу приняли и представляют списки личного состава. Командир части поздравляет молодых солдат с принятием военной присяги. Военнослужащие на поздравление отвечают троекратным «ура». Оркестр исполняет государственный гимн.

При создании армии постепенно приобретала особую значимость в развитии у воинов патрио-

тических чувств традиция участия воинов в парадах. В.Д Серых пишет: «У Мясницких ворот под колокольный перезвон именитые купцы и гостиная сотня с хоругвями встретили Петра. На сто сажен Мясницкая устлана красным сукном. Петр ехал стоя в марсовой золоченой колеснице, за ним волочили по земле шведские знамена, шли пленные, опустив головы» [3, с. 15]. Так встречали в Москве русских воинов, взявших крепость Нотенбург (Орешек). В честь побед русской армии начали проводиться в те годы триумфальные шествия. Полки со знаменами под музыку торжественных маршей совершали церемониальные прохождения. Гремел ружейно-пушечный салют, устраивались иллюминация и фейерверки. Триумфальные шествия послужили основой для зарождения нового воинского ритуала — военного парада.

При Петре I оформился и получил законодательное закрепление ритуал развода почетного караула. Ритуал включал торжественное построение, встречу под маршевую музыку начальника караула, торжественный вынос знамени, проверку знания своих обязанностей, инструктаж и церемониальное прохождение. Форма ритуала стройна и торжественна. Почетный караул наряжался для охраны царского дворца, несли его офицеры и солдаты Преображенского и Семеновского гвардейских полков.

Ритуал полкового смотра способствует сплачиванию коллектива и вырабатывает у воинов любовь к дисциплине, строю и к военной форме одежды. Он начинается общим построением подразделения и торжественной встречей лица, назначенного для проведения смотра. На смотрах обычно проверяются форма одежды, состояние оружия, необходимые документы, записываются жалобы, заявления и предложения. Смотр завершается торжественным прохождением личного состава.

С петровской эпохи в русской армии начали награждать воинов орденами (Андрея Первозванного и Александра Невского), медалями («За победу при Лесной» и «За Полтавскую победу»), учрежденными после разгрома шведских интервентов. Ритуал вручения наград стал играть важную роль в духовно-нравственном воспитании. Близок к нему по форме и содержанию был ритуал награждения воинских частей памятными царскими реликвиями

(стягами, штандартами, серебряными трубами, литаврами).

Ордена, медали, другие награды вдохновляют на качественное решение служебных задач, укрепление воинской дисциплины, старательное освоение техники и оружия, эффективное их использование, повышение боевой готовности.

В истории русской армии немало страниц посвящены воинским ритуалам. Для воинских ритуалов характерны строгость по времени, красота по исполнению, эмоциональность внутреннего переживания событий. В воинских ритуалах ярко воплощены героизм, мужество и отвага защитников Отечества.

Ритуал вручения боевого знамени части всегда имел особую торжественность. Перед вручением боевого знамени в части обычно проводятся тематические вечера, беседы о боевом знамени, организуются встречи с ветеранами войн, просматриваются документальные кинофильмы. Ведется разъяснение статей общевоинских уставов о боевом знамени. В указанные время и место личный состав части с оружием выстраивается в линию взводных или ротных колонн. Боевое знамя для вручения выносится в чехле. Прибывший для вручения боевого знамени начальник, знаменщик с ассистентами под охраной знаменного взвода направляются к строю части. Боевое знамя — на левом плече знаменщика.

Как только военнослужащие с боевым знаменем приближаются к строю, звучит команда командира части: «Под знамя, смирно». Начальник, вручающий боевое знамя, приняв рапорт, становится перед строем, приветствует личный состав и подходит к знаменщику, который при его подходе переводит знамя в горизонтальное положение и держит его обеими руками. Вручающий боевое знамя снимает чехол и разворачивает знамя, знаменщик ставит его вертикально и поворачивается направо, лицом к строю, ассистенты становятся по бокам.

Начальник, вручающий боевое знамя, зачитывает грамоту, затем боевое знамя и грамоту передает командиру части. Звучит Государственный гимн. По окончании исполнения Государственного гимна командир части подходит к знаменщику и ассистентам, передает боевое знамя знаменщику

и подает команду: «Знаменщик, за мной, шагом — марш». Командир части вместе со знаменщиком и ассистентами проносит боевое знамя перед фронтом строя части, личный состав приветствует военнослужащих со знаменем «ура». Боевое знамя находится на правом фланге, а командир части возвращается к середине строя. Начальник, вручивший боевое знамя, выступает с краткой поздравительной речью. На поздравление воины отвечают троекратным «ура». С ответным словом выступает командир части [3, с. 45]. Ритуал вручения боевого знамени завершается торжественным маршем личного состава части. Командир воинской части отдает приказ о получении боевого знамени, в котором указываются место, порядок хранения, назначаются постоянный знаменщик и ассистенты для выноса знамени. Каждая часть имеет свое боевое знамя. Весь личный состав части обязан самоотверженно и мужественно защищать боевое знамя в бою и не допускать захвата его противником. Воины охраняют свое боевое знамя, берегут его как святыню.

Укреплению традиции верности боевому знамени служит одна из форм поощрения военнослужащих — фотографирование у развернутого боевого знамени воинской части, военно-морского флага корабля. Награждение личной фотографической карточкой военнослужащего, снятого у развернутого боевого знамени воинской части, военно-морского флага корабля — большая честь для воина и одно из самых почетных поощрений.

Торжественные заседания, посвященные Дню защитника Отечества, Дню Победы и т.д., сопровождаются выносом боевых знамен. Это дань уважения героизму, мужеству и отваге воинов, которые сражались под этими боевыми знаменами. На торжественном заседании обычно присутствуют личный состав части, ветераны войн и Вооруженных Сил, другие приглашенные гости. Для выноса боевого знамени на торжественное заседание распоряжением командира части назначаются почетный караул и в зависимости от числа смен часовых

два-три знаменщика, а также знаменный взвод. В назначенное время знаменщики и почетный караул с боевыми знаменами прибывают на место проведения мероприятия. Знаменный взвод сопровождает боевые знамена. Председатель заседания для вноса знамени просит всех встать: «Боевые знамена внести». Оркестр исполняет марш. С началом звучания марша вносят знамена начальник караула, за ним ассистент, знаменщик со знаменем, второй ассистент и т.д. На сцене устанавливаются знамена. Смена часовых почетного караула производится без команды, делается это красиво и четко.

Закрывая торжественное заседание, председательствующий объявляет: «Для выноса боевых знамен прошу встать. Боевые знамена вынести». По команде начальника караула под звуки оркестра знамена выносятся в том же порядке, в каком они были внесены.

Итак, традиции и ритуалы военнослужащих являются символом духовного единения, чести и славы российской армии. Благодаря традициям и ритуалам поддерживается боевой русский дух в армии, крепнут преданность и верность воинов своему Отечеству.

Литература

1. Мельникова Л.В. Армия и Православная Церковь Российской империи в эпоху наполеоновских войн. М.: Кучково поле, 2007.

2. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. Кн. 1. СПб.: Сатис, 1997.

3. Серых В.Д. Воинские ритуалы. М.: Воениз-дат, 1981.

4. Ситаров В.А. Проблемы реализации заповеди «Возлюби ближнего как самого себя» // Педагогика. Общество. Право. 2012. № 3.

5. Язынина Т.Ю. Православные традиции офицерского состава Российской армии: культурологический анализ: Дис... канд. культурологии. Краснодар, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.