Научная статья на тему 'Откуда в Россию пришёл ЕГЭ: организация национальных экзаменов за рубежом'

Откуда в Россию пришёл ЕГЭ: организация национальных экзаменов за рубежом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАДАЧИ ЕГЭ / АНАЛОГИ ЕГЭ ЗА РУБЕЖОМ / ПРИНЦИПЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ В РАЗНЫХ СТРАНАХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова Лариса Николаевна

В ПРОШЛОМ ГОДУ ТЕМА ЕГЭ И ЗАЧИСЛЕНИЯ В ВУЗЫ ЗВУЧАЛА ПРАКТИЧЕСКИ ВО ВСЕХ СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. ЧТО ОЖИДАЕТ СТРАНУ В НЫНЕШНЕМ ГОДУ? НАСКОЛЬКО БУДЕТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНА ПРАКТИКА СДАЧИ ВЫПУСКНЫХ ИСПЫТАНИЙ? И МОЖЕТ ЛИ ОНА ВООБЩЕ БЫТЬ СОВЕРШЕННОЙ? СПЕЦИАЛИСТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРОВЕДЕНИЕМ ЭКЗАМЕНОВ, МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ОПЫТ ЭКЗАМЕНОВ ЗА РУБЕЖОМ. ПРИНЯТО СЧИТАТЬ, ЧТО ТАМ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ВЫПУСКНИКОВ ЕДВА ЛИ НЕ ИДЕАЛЬНЫ. НО ТАК ЛИ ЭТО?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Откуда в Россию пришёл ЕГЭ: организация национальных экзаменов за рубежом»

Откуда в Россию пришёл ЕГЭ организация национальных экзаменов за рубежом

Лариса Николаевна Данилова,

преподаватель Ярославского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук

В ПРОШЛОМ ГОДУ ТЕМА ЕГЭ И ЗАЧИСЛЕНИЯ В ВУЗЫ ЗВУЧАЛА ПРАКТИЧЕСКИ ВО ВСЕХ СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. ЧТО ОЖИДАЕТ СТРАНУ В НЫНЕШНЕМ ГОДУ? НАСКОЛЬКО БУДЕТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНА ПРАКТИКА СДАЧИ ВЫПУСКНЫХ ИСПЫТАНИЙ? И МОЖЕТ ЛИ ОНА ВООБЩЕ БЫТЬ СОВЕРШЕННОЙ? СПЕЦИАЛИСТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПРОВЕДЕНИЕМ ЭКЗАМЕНОВ, МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ОПЫТ ЭКЗАМЕНОВ ЗА РУБЕЖОМ. ПРИНЯТО СЧИТАТЬ, ЧТО ТАМ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ВЫПУСКНИКОВ ЕДВА ЛИ НЕ ИДЕАЛЬНЫ. НО ТАК ЛИ ЭТО?

• Задачи ЕГЭ • Аналоги ЕГЭ за рубежом в разных странах •

Принципы экзаменационных испытаний

Наш ЕГЭ выполняет две главные задачи: контроль уровня знаний выпускниками школьной программы и отбор наиболее способных для продолжения учёбы в вузе. Оставляя тему эффективности решения этих задач для отдельного разговора, заметим, что государственные экзамены делятся на отборочные и сертифицирующие. Сертифицирующие экзамены предваряют выдачу дипломов, аттестатов и других документов о результативности окончания определённой ступени обучения. Отборочные применяются для того, чтобы распределить учащихся по уровню их образования, выявить тех, кто годен для учёбы на следующих ступенях образовательной системы. ЕГЭ стал экзаменом смешанного вида, поскольку завершает курс обучения в средней школе, приводя выпускника к соответствующему аттестату, и одновременно рассматривается как вступительные испытания в вуз. Подобная практика действует и в других странах, однако, как выяснилось, таковых немного.

Аналог российского ЕГЭ - экзамен на степень бакалавра во Франции

Его сдача не даёт диплома бакалавра в общепринятом смысле, но гарантирует поступление во все университеты. Экзамены «бак» дифференцированные, и их уровень сложности определяется выбранным направлением обучения, поэтому экзамен по французскому или иностранному языку для учащихся гуманитарного, естественнонаучного или социального профиля будет различным. Правда, во Франции наиболее престижны не университеты, а высшие школы (Grand Ecoles), элитные государственные образовательные учреждения, не имеющие аналогов в Европе. Они устраивают для абитуриентов жёсткий конкурсный отбор на основе вступительных экзаменов, подготовка к которым после школы занимает 2-3 года в специальных подготовительных классах, и понятно, что результаты «бак» здесь не имеют того же волшебного действия, что и в университетах (это напоминает ситуацию с престижными

ьтодои,шт

вузами России, которые выступали против зачисления абитуриентов по итогам единого госэкзамена). Разрешается пересдать экзамены, но в случае неудачи выпускник получает особое свидетельство об окончании средней школы, с которым в вузы не принимают. Однако такой результат - не тупик, он лишь удлиняет путь к высшему образованию: после школы выпускник может отучиться в техникуме и технологическом институте, дипломы которых позволяют поступать в университеты и специализированные высшие школы. Важная роль в проведении экзаменов принадлежит Министерству образования, поскольку именно оно определяет темы итогового контроля, расписание и процедуры экзаменов. Их содержание разрабатывают преподаватели лицеев и университетов при участии инспекторской службы. Проверяют работы тоже учителя-предметники.

Экзамен в Германии

По его результатам абитуриенты принимаются в вуз. Называется он «абитур» и в связи с реформированием образования всё чаще употребляется с определением «централизованный». Однако образование в ФРГ находится в ведении земель и сильно отличается по регионам, а потому, несмотря на государственный контроль, единым и национальным в полном смысле назвать его нельзя. Сегодня абитур введён по всей Германии, за исключением одной земли, где сохраняются децентрализованные выпускные испытания. Он содержит письменные задания, подготовленные в региональном Министерстве образования. Специальная комиссия производит отбор заданий, при необходимости внося в них изменения. После экзаменов выполненные задания проверяются тоже комиссией. Сначала анонимные, имеющие только код, работы читает учитель. Далее школьные управления распределяют их для вторичного изучения по разным школам. Все правки вносятся в специальные формуляры, а затем вместе с работами поступают к третьим лицам (обычно это вузовские консультанты), которые и принимают итоговое решение об оценке. Возможность общения между проверяющими и тем более между ними и учениками/учителями исключена. Считается, что составление заданий

учителями-практиками гарантирует их оптимальный уровень сложности и связь с содержанием материала. Одновременно это помогает министерству поддерживать обратную связь со школой и возможно даже вносить на этой основе коррективы в учебные планы.

Несколько слов о прохождении абитур. С апреля выпускники в стенах своей школы сдают экзамены - три теста и один устный. Успешная сдача абитур позволяет получить свидетельство общей вузовской зрелости и рассылать документы в неограниченное число вузов, которые, как и принято в децентрализованных системах, единых требований к абитуриентам не предъявляют, так что лучшие вузы и факультеты предлагают собственные вступительные экзамены.

Немцы считают, что объективный и анонимный контроль лишает их экзаменационную систему коррумпированности. Однако в Германии даже нет единой системы оценивания результатов, о чём не перестают твердить преподаватели вузов. Так что централизация касается некоего сходства экзаменационных заданий по регионам, но при этом существует объективное различие в процедуре подготовки экзаменов и в оценивании их результатов, т.е. считать эти выпускные испытания аналогом российского ЕГЭ нельзя. Кстати, в тестах немцы сталкиваются с теми же проблемами, что и мы. Очень много критики звучало в адрес некорректно или неправильно составленных заданий, а также необоснованно большого объёма или высокого уровня сложности отдельных заданий.

Централизованный выпускной экзамен в Финляндии

Его сдают по окончании полной средней школы, одновременно по всей стране, а его средний балл играет решающую роль при приёме в университет. Экзамены дифференцированные, и выпускник сам выбирает себе их уровень, но хотя бы по одному предмету он должен быть «продвинутым». Требуется пройти испытания по четырём дисциплинам: по трём языкам, а также по математике или так называемым реальным предметам (религия, философия, мировоз-

зрение, психология, история, обществоведение, физика, химия, биология, география - отдельные или сводные испытания). Экзамен можно разбить на три дня, а можно сдавать сразу - по усмотрению учащегося. Разрешены и пересдачи с целью улучшить свои баллы. Тесты проверяются учителями всех старших школ, а затем Финской приёмной экзаменационной комиссией. Однако университеты набирают абитуриентов по итогам вступительных испытаний, т.е. одного ЕГЭ для поступления в Финляндии недостаточно.

Селекция поступающих существует почти во всех развитых странах. Минимальное требование - свидетельство о полном среднем образовании или приравненный к нему документ. Однако с абитуриентами могут также проводить собеседование и подвергать их вступительным испытаниям. Селекция может вестись как на региональном, так и на федеральном уровне, когда правительство ограничивает количество учебных мест и контролирует процесс приёма абитуриентов: это принято в Греции, Испании, Португалии, Турции, Китае и других странах. Кроме того, в отборе абитуриентов нередко участвует и само образовательное учреждение, как в Финляндии или Швеции, где на институциональном уровне вводятся дополнительные требования к поступающим и где вузы регулируют учебные места. И только в нескольких странах существует свободный доступ к высшему образованию - на основе сертификата об успешном обучении в старшей средней школе (в Европе это Бельгия, Мальта, Нидерланды и Исландия).

В вопросах доступа к высшему образованию за рубежом неактуальна проблема «целевиков», победителей олимпиад и других льготников. Социально наименее защищён-ные группы при поступлении в вуз почти нигде не имеют льгот: если для зачисления достаточно аттестата или школьного тестирования, баллы к нему не добавляются; если приём ведётся по результатам вступительных экзаменов, то дети из многодетных семей, сироты или инвалиды поступают на общих основаниях. Поддержка государства выглядит иначе. Поскольку в большинстве стран студенты оплачивают своё высшее образование, там широко распространено предоставление молодёжи долгосрочных

целевых кредитов на оплату образовательных услуг. Студент получает кредит на обучение, который возвращается в течение нескольких лет по окончании учёбы, когда выпускник начнёт работать. В России образовательные кредиты пока непопулярны из-за жёстких условий их предоставления.

Что же касается победителей олимпиад, то здесь показателен опыт англоязычных стран, прежде всего США, где колледжи, будучи заинтересованными в хорошем наборе, задолго до приёмной кампании начинают «охоту» за потенциальными студентами - отличниками в учебе, спорте и общественной жизни. Американский менталитет рассматривает успешность ученика в школе как признак будущей успешности в жизни. Поэтому колледжи предлагают стипендии спортивно одарённым школьникам и победителям престижных творческих и научных конкурсов. А поскольку высшее образование в США - удовольствие дорогое и позволить себе его могут не все, подобная успешность - действенный путь к его получению для выходцев из любых социальных групп. В США нет единой системы выпускных и вступительных экзаменов, планового приёма и выпуска специалистов, единых требований к абитуриентам. Но общее требование при поступлении в американский вуз - представление документов об окончании полной средней школы и перечень изученных предметов и оценки. Вуз может также поинтересоваться результатами национального теста. Особенно популярны тесты SAT-I (сдаются за год до окончания школы) и ACT. Но тесты требуются в отдельных вузах и вообще ничего общего с российским ЕГЭ не имеют. Выпускные же экзамены приняты только в половине американских штатов.

Централизованных экзаменов нет также в Австралии, Канаде, Швейцарии. В Швеции же, в Испании и Турции выпускные испытания по окончании старшей школы и вовсе не проводятся, и аттестаты выдаются на основе текущей успеваемости ученика.

В Великобритании приём в вузы более централизован

В школе ученики выдерживают испытания по 6-11 предметам и получают аттестат ву-

tтодоу,mm

зовской зрелости. При этом для поступления в вуз требуется набрать высокие баллы, а потому в школе важно правильно выбрать предметы для изучения. В зависимости от объёма и усвоения материала по одному предмету можно сдавать экзамен разного уровня сложности. Количество предметов и их уровень - критерии при определении результатов ученика специальной внешней экзаменационной комиссией. Для вуза одного аттестата о среднем образовании недостаточно, и ученики переходят в 12-й класс, где проведут ещё два года, чтобы сдать государственные экзамены на свидетельство о среднем образовании продвинутого уровня ^СЕ А-!еуе!). Экзамены курса А-!еуе! являются вступительными в высшие учебные заведения. Результаты обоих экзаменов по всей стране централизованно подводит независимая комиссия. Провалив GCE А-!еуе!, учащийся сможет пересдать их через год. Кроме того, в британской школе, как и в США, большую роль играют личные достижения учеников в учёбе, в спорте, творчестве и общественной жизни, и при поступлении в университет особое внимание уделяется характеристикам педагогов и директора школы.

До 15 января британские абитуриенты отправляют заявление в университеты и колледжи, где бы они хотели учиться. Во избежание путаницы, вроде той, что творилась в российских приёмных комиссиях прошлым летом, количество вузов не может превышать пяти, а контролирует соблюдение этого положения, равно как и весь процесс поступления абитуриентов, централизованная приёмная служба (иСАБ). Эта компания с ограниченной ответственностью - посредник между абитуриентом и вузом, она не занимается зачислением абитуриентов, но принимает их заявления, помогает собирать необходимые документы, снабжает информацией о курсах, учреждении и его требованиях, организует взаимодействие двух сторон. Вузы информируют абитуриента о приёме письменно, оговаривая в письме условия приёма, чтобы он знал, какие требования предъявляются к подготовке студентов выбранного им курса, и ещё мог улучшить свои результаты на июньских выпускных экзаменах. Если же абитуриент так и не поступит, то в августе иСАБ предложит им

на выбор вузы или курсы, где ещё остались свободные учебные места. Кстати, на основе результатов GCE A-level в октябре составляется рейтинг всех школ страны, наиболее полные из которых публикуются в Интернете и в газете Financial Times, что позволяет иметь некое представление о результативности работы каждой из них и образовательным учреждениям, и родителям. Однако, в целом, несмотря на централизованный характер проведения выпускных испытаний в Великобритании, с отечественным ЕГЭ их сравнивать тоже нельзя.

Централизованный государственный экзамен в Китае

Начало лета там - традиционно период выпускных испытаний школьников, когда сдаются самые важные экзамены. В жизни выпускников они имеют стратегическое значение, а потому подход к ним серьёзный и со стороны семьи, и со стороны государства. В ночь перед экзаменами, к примеру, строителям запрещено работать в ночную смену, чтобы шум не мешал ученикам выспаться, и полиция зорко следит за соблюдением этого распоряжения правительства. Днём по улицам рядом со школой запрещается проезд транспорта. Чтобы обеспечить тишину, отменяются занятия в остальных классах, и педагоги вместе с полицией патрулируют территорию школы, не допуская на неё родителей. Слишком уж высоки ставки: только сдавшие выпускные школьные экзамены смогут рассчитывать на учёбу в вузах, а следовательно, на некую карьеру и успешность. Провалить испытания означает не оправдать ожиданий и инвестиций родителей и опозорить семью. А финансовые вложения в школьное обучение в Китае велики. Родители не жалеют средств на обучение ребёнка. За неделю до установленного дня школьное управление называет места, где будут проводиться испытания, и родители отправляются «на разведку»: надо найти указанное здание и забронировать поблизости гостиничный номер, где выпускник сможет отдохнуть в обеденный перерыв или переночевать. В Пекине номер на два часа обойдётся в 50 евро - большие деньги для семьи среднего достатка, но на такие расходы не скупятся. Все 12 лет обучения родители гото-

вились к этому дню, тратились на школу (учёба в старших классах в Китае платная), репетиторов, учебники, компьютер, в чём-то отказывали себе, настраивали ребёнка на результат, и теперь им предстоит узнать итог своих стараний и расходов.

В день выпускных испытаний страна переживает страшное волнение. Миллионы выпускников сдают экзамены, а родители весь день в томительном ожидании проводят у ворот школы. Через несколько недель результаты будут известны, только 50% учеников по набранным баллам смогут попасть в вуз - таковы квоты, выделяемые государством. Если же баллов не хватает, то через год есть возможность пересдать экзамен. Однако лишь у немногих учеников хватает сил и у немногих семей есть финансовые средства для этого реванша.

Выпускные экзамены проводятся одновременно по всей стране, но организуются провинциальными органами образования, поэтому формы и уровень экзаменов могут отличаться. К ученикам предъявляются жёсткие требования, в частности, опрашивается очень объёмный материал: экзамен включает блоки вопросов по истории, биологии, химии, географии и лабораторным экспериментам, а также по китайскому языку, иностранному, математике, физкультуре и политической подготовке. В начале июля по всей стране проводится ЕГЭ в вузы. Абитуриенты, успешно сдавшие школьный экзамен, могут поступать в любой государственный китайский вуз, проходя дальнейшую селекцию посредством трёхдневных вступительных испытаний. Важный критерий при зачислении в университеты - моральные и физические качества. Здесь обязательно сдаются китайский язык, математика и иностранный (как правило, английский), а также один-два предмета, в зависимости от выбранной специальности и вуза.

В Японии экзамены становятся причиной юношеских самоубийств

Это не удивительно, ведь экзамены постоянно преследуют учащихся: в средней и старшей школе они сдаются в конце каждого триместра по всем изучаемым предметам, а также по ряду предметов - в сере-

дине первого и второго триместров (обычно в форме тестов). Кроме того, требуется пройти двухуровневые вступительные испытания в вуз. Поэтому японская школа давно стала синонимом системы, ориентированной на запоминание большого объёма информации, полезной при сдаче экзаменов, т.е. фактически главной функцией обучения становится не развитие, воспитание и образование молодых поколений, а лишь их подготовка к экзаменам.

Объясняется этот феномен исторически. Во время бурного экономического роста страны у японцев распространилось мнение, что дорога к благополучию ведёт только через престижное учебное заведение и работу в престижной компании. Это привело к непомерному увеличению желающих получить отличное образование, так что период приёма в вузы получил название «экзаменационный ад». Поступление в университет проходит в два этапа. На первом выпускники старших школ сдают единый государственный экзамен, который проводится Национальным центром по приёму в университеты. Те, кто успешно прошёл это тестирование, получают право сдавать вступительные испытания уже в самих университетах (здесь требования вузов уже будут отличаться), и, кстати, на платной основе. Абитуриенты с лучшими баллами в тестировании при этом допускаются к подаче документов в самые лучшие вузы страны. Итоги прохождения национальных и университетских экзаменов и являются основой для зачисления абитуриентов. Очевидна разница, существующая в единых государственных экзаменах наших стран: в России ЕГЭ - средство измерения успеваемости выпускников, результаты которого расцениваются как итоги вступительных вузовских испытаний; в Японии эти экзамены проводятся по получении выпускниками аттестата и являются инструментом допуска к вступительным экзаменам. Приём в государственные университеты Японии селективный, а приём в наиболее престижные из них настолько жёсткий, что вступительные экзамены выдерживают только самые сильные абитуриенты, вложившие в подготовку массу сил и времени. Их родителям она стоила больших средств. Тем не менее, несмотря на всю критику экзаменационной системы, в стране признаётся, что традиционная система вступи-

tтодоу,mm

тельных экзаменов - достаточно эффективное, а на престижных специальностях лучшее средство набора студентов.

В Азии национальные экзамены - инструмент ограничения доступа к государственному высшему образованию, и этот подход резко отличается от западной практики. Безусловно, конечный контроль в школах США или Швеции больше служит «отбору для приема» (selecting in), чем «отбору для отсеивания» (selecting out). Известный компаративист Гарольд Дж. Ноа справедливо отмечает, что американский и шведский подходы ослабляют стимулы заниматься изо всех сил и добиваться академических достижений, однако обладают бесспорным преимуществом, так как здесь шансы талантливой молодёжи на получение высшего образования остаются до конца школы1. При этом в Китае и Японии считается, что лучший способ выявить способности и прилежание - успешно сданные формальные тесты. Парадокс в том, что оба подхода при своих недостатках не лишены целесообразности. С одной стороны, сниженная роль выпускных экзаменов или отсутствие таковых делает высшее образование доступным большему числу выпускников, отсев которых, в любом случае, будет проведён (например, по итогам успеваемости). Но, с другой стороны, утверждение личности и тем более карьера в любом обществе предполагают конкурентную борьбу, и чем ниже ступень социальной лестницы, на которой она ведётся, тем выше количество конкурентов. В Азии экзамены со школьной скамьи приучают к такой борьбе.

Единый вступительный экзамен на Тайване

Практиковавшийся с 1954 года, он долго считался объективным: провозглашались преодоление коррупции и открытый доступ к государственному высшему образованию для всех способных школьников вне зависимости от социального происхождения. Однако на практике национальный вступительный экзамен в университет, будучи единственным путём к высшему образованию, почти лишал всяких шансов тех, чьи баллы оказались невысоки (последней возможностью для них, как и в материковом Китае, оставалась пересдача экзамена).

Поэтому в 2003 г. система экзаменов на Тайване была реформирована, и теперь учащиеся выпускного класса в феврале сдают тест общей аттестации школьных достижений. Рекомендации школы помогут школьникам с лучшими результатами теста поступить в университет, сдав только вступительный экзамен по предметам, профильным для избранного факультета (март - апрель). Остальные школьники, успешно выдержавшие тест, могут быть зачислены по его итогам и результатам вступительных испытаний ещё в течение учебного года. Ученики, провалившие тест, имеют возможность после окончания школы пройти тестирование в вузе.

Кстати, и материковый Китай озабочен проблемой большого конкурса и перегрузки абитуриентов, поэтому в 2009 г. в стране был запущен эксперимент по реформированию экзаменационной системы, по которому выпускников, достойных для обучения в университете, называют директора школ. Предполагается, что так талантливые учащиеся гарантированно и без стресса получат доступ к высшему образованию, однако существует опасение, что такой подход возродит коррупцию в экзаменационной области.

х х х

Итак, следует признать, что национальные тестирования - широко используемый в мире инструмент систематического контроля учебных достижений учеников, деятельности школ и эффективности образовательных систем в целом. В идеале результаты выпускных экзаменов должны анализироваться на национальном, региональном и школьном уровне, что информирует о соответствующих образовательных системах и государство, и общество. В некоторых странах, действительно, правительством публикуются данные по каждой школе (Дания, Польша, Швеция, Исландия, Нидерланды, Великобритания), в других, напротив, законодательно огово-

рено, что национальные тестирования не могут использоваться для ранжирования школ (Бельгия, Франция,

1 Ноа Г.Дж. Одна оптимальная система? Уроки сравнительных исследований политики оценивания // Новое в оценке образовательных результатов: международный аспект / Под ред. А. Литтл, Э. Вулф. М, 2007. С. 123.

Австрия). Но в любом случае, число стран, где результаты национальных экзаменов открыты широкой общественности или хотя бы публикуются для нужд самих школ, очень мало.

Мировой опыт свидетельствует, что итоговое оценивание школьников очень влияет на учебный процесс. Крайним пределом этого влияния может быть школьная система, где учителя просто готовят к тестам, и тем тревожнее примеры из российских школ, где уже привычными стали слова учителей: «Это важная тема. Её будут спрашивать на ЕГЭ». Значимость экзамена определяет и продолжительность этой зависимости: семестр, как в США, или несколько лет, как в Китае. Изучение зарубежного опыта свидетельствует: чем выше ценность экзамена, тем изощрённее попытки списывания. Ошибочно полагать, будто оно типично только для наших учащихся, а в других странах менталитет не допускает мошенничать на экзаменах: списывание является проблемой и в западных, и в азиатских школах. В Германии, например, во избежание мошенничества охрана в эти дни дежурит даже в туалете. А кое-где в Китае перед экзаменационными залами устанавливаются металлодетекторы, в самих классах - камеры наблюдения, а также используется сканирование паспортов. Известны случаи последних лет, когда китайский суд приговаривал родителей и учителей, которые помогали детям списать на экзаменах, к тюремному заключению на срок до трёх лет, причём по обвинению в получении государственных секретов. Тот факт, что в 2009 г., чтобы обеспечить честный конкурс, власти привлекли национальные службы безопасности и государственное бюро по защите конфиденциальных документов, говорит о многом.

скими экзаменами, нежели с европейскими. Сходство проявляется в особенностях управления (характер менеджмента, органы контроля, практика подготовки заданий и т.д.), в значимости экзамена и его влиянии на школьный учебный процесс, по охвату учащихся. При этом нельзя не признать, что цели, этапы и сама организация российского ЕГЭ и азиатских экзаменов заметно отличаются. Налицо отдельные тенденции развития отечественной экзаменационной системы «школа - вуз», типичные для многих зарубежных стран, к примеру, в 2010 г. к проведению ЕГЭ будет более активно привлекаться общественность, ужесточится ответственность за мошенничество для школьников и организаторов ЕГЭ, а вузы получат право на собственный минимальный балл по всем общеобразовательным предметам. В целом же обзор экзаменационной практики различных государств приводит к выводу, что наилучшей системы оценивания в мире не существует, что каждая из них не лишена своих достоинств и недостатков. □

Экзаменационная система управляется так же, как и другие элементы национального образования: чем выше степень централизации управления образованием, тем более централизованно проводятся и выпускные экзамены. А отсюда и ответ на вопрос об аналогах ЕГЭ за рубежом. Трудно сказать наверняка, откуда пришёл этот экзамен в Россию, поскольку он является «собирательным образом» и отличается от других какими-либо деталями, однако можно говорить о большем сходстве с азиат-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.