Научная статья на тему 'ОТКУДА И КОГДА «ПРИЛЕТЕЛ» В МОСКВУ ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ?'

ОТКУДА И КОГДА «ПРИЛЕТЕЛ» В МОСКВУ ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
910
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВУГЛАВЫЙ ОРЁЛ / ИВАН III / ДИНАСТИЯ ПАЛЕОЛОГОВ / ГАБСБУРГИ / ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ ЗНАК / ГАНДАБЕРУНДА / НИКОЛАС ПОППЕЛЬ / ГОСПОДАРЬ ВСЕЯ РУСИ / ЗОЛОТАЯ ОРДА / DOUBLE EAGLE / IVAN III / PALAEOLOGOS DYNASTY / HABSBURGS / HERALDIC SIGN / GANDABERUNDA / NICOLAS POPPEL / LORD OF ALL RUSSIA / GOLDEN HORDE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гвоздева Инна Андреевна, Никишин Владимир Олегович

Двуглавый орёл как символ имеет многовековую историю. Он стал гербом России благодаря браку Ивана III и Софьи Палеолог в 1472 г. Скорее всего, родовая эмблема византийской династии Палеологов превратилась в геральдический знак государя всея Руси в 1490 г. Вероятно, именно тогда в Москве была изготовлена новая государственная печать с изображением двуглавого орла. Эта акция, по мнению авторов статьи, была непосредственно связана с миссией рыцаря Николаса Поппеля, предложившего Ивану III королевскую корону от имени германского императора. Московский государь категорически отверг эту инициативу. Появление на государственной печати двуглавого орла должно было подтвердить суверенитет Московского государства. Таким образом, византийский по происхождению двуглавый орёл на печати Ивана III был противопоставлен двуглавому орлу Габсбургов, который был гербом Священной Римской империи. Версию о происхождении российского герба из Золотой Орды, по мнению авторов статьи, следует отвергнуть как несостоятельную.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From where and when "came" to Moscow two-headed eagle?

The Double eagle as a symbol has a centuries-old history. It became the Russian Coat of Arms thanks to marriage of Ivan III and Sofya Palaeologos in 1472. Probably the generic emblem of the byzantian Palaeologos dynasty turned into the heraldic sign of the Lord of All Russia in 1490. Apparently exactly then the new state stamp with the image of the double eagle was made in Moscow. The authors of this article consider that this action was closely connected with the mission of knight Nicolas Poppel, who had proposed the royal crown to Ivan III on behalf of the German emperor. The Lord of All Russia flatly rejected this initiative. The emergence of the double eagle on the state stamp had to confirm the sovereignty of Russia. Thus the double eagle on the stamp of Ivan III, being byzantian by origin, was contraposed to the double eagle of Habsburgs, which was the Coat of Arms of the Holy Roman Empire. The authors come to a conclusion that the version about the genesis of the Russian Coat of Arms from the Golden Horde should be rejected as without validity one.

Текст научной работы на тему «ОТКУДА И КОГДА «ПРИЛЕТЕЛ» В МОСКВУ ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ?»

ОТКУДА И КОГДА «ПРИЛЕТЕЛ» В МОСКВУ ДВУГЛАВЫЙ ОРЁЛ? ГВОЗДЕВА Инна Андреевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры «История древнего мира»

ФГОБУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова» (МГУ).

E-mail: innagvozdeva@mail.ru;

НИКИШИН Владимир Олегович,

кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры «История древнего мира» ФГОБУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова» (МГУ). E-mail: cicero74@mail.ru

Краткая аннотация: Двуглавый орёл как символ имеет многовековую историю. Он стал гербом России благодаря браку

Ивана III и Софьи Палеолог в 1472 г. Скорее всего, родовая эмблема византийской династии Палеологов превратилась в геральдический знак государя всея Руси в 1490 г. Вероятно, именно тогда в Москве была изготовлена новая государственная печать с изображением двуглавого орла. Эта акция, по мнению авторов статьи, была непосредственно связана с миссией рыцаря Николаса Поппеля, предложившего Ивану III королевскую корону от имени германского императора. Московский государь категорически отверг эту инициативу. Появление на государственной печати двуглавого орла должно было подтвердить суверенитет Московского государства. Таким образом, византийский по происхождению двуглавый орёл на печати Ивана III был противопоставлен двуглавому орлу Габсбургов, который был гербом Священной Римской империи. Версию о происхождении российского герба из Золотой Орды, по мнению авторов статьи, следует отвергнуть как несостоятельную.

Abstract: The Double eagle as a symbol has a centuries-old history. It became the Russian Coat of Arms thanks to marriage of Ivan

III and Sofya Palaeologos in 1472. Probably the generic emblem of the byzantian Palaeologos dynasty turned into the heraldic sign of the Lord of All Russia in 1490. Apparently exactly then the new state stamp with the image of the double eagle was made in Moscow. The authors of this article consider that this action was closely connected with the mission of knight Nicolas Poppel, who had proposed the royal crown to Ivan III on behalf of the German emperor. The Lord of All Russia flatly rejected this initiative. The emergence of the double eagle on the state stamp had to confirm the sovereignty of Russia. Thus the double eagle on the stamp of Ivan III, being byzantian by origin, was contraposed to the double eagle of Habsburgs, which was the Coat of Arms of the Holy Roman Empire. The authors come to a conclusion that the version about the genesis of the Russian Coat of Arms from the Golden Horde should be rejected as without validity one.

Ключевые слова: двуглавый орёл, Иван III, династия Палеологов, Габсбурги, геральдический знак, Гандаберунда, Николас Поппель, господарь всея Руси, Золотая Орда.

Keywords: double eagle, Ivan III, Palaeologos dynasty, Habsburgs, heraldic sign, Gandaberunda, Nicolas Poppel, Lord of All Russia, Golden Horde.

Образ двуглавого орла в искусстве и геральдике свои-

территории Малой Азии в другие регионы: так, он присутствует в искусстве Сасанидского Ирана (III - VII вв.), его можно видеть на тканях Андалусии, датированных XI в., с середины XII в. он фигурирует на монетах Багдадского халифата.

ми корнями уходит в далёкое прошлое [1]. По-видимому, это древнейший в истории символ неограниченной единоличной власти. Как писал Н.П. Кондаков, «двуглавый орёл имеет свою иконографию религиозного происхождения, идущую из глубокой древности переднеазиатских государств» [2]. По мнению Е.В. Пчелова, здесь следует различать две традиции: иконографическую, идущую с Востока, и семантическую, чьи корни следует искать на Западе (речь идёт об античной парадигме власти, сложившейся ещё во времена Римской империи) [3]. Что касается иконографической традиции, то здесь мы сталкиваемся с исключительным обилием и разнообразием фактического материала. Так, изображения двуглавой хищной птицы встречаются на артефактах III - II тыс. до н.э. из Бактрии (на каменных амулетах и бронзовых печатях), Месопотамии (на цилиндрических печатях касситов) и Малой Азии (на рельефах и цилиндрических печатях хеттов). Рубежом III - II тыс. до н.э. датируется древнейшее изображение двуглавого орла. Это навершие ритуального серебряного топора с позолотой из Бактрийско-Маргианского археологического комплекса. На навершии изображён мускулистый герой с двумя орлиными головами, сражающийся с диким кабаном и крылатым драконом. Хеттские племена, переселившиеся с Балканского полуострова в Малую Азию, заимствовали у местных жителей изображение двуглавого орла. Последний стал у хеттов символом обожествлённого царя. На сохранившихся хеттских рельефах XIII в. до н.э. из Богазкёя (древняя Хаттуса) двуглавый орёл изображён с зайцами в когтях (зайцы символизировали врагов царя). Впоследствии образ двуглавого орла перекочевал с

многие местные традиции и в том числе древний образ двуглавого орла. На рубеже XII - XIII вв. последний стал одной из эмблем Румского, или Иконийского султаната (1077 - 1307 гг.). Двуглавый орёл встречается на монетах [4] и свинцовых печатях сельджукских султанов (несколько таких печатей были найдены в Крыму), в архитектурном декоре и на керамических изделиях - сосудах и изразцах [5]. Поскольку правитель Румского султаната титуловался «халифом Востока и Запада», двуглавый орёл, видимо, должен был символизировать двуединую парадигму власти сельджукских султанов. Таким образом, это был символ политического господства и военной мощи, а не геральдический знак. «Сельджукские орлы ничего в лапах не держат. Можно также отметить наличие выраженного хохолка на голове, которого у андалусских и европейских орлов нет. Крылья развёрнуты и опущены вертикально вниз. Клюв приоткрыт или чаще закрыт. Хвост опущен вниз и развёрнут веером» [6]. В XIV в. изображение двуглавого орла встречается на монетах турецких бейликов [7].

ний сельджуков «перелетел» в Закавказье и Среднюю Азию [8]. Наконец, в Индии изображение двуглавой птицы Гандаберунды засвидетельствовано на двух монетах (золотой и медной) правителя империи Виджаянагар (XVI в.). Изображение Гандабе-рунды (имя переводится как «сильный двуглавый»), которой

Пришедшие в Малую Азию турки-сельджуки усвоили

Ещё в XIII в. двуглавый орёл из малоазийских владе-

приписывалась невероятная магическая сила, встречается в декоративном оформлении ряда индуистских храмов: в когтях она, как правило, несёт слонов и львов, что свидетельствует о её необычайной физической мощи.

Во 2-й пол. XIII в. двуглавый орёл стал родовым символом Палеологов - византийской императорской династии, правившей в 1261-1453 гг. [9] Этот факт неопровержимо засвидетельствован для времени правления императора Андроника II Палеолога (1282-1328 гг.) [10]. Его хрисовулы, датированные 1293 и 1301 гг., содержат изображения золотых двуглавых орлов на красном фоне [11]. В скором времени аналогичные эмблемы появились на византийских монетах и императорских знамёнах [12]. В дальнейшем двуглавый орёл - золотой в красном поле -воспринимался соседями Византии как геральдический символ «Второго Рима» [13]. В XIV в. он стал эмблемой Трапезундской империи и болгарских царей (в частности, изображение двуглавого орла присутствует на монетах болгарского царя Михаила III Шишмана, на надгробии царя Ивана Александра и т.д.), в XV в. -княжества Феодоро в Крыму. В Сербии этот символ засвидетельствован с конца XII в. [14], в Албании - с XIV в. (столетие спустя двуглавый орёл гордо реял на знамёнах Скандербега). В XV в. хищная двуглавая птица осеняла своими крылами правителей Черногории, Молдавии и Валахии. По мнению Е.В. Пчелова, «в странах Причерноморья и на Балканах распространение двуглавого орла теснейшим образом было связано с династическими и государственными контактами местных правителей с византийскими императорами» [15].

По поводу происхождения российского двуглавого орла существует несколько версий [16]. Обычно выделяют четыре - «тверскую», «германскую», «византийскую» и «ордынскую», помимо экзотических, вроде теории С.Е. Рассадина, по мнению которого, «образ двуглавого орла на территории России присутствовал на протяжении, по крайней мере, нескольких тысяч лет. Её коренное население, как славянское, так и неславянское, издавна этот образ знало и почитало. И как раз с территории России, этой подлинной Страны Орлов, они разлетелись по всему миру» [17]. В русских землях изображения двуглавого орла появляются ещё в XII-XIII вв. [18] В Юго-Западной Руси это изображение засвидетельствовано в качестве геральдической эмблемы: в «Хронике Констанцского собора» (1416 г.) Ульриха фон Рихента-ля двуглавый орёл присутствует в гербе Руси/Рутении (Ruthenia), т.е. Галицко-Волынского княжества, правители которого в XIII-XIV вв. титуловались «королями Руси», reges Russiae [19]. В XV в. двуглавый орёл чеканился на монетах Твери и Новгорода Великого [20]. Как он попал в эти области? Скорее всего, благодаря торговым контактам тверичей и новгородцев со странами Востока, в том числе с Золотой Ордой.

То обстоятельство, что изображение двуглавого орла (без корон) фигурирует на серебряных и медных монетах (денгах

и пулах) великого князя тверского Михаила III Борисовича (1461 -1485 гг.), шурина Ивана III, стало основанием для появления гипотезы о том, что последний заимствовал двуглавого орла именно из Твери [21]. Если видеть в этой хищной двуглавой птице символ политического суверенитета, то данная гипотеза не выглядит абсолютно невероятной: в 1485 г., как известно, Иван Васильевич присоединил бывшие владения своего шурина к Московскому государству, а великим князем тверским сделал своего старшего сына и наследника Ивана Молодого - внука великого князя тверского Бориса Александровича (1425 - 1461 гг.), которого в своё время придворные летописцы именовали «царём» и «самодержцем» [22]. Таким образом, московская правящая династия вполне могла получить древний символ царской власти по наследству. Однако нет ни единого доказательства того, что двуглавый орёл являлся государственным символом Тверского великого княжества в последние десятилетия его существования (изображения орла на монетах аргументом считаться не могут). Поэтому «тверскую» версию можно смело отвергнуть.

В Западной Европе двуглавый орёл как геральдический символ появился ещё в XII в., в эпоху крестовых походов - в частности, его изображали на своих гербах бургграфы Вюрцбург-ские и графы Савойские, но гербом Священной Римской империи он стал сравнительно поздно - в правление Сигизмунда I Люксембурга (1410-1437 гг.) [23]. Что же символизировала эта эмблема? Как считает Е.В. Пчелов, «по крайней мере, с первой половины XIV в. в Европе двуглавый орёл воспринимался как наследие Римской империи, означавшее её двуединый характер» [24]. В соответствии с «германской» версией, «стремясь подражать императорам могущественной Священной Римской империи германской нации, великий князь московский около 1490 г. заимствовал с их печатей изображение двуглавого орла» [25]. На чём же основано это предположение? Весной 1489 г. рыцарь Николас Поппель, приехавший в Москву с официальной миссией, от имени императора Фридриха III Габсбурга (1440-1493 гг.) предложил Ивану III королевскую корону [26], но получил исполненный поистине царского достоинства и одновременно скрытого раздражения отказ. Оно и понятно: в средневековой иерархии король стоял неизмеримо ниже императора (кайзера, кесаря, царя). Между тем Иван III претендовал на императорский (царский) титул. В своём ответе Поппелю (его озвучил дьяк Фёдор Курицын) московский государь заявил: «А что еси говорил нам о королевстве, если нам любо от Цесаря хотети кралем поставлену быти на своей земле, и мы Божиею милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы, а просим Бога, чтобы нам дал Бог и нашим детем и до века в том быти, как есмя ныне государи на своей земле, а поставления, как есмя наперёд сего не хотели ни от кого, так и ныне не хотим» [27].

«Германскую» версию, видимо, следует отвергнуть

как маловероятную [28]. И дело здесь не только в абсолютно разной иконографии двух орлов [29] - имперского и того, что представлен на печати 1497 г. (в частности, у германского орла крылья вздёрнуты вверх, тогда как у московского, напротив, опущены книзу; кроме того, головы московского орла увенчаны двумя коронами, тогда как имперский вовсе лишён корон). А.А. Зимин абсолютно справедливо назвал «полной бестактностью и совершенным непониманием реального положения вещей» предложение Ивану III королевской короны, принятие которого означало бы в глазах европейских монархов превращение московского властителя в вассала Священной Римской империи [30]. Благодаря сохранившимся дипломатическим документам мы знаем, что не позднее 1484 г. Иван III начал официально (т.е. на международном уровне, а не на страницах летописей и в публицистических произведениях, как Борис Александрович Тверской!) титуловаться «великим господарем Русские земли» и «царём всея Руси» [31], что совершенно ясно свидетельствовало о суверенном статусе московского монарха [32].

Отстаивая с таким трудом обретённый суверенитет (чего стоило великому князю одно лишь «стояние на Угре»!), Иван III категорически отверг предложение императора из дома Габсбургов. Олицетворением политического суверенитета в глазах Ивана Васильевича, несомненно, в то время являлся именно двуглавый орёл - тот самый символ, который с некоторых пор использовали в качестве геральдического знака на Востоке Па-леологи, а на Западе - Габсбурги. По мнению В.И. Уколовой и П.П. Шкаренкова, «двуглавый орёл на гербе Ивана III служил напоминанием о гербе Палеологов и бросал вызов двуглавому орлу Габсбургов» [33]. Характерно, что расположение изображений на двух печатях вполне симметрично: на лицевой стороне печати Фридриха III помещено изображение восседающего на троне императора с регалиями, на обороте - двуглавый орел с поднятыми крыльями; точно так же располагаются изображения на печати Ивана III образца 1497 г.: на лицевой стороне - всадник с копьём, поражающий дракона, распростёртого у ног коня, на обороте - двуглавый орёл с опущенными крыльями и в коронах. Надпись на печати гласит: «Иоанн, божьею милостию господарь всея Руси и великий князь владимирский, и московский, и новгородский, и псковский, и тверской, и угорский, и вятский, и пермский, и болгарский». Всё это, на наш взгляд, свидетельствует о стремлении Ивана III подчеркнуть своё политическое «равноправие» с германским кайзером.

Вероятнее всего, появление на матрице печати Ивана III изображения двуглавого орла было непосредственно связано с упомянутыми событиями 1489 г. По нашему мнению, неуклюжий и бестактный дипломатический демарш, предпринятый Николасом Поппелем весной 1489 г., побудил великого князя твёрдо позиционировать себя на международной арене как суверенного монарха Руси - и Восточной (Московии), и Западной (Руте-

нии), на что весьма удачно намекали две головы державной птицы. Такая интерпретация этого эпизода, на наш взгляд, абсолютно логична: ведь правители всех великих держав той эпохи -Священной Римской империи, Византии и Золотой Орды - так или иначе (на монетах, знамёнах или печатях) использовали в своей символике образ двуглавого орла. Видя себя легитимным наследником поверженного османами Второго Рима и победителем некогда могущественной Орды, Иван III сделал эмблемой своей власти двуглавого орла в противовес другому суверенному «обладателю» двуглавого орла - германскому императору [34].

Когда была вырезана матрица новой печати московского государя? Вероятно, вскоре после провала миссии Поппеля, т.е. в 1489 или 1490 гг. (так полагают Н.П. Лихачёв [35], В.А. Куч-кин [36], Г. Алеф [37], не исключает такого варианта развития событий и Н.А. Соболева [38]). Правда, это всего лишь гипотеза (пусть и весьма правдоподобная), никак не подтверждённая конкретными фактами: самый ранний из дошедших до нас оттисков новой великокняжеской печати датирован 1497 г. [39] Однако имеются кое-какие косвенные аргументы в пользу 1490 г. как наиболее предпочтительной даты создания новой великокняжеской печати. Так, именно в 1490 г. авторитет Ивана III на международной арене резко вырос. Дело в том, что в апреле 1490 г. умер венгерский король Матвей Корвин. На вакантный престол Венгрии свои кандидатуры выдвинули Максимилиан Габсбург и Владислав Ягеллон. Максимилиан и его отец, император Фридрих III, с целью оказать давление на Владислава Ягеллона и его отца, великого князя литовского Казимира IV Ягеллончика (1447-1492 гг.), начали активно зондировать почву для заключения союза с давним врагом Казимира - московским великим князем Иваном Васильевичем (в соответствии с принципом «враг моего врага -мой друг»). В результате, согласно оценке Н.С. Борисова, «без особых усилий со своей стороны Иван стал быстро превращаться в крупную фигуру на европейской политической сцене. Он многозначительно намекал имперским послам на возможность своего участия в войне с Казимиром и под эти пустые обещания уже всерьёз начинал рассуждать о возможном браке своей дочери с Максимилианом Габсбургом» [40]. С этого времени Иван III стал полноправным игроком на международной политической арене той эпохи.

Таким образом, на сегодняшний день в силу многих причин наиболее предпочтительной является «византийская» версия [41], согласно которой, двуглавый орёл «прилетел» в Москву из Византии [42]. Произошло это знаменательное событие в 1472 г., когда Иван III женился вторым браком на Софье (Зое) Палеолог, племяннице двух последних императоров Византии, Иоанна VIII и Константина XI. Как отмечает Н.С. Борисов, папа рассчитывал, что, «женившись на византийской принцессе, московский великий князь станет претендовать на византийский трон и в связи с этим начнёт войну с Османской империей» [43]. Когда же двуглавый орёл стал официальной великокняжеской эмбле-

мой? Е.В. Пчелов считает, что сразу после женитьбы Ивана III на Софье, чьей родовой эмблемой являлся двуглавый орёл [44]. Венчание Ивана III и Софьи Палеолог состоялось в 1472 г. Однако наиболее ранний оттиск великокняжеской печати с изображением двуглавого орла, как уже говорилось, датирован 1497 г.; две даты - 1472 и 1497 гг. - разделяет четверть века. И от этого времени до нас не дошло ни одного артефакта с изображением двуглавого орла - ни монет, ни печатей, ни каких-либо произведений декоративно-прикладного искусства! Вероятнее всего, до событий 1489 г. (имеется в виду пресловутая миссия Николаса Поп-пеля и её провал) в окружении Ивана III вовсе не вспоминали о геральдическом наследии Палеологов. О византийском двуглавом орле Иван III и его советники вспомнили лишь в 1489 г., когда они столкнулись с притязаниями германского императора на сюзеренитет. Необходимость дать Западу незамедлительно «симметричный ответ» привела к тому, что орёл Палеологов попал на московскую великокняжескую печать. Несомненно, Иван III был убеждён, что имеет полное право на подобную саморепрезентацию. И дело даже не в том, что московский правитель был женат на законной наследнице Палеологов. Присвоив себе титулы «великого господаря» и «царя всея Руси», Иван III дал понять и Востоку, и Западу, что он считает себя равным византийским кесарям и германским кайзерам, ханам Орды и османским султанам.

Наконец, необходимо сказать несколько слов об «ордынской» версии, согласно которой, герб России имеет тюрко-татарское происхождение [45]. В Золотой Орде изображение двуглавого орла чеканилось на монетах в конце XIII - XIV вв. [46] Наиболее ранние изображения двуглавой птицы встречаются на медных пулах [47] хана Тулы-Буги (1287 - 1291 гг.), отчеканенных в Крыму. В дальнейшем аналогичные изображения фигурируют на монетах эмира Ногая, а также ханов Тохты (1291 - 1312 гг.), Узбека (1312 - 1341 гг.), Джанибека (1342 -1357 гг.) и Азиз-шейха (1364 - 1367 гг.). После 1365 г. это изображение исчезает с ордынских монет [48]. Согласно одной версии, правители Золотой Орды заимствовали изображение двуглавого орла с монет иранских ильханов [49], согласно другой - у сельджуков [50]. В пользу «византийской» версии происхождения двуглавого орла на монетах золотоордынских правителей как будто бы свидетельствует то обстоятельство, что эмир Ногай, ханы Тохта и Узбек, а также ильхан Абака (1265 -1282 гг.) были женаты на византийских принцессах из династии Палеологов; однако тот факт, что двуглавый орёл присутствует уже на монетах Тулы-Буги, говорит, скорее, об аутентичной степной традиции.

Д.М. Исхаков, отвергая как византийский, так и сельджукский «след» в этой на редкость запутанной истории, отстаивает версию тюрко-татарского происхождения двуглавого

Библиография:

1. Халитова Н.Н., Халитов Н.Х. Двуглавый орёл в исламском и тюрко-т;

5. Казань, 2013. С. 109-110.

орла на ордынских монетах [51]. По мнению исследователя, символом власти (тамгой [52]) династии Бату-хана (1242 - 1359 гг.) была хищная двуглавая птица - чёрный сокол (шонкар), со временем превратившаяся в орла (каракош) [53]. Д.М. Исхаков считает, что в Золотую Орду двуглавый орёл попал с мусульманского востока без византийского посредничества [54]. Таким образом, споры о происхождении ордынского шонкара, или ка-ракоша продолжаются по сей день. Главное, на наш взгляд, заключается в другом: ни о каком непосредственном влиянии этого знака власти степных владык на рисунок герба государства Российского всерьёз говорить не приходится. Двуглавый орёл никогда не был гербом Золотой Орды, его изображение не встречается ни на ханских печатях, ни на ярлыках. Это означает, что хищная двуглавая птица в Улусе Джучи являлась не государственным символом или геральдическим знаком, а всего лишь традиционным элементом декора (возможно, в некоторых случаях ещё и олицетворением верховной власти наследников Бату-хана, с течением времени заменившим ханскую тамгу).

Таким образом, на вопрос, сформулированный в заглавии статьи - откуда и когда «прилетел» в Москву двуглавый орёл, мы с большой долей уверенности можем ответить: византийский по происхождению (т.е. восточный, скорее всего, заимствованный Палеологами у сельджуков) орёл «прилетел» в Москву в 1472 г. из Рима вместе с невестой великого князя московского Ивана III, Софьей (Зоей) Палеолог. Однако он далеко не сразу стал геральдическим знаком московского государя: про орла в Москве не вспоминали до тех пор, пока в 1489 г. Николас Поппель не предложил Ивану III королевскую корону от имени германского императора. Положительный ответ великого князя на эту инициативу означал бы признание им вассальной зависимости Московского государства от Священной Римской империи. Такой вариант был неприемлем для Ивана III, который не ограничился раздражённой отповедью, адресованной не столько Поппелю, сколько его августейшему патрону; московская «декларация о суверенитете» была подкреплена изготовлением печати с двуглавым орлом, призванной дать понять имперской элите, что статус московского монарха - «великого господаря Русские земли» и «царя всея Руси» - не ниже статуса германского кайзера. Вероятнее всего, матрица новой государственной печати была изготовлена в 1490 г. Следующим закономерным шагом московской администрации стала первая коронация в Успенском соборе - венчание на царство «шапкой Мономаха» внука Ивана III, великого князя Дмитрия Ивановича, в феврале 1498 г. Начатый Иваном III процесс оформления власти московских государей был достойным образом завершён другим его внуком - Иваном IV Грозным, короновавшимся по византийскому обряду в январе 1547 г. и ставшим первым русским царём [55].

эм средневековом искусстве // Средневековые тюрко-татарские государства. Вып.

2. Кондаков Н.П. Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры. Прага, 1929. С. 116.

3. Пчелов Е.В. Иван III и формирование государственной символики России в конце XV в. // Великое стояние на реке Угре и формирование Российского централизованного государства: локальные и глобальные контексты. Материалы Российской с международным участием научной конференции (30 марта - 1 апреля 2017 г., Калуга) / Отв. ред. И.Н. Берговская, В.Д. Назаров. Калуга, 2017. С. 293.

4. Гончаров Е.Ю. Двуглавый орёл на монетах Золотой Орды и Малой Азии: вторая половина XIII - XIV вв. // Нумизматика Золотой Орды. 2015. №5. С. 5; Пчелов Е.В. Иван III и формирование государственной символики России в конце XV в... С. 296.

5. Гончаров Е.Ю. Двуглавый орёл на монетах Золотой Орды и Малой Азии. С. 10 слл.; Халитова Н.Н., Халитов Н.Х. Двуглавый орёл в исламском и тюрко-татарском средневековом искусстве. С. 109-110.

6. Халитова Н.Н., Халитов Н.Х. Двуглавый орёл в исламском и тюрко-татарском средневековом искусстве. С. 110.

7. Гончаров Е.Ю. Двуглавый орёл на монетах Золотой Орды и Малой Азии. С. 11.

8. Халитова Н.Н., Халитов Н.Х. Двуглавый орёл в исламском и тюрко-татарском средневековом искусстве. С. 111.

9. Изображения двуглавого орла встречаются на византийских тканях уже в середине XI в. и позднее, в эпоху Комнинов (1081 - 1185 гг.).

10. Оберлендер-Тырновяну Э. Byzantino-Tartarica - Монетная чеканка в зоне устьев Дуная в конце XIII - начале XIV века // Нумизматика Золотой Орды. Вып. 2. Казань, 2012. С. 49.

11. Соловьёв А.В. Геральдические эмблемы Византии и славяне // Signum. Вып. 4. М., 2009. С. 132; Силаев А.Г. Истоки русской геральдики. М., 2002. С. 91; Spatharakis I. The portrait in Byzantine illuminated manuscripts. Leiden, 1976. Nr. 134.

12. Гурулёва В.В. Монеты Палеологов с изображением двуглавых орлов в собрании Государственного Эрмитажа // VIII Всероссийская нумизматическая конференция (17 - 21 апреля 2000 г., Москва). Тезисы сообщений и докладов. М., 2000. С. 40-43.

13. Пчелов Е.В. Иван III и формирование государственной символики России в конце XV в. С. 294.

14. Двуглавый орёл стал гербом княжеской династии Неманичей (1170 - 1371 гг.).

15. Пчелов Е.В. Иван III и формирование государственной символики России в конце XV в. С. 295.

16. Герб и флаг России: X - XX века. М., 1997. С. 127-141.

17. Рассадин С.Е. Гнездо двуглавого орла. Минск, 2008. С. 35. Не менее экстравагантной является его же теория о заимствовании двуглавого орла Византией «от народов Балтийского субрегиона» (там же, с. 82).

18. Хорошкевич А.Л. Символы русской государственности. М., 1993. С. 23. Ср.: Пчелов Е.В. Иван III и формирование государственной символики России в конце XV в. С. 291.

19. В 1255 г. галицко-волынский князь Даниил Романович принял предложенную ему папой Иннокентием IV королевскую корону. Королями Руси титуловались сын и внук Даниила, Лев Данилович и Юрий I Львович. Последним титулярным «королём Руси» был князь Юрий II Тройденович, внук Юрия I (ум. в 1340 г.). После его смерти Галицкую землю захватил польский король Казимир III Великий (1333 - 1370 гг.), и в дальнейшем название «королевство Руси» закрепилось за Галичиной.

20. Халитова Н.Н., Халитов Н.Х. Двуглавый орёл в исламском и тюрко-татарском средневековом искусстве. С. 110.

21. Виноградов В.Н. Османская империя и Россия: XV - конец XIX века // Новая и Новейшая история. 2012. №1. С. 98.

22. Лихачёв Д.С. Национальное самосознание Древней Руси: очерки из области русской литературы XI - XVII вв. М.-Л., 1945. С. 93-94.

23. Пчелов Е.В. Иван III и формирование государственной символики России в конце XV в. С. 295; Пастуро М. Геральдика. М., 2003. С. 58.

24. Пчелов Е.В. Иван III и формирование государственной символики России в конце XV в. С. 294.

25. Перхавко В. Первый «государь всея Руси» // Наука в России. 2012. №5(191). С. 82.

26. Греков И.Б. Очерки по истории международных отношений Восточной Европы XIV - XVI вв. М., 1963. С. 196.

27. Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. Т. I. СПб., 1851. С. 12.

28. Агоштон М. Великокняжеская печать 1497 г.: к истории формирования русской государственной символики. М., 2005. С. 401-406. Подробнее см.: Соболева

H.А. Русские печати. М., 1991. С. 195-222; она же. Феномен двуглавого орла: реальность и семантика // Исследования по источниковедению истории России (до 1917 г.). К 80-летию члена-корреспондента РАН В.И. Буганова: сборник статей. М., 2012. 265-276.

29. Об этом см.: Агоштон М. Великокняжеская печать 1497 г. С. 393-406.

30. Зимин А.А. Россия на рубеже XV - XVI столетий: очерки социально-политической истории. М., 1982. С. 73.

31. Сб. РИО. Т. 41. №10. С. 41.

32. Хакимов Р.С. Золотая Орда как вершина тюрко-татарской цивилизации // Золотоордынская цивилизация. 2008. №1. С. 19.

33. Уколова В.И., Шкаренков П.П. Формирование ранней российской государственности в контексте средневекового европейского политогенеза // Новый исторический вестник. №4(50). М., 2016. С. 14.

34. Соболева Н.А. Символы русской государственности // Вопросы истории. 1979. №6. С. 47-59.

35. Лихачев Н.П. История образования российской государственной печати // Биржевые ведомости. 1915. 15 мая, № 14843. Ср.: Наумов О.Н. Научная геральдика России. М., 2013. С. 405.

36. Кучкин В.А. Великокняжеская печать с двуглавым орлом грамоты 1497 года // Вопросы истории. 1999. № 4/5. С. 24 слл.

37. Алеф Г. Заимствование Москвой двуглавого орла: точка зрения несогласного // Из истории русской культуры. Т. II. Кн. 1. Киевская и Московская Русь. М., 2002. С. 635.

38. См.: Соболева Н.А. Герб Российского государства // Вопросы истории. 1992. № 10. С. 191 слл.

39. Эта печать была найдена в 1767 г. Н.Н. Бантыш-Каменским. См.: Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в гос. Коллегии иностр. дел. Ч.

I. №129. М., 1813. С. 333.

40. Борисов Н.С. Иван III. М., 2000. С. 475.

41. Пчелов Е.В. Двуглавый орёл на Руси до печати Ивана III 1497 г. // Историк в России: между прошлым и будущим. М., 2012. С. 277-294; он же. Двуглавый орёл: реальность и мифология имперского наследия // Signum. Вып. 8. М., 2015. С. 5-35. Основоположником «византийской» версии стал В.Н. Татищев (Татищев В.Н. История Российская. Т. 1. М.-Л., 1962. С. 368). В дальнейшем её придерживались Н.М. Карамзин (Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. VI. М., 1817. С. 68) и В.О. Ключевский (Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. 2. М., 1988. С. 116). Следует подчеркнуть, что из Византии был заимствован родовой геральдический знак династии Палеологов, а вовсе не «герб» Византии, которого у неё никогда не было (см.: Лихачёв Н.П. Некоторые старейшие типы печатей византийских императоров. М., 1911. С. 43).

42. Караваева Е.В., Волкова Л.Д. Бинарно-тринитарная символика в русской духовной и материальной культуре // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. №7(148). С. 113.

43. Борисов Н.С. Иван III. С. 308.

44. Пчелов Е.В. Иван III и формирование государственной символики России в конце XV в. С. 292.

45. Исхаков Д.М. О двуглавом орле, или о пользе отказа от старорусских исторических штампов // Звезда Поволжья. 2001. 29 марта - 4 апреля.

46. Халитова Н.Н., Халитов Н.Х. Двуглавый орёл в исламском и тюрко-татарском средневековом искусстве. С. 111.

47. Гончаров Е.Ю. Двуглавый орёл на монетах Золотой Орды и Малой Азии. С. 5, 9-10.

48. Существует предположение, что в Крыму монеты с изображением двуглавого орла чеканились в правление Тохтамыша (1380 - 1395 гг.).

49. Гончаров Е.Ю. Двуглавый орёл на монетах Золотой Орды и Малой Азии. С. 12-13.

50. Халитова Н.Н., Халитов Н.Х. Двуглавый орёл в исламском и тюрко-татарском средневековом искусстве. С. 111.

51. Исхаков Д.М. В поисках истоков и смысла изображения двуглавых птиц (орлов) на золотоордынских монетах // Нумизматика Золотой Орды. Вып. 3. Казань, 2013. С. 120 слл.

52. Тамга Джучидов по неизвестной причине перестала использоваться при хане Узбеке. В докладе «Изображение двуглавого пернатого существа на монетах Улуса Джучи: мифология, символика или орнитология?», прочитанном 22 ноября 2016 г. на ежегодных Нумизматических чтениях ГИМ (Москва), К.К. Хромов высказал мнение, что двуглавая птица на золотоордынских пулах представляет собой «абстрактную аллегорическую фигуру, олицетворяющую верховную власть Чингизидов в Улусе». Таким образом, изображение пернатого хищника на монетах как бы заменяло ханскую «подпись». К.К. Хромов полагает, что ни о каком «заимствовании» Иваном III у ордынских властителей двуглавого орла в качестве герба Московского государства не может быть и речи.

53. Исхаков Д.М. В поисках истоков и смысла изображения двуглавых птиц (орлов) на золотоордынских монетах. С. 123.

54. Исхаков Д.М. В поисках истоков и смысла изображения двуглавых птиц (орлов) на золотоордынских монетах...С.. 124.

55. Хотя Иван III и Василий III время от времени титуловались царями (в дипломатических документах, жалованных грамотах и летописях), первым царём всея Руси, венчанным на царство по византийскому обряду, стал Иван IV Грозный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.