Научная статья на тему 'ДВУХГЛАВЫЙ ОРЕЛ В ИСЛАМСКОМ И ТЮРКО-ТАТАРСКОМ СРЕДНЕВЕКОВОМ ИСКУССТВЕ'

ДВУХГЛАВЫЙ ОРЕЛ В ИСЛАМСКОМ И ТЮРКО-ТАТАРСКОМ СРЕДНЕВЕКОВОМ ИСКУССТВЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
257
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ / СИМВОЛ / ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Халитова Наиля Надыровна, Халитов Нияз Хаджиевич

В статье на основе изучения археологических находок и архитектурных памяников повествуется о времени появления и ареале распространения образа двухглавого орла. Этот образ был впервые прослежен в хеттском монументально-декоративном искусстве в XIII в. до н.э., а затем в Египте, Шумере, Ассирии и др. Двуглавый орел получил распространение также и в христианской Европе в XII-XIII вв., где после крестовых походов он был принят как символ Священной Римской империи. В мусульманском искусстве образ двуглавого орла впервые отмечен в Кордовском халифате (Андалусия) в XI-XII вв. Получил распространение в Сельджукском государстве, на монетах ханов Золотой Орды XIV века, а также в Крымском ханстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TWO-HEADED EAGLE IN THE ISLAMIC AND TURKIC -TATAR MEDIEVAL ART

In article on the basis of studying of archeological finds and architectural monuments the horde is narrated about time of emergence and an area of a distribution of an image two-headed eagle. This image was tracked for the first time in hettsky monumental and decorative art in the XIII century BC, and then in Egypt, Sumer, Assyria, etc. The two-headed eagle gained distribution as well in Christian Europe in the XII-XIII centuries where after crusades he was accepted as a symbol of the Sacred Roman Empire. In Muslim art the image of a two-headed eagle is noted for the first time in the Kordovsky caliphate (Andalusia) in the XI-XII centuries. Gained distribution the Seldzhuksky state, on coins of khans of the Golden Horde in XIV century, and also in the Crimean khanate.

Текст научной работы на тему «ДВУХГЛАВЫЙ ОРЕЛ В ИСЛАМСКОМ И ТЮРКО-ТАТАРСКОМ СРЕДНЕВЕКОВОМ ИСКУССТВЕ»

УДК 93:73"653"

Н.Н. Халитова, Н.Х. Халитов

Двухглавый орел в исламском и тюрко-татарском средневековом искусстве*

Ключевые слова: образ, символ, двуглавый орел,

Аннотация. В статье на основе изучения археологических находок и архитектурных памяников повествуется о времени появления и ареале распространения образа двухглавого орла. Этот образ был впервые прослежен в хеттском монументально-декоративном искусстве в XIII в. до н.э., а затем в Египте, Шумере, Ассирии и др. Двуглавый орел получил распространение также и в христианской Европе в XII-XIII вв., где после крестовых походов он был принят как символ Священной Римской империи. В мусульманском искусстве образ двуглавого орла впервые отмечен в Кордовском халифате (Андалусия) в XI-XII вв. Получил распространение в Сельджукском государстве, на монетах ханов Золотой Орды XIV века, а также в Крымском ханстве.

Среди многообразных форм животного мира, представленных в исламском и татарском средневековом изобразительном искусстве, особое место занимают изображения фантастических существ, как правило, представляющих собою комбинации из частей тел различных животных, птиц, рыб и человека. Как правило, они сопровождаются мифическими легендами, в которых они наделяются особыми качествами и могуществом, олицетворяют собой какие-то высшие силы или явления природы. В их числе можно встретить также и многоглавые существа, причем порою их головы могут быть заимствованы у разных представителей животного мира. В образах фантастических существ часто заложена определенная смысловая символика, позволяющая трактовать их как некую могущественную силу, олицетворяющую собою некие сверхъестественные возможности, позволяющие покровительствовать целым народам и государствам. Именно такое восприятие и обеспечило некоторым из них поразительную жизнеспособность и долговечность буквально через тысячелетия, когда один и тот же образ эксплуатировался совершенно разными цивилизациями, прихотливыми путями передаваясь по эстафете от народа к народу, и впоследствии трактовался в политических целях с намеренным искажением смыслов и истории происхождения. Выявить объективную истину в таких случаях не представляется возможным, не затрагивая чьих-то интересов, и остается лишь констатировать различие позиций по этому вопросу.

Особый интерес для нас представляет образ двуглавого орла, имеющий непосредственное отношение как к тюрко-исламским цивилизациям, так и к татарской художественной и государственной культуре. Такие символы не могли носить случайный характер. Например, как отмечают исследователи, «если двуглавый орёл обычная геральдическая фигура, то подобная «двуглавость» должна наблюдаться и у других птиц. Но среди множества разных гербов (более 100000) можно встретить не более 10-ти с изображением двуглавых петухов, куриц, аистов и т.д.» [Панасенко].

Не вдаваясь в предысторию образа, который впервые прослежен в хеттском монументально-декоративном искусстве еще в XIII в. до н.э. [Панасенко] (а затем в Египте, Шумере, Ассирии и др.) (рис.1-1,2,6)*, отметим, что это весьма распространенный как в исламском искусстве Ближнего и Среднего Востока, так и конкретно в татарском искусстве сюжет, и, что особенно интересно, встречается у дунайских болгар времен правления Омуртаг Хана (814-831 гг.) в трактовке, очень близкой сельджукской [Hilmi]. Широко известны также изображения буддийской двуглавой птицы Гаруды (рис.1-5), проникшие в Среднюю Азию из Индии [Валеев, 2004]. Из близких нам культур похожие по стилистике (хотя и не двуглавые) изображения известны в искусстве печенегов (7-9 вв.) и европейских гуннов [Hilmi]. Кроме того, похожий символ (стилизованная двуглавая птица) встречался в балтийских и финно-угорских культурах Поволжья и в Сибири уже в III-II вв. до н.э. [Валеев, 2002, с.893] (рис.1-3, 4), что прямо наталкивает на мысль о неслучайности его появления и дальнейшего развития в средневековой культуре поволжских татар.

Двуглавый орел получил распространение также и в христианской Европе в XII-XIII вв., где после крестовых походов он был принят как символ Священной Римской империи и входивших в нее государств (рис.2-4, 5, 6) [Вилимбахов, 2004, с.9-10]. С середины XIV века такой орел упот-

* См. электронную версию статьи http://nhalitov.ru/article/2012/04/23/dvuglavyy-oryol-v-islamskom-i-tyurko-tatarskom-srednevekovom-iskusstve

* См. рис. 1-13 к статье на цветной вклейке.

реблялся как родовой символ византийских императоров Палеологов [Там же, с.10] (рис.2-3) (но не как герб Византии!) [Двухглавый, Беляков]. У русских впервые отмечен на пулах Великого князя тверского Михаила Борисовича (1470 г.) (рис.2-7) и пулах Новгорода Великого в золотоордын-ской трактовке и позже (1497 г.) на печати Великого князя московского Ивана III в западноевропейской [Беляков] (или, как чаще утверждается, в византийской) трактовке (рис.2-8).

В мусульманском искусстве образ двуглавого орла впервые отмечен в Кордовском халифате (Андалусия) в XI-XII вв. на тканях [Two-headed] (рис.3). Андалусский орел стилизован в духе искусства Древних царств и держит в лапах крупных животных (в одном случае львов или барсов, в другом - ланей, в третьем - индюков и т.п.) [Там же]. Багдадский халифат использовал двуглавого орла на своих монетах с 1157 года1 (рис.4-2), мамлюкские султаны Египта аз-Захир Бейбарс и ас-Саид Барака Хан - в XIII веке [Там же].

В том же XIII веке он стал одним из символов обширного Сельджукского государства, где его можно видеть в самых разнообразных воплощениях: на монетах [Turklugun], каменных рельефах городских ворот Коньи и Диярбакыра2, на стенах мечетей, медресе3 и усыпальниц, бытовой и настенной керамике [Two-headed], торевтике и др. (рис.4-5). Сельджукские орлы ничего в лапах не держат. Можно также отметить наличие выраженного хохолка на голове, которого у андалусских и европейских орлов нет. Крылья развернуты и опущены вертикально вниз. Клюв приоткрыт или чаще закрыт. Хвост опущен вниз и развернут веером.

Изображения можно разделить по характеру стилизации на три группы:

1. Реалистичные (рис.5-1). Выполнялись в технике резьбы по камню4. Весьма точно воспроизводят внешний вид орла, точно передавая пропорции, оперение и другие детали внешности.

2. Слабо стилизованные (рис.5-2, 3, 4). Выполнялись в технике резьбы по камню5, штамповка и литье (монеты), роспись (керамика)6. Контур и пропорции орла передаются довольно точно, но проработка деталей отсутствует. Верхняя часть крыльев может быть стилизована под спираль или мотивы растительного орнамента. Хвост стилизуется под упрощенный мотив тюльпана (или напоминающий его). Грудь приобретает очертания щита, иногда декорируется упрощенным орнаментом.

3. Сильно стилизованные (рис.5-5, 6). Изображение приобретает вид условно проработанной фигуры орла в уплощенном контуре. Отдельные элементы теряют реалистичность, приобретают характер орнамента.

4. Орнаментальные (рис.5-7, 8, 9). При наибольшей степени стилизации орел может оказаться полностью стилизованным орнаментальным мотивом, узнаваемым лишь как знак или символ в силу многократной повторяемости в контексте художественной культуры. Это, в частности, говорит о широком распространении такого мотива, когда внешняя узнаваемость уже становится необязательной и изображение читается независимо от того, насколько оно близко воспроизводит оригинал.

Кроме того, орлов можно разделить на две подгруппы:

1. Без ошейника (браслета).

2. С ошейником (браслетом, ожерельем). Эта любопытная деталь присутствует на большей части изображений, начиная с самых ранних исламских образцов, и, вероятно, имеет какое-то особое символическое значение, поскольку устойчиво воспроизводится в разнообразных вариациях в течение последующих столетий. В реалистичных и слабо стилизованных изображениях ошейник имеет вид жесткого кольца, опоясывающего шею в районе ее раздвоения (рис.6-1, 2). При последующей стилизации кольцо приобретает вид браслета с загнутыми концами со стороны спины (рис.6-3, 5). При орнаментальном решении рисунка браслет и головы сплетаются в единую композицию, а концы браслета украшаются пальметтой (тюльпаном), образуя иногда подобие короны над головами7 (рис.6-4, 6, 7).

1 Например, дирхем Имад эд-Дина Зенгри, атабека Синджара в Ираке, 1170-1197 гг. [см. Clericus, 1875, p. 93-101]; монета аль-Малика ас-Салиха Насир ад-Дин Махмуда, амира Хисн Кайфы, Харрана и Урфы (1232-1239 гг.) [Two-headed].

2 Эпоха Алла эд-Дина Кейкубада (1219-1237 гг.).

3 Медресе Якутия в Эрзуруме (1310 г.), Улу джами в Дивриги (1228-1229 гг.).

4 Рельефное изображение с главных ворот Коньи. Эпоха Алла эд-Дина Кейкубада (1219-1237 гг.); медресе Якутия в Эрзуруме (1310 г.) и др.

5 Рельефы на некоторых башнях крепости Диярбакыр, Турция.

6 Керамические панели времен Алла эд-Дина Кейкубада. Восточная Турция, 1225 г.

7 Любопытно отметить, что появление византийского орла с тремя коронами в XIV веке довольно точно воспроизводит композицию сельджукского орнаментального орла, причем сам орел во всех деталях повторяет реалистическое изображение сельджукского орла. И та и другая версии появились у сельджуков на столетие раньше эмблемы Палеологов.

Халитова Н.Н., Халитов Н.Х.

111

В XIII веке мы видим распространения этого образа также на Кавказе (в пределах Сельджукского государства: Армения8, Сванетия) [Пасенко, Двуглавый] и в Средней Азии (золототканое изображение) [Two-headed] (рис.7).

У татар двуглавый орел известен, прежде всего, по монетам XIV века из Старого и Нового Сараев, чеканенных ханами Узбеком и Джанибеком [Янина, 1960, с.210-221; Шельди, 2002; Исхаков, 2007, с.30; Золотая Орда] (рис.8). Однако есть сведения и более ранних монетах хана Тохты (1291— 1312 гг.) [Исхаков, 2007, с.29], чеканки Ирбиля династии Худагуидов также с двуглавым орлом [Там же]. Известна так же подобная монета хана Тохтамыша конца XIV в. (775 г.х.) из Сарая Аль-Джедид (или Крыма) (рис.9-5) [Нумизматика] и анонимный пул из Гюлистана (766 г.х.) [Определение; Золо-тоордынские] (рис.9-4). Сохранилось изображение герба генуэзских князей крепости Мангуп в Крыму (XII-XV вв.) [Панасенко], в точности воспроизводящего один из вариантов сильно стилизованного сельджукского орла, что позволяет отнести его к мусульманским символам золотоордынского Крыма (рис.9-13). Все это говорит о неслучайности этого изображения в культуре Золотой Орды и требует какого-то объяснения. Интересны наблюдения и выводы Д.М.Исхакова, проанализировавшего сообщение татарской исторической рукописи «Дефтер-и Чингис-наме» о том, что в числе клановых атрибутов Чингис-хана присутствовала «ике башлы кара кош» [Дэфтэре, 2000, б.18-21; Ivanks, 2000, p.55-60; Исхаков, 2007, с.29] (двуглавая черная птица), которую он атрибутирует как двуглавого орла [Исхаков, 2007, с.29]. Историк пришел к выводу о том, то приведенные данные «позволяют искать и иные, чем ближневосточные, корни рассматриваемой проблемы» [Там же].

Возможно, к подобным же явлениям следует отнести и пулы XV века с двуглавыми орлами, чеканенными в Твери [Чей орел] Дмитрове [Зайцев, 2004] и Новгороде [Поисковый] (рис.9-11,12). Орлы на этих монетах с татарскими названиями «пул» идентичны золотоордынским («денга», впрочем, тоже татарское слово: «тэнкэ» (в переводе - «чешуйка»). На новгородском орле, к тому же, отчетливо виден характерный сельджукский «ошейник» (рис.9-11).

Подробных изображений золотоордынского двуглавого орла пока, к сожалению, не сохранилось, и поэтому приходится довольствоваться изображениями на монетах. Тем не менее, их вполне достаточно, чтобы утверждать, что золотоордынский двуглавый орел в некоторых из версий является безусловным заимствованием сельджукского образа и вписывается в аналогичную же систему классификации.

Глядя на золотоордынские монеты, рождается ощущение, что за примитивной и условной формой передачи двуглавого орла на них скрывается всего лишь символ, реальный прототип которого был известен каждому (как, к примеру, образ Георгия Победоносца для жителей Московского государства, он и попал на московские монеты, причем в столь же примитивном облике). Как было сказано, подобное изображение украшало ворота городов Диярбакыра и Коньи, столицы Сельджукского государства в XIII веке (рис.10-1, 2, 3). Известно также, что на городских воротах Ор Капусы (Перекоп) было изображение совы [Крикун, 2001, с.142]9, а на Северных воротах Хан-Сарая в Бахчисарае (XV-XVIII вв.) и до настоящего времени сохранился рельеф в виде двух сплетенных драконов (рис.10). Оба эти мотива также распространены в орнаменте казанских татар, что может говорить об их золотоордынском или даже булгарском происхождении.

К сожалению, никаких фактических примеров применения двуглавого орла в средневековом татарском архитектурном орнаменте пока не имеется, однако следы его присутствия можно проследить на более позднем материале. В архитектурной резьбе деревянных домов Заказанья мотив двуглавого орла отнюдь не редкость, причем различные формы его в принципе совпадают с изображениями на золотоордынских монетах. Можно ли их считать интерпретацией изображений на раритетных монетах (что менее вероятно) или древней местной традицией, вопрос пока остается открытым. Многоо-образие форм этого сюжета в различных областях татарского декоративного искусства (деревянная резьба - рис.11, вышивка, ткачество, кожаная мозаика, гравировка по металлу - рис.12), а также изобретательность в способах стилизации образа (рис.13) говорят о неслучайности этого мотива в татар-

8 Скульптурные изображения двуглавого орла на церкви в селе Дсех (VII век) и на южном фасаде притвора церкви в монастыре Бардзракаш, 1259 г. (Лори. Армения). Оба изображения - родовые символы древнего армянского княжеского рода Мамиконян [Панасенко].

9 Наблюдение это было сделано XVII веке Н.Витсеном, который ошибочно трактовал его как символ мудрости. Однако по описаниям средневековых путешественников, сова являлась священным животным монголов, которые повсюду возили с собой в походах черную сову в клетке, говоря, что она в свое время спасла жизнь Чингиз-хану. Вспомним одно из «знамен Казанского кесаря», запечатленное Алярдом, где на желтом фоне мы опять видим ту же самую черную сову: «Другой Татарский флаг, желтой с черной совою, у которой перси желтоваты» [История].

ской художественной культуре и связи с какими-то глубинными формами духовной культуры10. Все это позволяет склониться ко второй версии: о средневековом, возможно, и более раннем происхождении этого мотива. Если вспомнить археологические находки с изображениями двуглавых птиц именно на территории будущего Булгарского государства и сопредельных ему территориях (Средняя Азия, Кавказ), а затем и поволжской части Улуса Джучи, населенной автохтонными племенами, которые активно смешивались с булгарами и татарами, нетрудно предположить, что этот образ был не чужд внутреннему миру жителей Поволжья и Урала и сохранялся в мифологии тюркских кочевников и финно-угров, и поэтому нашел благоприятную почву для возрождения в период Золотой Орды.

Так или иначе, двуглавый орел в татарском архитектурно-декоративном искусстве присутствовал, и композиционное место и значение его в структуре художественного оформления фасадов, хотя и в более позднее время, для нас понятно.

Список источников и литературы

Панасенко - Панасенко С.П. Появление двуглавого орла в России, Византии и Германии. Дополненная версия статьи опубликованной в журнале «Гербоведъ»(№84. 2005 г.) - http://goldarms.narod.ru/opus1.htm Emel ESiN, 1978 - Emel ESiN. Türk Kültürü El Kitabi SeriII, Cild 1/b Edebiyat Fak. Yayrnlan. ist. 1978. Hilmi - Hilmi Özden. TÜRKLERDE KARTAL VE ÇiFT BAÇLI KARTAL TAMGASI. http://www.eskisehirturkocagi.org/turklerde-kartal-ve-cift-basli-kartal-tamgasi/

Валеев, 2002 - Валеев Ф.Х. Татарский народный орнамент. Казань: изд. Департаментом по поддержке малого и среднего предпринимательства, 2002.

Вилинбахов, 2004 - Вилинбахов Г.В. История Российского герба и флага. СПб., Филологический ф-т Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2004.

Двуглавый - Двуглавый орел в русской символике. Часть 1. - http://silaev-ag.ru/public/adel_1 Беляков - Беляков А. А. Еще раз о двуглавом орле. Трактовка символов, предлагаемых в качестве государственных. - http://www.ng.ru/ideas /2000-11-10/8_doubleheaded.html (10.11.2000)

Two-headed eagle - Two-headed eagle. - http://www.hubert-herald.nl /TwoHeadedEagle.htm (Updated 201110-10, © Hubert de Vries 2011-07-17).

Clericus, 1875 - Clericus, Ludwig A.: Zur Urgeschichte des Doppeladlers. In: Vierteljahrsschrift für Heraldik, Sphragistik und Genealogie. III Jahrgang. Berlin, 1875.

Türklügün - Türklügün hakimiyet sembolü: çift baçli kartal. - http://www.yenidenergenekon.com/101-turklugun-hakimiyet-sembolu-cift-basli-kartal (Yayin Tarihi 26 Ocak, 2008)

Янина, 1960 - Янина С. А. Джучидские монеты из раскопов и сборов Куйбышевской экспедиции в Болгарах в 1957 г. // МИА. №80. 1960. С.210-221.

Шельди, 2002 - Шельди Н.М. Булгаро-татарские монеты 13-15 вв. Казань, 2002.

Исхаков, 2007 - Исхаков Д.М. Клановая принадлежность «дома Чингис-хана» (Алтын Урука) и его атрибуты (постановка проблемы) // Средневековая археология евразийских степей. Материалы Учредительного съезда Международного конгресса. Казань, 14-16 февраля 2007 г. Т.2. Серия «Археология евразийских степей». Вып.2. Казань: Институт истории АН РТ, 2007.

Золотая Орда - Золотая Орда, двуглавый орел на монетах хана Джанибека (XIV в.) - http://my-gerb.com/cat.html?itemid=392 (www.my-gerb.com ©2009-2011)

Vasary, 2005 - Istvan Vasary. Cumans and Tatars. Oriental Military in the Pre-Ottoman Balkans, 1185-1365. Cambridge: Cambridge university press, 2005.

Нумизматика - Нумизматика. Восток дело тонкое. - http://kladoiskateli.com/lofiversion/index.php /t4848.html (Форум IP.Board © 2001-2012 IPS, Inc.)

Определение - Определение и оценка монет Золотой Орды. - http://www.reviewdetector.ru/lofiversion /index.php?t131518.html (Invision Power Board © 2001-2012 Invision Power Services, Inc.)

Золотоордынские - Золотоордынские монеты из собрания Археологического музея КГУ. -http://old.kpfu.ru/archeol/zolmon.htm (© 1995-2010 Казанский федеральный университет)

Появление - Появление двуглавого орла в России, Византии и Германии - Геральдический сайт Сергея Панасенко. - http://goldarms.narod.ru /opus2.htm

Дэфтэре, 2002 - Дэфтэре Чынгыз-нэма. Казан, 2000.

Ivanics, 2002 - Ivanics M., Usmanov M. A. Das Buch der Dschingis-Legende (Daftari Cingus-nama). 1. Szeged, 2002.

Чей орел - Чей орел на Российском гербе? (Главы из книги «Тысячелетие России: скелеты в шкафу»). -http://www.fraza.ua/analitics/10.06.09 /69581.html?cpage=4

10 Интересно в данном контексте сопоставление с русским народным орнаментом, где мотив двуглавого орла, несмотря на его явную и усиленную пропаганду как символа российской государственности и монархии, особого распространения не получил и число интерпретаций его невелико. Ситуацию можно сравнить с символами советской власти, которые также воспроизводились в псевдонародных изделиях с презентационными целями и не могут считаться истинно народной традицией.

Халитова H.H., Хамитов Н.Х.

113

Зайцев, 2004 - Зайцев В.В. Материалы по русской нумизматике XV века. - Киев, Юнона монета, 2004. -http://russianchange.narod.ru/coins /zaytsev/zaytsev.html (Copyright © 2004, Василий Зайцев)

Поисковый - Поисковый клуб «Авантюристъ». Аукцион монет. - http://avanturist.info/forum /viewtopic.php?f=26&t=897 (© 2009 АвантюристЪ).

Крикун, 2001 - Крикун Ю.В. Памятники крымскотатарской архитектуры (13-20 столетия). - Симферополь: Таврида, 2001.

История - История гербов города Казани и городов Казанской губернии. - http://kazadmin.narod.ru/gerbs /gerbs.html)

Н.Н. Халитова, Н.Х. Халитов ИСЛАМ ЬЭМ Т6РКИ-ТАТАР СЭНГАТЕНДЭ ИКЕ БАШЛЫ Б6РКЕТ ОБРАЗЫ

Ачкыч сузлэр: образ, символ, ике башлы беркет.

Кыскача эчтэлек. Мэкалэдэ археологик табышларны hэм архитектура истэлеклэрне ейрэну нигезендэ ике башлы беркет образыньщ таралу вакыты hэм ареалы турында сейлэнэ. Бу образ беренче тапкыр безнен эрага кадэр XIII гасырда хеттларнын монументаль-декаратив сэнгатендэ чагылыш тапкан, сонрак Мисырда, Шумерда, Ассириядэ hэм башка тебэклэргэ таралган. Ике башлы беркет христиан Европасында XII-XIII гасырларда, тэре походларыннан сон, Изге Рим империясенен символы буларак кабул ителэ. Ике башлы беркет образы меселман сэнгатендэ беренчелэрдэн булып XI-XII гасырларда Кордов халифэтендэ (Андалусия) кулланыла. Ул шулай ук Сэл^уклэр дэулэтендэ тарала, Алтын Урда ханнарынын XIV гасырда сугылган тенкэлэрендэ hэм Кырым ханлыгында очрый.

N.N. Halitova, N.H. Halitov TWO-HEADED EAGLE IN THE ISLAMIC AND TURKIC -TATAR MEDIEVAL ART

Keywords: image, symbol, two-headed eagle.

Annotation. In article on the basis of studying of archeological finds and architectural monuments the horde is narrated about time of emergence and an area of a distribution of an image two-headed eagle. This image was tracked for the first time in hettsky monumental and decorative art in the XIII century BC, and then in Egypt, Sumer, Assyria, etc. The two-headed eagle gained distribution as well in Christian Europe in the XII-XIII centuries where after crusades he was accepted as a symbol of the Sacred Roman Empire. In Muslim art the image of a two-headed eagle is noted for the first time in the Kordovsky caliphate (Andalusia) in the XI-XII centuries. Gained distribution the Seldzhuksky state, on coins of khans of the Golden Horde in XIV century, and also in the Crimean khanate.

Халит Нияз Хаджиевич - доктор архитектуры, главный научный сотрудник Института истории им. Ш.Марджани АН РТ (г.Казань).

E-mail: niaz_halit@rambler.ru

Халит Нияз Хажи улы - архитектура докторы, Ш.Мэржаани исемендэге Тарих институтыньщ баш елкэн хезмэткэре (Казан шэhэре).

Halit Niyaz Hadzhiyevich - doctor of architecture, the chief researcher of Sh.Marjani Institute of History of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan (Kazan).

Халитова Наиля Надыровна - старший преподаватель Казанского государственного университета культуры и искусств (г. Казань).

E-mail: na-hal9@rambler.ru

Халитова Наилэ Надыйр кызы - Казан дэYлэт мэдэният hэм сэнгать университетынын елкэн укы-тучысы (Казан шэhэре).

Halitova Nailya Nadyrovna - the senior teacher of the Kazan State University of Culture and Arts (Kazan).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.