Научная статья на тему 'ВЕРСИИ ПОЯВЛЕНИЯ ОБРАЗА ДВУГЛАВОГО ОРЛА В РОССИЙСКОЙ ГЕРАЛЬДИКЕ'

ВЕРСИИ ПОЯВЛЕНИЯ ОБРАЗА ДВУГЛАВОГО ОРЛА В РОССИЙСКОЙ ГЕРАЛЬДИКЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
662
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРБ / ГЕРАЛЬДИКА / СИМВОЛ / ЭМБЛЕМА / ДВУГЛАВЫЙ ОРЁЛ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ / EMBLEM / HERALDRY / SYMBOL / DOUBLE-HEADED EAGLE / STATE EMBLEM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Zakutnov O.I.

В истории особая роль всегда отводилась знакам, олицетворяющим понятие государства, верховную власть государя, идею его господства над подданными. Данная статья посвящена рассмотрению основных версий появления в российской геральдике образа двуглавого орла, выявлены слабые и сильные стороны у каждой из этих версий, показана и осмыслена роль появления на гербе двуглавого орла как геральдического символа России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERSIONS OF EMERGENCE OF THE IMAGE OF TWO-HEADED EAGLE IN THE RUSSIAN HERALDRY

In history, a special role has always been given to the signs that embody the concept of the state, the Supreme power of the sovereign, the idea of his domination over his subjects. This article is devoted to the consideration of the main versions of the appearance in the Russian heraldry image of the double-headed eagle, identified weaknesses and strengths in each of these versions, shown and understood the role of the appearance on the coat of arms of the double-headed eagle as a heraldic symbol of Russia.

Текст научной работы на тему «ВЕРСИИ ПОЯВЛЕНИЯ ОБРАЗА ДВУГЛАВОГО ОРЛА В РОССИЙСКОЙ ГЕРАЛЬДИКЕ»

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

ВЕРСИИ ПОЯВЛЕНИЯ ОБРАЗА ДВУГЛАВОГО ОРЛА В РОССИЙСКОЙ ГЕРАЛЬДИКЕ

Закутнов Олег Игоревич, кандидат исторических наук, доцент

Астраханский государственный университет,

Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а

E-mail: zakutnov-oleg@mail.ru

В истории особая роль всегда отводилась знакам, олицетворяющим понятие государства, верховную власть государя, идею его господства над подданными. Данная статья посвящена рассмотрению основных версий появления в российской геральдике образа двуглавого орла, выявлены слабые и сильные стороны у каждой из этих версий, показана и осмыслена роль появления на гербе двуглавого орла как геральдического символа России.

Ключевые слова: герб, геральдика, символ, эмблема, двуглавый орёл, государственный герб

VERSIONS OF EMERGENCE OF THE IMAGE OF TWO-HEADED EAGLE IN THE RUSSIAN HERALDRY

Zakutnov Oleg I., Ph.D. (History), Associate Professor

Astrakhan State University,

20a Tatishcheva Str., Astrakhan, 414056, Russian Federation

E-mail: zakutnov-oleg@mail.ru

In history, a special role has always been given to the signs that embody the concept of the state, the Supreme power of the sovereign, the idea of his domination over his subjects. This article is devoted to the consideration of the main versions of the appearance in the Russian heraldry image of the double-headed eagle, identified weaknesses and strengths in each of these versions, shown and understood the role of the appearance on the coat of arms of the double-headed eagle as a heraldic symbol of Russia.

Keywords: emblem, heraldry, symbol, emblem, double-headed eagle, state emblem

В разных странах государственные гербы зарождались по-разному. Ряд европейских государств в качестве герба приняли герб царствующей династии или личный знак правителя государства. Иногда какая-либо отдельная область использовала в качестве своей эмблемы изображение птицы, растения, животного, цветов и т.д. Данное изображение со временем становилось и гербом страны. Что касается создания государственного герба, то он может быть создан законодательным путём в соответствии с политической историей, с учётом фауны и флоры государства.

Как и в большинстве стран Европы, в России основные эмблемы государственного герба (коронованный двуглавый орёл и всадник, поражающий копьём дракона, - святой Георгий Победоносец) вышли из Средневековья. Эмблемам, их символическому смыслу в средние века придавалось огромное значение. Особая роль отводилась знакам, олицетворяющим понятие государства, верховную власть государя, идею его господства над подданными. Среди государственных символов первенствовали эмблемы, составляющие отличительный знак государства - его герб. Подбор эмблем государственного герба, определение их сочетания, пропорций, цветов, относились к компетенции высшей государственной власти. Государственный герб всегда являлся важной составной частью атрибутов верховной власти, поэтому уже в Средневековье он изображался на печатях правителя, на монетах [4, c. 3].

Каспийский регион: политика, экономика, культура № 2 (55). 2018 г. Отечественная история

Тысячелетнюю историю русской символики подтверждают археологические раскопки, которые дали много интересных открытий времен Рюрика (IX в.). Первым символом славянских народов можно считать печать князя Владимира Святославича (960-1015 гг.), который явился крестителем Руси.

Существует несколько версий относительно первого появления двуглавого орла как геральдического символа России при Иване III на государственной печати в 1497 г.

Касательно политической составляющей, то геральдический двуглавый орёл давал московским князьям возможность создать более цивилизованное позиционирование на международной арене, продемонстрировав западному сообществу блестящую «генеалогию» - преемство власти из Рима и Византии. Впоследствии при царе Василии III это разовьётся в серьёзную религиозно-политическую концепцию «Москва - Третий Рим» [3].

Одна из версий, которую выдвигали историки, в том числе и Н.М. Карамзин, гласит, что появление двуглавого орла на Руси связано с браком Ивана III и Софьи Палеолог, являвшейся племянницей византийского императора. Также было известно, что изображение двуглавого орла использовалось в семейной анаграмме у Па-леологов. Изображение двуглавого орла сохранилось на семейном Евангелии и царском троне, последний был привезён Софьей Палеолог в качестве приданого. То есть символ «двуглавый орёл» как «приданое» перешёл к Ивану III. У данной версии есть свои слабые стороны: первое использование данного символа Иваном III произошло спустя двадцать лет после женитьбы на Софье Палеолог.

Идея византийских истоков русского двуглавого орла принадлежит В.Н. Татищеву, который считал, что Иван III приобрёл этот герб «по наследию» от царевны Софьи Палеолог (означенный фрагмент был впервые опубликован после смерти историка) [см.: 5, с. 356-357, 368-370].

Благодаря научным трудам Н.М. Карамзина широко распространилась версия о византийском истоке русского двуглавого орла. Тезис Н.М. Карамзина о византийском происхождении русского двуглавого орла был также безоговорочно принят первым исследователем русской сфрагистики и геральдики А.Б. Лакиером (18241870) [2, с. 141]. В вышедшем в 1855 г. обобщающем труде о русской геральдической символике А.Б. Лакиер значительное внимание уделил именно печати 1497 г., изображение на ней двуглавого орла и всадника исследователь классифицировал как государственный герб [2, с. 81]. Графические образы на печати Ивана III, по мнению А.Б. Лакиера, были ничем иным, как титулом государя в эмблеме [2, с. 155].

По трудам Н.П. Лихачева, сформулировавшего методологическое положение о необходимости сопоставления русской государственной печати с польской, шведской и даже с печатью Священной Римской империи, мы отмечаем его важный тезис: «Если будет доказано положение, что Византия (так же как и Римская империя), не знала государственной печати и на печатях императоров не помещала геральдического двуглавого орла, станет очевидно, что Московское правительство не могло заимствовать непосредственно из Византии того, чего та не имела» [2, с. 132].

Мы можем сделать вывод, что Иван III не мог заимствовать из Византии двуглавого орла в качестве герба, так как в Византии изображение двуглавого орла никогда не использовалось в качестве эмблемы государства и его императоров. Данный вывод подтверждает господствующая версия в западноевропейской историографии, что двуглавый орёл не использовался в качестве государственной эмблемы верховной власти в Византии, но изображение двуглавого орла использовалось в качестве орнамента и украшения.

Согласно второй версии, установление дипломатических отношений Иваном III со Священной Римской империей, обмен письмами, грамотами, договорными документами, которые были скреплены печатью Священной Римской империи с изображением двуглавого орла. Это сподвигло Ивана III на использование этого символа

THE CASPIAN REGION: Politics, Economics, Culture

2018. No. 2 (55) National History

на своей печати, с тем, чтобы и в данном вопросе быть наравне с императором Священной Римской империи.

Считается, что император Священной Римской империи Фридрих III Габсбург использовал двуглавого орла в качестве государственного символа намного раньше, с 1442 г.

У этой версии есть свои недостатки. Остается большой вопрос: зачем Ивану III перенимать символ католической Священной Римской империи? Также необходимо отметить, что в конце XV в. использование двуглавого орла в качестве геральдического символа было достаточно популярно и среди других европейских знатных домов.

Что касается третьей версии, то в ней говорится о самобытности образа двуглавого орла. В Новгородской республике в обороте ходили монеты с изображением одноглавого орла. После завоевания Иваном III Новгородской республики в 1478 г., он якобы изменил данное изображение на двуглавого орла, что символически могло обозначать образование нового государства путём присоединения территории Новгородской республики.

Относительно версии о заимствовании двуглавого орла из Византии, то в современной исторической науке данная версия подвергнута большой критике. В основе критики лежит следующее: в Византии не знали геральдики и гербов, соответственно, у византийского императора не могло быть герба в виде двуглавого орла.

Представление о двуглавом орле как гербе поздней Римской империи зародилось в литературе Раннего Ренессанса в Италии. Решающую роль здесь имели фрагменты «Истории Флоренции» о гербовой традиции Римской империи итальянского сочинителя Джованни Виллани (первая половина XIV в.) [1, с. 32].

Считается, что двуглавый орёл не был гербом Византии, однако в XV в. в западноевропейской геральдике существовало представление о двуглавом орле как о гербе императора Константинопольского. Представители императора Константинопольского, посещая страны Западной Европы, должны были придерживаться соответствующих правил, в том числе и геральдических. В 1453 г. с падением Константинополя представители византийской знати переезжают в Италию, откуда впоследствии были приняты на службу к Ивану III.

Таким образом, можно отметить, что геральдический образ двуглавого орла возник в особой культурной области в кризисный и гибельный момент для Византийской империи. Появление образа двуглавого орла в Москве связано с установлением тесных контактов с выходцами из византийских семейств.

Рассмотрев версии появления образа двуглавого орла в российской геральдике, можно отметить, что все они имеют свои сильные и слабые стороны, и нельзя однозначно утверждать, какая из них является истиной. Единого достоверного мнения о появлении двуглавого орла на Руси не существует, но появившись при правлении Ивана III (1462-1505), двуглавый орёл, как символ Российского государства, прошёл большое число изменений.

Список литературы

1. Виллани, Дж. Новая хроника, или История Флоренции / Дж. Виллани ; пер., ст. и прим. М. А. Юсима. - Москва : Наука, 1997. - 551 с.

2. Лакиер, А. Б. Русская геральдика / А. Б. Лакиер. - Москва : Книга, 1990. - 432 с.

3. Остоя, А. Откуда на Руси появился двуглавый орел / А. Остоя. - Режим доступа: http://russian7.ru/post/otkuda-na-rusi-poyavilsya-dvuglavyjj-ore/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (Дата обращения: 10.03.2018).

4. Соболева, Н. А. Российская государственная символика: история и современность / Н. А. Соболева. - Москва : ВЛАДОС, 2002. - 208 с.

5. Татищев, В. Н. История российская / В. Н. Татищев. - Москва - Ленинград : АН СССР, 1962. - Т. 1. - 500 с.

6. Solovjev, A. V. Les emblemes heraldiques de Byzance et les Slaves / A. V. Solovjev // Seminarium Kondakovianum. - Praha, 1935. - VII. - P. 132.

Каспийский регион: политика, экономика, культура № 2 (55). 2018 г. Отечественная история

References

1. Villani Dzh. Novaya khronika, ili Istoriya Florentsii [New Chronicle, or History of the Florency ]. Moscow, Nauka Publ., 1997, 551 p.

2. Lakier A. B. Russkaya geraldika [Russian heraldry]. Moscow, Kniga Publ., 1990, 32 s.

3. Ostoya A. Otkuda na Rusi poyavilsya dvuglavyy orel [Whence came the two-headed eagle in Russia]. Available at: http://russian7.ru/post/otkuda-na-rusi-poyavilsya-dvuglavyjj-ore/ (Accessed at: 10.03.2018).

4. Soboleva N. A. Rossiyskaya gosudarstvennaya simvolika: istoriya i sovremennost [Russian State Symbols: History and Modernity]. Moscow, VLADOS Publ., 2002, 208 p.

5. Tatishchev V. N. Istoriya rossiyskaya [History of Russia]. Moscow, USSR Academy of Sciences Publ., 1962, vol. 1, 500 p.

6. Solovjev A. V. Les emblemes heraldiques de Byzance et les Slaves. Seminarium Konda-kovianum. Praha, 1935, VII, p. 132.

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОДОСНАБЖЕНИЯ БАХЧИСАРАЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ в.

Османов Эльвиз Эдемович, преподаватель Крымский инженерно-педагогический университет Российская Федерация, 298450, г. Симферополь, пер. Учебный, 8 e-mail: elvis_osmanov@mail.ru

На Востоке традиция возведения фонтанов, колодцев и других гидротехнических сооружений возникла по причине почитания воды, практических нужд сельского хозяйства (садоводства, виноградарства) и ремесленного производства. Этим можно объяснить многочисленные фонтаны Бахчисарая. В данной статье рассматриваются действия городских властей по сохранению и ремонту уже существующих фонтанов и колодцев, а также усилия по прокладке нового водопровода для решения насущных проблем города. Бережное отношение к воде было свойственно не только сельским жителям, но и горожанам. Фонтаны обычно сооружались богатыми людьми для блага города, в память о важных событиях в жизни его устроителей. По сообщению путеводителей, еще в начале XIX столетия в городе насчитывалось 120 фонтанов, питающихся из трёх мощных источников. По традиции деньги на их содержание шли с построенных ханами и сданных в аренду 20 торговых лавок, доходов с фруктового сада в Сюрени, с постоялого двора в Бахчисарае. К концу XIX в. ситуация заметно ухудшилась: фонтанов в Бахчисарае осталось ничтожное количество, практически все они были в катастрофическом состоянии. Управа в своих постановлениях указывала, что водопроводная сеть содержалась нерационально, расходование воды по фонтанам было неравномерным, и только небольшая часть вакуфных доходов использовалась по назначению.

Ключевые слова: Бахчисарай, Городская управа, вода, фонтаны, источник, водопровод, гончарные трубы, колодцы, гидротехническое сооружение

PROBLEMS OF ORGANIZATION OF WATER SUPPLY OF THE BAKHCHISARAY IN THE END OF THE XIX -AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES

Osmanov Elvis E., Teacher Crimean Engineering and Pedagogic University 8 Uchebnyy Lane, Simferopol, 298450, Russian Federation E-mail: elvis_osmanov@mail.ru

The tradition of erecting fountains, wells and other hydraulic structures arose because of the veneration of water in the East and the practical needs of agriculture (horticulture, viticulture) and handicraft production. That's why there were numerous fountains of Bakhchisaray. This article examines the actions of the city authorities to preserve and repair existing fountains and wells, as well as efforts to lay a new water pipe to address the city's pressing problems. Careful attitude to water was peculiar not only to rural residents, but also to townspeople. Fountains were usually built by rich

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.