Научная статья на тему 'Открытый урок : «Тема образования и воспитания на страницах современной прозы»'

Открытый урок : «Тема образования и воспитания на страницах современной прозы» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1028
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Открытый урок : «Тема образования и воспитания на страницах современной прозы»»

Соловьева Г.В.

преподаватель русского языка и литературы, Смоленский педагогический колледж

£Х

ОТКРЫТЫЙ УРОК: «ТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА СТРАНИЦАХ СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЫ»

Каковы могут быть подходы к управлению качеством образовательного процесса?

Описание урока

Урок проходил в группах 3 курса специальностей «Преподавание в начальных классах» и «Информатика». По учебному плану дисциплина «Литература» находится в общекультурном блоке, изучается 32 часа, заканчивается зачётом. В группах имеется определённый читательский потенциал, о котором говорит «Читательский портрет группы». У 62% студентов сформирован «Тип Правильной Читательской Деятельности» (ТПЧД).

Тема урока сформулирована следующим образом: «Тема образования и воспитания на страницах современной прозы». Место темы в изучаемой дисциплине

- это одна из 18 тем учебной программы. В образовательном процессе в целом тема такова, что выводит на межпредметные связи, формирует метазнания, так как носит профильный характер для студентов педагогических специальностей, значит, при ее изучении возможно развитие всех четырёх профессиональных компетенций. В тоже время будут сложности в изучении темы, так как у студентов может возобладать личный педагогический опыт, не всегда большой и позитивный, а также наивно-реалистический подход к литературным произведениям об образовании и воспитании

- это готовый рецепт, которому нужно следовать.

Это первое занятие по теме, поэтому был выбран тот тип, который эмоционально настроит на серьёзную и углублённую дальнейшую работу. По традиционной типологии уроков это урок комбинированного типа. Нам ближе типология Т.И. Шамовой («Управление образовательным процессом в адаптивной школе»), где учитывается логика процесса усвоения знаний. Тогда это вводное учебное занятие 0-типа. Оно соответствует следующей структуре: мотивация - образное представление об изучаемой теме - актуализация субъектного опыта - организация восприятия -осмысление практической и социальной значимости

- рефлексия. Структура описана через тезаурус урока (см. Приложение №2).

Цель урока - осмысление приоритетных ценностей в образовании и воспитании через освоение содержания темы.

Урок решал следующие задачи:

о общеобразовательные - помочь студентам осознать социальную, практическую и личностную значимость предстоящей учебной темы, создать условия (содержательные, организационные и методические)

для формирования образного представления об изучаемой теме;

о развивающие - потренировать в совместной работе по ТРКМ, обеспечить закрепление способов деятельности в технике «чтение с остановками»;

0 воспитательные - помочь в определении лич-ностно значимой важности темы, формировании определённых нравственных понятий.

Эти задачи триедины, но акцент мы делаем на воспитание. Воспитательная задача подкреплена учебными действиями при выполнении заданий в технологии развития критического мышления (ТРКМ): создать условия для развития таких качеств личности, как субъектность, рефлексивность, критичность мышления, креативность. Задания были направлены на развитие у студентов ключевых компетенций:

• Общекультурная (знание мира книг, читательский кругозор, понимание характеров героев);

• Познавательная (развитие рефлексивных читательских способностей, умение оценивать свою читательскую деятельность и себя в ней);

• Информационная (культура чтения: подбор, анализ, преобразование, сохранение информации, интерпретация художественных текстов);

• Коммуникативная (готовность участвовать в меж-культурном общении на разных этапах урока);

• Социальная (готовность работать в команде, отвечать за результаты деятельности)

• Личностного совершенствования (сознательное литературное творчество, обогащение литературы плодами своего труда).

Структура урока рациональна. Она соответствует технологии «Вызов-осмысление-рефлексия». В течение урока студенты прошли следующий путь: индуктор - система заданий - рефлексия1. Урок отличается научностью, так как выполняется дидактический стандарт - даётся система общих ориентиров, определяющих построение предметного содержания. Дидактический стандарт выражен через предметные стандарты:

а) деятельностный характер нового содержания;

б) наличие интеллектуальных технологий;

в) концептуальный уровень содержания;

г) соответствие содержания уровню научнотехнического прогресса и его опережающий характер;

д) проблемный характер содержания;

е) интегрированный характер содержания;

1 Структура описана через тезаурус урока (см. Приложение №2).

ж) включение в содержание субъектного опыта студентов.

На уроке использовались активные формы работы (приём индуктора, антиципации, создание ассоциативного ряда, метод беседы, моделирование, методика «незаконченные предложения»), а также различные типы заданий, стимулирующие развитие критического мышления:

- перевод и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями);

- запоминание (формальный уровень - узнавание и вызов полученной информации);

- оценка - субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений;

- синтез - логическое обобщение полученной информации, ценностное восприятие причинноследственных связей;

- анализ - фрагментарное рассмотрение явления, выделение частного в контексте общего;

- применение - использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или вне его.

Дифференцированный подход выразился в следующем:

- ценностно-смысловое равенство студентов;

- право на ошибку;

- создание условий для эмоционального комфорта и творческой раскованности;

- принцип нелинейности (непредсказуемость педагогического акта, доля импровизации, элемент неопределенности);

- предоставление свободы в рамках принятых правил;

- возможность реализовать себя в разных видах деятельности;

- рефлексивность (студент углубляет собственное понимание в свете высказываний других, позволяет сделать свои открытия).

К уроку мы предлагаем шесть приложений, по которым можно подробно представить весь ход занятия.

Ход урока

I Вызов

Чтение стихотворения «Открываю рассвет...» (см. Приложение №1)

Мы сегодня разговариваем о теме воспитания и образования на страницах современной прозы, чтобы через литературу попытаться определить приоритетные ценности в работе педагога. А почему же начали разговор с этих поэтических строк? Какие вопросы вытекают из формулировки темы?

В нашей теме есть ключевое слово - школа. Предлагаю дописать фразу: Школа - это...Вы можете говорить о школе как вчерашние школьники или как нынешние студенты-практиканты, которые уже закончили психолого-педагогическую практику и в настоящий момент проходят практику пробных уроков.

До вас подобное задание выполняли старшеклассники одной из московских школ. Познакомьтесь с их ответами.

Второй дом; первая ступень; дом знаний; культурный молодёжный центр; тюрьма; место тусовки; учёба, друзья, конфликты; сообщество взрослых и детей; храм науки; минимум знаний; дискотека, на которой все пляшут под одну дудку; заведение, где учатся жить своим умом; нечто созданное для учеников; уродливое явление общества; место, где можно проявить себя; зеркало состояния современного общества; место, где развивается пассивность и неверие в жизнь; ошибка педагогики; место, где я могу жить для других.

А теперь вдумаемся в числовые показатели (плакат на доске):

«Современную школу можно назвать: школой любви и добра - 14%; школой радости - 17%; школой равнодушия - 50%; школой грубости - 9%».

Столь противоречивое восприятие школы, ставшей для одних вторым домом, а для других тюрьмой, свидетельствует о её неоднородности, взлётах и падениях, победах и поражениях. Какой ученик, и какой учитель стоит за каждым из этих признаний? В высказываниях есть и то, что вызывает радость и гордость, но есть и то, что вызывает тревогу и боль. Страшно то, что 59% ребят оценили моральный климат в школе как отрицательный. В свете этих фактов можете ли вы сформулировать тему нашего занятия по-другому, с использованием эмоциональных, оценочных слов?

Эпиграф нашего разговора - слова В.А. Сухомлин-ского (плакат на доске):

«Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова».

II Осмысление

Несколько студентов получили в качестве домашнего задания проанализировать педагогические этюды, которые писали ваши предшественники, студенты прошлых лет. Давайте послушаем их комментарии к творческим работам студентов.

❖ Этюд называется «Мечта первоклассника». Это рассуждения о первой учительнице, о её личных качествах. На рассуждения натолкнула плачущая девочка, которая причину слёз объяснила так: «Я боюсь В.Г.» Вот финал этюда: «Зная В.Г., я была уверена, что не одна эта девочка испытывает страх перед этой учительницей. Хотя В.Г. проводит интересные уроки, у неё очень высокий показатель успеваемости, не говоря уж о дисциплине, кого же она всё-таки воспитает: свободную личность или человека, который будет подчиняться более сильным, чем он, людям? И о такой ли учительнице мечтали дети, идя в первый класс?»

❖ В этюде две части - «Урок труда» и «Праздник 8 Марта». На уроке труда практикантка отдала сделанное своими руками перо Жар-птицы, выполненное из капроновой ленты, Денису, у которого мальчишки сломали перо. Во второй части этюда рассказывается о подготовке к празднику 8 Марта: «Я очень старалась угодить родителям: готовила конкурсы, инсценировала с детьми сказку. На празднике чувствовала себя одинокой и чужой. Мамы были заняты своими детьми, на меня никто не обращал внимания. Все по-

дарки и тёплые слова были в адрес учительницы, про меня все забыли. И только один человек в этот день от души поздравил меня. Денис подарил мне веточку мимозы, которая необыкновенно была похожа на перо Жар-птицы».

❖ В этюде рассказывается о чаепитии, посвященном 23 февраля. «И вот конец уроков, я ставлю самовар, а Н.С. на задней парте делит торты и пирожные. От моей помощи отказывается, сказав, что всё нужно поделить точно каждому ребёнку. Я сразу подумала о том, какая же она замечательная и честная». После завершения праздника студентка случайно обнаруживает надёжно заваленные пакетами и мешочками два рулета, которые затем перекочевали в сумку учительницы. «У меня нет права судить Н.С., но для себя я решила, что у детей не возьму ничего, даже если мне будет очень тяжело».

❖ Этюд называется «Мы без макияжа». В основе

- случай на уроке математики. «Одна из целей урока

- повторение таблицы умножения на пять. Студентка добросовестно «обогатила» урок наглядностью и сделала ромашку: сердцевина - цифра пять, а лепестки -цифры от двух до десяти. Первый отвечающий ученик начинает говорить: «Семь умножаю на пять...» (переставил множители местами). Учительница, сидевшая на последней парте, делает замечание: «Таблицу умножения на семь мы ещё не изучали» (имеется в виду: множители надо поменять местами). В классе некоторое замешательство - ребята думают. Студентка в полуобморочном состоянии: «Как не изучали? Совсем не изучали? Ну, тогда я это уберу»,- и снимает лепесток с семёркой. Далее ученик сориентировался и начал перемножать правильно, и восьмёрки, и девятки. Только семёрки в ромашке уже не было». Автор объясняет эту ошибку не столько невнимательностью и волнением будущего педагога, сколько несобранностью и безграмотностью, когда ученики оказываются состоятельнее учителя в знаниях.

❖ Описана ситуация на уроке изобразительного искусства. Дети рисовали рыбок в аквариуме. На вопрос ученицы: «Можно я нарисую скалярий?» практикантка ответила: «Нет, скалярий ты будешь рисовать дома, а сейчас рисуем рыбок!». Комментарий автора: «Именно в такие минуты мы убиваем в детях веру в нас, учителей, и желание учиться. И я подумал, что нас могут пичкать какими угодно сверхновыми методиками, сведениями об альтернативных и параллельных программах, но не поможет ни Занков, ни Эльконин вместе с Давыдовым, если у учителя дефицит общей культуры. Этот человек как учитель просто не состоялся».

Этюд - удобная форма выражения своих педагогических взглядов. Какие закономерности построения этюдов вы можете выделить? (показ папки)

Один из вариантов вашего домашнего задания -это создание педагогического этюда как воспоминания о своих школьных годах или как наблюдения с вашей педагогической практики. Возможно, ваши работы найдут достойное место в этой папке.

Мы не сами придумали название «Педагогический этюд». На нашей выставке есть сборник с таким названием. Его автор - Ю.Л.Львова. Давайте поработаем с

одним из текстов (чтение до слов «И, шагнув навстречу этому пугающему гулу, я заговорила.»). Слушаем ваши версии, что сказала учительница.

Как называется приём, который мы применили к этюду Львовой? Теперь вы услышите его название -«Спасибо Борису Лавренёву». А рассказ, который помог начинающей учительнице провести первый урок, у писателя Лавренёва назывался «Комендант Пушкин», и к следующему уроку нам его представит.

Обратите внимание на книжную выставку. Почему на отдельной полке размещены книги Ю.Львовой, В.Сухомлинского, Л.Айзермана, Е.Ильина, Ш. Амонаш-вили, А.Маркуши? Что их объединяет? Согласно эмоционально сформулированной теме нашего урока, возглавляют выставку два произведения Ш.Амонашвили и А.Лиханова. Что общего в их названиях?

Но мы сегодня говорим и о художественной литературе по теме образования и воспитания. Её список огромен. На выставке только небольшая часть, перед вами - перечень произведений (см. Приложение №3). Его составляли студенты трёх последних лет. Список увеличивается с каждым годом, и вы обязательно внесёте в него свою лепту. Второй вариант выполнения домашнего задания - это создание рекомендательного списка-указателя из десяти наименований «Эти книги помогут тебе в преподавании». Какую информацию может включать такой указатель, сейчас вам продемонстрируют несколько отвечающих со своим домашним заданием.

Представление произведений: Ю.Азаров «Не подняться тебе, старик»; Г.Полонский «Доживём до понедельника»; А.Лиханов «Благие намерения»; М. Львовский «Точка, точка, запятая.»; А.Приставкин «Ночевала тучка золотая»; Н. Соломко «Белая лошадь - горе не моё»; В.Тендряков «Свидание с Нефертити».

Сегодня мы работаем с новым для вас текстом рассказа «Я жду вас всегда с интересом» (см. Приложение №4). Форма работы - «чтение с остановками». Но прежде чем мы услышим первый кусок рассказа, давайте попробуем применить к его названию приём антиципации. Как вы думаете, кто и кому мог сказать подобную фразу?

Задания по фрагментам:

Остановка №1. Как бы вы как педагог отнеслись к оценке «ноль»? Прокомментируйте свою позицию.

Остановка №2. Подберите оценочные ряды слов для описания чувств автора (студента) и преподавателя (это могут быть различные части речи).

Остановка №3. Поставил ли преподаватель оценку студенту? Продолжите их диалог или просто ограничьтесь выводом из него.

Остановка №4. Чтение фрагмента с листа. Что не устраивает вас с точки зрения стилистики? Давайте избавимся от излишних повторов глаголов говорения. Для справок используйте материал из словаря синонимов (см. Приложение №5). Переделайте фрагмент и прочитайте свою версию.

Вам осталось только дописать финал рассказа. Какова, на ваш взгляд, развязка этой истории?

Почему же во время антиципации вы не смогли выйти именно на такой сюжет истории? В чём причина?

III Рефлексия

Ещё раз обратите внимание на те книги, которые открывают нашу выставку. «Драматической педагогики» очень много вокруг, а вот «Гуманной педагогики» порой так не хватает современной школе. Ей нужно учиться как обретению человечности.

И по книгам тоже. Наслаждение, познание, воспитание - вот три основные функции литературы, которые дают пищу сердцу, уму, воле. Наверное, ни одну из них нельзя посчитать главной, доминирующей. Они всегда действуют слитно. И познание оказывает воспитательное воздействие, и наслаждение развивает человека, его душевный мир, его способность более полно и одухотворённо воспринимать прекрасное.

Подводя итог вашей работе на уроке, выберите ту позицию, в которой вам сегодня лучше всего работалось, и постарайтесь аргументировать свой ответ.

Плакат на доске:

ЧИТАТЕЛЬ СОАВТОР КРИТИК ЛИТЕРАТУРОВЕД

Вы продолжите осмысление темы воспитания и образования в современной литературе при выполнении домашнего задания в той форме, которую вы выберете сами из двух предложенных заданий.

У вас впереди накапливание педагогической мудрости, развитие ваших профессиональных компетенций. Возможно, в этом серьёзном процессе вам помогут советы педагогов и психологов. На память о нашем сегодняшнем разговоре пусть вам останутся «Советы раздражительному учителю» и «Педагогические настрои» (см. Приложение № 6).

Приложение №1

Открываю рассвет, Изучаю работу.

Словно двери в любимый мой колледж, Её красоту и усталость.

Где во все времена мою душу Оловянный солдатик, отважно

живую хранят. Горящий в огне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Открываю судьбу, Это вера моя. Это плата за всё,

Как когда-то века и глаголы. Что досталось.

И да будет светло всем, Это совесть моя - свет в родном

Когда-то учившим меня. Полуночном окне.

Изучаю любовь. Открываю рассвет,

Она - всех предметов главнее в учёбе. Словно двери в любимый мой колледж,

Этим вечным ключом открываю Где во все времена мою душу

Планету людей. живую хранят.

Я бесстрашно учусь. Привыкаю Открываю судьбу,

К восторгу и боли. Как когда-то века и глаголы.

С каждым шагом души становлюсь И да будет светло всем,

Я мудрей и сильней. Когда-то учившим меня.

Приложение №2 Структурные компоненты урока и их тезаурус1 Индуктор - приём, обеспечивающий «наведение на проблему», свёрнутый смысл темы

Этюд - первоначальный набросок (обычно с натуры) будущего произведения, упражнение, преследующее педагогические цели, очерк

Антиципация - предвосхищение, предугадывание содержания текста до чтения

Самоконструкция - диалог читателя с самим собой Социализация - «обнародование», защита своего мнения

представление результатов своей индивидуальной работы

Реконструкция - поиск и создание новых вопросов и ответов на них, формирование, написание нового текста Афиширование - представление работ на общее обсуждение

Рефлексия - самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувств в процессе работы, осознание пройденного пути

1 (от греческого «сокровище») - набор ключевых слов, позволяющих ориентироваться в теме

Приложение №3 Тема образования и воспитания на страницах современной прозы Азаров Ю. «Не подняться тебе, старик»; Азаров Ю. «Соленга»; Айтматов Ч. «Белый пароход»; Айтматов Ч. «Первый учитель»; Алексеев В. «Игры на асфальте»; Алексеев В. «Люди Флинта»; Алексеев В. «Прекрасная второгодница»; Алексеев В. «Проект «АЦ»; Алексин А. «А тем временем где-то»; Алексин А. «Безумная Евдокия»; Алексин А. «Звоните и приезжайте!»; Алексин А. «Мой брат играет на кларнете»; Алексин А. «Позавчера и послезавтра»; Алексин А. «Поздний ребёнок»; Алексин А. «Сигнальщики и Горнисты»; Алексин А. «Третий в пятом ряду»; Астафьев В. «Кража»; Астафьев В. «Последний поклон»; Бондарев Ю. «Простите нас!»; Борщаговский

А. «Была печаль»; Быков В. «Обелиск»; Воронцова Е. «Нейлоновая туника»; Евгеньева Л. «Эра Милосердия»; Железняков В. «Чучело»; Жуховицкий Л. «Счастливыми рождаются»; Залипаев В. «Золотой сентябрь»; Исаро-ва Л. «Война с аксиомой»; Исарова Л. «Задача со многими неизвестными»; Каверин В. «Загадка»; Каверин В. «Школьный спектакль»; Кузнецова А. «Земной поклон»; Кузнецова А. «Честное комсомольское»; Лиханов А. «Благие намерения»; Лиханов А. «Драматическая педа-

гогика»; Лиханов А. «Обман»; Лиханов А. «Последние холода»; Лиханов А. «Солнечное затмение»; Львовский М. «Кикапу»; Львовский М. «Сигнал надежды»; Львовский М. «Точка, точка, запятая.»; Львовский М. «Я вас любил.»; Маркова Е. «Тайная вечеря»; Маркова Е. «Чужой звонок»; Миронова Л. «Детский дом: Записки воспитателя»; Нагибин Ю. «Комаров»; Николаева С. «От урока до урока»; Пашнев Э. «Белая ворона»; Поликарпова Т. «Две берёзы на холме»; Полонский Г. «Доживём до понедельника»; Прилежаева М. «Всего несколько дней»; Прилежаева М. «Зелёная ветка мая»; Прилежаева М. «Осень»; Приставкин А. «Ночевала тучка золотая»; Пряхин Г. «Интернат»; Распутин В. «Уроки французского»; Рощин М. «Воспоминания»; Савченко Г. «Рыжевалова»; Синицына Л. «Кривой четверг»; Соловейчик С. «Час ученичества»; Соломко Н. «Белая лошадь - горе не моё»; Соломко Н. «Если бы я был учителем»; Сотник Ю. «Эликсир Купру-ма Эса»; Стрелкова И. «Чет и нечет»; Тендряков В. «За бегущим днём»; Тендряков В. «Ночь после выпуска»; Тендряков В. «Расплата»; Тендряков В. «Свидание с Нефертити»; Тендряков В. «Шестьдесят свечей»; Токарева

В. «День без вранья»; Тютюнник А. «Острова напротив города»; Хайрюзов В. «Опекун»; Цветкова Г. «Снег на сирени»; Щербакова Г. «Вам и не снилось.»; Щербакова Г «Отчаянная осень»; Якименко В. «Сочинение»; Яковлев Ю. «Гонение на рыжих»; Яковлев Ю. «Самая высокая лестница».

Приложение №4

Фрагменты рассказа «Я жду вас всегда с интересом»

№1

Такого педагога я не встречал за время своей учёбы. А учился я много. Ну, во-первых, я в некоторых классах не по одному году сидел. И когда в художественный институт поступил, на первом курсе задержался. Не говоря уже о том, что поступал я в институт пять лет подряд.

Но никто не отнёсся ко мне с таким спокойствием, с такой любовью и нежностью, никто не верил так в мои силы, как этот запомнившийся мне на всю жизнь профессор анатомии. До него мне попадались разные педагоги. Они ставили мне двойки, даже не задумываясь над этим. Точно так же, не задумываясь, они мне ставили единицы, а один педагог поставил мне ноль. Когда я спросил, что это значит, он ответил: «Это значит, что вы - НОЛЬ! Вы ничего из себя не представляете, и не значите!» - «Послушайте,- сказал я тогда,- какое вы имеете право ставить мне ноль? Такой отметки, насколько мне известно, не существует!». Он улыбнулся мне прямо в лицо и сказал: «Ради исключения, приятель, ради исключения, я делаю для вас исключение!».

№2

Он сказал это таким тоном, как будто это было приятное исключение. Этим случаем, я хочу показать, насколько все педагоги не скупились ставить мне низкие оценки.

Но этот! Нет, это был исключительный педагог! Когда я пришёл к нему сдавать анатомию, он сразу, даже не дождавшись от меня ни слова, сказал, мягко обняв меня за плечо:

- Ни черта вы не знаете.

№3

Я был восхищён его проницательностью, а он, по всему видно, был восхищён моим откровенным видом ничего не знающего ученика.

- Приходите в другой раз,- сказал он. Но он не поставил мне никакой двойки, никакой единицы, ничего такого

он мне не поставил! Когда я спросил его, как он догадался, что я ничего не знаю, он в ответ стал смеяться, и я тоже, глядя на него, стал хохотать. И вот так мы покатывались со смеху, пока он, всё ещё продолжая смеяться, не махнул рукой в изнеможении:

- Фу., бросьте, мой милый. я умоляю вас, бросьте. ой, этак вы можете уморить своего старого седого профессора.

Я ушёл от него в самом прекрасном настроении. Во второй раз я, точно так же ничего не зная, явился к нему.

- Сколько у человека зубов?- спросил он. Вопрос ошарашил меня: я никогда не задумывался над этим, никогда в жизни не приходила мне в голову мысль пересчитать свои зубы.

- Сто! - сказал я наугад.

- Чего?

- Сто зубов! - сказал я, чувствуя, что цифра неточная.

Он улыбался. Это была дружеская улыбка. Я тоже в ответ улыбнулся так же дружески и сказал:

-А сколько, по-вашему, меньше или больше?

Он уже вздрагивал от смеха, но сдерживался. Он встал, подошёл ко мне, обнял меня, как отец, который встретил своего сына после долгой разлуки.

- Я редко встречал такого человека, как вы,- сказал он,- вы доставляете мне истинное удовольствие, минуты радости, веселья, .но несмотря на это.

- Почему?- спросил я.

- Никто, никто, - сказал он,- никогда не говорил мне такой откровенной чепухи и нелепости за прожитую жизнь. Никто не был так безгранично невежествен и несведущ в моём предмете. Это восхитительно! - Он потряс мне руку и, с восхищением глядя мне в глаза, сказал: - Идите! Приходите! Я жду вас всегда с интересом!

- Спросите ещё что-нибудь, - сказал я обиженно.

- Ещё спросить?- удивился он.

- Только кроме зубов.

- А как же зубы?

- Никак,- сказал я. Мне не приятен был этот вопрос.

- В таком случае посчитайте их,- сказал он, приготовляясь смеяться.

- Сейчас посчитать?

- Пожалуйста,- сказал он,- я вам не буду мешать.

- Спросите что-нибудь другое,- сказал я.

- Ну хорошо, хорошо. Сколько в черепе костей?

- В черепе?- переспросил я. Всё-таки я ещё надеялся проскочить.

Он кивнул головой. Как мне показалось, он опять приготовился смеяться. Я сразу сказал:

- Две!

- Какие?

- Лоб и нижняя челюсть.

Я подождал, когда он закончит хохотать, и сказал:

- Верхняя челюсть тоже имеется.

- Неужели?- удивился он.

- Так в чём же дело?- спросил я.

- Дело в том, что там есть ещё кости кроме этих.

- Ну, остальные не так значительны, как эти,- предположил я.

- Ах, вот как! - сказал он весело. - По-вашему, значит, самая значительная - нижняя челюсть?

- Ну, не самая.- сказал я, но, тем не менее, это одна из значительнейших костей в человеческом лице.

- Предположим,- сказал он весело, потирая руки,- ну, а другие кости?

- Другие я забыл,- сказал я.

- И вспомнить не можете?

- Я болен,- нашёлся я.

- Что же вы сразу не сказали, дорогой мой!

Я думал, что он мне сразу сейчас же тройку поставит, раз я болен. И как это я сразу не догадался! Сказал бы

- голова болит, трещит, разламывается, разрывается на части, раскалывается вся как есть. А он этак веселовесело говорит:

-Вы костей не знаете!

- Ну и пусть,- говорю. Не любил я этот предмет!

№4

- Мой милый,- сказал он,- моё восхищение вами перешло всякие границы. Я в восторге! До свидания! Жду вас!

Он с чувством пожал мне руку. Но он не поставил мне никакой двойки, никакой единицы!

- До свидания!- сказал я.

Я помахал ему на прощание рукой, а уже возле дверей поднял кверху обе руки в крепком пожатии и помахал. Он был всё-таки очень симпатичный человек, что там ни говорите. Конечно, если бы он мне тройку поставил, он бы ещё больше симпатичный был. Но всё равно он мне нравился. Я даже подумал: уж не выучить ли мне эту анатомию, а потом решил пока этого не делать. Я всё-таки ещё надеялся проскочить!

Когда я к нему в третий раз явился, он меня как старого друга встретил, за руку поздоровался, по плечу похлопал и спросил, из чего глаз состоит.

Я ему ответил, что глаз состоит из зрачка, а он сказал, что это ещё не всё.

- Из ресниц!- сказал я.

- И всё?

Я стал думать. Раз он так спрашивает, значит, не всё. Но что? Что там ещё есть в глазу? Если бы я хоть разок прочёл про глаз! Я понимал, конечно, что бесполезно что-нибудь рассказывать, раз не знаешь. Но я шёл напролом. Я хотел проскочить. И сказал:

- Глаз состоит из многих деталей.

- Да ну вас!- сказал он.- Вы же талантливый человек!

Я думал - он разозлится. Думал - вот сейчас-то он

мне и поставит двойку. Но он улыбался! И весь он был какой-то сияющий, лучистый, радостный. И я улыбнулся в ответ - такой симпатичный старик!

- Это вы серьёзно,- спросил я,- считаете меня талантливым?

- Вполне.

- Может быть, вы мне тогда поставите тройку?- сказал я.- Раз я талантлив?

№5

- Поставить вам тройку? - сказал он.- Такому способному человеку? Да вы с ума сошли! Да вы смеётесь! Пять с плюсом вам надо! Пять с плюсом!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Не нужно мне пять,- сказал я.- Мне не нужно!- Какая-то надежда вдруг шевельнулась, что всё-таки он может мне эту тройку поставить.

- Вам нужно пять,- сказал он.- Только пять.

- По-вашему, выходит, вы лучше знаете, что мне нужно?

- Но вы не отчаивайтесь! Главное - не отчаивайтесь! Веселей глядите вперёд, и главное - не отчаивайтесь!

- Буду отчаиваться! - крикнул я.

- Не смейте отчаиваться,- сказал он весело, глядя мне в глаза, пожимая мне дружески руку.- Вам нужно приходить! Ещё! Всё время приходить!

- Зачем?

- Учиться!

- Я неспособный!- крикнул я. Он смотрел на меня и улыбался.

- Жду вас! - сказал он.- Всегда! С интересом! И он поднял обе руки в крепком пожатии над головой, как это делал я совсем недавно.

Приложение №5

Синонимы

Сказать - выразить что-либо вслух, обычно немногими словами (Словарь синонимов / Под ред. А.П. Евгенье-вой. - М.: Наука, 1975.)

произнести проговорить говорить

промолвить вымолвить изречь

высказать проронить вещать

сообщить заявить высказать

объясниться лепетать пролепетать

болтать толковать растолковать

объяснить спросить ответить

возразить согласиться

прокричать прошептать

Приложение №6 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАСТРОИ

Настрой на дорогу в школу. Здравствуй, дорога, ведущая меня к моим делам. Неспешно и с удовольствием я пройду каждый твой метр, наслаждаясь движением и возможностью дышать полной грудью. Я приветствую это небо, я приветствую это солнце. Я приветствую эти деревья, я приветствую всю природу, которая окружает меня. Я мысленно приветствую всех людей, которых встречаю на своём пути.

Толчея в транспорте не будет раздражать меня. Я защищён от неё прочной оболочкой спокойствия и доброжелательности. Я приду на работу в школу свежим и бодрым.

Настрой на приход в школу. Я подхожу к моей школе и чувствую, как я внутренне преображаюсь. Я отодвигаю от себя все свои личные проблемы и заботы, я мысленно настраиваюсь на хорошее расположение к каждому ребёнку, которого сейчас встречу. Моё лицо излучает свет, тепло и благожелательность. Мне приятно увидеть моих коллег по школе, которых, как и меня, объединяет любовь к детям и истине.

Я понимаю, что школе сегодня живётся трудно. Школа отражает и несёт в себе все беды и проблемы нашего общества. Господи, дай мне и моим коллегам мужество вынести все трудности нашего существования. Мы будем стойкими, как сто оловянных солдатиков!

Настрой на урок. Сейчас я должен быстро настроиться на предстоящий урок. Мысленным взором я охватываю класс и всех детей, находящихся в нём. Я хорошо чувствую атмосферу класса и настроение моих детей. Я могу видеть их всех вместе и каждого по отдельности и знаю, что надо сказать каждому. Я чётко представляю себе план урока и что я должен на нём сегодня сделать. Проверка домашних заданий, опрос, объяснение нового материала, контрольные вопросы, задание на дом - всё это я свободно держу в своей голове. Я готов к непредвиденным ситуациям, и у меня есть на них некоторый резерв времени. Во время урока я буду обязательно выкраивать несколько секунд времени для передышки и

расслабления от делового напряжения. Я внутренне собран и освещён улыбкой.

СОВЕТЫ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОМУ УЧИТЕЛЮ

1. Какие бы ни случились у вас неприятности, жизнь продолжается, и никто не вправе навязывать другим свои мрачные мысли и тоскливые настроения

2. Будьте разумными и тактичными. Очень плохое впечатление производит тот человек, который всякую свою (даже пустяковую) неприятность превращает в мировую проблему

3. Иногда нужно и уступить. Упрямо настаивая на своём, мы часто бываем похожи на капризных детей. Бой-

Учитесь управлять собой,

Во всём ищите доброе начало.

И, споря с трудною судьбой,

Умейте начинать сначала.

Споткнувшись самому вставать,

В себе самом искать опору.

При быстром продвиженье в гору Друзей в пути не растерять...

тесь быть капризными. Разумные уступки не только полезны для дела, но и вызывают уважение окружающих

4. Не предъявляйте чрезмерных требований. Тот, кто много ожидает от окружающих, постоянно испытывает раздражение оттого, что они чаще всего не отвечают его чрезмерным требованиям

5. Не впадайте в гнев. В гневе значение ума падает, исчезает его проницательность и достоверность суждений. Приучайте себя к паузе, предшествующей вспышке гнева. А во время этой паузы постарайтесь осмыслить ситуацию. В этом случае мысль о том, что вспышка гнева не принесёт облегчения и будет чревата лишь новыми неприятностями и осложнениями, успеет прийти вам в голову

Не злобствуйте, не исходите ядом,

Не радуйтесь чужой беде,

Ищите лишь добро везде,

Особенно упорно в тех, кто рядом.

Не умирайте, пока живы!

Поверьте, беды все уйдут:

Несчастья тоже устают,

И завтра будет день счастливей!

Резюме

Задачи урока были реализованы. В первую очередь можно говорить о внутреннем результате работы: студенты познакомились с основными понятиями темы, осознали личностную значимость содержания. Бесспорно, в уроке были важны эмоциональные переживания студентов, шло формирование ценностных отношений к содержанию темы; а те вопросы, которые возникли в ходе совместного обсуждения, потребуют дальнейшего размышления и углубления в тему.

Соловьева Н.С.

преподаватель русского языка и литературы Смоленский педагогический колледж

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ: «КОЛОРИТ И КОМПОЗИЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ»

Как можно провести нетрадиционный урок?

(для студентов 1 курса специальностей 050709 «Преподавание в начальных классах» и 050719 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»)

Предлагаемая вашему вниманию творческая мастерская появилась в условиях перехода к новому пониманию содержания образования, при котором значимым становится не только само знание, но и пути его обретения, способы действий, направленные на получение новых знаний о мире и на освоение этого мира в целом. Форма творческой мастерской выбрана неслучайно. Идеология «Французской группы нового образования», в рамках которой сложились основные каноны творческой мастерской, кажется нам очень

близкой к современным требованиям, несмотря на то, что она возникла довольно давно. В современной педагогике (в первую очередь, в работах А.А.Вербицкого) утверждается необходимость построения профессионального образования как контекстного, а не академического, ориентированного не на передачу готовых знаний, а на обучение тому, как находить эти знания и применять их в ситуациях, имитирующих реальные профессиональные ситуации. Известный французский педагог Анри Бассис, возглавлявший «Французскую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.