Научная статья на тему 'Роман «Король Матиуш Первый» Януша Корчака средство для обогащения литературных знаний студентами педагогических специальностей'

Роман «Король Матиуш Первый» Януша Корчака средство для обогащения литературных знаний студентами педагогических специальностей Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
743
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / АВТОР / ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЕТСТВА / ОБУЧЕНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ / ПОСЛАНИЕ / ДЕТСТВО / CREATIVITY / AUTHOR / CHILDHOOD ENCYCLOPEDIA / TRAINING / AESTHETIC / MESSAGE / CHILDHOOD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Терзиева Маргарита Тодорова, Капинова Елизавета Самойловна, Соколов Иван Василев

В произведениях Корчака находят отражение идеи радикально настроенной польской интеллигенции конца XIX − начала XX вв., обогащенные личностью и восприятием мира человека, сочетающего в себе энциклопедизм педагога, ответственность врача и бескомпромиссную гражданскую позицию писателя. Литературное обучение студентов проходит через следующие этапы: прослушивание лекций о творчестве Януша Корчака; семинарное упражнение, посвященная идейно-эстетическому анализу его основного произведения; заполнение тестовой формы; комментарий полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Janusz Korczak's Novel King Matthew the First as a Tool for Expanding Students' Literary Knowledge of Pedagogic Subjects

Janusz Korczak's works reflect the ideas of the radical Polish intellectuals of the late 19th and early 20th centuries enriched with the personal experience and worldview of a man who boasted the encyclopaedism of a pedagogue, the responsibility of a doctor and the uncompromising standpoint of a writer. The training unit has the following stages: a lecture about Janusz Korczak's oeuvre; a seminar involving a literary analysis of his major work; a test; feedback and evaluation.

Текст научной работы на тему «Роман «Король Матиуш Первый» Януша Корчака средство для обогащения литературных знаний студентами педагогических специальностей»

Гуманитарный вектор. 2011. № 4 (28)

ББК Ч 486.21 УДК 378.016:81

М. Т. Терзиева, Е. С. Капинова, И. В. Соколов

г. Бургас, Болгария

Роман «Король Матиуш Первый» Януша Корчака - средство для обогащения литературных знаний студентами педагогических специальностей

В произведениях Корчака находят отражение идеи радикально настроенной польской интеллигенции конца XIX - начала XX вв., обогащенные личностью и восприятием мира человека, сочетающего в себе энциклопедизм педагога, ответственность врача и бескомпромиссную гражданскую позицию писателя. Литературное обучение студентов проходит через следующие этапы: прослушивание лекций о творчестве Януша Корчака; семинарное упражнение, посвященная идейно-эстетическому анализу его основного произведения; заполнение тестовой формы; комментарий полученных результатов.

Ключевые слова: творчество, автор, энциклопедия детства, обучение, эстетический, послание, детство.

M. T. Terzieva, E. S. Kapinova, I. V. Sokolov

Burgas, Bulgaria

Janusz Korczak’s Novel King Matthew the First as a Tool for Expanding Students’ Literary Knowledge of Pedagogic Subjects

Janusz Korczak’s works reflect the ideas of the radical Polish intellectuals of the late 19th and early 20th centuries enriched with the personal experience and worldview of a man who boasted the encyclopaedism of a pedagogue, the responsibility of a doctor and the uncompromising standpoint of a writer. The training unit has the following stages: a lecture about Janusz Korczak’s oeuvre; a seminar involving a literary analysis of his major work; a test; feedback and evaluation.

Keywords: creativity, author, childhood encyclopedia, training, aesthetic, message, childhood.

Детско-юношеская литература предоставляет студентам педагогических специальностей в Университете им. проф. д-ра Асена Златарова в городе Бургасе возможность прикоснуться к параметрам интеллектуальной филологической игры; перестать смотреть на художественные произведения как на инструкцию к действию; уметь осознать нравственные и эстетические послания авторов.

Одним из любимейших славянских авторов, которому уделяется место в лекционном курсе, является Януш Корчак. Этот «реформатор детства» своей жизнью и своим творчеством оказывает влияние на молодых людей, выбравших свою будущую профессиональную реализацию на педагогическом поприще. Сочетая свою литературную деятельность с педагогической, Корчак пишет романы для детей, сатирические монологи, фельетоны, литературные этюды о воспитании, проводит популярные радио- беседы под псевдонимом «Старый доктор». Его исследования позволяют ему заниматься широким кругом деятельности, потому что в определённые моменты своей благородной миссии он действует как этнограф, антрополог и лингвист, который изучает язык детей [3, с. 20-22].

Корчак относится к детям с уважением, а также и с любовью, которая наполняет смыслом его творческие порывы, и он дарит детско-юношеской аудитории такие произведения, как «Король Мати-

уш Первый» и «Король Матиуш на необитаемом острове», своеобразно названные «энциклопедиями детства». Этому способствует гражданская позиция автора, сделавшего выбор своего героя, который готов растаться с жизнью ради того, чтобы превратить свои мечты о более благоустроенном для детей мире в действительность.

Мировая общественность отдала должное его заслугам как педагогу и реформатору, объявляя 1978 г. Международным годом Януша Корчака. В Польше весь 1985 г. прошёл под знаком чествования его больших заслуг. Значительная часть его идей была заложена в Декларации о правах ребенка, принятой Общим собранием ООН 20 ноября 1959 г. [2, с. 37].

В произведениях Корчака находят отражение идеи радикально настроенной польской интеллигенции конца XIX - начала XX вв., обогащенные личностью и восприятием мира человека, сочетающего в себе энциклопедизм педагога, ответственность врача и бескомпромиссную гражданскую позицию писателя. Особенно большое сочувствие вызывает у читателей история о рождённом до своего времени короле Матиуше Первом. Для автора его герой не просто Первый, а единственный, потому что он подвластен порывам, присущим только благородным характерам, сотканным из света, не знающим компромисса со своей совестью. Его гибель не ставит точку на его

166

© М. Т. Терзиева, Е. С. Капинова, И. В. Соколов, 2011

мечтах; неосуществлённость его планов сегодня не значит, что им нет места в завтрашнем дне -это моральная позиция Корчака [1, с. 86]. Матиуш яляется воплощением его идеала о человеческой личности, которая терпит поражения на пути к намеченной цели, не изменяя себе даже тогда, когда нужно заплатить высокую цену. Точно таким является Корчак - непримиримым и бескомпромиссным как в творчестве, так и в жизни. Благодаря его теме о трагическом, рожденной гибелью мечты и прекрасного, он завоевал право на жизнь в литературе для детей [3, с. 23].

Литературное обучение студентов проходит через следующие этапы: прослушивание лекций о творчестве Януша Корчака - семинарное упражнение, посвящённые об идейно-эстетическому анализе его основного произведения - заполнение примерной тестовой формы - комментарий полученных результатов.

Тестовый модуль имеет следующее содержание:

- указание жанровой формы;

- временно-пространственный модуль произведения;

- стилево-языковые особенности;

- идейная близость в художественных поисках с другими европейскими сказками;

- поиск параллельных мотивов;

- ответ на проблемный вопрос;

- аксиологическая оценка финала.

1.Повествование о короле Матиуше Первом следующее:

а) дилогия;

б) трилогия;

в) тетралогия.

2. Можем ли мы сделать архитектоническую модель мира на основе сюжетных шагов? Свяжите правильно:

Рай мир взрослых

Чистилище необитаемый остров

Ад тюрьма

3. Докажите, что язык придворного окружения Матиуша двуличный. Объясните точное значение слов и фраз:

министерский кризис -

дипломатия -

Находите ли вы в них сходство с современностью?

4. Педагогическим тезисом автора является то, что „ребенок такой, какой он есть”. Этот тезис трансформируется в художественную задачу: „Что бы произошло, если бы ребенок был таковым, каким он является?” У каких других писателей вы находите подобный подход? Подчеркните неверный ответ:

а) Джани Родари;

б) Корней Чуковски;

в) Ангел Каралийчев.

5. Почему реформы мальчика-короля не имеют успеха? Укажите более точный ответ:

а) герой наивно верит в чистоту человеческих порывов;

б) не дает себе отчета в незрелости детей и испорченности взрослых;

в) от него требуют компромиссов, которые он не в состоянии сделать.

6. Критики утверждают, что в повествовании о Матиуше закодировано предчувствие Корчака о его собственной гибели. Которая из оценок самая значимая?

а) данный мотив роднит его творчество с сокровенной исповедью Пушкина, Лермонтова, Мицкевича, Ботева;

б) это превращает его в романтика по мировосприятию;

в) это делает его первым писателем, который включает исповедь в произведения для детей.

7. Финал произведения состоит в следующем:

а) житейский провал Матиуша;

б) нравственая победа его идеала;

в) крушение его красивой, но беспомощной мечты.

8. Знаете ли вы, что в 1968 г. в Польше учрежден Орден улыбки? Это единственная награда в мире, присуждённая детьми взрослым людям. Носителями этой награды являются: Сергей Михалков, Астрид Линдгрен, Дора Габе. Укажите национальности этих авторов.

Обучение студентов не прекращается с окончанием часов по детской литературе. Оно продолжается в рамках выбранного учащимися обучения иностранному языку, где решаются следующие задачи, имеющие языковый характер:

1. Перевод текста на соответствующий язык и комментарий:

«Ваши Королевские Высочества, я вас поколотил и не взял никаких контрибуций, а сейчас прошу одолжить мне денег. Поэтому не будьте свиньями и дайте взаймы».

Король Матиуш Первый

Реформатор

Задание: переведите текст и объясните, почему письмо к побеждённым королям является необычайной формулировкой просьбы дать в долг. (Русский, Английский, далее Р. и А.).

2. Объяснение прозвищ, превратившихся в имена нарицательные

(Р. и А.).

Докажите путем выбора отрывков из текста, что Матиуш обременен этикетами и условностями, которые завещали предки с громкими именами:

...Матиуш вставал утром в семь часов, сам умывался и одевался, сам чистил обувь и заправлял постель. Такой порядок был введен ещё пра-

гуманитарный вектор. 2011. № 4 (28)

дедушкой Матиуша, воинственным королем Павлом Победителем.

...садился завтракать, и завтрак не должен был продолжаться более шестнадцати минут и тридцати пяти секунд, потому что точно столько времени ел его великий дедушка Юлиуш Добродетельный.

... В тронном зале не было печки, потому что прабабушка Матиуша, разумная Анна Набожная, ... чуть не получила удушье неразгоревшимися углями.

3. Укажите (Р. и А.):

- кто из перечисленных авторов является педагогом по образованию, а кто - медиком;

- подчеркните имена славянских авторов.

Арчибалд Кронин, Богумил Ржиха, Селма

Лагерльоф, Владислав Ванчура, Десанка Максимович, Рудо Мориц.

4. Игры и игровые задания.

Игра-аукцион (А.)

Цель: Повторение пройденного материала.

Материалы: Рабочие листки бумаги, где написано приблизительно по 20 предложений из пройденного произведения Я.Корчака. Предложения берутся преподавателем из известного студентам произведения. Половина из них должна содержать неверные утверждения автора из этого произведения.

Ход игры:

С учащимися проводится беседа об аукционе. Им задаются вопросы, знают ли они, как проводится аукцион. Затем преподаватель знакомит студентов со словами, которые используются при проведении аукциона.

Далее учащиеся делятся на пары (можно и на небольшие группы), им раздаются рабочие листы, где часть утверждений верна, а часть из них - нет. Каждая пара располагает определенной суммой денег, например в 500 евро. Им необходимо купить правильные предложения, но в рамках только этой суммы. Каждый, кто купит неверное предложение, теряет деньги. Правильное предложение приносит по одному очку тому, кто его купит. Учащиеся предварительно знакомятся с предложениями, написанными на листках, и самостоятельно решают, сколько и какие предложения правильные, и какие из них они готовы купить.

Аукцион начинается с того, что преподаватель читает первое предложение, приглашая «участников» набавлять цену. После того, как торг закончится, объявляется, правильно ли был сделан выбор. Таким же образом продолжается проведение аукциона остальных предложений.

После окончания торга учащиеся исправляют ошибки в неверных предложениях, получая при этом дополнительные очки.

Победителем является та пара, которая собрала наибольшее количество очков.

Примерные предложения:

1. Корчак пишет в своих романах о радикально настроенной польской интеллигенции конца XVIII - начала XIX вв.

2. 1978 год был объявлен Международным годом Януша Корчака.

И так далее... .

5. Ролевая игра (Р.)

Инсценировка отрывка из повести-сказки Януша Корчака «Король Матиуш Первый».

Цели:

- на основе сказки о «Короле Матиуше Первом» закрепление и отработка лексическо-грамматического материала по темам: «Семья, родственники», «Профессия», «Работа», «Увлечения»;

- развитие диалогической речи на соответствующем иностранном языке;

- развитие коммуникативной компетенции. Действующие лица:

Старый доктор

Рабочий

Мальчик

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Девочка

Мама

Папа

Бабушка

Учительница

Взрослые

Толстуха.

Сценарий:

Старый доктор: Вы все, наверное, читали повесть-сказку польского писателя и педагога Януша Корчака «Король Матиуш Первый» и помните, как детский парламент постановил детям работать, а всем взрослым отправляться в школу учиться. Трудно вообразить, какой поднялся шум, переполох и возмущение, когда стало известно о решении детского парламента.

Папа: Беззаконие! Кто дал им право распоряжаться? Пусть занимаются своими детскими делами, а в наши нечего вмешиваться!

Мама: Ну хорошо. Допустим, мы пойдем в школу. А кто будет работать?

Рабочий: Ничего, пусть поработают сами. По крайней мере, увидят, каково это.

Бабушка: Может, оно даже к лучшему. Дети убедятся, что без нас обойтись трудно, и будут больше уважать взрослых.

Старый доктор: Итак, по новому закону дети работают, а взрослые учатся. Неразбериха. Мальчишки хотят быть только пожарными или шоферами. Девчонки - продавщицами в кондитерских или в магазине игрушек. Один мальчик изъявил желание быть палачом, другой - индейцем, третий - сумасшедшим. Дома тоже было много недоразумений и ссор, особенно, когда дети передавали свои тетради и учебники.

Мама: Ты испачкал свои книги и тетрадки, а ругать будут меня!

Папа: Ты потерял карандаши, и мне нечем рисовать, а от учительницы попадёт мне.

Бабушка: Ты не приготовила вовремя завтрак, и теперь я опоздаю в школу. Пиши мне записку!

Учительница: Наконец-то мы немного отдохнём. Не станут же взрослые безобразничать! Покажите детям пример, как надо учиться.

Старый доктор: Странное зрелище представлял город: взрослые чинно шагают в школу, а дети деловито спешат на работу.

1-й взрослый (другому взрослому): Ну что? Разве плохо снова оказаться детьми? Помнишь, из-за чего мы с тобой подрались?

2-й взрослый: Еще бы! Я купил перочинный нож, а ты сказал: он не стальной, а железный.

1-й взрослый: Нас с тобой из-за этого в карцер посадили. (Забыв, что они взрослые, стали толкаться и гоняться друг за другом). Смотри, вон «гусыня» идет, помнишь, как она в водку подливала воду, а за селедочный хвост, как за целую селедку с нас брала? Давай подставим ей ножку, а? Мы ведь с тобой теперь сорванцы.

Толстуха: Хулиганы! Вот скажу учительнице, что не даете спокойно перейти через дорогу, она вам задаст!

Старый доктор: Великовозрастные ученики читают, пишут, решают задачки. Всё, как полагается. И все-таки учительница несколько раз рассердилась за то, что невнимательно её слушают.

Девочка: Дурак. Брешешь. Убирайся вон! Не хочешь - как хочешь! Не воображай! Погоди, вот мама придет из школы.

Мальчик: Кончатся уроки - всё папе расскажу, как ты вместо супа на обед подала варенье!

(Родители возвращаются из школы).

Девочка: Мамочка, тебя сегодня спрашивали?

Мальчик: Папа, ты контрольную решил?

Девочка: Бабушка, а ты с кем сидишь? На какой парте?

Папа: Ну, а что ты сегодня делал на работе?

Мальчик: Да ничего особенного. Посидел за письменным столом, потом в окно посмотрел на похоронную процессию. Хотел закурить, но сигарета попалась горькая. На столе у тебя какие-то бумаги лежали, я их подписал. Пришли трое иностранцев - не то французы, не то англичане,

залопотали по-своему, но я сказал, что не понимаю, и они ушли. Пора было пить чай, но чай не принесли, и я весь сахар съел.

Мама: Мне некогда, у меня много уроков. Учительница сказала: взрослым надо больше задавать. Это несправедливо. В других школах больше не задают.

Девочка: А в углу стоял кто-нибудь?

Мама: Стоял.

Девочка: За что?

Мама: На четвертой парте сидели две дамы и весь урок болтали. Учительница два раза сделала им замечание, а они - никакого внимания. Тогда учительница поставила их в угол.

Мальчик: Они плакали?

Мама: Одна смеялась, а другая вытирала слёзы.

Мальчик: А мальчишки к вам приставали?

Мама: Немножко.

Девочка (радостно): Совсем как у нас!

Старый доктор: Когда дети вернулись в школу, учителя, разумеется, не признались им, как хорошо, что они вернулись, и как трудно было со взрослыми. Среди учеников нашлось немало лоботрясов, которые на уроках хихикали, шумели и мешали слушать другим. Старички и старушки мирно посапывали на задних партах. И сколько учительница ни сердилась, ни кричала, с них как с гуся вода, потому что многие оказались глухими. Молодые проделывали со стариками разные шутки, а старики жаловались, что им покоя не дают. Учителя привыкли иметь дело с детьми и предпочитали, чтобы всё было по-старому.

При реализации данного спектакля можно включить героев без реплик, которые будут только с помощью невербальных средств общения «комментировать» все, о чем рассказывает Старый доктор.

Одно из наиболее значимых произведений Януша Корчака стало точкой пересечения поисков методистов в области обучения болгарскому, русскому и английскому языкам. Разработанная система игр и игровых заданий (тестовые задачи, работа с нарицательными именами существительными, развлекательные задания, игра-импровизация и игра-инсценировка) раскрыла нам потенциал творчества польского гуманиста и явилась средством для литературного и языкового обучения студентов педагогических специальностей.

Список литературы

1. Парашкевов П. Автобиографичного в романите-приказки на Януш Корчак. Педагогика, 1995, кн.10, с. 83-87.

2. Рачева Л. Старият доктор. Деца. Изкуство. Книги, 1978. Кн. 3. С. 36-38.

3. Терзиева М. Славянски приказници. Б., Димант, 2001. С.19-23.

Рукопись поступила в редакцию 07. 07. 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.