Научная статья на тему 'Открытый курс физики для школьников и студентов как форма электронного обучения в системе непрерывного образования "школа - вуз"'

Открытый курс физики для школьников и студентов как форма электронного обучения в системе непрерывного образования "школа - вуз" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ / INFORMATIZATION OF EDUCATION / CONTINUOUS EDUCATION / ELECTRONIC LEARNING RESOURCES / DISTANCE LEARNING / COMPUTER TESTING / QUALIFIED PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Окушко Наталия Борисовна, Лавряшина Таисия Васильевна, Ким Татьяна Леонидовна, Балашова Татьяна Александровна, Бобриков Валерий Николаевич

Введение. В статье рассматриваются методологические аспекты изложения раздела «Механика» курса общей физики для школьников, обучающихся профессиональных образовательных организаций и студентов вуза. Учебный курс представлен в рамках информационнокоммуникативных технологий с использованием системы электронного обучения Moodle. Методология. Исследование проводится на основе методов сравнительного и системного анализа теоретических и экспериментальных данных. Результаты. Проведен анализ работы школьников и студентов разного уровня подготовки при дистанционном изучении раздела «Механика». Открытый курс, обеспечивающий равномерное распределение времени для работы над изучаемым материалом, дает возможность эффективного самоконтроля в процессе его изучения. Сравнительный анализ входных и выходных данных о знаниях участников эксперимента, представленного в статье, свидетельствует о более глубоком понимании обучающимися основных законов механики. Заключение. Инновационный открытый курс «Механика», основанный на информационнокоммуникативном подходе к обучению при конструировании образовательного процесса с возможностью его непрерывного мониторинга оперативной обратной связи, обеспечивает высокую результативность в приобретении и закреплении прочных знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Окушко Наталия Борисовна, Лавряшина Таисия Васильевна, Ким Татьяна Леонидовна, Балашова Татьяна Александровна, Бобриков Валерий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPEN COURSE OF PHYSICS FOR SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS AS A FORM OF ELECTRONIC TRAINING IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION “SCHOOL - HIGH SCHOOL”

Introduction. In the article, the methodological aspects of the presentation of “Mechanics” unit of the course of general physics for schoolchildren, students of vocational educational establishments and university students are considered. The training course is presented in the framework of information and communication technologies with using of the e-learning system Moodle. Materials and Methods. The study is conducted on the basis of methods of comparative and system analysis, as well as theoretical and experimental data. Results. The analysis of the work of schoolchildren and students of different levels of training is conducted in the remote study of “Mechanics” unit. An open course, which ensures a uniform distribution of the time to work with the material being studied, enables effective self-control in the process of its study. A comparative analysis of the input and output data on the knowledge of the participants in the experiment presented in the course of the material indicates a deeper understanding of the basic laws of mechanics. Сonclusions. Innovative open course “Mechanics”, using information-communicative approach to learning in the design of the learning process with the possibility of its continuous monitoring, immediate feedback, ensures high effectiveness in acquiring and consolidating solid knowledge.

Текст научной работы на тему «Открытый курс физики для школьников и студентов как форма электронного обучения в системе непрерывного образования "школа - вуз"»

6. Bredikhina I. A., Rozhina T. D., Stepanova O. S. Audirovanie inoyazychnyh tekstov akademicheskogo haraktera v usloviyah pnofessional'noj podgotovki studentov magistratury i aspirantury [Academic listening in conditions of professional training of master's degree and postgraduates students]. Pedagogical Education in Russia, 2016, no. 4, pp. 81-86. (In Russian).

7. Zaytseva V. V., Rozhina T. D. O probleme nepreryvnogo obucheniya inostrannomu yazyku v sisteme vysshego obrazovaniya [On the problem of continuous teaching foreign languages in the system of higher education]. Professionally-oriented instruction in foreign languages, 2013, no. 7, pp. 34-43. (In Russian).

8. Zaytseva V. V., Stepanova O. S. Bolonskaya deklaraciya o ball'no-rejtingovoj sisteme [Bologna Declaration about the score -rating system]. Methodological supply for teaching foreign languages at university: score-rating system for assessment of studying achievements of students. Ekaterinburg, 2012, pp. 25-26. (In Russian).

9. Zubova L. V., Renner E. I., Rozhina T. D., Stepanova O. S. Problemy primeneniya ball'no-rejtingovoj sistemy v vuze dlya kontrolya uchebnyh dostizhenij studentov [Problems of application of score-rating system in the university to monitor students' academic achievements]. Pedagogical Education in Russia, 2016, no. 10, pp. 53-60. (In Russian).

10. Koryakovtseva N. F. Sovremennaya metodika organizacii samostoyatel'noj raboty izuchayushchih inostrannyj yazyk [Modern methodology of organization of the independent work of foreign languages learners]. Moscow, 2002, 176 p. (In Russian).

11. Manakhova E. B. Urovnevyj podhod k obucheniyu inostrannym yazykam v vuze v ramkah professional'noj podgotovki [Level approach in teaching foreign languages at university in the framework of professional training]. Young Scientist, 2015, no. 21, pp. 805-807. (In Russian).

12. Obshcheevropejskie kompetencii vladeniya inostrannym yazykom: izuchenie, prepodavanie, ocenka [Common European competencies in foreign language proficiency: study, teaching, evaluation]. Moscow, Publishing House MGLU, 2003. (In Russian).

13. Rekosh K. X. Yazykovaya politika v Evrope - Vavilone XXI veka [Language police in Europa - Babylon of the XXI century]. Available at: www.vestnik.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/026_filologiya_02_rekoshkh.pdf (accessed 20.02.2018). (In Russian).

14. Rozhina T. D., Stepanova O. S. Ball'no-rejtingovaya sistema kak faktor modernizacii i povysheniya kachestva obrazovaniya studentov bakalavriata [Score-rating system as a factor of modernization and increasing of students' educational quality]. Dnyvedy 2012. Materialy VIII mezinarodni vedeco-praktickaconference. Dil 26. Pedagogika. Praha, Publishing House "Education and Science", 2012, pp. 84-88. (In Russian).

15. Rozhina T. D., Stepanova O. S. Nekotorye sovremennye aspekty obucheniya inostrannym yazykam studentov neyazykovyh special'nostej UrFU [Some modern aspects in teaching foreign languages of students at non-linguistic faculties at Ural Federal University]. Professionally-oriented instruction in foreign languages, 2012, no. 6, pp. 127-131. (In Russian).

16. Rozhina T. D., Stepanova O. S. Prepodavatel' inostrannogo yazyka: osnovnye vyzovy vremeni [Teacher of foreign languages: the main time challengers]. Professional education in Russia and abroad, 2016, no. 1 (21), pp. 147-151. (In Russian).

17. Sovremennyj filosofskij slovar' [Modern philosophical dictionary]. Ed. V. E. Kemerov. Moscow, Bishkek, Ekaterinburg, 1996, 608 p. (In Russian).

18. Starodubtseva E. A. Urovnevaya differenciaciya v processe obucheniya inostrannomu yazyku [Level differentiation in the process of training a foreign language]. Available at: collegyucoz.ru/publ./67-1-0-6408 (accessed 10.02.2012). (In Russian).

19. Oxenden Clive, Latham - Koenig Christian. New English File. Intermediate Teacher's Book. Oxford, 2014, 216 p.

20. Trim John. Gemeinsamer europäischer Referenzrahmen für Sprachen: lernen, lehren, beurteilen. Berlin, München, Wien, Zürich, New York, 2001, 244 s.

ОТКРЫТЫЙ КУРС ФИЗИКИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ КАК ФОРМА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА - ВУЗ»

OPEN COURSE OF PHYSICS FOR SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS AS A FORM OF ELECTRONIC TRAINING IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION "SCHOOL - HIGH SCHOOL"

Введение. В статье рассматриваются методологические аспекты изложения раздела «Механика» курса общей физики для школьников, обучающихся профессиональных образовательных организаций и студентов вуза. Учебный курс представлен в рамках информационно-коммуникативных технологий с использованием системы электронного обучения МсюсНе.

УДК/UDC 37:53

Н. Б. Окушко, Т. В. Лавряшина, Т. Л. Ким, Т. А. Балашова, В. Н. Бобриков

N. Okushko, T. Lavryashina, T. Kim, T. Balashova, V. Bobrikov

Методология. Исследование проводится на основе методов сравнительного и системного анализа теоретических и экспериментальных данных.

Результаты. Проведен анализ работы школьников и студентов разного уровня подготовки при дистанционном изучении раздела «Механика». Открытый курс, обеспечивающий равномерное распределение времени для работы над изучаемым материалом, дает возможность эффективного самоконтроля в процессе его изучения. Сравнительный анализ входных и выходных данных о знаниях участников эксперимента, представленного в статье, свидетельствует о более глубоком понимании обучающимися основных законов механики.

Заключение. Инновационный открытый курс «Механика», основанный на информационно-коммуникативном подходе к обучению при конструировании образовательного процесса с возможностью его непрерывного мониторинга оперативной обратной связи, обеспечивает высокую результативность в приобретении и закреплении прочных знаний.

Introduction. In the article, the methodological aspects of the presentation of "Mechanics" unit of the course of general physics for schoolchildren, students of vocational educational establishments and university students are considered. The training course is presented in the framework of information and communication technologies with using of the e-learning system Moodle.

Materials and Methods. The study is conducted on the basis of methods of comparative and system analysis, as well as theoretical and experimental data.

Results. The analysis of the work of schoolchildren and students of different levels of training is conducted in the remote study of "Mechanics" unit. An open course, which ensures a uniform distribution of the time to work with the material being studied, enables effective self-control in the process of its study. A comparative analysis of the input and output data on the knowledge of the participants in the experiment presented in the course of the material indicates a deeper understanding of the basic laws of mechanics.

inclusions. Innovative open course "Mechanics", using information-communicative approach to learning in the design of the learning process with the possibility of its continuous monitoring, immediate feedback, ensures high effectiveness in acquiring and consolidating solid knowledge.

Ключевые слова: информатизация образования, непрерывное образование, электронные образовательные ресурсы, дистанционное обучение, компьютерное тестирование, квалифицированные кадры.

Keywords: informatization of education, continuous education, electronic learning resources, distance learning, computer testing, qualified personnel.

Введение

В современном мире бурно развивающихся технологий, резко возросших требований к безопасности производства, осознания ответственности за защиту окружающей среды ключевым фактором успешного развития любой отрасли промышленности являются высококвалифицированные кадры. Специалисты должны обладать не только профессиональными компетенциями, касающимися современных методов производства, но и готовностью к освоению новых технологий и направлений деятельности, которые могут появиться в будущем.

Готовность к непрерывному повышению квалификации и возможность доступа к необходимым образовательным ресурсам в западной литературе обозначается очень емким термином lifelong learning — обучение длиною в жизнь, в России же чаще употребляется более сдержанное определение — непрерывное образование.

Вовлечение в непрерывное образование широких слоев населения зависит от двух факторов: доступности образовательных программ и готовности населения к их постижению.

Ключевым фактором повышения доступности стали интернет-технологии обучения. Разработка открытых всему миру онлайн-курсов сначала ведущими вузами США, а затем и других стран, включая Россию, позволила желающим изучать разнообразные дисциплины бесплатно (иногда оплачивается сертификат, подтверждающий прохождение курса), в удобное для обучения время [1; 2]. Наибольшую популярность приобрели образовательные платформы Coursera и EdX, предоставляющие онлайн-курсы лучших университетов мира в открытом доступе. В России в 2017 г. был введен в опытную эксплуатацию ресурс, обеспечивающий

доступ к онлайн-курсам по принципу «одного окна» — на момент публикации материала на портале представлены 470 разнообразных курсов, сформированных пятнадцатью образовательными платформами [3].

Подготовка высококвалифицированных кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий — основная задача организаций высшего образования. Возрастает роль образования в экономическом и социальном развитии общества. Прежде всего это относится к системе подготовки кадров, которая должна обеспечить разнообразие учебных курсов, органическую связь между различными видами образования или между профессиональным опытом и повышением квалификации, что позволит адекватно решать проблемы, связанные с разрывом между спросом и предложением на рынке труда.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), являясь источником самостоятельного образования и предоставляя ряд дидактических возможностей обучающимся, способствуют успешной модернизации технологий обучения. Внедрение ИКТ в сферу образования привело к возникновению термина «информационно-образовательная среда», под которым подразумевается совокупность компьютерных средств и способов их функционирования, используемых в обучающей деятельности. Переход к информационному обществу означает, что определяющим фактором общественного развития становятся сетевые и мультимедиатехнологии. Именно их развитие определяет особенности изменений в системе подготовки квалифицированных кадров для современного общества.

В последние годы в России предприняты меры, направленные на укрепление отечественной инженерной школы. Переход высшего образования к федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) связан с приведением системы образования в соответствие с уровнем развития мировой науки и техники. При Президенте Российской Федерации создан Совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам, одним из главных направлений его деятельности является стратегическое развитие образования.

Важность развития данного направления в России отражена в государственной программе «Развитие образования», предусматривающей действие таких проектов, как «Создание современной образовательной среды для школьников», «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», «Доступное дополнительное образование для детей», «Вузы как центры пространства создания инноваций», «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» [4].

Готовность же к самостоятельному обучению, постоянному совершенствованию и упрочению имеющихся знаний должна воспитываться еще в школе и вузе. Решающую роль в этом играют как вузы, так и средние общеобразовательные школы.

Результаты

В течение последних лет кафедра физики Кузбасского государственного технического университета имени Т. Ф. Горбачева (КузГТУ) интенсивно использовала элементы системы электронного обучения Moodle, предназначенной для зарегистрированных студентов в составе определенных учебных групп. Эта форма обучения дает серьезные возможности дополнительного контроля самостоятельной работы студентов и рассматривается большинством преподавателей как дополнительная к основным, традиционным, методам обучения: лекциям, практическим и лабораторным занятиям [5].

В 2017 г. кафедрой физики в рамках внутривузовского гранта КузГТУ разработан открытый дистанционный курс по общей физике, охватывающий раздел «Механика». Курс предназначен как для школьников, собирающихся в дальнейшем обучаться в КузГТУ (или другом техническом вузе), так и студентов первого курса. Содержание курса соответствует программе вузовского обучения данному разделу, однако изложение материала адаптировано для школьников с учетом их математической подготовки. Так, разрабатывая тесты для курса, мы избегали задач, требующих сложного дифференцирования или интегрирования, хотя не пренебрегали использованием производных и интегралов при изложении теоретического материала и при разборе примеров решения задач. В то же время в курс включены «математические» разделы «Векторы в физике», «Производная», «Интеграл». Эти понятия входят в школьную программу по математике, однако опыт преподавания однозначно указывает на то, что большинство первокурсников плохо владеют этим математическим аппаратом и не умеют его применять. Включение этих раз-

делов в курс было призвано решить возникающие проблемы и направлено на формирование понимания данных математических понятий применительно к физическим законам.

Курс рассчитан на 16-20 учебных недель и состоит из восьми крупных учебных разделов (модулей):

— Векторы в физике.

— Кинематика поступательного движения.

— Кинематика вращательного движения.

— Динамика поступательного движения.

— Законы сохранения импульса и энергии.

— Кинетическая энергия вращающегося тела. Момент инерции.

— Динамика вращательного движения (момент силы, основной закон динамики вращательного движения, закон сохранения момента импульса).

— Статика.

В виде отдельного модуля оформлена виртуальная лабораторная работа. Каждый из модулей разбит на 3-9 разделов объемом 3-6 страниц. Например, модуль «Кинематика» включает разделы «Определения», «Путь и перемещение», «Средняя скорость», «Производная. Правила дифференцирования», «Мгновенная скорость», «Расчет пути и перемещения. Интегрирование», «Закон сложения скоростей», «Ускорение», «Свободное падение». После каждого из разделов студенту или школьнику предлагается ответить на вопросы теста, включающего материалы данного раздела, что позволяет проверить усвоение знаний. В зависимости от сложности тестов на каждый из них дается от 2 до 5 попыток, причем после очередной попытки обучающийся видит результаты контроля (правилен ли ответ), а иногда и подсказку, на что необходимо обратить внимание, чтобы исправить ошибку. Кроме этих тестов для проработки текущих материалов, после отдельных модулей предлагается контрольная работа (также в виде тестов), позволяющая оценить результат обучения по модулю в целом. На выполнение тестов контрольных работ также дается несколько попыток, однако результаты попыток учащийся может видеть только после окончания срока выполнения соответствующей контрольной работы.

Курс может быть настроен как на жесткий режим, когда все работы должны выполняться в соответствии с заранее определенным графиком, известным ученику, так и на мягкий вариант, при котором не ставятся конкретные сроки выполнения заданий.

Перед тем как приступить к широкому внедрению курса, было проведено его тестирование в четырех целевых группах.

1. Школьники старших (10-11-х) классов.

Были сформированы две группы, одна из которых состояла из 19 учеников 10-го класса с физико-математическим уклоном, другая — из 20 учеников 10-11-х классов, обучающихся по стандартным программам курсов физики и математики. До начала работы с курсом все ученики изучали в школе действия с векторами в рамках школьной программы, понятие производной (в рамках школьного курса математики) было знакомо только 6 ученикам 11-го класса, представления об интегрировании не имел никто.

Курс был настроен на жесткий режим: на изучение каждого модуля было выделено две недели. Прохождение курса считалось успешным, если ученик набирал более 60 % общего балла оценок по всей совокупности заданий-тестов.

Так как одной из задач контроля было выявление недочетов курса и оценка его сложности для школьников, ученикам была предложена возможность еженедельной работы в компьютерном классе КузГТУ с разработчиками курса для консультаций, уточнения заданий и помощи в их выполнении. Посещение этих занятий не было обязательным, ученики могли работать над курсом дома. К сожалению, изучить курс в полном объеме самостоятельно не попытался никто.

Наблюдение за учениками на занятиях показало, что они неплохо справлялись даже с такими новыми для них понятиями, как производная и интеграл, постепенно привыкая к их использованию в курсе и осваивая на примерах решения задач. Неожиданным оказалось стремление учеников большую часть курса прорабатывать именно на занятиях. Если ученик не успевал выполнить намеченные тесты в течение двух часов занятия, он не всегда возвращался к работе дома. А так как предварительная оценка затрат времени на курс составляла 3-4 часа в неделю, недоработки постепенно накапливались. Успешно завершить курс смогли лишь 10 учеников. Динамика числа участников курса по мере выполнения заданий по темам представлена на рисунке 1.

у

S ✓ ✓ **

«г

ж ж

Рис. 1. Изменение числа участников курса по мере прохождения тестов (%)

Уменьшение числа участников курса началось с первого занятия, на которое не пришли трое записавшихся. Затем постепенно прекратили обучение одиннадцатиклассники, нацеленные на подготовку к ЕГЭ, а не на изучение дополнительного материала. Несколько позже перестали обучаться те, кто не успевал выполнять задания в процессе занятий в компьютерном классе и не возвращался к курсу в другое время.

В целом динамика участия соответствовала ожидаемой. Записываясь на курс, не все обучающиеся стремились пройти его полностью. Одиннадцатиклассники ставили прагматичную цель подготовки к ЕГЭ, и их не привлек дополнительный материал университетского курса. Некоторые из десятиклассников не стремились к получению сертификатов о прохождении курса, дающих определенные привилегии при поступлении в КузГТУ, и потому не особенно старались выдерживать сроки выполнения заданий. Интересно, что полученный нами результат удивительным образом согласуется с данными анализа 11 курсов лучших университетов США, на которые были записаны более миллиона человек [1]. Согласно этому анализу, лишь 57 % тех, кто записывался на исследуемые курсы, изначально ставили цель их полного прохождения и получения сертификата, и лишь 24 % достигали этой цели.

В феврале была набрана еще одна группа десятиклассников, которым был предложен мягкий вариант обучения с широким диапазоном сроков выполнения заданий. С этой группой были проведены вводные занятия, далее участникам предложено работать самостоятельно, получая консультации преподавателей по электронной почте. При дистанционном наблюдении прохождения курса обучающимися отмечалась слабая динамика в получении положительных результатов.

2. Студенты первого курса КузГТУ.

Курс был апробирован на потоке из 86 студентов 1-го курса очной формы обучения (направление подготовки «Электроэнергетика и электротехника»). Занятия на потоке (лекции, практические занятия, лабораторные работы) проводились в традиционной форме. Дистанционный курс был хронологически совмещен с традиционным обучением и призван облегчить студентам усвоение программы по физике, играя адаптационную роль. Необходимость такого курса обусловлена тем, что уровень базовых школьных знаний первокурсников очень неоднороден [6]. При входном контроле, выполняемом ежегодно на первых занятиях по физике (набор несложных заданий на уровне школьного курса), положительные оценки стабильно получают менее половины студентов [7]. Многим студентам трудно усваивать материал на занятиях, они часто не справляются с изучением физики по учебникам и учебным пособиям, не умея выделить главные положения в длинном тексте главы. Мы рассчитывали, что дробление материала на мелкие разделы, сопровождаемое контролем усвоения каждого из них, позволит первокурсникам добиться понимания необходимых терминов и законов физики, после чего и более сложные (прежде всего, математические) главы учебников станут посильными.

Онлайн-обучение было настоятельно рекомендовано всем, кто показал недостаточные знания при входном контроле, а остальной части потока предложено в качестве полезного дополнительного материала. Балл, полученный при прохождении курса, не влиял на допуск к экзамену, прохождение курса было добровольным.

Для сопоставления оценок, полученных на экзамене, с результатами изучения дистанционного курса весь поток был разбит на три основные группы. К первой группе были отнесены студенты, успешно выполнившие не более 1/3 заданий (тестов), вторая группа включала тех, кто успешно выполнил более 1/3, но менее 2/3 заданий, в третью группу вошли те, кто успешно справился не менее чем с 2/3 тестов.

х

аз

З'

о

X

Э

ш

Г

>.

С О С

т о н г аз а:

о;

с □

а

Оценка

Ж Решившие менее 1/3 заданий

И Решившие от 1/3 до 2/3

заданий □ п

Решившие более 2/3

__задании

Рис. 2. Распределение оценок по группам по количеству решенных заданий (без учета пересдач)

Как видно из рисунка 2, распределение экзаменационных оценок коррелирует с долей выполненных заданий: чем меньше заданий выполнено, тем в группе выше число неудовлетворительных оценок и ниже число оценок «отлично». Однако причиной корреляции может быть не польза, полученная от курса, а то, что над ним более упорно работали студенты, уже имеющие неплохую базовую подготовку.

3. Студенты заочной формы обучения.

Эффективность традиционной формы заочного обучения крайне низка прежде всего из-за невозможности для преподавателя эффективно управлять процессом обучения. Установочная лекция, выдача заданий, программы курса и списка учебной литературы, несколько часов пунктирного обсуждения материала во время двухнедельной сессии непосредственно перед экзаменом... И невозможность контроля процесса освоения программы в течение четырех месяцев семестра.

Для студентов-заочников, которые поступили в вуз через несколько лет после получения среднего образования, изучение материала часто оказывается непосильной задачей. Это связано с тем, что они имеют весьма фрагментарные воспоминания о школьных курсах физики и математики, совмещают обучение в вузе с работой и, соответственно, располагают очень небольшими ресурсами времени для обучения и самостоятельного планирования работы над курсом. Тем не менее мотивация завершения обучения по дистанционному курсу у этих студентов очень сильна: ведь от диплома о высшем образовании часто зависит их карьерный рост.

Пытаясь соблюсти предъявляемые требования (например, представление перед экзаменом выполненной контрольной работы), студенты прибегают к известным нечестным приемам: бездумному списыванию у товарищей или заказу на работу сторонним лицам. При такой «подготовке» к экзамену многие студенты не могут ни объяснить используемые в контрольной работе обозначения, ни даже найти в учебнике необходимый материал. Итог — предельно низкие оценки на сессии, большое количество пересдач и, как результат, высокий процент отчислений за академическую неуспеваемость.

Дистанционный курс был призван обеспечить равномерное распределение времени работы над курсом в течение учебного семестра, дать студентам возможность эффективного самоконтроля в процессе изучения курса, показать, что эти знания вполне доступны. Курс был апробирован на потоке из трех групп студентов заочной формы обучения (65 человек). Теоретические

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

материалы дистанционного курса были доступны в течение семестра всем студентам, но при этом были регламентированы сроки. Допуск к экзамену студент мог получить при соблюдении одного из двух условий: либо набрать более 60 % баллов за все предлагавшиеся тесты, либо выполнить (и во время сессии объяснить преподавателю) стандартную контрольную работу. В первом случае заданий было значительно больше, но обеспечивался мгновенный контроль правильности выполнения задания и возможность дополнительных попыток.

Студенты были также предупреждены о жестких сроках выполнения каждого задания и необходимости работать в течение всего семестра, хотя по просьбе студентов в процессе обучения сроки выполнения отдельных заданий удлинялись. В течение всего семестра студенты могли обратиться по электронной почте к преподавателю, задать вопросы или спросить совет по решению заданий. Занятия во время сессии проводились в обычном режиме для всех студентов — и для тех, кто работал дистанционно, и для тех, кто предпочел выполнение контрольных работ. Большинство студентов предпочли дистанционный курс.

60%

50%

40%

30%

0%

60%

50%

40%

30%

20%--

10%--

п% -I--

3

не сдали

20%

10%

не сдали

Зимняя сессия 2016/17 уч. г. Средняя оценка по потоку 3,0В

Зимняя сессия 2017/18 уч. г. Средняя оценка по потоку 3,93

Рис. 3. Распределение оценок по физике студентов заочной формы обучения в 2016/17 и 2017/18 учебных годах

Для оценки эффективности курса были сопоставлены результаты первой экзаменационной сессии у студентов исследуемого потока и такого же потока предыдущего года. Полученные данные (рис. 3) превзошли все ожидания. Средняя оценка по физике на потоке составила 3,93 балла (в сравнении с 3 баллами потока предыдущего года). Снизилось число студентов, не сдавших предмет, и отличная оценка перестала быть редкостью. Отметим, что экзамены принимал один и тот же преподаватель, предъявлявший одинаковые требования к студентам. Все студенты, не сдавшие экзамен в 2017/18 учебном году, не обращались к курсу дистанционного обучения.

4. Студенты-иностранцы.

Ежегодно в вузы России набирают иностранных студентов, что является одним из показателей эффективности вузов. На сегодняшний день иностранных студентов, обучающихся по очной форме обучения в КузГТУ, около 3 % (188 чел.) от общего числа студентов очной формы. Иностранные студенты, помимо слабой подготовки в области естественно-научных дисциплин, сталкиваются с проблемой языкового барьера при изучении курса физики. Четверть таких студентов в своих анкетах заявляют, что не изучали физику в школе или изучали более пяти лет назад. Курс был также апробирован на группе из 21 иностранного студента первого курса очной формы обучения (специальность «горное дело»). В этой группе был проведен входной контроль по остаточным знаниям по физике, средний балл по входному контролю по пятибалльной шкале составил 2,2 балла.

Группе дополнительно было предложено в качестве самостоятельной работы изучать инновационный курс по физике «Механика» в системе электронного обучения МоосНе. После первых двух недель обучения наблюдалась высокая активность прохождения курса. Студенты-

иностранцы отмечали удобный интерфейс электронного обучения и возможность дополнительного самостоятельного изучения пройденного материала. Таким образом, проходила компенсация уровня недостающих школьных знаний по физике. К концу семестра инновационный курс успешно освоили 57 % студентов, которые выполнили свыше 60 % заданий.

Заключение

В сентябре 2018 г планируется внедрить курс как обязательный для ряда потоков студентов заочной формы обучения, предоставить его всем желающим и рекомендовать к интенсивному использованию студентам, обладающим недостаточной школьной подготовкой.

Для системы «студент — преподаватель» особенно актуальна совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать (и корректировать по мере необходимости) ход обучения студента. Технологический подход к обучению, основанный на конструировании учебного процесса с учетом заданных исходных установок (социального заказа, образовательных ориентиров, целей и содержания обучения), обеспечивает высокую результативность этого процесса. Мониторинг учебного процесса предусматривает оперативную обратную связь в системе «студент — преподаватель», которую и обеспечивает выполненный нами инновационный проект.

Литература

1. HarvardX and MITx: Two yeans of open online Courses Fall 2012 - Summer 2014 (March 30, 2015) [Electronic resource] / A. D. Ho, I. Chuang, J. Reich et al. 2015. URL: doi:10.2139/ssrn.2586847.

2. Hannay M., Newvine T. Perceptions of Distance Learning: a Comparison of On Line and Traditional Learning [Electronic resource] // MERLOT Journal of Online Learning and Teaching. 2006. Vol. 2, № 1. URL: http://jolt.merlot.org/documents/ MS05011.pdf.

3. Электронные образовательные ресурсы [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/.

4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71748426/.

5. Лавряшина Т. В., Балашова Т. А. Информатизация образования: система Moodle при изучении курса физики в техническом вузе // Международный журнал экономики и образования. 2015. Т. 1, № 2. С. 27-33. (Специальный выпуск, Ч. 1: Материалы Международной научно-практической конференции «Информатизация образования в России и за рубежом: методология и практика», 30 апреля 2015 г., г. Ростов-на-Дону).

6. Ермакова И. А., Гоголин В. А., Ефремова Л. Ю. Анализ степени подготовки первокурсников к обучению математике в техническом вузе // Наука и образование: современные тренды. 2015. № 3 (9). С. 288-296.

7. Мотивационные аспекты обучения и их реализация в техническом вузе // Образование и наука: современные тренды / Т. А. Балашова, Т. Л. Ким, Т. В. Лавряшина, Н. Б. Окушко. Чебоксары : Интерактив плюс, 2016. Вып. 2. С. 91-100. doi: 10.21661/a-231.

References

1. Ho A. D., Chuang I., Reich J., Coleman C., Whitehill J., Northcutt C., Williams J. J., Hansen J., Lopez G., Petersen R. HarvardX and MITx: Two years of open online Courses Fall 2012 - Summer 2014 (March 30, 2015). Available at: doi:10.2139/ ssrn.2586847.

2. Hannay M., Newvine T. Perceptions of Distance Learning: a Comparison of On Line and Traditional Learning. MERLOT Journal of Online Learning and Teaching, 2006, vol. 2, no. 1. Available at: http://jolt.merlot.org/documents/MS05011.pdf.

3. Elektronnye obrazovatel'nye resursy [Electronic educational resources]. Available at: http://www.edu.ru/. (In Russian).

4. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovaniya". Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26 dekabrya 2017 g. № 1642 [On the approval of the state program of the Russian Federation "Development of Education". Decree of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017 no. 1642]. Available at: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71748426/. (In Russian).

5. Lavryashina T. V., Balashova T. A. Informatizaciya obrazovaniya: sistema Moodle pri izuchenii kursa fiziki v tekhnicheskom vuze [Informatization of education: the Moodle system in studying the physics course in a technical college]. International Journal of Economics and Education, 2015, vol. 1, no. 2, pp. 27-33. (Special Issue, Part 1: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Informatization of Education in Russia and Abroad: Methodology and Practice", April 30, 2015, Rostov-on-Don). (In Russian).

6. Ermakova I. A., Gogolin V. A., Efremova L. Yu. Analiz stepeni podgotovki pervokursnikov k obucheniyu matematike v tekhnicheskom vuze [The analysis of the degree of preparation of first-year students for teaching mathematics in a technical college]. Science and education: modern trends, 2015, no. 3 (9), pp. 288-296. (In Russian).

7. Balashova T. A., Kim T. L., Lavryashina T. V., Okushko N. B. Motivacionnye aspekty obucheniya i ih realizaciya v tekhnicheskom vuze [Motivational aspects of training and their implementation in a technical college]. Education and science: modern trends. Cheboksary, Interactive Plus, 2016, iss. 2, pp. 91-100, doi: 10.21661/a-231. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.