Научная статья на тему 'Открытие Китая (первый урок из цикла уроков «Культура древнего Китая»)'

Открытие Китая (первый урок из цикла уроков «Культура древнего Китая») Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1197
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА КИТАЯ / ТОПОНИМ «КИТАЙ» / КИТАЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Королькова Ирина Викторовна

В статье представлена разработка урока на тему «Открытие Китая».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Открытие Китая (первый урок из цикла уроков «Культура древнего Китая»)»

УДК 80

ОТКРЫТИЕ КИТАЯ (ПЕРВЫЙ УРОК ИЗ ЦИКЛА УРОКОВ «КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО КИТАЯ»)

Королькова Ирина Викторовна учитель русского языка и литературы МОУ СПОШМ2,

г.Благовещенск

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культура Китая, топоним «Китай», китайская мифология. АННОТАЦИЯ:

В статье представлена разработка урока на тему «Открытие Китая».

Цель урока: приступить к изучению культуры Китая, обратившись к словесным древним памятникам; развивать и поддерживать интерес к данной теме; воспитывать уважительное отношение к национальной культуре другой страны.

Вступительное слово учителя.

Начать наш разговор я бы хотела с одной древней легенды.

«Один рыбак решил попытать счастья далеко от одной деревни. Он плыл и плыл по извилистой реке и скоро заблудился в речных рукавах и протоках. Река, на которую он попал, всё суживалась. На её берегах появились персиковые деревья, усыпанные цветами. Лепестки всё плотнее устилали поверхность реки. Всё прекрасней становился путь рыбака. Вдруг вдалеке блеснул яркий сноп света. Подъехал рыбак поближе и увидел, что свет этот исходит из расщелины в горе. Там путешественник нашел незнакомую страну, в которой мирно и счастливо жили люди».

Вопрос: Как вы думаете, о какой стране идет речь? (ученикам дается возможность предположить, о какой стране идет речь).

Я познакомила вас с древней легендой о «Персиковом источнике», пересказанной Тао Юань-мином - удивительным и очень созвучным нашему времени поэтом, жившим полторы тысячи лет назад. Он воспел в этой легенде свою страну и свой народ, создавший ещё в древности удивительную и самобытную культуру.

Мы начинаем цикл уроков, посвященных культуре Китая. Может сложиться мнение, что культуру этой страны вы знаете неплохо. Конечно, большинство из вас имели и имеют возможность часто посещать Китай. Вы бывали в разных городах, в разных провинциях. У вас есть собственный опыт открытия Китая. Но говорить о глубоком знании и понимании данной национальной культуры преждевременно. Наша задача заключается в следующем:

1. Расширить и углубить представления о китайской культуре, обратив пристальное внимание на ее уникальность и самобытность.

2. Познакомиться с главными особенностями художественной культуры Китая.

3. Попытаться постичь логику развития художественной системы Китая.

4. Формировать интерес к китайской культуре.

II. Великие мировые изобретения древнего Китая.

Китаю принадлежат великие мировые изобретения. Попытайтесь в тетради записать научные открытия, изобретения, родиной которых является древний Китай. (Самостоятельнаяработа на 5 минут).

Далее ученики обмениваются собранной информацией, делая записи в тетради. Учитель дополняет информацию учеников.

Зонтик, шёлк, фарфор, порох, бумага, чай, рис, книгопечатание, сейсмограф, первая в мире ежедневная печатная газета, водяные часы, чудесные повозки, снабженные механизмом, указывающим пройденное расстояние (такая повозка существовала в Китае уже 1600 лет назад) или имеющие прибор, все время указывающий на юг и служащий компасом (нач. III века). Это все изобретения древних китайцев. Китайцы очень давно знали магнит: уже в III веке до н.э. было известно, что магнит притягивает железо. Ими был изобретен магнитный компас.

Были китайцы и великими астрономами. Со П-го тысячелетия до н.э. они пользовались лунно-солнечным календарем, определили дни летнего и зимнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия. Со П-го века до н.э. китайские ученые стали заниматься предсказанием лунных и солнечных затмений, уже в 43 году до н.э. были сделаны записи о солнечных пятнах (в то время как в Европе пятна на Солнце впервые были зарегистрированы в 807 году).

Ш. Открытие Китая Европой.

Вопрос: Когда и какими путями узнали о Китае европейцы?

Выступление ученика:

На Западе давным-давно, ещё до нашей эры, слышали, что где-то далеко на Востоке есть обширная, богатая страна, куда путь лежит через море, и что живёт там какой-то народ «син». Где находится эта страна, никто не знал. Знаменитый греческий географ Птоломей (I век до н.э.) в своём географическом описании упоминал о народе «син», указывал, что в эту страну можно добраться водным путём, через Эрифрейское море (т.е. Индийский океан).

Римская империя вела обширную торговлю со многими странами. Перекупщики часто привозили в Рим китайский шёлк, который имел громадный спрос. Торговлей шёлка завладели парфяне. Они покупали шелк у китайцев, доставлявших его в Парфию, а затем привозили в Рим, где и продавали втридорога. Шёлк в Риме назывался «серикум», а народ, который его изготавливал, - «серес». Но где живет этот народ, никто толком не знал. Никому в голову и не приходило, что «син» и «серес» - это одно и то же.

Эта далёкая неизвестная страна для европейцев была диковиной, краем удивительных «шёлковых людей», где правили мудрые правители, все подданные были послушны, люди одевались только в шелка, имели особенные обычаи и верили в каких-то своих богов.

Постепенно в Европе совсем забыли о Китае. Но VII - VIII веках через купцов и монахов, распространявших христианство на Востоке, вновь стали проникать слухи об

этой стране. И если в VII веке Европа переживала ещё темный период средневековья, то Китай в это же время вступил в ту эпоху, которую называют «золотым веком» его культуры.

IV. Этимология топонима «Китай».

Интересна этимология топонима «Китай». Вопрос: Что вам об этом известно?

Выступление подготовленного ученика.

Русское наименование «Китай» произошло от названия группы монгольских племен «киданей» («китаи»), покоривших в средние века Северный Китай и образовавших государство Ляо (X - XI века). Сами же китайцы называют свою страну Чжунго («Срединное государство»). В европейские языки это слово первоначально пришло как С&Хг\ - это название Китаю дал Марко Поло во время своего путешествия Азию, Им он обозначил северный Китай. Южный Китай, который к тому времени монголы во главе с Хубилай-ханом тоже завоевали, он назвал Магу1 (кит. «южные варвары»), В европейских странах принято называние Хина, Кина, Чина; в Индии Китай называли Махачина. Всё это искажённое произношение слова «Цинь» - название древней династии Цинь, правившей в Китае в III веке до н.э. В «Хождении за три моря» Афанасий Никитин (1470ые гг.) название Чина (Мачина) использует для Южного Китая, а Кита(й) - для северного.

Интересна история слова «Китай» и в связи с городом Москва. Китай-город -исторический район Москвы внутри Китай-городской крепостной стены, построенной в 1538 г. Сегодня сохранились лишь отдельные её участки. К Китаю это название не имеет никакого отношения. Согласно распространённой версии, название района происходит от старого слова «кита», т.е. связка жердей, которые применялись при постройке укрепления. Согласно «Словарю русского языка XI -XVII вв.», слово «кита» означает нечто плетёное, связанное в пучок, в косу. Согласно второй версии, наименование «Китай» пришло из тюркского языка, где это слово означает «стена», в монгольском также «китай» - «стена».

Вопрос: Как вы думаете, какие жанры искусства Китая были самыми древними? (Как и в другой любой культуре первоначально рождалось словесное искусство).

Вопрос: Какие жанры в связи с этим следует вспомнить? (Это мифология, которая позволяла людям объяснить происхождение мира и человека).

V. Китайская мифология.

Слово учителя (или подготовленного ученика).

Территория Китая считается одним из возможных мест исхода первобытного человека, его расселения по всему миру. В самые далёкие времена народ уже создавал подлинные сокровища слова, мифы, сказания. Миф отвечал древнему человеку, как произошла земля, откуда появились люди, как научились они говорить, петь, сеять, жать, добывать огонь и строить жилище.

В незапамятные времена был хаос. В хаосе самозародился великан Пань-Гу. Он вышел из яйцеобразного хаоса, и всё, что было в хаосе легким, устремилось вверх, а всё тяжелое опустилось вниз. Легким стало небом, тяжёлое - землёй. Между небом и землёй поднялся великан Пань-Гу, держа небо на голове. Но всё смертно. Умер и Пань-Гу. Голова его превратилась а горы, правый глаз - в солнце, левый - в луну. Волосы стали травой, кровь - водой, кости - металлами, горными породами, камнями, дыхание -

ветром. Откуда взялись люди? Их создали бог света и бог мрака из тех остатков хаоса, что не пошли на сотворение земли и неба.

Есть и другой ответ, откуда появились люди. Богиня Нюй-ва проходила однажды над миром. Она смотрела на горы, реки, леса, что лежали под ней, и чувствовала себя одинокой: в мире не было живых существ. Нюй-ва опустилась на землю, подумала, затем взяла с земли комок желтой глины, размочила его и слепила куколку. Куколка ожила, закричала и запрыгала от радости. Это был человек. Человеку было чему радоваться -хотя он был маловат, но зато во многом походил на богов и отличался от тварей.

Нюй-ва понравилось её создание, и она налепила ещё множество человечков, которые разбрелись по земле. Нюй-ва больше не скучала, не томилась и не чувствовала себя одинокой. Оставалось сделать немногое: научить людей жить семьями. И это сделала Нюй-ва, после чего много лет отдыхала. На помощь людям пришёл её брат Фу Си. Он научил их варить пищу, строить дома, вязать рыболовные сети. Люди стали жить лучше и достойнее. Но однажды великая опасность нависла над землёй. На небе начали войну бог воды Гун Гун и бог огня Чжун Юн. Злой Гун Гун был побеждён. От стыда он решил покончить с собой и ударился головой о гору Бучжоушань. От удара суша перекосилась, столб, поддерживающий небо, сломался, в небе образовался провал. В горных лесах вспыхнули пожары, на поверхность хлынули подземные воды, волны их доходили до самого неба. Людей пожирали спустившиеся с гор чудовища. Нюй-ва устремилась на помощь людям. Она взяла разноцветные камни, переплавила их и заделала промоину в небе. Чтобы укрепить небо, богиня поставила его на четыре столба - столбами послужили ей ноги огромной черепахи. Нюй-ва прогнала диких зверей и хищных птиц, убила чёрного дракона, свирепствовавшего на равнине.

Но мир, как искусно ни чинила его Нюй-ва, прежнего вида себе не вернул: на западе, где была гора Бучжоушань, опустилась земля. Вы спросите, почему реки Китая текут на восток. Древнему китайцу это совершенно ясно: потому что из-за Гун Гуна на востоке опустилась земля. Почему светила движутся на запад? Потому что из-за Гун Гуна на западе опустилось небо.

После всего того, что сделала Нюй-ва, на земле началась радостная жизнь. Весна, лето, осень и зима чередовались в установленном порядке, и когда должна была быть жара, то была жара, а когда должен был быть холод, был холод. Все хищные звери погибли. Боги и люди жили совместно. Природа снабжала людей своими дарами. Детей клали в птичьи гнёзда, и ветер баюкал их. Люди не знали страха и жили в совершенном счастье. Чтобы жизнь людей стала ещё прекрасней, Нюй-ва подарила своим детям необыкновенную свирель и научила их музыке, самому необходимому из того, что питает духовную жизнь. После своих трудов она погрузилась в вечный отдых, который люди называют смертью...

VI. Особенности культуры Китая.

Чтобы понять культуру Китая, следует проникнуть в психологию нации. Здесь своя, самобытная логикаразвития художественной системы.

Проведем эксперимент. Поднимем две ладони и соединим их резко вместе. Что мы произвели? Что такое две ладони?

Да, вы правы, две ладони - это хлопок. А одна ладонь? (ребята дают варианты ответа). А ответ очень прост: две ладони - это хлопок, а одна ладонь - это тишина.

Как мы смогли заметить, подходы к решению простейшей задачи абсолютно разные. Мы тяготеем к европейскому миропониманию, где все логично, все рационально, все подвержено мыслительным операциям, математическим измерениям. А для китайцев главное - естественность, невозможность человека вмешиваться в вечный порядок вещей, умение слушать и слышать окружающий тебя мир, умение и стремление «вписаться» в этот мир, наполненный гармонией, найти своё место в нём. Исходя из этого и будет развиваться китайская культура, с особенностями которой мы продолжим знакомство на следующих занятиях. И как всегда попытаемся понять логику развития этой национальной художественной системы.

VII. Заключительное слово учителя.

Кто-то вывел следующую формулу: Man of logic is good, but it's not the best. В переводе это звучит так: «Человек логики - это хорошо, но это не есть лучшее».

Вот и мы, начиная цикл уроков, посвященных изучению традиционной культуры древнего и средневекового Китая, должны об этом всегда помнить.

Для народов Востока Китай всегда являлся средоточием могучей цивилизации. Для многих стран древней Азии он был таким же светочем, каким были Афины для античного мира. Философию, литературу, искусство и науку, созданную Китаем, знали в Индии и Японии, в Индонезии и Бирме, в Индокитае и Средней Азии.

Но старого Китая уже нет - есть новый Китай, с новой жизнью и культурой. Стоит ли сейчас совершать такое сложное и далёкое «путешествие» - знакомиться с культурой древнего Китая?

Новый Китай родился из Китая старого. «Не поняв того, что было, не поймёшь того, что есть» - гласит старая китайская пословица. И ещё говорят в Китае: «Не забывай прошлого: оно учитель будущего».

И наши уроки должны поспособствовать пониманию культуры «людей хань», как называют себя китайцы. Шаг за шагом мы попытаемся проникнуть в мир этой самобытной культуры, как когда-то рыбак - путешественник в незнакомую страну.

Домашнее задание', сочинение-миниатюра «Моё открытие Китая», «Что поразило меня во время пребывания в Китае», «Самобытная культура Китая» (по выбору).

ЛИТЕРАТУРА

1. Страна Хань. Очерки о культуре древнего Китая / под ред. Б.И. Панкратова. Ленинград: гос. изд-во дет. лит-ры мин-ва Просвещения РСФСР, 1959.

2. Ивлев С.А.. Художественная культура Древнего Востока. Материалы для учителя МХК. Москва: ООО «Фирма МХК», 2001.

3. http://rn.wikipedia.Org//wiki

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.