Научная статья на тему 'Открытая олимпиада школьников по биологии как современная педагогическая технология профориентационной работы в медицинском вузе'

Открытая олимпиада школьников по биологии как современная педагогическая технология профориентационной работы в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИАДА / БИОЛОГИЯ / ШКОЛЬНИКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / OLYMPIAD / BIOLOGY / SCHOOLCHILDREN / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / VOCATIONAL GUIDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баковецкая Ольга Викторовна, Камаева Светлана Анатольевна, Калыгина Тамара Андреевна, Царева Оксана Альбертовна, Клейменова Юлия Юрьевна

Современное школьное образование должно сопровождаться развитием и поддержкой талантливой молодежи, поиском одаренных и мотивированных детей. Это играет особую роль в профессиональной ориентации школьников старших классов при выборе будущей профессии, что активно реализуется в тесном взаимодействии школы и вуза. Становится актуальным поиск педагогических технологий, позволяющих совершенствовать личностное развитие и профессиональное ориентирование выпускников школ. Наиболее эффективной формой могут служить предметные олимпиады. При подаче документов в медицинский университет учитываются результаты ЕГЭ по биологии, химии и русскому языку. В этой связи предметная олимпиада по биологии приобретает важное мотивирующее значение для обучающихся выпускных классов. На протяжении последних двух лет в Рязанском государственном медицинском университете проводится открытая олимпиада школьников по биологии. Олимпиада включает отборочный этап в дистанционном формате и заключительный в очной форме. Для участников были разработаны оригинального содержания тестовые задания с выбором вариантов ответа, задания с рисунками, вопросы проблемного характера, ситуационные задачи, а также вопросы, требующие полного, развернутого ответа, и генетические задачи. Контрольноизмерительные материалы соответствовали ФГОС среднего общего образования по биологии, имели повышенный уровень сложности, проблемный характер и медицинскую направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баковецкая Ольга Викторовна, Камаева Светлана Анатольевна, Калыгина Тамара Андреевна, Царева Оксана Альбертовна, Клейменова Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPEN BIOLOGY OLYMPIAD FOR SCHOOLCHILDREN AS A MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGY CAREER ACTIVITY IN THE MEDICAL UNIVERSITY

Modern school education should be accompanied by the development and support of talented young people, the search for gifted and motivated children. This plays a special role in the professional orientation of high schoolchildren when choosing a future profession, which is actively implemented in close cooperation between the shod and University. It becomes urgent to search for pedagogical technologies to improve personal development and professional orientation of school leaver. The most effective form can serve as the subject of the Olympics. The results of the unified state exam in biology, chemistry and Russian language are taken into account when applying to the medical University. In this regard, the subject Olympiad in biology becomes important motivating value for students high school children. Over the past two years, the Ryazan State Medical University has been hosting an open biology Olympiad for schoolchildren. The Olympiad included the qualifying stage in the distance format and the final stage in full-time form. For the participants were developed the original content of the test tasks with a choice of answers, tasks with drawings, questions of a problematic nature, situational problems, as well as questions that require a full, detailed answer and genetic problems. Control and measuring materials corresponded to the GEF of secondary General education in biology, had an increased level of complexity, problematic nature and medical orientation.

Текст научной работы на тему «Открытая олимпиада школьников по биологии как современная педагогическая технология профориентационной работы в медицинском вузе»

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

DOI: 10.23888/humJ2020125-34

ОТКРЫТАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ КАК СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

OPEN BIOLOGY OLYMPIAD FOR SCHOOLCHILDREN AS A MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGY CAREER ACTIVITY IN THE MEDICAL UNIVERSITY

Баковецкая О.В., Камаева С.А., Калыгина Т.А., Царева О.А., Клейменова Ю.Ю., Терехина А.А.

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

Аннотация:

Современное школьное образование должно сопровождаться развитием и поддержкой талантливой молодежи, поиском одаренных и мотивированных детей. Это играет особую роль в профессиональной ориентации школьников старших классов при выборе будущей профессии, что активно реализуется в тесном взаимодействии школы и вуза. Становится актуальным поиск педагогических технологий, позволяющих совершенствовать личностное развитие и профессиональное ориентирование выпускников школ. Наиболее эффективной формой могут служить предметные олимпиады. При подаче документов в медицинский университет учитываются результаты ЕГЭ по биологии, химии и русскому языку. В этой связи предметная олимпиада по биологии приобретает важное мотивирующее значение для обучающихся выпускных классов.

Bakovetskaya O.V., Kamaeva S.A., Kalygina T.A., Tsareva O.A., Kleymenova U.U., Terekhina A.A.

Ryazan State Medical University Abstract:

Modern school education should be accompanied by the development and support of talented young people, the search for gifted and motivated children. This plays a special role in the professional orientation of high schoolchildren when choosing a future profession, which is actively implemented in close cooperation between the shod and University. It becomes urgent to search for pedagogical technologies to improve personal development and professional orientation of school leaver. The most effective form can serve as the subject of the Olympics. The results of the unified state exam in biology, chemistry and Russian language are taken into account when applying to the medical University. In this regard, the subject Olympiad in biology becomes important motivating value for students high school children.

Over the past two years, the Ryazan State Medical University has been hosting an open biology

На протяжении последних двух лет в Рязанском государственном медицинском университете проводится открытая олимпиада школьников по биологии. Олимпиада включает отборочный этап в дистанционном формате и заключительный - в очной форме.

Olympiad for schoolchildren. The Olympiad included the qualifying stage in the distance format and the final stage in full-time form.

Для участников были разработаны оригинального содержания тестовые задания с выбором вариантов ответа, задания с рисунками, вопросы проблемного характера, ситуационные задачи, а также вопросы, требующие полного, развернутого ответа, и генетические задачи. Контрольно-измерительные материалы соответствовали ФГОС среднего общего образования по биологии, имели повышенный уровень сложности, проблемный характер и медицинскую направленность.

For the participants were developed the original content of the test tasks with a choice of answers, tasks with drawings, questions of a problematic nature, situational problems, as well as questions that require a full, detailed answer and genetic problems. Control and measuring materials corresponded to the GEF of secondary General education in biology, had an increased level of complexity, problematic nature and medical orientation.

Ключевые слова:

олимпиада, биология, школьники, педагогические технологии, профессиональная ориентация.

Key words:

olympiad, biology, schoolchildren, pedagogical technologies, vocational guidance.

В настоящее время для преподавателей высшей школы становится актуальным поиск педагогических технологий, которые способствовали бы привлечению в вузы талантливой, мотивированной профессионально ориентированной молодежи.

Под профессиональной ориентацией следует понимать специально организованную, научно обоснованную деятельность по подготовке школьников к осмысленному и самостоятельному выбору профессии с учётом своих интересов, индивидуальных способностей, а также потребностей общества и государства в квалифицированных кадрах определённых специальностей [1]. Все это выполнимо лишь при оказании помощи выпускникам школ в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии [2].

В связи с этим крайне актуальным представляется разработка и внедрение новых педагогических технологий в системе довузовского образования, имеющих профориентационную направленность в системе «школа-вуз».

Выделяют основные признаки педагогических технологий: целенаправленность, целостность, научная обоснованность, направленность на результат, планируемость, высокая эффективность, системность, комфортность для педагога и учащихся, за ко но со об р а зно сть , пр о е ктир уе м ость , на де жнос ть , уп р а вл я е м о сть , воспроизводимость [3]. Согласно перечисленным признакам одной из разновидностей педагогических технологий, направленных на профориентацию школьников может выступать предметная олимпиада по биологии. Следует помнить, что профориентация - важная, но далеко не единственная функция олимпиады. Она является состязанием участников в эрудированности, умении применять знания для решения практических задач, соревнованием со своими этапами и победителями. Это прежде всего площадка

для личностного и профессионального самопознания и самоопределения, приобретения частных и универсальных умений и навыков [4,5].

Предметная олимпиада по биологии как педагогическая технология представляет собой совокупность теоретически обоснованных взаимосвязанных заданий, а также способов оценивания качества их выполнения, разработанных в рамках определенной методологии и реализующейся с помощью адекватных и современных методов, обеспечивающих наиболее эффективное достижение образовательных и профориентационных целей.

Необходимость проведения олимпиады продиктована потребностью современного российского общества в компетентных специалистах, способных решать разнообразные задачи, стремящихся к саморазвитию, обладающих определенным стилем мышления. Использование данного подхода предполагает целостность и системность проведения олимпиады, учёт межпредметной и внутрипредметной интеграции, отражающей взаимосвязи содержания дисциплины и методик обучения, ч то сп о со б ств уе т ф о р м ир о ва ни ю и нте гр а ти в но го сти ля м ы ш ле н ия , профессионального роста школьника [6,7].

В настоящее время олимпиады приобретают массовый характер и проводятся на регулярной основе. Участие в олимпиадных движениях рассматривается как форма поддержки и сопровождения одаренной и мотивированной молодежи, а также как механизм стимулирования познавательной активности школьников, развития интереса к биологическим наукам и повышению качества знаний учащихся [8,9]. Однако роль предметной олимпиады как педагогической технологии в реализации профориентационной работы выпускников школ изучена крайне недостаточно.

Цель

Целью работы является изучение роли предметной олимпиады по биологии как современной педагогической технологии в системе профориентационной работы в медицинском вузе с учащимися старших классов.

Материалы и методы

Для реализации данной педагогической технологии применялись инновационные приемы и методы образовательного процесса: тестирование, проблемные задания, электронная образовательная среда вуза для регистрации и проведения тестирования в дистанционном формате.

Результаты и их обсуждение

В целях содействия осмысленному выбору будущей профессии в Рязанском государственном медицинском университете имени академика И.П. Павлова на протяжении 2017-2019 учебных годов проводилась открытая олимпиада школьников по биологии [10]. Участники олимпиады - обучающиеся 10-11 классов средних школ различных субъектов Российской Федерации.

Олимпиада по биологии, проходящая в нашем вузе, открытая, поэтому для ее организации были задействованы электронные ресурсы и создана информационная

среда на сайте вуза, что позволило обеспечить комфортность, доступность и надежность для участников не только близлежащих, но и удаленных регионов.

Олимпиада проходила в 2 этапа: 1 этап, отборочный, включал в себя регистрацию и выполнение отборочных олимпиадных заданий, 2 этап выступал как заключительный.

Заочный этап проводился дистанционно и предполагал выполнение заданий в удобное для участника время с октября по январь. С помощью системы дистанционного обучения университета школьники выходили на сайт и отвечали на вопросы. Для выполнения заданий отводилось 3 часа. Задания отборочного этапа включали в себя тестовую часть и открытые вопросы. Победители и призеры заочного этапа допускались к заключительному очному этапу, который проходил в стенах медицинского университета. Победителям и призерам открытой олимпиады школьников по биологии РязГМУ начислялись дополнительные баллы в качестве индивидуальных достижений при поступлении в вузы страны, где учитываются результаты по биологии. В нашем университете победителям заключительного этапа дополнительно начислялось 3 балла, призерам - 2 балла, а участникам - 1 балл.

Банк олимпиадных заданий включал в себя вопросы из всех разделов школьного курса биологии. Были разработаны тестовые задания с множественным выбором ответов, задания с рисунками, вопросы проблемного характера, требующие полного, развернутого ответа, ситуационные и генетические задачи, а также вопросы, направленные на пропаганду здорового образа жизни. Большинство предложенных заданий имели медицинскую направленность, ряд из них были связаны с научным вкладом академика И.П. Павлова, уроженца Рязани, чье славное имя носит Рязанский медицинский университет. Общее количество заданий заочного этапа в 2018 году равнялось 50, в 2019 году количество заданий было сокращено до 30, при этом уровень вопросов был усложнен и требовал от участников более глубоких знаний данного предмета. Очный этап в 2018 году включал 15 заданий, в 2019 году количество увеличилось до 20 заданий.

Из вышесказанного видно, что открытая олимпиада школьников по биологии отражает такие признаки педагогической технологии, как целостность, системность, целенаправленность и планируемость. Участники были оповещены о сроках проведения каждого этапа, их последовательности, о количестве баллов, набранных ими по окончании проверки работ. Важным моментом является мотивация школьников, так как они получают возможность не только познакомиться с университетом, требованиями к уровню изучения материала, которым необходимо владеть, но и получить дополнительные баллы при поступлении в медицинский вуз.

После проверки работ каждому участнику заключительного этапа открытой олимпиады школьников по биологии на их электронные адреса были направлены сканы работ для ознакомления с итоговыми баллами. Мы считаем это важным моментом, так как у участников есть возможность ознакомиться с результатами своих трудов, провести анализ ошибок, лучшим образом подготовиться к экзамену.

Следует отметить высокую эффективность, комфортность, надежность информационной среды олимпиады. Для этого проанализируем количество

участников и масштаб охвата учащихся по регионам в сопоставлении за 2018 и 2019 год. Из рисунка 1 видно, что в первом этапе олимпиады в 2018 году в регистрации и создании личных кабинетов приняло участие 378 учеников. Участники регистрировались из 11 областей. В 2019 году данный показатель вырос в 2 раза и составил 814 школьников. Участники зарегистрировались из 12 регионов РФ.

Рис. 1. Количество участников заочного тура, очного тура и количество победителей и призеров по годам

Наибольшее количество участников было из трех областей Российской Федерации. Так, в 2018 году, 32 % составили школьники из г. Рязани и Рязанской области, 26 % - представители Московской области, 10 % - Липецкой области. В 2019 году 48,5 % -школьники из г. Рязани и Рязанской области, 16,6 % - представители Московской области, 8 % - Тамбовской области. География участников открытой олимпиады школьников по биологии за два года проведения достаточно широкая. Активное участие приняли не только близлежащие к Рязани области - Московская, Липецкая, Нижегородская, Тамбовская, Тульская, Владимирская, Ивановская, Орловская, Калужская, Республика Мордовия, но и отдаленные регионы - Краснодарский, Алтайский, Ставропольский и Забайкальский край. Это говорит о популярности нашего университета среди потенциальных абитуриентов и большой заинтересованности в плане получения медицинского образования высокого уровня, востребованного на современном рынке труда. На основании указанного количества областей, откуда регистрировались учащиеся, открытая олимпиада школьников по биологии, организуемая ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, приобрела статус межрегиональной.

При анализе результатов отборочного этапа (рис. 2) было выявлено следующее: в 2018 году 10,7 % участников набрали от 60 до 80 баллов, 35 % - от 40 до 60 баллов, 43,1% - от 20 до 40 баллов и 11,2 % - от 0 до 20 баллов. Максимальный балл составил 79 баллов.

В 2019 году 11,6 % набрали от 75 до 95 баллов, 42,3 % - от 55 до 75 баллов 30,5 % - от 35 до 55 баллов, 15,6 % - от 0 до 35 баллов. Максимальный балл составил 95.

Рис. 2. Результаты отборочного этапа, ранжированные по баллам

Данные показатели свидетельствуют о том, что процент участников по количеству набранных баллов, одинаков за два последних года. Это говорит об оптимальном уровне сложности предложенных заданий и достаточно высоком уровне подготовки школьников, принявших участие в открытой олимпиаде школьников по биологии.

Для прохождения в заключительный этап по утвержденному положению и регламенту необходимо было стать победителем или призером отборочного заочного тура, а это не более 45 % от общего фактического числа участников отборочного этапа. В 2018 году всего 106 школьников прошли в заключительный тур. Так, победителями и призерами стали участники, набравшие более 40 баллов (рис. 3) .

Распределение победителей и призеров первого тура по баллам выглядило следующим образом: 53 % участника набрали 40-50 баллов, 22,2 % - 50-60 баллов, 14 % -60- 70 баллов, 10,2 % - 70-80 баллов.

В 2019 году 191 школьник (45 %) после первого тура прошел в заключительный. Победителями и призерами стали школьники, набравшие более 55 баллов. Распределение по баллам выглядело следующим образом: 31,9 % участника набрали 5565 баллов, 44,5 % - 65-75 баллов, 17,3 % - 75-85 баллов, 8,4 % - 85-95 баллов (рис. 4).

Рис. 3. Количество баллов участников, прошедших в заключительный этап

Данные рисунка 3 говорят о том, что в 2019 году процент участников, набравших низкие баллы значительно уменьшился, а процент участников с высокими баллами стал значительно выше.

Общее количество победителей и призеров согласно установленному регламенту не должно превышать 25 % от общего количества участников, а победителей не более 8 %. В связи с этим из рис. 4 видно, что в 2018 году17,65 % участников набрали от 90-100 баллов, 35,3 % - от 80-90 баллов, 47,06 % - от 70-80 баллов.

В 2019 году - 11,1 % участников набрали от 46-56 баллов, 66,67 % - от 56-66 баллов, 22,2 % - от 66-76 баллов.

М 30

о

70-80 80-90 90-100

■ 2018 "2019

Рис. 4. Результаты победителей и призеров заключительного этапа

Высокий показатель стабильных средних баллов участников в 2019 году в сравнении с 2018 годом говорит об уровне подготовки, о проявлении интереса к научно-исследовательской деятельности, о популяризации научных знаний в области биологии.

Следует подчеркнуть, что данная педагогическая технология отличается высокой направленностью на результат как со стороны обучающихся, так и со стороны организаторов. В этой связи значимым является то, что в 2018 году из 17 победителей 11 участников открытой олимпиады школьников по биологии стали студентами РязГМУ.

В 2019 году среди учащихся 10 классов, вошедших в число победителей и призеров, 9 школьников автоматически допускаются до участия в заключительном этапе олимпиады по биологии следующего года без прохождения отборочного. Это делает олимпиаду целостной, системной педагогической технологией.

Открытая олимпиада школьников по биологии Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова вошла в перечень олимпиад, утвержденных Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 197 «Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской,

творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2018/19 учебный год». Следовательно, открытая олимпиада школьников по биологии признана педагогическим сообществом в качестве значимого мероприятия, направленного на достижение комплекса целей, в том числе, профессиональной ориентации выпускников школ.

Вывод

Подводя итог, можно сказать, что открытая олимпиада школьников по биологии, проводимая в рамках внедрения новых педагогических технологий в процесс обучения, выполняет предназначенную ей образовательную, развивающую, методическую функции, а так же помогает в реализации эффективной профориентационной работы медицинского вуза, позволяет выявлять подготовленных, целеустремленных ребят, мечтающих связать свою жизнь с благородной профессией врача.

Конфликт интересов отсутствует.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мартишина Н.В., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В., и др. Формирование профессионально-личностной стратегии современной студенческой молодежи: теория и практика. Рязань: Концепция; 2016.

2. Аханов Б.Ф. Современные профориентацион-ные технологии // Ученые записки. 2016. №1. С. 187-190.

3. Муравьева Г.Е. Проектирование образовательного процесса в педагогическом вузе на основе компетентностного подхода. Шуя: ШГПУ; 2012.

4. Миннулин Р.Р., Гиниятова А.Р., Рахманова А.Р. Олимпиады, как одна из главных форм работы с одаренными детьми. В сб.: Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сборник статей по материалам XLVII международной студенческой научно- практической конференции; 21 ноября 2016. Новосибирск; 2016. Доступно по: http://sibac.info/archive/guman /10(47).pdf. Ссылка активна на 19 января 2020.

5. Тарасенко Ю.А. Роль предметной олимпиады в формировании профессиональных компетенций // Образование и воспитание. 2017. №1. С. 50-54.

6. Ельцова Л.Ф., Ельцов А.В. О реализации принципа интеграции в организации обучения в медицинском вузе (на примере преподавания дисциплины «Латинский язык») // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2019. Т. 7, №1 (24). Доступно по:

REFERENCES:

1. Martishina NV, Grebenkina LK, Eremkina OV, et

al. Formirovanie professional'no-lichnostnoi strategii sovremennoi studencheskoi molodezhi: teoriya i praktika. Ryazan: Kontseptsiya; 2016. (In Russ).

2. Akhanov BF. Sovremennye proforientatsionnye tekhnologii. Scientific Notes: The online academic journal of Kursk State University. 2016;(1): 187-90. (In Russ).

3. Murav'eva GE. Proektirovanie obrazovatel'nogo protsessa v pedagogicheskom vuze na osnove kompetentnostnogo podkhoda. Shuya: Shuya Branch of Ivanovo State University; 2012. (In Russ).

4. Minnulin RR, Giniyatova AR, Rakhmanova AR. Olimpiady, kak odna iz glavnykh form raboty s odarennymi det'mi. In: Nauchnoe soobshchestvo studentov XXI stoletiya. Gumanitarnye nauki: sbornik statej po materialam XLVII mezhdunarodnoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii; 21 Nov 2016; Novosibirsk; 2016. Available at: https:// sibac.info/archive/guman/10(47).pdf. Accessed: 16 Jan 2020. (In Russ).

5. Tarasenko YuA. Rol' predmetnoi olimpiady v formirovanii professional'nykh kompetentsii. Obrazovanie i vospitanie. 2017;(1):50-4. (In Russ).

6. Yeltsova LF, Yeltsov AV. The implementation of the principles of integration at medical universities (the case of a course of the latin language). Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2019;7(1). Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/ art&id=361. Accessed: 16 Jan 2020. (In Russ).

http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=361. Ссылка активна на 19 января 2020.

7. Форум старшеклассников «Клинический психолог - профессия будущего» // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие.

2019. Т. 7, №1 (24). Доступно по: http://humjournal. rzgmu.ru/art&id=368. Ссылка активна на 19 января 2020.

8. Малинин В.А. Интеграция школы и вуза как фактор развития новой образовательной системы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. №1. С. 32-35.

9. Грудзинский А.О. Интеграция школы и вуза в условиях инновационного общества знаний: «Предпринимательская» модель // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. №1 (37). С. 201-210.

10. Баковецкая О.В., Камаева С.А., Калыгина Т.А., и др. Биологическая олимпиада как вектор интеграции школы и медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2018. №4. Доступно по: http://science-education.ru/ru/arctic le/view?id=27857. Ссылка активна на 19 января

2020.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Баковецкая Ольга Викторовна - доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой биологии, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова; 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9. Email: o.bakoveckaya@rzgmu.ru

Камаева Светлана Анатольевна - старший преподаватель кафедры биологии, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова; 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9. Email: s.kamaeva@rzgmu.ru Калыгина Тамара Андреевна - кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова; 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9. Email: tamara.calygina@yandex.ru

Царева Оксана Альбертовна - кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова; 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9. Email: tsareva.Oksana1966@yandex.ru

Клейменова Юлия Юрьевна - ассистент кафедры биологии, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова; 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9. Email: kleimenowa86@mail.ru

Терехина Анна Александровна - кандидат биологических наук, ассистент кафедры биологии, Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова; 390026, Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9. Email: terexina.ania1986@yandex.ru

7. Forum of high school students «Clinical psychologist - profession of the Future». Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2019;7(1). Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/ art&id=368. Accessed: 16 Jan 2020. (In Russ).

8. Malinin VA. Integratsiya shkoly i vuza kak faktor razvitiya novoi obrazovatel'noi sistemy. Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. 2014;(1):32-5. (In Russ).

9. Grudzinskii AO. Integratsiya shkoly i vuza v usloviyakh innovatsionnogo obshchestva znanii: «Predprinimatel'skaYA» model'. Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. 2015;1(37):201-10. (In Russ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Bakovetskaya OV, Kamaeva SA, Kalygina TA, et al. Biologicheskaya olimpiada kak vektor integratsii shkoly i meditsinskogo vuza. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2018;4. Available at: http:// science-education.ru /ru/article/view?id=27857. Accessed: 16 Jan 2020. (In Russ).

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Bakovetskaya O.V. - Doctor of Biological Sciences, Professor, and Head of the Biology Department; Ryazan State Medical University; 390026, Ryazan, Vysokovoltnaya str., 9. Email: o.bakoveckaya@rzgmu.ru

Kamaeva S.A. - Senior Lecturer at the Department of Biology; Ryazan State Medical University; 390026, Ryazan, Vysokovoltnaya str., 9. Email: s.kamaeva@rzgmu.ru KalyginaT.A. - PhD (Biology), Associate Professor at the Department of Biology; Ryazan State Medical University; 390026, Ryazan, Vysokovoltnaya str., 9. Email: tamara.calygina@ yandex.ru

Tsareva O.A. - PhD (Biology), Associate Professor at the Department of Biology; Ryazan State Medical University; 390026, Ryazan, Vysokovoltnaya str., 9. Email: tsareva.Oksana1966@ yandex.ru

Kleymenova Ju.Ju. - Assistant at the Department of Biology; Ryazan State Medical University; 390026, Ryazan, Vysokovoltnaya str., 9. Email: kleimenowa86@mail.ru Terekhina A.A. - PhD (Biology), Assistant at the Department of Biology; Ryazan State Medical University; 390026, Ryazan, Vysokovoltnaya str., 9. Email: terexina.ania1986@yandex.ru

33

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 19.06.2019. ДАТА ПРИНЯТИЯ В ПЕЧАТЬ: 14.02.2020.

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Баковецкая О.В., Камаева С.А., Калыгина Т.А., и др. Открытая олимпиада школьников по биологии как современная педагогическая технология профориентационной работы в медицинском вузе // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8, №1(28). Доступно по: http://humjoumal.rzgmu.ш/art&id=415. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi:10.23888/humJ2020125-34

PAPER RECEIVED: 19.06.2019. PAPER ACCEPTED: 14.02.2020.

REFERENCE FOR CITING:

Bakovetskaya OV, Kamaeva SA, Kalygina TA, et al. Open biology olympiad for schoolchildren as a modern educational technology career activity in the medical university. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2020; 8 (1). Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=415. Accessed: dd Month yyyy. doi:10.23888/humJ2020125-34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.