Вестник Омского университета. Серия «Право». 2007. № 1 (10). С. 60-62. © В.А. Цветков, 2007
УДК 347.64
ОТКАЗ ОТ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ
В.А. ЦВЕТКОВ
In given clause opens features of refusal of civil property rights belonging to minor.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации [1].
Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением мелких бытовых или направленных на безвозмездное получение выгоды и не требующих нотариального удостоверения либо государственной регистрации, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 статьи 26 Гражданского кодекса РФ, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.
К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3
статьи 37 Гражданского кодекса РФ, согласно которым опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.
Таким образом, отказ от таких принадлежащих несовершеннолетнему имущественных прав, как право на участие в приватизации, право наследования, право преимущественной покупки, право получения имущества по договору дарения, возможен только с согласия органа опеки и попечительства.
При выдаче такого «разрешения» орган опеки и попечительства в лице органа местного самоуправления в качестве самостоятельной стороны данной гражданско-правовой сделки не выступает и выступать не может, поскольку не имеет собственного интереса по поводу объекта сделки. Выдача такого разрешения характеризует собой наличие правоотношения, субъектом которого, с одной стороны, выступает административный орган (местное самоуправление), с другой - попечитель или опекун (родитель). Содержанием правоотношения является порядок осуществления родителями (опекунами, попечителями) своих прав (п. 1 ст. 65 СК РФ, п. 2 ст. 31 ГК РФ).
При этом орган опеки и попечительства при даче согласия законным представителям ребенка должен исходить из наилучшего обеспечения интересов ребенка [2]. Так, например,
не вызывает сомнения законность и обоснованность дачи органом опеки и попечительства согласия законным представителям на отказ от права наследования несовершеннолетним в том случае, если долги наследодателя превышают размер наследственного имущества. Возможна аналогичная ситуация и при получении имуще -ства в результате дарения.
Наиболее дискуссионным является вопрос о возможности дачи органом опеки и попечительства согласия на отказ от участия несовершеннолетнего в приватизации жилого помещения. В случае дачи такого согласия несовершеннолетний не становится собственником жилого помещения. С учетом безвозмездности данной сделки, большой стоимости и социальной значимости жилья такой отказ, как правило, не может соответствовать интересам ребенка.
В случае приватизации жилого помещения несовершеннолетний вправе наравне с совершеннолетними стать участником общей собственности на это помещение, поскольку согласно ст. 53 ЖК имеет равные права, вытекающие из договора найма жилого помещения [3].
Невключение детей в приватизационные документы может иметь место только с разрешения органа опеки и попечительства [4]. По мнению И. Фаршатова, последнее суждение не соответствует положениям закона о приватизации [5]. В договор о передаче жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие права пользования жилым помещением. Иначе говоря, в данном случае несовершеннолетние всегда должны включаться в приватизационные документы. Органы опеки и попечительства, давая разрешения на приватизацию, не вправе выносить решение о невключении их в названные документы. Эти правила распространяются и на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на начало приватизации имеют право на жилое помещение наряду с другими нанимателями.
Интерес вызывает также вопрос безусловности отказа от принадлежащего несовершеннолетнему права. В частности, возможен ли отказ от принадлежащего несовершеннолетнему имущественного права при условии встречного имущественного представления. Например, возможен ли отказ от участия несовершеннолетнего в приватизации при условии оформления на его имя права собственности в другом жилом помещении или отказ от принятия наследства в случае выплаты ребенку денежной компенсации.
Определенной спецификой обладает отказ от принадлежащего несовершеннолетнему права преимущественной покупки. Данный отказ, в отличие от ранее рассмотренных, является отказом от приобретения ребенком имущества по возмездной сделке. При этом законные представители ребенка решают вопрос о необходимости трансформации имущественных прав ребенка. Непонятна в данном случае роль органа опеки и попечительства, который должен давать согласие законным представителям ребенка на отказ от данного права.
В частности, должен ли орган опеки и попечительства и каким образом выяснять наличие у ребенка денежных средств, необходимых для реализации права преимущественной покупки, и может ли орган опеки и попечительства при наличии у ребенка таких средств решать вопрос о реализации права преимущественной покупки при отсутствии согласия родителей. Представляется, что решение органом опеки и попечительства данных вопросов не соответствует его полномочиям и целям деятельности, установленным действующим законодательством, в частности, статьей 37 Гражданского кодекса.
С учетом вышеизложенного предлагаем изложить пункт 2 статьи 37 Гражданского кодекса РФ в следующей редакции:
«2. Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, раздел его имущества или выдел из него долей, отказываться от принадлежащих подопечному прав по безвоз-
мездным сделкам, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного».
1. ФЗ РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 03.08.1998. - № 31. - Ст. 3802.
2. Письмо Минобразования РФ от 09.06.1999 № 244/26-5 «О дополнительных мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних» // Вестник образования. - 1999. - № 8.
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах при-
менения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 11. - 1993.
4. Закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. -
11.07.1991. - № 28. - Ст. 959.
5. Фаршатов И. Охрана жилищных прав несовершеннолетних // Российская юстиция. - 1999. -№ 8.